Занятие № 1 с детьми 3-5 лет

УРОКИ ЗДОРОВЬЯ В ОРГАНИЗОВАННЫХ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

Оптимальным вариантом обучения уходу за полостью рта детей в организованных коллективах является проведение уроков здоровья, ко­торые у школьников следует включить в расписание.

Необходимо учитывать, что гигиеническое обучение и воспитание детей должно быть подчинено общим требованиям психогигиены учеб­ных занятий, которые имеют следующие задачи:

1 — способствовать своевременному и гармоничному развитию де­тей;

2 — стремиться к тому, чтобы учение давало детям радость и проте­кало на фоне положительных эмоций;

3 — избегать чрезмерного психического напряжения, приводящего к значительному утомлению детей;

4 — предотвращать психотравмирующие ситуации.

Методика и содержание уроков здоровья зависят от возраста детей. Опыт работы с детьми показал, что можно использовать три основных варианта урока: с детьми 3-5 лет (детский сад), 6-8 лет (подготовитель­ная группа детского сада и 1 -2 классы), 9-10 лет (3-4 классы).

При построении урока следует учитывать, что психогигиенической регламентации подлежит длительность не только урока, но и отдельных учебных операций. Так, установлено, что продолжительность непрерыв­ного определенного вида деятельности (чтение, письмо, слушание, про­смотр кинофильма) в младших классах не должна превышать 10-12 ми­нут, а у детей 3-6 лет — 5-10 минут. Превышение этого времени ведет к утомлению. Переключение внимания учащихся по истечении этого вре­мени на другие виды деятельности дает хороший психогигиенический эффект.

В связи с изложенным целесообразно урок здоровья, который длит­ся у детей 3-6 лет 30 минут, у школьников — 40 минут, разделить на 3 части. В первой трети урока следует провести беседу с обязательным уча­стием детей. Детям 3-5 лет лучше рассказать сказку. Во второй трети урока методику чистки зубов следует показать на моделях зубных рядов, при­ем лучше не всей группе, классу, а небольшим группам по 4-6 человек (рис. 1).

Последней части урока проводят непосредственное обучение детей чистке зубов, контролируемой до и после нее с помощью индекса гигиены (ИГ) по Федорову-Володкиной, Грину-Вермильону (рис. 2, 3).

31 стр., 15211 слов

Техника квиллинг как профилактика девиантного поведения на уроках ...

... Проведение эксперимента по профилактике и коррекции девиантного поведения у детей 3-го класса на уроках труда с помощью техники квиллинг Заключение Список использованных источников и литературы ... состояний, скрытой или явной психической патологии, то есть отклоняющееся от норм психического здоровья поведение. 2 .Наркомания, пьянство, проституция, то есть отклоняющееся от принципов человеческого ...

Рис. 1. Отработка методики чистки зубов на моделях

 

Рис. 2. Окрашивание зубного налета при определении индекса гигиены по Грин-Вермильону

 

Рис. 3. Окрашивание зубного налета при определении индекса гигиены по Грин-Вермильону

Для создания благоприятного эмоционального восприятия необхо­димо использовать наглядность. Она должна иллюстрировать наиболее важные моменты и факторы, обеспечивающие первичную профилакти­ку кариеса и гингивита. Для обучаемой группы детей это иллюстрации к сказке или к информации о положительном воздействии на зубы ово­щей и фруктов (морковь, яблоки, капуста, свекла, репа и др.) и отрица­тельном — сладостей (конфет, печенья и др.), а также плакат «Не забывай советы стоматолога», содержащий режим и этапы в подготовке и завершении чистки зубов (рис. 4).

 

Рис. 4. Плакат «Не забывай советы стоматолога!»

На урок детям рекомендуют принести зубную щетку пасту, мыло, полотенце, стаканчик.

Правила чистки зубов дети усваивают во время обучения на моделях и закрепляют при проведении контролируемой чистки зубов. Основные положения правил включают следующие манипуляции и методики их проведения.

— Чистку зубов производят дважды в лень по 3 минуты: утром, пос­ле завтрака, и вечером, перед сном.

— Перед чисткой зубов следует промыть зубную щетку проточной
водой.

Рис. 5. Плакат «Как правильно чистить зубы»

— Нанести на щетку зубную пасту.

— Чистку зубов рекомендуется начинать с одной стороны челюсти, постепенно переходя на другую сторону, очищая все доступные поверхности каждого зуба, одновременно проводя щеткой лет-кий массаж десны. Все вертикальные движения осуществляют в направлении от десны к краю зуба.

— Жевательные поверхности необходимо чистить (рис. 5) возврат­но-поступательными движениями, язычные и щечные поверх­ности — вертикальными, «подметающими» движениями.

— Центральные зубы следует чистить с наружной и внутренней по­верхностей вертикальными движениями.

— Чистка зубов должна завершаться энергичным полосканием по­лости рта.

— После окончания чистки следует вымыть зубную щетку проточ­ной водой, намылить щетинки, поставить в стакан головкой вверх для высушивания (рис. 10).

 

Занятие № 1 с детьми 3-5 лет

В начале занятия следует рассказать сказку о маленьком Змее Горыныче и Сладкоежке с использованием плаката (рис. 6).

 

Маленький Змей Горыныч

Вчудесном сказочном лесу, на цветочной поляне жил да был Ма­ленький Змей Горыныч, а рядом жили его друзья — лесные зверята: Вол­чонок, Лисенок, Медвежонок, Зайчонок.

По утрам веселое Солнышко будило зверят и Маленького Змея Горыныча. Зверята вставали, делали зарядку и чистили зубки. А Маленький Змей Горыныч торопился съесть большую конфету, пастилу и мороженое, потому что больше всего на свете он любил сладости. Друзья прозвали его Сладкоежка. Бочку варенья, корзину печенья, мешок конфет да гору мяг­ких плюшек — вот, сколько сладостей съедал Сладкоежка за один день.

20 стр., 9832 слов

Формирование орфографической зоркости как условие формирования ...

5 Орфографическая зоркость как орфографическое умение, ее сущность 1.6 Система работы по формированию орфографической зоркости 1.7 Проговаривание как прием формирования орфографической зоркости 1.8 Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости 1.9 Методы обучения правописанию 1.10 Запоминание 1.11 Решение грамматико-орфографических задач Раздел 2. Влияние ...

Часто Сладкоежка забывал чистить зубы, не дружил с зубной пас­той и зубной щёткой.

Однажды проснулся Маленький Змей Горыныч, быстро положил в рот конфету, плюшку и мороженое. И вдруг покатились у него из глаз горючие слёзы.

— Ой, ой, ой! Ай, ай, ай! Ох, ох, ох!!! Ой, зубки болят! Ай, доктора
боюсь! Ох, не могу конфетки есть! — закричал Сладкоежка.

 

Рис. 6. Плакат «Меленький Змей Горыныч-Сладкоежка»

Стали больные зубки убегать от Маленького Змея Горыныча. Не было у них больше сил жевать сладости и быть постоянно грязными.

А вот у лесных зверят зубки никогда не болели, были белыми, ост­рыми и крепкими. Зверята любили кушать полезные овощи и фрукты, очень редко ели сладости и каждый день, утром и вечером чистили зуб­ки.

Убежали все зубы от Маленького Змея Горыныча к другим зверятам. Сидит Маленький Змей Горыныч грустный, горькими слезами залива­ется, ничего кушать не может. Никто не понимает, когда он говорит, что

 

 

Рис. 7. Плакат «Какие продукты полезны, какие опасны для зубов»

 

случилось, потому что без зубов он очень шепелявит, и все слова у него пугаются.

Вот какая грустная история случилась в чудесном сказочном лесу.

— А вы, ребятки, хотите, чтобы от вас зубки убежали?

Все хором отвечают: «Нет!»

— Тогда давайте вместе повторим, что надо кушать, чтобы зубки были здоровые и крепкие (показывать указкой на изображенные на рисунке овощи и фрукты, молоко, творог, а дети будут повторять хором их назва­ния – рис.7).

— А теперь, ребята, чтобы зубки никогда не заболели и не убежали, давайте послушаем, что нам советуют умные звери. На плакате «Умные звери» прочитать под картинками стихи (рис. 8):

 

Вот олень, ему не лень

Чистить зубы дважды в день.

 

Рис. 8. Плакат «Теремок. Советы «Умных зверей»

Еж купил порошок

И урчит: «Хорошо!»

Но не знал колючий,

Что пастой чистить лучше.

 

Научился и медведь

Зубы щеткою тереть.

 

Итак, ребята, зубки надо чистить щеткой и пастой, и каждый день обязательно. Видите, кто это? (Отвечают: «Волк»).

Вот и волк нам сове­тует:

 

Чистит волк свои клыки.

Оттого они крепки.

 

А теперь почитаем, что нам советует: — Кто это? (отвечают: «Лис»).

Видите, какие у него крепкие зубы?

Рыжий лис зубастый

Чистит зубы пастой.

Говорит он малышам:

«Чистить зубы надо вам,

Чистить зубы надо вам.

По утрам и вечерам!»

 

− Видите, детки, чтобы зубы стали крепкими, здоровыми, их надо
чистить вечером — перед сном, и утром — после завтрака! А вот что нам
советует: — Кто это? (отвечают: Мышонок).

 

Вот мышонок молодой,

Он полощет рот водой.

 

− Видите, детки, чтобы зубки всегда были здоровыми, белыми, кра­сивыми, не болели, после еды рот надо полоскать водой. Я точно знаю, что вы почти все так и делаете.

7 стр., 3424 слов

Ребята, мы хотим помочь вам определиться с выбором профессии, ...

... возможности. Наше «надо» определяется востребованностью профессии на рынке труда. Ребята вы услышали 2 слова: интересы и склонности. Они сильно влияют ... узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности. Ребята, мы хотим помочь вам определиться с выбором профессии, для ... который разделил их на 5 типов? (ответы учащихся) (Если ребята не ответят, напомнить им) Мы предлагаем вашему вниманию типы ...

— А теперь, ребята, давайте вместе решим, что надо делать, когда вы
собираетесь, перед сном, вечером или утром почистить зубы (демонст­рировать называемые действия):

 

1. Помыть ручки с мылом.

2. Затем прополоскать рот водой.

3. Вымыть щеточку.

4. Нанести на зубную щеточку пасту.

5. Затем почистить зубки.

6. Потом опять прополоскать рот водой, вымыть щеточку, намылить щетинки и поставить в чашечку или стаканчик.

 

использовать искусственные их наборы, имеющиеся во многих детских садах).

После этого воспитатель говорит детям: «А теперь, ребята, вы нам покажите, как хорошо и правильно научились чистить зубки, как хра­ните свою зубную щеточку».

 

Рис. 11. Плакат «Портрет девочки, которая строго выполняла

советы стоматолога»

Каждый обучающий с группой детей из 3—6 человек проводит кон­тролируемую чистку зубов.

На последующих занятиях контроль за знанием правил и чисткой зубов осуществляет воспитатель, медсестра. Детям можно прочитать и предложить выучить стихи

 

 

Рис. 12. Плакат «Портрет девочки, которая перестала чистить зубы»

Братья — Львята

Жили-были братья-львята

Вы их знаете, ребята?

Вдруг заплакал львенок Коля»,

Он сегодня очень болен.

Старших он совсем не слушал,

Зубы чистить не хотел,

Много сладкого он кушал,

Зуб у Коли заболел.

Говорит он львенку Толе:

«Зубы мне почистить что ли?

Говорил ведь доктор нам

Чистить зубы по утрам и вечерам»

С той поры два раза в день

Чистить зубы им не лень.

И теперь у наших львят

Зубы больше не болят.