ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И КОПИНГПОВЕДЕНИЯ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Кобзев М.В.
водный транспорт психологический устойчивость
Профессия моряка была и остается сложной, и, ввиду целого ряда негативных факторов, она каждодневно связана с воздействием стресса на человека. Практика показывает, что, несмотря на обладание будущим специалистом водного транспорта достаточно высокого уровня профессиональных знаний, позволяющих действовать в стандартных ситуациях, недостаточный уровень психологической устойчивости в сложных и нестандартных условиях способен проявить растерянность, замедленную реакцию в принятии адекватного решения, а также неспособность предугадывать факторы, способные нанести вред здоровью и жизни людей.
По оценке экспертов, в основе причин приблизительно 80% катастроф в сфере водного транспорта лежат ошибочные действия экипажа судов [3]. Для совладания со стрессовыми ситуациями человек на протяжении всей своей жизни формирует так называемое копинг-поведение или копинг-стратегии целый комплекс целенаправленного поведения по овладению ситуацией для уменьшения негативного влияния стресса на организм [5].
Родоначальниками изучения данного вопроса являются психологи С. Фолкман и Р. Лазарус, которые интерпретировали копинг-стратегии как способы совладания со сложными ситуациями и урегулированием взаимоотношений с окружающей средой. Вышеуказанные авторы ввели в словарь понятия “стрессоустойчивость” и “жизнестойкость” (“харденесс”).
В настоящее время в психологической литературе уделяется большой интерес к изучению копинг-поведения, а также механизмов психологических защит (Р.М. Грановская, И.М. Никольская, Т.В. Тулупьева, 2000; Е.В. Чумакова, 1998; О.А. Шамшикова, Т.Г. Шатилова , 2002).
Однако, несмотря на возрастающий интерес к изучению копинг-поведения, в литературе до сегодняшнего момента отсутствует четкая общепринятая классификация механизмов психологической защиты [4]. Как отмечают некоторые исследователи (Е.А. Белан, 2004; Т.Л. Крюкова , 2004), в отечественной психологии изучение проблем копингповедения находится на начальной стадии [7].
Теоретический анализ литературы показал, что понятие жизнестойкости, введеное С. Кобейса и С. Мадди, находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладания с ним [9].
Жизнестойкость (hardiness) это система убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром, включающая в себя три сравнительно независимых компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска [6]. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости мешает возникновению внутреннего напряжения в стрессовой обстановке за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее важных.
Психология посттравматического стресса
... 2008. – 24 с. Рабочая программа учебной дисциплины «Психология посттравматического стресса» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального ... эти знания в профессиональной деятельности. Программа учебной дисциплины «Психология посттравматического стресса» предусматривает комплексное, последовательное изучение теоретических и методологических основ ...
Вовлеченность (commitment), по мнению C. Мадди, можно, интерпретировать как “убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности” [9]. Человек с выработанным компонентом вовлеченности получает удовлетворение от своей деятельности. В противоположность этому, отсутствие аналогичной убежденности вызывает у него чувство отвергнутости, ощущение себя вне жизни (“Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность” [9].).
Контроль (control) играет роль убежденности в том, что борьба позволяет воздействовать на итог свершающегося, пусть даже это воздействие не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому чувство личной беспомощности. Человек с чрезвычайно развитым компонентом контроля чувствует, что сам выбирает свою деятельность, свой путь.
Принятие риска (challenge) убежденность человека в том, что все действия, которые с ним случаются, оказывают содействие его развитию за счет знаний, которые извлекаются из опыта, неважно, негативного или позитивного. Человек, как считает Д.А. Леонтьев, рассматривающий свою жизнь в качестве способа получения опыта, склонен действовать в отсутствие стабильных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая склонность к элементарному комфорту и безопасности фактором, обедняющим жизнь индивида. Сам фактор принятия риска базируется на идее, которая лежит в основе развития через активное освоение знаний из опыта, а так же последующее их использование [6].
Психологическое совладание человека в сложных жизненных ситуациях во многом определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям окружающей его среды. В своих трудах А.П. Арышева рассматривает копинг-поведение как механизм совладания с экстремальными ситуациями, которые превосходят ресурсы человека [1]. Данное мнение также разделяет А.Ж. Дауменова, утверждая, что нагрузки психологического плана зачастую превосходят адаптационный потенциал человека, провоцируя таким образом разного рода заболевания [2].
По мнению ряда ученых (О.С. Копина, 1995; А.А. Чазова, 1998; В.М. Ялтонского, 1996; C. K. Ewart, 1991), теория копинг-поведения одна из эффективных направлений преодоления человеком сложных жизненных обстоятельств, вследствие чего она является значимой в курсе обучения
Таким образом, актуальность и неразработанность данного направления, предопределило выбор темы для нашего исследования.
В данной статье мы представляем результаты эмпирического исследования, целью которого является изучение взаимосвязи жизнестойкости и копинг-поведения в стрессовой ситуации будущих специалистов водного транспорта. Данная методика представляет адаптированный вариант копинг-стрессового поведения, которая включает в себя перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелена на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенчнских стратегий. В исследовании приняло участие 248 курсантов I III курсов Астраханского речного училища.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... энергия, каждое проявление заключает в себе свою семеричную шкалу напряжения и утончения». Только подумайте, насколько сложен организм человека в своем видимом строении. Все виды Материи разных ... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...
Для достижения цели исследования мы использовали следующие диагностические методики: “Тест жизнестойкости” Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой [6], “Копинг-поведение в стрессовых ситуациях”, адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А.Паркера [8]. При обработке данных использовался статистический пакет БТЛИБТЮЛ 6.0. в результате чего была определена достоверность результатов исследования. Для окончательных выводов использовались результаты на уровне значимости р < 0,1; р < 0,05; р < 0,01.
На первом этапе проводилось обследование курсантов с целью определения их жизнестойкости с помощью методики “Тест жизнестойкости” Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой. Полученные результаты диагностики (полосовые диаграммы) продемонстрировали уровень развития жизнестойкости и ее компонентов. Установлено, что у 15% опрошенных низкий уровень, 68% средний уровень, 17% высокий уровень развития вовлеченности. Низкий уровень по показателю контроля имеют 6% юношей, средний 75%, высокий 19%. 11% респондентов имеют низкий уровень принятия риска, 73% средний и 16% высокий. Наконец, по шкале жизнестойкости обнаружено 9% с низким уровнем, 77% со средним и 14% с высоким.
Методика “Копинг-поведение в стрессовых ситуациях” позволила определить стратегии совладеющего поведения будущих специалистов водного транспорта.
Нами был проведен сравнительный анализ всех переменных методики копингповедения в стрессовой ситуации между 1-м, 2-м и 3-м курсами.
Опираясь на полученные нами данные, можно утверждать, что по шкале “проблемно ориентированный копинг” на всех трех курсах преобладает количество респондентов с низким уровнем. Значительно уступает в процентном соотношении количество испытуемых с средним уровнем, и полностью отсутствует количество учащихся, на всех трех курсах имеющих высокий уровень по данной шкале. Исходя из полученных нами данных, мы можем говорить об отсутствии положительной динамики по данной шкале. В данном случае можно говорить об отсутствии попыток либо о слабых попытках человека улучшить приспособляемость к негативным факторам окружающей его среды путем трансформации когнитивной оценки сложившейся ситуации. Например, это может быть поиск информации о способах действий, либо сдерживание себя от импульсивных, а так же поспешных действий. Опираясь на полученные нами данные, мы можем говорить о том, что учащийся, а впоследствии будущий специалист не способен эффективно, за максимально короткий промежуток времени решить возникшую перед ним проблему, о чем свидетельствуют показания по высокому уровню шкалы “проблемно-ориентированный копинг”.
Исходя из полученных нами данных по шкале “эмоционально-ориентированный копинг”, мы наблюдаем падение показателей по низкому уровню, незначительный рост на втором курсе по среднему уровню, а затем снижение показателей по среднему уровню к третьему году обучения. Низкий уровень по данной шкале по сравнению со средним представляет подавляющий процент респондентов по всем трем курсам, и 0% составил показатель по высокому уровню шкалы (так же по всем трем курсам).
Причем по низкому уровню шкалы “эмоционально ориентированный копинг” количество респондентов на первом курсе в процентном соотношении выше, чем к третьему году обучения.
Полученные нами данные позволяют утверждать, что у респондентов не высокий уровень защитного механизма по данной шкале, который имеет своей целью снижение физического или психологического влияния стресса, он не направлен именно на конструктивное изменение обстановки путем устранения самой угрожающей ситуации. В данном случае можно констатировать, что большинство испытуемых в экстремальной ситуации не способны принять проблемную ситуацию, стараясь решить те негативные проблемы, которые возникают в данной ситуации, а предпочитают дистанцироваться от нее, что отрицательным образом может повлиять на психологической устойчивости респондента в целом.
Опираясь на полученные нами данные путем сравнительного анализа по шкале “копинг ориентированный на избегание” по всем трем курсам, мы утверждаем, что в процентном соотношении на 1-м и 2-м курсах преобладает количество испытуемых со средним уровнем избегания проблемных ситуаций, а к третьему году обучения количество респондентов со средним и высоким уровнем составляет в сумме приблизительно половину против испытуемых с низким уровнем показателя. Возрастание показателей по среднему и высокому уровню происходят на третьем году обучения. Это совпадает с моментом, когда курсанты приходят на учебу после большой учебной практики, столкнувшись с реалиями выбранной ими профессии.
Полученные нами данные могут свидетельствовать о следующем: после второго года обучения приблизительно половина испытуемых старается уйти от решения возникающих перед ним проблем, дистанцироваться от них, избежать контакта с окружающей действительностью. Ввиду неподготовленности человека к экстремальным ситуациям происходит блокирование процесса осознания самой негативной ситуации (что типично для данной копинг-стратегии) в момент, когда индивид сталкивается с эмоциональным дискомфортом. Данный копинг может быть полезен лишь в ситуациях непродолжительного стресса, однако в стрессогенных обстоятельствах данную модель поведения можно расценивать, как неадаптивную реакцию.
Нами был проведен сравнительный анализ трех курсов по шкале “отвлечение”. На всех трех курсах превалирующим является средний уровень, однако наиболее высокий показатель в процентном соотношении по среднему уровню шкалы “отвлечение” мы наблюдаем к третьему курсу.
Далее по высокому уровню данной шкалы к третьему году обучения мы наблюдаем лишь незначительный прирост в процентном соотношении. Опираясь на полученные нами данные, мы утверждаем, что к третьему курсу наибольшее количество респондентов абстрагируется от определенной части реальности. Это можно объяснить тем, что обучающийся потенциально готов избегать сложные, связанные с риском ситуации. В данном случае уместно предположить, что таким образом защитные механизмы предохраняют психику человека от разрушительного воздействия. Респондент психологически не готов воспринять сложные, связанные с риском для жизни ситуации, которые присутствуют в сфере водного транспорта, а также всю полноту сложностей, связанных с данного рода профессией. Данная тенденция впоследствии способна негативно отразиться на процессе повышения степени психологической устойчивости, на восприятие реальности сопряженной с угрозой для жизни, с высоким психологическим напряжением, а значит, на продолжительности и качестве их работы как специалистов.
По шкале “социальное отвлечение” нами был проведен сравнительный анализ по всем трем курсам испытуемых. Исходя из полученных данных, можно констатировать, что наблюдается отрицательная динамика от первого к третьему годам обучения по низкому уровню. Аналогичную катрину мы можем наблюдать и по среднему уровню данной шкалы. Противоположную картину мы наблюдаем по высокому уровню шкалы “социальное отвлечение”, в данном случае прослеживается положительная динамика от первого курса к третьему, в процентном соотношении на данном уровне мы видим более значимый результат. Наиболее высокий показатель по низкому уровню данной шкалы мы наблюдаем у первого курса. Также наиболее высокий показатель среди всех трех курсов по среднему уровню прослеживается у первого курса, а по высокому уровню в процентном соотношении наиболее значимым явлется результат у третьего курса. В данном случае можно говорить о том, социальное отвлечение является как некий способ совладания с трудностями, то есть своеобразный уход от проблем, проблемных ситуаций путем присутствия в коллективе. Можно сказать, что таким способом респондент респондент снижает разрушительное воздействие стресса на свою психику, то есть человек чувствует себя в социуме более защищенным, ему легче справляться со стрессом. К третьему году обучения данная тенденция возрастает, что также может свидетельствовать о неспособности респондента в одиночку к действиям в сложных, чрезвычайных ситуациях.
Из табл. 1 видно, что выявлено значимая (р < 0,05) отрицательная корреляция жизнестойкости с эмоционально-ориентированным копингом и субшкалой “отвлечение”. Отрицательный коэффициент корреляции указывает на то, что высокий уровень жизнестойкости связан с низкими значениями для шкал “эмоционально-ориентированный копинг”, “отвлечение”, или наоборот, чем ниже уровень жизнестойкости, тем выше баллы для признаков “эмоционально-ориентированный копинг” и “отвлечение”.
Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы: для высокого уровня жизнестойкости не характерна выраженность таких стратегий совладения, как эмоционально-ориентированный копинг и отвлечение, на что указывают выявленные значимые отрицательные коэффициенты корреляции. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что, чем выше жизнестойкость человека, тем чаще он выбирает для себя копинг поведения наиболее конструктивный, то есть обладая высокой степенью жизнестойкости респондент старается контролировать свой эмоциональный фон, стараясь в экстремальной ситуации не давать волю своим чувствам, эмоциям, а также не отвлекаться на то, что способно снизить степень жизнестойкости. Полученные нами данные могут свидетельствовать об отсутствии или о слабой психологической подготовке среди будущих специалистов в данном учебном заведении. Учитывая специфику моряков, можно говорить о необходимости внедрения целенаправленной психологической подготовки в процесс обучения будущих специалистов водного транспорта.
Таблица 1
Перем |
е н н ы е |
Значение коэффициента корреляции |
Уровень значимости |
|
Жизнестойкость |
Проблемно ориентированный копинг |
0,0104 |
р = 0,940 |
|
Эмоционально ориентированный копинг |
-0,4328 |
р = 0,001 |
||
Копинг, ориентированный на избегание |
-0,1297 |
р = 0,341 |
||
Субшкала отвлечение |
-0,2998 |
р = 0,025 |
||
Субшкала социальное отвлечение |
0,1321 |
р = 0,332 |
||
Литература
1. Арышева А.П. Конституциональная репрезентация как психологический фактор оптимизации копинг-поведения личности (19.00.01): Автореф. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2009. С. 3, 6.
2. Дауменова А.Ж. Психолого-педагогические условия развития адаптивных копинг-стратегий у субъектов специфического образовательного пространства (19.00.07): Автореф. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2010. С. 4.
3. Дулин В.Н. Развитие профессионального опыта морских специалистов в учебно-тренажерных центрах (13.00.08): Дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2006. С. 3 4.
4. Колосова Т.А. Копинг-поведение и механизмы психологической защиты у подростков с умственной отсталостью (19.00.10): Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2007 С. 6.
5. Копинг-стратегии у успевающих и слабоуспевающих подростков (1гИр://шшш. forpsy.ru/view.aspx7icN471592).
6. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М., 2006.
7. Михайлычева И.В. Копинг-поведение младших подростков с различными рисками девиантного поведения (19.00.05): Дис. … канд. психол. наук. Иваново, 2008. С. 3.
8. Маликова Т.В., Михайлов Л.А., Соломин В.П., Шатрова О.В. Психологическая защита: направления и методы: Учебное пособие. СПб., 2008.
9. Maddi S., Harvey R., Khoshaba D., Lu J., Persico M., Brow M. The Personality Construct of Hardiness III: Relationships with Repression, Innovativeness, Authoritarianism and Performance // Journal of Personality. 2006. Vol. 74. № 32. P. 575 598.
Размещено на