Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины

«БИОЭТИКА»

Специальность (направление подготовки) 060103. 65-ПЕДИАТРИЯ

(код, название)

 

Форма обучения______________очная_______________________________

(очная, очно-заочная, заочная)

 

Срок освоения ООП_______________________6 лет___________________

(нормативный срок обучения)

 

Кафедра СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

 


При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:

 

1) ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060103. 65-Педиатрия, утвержденный Министерством образования и науки РФ «____»_____________________201__г.

 

2) Учебный план по специальности 060103. 65- Педиатрия, утвержденный Министерством образования и науки РФ, одобренный ученым Советом ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития России 27 мая 2011 г. Протокол № 5

 

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена на заседании кафедры

социальных наук ,

от «_____» ____________20___г. Протокол № _____

 

Заведующий кафедрой социальных наук__________________________(Л.Г. Сахарова )

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена Советом педиатрического факультета от «_____» ____________20___г. Протокол № _____

 

Председатель Совета педиатрического факультета_________________(В.А.Беляков )

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена центральным методическим Советом от «_____» ____________20___г. Протокол № _____

 

Председатель ЦМС_________________________________________(А.Л. Бондаренко)

Разработчики:

 

к.и.н., доцент __________________________________ (Л.Г. Сахарова)

Рецензенты:

 

к.м.н., доцент ГБОУ ВПО Кировской ГМА

Минздравсоцразвития Россиии Е.П. Цапок

 

к.п.н, доцент ФГБОУ ВПО ВятГУ В.А.Сахаров

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Общие положения 2

Вводная часть 4

2.1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля) 4

12 стр., 5596 слов

Рабочая программа дисциплины (модуля). «Кемеровский государственный университет»

... Кемерово 20 Рабочая программа дисциплины утверждена Ученым советом факультета (протокол Ученого совета факультета № 6 от 25.02.2013г.) Утверждена с обновлениями в связи с изменением макета рабочей программы (протокол Ученого совета ... работу обучающихся. 5 3.1. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах) 6 4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с ...

2.2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ооп академии 4

2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля) 5

Основная часть 9

3.1. Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы 9

3.2. Содержание учебной дисциплины 10

3.3. Самостоятельная работа студента 35

3.4. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной 39

3.5. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины 44

3.6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля) 44

3.7. Образовательные технологии 45

3.8. Разделы учебной дисциплины (модуля) и междисциплинарные связи

с последующими дисциплинами 47

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 48

Протокол согласования рабочей программы с другими кафедрами 49

Дополнения и изменения в рабочей программе 51

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)

Цель освоения учебной дисциплины (модуля) «Биоэтика» состоит в овладении студентами знаниями по морально-этической оценке проблем, порожденных развитием современными достижениями в биомедицинской науки и практикой здравоохранения,а также морально-этическими принципами развития медицинской науки, лечения и профилактики различных болезней.

Задачами дисциплины являются:

— приобретение студентами знаний по морально-этической оценке проблем, порожденных развитием современными достижениями в биомедицинской науки и практикой здравоохранения,

— формирование у студентов системы знаний об основных биоэтических категориях и особенностях биоэтического регулирования основных медицинских проблем;

— формирование у студентов комплекса знаний и представлений об основных морально-этических ценностях в контексте развития профессиональных и социально-личностных качеств;

— способствование развитию комплекса умений применения биоэтических знаний в профессиональной деятельности, разрешении конфликтных ситуаций, требующих биоэтического анализа; сформулировать представления о методах и способах разрешения этических конфликтов в сфере профессиональной деятельности;

— формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;

— ориентация на воспитание комплекса социально-значимых духовно0нравственных качеств личности, являющихся основой этического поведения будущего специалиста медицинской сферы.

— формирование у студента навыков поликультурного и делового общения с коллективом и больными.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля)

2.3.1. Изучение данной дисциплины направлено на подготовку к следующим видам профессиональной деятельности:

1. психолого-педагогическая деятельность по овладению и применению на практике морально-этических ценностей для оценки проблем , порожденных достижениями современной биомедицины и практикой здравоохранения;

2. научно-исследовательская деятельность по овладению, использованию и преобразованию знаний в области биоэтикив будущей профессиональной деятельности;

4 стр., 1972 слов

Результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с результатами ...

... дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата   Учебная дисциплина «Психология аддиктивного поведения» входит в блок вариативных дисциплин учебного ... Рабочая программа утверждена на заседании кафедры общей психологии Протокол ... современной аддиктологии; - освоение современных методов ... работы обучающихся по дисциплине (модулю) Самостоятельная работа студентов ...

3. профилактическая деятельность в сфере взаимодействия «пациент –врач», развитие биоэтических знаний у пациентов; формирование здорового образа жизни

2.3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

№ п/п Номер/ индекс компетенции Содержание компетенции (или ее части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
Знать Уметь Владеть Оценочные средства
1. ОК -1 Способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной -Основные идеи, принципы и требования биоэтики; философские основания биоэтики и биомедицинской этики; -права и моральные обязательства современного врача; -юридические и моральные права пациентов; -ключевые направления, проблемы, теории и методы использования знаний по биоэтике в медицинской практике, -содержание современных морально-этических дискуссий по проблемам развития здравоохранения. -формировать и аргументированно отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам биоэтики; -использовать положения и категории этики и биоэтики для оценивания и анализа различных тенденций, фактов и явлений в системе здравоохранения. 4.   5. -навыками восприятия и анализа специальных текстов, имеющих этико-правовое содержание, 6. -приемами ведения дискуссии и полемики, 7. -навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения своей собственной точки зрения по актуальным биоэтическим проблемам.   -способность ю к диалогу и восприятию альтернатив, участию в научных дискуссиях по проблемам культурно-общественного и философско-мировоззренческого характера.     контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, индивидуальные домашние задания эссе
2. ОК-2 способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию -Основные идеи, принципы и требования биоэтики; философские основания биоэтики и биомедицинской этики; -права и моральные обязательства современного врача; -юридические и моральные права пациентов     -формировать и аргументированно отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам биоэтики; -использовать положения и категории этики и биоэтики для оценивания и анализа различных тенденций, фактов и явлений в системе здравоохранения. 8.   9. -навыками восприятия и анализа специальных текстов, имеющих этико-правовое содержание, 10. -приемами ведения дискуссии и полемики, 11. -навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения своей собственной точки зрения по актуальным биоэтическим проблемам.   -способность ю к диалогу и восприятию альтернатив, участию в научных дискуссиях по проблемам культурно-общественного и философско-мировоззренческого характера.   контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, индивидуальные домашние задания эссе
3. ОК- 3 способностью и готовностью к анализу социально-значимых событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям , к оценке политики и государства; знать историко-медицинскую терминологию -Основные идеи, принципы и требования биоэтики; философские основания биоэтики и биомедицинской этики; -права и моральные обязательства современного врача; -юридические и моральные права пациентов; -ключевые направления, проблемы, теории и методы использования знаний по биоэтике в медицинской практике, -содержание современных морально-этических дискуссий по проблемам развития здравоохранения.   -формировать и аргументированно отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам биоэтики; -использовать положения и категории этики и биоэтики для оценивания и анализа различных тенденций, фактов и явлений в системе здравоохранения. 12.   13. -навыками восприятия и анализа специальных текстов, имеющих этико-правовое содержание, 14. -приемами ведения дискуссии и полемики, 15. -навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения своей собственной точки зрения по актуальным биоэтическим проблемам.   -способность ю к диалогу и восприятию альтернатив, участию в научных дискуссиях по проблемам культурно-общественного и философско-мировоззренческого характера.    
4. ОК-5 -способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности -основные идеи, принципы и требования биоэтики; философские основания биоэтики и биомедицинской этики; -права и моральные обязательства современного врача; -юридические и моральные права пациентов; -ключевые направления, проблемы, теории и методы использования знаний по биоэтике в медицинской практике, -содержание современных морально-этических дискуссий по проблемам развития здравоохранения.   -формировать и аргументированно отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам биоэтики; -использовать положения и категории этики и биоэтики для оценивания и анализа различных тенденций, фактов и явлений в системе здравоохранения. 16.   17. -навыками восприятия и анализа специальных текстов, имеющих этико-правовое содержание, 18. -приемами ведения дискуссии и полемики, 19. -навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения своей собственной точки зрения по актуальным биоэтическим проблемам.   -способность ю к диалогу и восприятию альтернатив, участию в научных дискуссиях по проблемам культурно-общественного и философско-мировоззренческого характера.   контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, индивидуальные домашние задания эссе
5. 20.ОК-8.     -способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативно-правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну -основные идеи, принципы и требования биоэтики; философские основания биоэтики и биомедицинской этики; -права и моральные обязательства современного врача; -юридические и моральные права пациентов; -ключевые направления, проблемы, теории и методы использования знаний по биоэтике в медицинской практике, -содержание современных морально-этических дискуссий по проблемам развития здравоохранения.   -формировать и аргументированно отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам биоэтики; -использовать положения и категории этики и биоэтики для оценивания и анализа различных тенденций, фактов и явлений в системе здравоохранения. 21.   22. -навыками восприятия и анализа специальных текстов, имеющих этико-правовое содержание, 23. -приемами ведения дискуссии и полемики; 24. -навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения своей собственной точки зрения по актуальным биоэтическим проблемам;   -способностью к диалогу и восприятию альтернатив, участию в научных дискуссиях по проблемам культурно-общественного и философско-мировоззренческого характера.   контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное или компьютерное, индивидуальные домашние задания, эссе

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Раздел 2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____2___ зачетных единицы

 

Вид учебной работы Всего часов в зачетных ед. Семестры
Аудиторные занятия (всего) 48/1, 3 з.е.
в том числе:
Лекции (Л) 14/0,5 з.е.
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С) 34/0,8 з.е.
Лабораторные работы (ЛР)  
Самостоятельная работа (всего) 24/0,7
В том числе:  
— Курсовой проект (работа)  
— Расчетно-графические работы  
— Реферат 8/0,25 з.е
Подготовка к промежуточному контролю
Подготовка к занятию 14/0,35
Подготовка к текущему контролю 2/ 0,1 з.е
Производственная (учеб.) практика  
Вид промежуточной аттестации     зачет
Общая трудоемкость (часов)
Зачетные единицы

Раздел 3.2. Содержание учебной дисциплины

№ п/п №компетенции Наименование раздела дисциплины Содержание раздела

 

Название тем практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины (модуля)

 

№ п.п №раздела Тематика семинаров Основное содержание семинарского занятия Трудоемкость в часах 4 сем
Философские основания этики и биоэтики Биоэтика как философская парадигма выживания. Гуманизм – субстанция традиционной этики и биоэтики. Этика цивилизованного человечества. Гуманистическая специфика медицинской науки и врачебной практики. Профессионализм и морально-нравственная ответственность медиков пред людьми. Социально-философское осмысление проблемы смысла жизни и смерти человека. Понятие «биоэтики» в концепции В.Р. Поттера и его эволюция в современной медицине. Философия благоговения перед жизнью. Основные аспекты биомедицинской этики как междисциплинарной области. Основные правила и принципы биоэтики. Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологических экспериментов. Уважение личности и ценность жизни ребенка. Основополагающие документы биомедицинской этики. Конвенция Совета Европы «О правах человека и биомедицине» 1996 года. Биоэтическая инфраструктура.
История и философия этики Зарождение этики как науки о морали и нравственности. Смысловые матрицы этического сознания в разное историческое время и у разных народов. Специфика религиозно-этической мысли. Сопряжение научного познания мира и общества людей с этикой поведения. Этические идеи и моральные принципы общественной жизни людей. История формирования этических отношений в медицине. Этика Гиппократа (V-IV вв. до н.э.): гуманность (филантропия); заповеди благодеяния и не причинения вреда; врачебная тайна, социальное доверие к профессии; моральные добродетели врача и т.д.. История формирования основных положений медицинской этики в педиатрии. Требования к качествам детского врача и этические установки в трудах С.Ф.Хотовицкого, Н.Ф.Филатова, Д.А.Соколова, Н.П. Гундобина, М.С.Маслова, А.Ф.Тура Т.Н.Сперанского, Ю.Е.Вельтищева и др.
Биоэтика как философия и наука выживания человечества Философия обновления отношения к жизни. Высшие моральные и нравственные ценности в биоэтике. Становление биоэтической парадигмы выживания. Техногенная культура и проблема защиты жизни и достоинства человека. Биоэтика – учение о сохранении жизни и обеспечении гарантий сбережения здоровья людей. Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей. Морально-правовые факторы при лечении инфекционных болезней как потенциального источника создания социальной опасности. Роль личности в ситуации нравственного выбора. Свобода воли, совести и творчества.
«Нравственные проблемы» в биоэтике Биотические проблемы применения инновационных методов, используемых в медицине при диагностике, лечении и коррекции генетических нарушений. Осознание возможного риска для испытуемых при проведении научного эксперимента и клинического исследования. Моральные права испытуемых и нравственная ответственность медиков, учёных-специалистов, проводящих эксперименты. характеристика основных этических и правовых документов, регламентирующих медико-биологические эксперименты. Злоупотребления в медицине нацистской Германии. Суд над нацистскими медиками. Антигуманное использование медицины в XX веке в других странах. Нюрнбергский кодекс и «Хельсинская декларация»Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытаний на человеке. Этические комитеты: история создания и основные направления деятельности. Специфика морально-нравственных проблем в медицинской генетике, нацеленной на позитивное обновление человеческого организма, избавления его от врождённых пороков. Моральные проблемы реализации международного проекта «Геном человека». Проблема конфиденциальности и добровольного информированного согласия пациентов в современной медицинской генетике.Проблема клонирования человека. Медицинские вмешательства в репродукцию человека: исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный контекст. Моральный статус пре-эмбрионов, эмбрионов и плодов. Движение за запрет абортов. Автономия беременной женщины и право плода на жизнь. Аборт и религиозная мораль. Либеральный, консервативный и умеренный подходы к проблеме аборта. Морально-этические проблемы контрацепции и стерилизации. Смерть и умирание. Эвтаназия: активная и пассивная, прямая и непрямая (косвенная), добровольная и недобровольная, принудительная. История, философия и организационные принципы хосписа. Роль волонтеров. Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов и тканей от живых доноров и от трупа.Моральные проблемы ксенотрансплантологии. Проблемы разработки искусственных органов.    
Этика, этикет. Право. Мораль в современной медицине. Этика, мораль, прикладная этика, экологическая этика, этика науки, медицинская (профессиональная) этика, биоэтика, Ван Ренселлер Поттер, биомедицинская этика как междисциплинарная область исследований и экспертизы, причины выделения биоэтики в самостоятельную дисциплину, отличие этики от деонтологии, закона, этикета. «Принципы биомедицинской этики» (Томас Бичамп и Джеймс Чилдресс).

Профессиональная этика как форма нравственного самосознания медицинского сообщества.Преимущества и недостатки медицинских технологий ХХ века: технизация диагностического и лечебного процесса, медико-индустриальный, конвеерный принцип взаимного анонимного обслуживания пациента бригадой врачей, отношение к здоровью как к товару. 4 модели взаимоотношений между врачом и больным (Р.Витч): модели технического, сакрального, коллегиального, контрактного типа. Патерналистская модель. Модель «ослабленного патернализма». Либерационная модель. Интерпретационная модель. Автономная модель. Этос врачевания. Принципы правдивости, конфиденциальности и информированного согласия. Деонтологические требования к личности врача (Минск)

Биоэтика – курс на здоровый образ жизни Философия здорового образа жизни – диететика (Кант).

Правильный образ жизни — фактор сбережения и жизни, и здоровья людей. Государственная Программа «Здоровая Россия» — базовая программа изменения жизненных установок россиян. Здоровый образ жизни – жизнь без вредных привычек и факторов, влияющих на смертность, инвалидность и заболеваемость людей. Центры здоровья в России.

Медициснко-этические особенности общения врачей с пациентами на различных этапах оказания им медицинской помощи. Нравственные основы межличностного общения в медицине. Принципы и правила морального регулирования общественного поведения людей. Моральные конфликты в современном здравоохранении. Особенности этического поведения в деятельности организаторов здравоохранения, врачей, провизоров и вспомогательного медицинского персонала. Этика, этикет, право, обычаи и мораль в медицине. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине. Моральные проблемы медицинского обучения у постели больного. Медико-этические особенности общения врачей с пациентами на различных этапах оказания им медицинской помощи: обследования, назначения лечения, осуществления медицинского вмешательства, контроля эффективности лечения, реабилитационных и профилактических назначений. Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты. Пути их разрешения и формы предупреждения. Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Особенности этических проблем в педиатрии, основные модели взаимоотношений врач – ребенок — его законные представители. Ребенок и болезнь.  
Биоэтика-учение о сохранении жизни и обеспечения гарантий сохранения здоровья человека. Идеи и правила биоэтики о морально-правовой отвественности людей на сбережение своего личного здоровья. Идея укрепления общественного здоровья и индивидуального здорового образа жизни. Идеи, принципы и правила биоэтики о морально-правовой ответственности людей за сбережение своего личного здоровья.
Биоэтические проблемы применения инновационных методов в медицине. Регулирование экспериментальной деятельности на человеке и животных в биоэтике. Документы по биоэтике Совета Европы: резолюции, рекомендации, мнения Парламентской ассамблеи декларации, хартии, конвенции. Женевская декларация (1948); Всеобщая декларация прав человека (1948); Нюрнбергский кодекс (1949); Международный кодекс медицинской этики (1949); Хельсинкская декларация (1964); Лиссабонская декларация (1981); Конвенция по защите прав и достоинств человека в связи с применением биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (1996); Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека (1997).

Основы социальной концепции Русской Православной церкви (2000 г.), Хартия работников здравоохранения Папского Совета по апостольству для работников здравоохранения, документы Общественно-церковного Совета по биомедицинской этике Московского патриархата. Правила проведения качественных клинических испытаний в РФ». Кодекс врачебной этики (1997), Этический кодекс российского врача (1997), медицинской сестры, фармацевтического работника. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (1994).

Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» (1992), «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992).

Этические комитеты (исследовательские и больничные): определение, история появления, состав, функции, требования, порядок рассмотрения этических проблем, современное состояние в России. Основные принципы и правила проведения биомедицинских исследований и экспериментов. Феномен нацистской медицины во время Второй мировой войны. «Основы российского законодательства об охране здоровья граждан» (2011 г.)

Проблема развития репродуктивных технологий в биоэтике Этические проблемы современных вспомогательных репродуктивных технологий Психосоциальные последствия бесплодного брака. Законодательное регулирование права женщины на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона (Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Семейный кодекс Российской Федерации).

Условия проведения стандартной программы экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбрионов, трансцервикального переноса гамет и зигот в маточные трубы, программы суррогатного материнства, программы донации ооцитов, программ с использованием криоконсервированных эмбрионов. Условия донорства гамет и эмбрионов. Права и обязанности доноров гамет и эмбрионов, суррогатных матерей. Этические проблемы инструментальной редукции числа эмбрионов в полости матки, замораживания и использования для исследовательских целей эмбрионов, полученных в результате процедуры ЭКО. Статус эмбриона человека; допустимость манипуляций на половых клетках человека и на эмбрионе с медицинскими и научно-исследовательскими целями; допустимость выбора пола плода родителями без медицинских показаний.

Биоэтические оценки применения эвтаназии. Эвтаназия и её виды: активная (добровольная, недобровольная, принудительная), пассивная. История эвтаназии в 20 веке (нацистская Германия, принятие в Нидерландах в 1993 году, штат Орегон – 1994 год, Австралии в 1997 году, Швеция, Финляндия).

Международный кодекс медицинской этики (1949), Декларация об эвтаназии (1987 год), Заявление о пособничестве врачей при самоубийстве (1992 год), Статья 45 «Запрещение эвтаназии» Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Эвтаназия как этическая социальная катастрофа. Условия проведения эвтаназии. Критерии прекращения проведения реанимационных мероприятий при смерти головного мозга. Религиозные аргументы против эвтаназии и этика Гиппократа. Социально-психологические причины запрещения эвтаназии в большинстве стран.   Этика при оказании паллиативной медицинской помощи. Этапы духовного пути человека перед смертью (по Элизабет Кюблер-Росс): шок, отрицание, агрессия, депрессия, принятие  

Биоэтическое регулирование развития трансплантологии. История и современное состояние трансплантологии (Кристиан Барнард, 1967; Научно-исследовательский институт трансплантологии и искусственных органов Минздрава РФ).

Условия проведения трансплантации трупных органов: Сиднейская декларация о констатации смерти (1968), Временной инструкции о смерти мозга (СССР, 1984).

Проблема дефицита донорских органов. Этические проблемы забора органов у пациентов в терминальном состоянии. Феномен нелегальной торговли человеческими органами, феномен «трансплантационного туризма», допустимость использования органов приговариваемых к смертной казни преступников, незаконное изъятие трупных органов или тканей Законодательное регулирование изъятия органов и (или) тканей человека для трансплантации (статья 47 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, статья 5 «Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти» Закон «О погребении и похоронном деле»; статья 5 «Медицинское заключение о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека», статья 6 «Согласие реципиента на трансплантацию органов и (или) тканей человека», статья 8 «Презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей» Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»; статья 9 — «Определение момента смерти», Приказ Минздрав РФ от 10.08 1993 г. № 189 «О дальнейшем развитии и совершенствовании трансплантологической помощи населению Российской Федерации»; «Инструкция по определению момента смерти человека, отказу от применения или прекращению реанимационных мероприятий» — 10.04.97; приказ Минздрава РФ от 20.12.2001 № 460, утверждающий «Инструкцию по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга»).

Этические и социальные следствия презумпции согласия и несогласия. Договорные отношения между донором и реципиентом органов. История определения момента смерти человека. Юридическое значение смерти. Этические проблемы критериев клинической и биологической смерти. Перспективы и этические проблемы ксенотрансплантации, трансгенных технологий в ксенотрансплантации. Сторонники и противники трансплантации органов: либеральные и консервативные аргументы. Религиозные точки зрения на трансплантацию органов

Биоэтические проблемы современной генетики, клонирования, евгеники. Этические вопросы генетического консультирования. Психосоциальные последствия информирования пациентов о генетических нарушениях при отсутсутствии возможностей их коррекции. Перспективы и проблемы генной терапии зародышевой линии и соматических клеток. Регламентация испытаний в области генной терапии: доклад Наффилдовского совета по биоэтике (1993), руководящие принципы Совета Европы (1995), рекомендации комиссии США по этическим, юридическим и социальным последствиям генетического тестирования (1997).

Экспериментальная генная терапия рака – перспективы и этические проблемы. Позитивная и негативная евгеника. Евгенические программы насильственной стерилизации пациентов с отклонениями в умственном и физическом развитии. История появления клонирования (Дж. Гордон, Йен Вилмут и др.).

Перспективы и проблемы репродуктивного и терапевтического клонирования. Федеральный закон РФ № 54 от 20.05.2002 г. «О временном запрете на клонирование человека». Причины запрета репродуктивного клонирования человека.  

  Этические проблемы психиатрии. Нейроэтика. Мифы о психических заболеваниях. Особенности психической сферы пациентов с шизофренией по Эугену Блейлеру: «расщёплённое сознание», амбивалентность, аутизм, абулия, аномальная аффективность, галлюцинации, бред, кататоническое застывание. Ядерные симптомы по Курту Шнейдеру. Стигматизация психически больных. Система оказания помощи пациентам в рамках социальной психиатрии (Т.Б. Дмитриева).

Социальная ориентированность психиатрии. Профессиональная этика в психиатрии. Особенности психиатрии как объекта этического регулирования и контроля. Трудности отграничения психической нормы от патологии. Условия применения к больных недобровольного лечения. Модели взаимоотношений между врачом-психиатром и пациентом: патерналистская, партнерская, совещательная. Биоэтическое регулирование в психиатрии: Гавайская декларация (1977, 1983 гг.), Мадридская декларация (1996 г.), Принципы защиты лиц, страдающих психическим заболеванием, и улучшения здравоохранения в области психиатрии (ООН, 1991 г.), Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992 год), Конвенция «О правах человека и биомедицине» (1996 г.), «Кодекс профессиональной этики психиатра» (1994 г.).

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации .

Биоэтическое регулирование проблем венерических заболеваний и СПИДа.   Характеристика социально-экономических, психологических и медицинских последствий эпидемии ВИЧ-инфекции (СПИДа).

Механизмы и факторы передачи ВИЧ-инфекции. Американская (европейская) и африканская модели распространения ВИЧ-инфекции. Федеральный закон от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Значение дотестового и послетестового консультирования при обследовании на инфицированность ВИЧ. Этические проблемы путей профилактики вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции в популяции: прерывания беременности у ВИЧ-инфицированных женщин, программы снижения вреда у потребителей инъекционных наркотиков — программы обмена шприцев, заместительная терапия метадоном, социальная уличная аутрич-работа. Программы бесплатного распространения презервативов. Стигматизация пациентов с ВИЧ-инфекцией (СПИДом).

Права и обязанности ВИЧ-инфицированных людей. Социальные последствия эпидемий вирусных парентеральных гепатитов, венерических заболеваний, заболеваний, передающихся половым путём. Ответственность за распространение венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, острозаразных инфекционных заболеваний.  

    Итого  
           

 

Самостоятельная работа студента

Виды СРС

№ п/п № семестра Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) Виды СРС Всего часов
1. Философские основания этики и биоэтики. Зарождение биоэтики как науки о морали и нравственности. подготовка к занятию
2. История и философия этики. История формирования этических отношений в медицине. подготовка к занятию
3. Биоэтика как философия и наука подготовка к занятию  
выживания человечества
4. Нравственные проблемы этики» подготовка к занятию  
5. Этика, этикет, право, мораль в современной медицине. подготовка к занятию  
6. Нравственная суть межличностного общения в медицине. Моральные права пациентов и нравственная ответственность медиков, ученых специалистов.   подготовка к занятию  
7. Медицинско-этические особенности общения врачей с пациентами на различных этапах оказания им медицинской помощи. подготовка к занятию подготовка к текущему контролю
8. Биоэтика-учение о сохранении жизни и обеспечении гарантий сбережения здоровья людей. Идеи и правила биоэтики о морально-правовой ответственности людей за сбережение своего личного здоровья. подготовка к занятию подготовка к текущему контролю
ИТОГО часов в семестре:
1. Биоэтические проблемы применения инновационных методов в медицине. Регулирование экспериментальной деятельности на человеке и животных в биоэтике.   написание реферата ( по темам )  
2. Проблема развития репродуктивных технологий в биоэтике. подготовка к занятию написание реферата (по темам)
3. Биоэтические оценки применения эвтаназии. подготовка к занятию подготовка к текущему контролю
4. Регулирование развития трансплантологии в биоэтике. подготовка к занятию написание реферата  
5. Биоэтические проблемы современной генетики, клонирования, евгеники подготовка к занятию написание реферата  
6.   Этические проблемы психиатрии. Нейроэтика. подготовка к занятию  
7. Биоэтическое регулирование проблем венерических заболеваний и СПИДа.   подготовка к занятию подготовка к итоговой аттестации
ИТОГО часов в семестре:
             

 

Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов

Семестр № 4

1. История развития биоэтики

2. Этика Гиппократа

3. Этика, этикет, деонтология, медицинское право.

4. Основные модели взаимоотношений врача и пациента.

5. Проблема ошибки и ятрогении в деятельности медицинских работников.

6. «Ложь во спасение»: этические вопросы допустимости и применения.

7. Медицинская этика. Взаимоотношения медработников.

8. Здоровье сберегающие технологии.

9. Сохранение здоровья-социальный долг человека и гражданина.

10. Этические проблемы контрацепции и сексологии.

11. Проблема искусственного аборта (исторический обзор).

12. Аборт: морально-этические pro et contra.

13. Статус эмбриона и плода. Эмбрион как объект манипуляций.

14. Моральная оценка аборта в современных религиях.

15. Современное законодательство об аборте.

16. Этико-правовые проблемы искусственной инсеминации.

17. Этико-правовые проблемы экстракорпорального оплодотворения.

18. Этико-правовые проблемы суррогатного материнства.

19. Религиозная оценка вспомогательных репродуктивных технологий.

20. Этические проблемы при проведении медико-генетического скрининга, консультирования, преимплантационной диагностики.

21. Этические проблемы репродуктивного клонирования.

22. Этические проблемы генной терапии половых и соматических клеток.

23. Смерть и умирание в условиях новых медицинских технологий.

24. Психологическая помощь пациентам перед смертью.

25. Определение смерти: этические и юридические проблемы.

26. Воззрения на жизнь после смерти: психологическое и этическое значение.

27. Жизнеподдерживающее лечение (реанимация) и отказ от него.

28. История отношения к эвтаназии: от древности до наших дней.

29. Аргументы «за» и «против» эвтаназии.

30. Этика в трансплантологии.

31. Этические проблемы трансплантации фетальных органов и тканей.

32. Этические аспекты ксенотрансплантации.

33. Этика в психиатрии. Антипсихиатрия.

34. Этическое и правовое регулирование в сфере психиатрии.

35. Модели взаимодействия в психотерапии. Преодоление стигматизации пациентов с психическими расстройствами.

36. Права пациента и санитарно-эпидемиологическое законодательство.

37. Этико-правовые аспекты проведения биомедицинских экспериментов на человеке и животных. Этика науки.

38. Этические проблемы программ снижения риска распространения ВИЧ-СПИД

Контрольные вопросы (к зачету)

Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины (модуля)

Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств

№ п/п № семестра Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) Виды контроля Оценочные средства
Форма Кол-во вопросов в задании Кол-во независимых вариантов
1. Философские основания этики и биоэтики. Зарождение биоэтики как науки о морали и нравственности. входящий тестовые задания
2. История и философия этики. История формирования этических отношений в медицине. текущий эссе
3. Биоэтика как философия и наука выживания человечества текущий эссе
4. «Нравственные проблемы этики» текущий решение ситуативных задач
5. Этика, этикет, право, мораль в современной медицине. текущий решение ситуативных задач
6. Нравственная суть межличностного общения в медицине. Моральные права пациентов и нравственная ответственность медиков, ученых специалистов.     тестовые задания
7. Медицинско-этические особенности общения врачей с пациентами на различных этапах оказания им медицинской помощи. текущий тестовые заданий
8. Биоэтика-учение о сохранении жизни и обеспечении гарантий сбережения здоровья людей. Идеи и правила биоэтики о морально-правовой ответственности людей за сбережение своего личного здоровья. текущий ситуационные задачи
9. Биоэтические проблемы применения инновационных методов в медицине. Регулирование экспериментальной деятельности на человеке и животных в биоэтике. текущий ситуационные задачи
10. Проблема развития репродуктивных технологий в биоэтике. текущий тестовые задания
11. Биоэтические оценки применения эвтаназии. текущий тестовые задания
12. Регулирование развития трансплантологии в биоэтике. текущий тестовые задания
13. Биоэтические проблемы современной генетики, клонирования, евгеники.     текущий тестовые задания
14.   Этические проблемы психиатрии. Нейроэтика текущий тестовые задания
15. Биоэтическое регулирование проблем венерических заболеваний и СПИДа.   промежуточный тестовые задания

Примеры оценочных средств

для входного контроля (ВК) К формам социальной регуляции медицинской деятельности не относится: 1)этика; 2)мораль; 3)право; 4)этикет; 5)искусство *
Моральное регулирование медицинской деятельности от пра­вового отличает: 1)свобода выбора действия; * 2)произвольность мотива деятельности; 3)уголовная безнаказанность; 4)социальное одобрение; наличие денежной заинтересованности.
Биомедицинская этика и медицинское право должны нахо­диться в состоянии: 1) независимости; 2) медицинское право — приоритетно; 3) должен быть выдержан приоретет биомедицинской этики; 4) биомедицинская этика — критерий корректности медицинского права; * 1) медицинское право определяет корректность биомедицин­ской этики.
для текущего контроля (ТК) Необоснованность эвтаназии с медицинской точки зрения оп­ределяется: 1)шансом на выздоровление и возможностью изменения реше­ния пациента; 2)нарушением предназначения врача спасать и сохранять чело­веческую жизнь; 3)нарушением моральной заповеди «не убий»; 4)блокированием морального стимула развития и совершенст­вования медицинских знаний и медицинских средств борьбы со смертью; 5) всеми перечисленными факторами *
Ситуационная задача:Юноша 18 лет призывается в армию. При обследовании выявляется аллергия к пыльце деревьев, перекрёстная аллергия к моркови и яблокам, косточковым. Клинически аллергия проявляется в виде приступов бронхиальной астмы и аллергического риноконъюнктивита в сезон цветения деревьев, а также генерализованной крапивницей при употреблении запрещенных продуктов. На осенней медицинской комиссии в военкомате больного отправляют на переосвидетельствование в клинику. Однако для доказательства бронхиальной астмы необходимо зафиксировать обструктивные изменения на спирограмме (пнематахограмме).

Вне сезона нарушений вентиляции легких нет. В своем присутствии и при наличии анафилактического набора врач дает больному обзидан, противопоказанный при астме. Через некоторое время больному становится хуже, на высоте плохого самочувствия регистрируется ФВД и вводится преднизолон для купирования приступа. Юноша получил отсрочку от службы в армии.   В какой моральной ситуации оказался врач?   (студент должен отразить наличие представлений о сути деонтологии и понятии «врачебный долг», «польза», «минимальный риск» и др.)    

  Ситуационная задача: Бригада «скорой помощи» выехала на вызов: женщине 40 лет оторвало 2 пальца правой кисти, которые висят на кожном лоскуте (на руку упала бетонная плита).

Врач «скорой помощи», будучи сам нездоров, естественно хотел закончить работу побыстрее. Но, когда женщину привезли в больницу, и оказалось, что там не производят микрохирургию кисти, он отказался оставить женщину в этом стационаре и, превозмогая собственное нездоровье, дал указание ехать в другую больницу, где женщина могла получить действительную помощь.   Какие морально-этические представления лежали в основе действий врача?   (студент должен отразить наличие представлений о сути деонтологии и понятии «врачебный долг»)  

для промежуточного контроля (ПК) Ситуационная задача:Врач-реаниматолог рекомендует родителям для улучшения состояния новорожденного с респираторным дистресс-синдромом приобрести сурфактант импортного производства, за который получит материальное вознаграждение от представителей фирмы-производителя. При этом он не сообщает родителям информацию о существовании других столь же эффективных и более дешевых аналогов отечественного производства.   Какие стимулы определяют рекомендации врача?   (студент должен отразить наличие представлений о сути деонтологии и понятии «врачебный долг», «соотношение понятий материальная выгода и врачебный долг», «польза»)    
В гиппократовской модели биомедицинской этики основным принципом является: А) не навреди * Б) не убий В) приоритет интересов науки  
1.Возникновение биоэтики. Основные причины выделения биоэтики в науку 2.Принципы биоэтики и правила биоэтики. 3.Отличие этики, этикета, деонтологии и медицинского права.