Понятие о восприятии.
1. Ощущения | Восприятие | Представление |
отражение в сознании отдельных свойств, качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. | формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Это системный процесс (т.е. связь с другими психическими функциями), выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении (т.е. рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира).
|
-наглядный образ предмета/явления, возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущения, восприятия) путём воспроизведения в памяти / воображении. |
Результат деятельности отдельного анализатора | Системы анализаторов | |
Характеризуется яркостью и детальностью | обобщенностью – наиболее характерные особенности, свойственные классу объектов. | |
образуют структуру чувственного познания, состав чувственного познания: зрение, осязание… |
СИСТЕМНОСТЬ восприятия и образа обеспечивается комплексом ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
уровни психического отражения | перцептивные действия |
1. На базовом сенсорно-перцептивном уровне формируются первичные образы (ощущения разных модальностей). | Обнаружение—субъект может лишь ответить, есть ли стимул |
2. Первичные образы, сохраняясь в памяти, становятся вторичными (представлениями), концентрируют информативные признаки объектов, т.е. становятся эталонами. | Различение, или собственно восприятие. Конечный результат — формирование перцептивного образа — эталона. |
3. Речемыслительный уровень отражения связан с формированием понятий и оперированием знаковыми системами. | Идентификация-отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. |
// системный образ включает три уровня психического отражения и выполняет РЕГУЛИРУЮЩИЕ функции при условии соединения чувственных данных с РАЦИОНАЛЬНЫМИ (их интерпретация, категоризация).
// овладение перцептивными действиями требует обучения и практики.
.
Свойства зрительного восприятия
ПРЕДМЕТНОСТЬ — отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру, т.е. так называемый акт объективизации.
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ — выделение определенных объектов и явлений среди их многообразия; зависимость от внимания, интересов, мотиваций, установок, эмоционально-волевой сферы.
ЦЕЛОСТНОСТЬ — формирование целостного образа объекта в совокупности его свойств. Складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений
СТРУКТУРНОСТЬ И ДЕТАЛЬНОСТЬ обусловлены способностью использовать знания общих свойств класса объектов в процессе восприятия одного из них.
КОНСТАНТНОСТЬ — относительное постоянство воспринимаемых характеристик объекта, определяющее способность узнавать объект независимо от изменения условий освещенности, расстояния его от глаз, ориентации, местоположения, движения и других переменных факторов.
АППЕРЦЕПЦИЯ — процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления; восприятие опосредовано прошлым опытом человека, запасом его представлений, знаний, интересами, потребностями, отношением к воспринимаемому.
АНТИЦИПАЦИЯ (предвосхищение) — качество восприятия, обеспечивающее опережающее опознание объекта еще до того, как он полностью будет воспринят.
ОСМЫСЛЕННОСТЬ — понимание сущности и определенного значения объекта, его отношения к другим объектам
ОБОБЩЕННОСТЬ — абстрагирование от случайных признаков, выделение существенных свойств и связей объекта и на их основе отнесение его к определенной категории (классу объектов).
Восприятие взаимосвязано с мыслительными операциями (сравнение, обобщение, анализ, синтез).
Развитие высших форм восприятия связано с формированием его свойств. В соответствии с концепцией Выготского Льва Семёновича, качества восприятия формируются во взаимосвязи с:
созреванием структур мозга :
— на теории функциональных систем П.К. Анохина,
— теории психофизиологических основ психических процессов Б.М.Теплова и Е.Н.Соколова,
— теории развития высших психических функций Л.С.Выготского,
— теории единства обучения и психического развития ребенка П.П.Блонского и В.В.Давыдова,
— теории деятельности С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева,
— теории системной организации психических процессов Б.Г.Ананьева и Б.Ф.Ломова.
s ЗНАЧЕНИЕ и МЕСТО РЗВ В КОРРЕКЦИОННОМ
s созреванием другими психическими функциями,
s индивидуальным опытом ребенка
s культурным и образовательным уровнем социальной среды
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ – СЛОЖНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Представление о зрительном восприятии как о сложном системном акте базируется
ПРОЦЕССЕ
1)не более 10 % обучающихся тотально слепые
2)идентичность коркового нервного механизма [ восприятие у НЗ обладает всеми свойствами инаблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия (искл. –V 0,03 и ниже).
[ Зрительный анализатор продолжает принимать участие в процессе восприятия:
Форменное зрение позволяет на близком расстоянии от глаз (от 3 до 15 см)
– различать формы и очертания предметов,
– воспринимать цвета, контрастности
– несложные пространственные отношения.
// ЗЕМЦОВА: даже при грубых нарушениях органа зрения у мл. шк. сохранились функции элементарного анализирующего зрительного восприятия, которое позволяет выделить основные признаки небольших натуральных предметов и их изображений: величину, форму ок.—92%, пространственные отношения (выше —ниже, правее — левее, длиннее — короче) —90%, цвет —84%.
НО с трудом справлялись со сложными процессами зрительного анализа и синтеза.
А в деятельности, не требующей тонкой зрительной дифференцировки (ориентировка в большом пространстве), остаточное зрение может занимать ведущее положение.
3) Адекватность образов слепых и слабовидящих подтверждается тактильными и оптическими иллюзиями.
4) Сензитивный период РЗВ — весь дошкольный до 15 лет (исследования Л. А. Новиковой) [ т.е. депривированные функции могут быть восстановлены (полностью / частично):
Оценка различения контрастности (2 класс): легче разделяли 2 резко контрастные пластины. Когда
предъявлялась вся серия из девяти пластин разной тональности от белой до черной (показывалось на примере, как надо их разложить, начиная от черного к светлому) — ошибки увеличились более чем в 10 раз. После 5—6 упражнений в раскладывании, при этом детям сообщались допущенные ошибки, легко визуально различали пластины.
Однако выработанный зрительный сенсорный навык оказался неустойчивым: быстро распадался в условиях непрерывной зрительной нагрузки (от 10 до 15 мин.).
5) Преимущества зрительного восприятия: симультанное (одномоментное), не ограничено зоной действия рук.
6)Л.А. Венгер доказано, что процессы восприятия становятся основой развития высших познавательных процессов и личности [ сенсорное воспитание в ДОУ.
Педагогические основы управления
К основным принципам управления РЗВнеобходимо отнести
v принцип развивающего обучения. В условиях специальной педагогической работы его реализация предполагает целенаправленное управление РЗВ, обусловливает организацию зрительной деятельности детей на разных уровнях (от элементарных действий до широкой познавательной деятельности).
При этом опережающее обучение проявляется в постановке перед ребенком таких учебных задач, продуктивность решения которых определяется не только реально существующим, но и необходимым уровнем развития зрительного восприятия. Тем самым активизируется зрительная деятельность детей.
v Принцип доступности обучения: должны быть специально обучены тому, что дети с нормальным зрением постигают самостоятельно.
v принцип всесторонности, реализация которого обусловливает осуществление работы по РЗВ в различных видах деятельности (учебной, досуговой, творческой).
v Принцип сознательности и активности подразумевает постоянное и творческое участие детей в усвоении и применении знаний и позволяет педагогу целенаправленно управлять мотивационной стороной зрительного восприятия, которая является важным фактором высокого уровня его развития. Средством осуществления этого принципа в специальной педагогической работе является отбор такого материала обучения, который был бы значим для познания ребенком окружающего мира на данный момент. Это способствует активности оперирования знаниями и умениями детей, что необходимо для прочного усвоения полученных знаний.
v Реализация принципа преемственности, то есть постоянного многоступенчатого обучения, не только способствует обогащению сенсорного опыта детей, но и обеспечивает непрерывность работы по развитию зрительного восприятия на дошкольном и школьном этапах жизнедеятельности ребенка.
У детей наблюдалось ухудшение зрительного восприятия и входящих в его систему других когнитивных процессов, если коррекционные занятия прекращались после их поступления в школу. Это обусловлено слабостью, неустойчивостью и тенденцией к распаду зрительных образов при патологических состояниях нейрозрительного аппарата.
v принципы дифференцированного и личностно-ориентированного обучения: применение предполагает глубокое и всестороннее изучение каждого ребенка. Анализ результатов диагностических исследований должен быть положен в основу создания и использования коррекционных программ.
v Принцип систематичности и последовательности в процессе работы по развитию зрительного восприятия заключается в том, что логический порядок обучения определяется не только общими закономерностями протекания этого процесса, но и состоянием зрения, поэтапностью лечебно-восстановительной работы, задачами коррекционно-педагогической деятельности. Разнородность контингента по уровню развития зрительного восприятия и по степени и характеру зрительного дефекта предполагает специфические средства достижения систематичности и последовательности учебно-воспитательного процесса: повышение уровня сенсорной готовности к обучению, развитие зрительно-моторной координации, зрительно-пространственной ориентировки.
Задачи РЗВ
1.Первая группа — расширение и коррекция предметных представлений и способов обследования предметов через:
1)расширение и углубление ЗНАНИЙ о предметах (таких родовых понятиях, как овощи, растения (деревья, кустарники, цветы), посуда, одежда, транспорт).
Формирование обобщающих ПОНЯТИЙ.
2)формирование системы основных УМСТВЕННЫХ действий и операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) — научиться последовательно рассматривать, выделять главные отличительные признаки предметов одного вида и рода, узнавать по ним предметы в новых усложненных условиях восприятия и в новых причинно-следственных связях;
3)формирование способов ОБСЛЕДОВАНИЯ предметов (зрительного, зрительно-осязательного, полисенсорного);
Обучение зрительному обследованию предметов.
1.Зрительное обследование натуральных предметов ближайшего окружения (в соответствии с возрастом ребёнка выбираются предметы — от простой ко всё более сложной форме, с постепенным увеличением зрительно воспринимаемых признаков).
2.Зрительное обследование игрушек, геометрических фигур (как и в первом случае- то простой ко всё более сложной форме, с постепенным увеличением зрительно воспринимаемых признаков).
З.Зрительное обследование предметных изображений (от простых к 6олёе сложным), сопровождаемое соотнесением изображений с предметами.
4.Зрительное обследование сюжетных изображений (от простых одноплановых, с небольшим количеством изображённых предметов до изображений с двух, трёхплановой перспективой и с постепенным увеличением числа изображённых предметов)
5.Зрительное узнавание, нахождение предметов (игрушек. геометрических фигур, предметных и сюжетных изо6ражений по описанию педагога, с опорой на имеющийся зрительный опыт детей.
6.Описание детьми зрительно воспринимаемых предметов, игрушек, геометрических фигур, предметных и сюжетных изображений, предъявленных педагогом и по памяти (сначала — с помощью вопросов педагога, позже самостоятельно).
Беседа по развитию умения видеть признаки предметов.
Что нам помогает увидеть яблоко — его цвет, форму, величину? — глаз.
Яблоко красное, зелёное, румяное, большое или маленькое, круглое или продолговатое. Что мы ещё узнаем о нём, если потрогаем? — гладкое или шершавое, тёплое или холодное, мягкое или твёрдое. С помощью чего мы узнали, что оно твёрдое? — С помощью руки. Закройте глаза и по запаху определите. где находится яблоко. Что помогает определить запах яблока? -нос. Что мы должны сделать, чтобы определить вкус яблока? — надкусить. Что можно узнать, надкусив яблоко? Яблоко вкусное, кислое, сладкое, сочное. А теперь расскажите о6 этом яблоке, которое видите, можете пощупать, понюхать, надкусить. Это яблоко, оно красное, круглое и большое. Яблоко ароматное, на ощупь гладкое и твёрдое. На вкус сочное, кисло-сладкое. Яблоки -это фрукты. Они растут на деревьях: Фрукты очень вкусные и полезные. Фруктовые деревья -это яблони, груши, персики, лимоны, апельсины, сливы. (Аналогично можно составить рассказ про грушу и Т. д.) Затем можно про кошку, посуду, одежду.
План зрительного обследования предметов.
1.Зрительное выделение ребёнком предмета, названного педагогом.
2. выделение и название ребёнком основных признаков предмета (цвета, формы, величины, материала, из которого сделан предмет, его пространственного расположения).
З. выделение и название основных частей предмета, особенностей его строения.
4. выделение и словесное обозначение ребёнком пространственного расположения частей предмета относительно друг друга (справа, слева, выше, ниже и т.д.).
5.целостное зрительное восприятие предмета.
Обучение зрительному обследованию и выделению признаков явлёний природы
1.Непосредственные наблюдения (с участием педагога) за природой во время целевых прогулок, на экскурсии (например, на территории детского сада, в парке, в лесу):
2.Самостоятельное выделение ребёнком определённых признаков, характеризующих то или иное явление природы.
З.Осмысление происходящих в природе процессов (с помощью объяснений педагога).
4.Описание ребёнком воспринятых им признаков явлений природы (по вопросам и направляющим инструкциям педагога).
5.Обо6щение педагогом всей зрительной информации о данном явлении природы, полученной ребёнком в процессе наблюдений и самостоятельного выделения характеризующих это явление признаков.
6.Самостоятельное описание ребёнком данного явления природы ( в совокупности всех его признаков).
7.О6ъяснение ребёнком сути происходящих явлений природы (с помощью наводящих вопросов педагога).
ПРИЕМЫ работы по расширение и коррекция предметных представлений и способов обследования: активное и всестороннее использование педагогом одного и того же объекта восприятия (предъявление ранее обследованного предмета в условиях искажения одного из его свойств (перекрытие контура, контурное изображение и др.) или изменение его пространственного положения в группе предметов)
Взаимовлияние мышления и восприятия, обучения и развития, коррекции и компенсации
2.повышение уровня сенсорной готовности
путем формирования зрительных сенсорных эталонов:
1)через расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов
2)формирование системы сенсорных эталонов
3)обучение навыкам использования эталонов при анализе качеств и свойств предметов
4)развитие сенсорных обследовательских операций — узнавание, локализация из множества, соотнесение, сравнение, … .
В детской психологии известны этапы овладения детьми эталонами:
I. первичное выделение и узнавание ребенком свойств предметов (найди все синие, возьми правильно)
II. последующее знакомством с образцом свойства (эталоном) + понятие (круглый, катится)
III. обучение использованию сформированных представлений (по памяти)
// По этим этапам работает и тифлопедагог
НО: из-за своеобразия зрительного восприятия дети с нарушениями зрения испытывают трудности (отнесение объектов светло-оранжевого цвета к объектам желтого цвета, фиолетового — к синему, коричневого — к черному)
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ формирования представления об эталонах:
I.узнавать цвета (формы, …), хорошо различимые даже при значительном снижении остроты зрения — красный, желтый (на темном фоне), зеленый (сравнивать и отличать друг от друга красный — желтый, синий — зеленый, желтый — зеленый цвета; локализовать красный цвет из сине-зеленых, синий из красно-желтых, зеленый из красно-синих, желтый из сине-красных цветов);
II.обучение зрительным способам узнавать, выделять в окружающем (с увеличением расстояния до предмета) светлые и темные тона красного, желтого, зеленого, синего цветов (формы, ..);
III.локализовывать заданный оттенок (форму, …) из нескольких оттенков цвета (желтый из множества желто-оранжевых цветов, красный из оранжево-красных и фиолетово-красных);
a сенсорная готовность к обучению предполагает развитие способности детей различать от 8 до 12 оттенков красного, зеленого, синего и до 5 оттенков коричневого, оранжевого, фиолетового, желтого, голубого цветов при увеличении поля восприятия и расстояния между цветными объектами.
3.формирование потребности использования зрительных умений и навыков для установления причинно-следственных связей
1)через формирование способов восприятия сюжетного изображения, формирование знаний об информативных признаках и предметах, раскрывающих сюжет; обучение способности выделять их в сюжетном изображении с установлением логических связей:
целостное обведение взором,
выделение главного,
восприятие по плану,
детальное рассматривание отдельных объектов, понимание их связей,
составление заключения об изображённом
ЗАДАЧИ:
• целостно рассматривать три композиционных плана;
• рассматривать человека с определением позы, жестов, мимики и др.;
• целенаправленно определять информативные признаки, характеризующие явления природы и место действия;
• определять социальную принадлежность персонажей по одежде, предметам обихода и т. д.
2)развитие устной речи.
4. Освоение пространства
ü развитие восприятия глубины пространства на полисенсорной основе ü формирование измерительных навыков (в малом и большом пространствах) ü развитие точности восприятия; ü способности применять полученные знания в практической деятельности ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ УМЕНИЯ | ü развитие способности ориентироваться в пространстве посредством освоения пространственных представлений; ü расширение опыта социальных навыков. «учить детей зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов, определять изменение места его расположения»; «учить зрительно оценивать пространственные отношения между предметами, оценивать положение одного относительно других, отражать эти отношения в практической деятельности»; «учить воспринимать пространственные отношения между частями одного предмета, видеть зависимость изменения характеристик предмета при перемене пространственных отношений между его частями» ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ |
5. использование средств педагогического воздействия для развития зрительных функций
ТРЕНИРОВОЧНАЯ деятельность с целью стабилизации достигнутого лечебными средствами уровня развития функции (научить при восприятии окружающего максимально использовать свои потенциальные зрительные возможности: от грубой дифференцировки цветов до способности различать оттенки одного цвета)
СРЕДСТВА:
– восприятие силуэтных и контурных изображений на прямом и обратном контрасте (второе в различительном плане сложнее)
– восприятие зашумлённых, наложенных, перевёрнутых изображений
6. обеспечение связи мануальных и зрительных действий,
совершенствование зрительно-моторной координации
1)развивать сравнительные практические действия (пробное прикладывание объектов друг к другу, наложение одного объекта на другой)
2)учить приспосабливать мануальные движения к особенностям предмета
3)учить выполнять мануальные обследовательские действия при восприятии предметов округлой и угольной форм
4)при владении мануальными обследовательскими действиями — подключение руки при зрительном восприятии незнакомого или малознакомого предмета (выбирать из двух меньший, больший (с подключением практических действий) в малом и большом пространствах; учить выбирать из трех два одинаковых по величине предмета) при последующем переходе только на зрительное восприятие.
5)развитие зрительно-моторной координации (проведение непрерывных прямых линий, линий кривых и изогнутых под различными углами от заданного начала к заданному концу, между границами или по заданному образцу).
Методика формирования свойств зрительного восприятия (по Л.П. Григорьевой)
Работа с методиками, которые описаны ниже, предусматривает организацию зрительной поисковой активности ребенка, улучшение стратегии обработки отличительных признаков объектов, формирование перцептивно-когнитивных операций.
ПРЕДМЕТНОСТЬ И ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ
Материал. На коррекционных занятиях используются натуральные предметы и их модели, разной степени сложности конструкторы. К натуральным предметам относятся геометрические фигуры, предметы, состоящие из комбинации геометрических фигур, предметы жизнедеятельности людей, растительного и животного мира. В дидактическом материале должно быть как можно больше предметов и их моделей, с которыми ребенок сталкивается в быту, и они имеют для него определенную значимость (предметы домашнего обихода, посуда, одежда, мебель и т.д.).
С помощью моделей необходимо формировать предметность тех зрительных образов, с которыми ребенок может встретиться в учебно-воспитательном процессе в реальной жизни. Модель — это или точная копия натурального предмета или таковая с изменением масштаба. Модель дает возможность ознакомить ребенка со свойствами тех предметов, которые не могут быть представлены на занятиях натурой. Кроме того, в дидактическом материале должны быть представлены соответствующие изображения натуральных предметов и моделей.
Стратегии и приемы выполнения обучающих заданий. Работа ребенка с предметами имеет множество вариантов заданий в зависимости от того наглядного материала, которым располагает педагог. Прежде всего необходимо учить детей способам зрительно-осязательного обследования предмета и сопоставления его с соответствующим изображением на рисунке. Следует обучать детей выделять характерные признаки предмета и его изображения, сопоставлять их, находить сходство и различие. Можно предложить ребенку найти в рядах, состоящих из пяти, семи, десяти изображений, соответствующее определенному предмету изображение, подобрать к ряду изображений ряд предметов. Важным приемом является обучение детей составлять предмет из его отдельных частей по образцу, представленному на рисунке, по представлению, по словесному описанию педагога.
Следующим этапом может быть обучение опознанию предмета при предъявлении его отдельных частей. Занятия с конструктором имеют несколько стадий. Вначале дети знакомятся с материалом конструктора и изучают его свойства с целью определения, идентификации элементов, их признаков. Основные приемы включают опознание, сравнение деталей, поиск и выделение элементов из числа других, соединение частей в единую композицию. Работа с конструктором позволяет обучать детей видению с помощью действия и по примеру. Вначале осуществляется совместная деятельность педагога и ребенка. Затем педагог создает ситуацию для сотрудничества, взаимодействия детей в процессе решения общей перцептивной задачи. Ребенок учится видеть при наблюдении за выполнением заданий педагогом и другими детьми, а также в процессе самостоятельного действия с элементами конструктора. Конструирование осуществляется по образцу, присутствующему в поле зрения ребенка; по представлению (составление модели по образцу, предъявленному только на некоторое время для рассмотрения и запоминания); по подробной вербальной инструкции педагога. Манипуляция с элементами конструктора способствует познанию свойств объектов и развитию мыслительных операций.
// работа с методикой развития интермодального восприятия способствует усвоению основных сенсорных эталонов с помощью предметных образцов; формированию умений делить предмет на части, понимать его структуру, соотносить части и их в признаки, объединять части в единое целое; развитию навыков сопоставления образа, формирующегося в ходе работы с предметом, и хранящегося в памяти образа-эталона. У детей формируются предметно-пространственные представления, умения воспроизводить пространственное расположение предметов, изменять структуру перцептивного поля, умения соотносить реальные предметы с их изображениями.
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО И ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ (НАГЛЯДНО-ОБРАЗНАЯ)
Материал. Требуется большое разнообразие иллюстративного материала: контурные и силуэтные изображения (черные и цветные); простые, сложные черно-белые и гетерохромные изображения; плоскостные (двумерные) и объемные (трехмерные).
Стратегии и приемы работы с наглядным материалом. При глубоких нарушениях зрения, когда эмпирическое формирование перцептивной целостности затруднено, восприятие в большинстве случаев должно быть аналитическим, чтобы был достигнут положительный результат. Необходимо развивать у детей умения и навыки аналитического восприятия, что облегчит формирование перцептивной целостности.
На самых первых коррекционных занятиях педагог организует ориентировочно-исследовательскую деятельность детей в зрительной среде. Ребенка просят найти рисунок, выделить его на фоновой плоскости, определить его границы. Выделив рисунок как объект, дети учатся ориентироваться на его плоскости: определяют верх — низ, правую — левую, центральную части. Затем дается инструкция найти предметное изображение на рисунке и обвести его контур с целью формирования первичной целостности еще не завершенного процесса восприятия.
Далее педагог обучает ребенка восприятию не только контура, но и внутренней структуры изображения. С этой целью проводится зрительный анализ, т.е. последовательное, развернутое в пространстве и во времени изучение предъявленного изображения. Оно может быть разделено на части, и ребенок знакомится с сенсорными характеристиками частей, их отношениями по величине, расположению в пространстве и т.д. Формированию умений выделять внутри определенного целого изображения его крупные фрагменты и элементы следует уделять большое внимание. Это необходимо для развития операции анализа целостных образов. При этом зрительная система, не разрушая первоначальную целостность, как бы «обрабатывает» отдельные фрагменты изображения, тем самым анализируя его структуру. На этом этапе можно использовать знания ребенка об общих свойствах данного класса объектов в процессе восприятия одного из них (операция конкретизации).
Обучение приемам анализа изображения сочетается с обучением синтезу (объединению) его частей в единое целое. В сформированном состоянии операция анализа — мысленное разделение объекта на части; обнаружение его существенных признаков; а операция синтеза — мысленное объединение частей или свойств в единое целое. В процессе восприятия анализ и синтез неразрывны; переход от частей к целому осуществляется в едином аналитико-синтетическом процессе. Высокий уровень развития этих операций у детей с низким зрением может способствовать компенсаторному облегчению опознания сенсорно обедненных зрительных образов.
// Таким образом, формирование качеств целостности и структурности восприятия в процессе перцептивного обучения включает три этапа:
I. первоначальное восприятие изображения как единого целого;
II. восприятие в целом его структуры и свойств;
III. более полное и совершенное восприятие целого с его структурой и деталями.
В ходе коррекционных занятий следует формировать целостные образы, которые приобретают значения эталонов. Для реализации этой цели можно рекомендовать выполнение детьми следующих заданий.
Составление целого изображения из его частей. Вначале ребенок составляет изображения по образцам, находящимся в его поле зрения. На следующем этапе педагог показывает ребенку образец, просит запомнить это изображение, убирает его из поля зрения и затем ребенок составляет изображение по образу-представлению. После этого ребенок сравнивает собранное им изображение с оригиналом, находит и исправляет в нем ошибки. Важно научить ребенка составлять изображения по словесному описанию педагога. Полезный прием для формирования качеств целостности и структурности — нахождение и дополнение недостающих фрагментов изображений.
Зрительный поиск по образцу и по памяти целевого (заданного) изображения в наборах, «состоящих из трех, пяти, семи и десяти изображений. Это способствует усвоению понятия целостной идентичности изображений.
Зрительный поиск изображений по сочетанию двух и более признаков (цвет — цвет, цвет — форма, размер — форма-цвет и т.д.) в перцептивных полях, содержащих от трех до десяти изображений. Выполнение заданий такого типа способствует установлению связей внутри систем сенсорных эталонов и между системами и, следовательно, формированию целостности и структурности восприятия.
Воспроизведение цветовой гаммы простых и сложных гетерохромных рисунков по образцу и по образу-представлению.
Выполнение предлагаемых заданий связано с активным вовлечением в акт восприятия мнемонических и мыслительных процессов, что имеет компенсаторное значение при нарушениях сенсорного отражения.
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
У слабовидящих и частичновидящих детей диапазон константного восприятия в разной степени сужается.
Материал. Используются контурные, силуэтные, плоскостные и объемные сложные изображения с широкой вариативностью признаков (формы, цвета, размера, ориентации и т.д.).
Используется стратегия опознания изображений при изменяющихся условиях их предъявления. Определяется максимальное расстояние от глаз, на котором изображения разного размера опознаются правильно. Затем это расстояние постепенно увеличивается, закрепляются навыки опознания изображений на больших расстояниях от глаз. Для достижения этой цели используются следующие задания.
Опознание предметов, изображенных в фас, профиль, полупрофиль и т.п.
Сравнение размеров изображений, находящихся на различных расстояниях от глаз. Один и тот же зрительный угол может быть при разных расстояниях у объектов с разными размерами. Ребенок обучается учитывать информацию о размере объектов и расстояниях до них в процессе сравнения.
Зрительный поиск целевого изображения, отличающегося цветом, размером, ориентацией, местоположением от других похожих изображений в перцептивном поле.
Сравнение и определение идентичности формы двух объемных (трехмерных) объектов, один из которых изображен фронтально, а другой повернут под определенным утлом к зрительной оси (20, 40 или 60 градусов).
Сравнение рисунков, изображающих одну и ту же предметную ситуацию с разных точек наблюдения: ребенок устанавливает, с какого места ведется наблюдение.
Развитие константности восприятия сложных гетерохромных рисунков. Педагог объясняет детям, как в зависимости от яркости источника света в некоторой степени может изменяться окраска объектов. Яркий дневной свет осветляет все цвета, привносит голубые оттенки. Солнечный свет, отражаясь на предметах, осветляет их желтыми тонами. В вечернем освещении преобладают красные лучи, поэтому все цвета приобретают красноватый оттенок. Глубина теней зависит от положения солнца над линией горизонта; тени на светлом фоне — голубые, а глубокие тени — темно-синие. Подробный и многократный разбор рисунков в разных условиях демонстрации позволит сформировать у детей константность восприятия форм и окрасок сложных изображений.
АППЕРЦЕПЦИЯ И АНТИЦИПАЦИЯ
У слабовидящих и частичновидящих детей сужение сферы чувственного опыта ухудшает апперцепцию. Дефицит предыдущего зрительного опыта затрудняет опознание объектов. При нарушениях механизмов антиципации на разных ее уровнях восприятие чрезмерно дискретно, фрагментарно. Внешний мир может выглядеть как нечто, состоящее из отдельных кадров.
Материал. Наборы черно-белых и гетерохромных изображений по темам: «Предметы быта и жизнедеятельности человека»; «Растительный и животный мир» и др. Рисунки, на которых представлены контурные законченные и незаконченные изображения; целостные и без одного или двух фрагментов. Рисунки, на которых представлены изображения с частичным наложением одного на другое (предмет первого плана перекрывает видимость предмета, находящегося за ним).
Наборы контурных незавершенных изображений. Наборы целых изображений и их частей с разной информативной значимостью Контурные изображения «зашумленные» другими контурами в перцептивном поле. Рисунки, содержащие замаскированные изображения. Стилизованные, символические изображения.
Основная стратегия — обучение детей оперированию зрительными образами, предвосхищающему опознание на основе прошлого опыта. С этой целью дети выполняют ряд заданий.
Ознакомление детей с большим набором изображений по темам.
Аналитическое и целостное восприятие этих изображений.
Сравнение на рисунке одного и того же (например, птица) контурного законченного и незаконченного изображения; дорисовка второго изображения по образцу.
Опознание изображений, частично перекрытых другим изображением (черный прямоугольник частично перекрывает контурные круг, овал, треугольник, другой прямоугольник).
Возможны и другие рисунки с частичным перекрытием изображений; предмет первого плана перекрывает видимость предмета, находящегося за ним. Для правильного восприятия такого рисунка надо уметь домысливать недостающую часть перекрытого предмета, чтобы иметь полное представление об изображении. Опознание тем труднее, чем больше перекрыто изображение.
Опознание изображений по неполному контуру.
Опознание сложных гетерохромных изображений по их частям с разной информативной значимостью. Вначале дети рассматривают и запоминают целые изображения. Затем предлагается определить, какому изображению принадлежит та или иная часть. Фрагменты изображений предъявляются в случайном порядке. Можно применять простой способ перекрытия с помощью вырезанного из листа плотной бумаги «окошечка», которое последовательно накладывается на те или иные части изображений.
Зрительный поиск контурных изображений, «зашумленных» другими контурами.
Опознание изображений в условиях маскировки, которая осуществляется прямыми, ломаными, волнистыми линиями разного цвета в перцептивном поле. Степень маскировки может быть различной. Ребенку дается задание выделить целевой объект из маскирующего фона. Если он затрудняется в опознании, педагог предлагает ему обвести целевое изображение карандашом.
Опознание символических, стилизованных изображений.
ОСМЫСЛЕННОСТЬ И ОБОБЩЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
При слабовидении и остаточном зрении невозможность вычленить в объекте существенные признаки, фиксация внимания на случайных элементах, которые ребенок может различить, приводит к снижению уровня обобщенности восприятия.
Методика развития обобщенности восприятия. Предназначена для проведения коррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста.
Материал. Набор из двадцати геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник); каждая форма фигуры имеет четыре варианта: красного, зеленого, желтого и синего цветов. Набор предметных изображений, относящихся к разным родам и разным видам, с широкой вариативностью признаков (форма, цвет, размер, ориентация и др.).
Набор сложных рисунков, состоящих из множества изображений, относящихся к разным классам.
Формирование обобщенности восприятия осуществляется в ходе последовательного выполнения детьми ряда заданий (от простых к более сложным).
Педагог должен проверить, умеют ли дети производить категоризацию отдельных признаков изображений.
Группировка изображений по одному отдельному признаку. Например, перед ребенком на столе в случайном порядке разбросаны двадцать геометрических фигур. От него требуется расположить фигуры так, чтобы они подходили друг другу либо по цвету, либо по форме. Если ребенок затрудняется выполнить это задание по словесной инструкции, то он выполняет его по образцу. Педагог последовательно дает ребенку образцы цвета и формы, в соответствии с которыми группируются фигуры.
Группировка изображений по двум и более признакам.
Сравнить два изображения одного класса, найти в них сходство и различия. Выделить и обозначить словом их общие свойства, составляющие содержание понятия об этом классе
объектов. Отделить общие свойства от частных и обозначить их словом.
Сравнить два и более изображений разных классов. Выделить и обозначить словом свойства, характерные для каждого класса объектов. Отнесение изображений к разным классам.
Отнесение изображенных предметов как в широкий, так и в узкий по объему классы (род и вид).
Обобщение и категоризация изображений по классам (птицы, рыбы, четвероногие животные и
т.п.); по функциональным признакам (птицы перелетные — зимующие; рыбы пресноводные — морские; животные дикие — домашние и т.п.).
Формирование понятийных обобщений: группировка изображений по комплексу видовых признаков; группировка изображений по комплексу родовых признаков.
Сравнение разнородных изображений, имеющих выраженные отличительные признаки; однородных изображений, имеющих классовые различия; определение особенностей, характеризующих объект как отличающийся от всех других объектов.
Группировка изображений по мнемоническому образу (образцу, который ребенок запомнил) и по словесному заданию без образца.
Обобщение нескольких объектов сложного рисунка, состоящего из множества изображений, относящихся к разным классам.
Зрительный поиск изображений среди множества других по семантическому образу (словесному описанию).