Средства психодрамы и уровни личностных изменений

Психодрама – это психотреапевтический метод, в котором клиенты повторяют и завершают свои действия путем театрализации, представляют свои внутренние процессы при помощи сценических действий.

Как карнавальная культура Средневековья дала всплеск развитию театра, так и наша эпоха породила многочисленные игровые практики. Игра в культуре всегда выполняла адптационную и инновационную функции. Главное средство психодрамы – проигрывание событий субъективной реальности. Особая ценность игры для п/т сотсоитв том, что она объединяет свободу и направленную ориентацию, реальность и фантазию, действие и символ. Психодрама позволяет смело экспериментировать с судьбой, менять роли и жизненный сценарий.

Единица анализа в теории Морено – социальный атом, т.е. человек в отношениях с окружением. Это наименьший элемент структуры отношений, состоящей из всех связей между человеком и другими людьми, которые находят свое выражение в поведении и воображении.

Генезис невроза.

Рассмотрим генезис невроза, используя основные понятия – ролевые категории, ролевой конфликт, ролевая дистанция и социальный атом.

Причиной невротического развития Морено считал нарушения ролевого развития. Они могут быть обусловлены наследственностью и т.п., внешними условиями (все разные).

Например, с т.зр. структуры межличностных отношений это может быть несообтветствие между реальным и желаемым кругом людей, входящих в социальный атом.

Другое понятие – роль. Ребенок рождается с потребностью действовать, играть роли. Это свойство Морено и назвал акциональным голодом. Оно характерно для здоровой личности. Действия невротика блокируются страхом, он не способен осваивать и принимать на себя роли. Разные трудност приводят к тому, чторолевое поведение становится негибким. Патологическое развитие связано с нарушениями в процессе освоения ролей, застыванием на одном или регрессией к более низкому уровню. Возвращение на более ранние стадии развития связываются с ролевым развитием.

Четыре категории ролей:

  • Соматические роли – связаны с поддержанием жизнедеятельности (в т.ч. половая роль)
  • Социальные роли – определяются способом взаимодействия человека с соц реальностью, его статусом (например, муж)
  • Психологические роли – отражают способ переживания человеком действительности. Нпример, ответственный отец.
  • Трансцендентные роли – в них человек вступает во взаимодействие с надиндивидуальным. Например, роль любящего.

Возникновение нарушений бывает, если

7 стр., 3280 слов

Философия как наука. Роль сознания в социальном бытии

... например, Бог). К главному назначению философии относится и конструирование теоретической картины мира, и определение в нем места и роли человека. Полученное теоретико-философское знание выполняет ряд социальных ... точен и более способен научить выявлению причин...» . В процессе исторического развития предмет философии претерпел существенную эволюцию. Первоначально словом «философия» обозначались: - ...

  1. Какая-то роль блокируется, и человек регрессирует на более низкий уровень. (например, блокируется роль любящего, и она заменяется половой ролью)
  2. Присутствует ролевой конфликт. Бывает:
    1. Интраролевой к. – внутри роли, между парциальными аспектами роли (руководитель справляется с одними функциями, но не справляется с другими)
    2. Интерролевой к. – между разными ролями одного человека (роль матери и проф. Роль)
    3. Интраперсональный к. – тянется из прошлого. Например, человек не проявляет чувства, т.к. не умеет их выражать.
    4. Интерперсональный к. – между разными людьми. Наример, если человек находится у другому в нескольких ролях (начальник и друг)

Понятие ролевой дистанции. Если человек не отделяет себя от роли, он выполняет ее требования и следует жиданиями других. Это препятствует удовлетворению собственных потребностей. Поэтому невроз может возникать как недостаток ролевой дистанции.

Основные терапевтические факторы.

Эффект группового взаимодействия.

В группе для человека создается новый социальный атом, валентность связей которого становится столь сильной, что влияет на систему социального взаимодействия человека. Здесь заданы новые нормы общения, новые межличностные связи. Здесь устанавиваются так называемые «теле-отношения» между людьми – они могут быть положительными или отрицательными, в них могут быть разные чувства, но главное их качество – реалистичность, ведущая к пониманию. Психодраматическая группа становится частью социального атома человека.

Результативность метода основывается на целительном эффектке группового взаимодействия. Поэтому в психодраме много внимания уделяется групповой динамике.

Спонтанность и креативность, как результат и условие психодрамтического действия.

В группе можно экспериментировать я разными жизненными перспективами, ролями, формами поведения. Спонтанность и креативность – показатели и одновременно факторы личностного развития. Спонтанность – это действие по ситуации, творческая импровизация, поведение «здесь и сейчас». Это действие, наиболее соответствующее актуальному состоянию человека.

Сверхреальность.

Психодрама позволяет играть возможностями. Участники не просто воспроизводят чувства, но вносят новые элементы в поведение, переживания, создавая новую интеграцию. Ощущение, что любое событие можно «переиграть», само по себе несет терапевтический эффект и открывает путь к развитию спонтанности и креативности.

Средства психодрамы и уровни личностных изменений.

Речь идет о разных уровнях изменений. Морено считал, тчо для актуализации чувств необходимо действие. Клиент включается в действие, ощущает его динамику.

Участники психодрамы.

Протагонист – главный герой психодрамы. Он предлагает ситуацию для разыгрывания, ее постанвку, и сам играет. Приобретает более полное видение ситуации, себя и другх людей, формирует новые поведенческие образцы.

Вспомогательное Я – это члены группы, которых протагонист выбирает для изображения отсутствующих участников ситуации. Это может быть роль реального лица или образ из сновидения, субличность, часть тела, вещь – всё, что представляет мир протагониста. Вспомогательное Я помогает прояснить связи вноутри социального атома. Действия всех участников подчинены главному герою игры, его восприятию прототипа, а не некой условности. Но у вспомогательного Я есть и собственное понимание, чувствование проблемы, которое он вносит в игру. В результате обсуждения игры этот участник иногда проясняет и свои проблемы.

3 стр., 1020 слов

Главным пониманием своего вампиризма является чувство эмоциональной ...

... ПОНЯТЬ, ЧТО Я ВАМПИР? Главным пониманием своего вампиризма является чувство эмоциональной зависимости от людей или событий. Когда вы начинаете ощущать ломку без присутствия определенных эмоций ... развиваться, то спасателю перепадает часть реализованной энергии. Роль спасателя — это тоже своего рода энергетический вампиризм, ведь спасая человека, нам отдается огромное количество энергии, и многие ...

Ведущий психодрамы – терапевт. Несет ответственность за организацию сеанса, управляет им, выбирает походящие техники, регулирует эмоциональную включенность участников.

Характеристика группы. Оптимально – 7-12 человек.

Фазы психодраматического действия.

Разминка. Цель – подготовить к психодраматическому действию. Любые варианты.

Фаза игры.

Фаза обсуждения. Включает 2 части – идентификацию и ролевую обратную связь. Идентификация – позволяет высказать свои чувства и мысли, которые вызваны игрой и знакомы участникам психодрамы из прошлого опыта. Обратная связь – участники описывают чувства, которые у них возникли в роли (в том чеисле и в роли протаногиста).

Тогда он более полно осознает свои роли и потебности.

Техники психодрамы.

Техника представления себя. Используется в начале работы. Позволяет клиенту в коротких сценах представить себя и значимых лиц. Дает информацию о реальном поведении.

Техника исполнения роли. Принятие и пребывание в роли. Как правило, ее исполняет Вспомогательное Я. Но может ее играть и протагонист, если он осваивает новую роль.

Диалог – проигрывание отношений между людьми. Здесь все участники играют себя. Это часто используется в семейной терапии. Опасность ее использования состоит в закреплении сложившихся неадекватных отношений.

Монолог – протагонит покидает место действия и в процессе ходьбы высказывает свои мысли, чувства, комментирует действия. Монолог похож на свободные ассоциации, но больше связан с конкретной ситуацией. Дает возможность дополнить содержание игры. Ипользуется, когда ведущий предполагает, что у протагониста есть чувства, не находящие отражение в игре.

Техника двойника. Вспомогательному Я предлагается сыграть протагониста. Помогает ему понять и выразить свои чувства.

Реплики в сторону. Пртагонист отворачивается от Вспмогательного Я и проихносит то, что он бы хотел ему сказать, но не может.

Обмен ролями. Протагонист и вспомогательное Я меняются ролями.

«Зеркало». Вспомогательное Я должно как можно точнее имитировать поведение протагониста, в то время как он покидает место для того, чтобы увидеть те аспекты поведения, которые ранее отвергал.

Проекция в будущее. Позволяет представить возможный вариант развития событий, разыграть сцену из будущего.

Моделирование предполалаег демонстрацию Вспомогательным Я альтернативных способов действий для того, чтобы протагонист нашел приемлемый для себя образец. Основана на обучении протагониста новым поведенческим стратегиям.

13 стр., 6330 слов

Роль чувств и эмоций в учебной деятельности школьников

... научных методов в отношении исследования эмоций продолжают оставаться актуальными. Глава 2. Роль чувств и эмоций в учебно-познавательной деятельности школьника Понимание эмоциональной сферы будет ... эмоции у этих людей мешают осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять указания учителя, затрудняют отдых и нарушают здоровье. Невротические ...