Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №35 компенсирующего вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
ГБДОУ детский сад № 35 Красносельского района СПб
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом приказом ГБДОУ д/с № 35 ГБДОУ д/с № 35 Красносельского района СПБ Красносельского района СПб
протокол от________________№ от «_____»____________
Рабочая образовательная программа
для детей подготовительной к школе группе №—-
(обучающиеся с задержкой психического развития от до лет)
Учитель-дефектолог:
————————————————
Санкт-Петербург
Содержание
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1. | Пояснительная записка | |
1.2 | Цели и задачи реализации Программы | |
1.3 | Принципы и подходы к формированию Программы | |
1.4 | Значимые для разработки и реализации Рабочей программы характеристики | |
1.5 | Планируемые результаты освоения Программы | |
1.6. | Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе | |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. | Содержание работы по 5 образовательным областям | |
«Социально-коммуникативное развитие» | ||
«Познавательное развитие» | ||
«Речевое развитие» | ||
«Художественно-эстетическое развитие» | ||
«Физическое развитие» | ||
Формы, средства, методы реализации Рабочей программы | ||
2.2. | Календарно-тематический план | |
2.3. | Примерный перспективный план работы по этапам обучения | |
2.4. | Традиционные события, праздники, мероприятия | |
2.5. | Организация взаимодействия с семьями воспитанников | |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | ||
3.1. | Организация образовательного процесса | |
3.2. | Организация предметно-развивающей среды | |
3.3. | Информационно-методическое обеспечение Программы | |
Приложение | ||
Паспорт группы | ||
График индивидуальной занятости воспитанников | ||
Календарно-тематическое планирование (на каждый месяц) |
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития от 3-х до 7-х лет) ГБДОУ детского сада № 35 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) .
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей.
Комплектование групп осуществляется на основании заключения ТПМПК Красносельского района в соответствии с Правилами приема и отчисления воспитанников в ГБДОУ детский сад № 35 Красносельского района Санкт-Петербурга.
Рабочая программа рассчитана на 2016-2017 учебный год
1. Целевой раздел рабочей программы
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития составлена в соответствии с:
-Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 No273ФЗ
-Концепцией модернизации Российского образования;
-Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;
-Конвенцией о правах ребенка;
-методическими рекомендациями Министерства Образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования»;
— современными разработками отечественных ученых в области общей и
специальной педагогики и психологии;
-Федеральным государственным образовательным Стандартом дошкольного образования;
-СанПиНом 2.4.1.3049-13;
Целью данной РП является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полную интегрированную деятельность всех специалистов, работающих в группе и родителей дошкольников.
Проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, направлена на создание условий развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Одной из основных задач РП является формирование психологической готовности к обучению в школе, что обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования
Основной формой работы является:
-игровая деятельность;
-коррекционно-развивающие занятия;
.
1.2.Цели и задачи программы.
Целью коррекционно-развивающего обучения является создание ребенку с задержкой психического развития возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития; профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении.
ИЛИ
Оказание комплексной коррекционно –психолого –педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
. КОНКРЕТНО ДЛЯ ВАШЕЙ ГРУППЫ!!!
Задачикоррекционно-развивающей программы;
ИЛИ
В соответствии с РП коррекционная направленность в работе является приоритетной, так как целью является выравнивание психофизического и речевого развития.
Осуществляя педагогическую деятельность, педагоги группы решают следующие задачи:
1.Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
2.Осуществление необходимой коррекции недостатков в психическом и физическом развитии дошкольников.
3.Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для
самовыражения и саморазвития.
4.Обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития.
5.Воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к семье, окружающей природе.
6.Взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью полноценного развития воспитанников.
7.Воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности проявить гуманистические отношения
ЗАДАЧИ КОНКРЕТНОЙ ГРУППЫ!!!
Принципы и подходы к формированию Программы
Значимые для разработки и реализации Рабочей программы характеристики
· Возрастные особенности развития детей
Вашей группы.
КРАТКО!!!!
· Особенности познавательной и речевой деятельности детей с ЗПР 6-7 лет
ПРИМЕР
При разработке модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания необходимо учитывать особенности психического развития воспитанников, только тогда можно определить основные направления и содержание коррекционной работы.
Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.
Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.
Дети с ЗПР характеризуются эмоциональной нестойкостью, аффективностью поведения, неустойчивостью волевых установок, вялостью, апатичностью или, наоборот, двигательной неограниченностью. Отсутствие самостоятельности сочетается с эмоционально- волевой незрелостью.
Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики
Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
К концу учебного года ребёнок лет может:
· Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
· Образовательная область «Познавательное развитие»
· Образовательная область «Речевое развитие»
· Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
· Образовательная область «Физическое развитие»
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Методы педагогической диагностики:
· Наблюдение
· Беседа (с детьми, с родителями)
· Анализ продуктов детской деятельности
· Диагностическая ситуация
· Диагностическое задание
Содержательный раздел рабочей программы
Содержание образовательной деятельности по 5 областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Направление:
Образовательная область «Познавательное развитие».
Направление:
Образовательная область «Речевое развитие».
Направление:
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Направление:
Образовательная область «Физическое развитие».
Направление:
Общая и ручная моторики.
Календарно тематическое планирование в подготовительной группе № ____
на 2016-–2017 учебный год
Перспективный план работы учителя-дефектолога коррекционной группы на 2016 -2017 учебный год.
1 период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь
2 период обучения: декабрь январь, февраль
3 период обучения: март, апрель, май
1 период обучения:сентябрь, октябрь, ноябрь
Образовательная область «Познавательное развитие»
Элементарные математические представления.
Количественные представления.
Представления о форме.
Представления о пространстве.
Временные представления.
Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие навыков фонематического анализа.
·
Лексика.
«Домашние животные, детеныши», « ….
Обучение связной речи.
·
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Конструирование.
Образовательная область «Физическое развитие»
Общая и ручная моторики.
2 период обучения:декабрь январь, февраль
3 период обучения:март, апрель, май
Организация взаимодействия с семьями воспитанников
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ГРУППЕ № НА 2016-2017уч.г.
Изучение семьи ребенка и ее потребности | Психолого-педагогическое просвещение родителей | ||||
Информированность родителей о достижениях и перспективах развития ребенка | Сменная информация для родителей | Приглашаем родителей в гости | Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ | ||
сентябрь | Анкетирование | Индивидуальные консультации: | «Прогулка. Ранняя осень» (воспитатели) «В детский сад без проблем» (воспитатели) «Информация для родителей» (родительский уголок) (воспитатели, специалисты) | Родительское собрание «Задачи | Фото-экспозиция «Давайте |
родителей «Давайте познакомимся» (учитель- дефектолог, воспитатели, педагог-психолог) | «Особенности детей, имеющих проблемы в развитии» (результаты диагностики детей) (учитель-дефектолог) «В детский сад без проблем» (адаптация, режим дня дома) (воспитатели, учитель- дефектолог, педагог-психолог) | воспитания и обучения; единство требований детского сада и семьи к ребенку» (учитель-дефектолог, воспитатели, педагог-психолог, медсестра) | познакомимся» (родители, воспитатели) | ||
октябрь | » Индивидуальные консультации: «Значение занятий для развития ребенка» — для родителей вновь поступивших детей (у читель-дефектолог) | «Страничка дефектолога. Октябрь» (учитель-дефектолог) «Прогулка. Золотая осень» (воспитатели) | Выставка поделок из | ||
природного материала «Осенний калейдоскоп» (родители, воспитатели) Благоустройство участка | |||||
( | (родители, воспитатели, учитель-дефектолог) | ||||
ноябрь | Индивидуальные консультации: «Как научить ребёнка одеваться» (учитель- дефектолог) | «Страничка дефектолога. Ноябрь» (учитель-дефектолог) «Прогулка. Поздняя осень» (воспитатели) «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» (воспитатели) | Коллаж «Вот какая мама!» | ||
(родители, воспитатели, учитель-дефектолог) | |||||
декабрь | Выставка детских работ «Зимушка зима» Индивидуальные консультации: «Новый год к нам идет» (учитель- дефектолог, воспитатели) | «Страничка дефектолога. Декабрь» (учитель-дефектолог) «Прогулка зимой» (воспитатели) «Новогодние игрушки» (воспитатели) | Праздник «Новый год» (воспитали. | Выставка поделок «Новогоднее | |
музыкальный руководитель, специалисты) | волшебство» (родители, воспитатели) Подготовка к новогоднему | ||||
празднику (оформление группы, костюмы, подарки) | |||||
Январь | Выставка детских работ «Зимние забавы» Индивидуальные консультации: «Динамика в развитии детей» (учитель- дефектолог) | «Страничка дефектолога. Январь» (учитель-дефектолог) «Прогулка зимой. Зимние забавы» (восп.) « | Практикум для родителей и детей | Коллаж «Зимние забавы» | |
(воспитатели, учитель-дефектолог) | (родители, воспитатели, учител ь-дефектолог) | ||||
Анкетирование | Выставка детских работ на спортивную | «Страничка дефектолога. Февраль» | Физкультурный досуг«Папа мама и | Изготовление (своими руками) | |
февраль | родителей «Когда мы дома вместе» (учитель- дефектолог, воспитатели, | тематику. Индивидуальные консультации: «Во что играть с ребёнком» (учитель-дефектолог) | (учитель-дефектолог) «Подвижные игры с детьми» (воспитатели) | Наподное гуляние «Ух ты. Масленица» воспитатели, специалисты | нетрадиционного спортивного оборудования и алрибутов (родители, воспитатели, учитель-дефектолог) |
педагог-психолог) | |||||
Выставка детских работ «Весеннее | «Страничка дефектолога. Март» (учитель- | Фотовыставка «Вот какие наши | |||
март | настроение» Выставка детских работ «День рождения К.И. Чуковского» | дефектолог) «Прогулка. Март» (воспитатели) «Развивающие игры» (учитель-дефектолог. | Праздник «8 Марта» (музыкальный руководитель, родители, воспитатели, специалисты).
|
мамы» (родители, воспитатели, учитель-дефектолог) | |
(учитель-дефектолог, педагог-психолог) | воспитатели) | Досуг «Вот чему мы научились» 1-2 подгруппа (воспитатели, учитель- дефектолог) | Ввыставка поделок, выполненных совместно с детьми «Весенний калейдоскоп | ||
Выставка детских работ «День | «Страничка дефектолога. Апрель» (учитель-дефектолог) «Закаливание» (воспитатели) «Упр. для профилактики нарушений осанки и плоскостопия у детей» (воспитатели) | Комплексное короекционное занятие | Благоустройство участка | ||
для детей и родителей «Если хочешь быть здоров…» (учитель- дефектолог, воспитатели) | |||||
апрель | космонавтики» Индивидуальные консультации: «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста, имею | (родители, воспитатели, у чител ь-дефектолог) | |||
в развитии» (уч.-дефектолог) | |||||
май | Выставка детских работ «Улица города», | «Страничка дефектолога. Май» (учитель- | Макет «Улида города» | ||
«День победы», | дефектолог) | День здоровья (на улице) | (родители, воспитатели, | ||
Индивидуальные ко не консультации: «Знакомство детей с Санкт-Петербургом» | «Прогулка. Май» (воспитатели) «Правила дорожные знать каждому | (воспитали, музыкальный руководитель, специалисты) | учитель-дефектолог) Стенгазета «Мой город» | ||
(учитель-дефектолог, воспитатели) | положено» (воспитатели) | Родительское собрание «Динамика в | ( | ||
«Правила дорожного движения» (учитель- дефектолог, воспитатели) | «Знакомство детей с Санкт-Петербургом» (учитель-дефектолог, воспитатели) | развитии детей» (уч.-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели) | |||
Выставка детских работ «Лето» | «Страничка дефектолога. Июнь» (учитель- | Комплексное коррекционное занятие | |||
июнь | Индивидуальные консультации: «Чем и как заниматься с ребенком летом» (учитель-дефектолог) «Летний режим» (учитель-дефектолог, воспитатели) | дефектолог) «Прогулка. Лето» (воспитатели) «Закаливание и укрепление здоровья детей в летний период» (воспитатели) | для детей и родителей «Вот такое наше лето» (учитель-дефектолог, воспитатели) |
- Организационный раздел
Организация образовательного процесса. · Годовой календарный учебный график на 2016-2017 учебный год
· Годовой календарный учебный график на 2016-2017 учебный год
· Учебный планна 2016-2017 учебный год
· Режим пребывания воспитанников в группе
РЕЖИМ ДНЯ
- Расписание непосредственно образовательной деятельности группы
- Режим и график работы учителя-дефектолога
Понедельник | 9.00 -13.00 |
Вторник | 9.00 -13.00 |
Среда | 9.00 -13.00 |
Четверг | 13.00 -17.00 |
Пятница | 9.00 -13.00 |
· Примерное расписание работы учителя-дефектолога.
Понедельник 09.00 –13.00 | 9.00-9.30-непосредственно образовательная деятельность (1 подгруппа) 9.40-10.10-непосредственно образовательная деятельность (2 подгруппа) 10.20-12.30-индивидуальная работа 12.30-13.00-совместная деятельность сдетьми (участие в режимных моментах) |
Вторник 09.00 –13.00 | |
Среда 09.00 –13.00 | |
Четверг 13.30-17.30 | |
Пятница 09.00 –13.00 |
Организация предметно-развивающей среды
Оборудование для кабинета дефектолога
Познавательное развитие
Демонстрационный материал | Раздаточный | игровой |
Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур. Наборы картинок по лексическим темам. Наборы картинок по временам года Часы Календарь Цветовые карточки Мнемотаблицы | Разнообразный счетный материал Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур. Счетные палочки Карточки с изображением различного количества предметов Карточки с зашумленными изображениями Палочки Кюизенера Блоки Дьенеша | «Волшебный мешочек» «Времена года» «Домино» «Лото» «Цвет и форма» Рамки –вкладыши «Строители» «Собери кубики» 4-12 частей Пирамидки Матрешки Числовые домики «Собери разрезные картинки» 2-8 частей Пазлы Конструкторы Мозаики |
Речевое и социально-коммуникативное развитие
Демонстрационный материал | Раздаточный | игровой |
Разрезной алфавит Сюжетные картины Алгоритмы, схемы для составления рассказов Схемы предлогов Картотеки загадок, скороговорок Картинный материал Подборка художественной литературы по лексическим темам Картотека небольших текстов для пересказов | Разрезной алфавит. Ребусы Картотека предметных картинок Картотека сюжетных картинок Крышки красного, зеленого, синего цвета Пиктограммы | Настольно- печатные и дидактические игры для перечислить |
Физическое развитие
Демонстрационный материал | Раздаточный | игровой |
— Схемы и алгоритмы для выполнения заданий по общей и мелкой моторики -ьЗанимательные игрушки для развития тактильных ощущений | Массажные мячики Шнуровки Мозаика и схемы выкладывания узоров Занимательные игрушки из разноцветных прищепок Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по лексическим темам Мелкий конструктор | «Умныешнурки» «Выложи узор» «Обведи и заштрихуй» «Собери постройку» Игрыс мячом «Соберибусы» «Выложи изображение» Игры с волшебным песком |
Художественно-эстетическое развитие
Демонстрационный материал | Раздаточный | игровой |
Алгоритмы, схемы для конструирования | природный материал, цветная и белая бумага, пробки, камушки, Пластилин Восковые мелки Цветные карандаши Блоки Дьенеша Палочки Кюизенера Звучащие предметы заместители Комплекты геометрических фигур. Счетные палоч | «На что это похоже?» «Чем отличаются» «Что изменилось» «Подбери по образцу» «Какой формы?» «Какого цвета?» «Угадай, на чем играю?» «Повтори за мной» «Ритмический рисунок» Разрезные картинки 2-8 частей Кубики 4-12 частей Пазлы Конструкторы Мозаики |
Информационно-методическое обеспечение Программы
Образовательные области | Методические пособия |
Познавательное развитие | «Четыре времени года», методические материалы по ознакомлению детей 6-7 лет с ЗПР с сезонными явлениями. |
Речевое развитие | «Знакомим дошкольников с литературой» О. С. Ушакова «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» Т. И. Тарабахина Развитие речи в детском саду . Старшая гр. В.В. Гербова |
Социально-коммуникативное развитие | «Безопасность» Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева |
Художественно-эстетическое развитие | |
Физическое развитие |