ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ. СВОЙСТВА, ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.

 

Восприятие — формирование обра­зов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Это системный процесс (т.е. связь с другими психическими функциями), выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении (т.е. рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира).

 

СИСТЕМНОСТЬ восприятия и образа обеспечивается комплексом ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

уровни психического отражения перцептивные действия
1. На базовом сенсор­но-перцептивном уровне формируются первичные образы (ощу­щения разных модальностей). Обнаружение—субъект может лишь ответить, есть ли стимул
2. Первичные образы, сохраняясь в памяти, становятся вторичными (представлениями), концентрируют информативные признаки объектов, т.е. становятся эталонами. Различение, или собственно воспри­ятие. Конечный результат — формирование перцептив­ного образа — эталона.
3. Речемыслительный уровень отражения связан с фор­мированием понятий и оперированием знаковыми сис­темами.   Идентификация-отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памя­ти, или отождествление двух одновременно воспринимае­мых объектов.Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эта­лона из памяти.

 

Каждое вос­приятие определено деятельностью перцептивной системы — совокупность анализаторов, обеспечивающих акт восприятия. Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия

Двигательные компоненты процесса восприятия под­страивают работу перцептивных систем к характеристикам объекта (движение руки, ощупываю­щей предмет, движения глаза, прослежи­вающие контур воспринимаемого предме­та).

 

// системный образ включает три уровня психического отражения и выполняет РЕГУЛИРУЮЩИЕ функции при условии соединения чувственных данных с РАЦИОНАЛЬНЫМИ (их интерпретация, ка­тегоризация).

// В акте проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности .

Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

// овладение перцептивными действиями требует обучения и практики.

.

Развитие высших форм восприя­тия связано с формированием его свойств. В соответствии с концепцией Выготского, качества восприятия формируются во вза­имосвязи с:

s созреванием структур моз­га

s созреванием другими психическими функциями,

s индивидуальным опытом ребенка

s куль­турным и образовательным уровнем со­циальной среды

Свойства зрительного восприятия

ПРЕДМЕТНОСТЬ — отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру, т.е. так называемый акт объективизации.

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ — выделение определенных объектов и явлений среди их многообразия; зависимость от внимания, интересов, мотиваций, установок, эмоционально-волевой сферы.

ЦЕЛОСТНОСТЬ — формиро­вание целостного образа объекта в сово­купности его свойств. Складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений

СТРУКТУРНОСТЬ И ДЕТАЛЬНОСТЬ обус­ловлены способностью использовать знания общих свойств класса объектов в процессе восприятия одного из них.

КОНСТАНТНОСТЬ — относительное постоянство воспринимаемых характеристик объекта, определяющее спо­собность узнавать объект независимо от изменения условий освещенности, рас­стояния его от глаз, ориентации, место­положения, движения и других перемен­ных факторов.

АППЕРЦЕПЦИЯ — процесс осознания еще не дошедшего до сознания впечатления; восприятие опосредовано прошлым опытом человека, запасом его представлений, знаний, ин­тересами, потребностями, отношением к воспринимаемому.

АНТИЦИПАЦИЯ (предвосхищение) — качество восприятия, обеспечивающее опережающее опозна­ние объекта еще до того, как он полно­стью будет воспринят.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ — понима­ние сущности и определенного значения объекта, его отношения к другим объек­там

ОБОБЩЕННОСТЬ — абстра­гирование от случайных признаков, выделение существенных свойств и связей объекта и на их основе отнесение его к определенной категории (классу объектов).

Восприятие взаимосвязано с мыслительными операциями (сравнение, обобщение, анализ, синтез).

Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.

 

Особенности зрительного восприятия слабовидящих и частичнозрячих

Четкая и устойчивая фиксация взгляда обоих глаз наступает у детей 3-хмесяч возраста. к концу 3 месяца он начинает выделять зрительно распознаваемые признаки предметов.

Переме­щение взгляда за движущимися объекта­ми формируется, в возрасте от 3-5 месяцев.

В 3-4 месяца зрячий ребенок способен заранее организовывать свое поведение в соответ­ствии с предстоящей деятельностью — пред­восхищающее сосание.

Слепой ребенок до 5-6 месяцев не способен выделить из комплек­са впечатлений от окружающего мира еди­ничные раздражители, и поэтому ориенти­руется на комплексы раздражителей.

 

В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия. Причем доминирование, зрения настолько прочно, что даже такие серьезные нарушения его функций не влекут за собой изменения типа восприятия: наблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия.

Только при наиболее значительных снижениях остроты зрения (от 0,03-0,02 и ниже), когда большая часть предметов и явлений не может быть адекватно воспринята визуально, доминирующее положение занимают кожный и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприятия. Однако зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности продолжает в той или иной мере принимать участие в процессе восприятия. А в некоторых видах деятельности, не требующих тонкой зрительной дифференцировки, например, при ориентировке в большом пространстве, аномальное зрение даже при очень низкой его остроте может занимать ведущее положение.

Независимо от того, какой тип восприятия складывается у слепого или слабовидящего, оно обладает всеми свойствами, известными в общей психологии.

Æ НО редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприятия ограничивается сужением круга интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению эмоциональным воздействием объектов внешнего мира; апперцепция проявляется слабее, чем в норме, в связи с недостаточным чувственным опытом; осмысление и обобщение образов осложняется недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности отображаемого; сокращается зона константного зрительного восприятия; нарушается его целостность.

Æ Скорость и правильность зрительного восприятия частичнозрячих и слабовидящих зависят

— в первую очередь от остроты зрения.

— от характера заболевания — наиболее низкая скорость при поражениях нейрозрительных путей

Æ затруднения образования временных нервных связей между мозговыми центрами зрительного и других анализаторов сказываются на степени полноты, целостности образов, широте круга отображаемых предметов и явлений.

Æ Адекватность образов слепых и слабовидящих подтверждается. наблюдаются оптические иллюзии.

Æ скорость подвержена более резким колебаниям.

Æ Снижение тонкости зрительных дифференцировок проявляется у частичнозрячих и слабовидящих в процессе зрительного узнавания объектов, причем полнота и точность восприятия, так же как и скорость, зависят от остроты зрения.

Æ Нарушение бинокулярного зрения затрудняет восприятие перспективы, ухудшает восприятие глубинности пространства.

 

Соотношение зрительного и осязательного восприятия

Наличие даже незначительных остатков зрения тормозит развитие культуры осязания (Солнцева Людмила Ивановна).

Дети во всех видах деятельности пытаются использовать в первую очередь зрение, причем даже в операциях, практически недоступных и вредных для зрительного анализатора (чтение частичнозрячими брайлевского шрифта глазами, рассматривание рельефных, приспособленных для осязательного восприятия пособий).

Результат — искажение (иногда до полного несоответствия объекту) формирующихся у них образов объективной действительности.

Для полного, правильного и быстрого восприятия частичнозрячими объективной действительности необходимы и условиями являются:

1. взаимодействие зрения и осязания, что может осуществиться при условии целенаправленного воспитания культуры осязания в учебном процессе

2. разработка и использование специально приспособленных для частичнозрячих наглядных пособий, которые могут восприниматься и осязательно и визуально — контрастно раскрашенные рисунки, контуры которых выполнены рельефно.

_______________________________________________________________

//и зрительные образы частичнозрячих и слабовидящих, и осязательные образы незрячих не могут быть полностью тождественны образам восприятия нормально видящих, однако, как и последние, они в целом адекватно, правильно отражают окружающий мир во всей его сложности.

// Для полного, правильного и быстрого восприятия частичнозрячими объективной действительности необходимы и условиями являются,

3. взаимодействие зрения и осязания, что может осуществиться при условии целенаправленного воспитания культуры осязания в учебном процессе

4. разработка и использование специально приспособленных для частичнозрячих наглядных пособий, которые могут восприниматься и осязательно и визуально — контрастно раскрашенные рисунки, контуры которых выполнены рельефно.

 

Сравнительная характеристика осязательного и зрительного восприятия

Осязательное зрительное
отражает 11 категорий признаков
двигательное поведение руки и глаза
Сукцессивное (последовательно) Симультанное (одномоментное)
Поле ограничено зоной действия рук  
восприятие протекает более длительно  
отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно,  

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

 

1. Основные особенности образов памяти слепых и слабовидящих

2. Формирование представлений при дефектах зрения

3. Зрительные представления ослепших

Самостоятельное изучение:

Взаимодействие анализаторов в процессе формирования образов.

Формирование зрительных образов на основе остаточного и нарушенного зрения

Специальная психология / Под ред. Лубовского. § 5.12.

 

Совмещая в себе наглядность и обобщенность, образы памяти являются высшим уровнем чувственного отражения и служат переходной ступенью к отражению понятийному (мышлению).

Чего не было в восприятии, не может быть и в представлении.

Y резкое сужение круга представлений

Y Фрагментарность — образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. В результате образ не полон, лишен целостности, а иногда и неадекватен отображаемому объекту. (в лепке, …, при узнавании объектов)† ведет к снижению уровня обобщенности, выделению несущественных признаков. Например, в образе лисы для незрячего ребенка наиболее важной деталью является пушистый хвост, а в образе зайца-короткий хвост.

В основе фрагментарности образов лежит сукцессивность осязательного или дефектного зрительного (особенно при сильном сужении поля зрения и поля обзора, возникающего вследствие снижения остроты зрения) восприятия.

Y Схематизм проявляется при репродуцировании образов, бедных деталями и поэтому слабо дифференцированных (при представлении, восприятии не могут установить различие между птицами или животными одного вида, зерновыми растениями и т. п., отмечая лишь наличие головы, туловища, крыльев и двух ног у птиц, колоса и стебля у растений, головы, туловища и четырех ног у животных. Наиболее же характерные признаки: форма, величина и др. остаются в тени, в результате чего образ памяти формируется как голая схема того или иного объекта.

Y недостаточная обобщенность образов памяти — Выпадение большого числа зачастую наиболее значимых объектов, их деталей и признаков из сферы восприятия и недостаточный сенсорный опыт. Этот дефект еще ярче проявляется при формировании общих представлений, отражающих признаки, характерные для целого ряда объектов, относящихся к одному виду или классу.

Y вербализм – нарушение соотношений чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта.

 

2. Формирование представлений при дефектах зрения

В работах А. И. Зотова:

I. на первой фазе представления характеризуются схематичностью, слабой дифференцированностью и недостаточной осмысленностью.

II. На второй фазе продолжается дифференцировка образа и выделение общих и существенных признаков. Однако в образах, находящихся на второй фазе развития, вследствие недостаточной осмысленности, наряду с существенными могут выделяться и несущественные признаки.

III. Окончательная дифференцировка и осмысливание, в результате чего выделяются существенные признаки предметов, а также существующие между ними связи и отношения,

в процессе сохранения образов памяти возможно и дальнейшее их обобщение.

 

Представления в условиях сужения сенсорной сферы проходят в своем развитии и сохранении те же самые фазы, что и в норме.

Отличается от нормы прежде всего своей скоростью и легкостью межфазовых переходов.

Чем выше острота зрения, тем выше скорость межфазовых переходов, тем легче они осуществляются. — эта зависимость проявляется только при остроте зрения ниже 0,2, которая является критической.

проявление этой зависимости тесно связано с возрастными особенностями. Влияние остроты зрения на процесс формирования представлений по мере повышения возраста ослабевает и в старших классах, особенно у слабовидящих, становится незначительным. Очевидно, это связано с накоплением чувственного опыта, развитием наблюдательности, совершенствованием навыков обследования, активизацией мышления.

образы памяти претерпевают постоянные изменения, которые могут совершаться как в сторону дальнейшей дифференциации и обобщения, так и в сторону их разрушения, утраты дифференцированности и обобщенности. Для сохранности представлений существенное значение имеют повторные восприятия. Трудности и ограничения, возникающие при слепоте и слабовидении для повторного восприятия объектов, сказываются на сохранности их представлений. При отсутствии подкреплений (повторных восприятий) образы памяти тускнеют, становятся фрагментарными и слабо дифференцированными. Происходит разрушение, переход с высших фаз на низшие вплоть до полной утраты адекватности образа оригиналу. Отмечающаяся у слепых неустойчивость представлений зависит от состояния зрительного анализатора, как и другие характерные особенности представлений. Понижение остроты зрения способствует более быстрому разрушению образов памяти.

Существенное значение для их формирования представлений имеют стабильность зрительных функций, возраст, в котором полностью или частично было утрачено зрение, стаж слепоты или слабовидения, а также психические особенности личности.

 

3. Зрительные представления ослепших

 

Представления являются материалом, которым оперирует образная память. Этот вид памяти развивается одновременно с развитием речи, и уже к 2-3 годам ребенок обладает некоторым запасом представлений. Поэтому у людей, потерявших зрение во время становления речи, а тем более в последующие периоды жизни, сохраняются зрительные представления. Именно по наличию зрительных образов из контингента тотально слепых выделяют группу ослепших, к которым относятся лица, потерявшие зрение после трех лет, а точнее, после того, как у них в общих чертах сложилась вторая сигнальная система, и имеющих зрительные представления.

У лиц, потерявших зрение в раннем детстве, зрительные образы памяти немногочисленны и отражают лишь отдельные, вызвавшие в свое время сильные эмоциональные переживания предметы и явления.

При потере, зрения в более, старшем возрасте запас зрительных представлений увеличивается, причем особенно заметное увеличение количества образов памяти наблюдается у лиц, потерявших зрение после семи лет, что объясняется их включением в этот период в учебную деятельность, существенно расширяющую сферу чувственного познания.

Наличие зрительных образов памяти хорошо подтверждается их непроизвольным воспроизведением в сновидениях.

У лиц, потерявших зрение в зрелом возрасте, имеются практически те же самые зрительные представления, что и у зрячих. Запас их представлений зависит уже не столько от возраста, сколько от типа высшей нервной деятельности, от того, насколько было важно для них

именно зрительное восприятие окружающего и т. д. Наличие зрительных представлений и их воспроизведение можно зафиксировать буквально во всех видах деятельности ослепших. Все их поведение протекает как бы при участии зрения. Работу рук они сопровождают движениями глазных яблок, невидящий свой взор направляют в сторону собеседника и перемещают его вслед за движениями последнего, открывают и закрывают глаза, просыпаясь и засыпая. Движения глаз у

ослепших сопровождаются обычно воспроизведением зрительных образов. Так, при передвижении по местности, ранее виденной, они зрительно представляют ее; читая книгу, представляют портреты героев и место действия; осязательно обследуя виденные ранее предметы, отчетливо представляют их зрительно;

Однако прочность временных связей относительна, и при отсутствии подкреплений они постепенно разрушаются, происходит стирание следов бывших зрительных раздражений.