Введение
Психологическое изучение семьи имеет своей целью определение системно взаимосвязанных факторов нарушения семейных отношений.
В ходе подобного изучения решаются следующие задачи:
– определение специфики супружеских, детско-родительских, межпоколенческих отношений;
– выявление тех нарушений, которые участвуют в возникновении и развитии расстройств семейных отношений;
– выявление социальных и психологических факторов, детерминирующих направление и успех коррекции семейных отношений;
– составление социально-психологического портрета семьи и выработка рекомендаций по дальнейшей работе.
При изучении семьи мы, прежде всего, исходили из того, что семья – это малая группа, где происходит процесс первичной социализации и становления человека. Семья – это сложная система отношений, которая в идеале должна быть открытой, но на практике нередко закрыта и не доступна влияниям извне. Внешние воздействия своеобразно интериоризируются с учетом семейных ценностей, традиций, устоявшихся образцов поведения.
Семья существенно отличается от других малых групп своей полифункциональностью, гетерогенностью, «историчностью», нормативностью, тотальностью вхождения.
Трудности изучения семьи обусловлены:
а) сложностью семьи как социальной и психологической
системы. Она включает в себя большое количество взаимоотношений и взаимосвязей, которые зависят от личностных особенностей членов семьи, ее окружения, обычаев и т. п.;
б) отсутствием единого научного подхода к пониманию
семьи и ее структуры. Ни в психологии, ни в социологии, ни в
философии нет общей теории семейных отношений. Более того,
существует много трудно сопоставимых, порой противоречивых
позиций;
в) влиянием стереотипов и обыденных представлений о
семье. Каждый человек имеет свой собственный опыт семейной
жизни, индивидуальный и отличный от другого, и, исходя из
этого, понимает норму семейных отношений;
г) скрытостью (интимностью) многих происходящих в семье процессов. По ряду моральных и этических принципов многие процессы, происходящие в семье, ее обычаи, традиции
скрыты от внешнего наблюдения, некоторые сферы семейной
жизни совершенно не доступны специалисту;
д) изменчивостью семейных процессов. Многие события
семейной жизни протекают так быстро, не задерживая на себе
внимания, что легко ускользают даже от опытного тренированного наблюдателя;
Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений
... некоторая неуверенность в семейных отношениях может порождаться опасениями за будущее в связи с возможностью расторжения контракта. Изучение приемных непрофессиональных семей в нашей стране ... безусловного принятия, необходимость приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение часто приводят к формированию пассивного отношения к жизни, устойчивому конформизму, ведомости и не позволяют ребенку ...
е) разбросанностью данных. Интересные для психолога явления часто находятся в разных сферах жизнедеятельности семьи и проявляются только в отдельные моменты ее жизни. Чтобы выявить такие моменты, нередко приходится сознательно создавать и исследовать ситуации, где эти явления проявляются.
При сборе анамнеза внимание акцентировалось на том, какую конкретно информацию и в какой последовательности психолог должен получить в ходе изучения семьи.
Придерживаясь основной модели анамнеза, были учтены три блока информации:
1.Общие сведения о семье (состав, возраст членов семьи,
количество прожитых лет, первичность брака, образование членов семьи, профессии и т. п.)
2.Актуальные проблемы и нарушения:
— возникновение, развитие и продолжительность затруднений;
— события в жизни семьи, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем;
-время возникновения проблемы;
-изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные семейными проблемами;
-непосредственная причина обращения к специалисту;
-предшествующие попытки разрешения проблемы и результаты этого;
-наличие девиантных моделей поведения в семье и т. п.
3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения и связанные с ними проблемы).
Также для сбора анамнеза важным явилось получение информации о самооценке, о бессознательном (темы, которые постоянно избегаются), о системе ценностей клиента и его семьи в целом.
Одной из самых сложных в ходе психологического изучения семьи является проблема постановки диагноза. Диагноз включает в себя:
– причины трудностей клиента;
– их развитие во времени;
– отнесение к определенному классу проблем;
– определение специальных способов помощи и прогноз вероятности благоприятного исхода.
Семейный диагноз необходим, т. к. дает возможность структурировать информацию. При этом диагноз должен быть перманентен, то есть иметь возможность изменяться в процессе работы с семьей.
Подход к построению семейного диагноза в основных теоретических моделях
В основу построения семейного диагноза положена поэтапная методика изучения семьи.
В основе методики лежит последовательность, при которой каждый этап существенно приближает к выявлению искомых нарушений.
Этап 1. Установление необходимости психологического изучения семьи.
На данном этапе происходит первичное знакомство с членами семьи, обратившимися к специалисту.
Основные задачи этого этапа:
–установление внешних признаков существования проблемы, психологической травмы и т. п. (нарушение семейных взаимоотношений и жизнедеятельности в целом;
– определение заболевания человека, в развитии которого участвует семья – неврозы, алкоголизм, суицид, психосоматические болезни, острые аффективные реакции и др.);
– выяснение уровня конфликтности, напряженности, тревожности, степени взаимопонимания, удовлетворенности семейной жизнью, уровня эмоциональной привязанности.
Этап 2. Общее знакомство с семьей.
Цель этапа: формирование у психолога общего и верного представления о семье, способности правильно представить различные стороны ее жизнедеятельности.
Этап 3. Определение травмирующей ситуации.
Цель – найти те стороны жизни, которые воздействуют на человека как травмирующие. При этом, чем больше гипотез, тем вероятнее, что среди них окажется истина.
На третьем этапе важно выявить и проверить все возможные психотравмирующие ситуации. Их оценка осуществляется через выдвижение и проверку диагностических гипотез. Специалист отвечает на вопрос: «Что будет происходить в семье, если источником травмы является именно эта ситуация?». Такие ответы следует получить по всем психотравмирующим ситуациям. Затем анализируются полученные данные.
Этап 4. Коррекционный семейный диагноз.
Цель – ответить на вопрос: какие изменения в жизни семьи могут привести к изменению психотравмирующей ситуации, нейтрализации травматичности.
На данном этапе, базируясь на знании семьи и результатах «мысленного эксперимента», специалист вырабатывает рекомендации относительно дальнейшей работы с семьей, а при соответствующих профессиональной подготовке и практическом опыте прогнозирует, что произойдет с семьей при коррекции нарушенных отношений.
Поэтапная методика является хорошей логической схемой изучения семьи, при условии, что каждый этап будет качественно завершен и не станет источником последующих ошибок.
Все рассмотренные схемы не являются необходимыми, раз и навсегда данными алгоритмами, ибо каждый специалист может выработать самостоятельную схему или адаптировать уже существующие.
Поэтому, подход к построению семейного диагноза в основных теоретических моделях, представлен в виде таблицы:
№ | Теоретическая модель СК | Основные параметры к построению диагноза |
Структурная модель | –семейная структура –паттерны семейного взаимодействия –гибкость системы –резонанс семейной системы –условия жизни семьи: источники поддержки и стресса –успешность прохождения семьей текущего этапа жизненного цикла –способы использования симптомов идентифицированного пациента | |
Системная модель | – гибкость –лидерство –настойчивость –преодоление –правила –роли –получение и использование обратной связи | |
Психодинамическая модель | – развитие личности в родительской семье – проблемы отделения –принятие семейных ролей, развитие личности | |
Поведенческая модель | –соблюдение баланса в отношениях супругов –ориентация на решение проблем –проявление отношений в семье | |
Гуманистическая модель | –зрелость, естественность отношений –распределение ответственности –потребность в осознании, развитии ресурсов | |
Интегративная модель | –стадия жизненного цикла семьи, реализация условий ее прохождения –простроенность семейных границ, влияние внутренних и внешних факторов, определяющих функционирование семьи –особенности поведения в семье, его последовательность –потребности семьи и основные барьеры |
Постановка семейного диагноза в основных теоретических моделях семейного консультирования
Структурная модель
При исследовании семейной структуры С. Минухин (1974) рекомендует:
1. Обращать внимание на семейную структуру, излюбленные паттерны семейного взаимодействияи искать их альтернативы.
2. Оценивать гибкость системы и ее способность к совершенствованию, о чем позволяет судить перестройка существующих альянсов, коалиций и подсистем в ответ на изменение обстоятельств.
3. Исследовать резонанс семейной системы, ее чувствительность к действиям отдельных членов. На одном полюсе находится вмешивающееся поведение с чрезмерной чувствительностью к действиям отдельных членов и повышенной готовностью активизировать механизмы поддержания гомеостаза. На другом полюсе находятся разобщенные семьи с чрезмерно низкой чувствительностью к действиям отдельных членов и завышенным порогом активации механизмов поддержания гомеостаза.
4. Анализировать условия жизни семьи, определить источники поддержки и стресса.
5. Оценивать успешность прохождения семьей текущего этапа жизненного цикла и выполнение соответствующих этапу задач развития.
6. Исследовать способы использования симптомов идентифицированного пациентадля поддержания желательных семье паттернов взаимодействия.
Семейный диагноз в структурной модели
Недиффференцированность образа «Я», симбиотические связи членов семьи (супругов) говорят о сформированности семейной модели, в которой взаимодействие членов семьи реализуется через определенные последовательности.
Отмечается равнозначность партнеров и согласованность во взаимодействии супругов, при выстраивании и распределении семейных ролей, функций. Присутствует согласованное представление членов семьи друг о друге и о семье в целом.
Структура семьи отличается относительной гибкостью системы отношений и способна к совершенствованию при условии изименения обстоятельств.
Семья проявляет чувствительность к действиям отдельных членов. Отмечается высокая готовность активизировать механизмы поддержания гомеостаза.
Условия жизни семьи определяются как достаточно сформированные, стабильные, устойчивые, но развивающиеся. Источником поддержки семьи является развитость и общность, поддержка отношений с родственникамии, в том числе и дальними.Источником стресса выступает несформированность детско-родительской сферы, что часто компенсируется в заботе о детях (родственников).
Прохождение семьей текущего этапа жизненного цикла отмечается выполнением соответствующих этапу задач развития, а также отражает специфику семьи в сознательно бездетном браке.
Системная модель
Системный подход
На основе принципов коммуникации (по Вирджинии Сатир)
Параметры семейной адаптации:
Гибкость. Увеличение у членов семьи способности генерировать новые идеи и изменять образцы поведения и взаимодействия в новых ситуациях.
Лидерство. Рост демократического стиля руководства.
Настойчивость. Увеличение взаимной настойчивости у членов семьи как оппозиция агрессивности или пассивному взаимодействию.
Преодоление. Рост успешного преодоления различий, существующих в разных сферах семейного функционирования.
Правила. Члены семьи изменяют правила своего функционирования (формы поведения и ожидания) при изменении потребностей членов семьи.
Роли. Изменение или модификация ролевой структуры при изменении потребностей членов семьи.
Получение и использование обратной связи. Рост способности к получению и использованию как положительной, так и отрицательной обратной связи, как от других членов семьи, так и от менее близкого окружения.
Семейный диагноз в системной модели
У членов семьи развита способность генерировать новые идеи и изменять образцы поведения при взаимодействии в новых условиях. Это говорит о высоком уровне гибкости семейной системы.
В семье преобладает сотрудничество, отмечается рост демократического стиля руководства.
Настойчивостьувеличивается при пассивности одного из членов семьи.
Различия в разных сферах семейного функционирования преодолеваются путем простраивания/моделирования проблем и их решения.
Члены семьи изменяют правила своего функционирования при изменении потребностей членов семьи.
Изменение или модификация ролевой структуры происходит при изменении потребностей членов семьи.
Хорошо развит механизм получения и использования обратной связи как от других членов семьи, так и от близкого окружения.
Таким образом, при учете проанализированных параметров можно говорить о высоком уровне сформированности семейной адаптации.
Психодинамическая модель
Оценка статуса пациента:
1) первое впечатление;
2) изменение впечатления в процессе интервью;
3) общее впечатление;
4) оценка открытости пациента;
5) насколько можно доверять полученной информации.
Выводы:
1) главные текущие темы;
2) области фиксаций и конфликтов;
3) основные защиты;
4) бессознательные фантазии, желания и страхи;
5) центральные идентификации;
6) контридентификации;
7) неоплаканные потери;
8) связанность собственного «Я» и самооценка.
По мнению 3. Фрейда, в развитии личности играют роль четыре важных фактора: 1) процессы созревания (физиологического роста, 2) фрустрации, 3) внутренние конфликты, 4) внешние угрозы (опасности).
Психогенетический взгляд на развитие личности – исследование того, каким образом прошлое индивида оказывает влияние на его функционирование в настоящем.
Обоснование стратегии помощи семье в рамках основных теоретических моделей семейного консультирования
№ | Теоретическая модель СК | Стратегия помощи семье |
Структурная модель | Для каждой подсистемы необходима определенная степень свободы и автономии. Для адаптации супругов друг к другу нужна определенная свобода от влияния внесемейного окружения. Поэтому важное значение приобретает проблема границ между семейными подсистемами. Категории действий по переструктурированию семьи: это актуализация семейных моделей взаимодействия; установление или разметка границ; эскалация стресса; поручение заданий; использование симптомов; стимуляция определенного настроения; поддержка, обучение или руководство. | |
Системная модель | Путем конкретных целенаправленных действий следует изменить отношения между ее членами. При удачно выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия у ее членов. Необходимо вести совместный поиск, который позволяет членам семьи освоить продуктивные способы выхода из проблемных ситуаций, развивает у них чувство субъектности и уверенности в своих силах, что приводит к устойчивым переменам в жизни семьи. | |
Психодинамическая модель | При динамическом подходе к семейным проблемам супружеские дисгармонии (нарушения) взаимоотношений анализируются с точки зрения внутренней мотивации поведения обоих супругов. Текущие семейные конфликты рассматриваются с учетом прошлых конфликтов, а также примеров прежних эмоционально окрашенных отношений. При этом оценивается влияние семьи, в которой вырос каждый из супругов, учитывается присущая ей атмосфера, уравновешенность, спокойствие, разделение прав и обязанностей между отцом и матерью, обращение к опыту родителей. Основной предпосылкой перемен является способность к пониманию этой связи, к контролю за своим поведением, к сравнению. Сравнение предстает как эволюционное сопоставление: учитываются ранние источники сегодняшнего поведения каждого из супругов. Каждый должен понять, почему он такой, какой есть, что он ожидает от супружеского союза и почему реагирует на поведение партнера так, а не иначе. Супружество рассматривается как следствие действия сил, заключающихся в особенностях прошлого опыта супругов, главным образом в их прежних личностных связях. | |
Поведенческая модель | Подкрепление поведения, когда оно становится похоже на желаемое. Подкрепление необходимо для сохранения поведения, возникшего на основе подражания. Чтобы модифицировать поведенческие реакции семьи, надо научиться анализировать поведение в терминах стимулы, последствия, подкрепления, опереться на обусловленное проявление любви к членам семьи. | |
Гуманистическая модель | Задачи семьи: – уважение уникальности, индивидуальности и неприкосновенности членов семьи; – понимание членов семьи, проникновение в их образ мышления, умение разбираться в мотивах и значении их поступков; – выработка конструктивных взаимоотношений с супругом; – нахождение собственных приемов с целью дальнейшего развития себя и супруга (супруги) как личности. | |
Интегративная модель | Стратегия семьи предполагает грамотное выстраивание и проработку отношений с семьями родственников и социальных отношений. |
Заключение
Семейная психодиагностика – вид психологической помощи, который направлен на распознание, измерение социально-психологических феноменов семьи, личностных особенностей ее членов и выявление различных типов семейных проблем.
Установление психологического диагноза семьи представляет собой восстановление истории ее развития таким образом, чтобы актуальные семейные проблемы находились в контексте всего развития.
Отсутствие в современной семейной психотерапии единой теоретической базы приводит к тому, что задачи и пути изучения семьи представителями различных школ понимаются весьма различно. Э.Г.Эйдемиллером и В.Юстицкисом сделан обзор и критический анализ различных подходов к изучению семейных проблем.
Эклектический подход. Его представители пытаются решить проблему изучения семьи путем объединения подходов разных школ в общую диагностическую схему.
При разработке психодиагностических приемов внимание сосредоточивается на вопросе, какую именно информацию о семье и в какой последовательности должен получить психотерапевт в ходе ееизучения. Все схемы данного типа нацеливают на получение двух видов данных о семье. Во-первых, сведения о семье, которые нужны при работе с ней вне зависимости от того, какая семья и с какой целью обследуется. Так, при работе с любой семьей, конечно же, нужно знать ее состав, возраст ее членов, социальный слой, к которому относится семья, целый ряд других моментов. Во-вторых, это сведения об отдельных аспектах функционирования семьи, которые считаются наиболее важными в семейной психотерапии.
«Модель Мак-Мастерса», разработанная тремя учеными – Н.Эпштейном, Д.Бишопом и С.Левиным, ориентирует семейного психотерапевта на изучение шести аспектов функционирования семьи – это способность к решению проблем, коммуникация в семье, семейные роли, аффективная отзывчивость, аффективная вовлеченность, контроль над поведением.
«Модель Мак-Мастерса» ставит своей целью дать общее и всестороннее представление об изучаемой семье в данный момент.
Аспекты модели:
1. Способность семьи к решению проблем. Выясняется, насколько семья в состоянии решать проблемы, которые перед ней возникают:
а) опознать проблему, т.е. понять, что перед ними именно проблема, требующая интеллектуальных и других усилий по ее разрешению.
б) иметь информацию о проблеме, т.е. о ней должны узнать от того, кто первый ее обнаружил; все, кто должен принять участие в ее решении;
в) рассмотреть альтернативные пути решения (плохо, если принимается первое попавшееся решение);
г) принять только одно решение (обсуждения не могут продолжаться вечно);
д) решение осуществить;
е) убедиться в успешности своих действий и оценить результат.
2. Коммуникативные характеристики. “Модель Мак-Мастерса” предписывает выяснить две важнейшие характеристики коммуникационных процессов в семье:
а) открытость или, напротив, замаскированность информации, которой обмениваются члены семьи.
б) прямая или косвенная коммуникация.Таким образом, в схему включены характеристики, от которых зависит успешность коммуникации.
3. Ролевые характеристики.Анализ ролевой структуры семьи включает выявление функций, которые выполняет та или иная семья; привычные образцы поведения (роли), наличие навыков и умений, необходимых для выполнения роли, правила приписывания ролей другим членам семьи и, наконец, установление ответственности за различные внутрисемейные события.
4. Четвертый аспект – аффективная отзывчивость – объединяет группу эмоциональных отношений, явно связанных с исследованиями школы В.Сатир.
5. Характер мотиваций, определяющих отношение индивида к семье, его привязанность к ней – аффективная вовлеченность. Авторы модели диагностического анализа выделяют типы вовлеченности, которые наиболее важно учитывать в клинической практике, в том числе:
а) недостаточный уровень эмоциональной вовлеченности в семью;
б) “нарциссическая” вовлеченность, в основе которой лежит эгоцентризм, а интерес к семье существует лишь постольку, поскольку она обеспечивает удовлетворение чувства тщеславия и укрепление самооценки;
в) сверхвовлеченность: индивид эмоционально полностью слит с семьей, неудача или разрушение семьи равносильны для него гибели;
г) симбиотическая связь: утрата индивидом способности действовать и жить самостоятельно, полная зависимость от других членов семьи.
6. Контроль поведения – способ, каким семья оказывает влияние на поведение своих членов, регулирует его.
«Модель Мак-Мастерса» весьма популярна, она получила поддержку многих практиков. Знакомство с ней показывает, что она способна удовлетворить ряд практических потребностей, возникающих при исследовании семьи.
В настоящее время существуют различные подходы к выбору направления семейного диагноза, к отбору круга характеристик, на которые должно быть обращено основное внимание при поиске причин нарушений в семье. Каждый из этих подходов имеет свои положительные стороны и свои недостатки. Именно в установлении соотношений достоинств и недостатков различных подходов нужно искать пути их рационального использования.
Литература
1. Браун Джозеф Теория и практика семейной психотерапии/ Дж. Браун, Д. Кристенсен; Пер. с англ. Н.А.Мухиной. – 3-е междунар. изд.. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с. : ил.. – (Золотой фонд психотерапии).
2. Бурлачук Л.Ф. Психотерапия: психологические модели : [учеб. для студентов и аспирантов по специальности «Психология»]/ Л. Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко; под общ. науч. ред. Л.Ф. Бурлачука. — 3-е изд., доп. — СПб: Питер, 2009. — 496 с. : ил. — (Учебник для вузов).
3. Коваль Н. А. Психология семьи и семейной дезадаптивности : Учеб. пособие / Н. А. Коваль, Е. А. Калинина ; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. 351 с.
4. Малкина-Пых И. Г. Семейная терапия: справочник практ. психолога/ И. Г. Малкина-Пых. – М.: ЭКСМО, 2005. – 991 с.
5. Сатир Вирджиния Психотерапия семьи. – «Речь», СПб., 2000, 282 с.
6. Старшенбаум Г. В.Сексуальная и семейная психотерапия. – М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003. – 300 с.
7. Уорден М. Основы семейной психотерапии. 4-е международное издание, – СПб.: ПРАйм-ЕВРОЗНАК, 2005.– 256 с.
8. Эйдемиллер Э.Г. , Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.