ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ и ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

25

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ и ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

( 2013 / 2014 учебный год)

Занятие 1

Тема:. Предмет и задачи Психологии Высшей Школы

Семинар — 2 часа.

Цель занятия: усвоить психологические особенности форм и методов

обучения в высшей школе

Материальное обеспечение: материал лекций, которые рекомендуются учебники, таблицы, схемы,

Ключевые слова: образование,, психология, воспитание, обучение, развитие, психика, системная организация высшего образования.

Основые положения

Объектом исследования психологи высшей школы являются основные участники (звенья) процесса обучения в высшей школе — студент и преподаватель, а также их взаимодействие в процессе обучения.

Методологические основы психологии высшей школы. Современная психология ВШ руководствуется положениями в том, что психические процессы — это субъективные образы объективной реальности; личность и деятельность человека находятся в единстве, его психика проявляется и формируется в деятельности, Важнейшие стороны личности человека социально обусловлены его жизнью в обществе, воспитанием и обучением.

Методы психологии высшей школы — это способы исследования психических особенностей деятельности студентов и преподавателей:

наблюдение (внешнее, внутреннее, включенное, стороннее); опрос (устный, письменный — анкета, свободный, стандартизированный); тесты (тест-опросник, тест- задание, проективный тест); эксперимент (естественный, лабораторный); биографический метод (сбор и анализ сведений в жизненном пути личности, ее переживаниях, отношениях с людьми, именении взглядов, черт характера …); метод экспертных оценок ( мнения- оценки опытных преподавателей в развитии личности студента, в преимуществах либо недостатках тех или иных методов преподавания, в требованиях к лекции, семинара).

2 стр., 578 слов

Дидактический тест по психологии

Дидактический тест по психологии. 1.Социальная перцепция-это… А) Передача информации Б) Обратная связь в общении В) Восприятие внешних признаков человек, соотношение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков Г) Взаимодействие людей 2.Адекватность восприятия информации, прежде всего, зависит от… А) Характера человека Б) Наличие или ...

К основным задачам ПВШ относят: разработку проблемы личности современного специалиста с высшим образованием; психологический анализ деятельности студентов и преподавателей; выявление психологических закономерностей формирования личности и профессиональных качеств будущего специалиста; психологическое изучение студенческого коллектива; разработку проблемы психологической подготовки к практической деятельности после окончания вуза; психологический анализ

взаимодействия и общения преподавателей и студентов; анализ адаптации поступивших в вузы к учебно- воспитательному процессу, а выпускников вузов — к условиям трудовой деятельности; обоснование путей демократизации учебно- воспитательного процесса, переход от авторитарной педагогики к педагогике на основе сотрудничества.

Рассматриваются вопросы

1.Место высшей школы в системе государственного образования.

2.Психология высшего образования, предмет и задачи

3. Психика человека и основные ее составляющие 5. Методы исследования психических явлений у человека

Практическая часть

Знакомство с конкретными образцами опросных листов (анкет), тест-опросников, тест-заданий, проективных тестов, с протоколами экспериментальных исследований и биографических сведений.

Литература.

1.М.И.Дьяченко и др. Психология высшей школы.-Мн.: Харвест,2006.-416 с.

2.Буланова- топоркова М.В. и др. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. помоги.- Ростова-на^-Дона: Феникс, 1998., с.: 64- 78.

3. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. А.В. Петровского. М., 1996..

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 2003.

5. Шпарь В.БЫ и др. Практическая психология .Инструментарий — Ростова — на-дону, 2002.-688 с.

6. Елисеев О.П. Практикум по психологи личности. — СПБ, Питер, 2006.-512 с.

7. Романова Э.С. Психодіагностика. — СПБ: Питер, 2009. — 400 с.

8. Чернобровкин В.Н.. Психология принятия педагогических решений: монография.- Луганск: Изд-во Дз. ЛНУ им. Тараса Шевченко., 2010. – 448 с.

Дополнительная

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.

2. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М., 1981.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... проявления темперамента, особенности психических процессов; психологическая готовность (длительная и ситуативная) к деятельности. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I ... людей в процесс воспитания учащихся. Существуют два вида результатов педагогической деятельности: - функциональные продукты деятельности (например, урок); - психологические продукты деятельности (психические новообразования в личности ...

3. Беспалько В.П. Некоторые вопросы педагогики высшего образования. Рига, 1972.

Занятие 2

Тема: Психика человека как основа его деятельности

Семинар — 2 часа.

Цель занятия: Изучить современные представления об основных компонентах психики человека и ее связь с деятельностью и поведением человека.

Материальное обеспечение: материал лекций, рекомендуемые учебники , таблицы- схемы, информативные CD- диски

Ключевые слова: психические процессы, состояния и качества личности;

познавательные процессы, эмоции, воля, деятельность, психологическая структура деятельности, потребности, мотивы, цели, интересы.

Основные положения

Психология — наука о душе человека , которая исследует закономер -ности возникновения, развития и функционирования психических явлений, присущих человеку. Условно принято различать: психические процессы (познавательные процессы), психические состояния и психические качества (свойства) личности.

Психические процессы подразделяются на познавательные, эмоциона- льные и волевые.

Познавательные процессы — ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, рефлексия. С их помощью человек познает мир, приобретает новые знания в нем.

Эмоциональные процессы — окрашивают всю внутреннюю жизнь челове- ка, «дают знать» о соответствии или несоответствии происходящего потребностям и целям

Волевые процессы выражаются в осознанном, мобилизующем душевном усилии и управлении своим поведением, в преодолении трудностей и препятствий.

Другие группы психических явлений регулируют общение человека со другими людьми, определяют его действия и поступки. Это: психические состояния (влечение, желание, любовь, намерение, настроение, стремление. стресс, гнев, страх, радость и др.) и свойства или качества личности

(эмоции, потребности, мотивы, интересы, стремления, способности, темперамент, характер, воля, работоспособность, установки, эгоизм, альтруизм и др.).

Под деятельностью человека понимают целенаправленный процесс преобразования действительности, создание и утверждение материальных и духовных ценностей (в отличие от животных, которые в результате присущей им природной активности, только потребляют то, что им дано природой).

Человек же, напротив, больше создает, чем потребляет. В психологической структуре деятельности выделяют мотивы, цель, способы, приемы решения тех или иных задач, планирование, принятие решений, напряжение воли, интеллектуальных сил, контроль за процессом получения ожидаемых результатов, оценку сделанного. Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности, как ее неотъемлемые внутренние моменты. Более того, экспериментально было доказано, что и сами внутренние, т.е. психические процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельностями.

11 стр., 5408 слов

Формирование личности человека

... зарубежной психологии; -- определить, как происходит развитие личности человека в процессе его деятельности, социализации, самосознания; -- в ходе анализа психологической литературы по ... индивидуальные особенности психических процессов (ощущений, восприятий, памяти, мышления, эмоций, чувства и воли); -- индивидуально-приобретенный опыт (знания, умения, навыки и привычки) Личность всегда выступает ...

Мотивы человеческой деятельности: органические (на удовлетво- рение естественных потребностей), функциональные (игры, занятия спортом), материальные (веши, мебель,дом), социальные (общественное признание, самоутверждение), духовные (самосовершенствование).

Цель деятельности выступает как ее продукт (реальный предмет, вещь, знания, умения, навыки, мысль, идея, теория…).

Основные виды деятельности студентов (учебная, общественная, научная).

Рассматриваются вопросы

1. Познавательные процессы (ошущение, восприятие, внимание , память, мышление)

2. Психические состояния (влечене, желание, страх, гнев)

3.Психические качества (свойства личности)

4. Активность животных и деятельность человека

5. Мотивы человеческой деятельности и ее цели.

6. Основные виды деятельности студентов

Литература..

1.М.И.Дьяченко и др..Психология высшей школы.-Мн.: Харвест,2006.-

416 с.

2.Буланова- Топоркова М.В. и др. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. Пос..- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998., с.: 64- 78.

3. Русская педагогическая энциклопедия. М., 2003.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2002.

5. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.

6. Студент и его деятельность. — Мн., 1978.

7. Формирование учебной деятельности студентов. — М.. 1989.

8. Шумская Л.И., Дорошкин О.Б. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы. — Мн., 2000.

3 стр., 1471 слов

Технология ведения случая в деятельности социального педагога школы.

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Теоретические основы социальной работы и место технологии ведения случая в ней 1.1. Технологии социальной работы 5 1.2. Стандарт социальной работы и технология ведения случая в социальной работе 12 Выводы 20 2. Практическое исследование 2.1. Российский опыт внедрения технологии ведения случая 21 2.2. Программа технологии ведения случая в деятельности социального педагога ...

9. Шпарь В.Б. и др. Практическая психология .Инструментарий — Ростов — на — Дону, 2002.-688 с. 10. Елисеев О.П. Практикум по психологи личности. — СПБ, Питер, 2006.-512

11. Романова Э.С. Психодиагностика. — СПБ: Питер, 2009. — 400 с.

Занятие 3

Тема: Индивид, личность, индивидуальность

Семинар – 2 часа

Цель занятия: Изучить современные представления в личности человека.

Материальное обеспечение — материал лекций, рекомендуемые учебники , таблицы- схемы, информативные CD- Диски.

Ключевые слова: Индивид, личность, индивидуальность, сознание, бессознательное.

Основные положения

Человек как природное существо. Понятие об индивидных свойствах человека. Тело как способ родового бытия сознания. Общее строение нервной системы человека. Функциональная организация работы мозга. Учение И.П. Павлова, П.К. Анохина, А.А. Ухтомского в физиологических основах психической деятельности.

Человек среди людей. Личность как социокультурная реальность, как результат социального развития и сознательной деятельности индивида. Структура личности по Фрейду ( «Оно», «Я» и » Супер-Я») и по Платонову ( биологически обусловленные качества — половые, возрастные, темперамент; психические процессы — познавательные, воля, эмоции, чувства; опыт личности — знания, умения, навыки, поведение; направленность личности) и ее целостность. Индивидуальность — неповторимое сочетание качеств индивида и личности, что позволяет отличать людей друг от друга.

Процесс развития личности удачно отражает схема: » Рождение — Индивид ­ — формирование сознания и самосознания (воспитание в семье и т.д.) — минимальная социальная зрелость личности ( 14-16 лет) — сформированная личность ( 18-20 лет) — совершенствование личности — Завершение жизни».

Сознание как основной психический инструмент личности, как высший уровень психического отражения человеком действительности ее представленность в виде обобщенных образов и понятой. Свойства сознания (обеспечивает способность мыслить абстрактно, размышлять в своем прошлом, критически оценивая его , строить планы на будущее.; способность к рефлексии. Сознание делает человека познающим субъектом, добывающим знания и действующим со знанием; позволяет человеку осознать себя как отделенное вот остального мира существо, способное получить достоверные знания об этом мире (и в самом себя); Знания являются психическими феноменами, (которые отличаются вот объектов, к которым они относятся) и существуют отдельно вот их, самостоятельно. Сознание формулирует эти знания в словах, понятиях, в другой символике; они могут сохранятся, накапливаться, храниться как информация, быть переданы вторым людям, вторым поколениям. Обеспечивает возможность мысленного представления и воображения действительности, которая в данный момент здесь, в реальности отсутствует; В этих процессах участвует воля. Сознание неразрывно связано с речью, обеспечивает с помощью слов коммуникацию. Сознание существует и в словесной, и в образной форме (искусство, литература, музыка ).

6 стр., 2702 слов

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

... Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее ... и актуальные потребности.   ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних ...

Языки речь формируют в сознании связанные между собой систему значений и систему смыслов слов.

Чтобы судить о личности человека необходимо знать о его направленности, темпераменте, характере и его акцентуациях, об уровне самосознания и интеллекта.

Человеческая индивидуальность. Свобода и ответственность. Самореализация и творчество.

Рассматриваются вопросы

1. Понятие об индивидных свойствах человека.

2. Личность как человеческая сущность, ее социокультурная реальность

3. Структура личности.

4. Индивидуальность

5. Сознание как основной инструмент личности.

6. Свойства сознания

Практическая часть:

1. Курсанты самостоятельно определяют направленность личности по

методике «карта интересов» (см.Шапарь В.Б. и соавт. Практическая психология. Инструментарий.- Ростов н/Д., 2002.- с.179-185) с последующим обсуждением и сопоставлением с реальным профессиональным состоянием.

Литература..

1.М.И.Дьяченко и др. Психология высшей школы.-Мн.: Харвест,2006.-

416 с.

2. Русская педагогическая энциклопедия. М., 2003.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2002.

4. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.

5. Студент и его деятельность. — Мн., 1978.

6. Формирование учебной деятельности студентов. — М.. 1989.

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

Ленинградский государственный университет Имени А.С. Пушкина VIII международная Научно-практическая конференция Молодых ученых ПСИХОЛОГИЯ ХХI ВЕКА Психологическое сопровождение деятельности человека Конференция посвящена пятилетию психологической службы факультета психологии ЛГУ имени А.С. Пушкина 28-30 ноября 2012 г.   ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ: 1. Психологическое сопровождение ...

7. Шумская Л.И., Дорошкин О.Б. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы. — Мн., 2000.

8. Шпарь В.БЫ и др. Практическая психология .Инструментарий — Ростова — на-дону, 2002.-688 с.

9. Елисеев О.П. Практикум по психологи личности. — СПБ, Питер, 2006.-512 с.

10. Романова Э.С. Психодиагностика. — СПБ: Питер, 2009. — 400 с.

Занятие 4

Тема: Темперамент и деятельность субъекта

Практическое занятие – 2 часа.

Цель занятия: Усвоить психологическую сущность понятия темперамент и его связь с поведенческими реакциями и сознательной деятельностью.

Материальное обеспечение — материал лекций, которые рекомендуются учебники, таблицы- схемы, информативные CD- Диски.

Ключевые слова: развитие, когнитивное развитие, психосоциальное развитие, онтогенез, ведущая деятельность, социальная ситуация развития, кризис, новообразование, сензитивний период, самосознание, акцентуации характера.,

Основные положения

Многомерность категории «деятельность». Человек как субъект деятельности. Психологическое строение индивидуальной деятельности: потребности, мотивы, цели..

Общая характеристика деятельности студентов. Свойства личности студента как условие эффективности его деятельности. Познавательные психические, эмоционально-волевые процессы и психические состояния в деятельности студентов.

Темперамент как совокупность свойств нервной системы, определя- ющих динамику протекания всех видов деятельности человека и его общение (поведенческие реакции) . Темпераменты: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Рассматриваются вопросы

1.Человек как субъект деятельности.

2.Коллективная деятельность как фактор формирования личности

3.Ведущая деятельность, ее определение и характеристика.

4.Определение темперамента и его типы.

5.Характеристика отдельных типов темперамента.

Практическая часть:

1. Студенты самостоятельно определяют у себя тип темперамента с помощью теста Стреляу. (см. Елисеев О.П., 2006, стр178)

Литература.

1.М.И.Дьяченко и др..Психология высшей школы.-Мн.: Харвест,2006.-

416 с.

2. Русская педагогическая энциклопедия. М., 2003.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2002.

4. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.

5. Студент и его деятельность. — Мн., 1978.

6. Формирование учебной деятельности студентов. — М.. 1989.

7. Шумская Л.И., Доромешкин О.Б. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы. — Мн., 2000.

8. Шпарь В.БЫ и др. Практическая психология .Инструментарий — Ростова — на-дону, 2002.-688 с.

9. Елисеев О.П. Практикум по психологи личности. — СПБ, Питер, 2006.-512 с.

10. Романова Э.С. Психодіагностика. — СПБ: Питер, 2009. — 400 с.

11. Чернобровкин В.Н.. Психология принятия педагогических решений: монография.- Луганск: Изд-во Дз. ЛНУ им. Тараса Шевченко., 2010. – 448 с.

Занятие 5

Тема: Черты характера и деятельность студента.

Практическое занятие – 2 часа

Цель занятия: Изучить психологические особенности студента.

Материальное обеспечение — материал лекций, которые рекомендуются учебники, таблицы- схемы, информативные CD- Диски.

Ключевые слова: характер, деятельность, общение, мотивационные черты, инструментальные черты личности, рациональность, расчетливость, целеустремленность, экстраверсия — интроверсия, спокойствие — тревожность, переключаемость — ригидность, сдержанность — ипульсивность, акцентуации характера.

Основные положения

Многомерность категории «деятельность», совместная деятельность как элемент межличностного общения. Человек как субъект деятельности. Психологическое строение индивидуальной деятельности: потребности, мотивы, цели..

Характер человека как свойство психики, определяющее отношение индивида к вторым людям, и к выполняемой работе, отношение к вещам и отношение к себя . Формирование характера происходит произвольно рано в онтогенезе в процессе воспитания, социализации и деятельности человека и на протяжении остальной его жизни характер проявляет себя как болью или менее устойчивый. Его независимость от наследственности.

В понятие характер вкладывается способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство.

Определение личностных черт человека (Г.Ю.Айзенк) по двум основным «осям»: интроверсия — экстраверсия (замкнутость или обращенность вовне) и стабильность — нестабильность (уровень тревожности).

Третьей осью (по Г.Ю.Айзенку) выступает психотизм (бесстрастность, эгоцентричность, неконтактность).

Типичный экстраверт имеет, в силу своей открытости, широкий вокруг знакомств что, однако не всегда позволяет ему лидировать среди других людей из- за возможной эмоциональной неустойчивости; напротив, типичный интроверт открыт лишь для близких и хорошо ему знакомых людей, но и в их кругу он строго контролирует свои чувства. И удивительно то, что в этой узкой сфере общения интроверт оказывается более способным к лидерству, чем экстраверт. Последний также должен восприниматься неоднозначно: его демонстративное компанейское поведение может маскировать глубокое внутреннее одиночество и застенчивость, неуверенность в себе. Отношение человека к выполняемой работе характеризуется его направленностью » на себя», «на взаимодействие» или «на результат» .

Способность к сопереживанию (эмпатия) предполагает эмоциональ- ные, непосредственные реакции на поведение других людей вплоть до подражаниям их действиям. На основе эмпатии человек скорее познает себя и становится способным сочувствовать себе подобным, понимая и предугадывая их состояние.

Классификация типов характера (на основе акцентуаций) по А.Э.Личико):

— гипертимный (подвижность, общительность, озорство, шум, беспокойство),

— циклоидный (смена настроений, раздражительность, апатия, склонность к одиночеству),

— лабильный (изменчив в настроении без повода),

— астеноневротический (повышенная мнительность и капризность, утомляемость и раздражительность),

-сензитивный (повышенная чувствительность, застенчивость, робость, разборчивы в друзьях),

— психастенический (раннее интеллектуальное развитие, склонность к размышлениям, самоанализу, оценке вторых);

— шизоидный тип (замкнутость, одиночество, безразличие к окружающим),

— эпилептоидный (жестокость, властность, себялюбие),

— истероидный (эгоцентризм, жажда постоянного внимания к себя),

— неустойчивый (тяга к развлечениям, безделью и праздности);

— конформный (бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе).

В практике правоохранительной деятельности наибольшее внимание привлекают личности с гипертимной, эпилептоидной, истероидной и неустойчивой акцентуациями. Акцентуации характера следует рассматривать как заостренный (крайний) вариант психической нормы.

При этом самооценка остается адекватной, а конкретный тип акцентуации указывает на уязвимые места характера, которые при определенных условиях могут вызвать психогенную реакцию (ситуативно обусловленные нарушения поведения) и привести к декомпенсации или дезадаптации.

Рассматриваются вопросы:

1. Определение характера и его психологическая сущность.

5. Какие основные группы черт выделяются в структуре характера

6.Эмоциональные, волевые и интеллектуальные черты характера.

6. Акцентуации характера (по А.Э.Личико)

Практическая часть

1.Экспресс- диагностика характерологических особенностей

личности :

а) Самооценка экстравертности, ригидности и тревожности (см. О.П.Елисеев, 2006, стр.230)

б) Самооценка эмпатических способностей (см. О.П.Елисеев, 2006, стр.223).

Литература..

1.. Русская педагогическая энциклопедия. М., 2003.

2.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2002.

3.Елисеев О.П. Практикум по психологи личности — Питер,

2006.-512 с..

4.Студент и его деятельность. — Мн., 1978.

5.Формирование учебной деятельности студентов. — М.. 1989.

Занятие № 6.

Тема: Студенческий возраст и кризис идентичности.

Семинар — 2 часа

Цель занятия: ознакомиться с психическими особенностями студен -ческого возраста и с психологическим содержанием понятия «кризис идентичности».

Материальное обеспечение материал лекций, которые рекомендуются учебники, таблицы- схемы, информативные CD- Диски.

Ключевые слова: студент, психические свойства личности, общественные отношения, биология индивида, становление характера, самоанализ и самооценка, идентичность, кризис идентичности, неадекватная идентичность, интеллект вербальный и невербальный, адаптация .

Основные положения

Термин «студент» латинского происхождения, в перевод на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями Студент как личность может характеризоваться с трех сторон:

* с психологической- через психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности),

* с социальной, в которой воплощаются общественные отношения (принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.

* с биологической, (строение тела, физические возможности и др).

Студенческий возраст ( 18-20 лет) — это период наиболее активного развития интеллектуальных и физических сил, нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и интеллекта, , овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально- трудовых. В то же время присутствуют иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что внещняя привлекательность — это надолго, вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь. Следует учитывать и то, что в голове еще много и глупости (способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17- 19 лет развита не в полной мере. Бывает немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы.)

*Юность — пора самоанализа и самооценок. (сравнения идеального «я» с реальным. Но идеальное «я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себя и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости.

Это — кризис идентичности, который состоит из серии социальных и индивидуально- личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, для которой характерны : (1)уход, вот тесных межличностных отношений; 2) неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен; 3) неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой- это главной деятельности; 4) отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания. К этому следует добавит пониженное самоуважение (типична общая неустойчивость образов «Я» и мнений в себя. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает вот одиночества)

В конце 1- 11 курса у некоторых возникает сомнение в правильности выбора вуза, специальности, профессии. и происходят сдвиги в настроении студентов. Связано это с трудностями привыкания (адаптации) к новой жизни.

А именно, не сформированы готовность к учению, способность учится самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки. А это, даже при хорошем интеллекте, приводит к слабой успеваемости, к задолженностям в изучении материала и, в конечном итоге, к разочарованию и сомнению в правильности выбора профессии. Однако в студентов успешно прошедших период адаптации к самостоятельной жизни, даже со средним уровнем интеллекта возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности.)

Psikhologia_vysshey_shkoly_Alexeev — Стр 2

Установлено, что оптимальным для студента — гуманитария является условие, когда вербальный интеллект > невербального на 16 у. ед. интел- лекта; и если к этому еще приплюсовывается широкий круг интересов, эрудированность, он хорошо владеет языком, имеет богатый словарный запас и правильно его использует, способен точно соотносить конкретные и абстрактные понятия и имеет в целом высокоразвитое абстрактное мышле

ние, то успех в учебе студенту обеспечен.

Рассматриваются вопросы

1.Физиологические особенности студенческого возраста

2.Психологические особенности студенческого возраста

(активное развитие физических сил и интеллекта, нравственных и эстетических чувств, становление характера , овладение социальными ролями взрослого человека …)

3. Самоанализ и самооценки, Я- Реальное и Я- идеальное.

4. Идентификация своего Я- Реального с Я-идеальным

5. Кризис идентичности и его внешние проявления.

6. Кризис идентичности как движущая сила дальнейшего развития личности.

Литература..

1.М.И.Дьяченко и др..Психология высшей школы.-Мн.: Харвест,2006.-

416 с.

11. Русская педагогическая энциклопедия. М., 2003.

12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2002.

13. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.

14. Студент и его деятельность. — Мн., 1978.

15. Формирование учебной деятельности студентов. — М.. 1989.

16. Шумская Л.И., Дорошкин О.Б. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы. — Мн., 2000.

17. Шпарь В.Б. и др. Практическая психология .Инструментарий — Ростова – на -Дону, 2002.-688 с.

18. Елисеев О.П. Практикум по психологи личности. — СПБ, Питер, 2006.-512 с.

19. Романова Э.С. Психодиагностика. — СПБ: Питер , 2004.- 241 с.

Занятие 7

Тема : Кризис идентичности (продолжение )

Практическое занятие – 2 часа.

Цель занятия: ознакомиться с процессом исследования качеств личности

по методике «личностный дифференциал».

Материальное обеспечение: материал лекций, которые рекомендуются учебники, таблицы- схемы, информативные CD- Диски.

Ключевые слова: студент, психические свойства личности, общественные отношения, биология индивида, становление характера, самоанализ и самооценка, идентичность, кризис идентичности, неадекватная идентичность, интеллект вербальный и невербальный, адаптация .

Общие положения

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в современной психологии и культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М.Бех- терева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, самосознания и межличностных отношений.

Исследования психологов многих стран выявили, что описания человеческой личности, полученные на основе суждений людей о себе и о тех, кого они знают, имеют очень сходную структуру, состоящую из пяти параметров. Совокупность этих факторов назвали «пятифакторной моделью» личности:

Фактор 1. Экстраверсия, энергетика, энтузиазм.

Фактор 2. Готовность к согласию, альтруизм, расположение

Фактор 3. Добросовестность, ответственность

Фактор 4. Нейротизм, склонность к отрицательным эмоциям, невротичность.

Фактор 5. Открытость, оригинальность.

Модель пяти факторов — описательная методика. Если люди пользуются этими характеристиками, значит, они (характеристики) выполняют определенную функцию в их ежедневных реальных взаимодействиях, т.е. эти характеристики служат достижению определенных целей.

Так, этот человек может внести оживление в группу людей (экстраве- рсия).

Этот, привлекателен в качестве надежного друга, готового всегда прийти на помощь; с эти человеком можно поделиться своими печалями и сомнекниями ….)

Другому можно доверить важное задание (добросовестность)

А этот — эмоционально уравновешен, его настроение не изменяется резко и неожиданно при возникновении трудностей (эмоциональная стабильность).

И есть люди — хорошие советчики, открытые, понимающие вторых людей и мир в целом (открытость, культура) .

Практическая часть.

1. Курсанты получают бланки с тестовым заданием и инструкцию по выполнению теста «личностный дифференциал» (см. Э.С.Романова, Психодиагностика.2- е изд. — Спб. Питер, 2009. — 400 с. Приложение 7 ).

2. После выполнения теста курсанты под руководством преподавателя осуществляют обработку первичного материала и осмысливают результаты тестирования.

Литература..

1. М.И.Дьяченко и др..Психология высшей школы.-Мн.: Харвест,2006.-

416 с.

19. Русская педагогическая энциклопедия. М., 2003.

20. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2002.

21. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.

22. Студент и его деятельность — Мн., 1978.

23. Формирование учебной деятельности студентов. — М.. 1989.

24. Шумская Л.И., Дорошкин О.Б. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы. — Мн., 2000.

25. Шпарь В.Б и др. Практическая психология .Инструментарий — Ростов — на-Дону, 2002.-688 с.

26. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. — СПБ, Питер, 2006.-512 с.

19. Романова Э.С. Психодиагностика. — СПБ: Питер , 2004.- 241 с.

Занятие 8.

Тема: Профессиональная педагогическая направленность.

Семинар — 2 часа.

Цель занятия: усвоить теоретические положение (психологическую структуру) и практическую значимость ппрофессиональной направленности педагога для эффективности подготовки специалистов во ВШ

Материальное обеспечение: материал лекций, которые рекомендуются учебники, таблицы- схемы, информативные CD- Диски.

Ключевые слова: личность, направленность личности, профессиональная направленность, профессиональная компетентность, профессионально важноые качества личности, профессиональная Я- Концепция, виды педагогической направленности

Основные положения

Выбор профессии и последующая профессиональная самореализация — есть одно из проявленный направленности личности.

Направленность личности — это устойчивое доминирование какой- это потребности, интереса, вследствие чего человек может формировать стержневую линию жизни. Реализация профессиональных функций педагога приводит к образованию трех основных подструктур его личности

( * профессиональной направленности (профессия нравится, хочется в неи работать, готовность к неи) * профессиональной компетентности (это уровень осведомленности и развития профессиональных навыков и умений; * профессионально- важных качеств личности (это система устойчивых личных качеств, обеспечивающих успешное выполнение профессиональной деятельности.)

Профессиональное самосознание или Я- Концепция -это обобщенное представление в самом себя, система установок относительно собствен- Ной личности. Самосознание отражает позиции человека в различных сферах его бытия :

В социальных группах:

*»Я» — член профессиональной группы;

*»Я» — член семьи;

*»Я» как член определенных общественных организаций и т.д.

Во времени

* «прошлое Я» — каким я был раньше;

* «настоящее Я» — какой я сейчас;

* «будущее Я» — каким я вижу себя в будущем.

По ценностям:

* каким я хотел бы быть сам — личные ценности;

* каким меня хотели бы видеть друзья — ценности рефферентной группы (рефлексивное Я).

Психическим механизмом формирования самосознания является рефлексия, т.е. способность человека мысленно выходить из субъективной точки зрения и подходить к себе с точки зрения других людей. Накапливая опыт восприятия себя с различных точек зрения, в различных ситуациях и интегрируя его, человек формирует свое самосознание. Существенно, что Я- Концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием.

Профессиональная Я- Концепция личности может быть реальной (каким я вижу себя сейчас) и идеальной (каким бы я хотел быть).

Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Конечно, реальная и идеальная Я- Концепции не только могут не совпадать: в большинстве случаев они обязательно различаются.

Выделяют типы педагогической направленности:

* на»развитие» (, развивать личность ребенка, опираясь на эмоциональные и социальные факторы. Придерживается гибкой программы, не замыкается на содержании изучаемого предмета. Ему свойственны непринужденная манера преподавания, индивидуальный подход, искренний, дружеский тон общения. Реагируют похвалой даже на едва заметные успехи своих учеников, но если успеваемость снижается, они их порицают),.

* на «результативность» школьников (заинтересован только в умственном развитии учащихся. Строго придерживается содержания изучаемой программы. Работает по детально разработанной программе, предъявляет высокие требова- ния к учащимся, строго проверяет усвоенный материал. Держится отчужденно, подход к ученикам сугубо профессио -нальный. Хвалят учеников, у которых успеваемость выше средней, даже когда их успеваемость снижается).

Рассматриваются вопросы

1. Индивид, личность, индивидуальность

2. Направленность личности

3. Профессиональная направленность личности, ее подструктуры.

4.Я- Концепция профессиональной направленности.

5. Педагогическая направленность, ее типы

Практическая часть

1. Курсанты определяют у себя выраженность профессиональной направленности личности с помощью методики «Диагностических шкал ХАЛ» (шкалы «направленности» и «надежности»).

См. Шпарь В.Б. и др. Практическая психология .Инструментарий — Ростов – на/Д, 2002.-с. 103-111.)

Литература

1.М.И.Дьяченко и др..Психология высшей школы.-Мн.: Харвест,2006.-

416 с.

27. Русская педагогическая энциклопедия. М., 2003.

28. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2002.

29. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.

30. Студент и его деятельность — Мн., 1978.

31. Формирование учебной деятельности студентов. — М.. 1989.

32. Шумская Л.И., Доромешкин О.Б. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы. — Мн., 2000.

33. Шпарь В.Б. и др. Практическая психология .Инструментарий — Ростова — на-дону, 2002.-688 с.

34. Елисеев О.П. Практикум по психологи личности. — СПБ, Питер, 2006.-512 с.

19. Романова Э.С. Психодиагностика. — СПБ: Питер , 2004.- 241 с.

Занятие 9

Тема : Психологические особенности проведение семинарских и практических занятий.

Семинар – 2 часа

Цель занятия: усвоить психологические закономерности проведения семинарских и практических занятий с позиций деятельностной психологии

Материальное обеспечение: материал лекций, которые рекомендуются учебники, таблицы- схемы, информативные CD- Диски.

Ключевые слова: обучение, образ, понятие, деятельность, действие, интериоризация, экстериоризация, внимание.

Основные положения

Согласно современной (деятельностной) психологии, для того, чтобы сформировать у человека заданное психологическое образование (образ, понятие), необходим прежде всего выделить ту деятельность, которую это понятие обслуживает, при выполнении которой такие понятия формируются в процессе развития деятельности.

Следовательно, первая задача педагогического психолога состоит в том, чтобы найти (построить) такую деятельность, при выполнении которой необходим употребление заданного (к формированию) понятия. Всякое действие можно представит как сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочной (совокупность объективных условий, необходимых для деятельности, т.е. знания …), исполнительной (рабочей) (осушествляет заданные преобразования в объекте действия..) и контрольно-корректировочной (отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, как ориентировочной, так и исполнительной частей действия (Именно контра- льная функция действия трактуется автором концепции как функция внимания.).

В ход воспроизводства деятельности ориентировочная деятельность свертывается, автоматизируется, обобщается, переносится во внутренний план — формируются новые знания, умения, способности и психические свойства. Такую стратегию называют стратегией интериоризации (переноса во внутренний план).

В различных действиях перечисленные выше части имеют разную сложность и как бы разный удельный вес. При отсутствии хотя бы однои из их действие разрушается.

Процесс обучения направлен на формирование всех трех «органов» действия, но наиболее тесно связан с его ориентировочной частью. Принципиально важно, что исходные формы внешнего, материального действия (исполнительная часть) требуют участия вторых людей (родителей, учителей), которые дают образцы этого действия, побуждают к совместному его использованию и осуществляют контроль за правильным его протеканием. Позже и функция контроля интериоризуется, превращаясь в особую деятельность внимания.

Следует отметить, что в высшей школе основное внимание уделяется именно предметным знаниям, но причины ошибок при решении учебных и профессиональных задач часто обусловлены недостаточным развитием логического мышления, или кроются в неумении планировать и контролировать свою деятельность, поскольку эти аспекты обучения часто специально не выделяются в качестве особой учебной задачи.

Отсюда, перед учебной практикой ставится задача обучения самым приемам умственной деятельности (или умственным действиям).

И, тогда учение превращается в процесс одновременного накопления знаний и овладения приемами оперирования ими через: 1) ознакомление учащихся с ними;

2) упражнение — применение соответствующих приемов умственной деятельности на различном материале; 3) перенос — использование приемов при решении новых задач).

Таким образом, путь формирования приемов умственной деятельности примерно таков: « усвоение содержания приема> самостоятельное его применение > перенос на новые ситуации»

Рассматриваются вопросы

1. Сушность деятельностного подхола к изучению психических представлений и понятий.

2. Психический образ как отражение (восприятие) сознанием человека окружающей реальности.

3. Действие и его составные компоненты.

4. Роль ориентировочной части действия в обучении.

5. Роль исполнительной части действия

5. Роль контрольно-корректировочной части действия

5. Психическая стратегия интериоризации

6. Контрольная часть действия как функция внимания.

7. Явление экстериоризации и его роль в обучении и

деятельности.

Литература

1.М.И.Дьяченко и др..Психология высшей школы.-Мн.: Харвест,2006.-

416 с.

35. Русская педагогическая энциклопедия. М., 2003.

36. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2002.

37. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.

38. Студент и его деятельность — Мн., 1978.

39. Формирование учебной деятельности студентов. — М.. 1989.

40. Шумская Л.И., Дорошкин О.Б. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы. — Мн., 2000.

41. Шпарь В.БЫ и др. Практическая психология .Инструментарий — Ростова – на/Д, 2002.-688 с.

42. Елисеев О.П. Практикум по психологи личности. — СПБ, Питер, 2006.-512 с.

19. Романова Э.С. Психодиагностика. — СПБ: Питер , 2004.- 241 с.

Занятие 10

Тема: Самостоятельная работа студентов и развитие их творческой

активности .

Семинар – 2 часа.

Цель занятия: ознакомиться с психологическим содержанием понятия «самостоятельная работа» и психологией «творческой активности» в осуществлении сознательной деятельности.

Материальное обеспечение — материал лекций, которые рекомендуются учебники, таблицы- схемы, информативные CD- Диски.

Ключевые слова: самостоятельная работа, индивидуализация , активизация СРС, эвристика, мозговой штурм, метод номинальной группы.

Основные положения.

Высшая школа отличается от средней специализацией, но главным образом методикой учебной работы и степенью самостоятельности обуча- емых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкреп -ленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека.

В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы — подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе — выполнение дипломного проекта. Самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в неи участвуют 3 человека. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуаль- нной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю.

Самостоятельная работа носит деятельностный характер и поэтому в ее структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. В связи с этим можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы: 1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).

2. Четкая постановка познавательных задач.

3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения. 4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления. 5. Определение видов консультационной помощи (консультации — установочные, тематические, проблемные).

6. Критерии оценки, отчетности и т.д. 7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т.д.).

Самостоятельная работа студента включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости вот этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:

1. Репродуктивный (тренировочный) уровень. (Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач,

заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ — закрепление знаний, формирование умений, навыков.

2. Реконструктивный уровень.( В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.)

3. Творческий, поисковый. ( такая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новои информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения ( учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).

Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, с помощью нового метода, приема, способа действования. Признается, что оптимальный для творчества уровень развития интеллекта лежит в области (ІQ), равного 120. Более высокий ІQ или ниже 120. препятствует высоким достижениям в творческой деятельности.

К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности человека, относятся: лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура, способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения, и др.

Благоприятствуют творческому мышлению: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенная мера агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным; отсутствие соглашательства; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания (видит разнообразные по содержанию сны, обладает подпороговой чувствительностью, переживает феномены синестезии и т.п.); любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т.п. Указывают на часто встречающуюся в творческих личностей детскость, доходящую до инфантилизма. По формуле П. А. Флоренского » секрет творчества — в сохранении юности, а секрет гениальности — в сохранении детства на всю жизнь».

К методам стимуляции творчества обычно относят то приемы, которые позволяют снять или ослабить барьеры между сознанием и бессознательным, а также приемы основанные на снятии критических установок и цензур сознания за счет приема алкоголя, барбитуратов и наркотических веществ, применения техники гипноза, использования методов решения задач путем поиска подсказок в сновидении. Более широкое распространение получила методика «мозгового штурма» Осборна, основной смысл которой заключается в разделении между разными людьми функций творчества и критики (одни участники генерируют гипотезы с запретом любой критики, а другие позже оценивают их реальную возможность воплощения и получения эффекта).

Но главным условием появления творческих личностей является, конечно, соответствующая система обучения и воспитания:

Рассматриваются вопросы.

1. Психологическая специфика самостоятельной работы студентов.

2.Психологични условия успешного выполнения самостоятельной работы.

3. Характеристика психологичних уровней самостоятельной деятельности студентов.

4. Индивидуализация самостоятельной работы студентов.

5. Активизация самостоятельной работы студентов..

6. В чем особенность творческой деятельности

7. Особенности творческого мышления.

8. Интеллект и творческая активность.

9. Ситуативные и личностные факторы, влияющие на творчество.

10. Методика «мозгового штурма»

11. Психолого-педагогические условия формирования творческих личностей в процессе обучения .

Литература

1.М.И.Дьяченко и др..Психология высшей школы.-Мн.: Харвест,2006.-

416 с.

43. Русская педагогическая энциклопедия. М., 2003.

44. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2002.

45. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.

46. Студент и его деятельность — Мн., 1978.

47. Формирование учебной деятельности студентов. — М.. 1989.

48. Шумская Л.И., Дорошкин О.Б. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы. — Мн., 2000.

49. Шпарь В.Б. и др. Практическая психология .Инструментарий – Ростов – н/Д, 2002.-688 с.

50. Елисеев О.П. Практикум по психологи личности. — СПБ, Питер, 2006.-512 с.

19. Романова Э.С. Психодиагностика. — СПБ: Питер , 2004.- 241 с.

Занятие 11

Тема : Социально-психологические особенности студенческой

(учебной) группы.

Практическое занятие – 2 часа.

Цель занятия: Изучить психологические закономерности формирования учебной студенческой группы .

Материальное обеспечение — материал лекций, которые рекомендуются учебники, таблицы- схемы, информативные CD- Диски.

Ключевые слова: малая группа, коллектив, студенческий коллектив, референтная группа, морально психологический климат, самоуправление, совместная деятельность, социометрия.

Основные положения

Студенческой группе (коллектива) присущ ряд особенностей:

1. его отличают направленность членов на овладение профессией,общность интересов , целей, задач и деятельности, обуслов- ленная отношением к избранной профессии;

2. он однороден по возрасту и уровню образования его членов, хотя их мотивы к уступке в ВУЗ могут быть разными;

3. для него характерная последовательность в обучении от курса к курса, планомерность всей учебной работы;

4. имеется сравнительно высокая степень самоуправления

Члены академической группы взаимодействуют и, следовательно, воздействуют друг на друга, влияя таким образом на отношение к деятельности, интенсивность и качество психических процессов, на формирование творческого похода и интереса к совместной деятельности.

Как правило, для большинства студентов его академическая группа является референтной группой ( цели и ценности которой, нормы и формы поведения, суждения и мнения ее членов становятся для индивида значимыми, образцами для подражания и следования).

Исследования показали, что наиболее ответственный период в становлении студенческого коллектива 1-и курс (а именно — после первых 2- 3 месяцев учебы).

А наиболее благоприятный — 2- и курс. Но здоровый морально-психологический климат в группе надо все время поддерживать.

И очень важно изучение связей и зависимостей в развивающихся отношениях между студентами. Для сплоченных студенческих коллективов характерно объединение их членов на двух уровнях: внешнем — в сфере реальных взаимоотношений в процессе учебной и вторых видов деятельности, а также внутреннем — в эмоционально- психологической сфере, в личностных взаимоотношениях.

Превращение академической группы в коллектив характеризуется наличием совокупности следующих факторов: высоким статусом формальных лидеров; интегральной суммой индивидуальных статусов; соответствием статуса члена группы выполняемой им в неи ролы; совпадением взаимных оценок членов группы; частотой межличностных контактов и их социальной значимостью, совпадением взаимных оценок таких контактов.

Для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования применяется социометрическая техника, разработанная Дж. Морей. Социометрическая процедура позволяет осуществить: а) измерение степени сплоченности- разобщенности в группе; б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии- антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; и в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры. Использование социометрии позволяет проводит измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из- за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует Больших временных затрат (до 15 мин.).

Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Psikhologia_vysshey_shkoly_Alexeev — Стр 3

Рассматриваются вопросы

1. Социальная группа и ее структура.

2. Механизми социализации.

3. Характер связей и отношений в группе..

4. Межличностные отношения в учебной группе.

5. Психологический^-психологические-психологичные-социально-психологЯАеские явления в группе (конформизм и его особенности).

6. Методика социометрии, шкала оценки психологической атмосферы в группе.

Практическая часть

1. Курсанты под руководством преподавателя проводят социометрию в учебной группе по стандартной методике (см. Д.Майерс. Социальная психология. Спб.: Питер, 2002. ).

2. Полученные результаты подвергаются анализу и осмыслению.

Литература.

1. М.И.Дьяченко и др. Психология высшей школы.-Мн.: Харвест,2006.- 416 с.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2002.

3. Шумская Л.И. Социализация студенческой молодежи. — Мн., 2001.

4. Росийская педагогическая энциклопедія. М., 2003.

5.Буланова- Топоркова М.В. и др. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие.- Ростов-н/Д: Феникс, 1998., с.: 64- 78

6. Студенческая группа. — М., 1980

7. Педагогика высшей школы// Под ред. Г.И. Щукиной. М., 1977.

8. Педагогика// Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1988.

9. Педагогический поиск. М., 1989.

10. Чернобровкин В.Н.. Психология принятия педагогических решений: монография.- Луганск: Изд-во Дз. ЛНУ им. Тараса Шевченко., 2010. – 448 с.

Планы практических и семинарских

занятий подготовил В.А.Олейников.