Место дисциплины в структуре ООП ВО. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Основной целью дисциплины является:

-освоение студентами систематизированных знаний по психологии сопровождения, познакомить студентов с основными направлениями психологического обеспечения служебной деятельности и научить решать комплексные задач психологического обеспечения управления и деятельности сотрудников в сфере правоохранительной деятельности;

-овладение сотрудниками комплексом дополнительных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления мероприятий психологического обеспечения деятельности специалистов в экстремальных условиях;

-повышение уровня профессиональной психологической компетентности специалистов, их психологической подготовленности к работе в экстремальных ситуациях.

Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:

  1. Сформировать у специалистов научные представления о закономерностях психической деятельности людей, проявляющихся в экстремальных условиях.
  2. Дать характеристику комплекса стрессогенных и психотравмирующих факторов, воздействующих на персонал при работе в экстремальных условиях.
  3. Сформировать у сотрудников необходимые психодиагностические и психокоррекционные профессиональные навыки и умения, необходимые при работе в экстремальных условиях.
  4. Сформировать навыки психической саморегуляции, оказания психологической само- и взаимопомощи при работе в экстремальных условиях.
  5. Ознакомить сотрудников с общими принципами, целями, задачами и организацией психологического обеспечения при чрезвычайных обстоятельствах, с основными направлениями работы специалистов на этапах подготовки, сопровождения и реадаптации сотрудников после выполнения задач в экстремальных условиях.
  6. Выработать у сотрудников готовность к практическому использованию данных учебного курса в процессе психологического обеспечения работы со специалистами, привлекаемыми для решения задач в экстремальных условиях.

Место дисциплины в структуре ООП ВО.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Изучение дисциплины является важной составной частью профессиональной подготовки психолога для эффективного обеспечения переговорного процесса в экстремальных условиях и антитеррористической деятельности. Учебная дисциплина предполагает наличие глубоких и прочных знаний о закономерностях и особенностях психологической работы по обеспечению эффективности переговорного процесса, психологии террориста и психологии заложника. Раскрывая различные аспекты учебной дисциплины, программа создает для обучающего определенные ориентиры восприятия психологического материала. Обучение организуется путем последовательного введения студентов в ключевые проблемы дисциплины и последующей критической апробации моделей деятельности практического психолога-консультанта в переговорном процессе на практике.

26 стр., 12712 слов

Организация и управление морально-психологическим обеспечением Вооруженных Сил

... солдат и офицеров в самых экстремальных условиях боевой обстановки. Морально-психологическое обеспечение в состоянии оказывать влияние на все грани деятельности человека, как военнослужащего, так ... главе рассмотрены вопросы сущности организации и управления морально-психологическим обеспечением деятельности подразделения в современных условиях и вопросы организации МПО в Великой Отечественной войне, ...

3.Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:

Общекультурных:

-пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;

-пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи;

-способностью понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;

-восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей;

-способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, профессиональную квалификацию, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности, адаптироваться к изменяющимся социокультурным условиям и меняющимся условиям профессиональной.

Профессиональных:

— юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.

— обеспечивать соблюдение законодательства субьектами права.

— обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.

-способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам;

— способностью описывать структуру деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологический портрет профессионала), прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности;

-способностью проводить психологическую диагностику, прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий;

3 стр., 1223 слов

Возможности профилактики и минимизации профессиональной деформации ...

... педагогической деятельности. Профессиональная деформация личности учителя представляет собой социально - психологический феномен, заключающийся в изменении личности учителя и его профессиональных возможностей, обусловленных спецификой педагогической деятельности, мотивационной, когнитивной, поведенческой, коммуникативной сферах личности Профессиональная деструкция ...

-владение методиками прикладных психолого-социологических исследований, включая полевые исследования; владение навыками сбора, обработки, интерпретации и анализа первичной информации; умение проводить экспертные опросы и интерпретировать их результаты;

— владение навыками политической экспертизы, политической диагностики, умение самостоятельно осуществлять проекты по описанию, анализу и прогнозированию политических процессов и проблемных ситуаций в России, ЛНР, зарубежных странах, готовность участвовать в публичной экспертной деятельности;

В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

знать:

-предмет, задачи психологии антитеррористической деятельности; методологические и теоретические положения дисциплины; основы проведения, формы, виды, функции переговорного процесса; основные методы и техники проведения переговоров; средства и методы психологического воздействия на личность в различных ситуациях.

— методологические проблемы психологии антитеррористической деятельности, сущность, типологию, эволюцию, структуру, динамику, функции переговорных процессов;

-психологию макросоциальных групп (политических классов, этносов и наций, политических поколений, масс и толп), особенностей этнического менталитета;

— влияние индивидуально-психологических особенностей личности на поведение в переговорном процессе и антитеррористической деятельности;

уметь:

-выявлять особенности протекания и влияния коммуникативных процессов на процессы жизнедеятельности личности и общества;

-формировать положительную мотивацию к деятельности лидеров и групп, предупреждению и конструктивному разрешению политических, этнических и др. конфликтов ;

-определять условия, способы и приемы предупреждения конфликтов.

-владеть навыками:

— методами и приемами конструктивного разрешения конфликтов различных видов (в переговорном процессе).

-самостоятельно работать с научной литературой по проблеме; проектировать и проводить процесс ведения переговоров; применять, полученные в процессе изучения дисциплины, знания на практике и в профессиональной деятельности; владеть навыками эффективного общения.

Содержание и методика проведения учебных занятий соответствует концепции учебного процесса в университете.

Структура и содержание дисциплины

Раздел I. Современные научные данные о поведении и деятельности сотрудников, находящихся в экстремальных условиях

Тема 1.1. Экстремальная психология как сфера деятельности психолога.

24 стр., 11855 слов

Оценка психологической пригодности сотрудников органов внутренних ...

... личности сотрудника ОВД, способствующие успешной профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Предмет исследования: методика изучения и оценки профессиональной психологической пригодности к деятельности в экстремальных условиях, прогнозирования успешности деятельности. Гипотеза исследования: предложенная нами психодиагностическая ...

О понятии экстремальности в психологии. Соотношение понятий: чрезвычайная ситуация, чрезвычайные обстоятельства, чрезвычайные происшествия, экстремальные ситуации. Характерные особенности чрезвычайных обстоятельств. Характеристика психогенных факторов, воздействующих на личность и группу в экстремальных условиях. Возможные изменения состояний личности в результате воздействия психогенных факторов.

Тема1.2.Проблема психической нормы и аномалии в контексте современных представлений о посттравматическом стрессе. Зарубежные исследования в области психологии катастроф, стихийных бедствий и боевых действий. Критерии разделения людей в соответствии с психологическими последствиями воздействия на человека чрезвычайных обстоятельств и их характеристика. Классификация состояний нервно-эмоционального напряжения. Психологическое обеспечение работы персонала в экстремальных условиях. Цели, задачи и направления психологического обеспечения. Критерии психологической готовности.

Раздел II. Личность и экстремальные условия: проблемы повышения психологической готовности специалистов к действиям в экстремальных условиях. Отбор и предварительная профессионально-психологическая подготовка

Тема 2.1. Психологическое обеспечение отбора сотрудников для работы в экстремальных условиях

Этапы, критерии отбора. Требования профессии к человеку и человека к профессии. Важные качества специалиста. Влияние индивидуально-личностных особенностей на готовность сотрудника к деятельности в экстремальных условиях. Организация мероприятий психологического отбора кандидатов в Центрах психологической диагностики. Выделение успешных и неуспешных специалистов. Структура заключения по результатам комплексного обследования кандидатов. Анализ особенностей конфигурации профиля СМИЛ (ММПЛ), указывающих на возможность психической дезадаптации в экстремальных условиях (по Ф.Б. Березину).

Прогностические неблагоприятные варианты выполнения цветового теста М. Люшера. Проведение собеседования психологом. Отнесение обследуемых к так называемой «группе риска». Психологический профиль личности успешных (в экстремальных условиях) сотрудников как возможный критерий прогноза адаптивности. Использование дополнительных методик: КАД (на основе личностного опросника Р. Кеттела).

Психологический паспорт специалиста, направляемого в зону ЧС.

Тема 2.2. Опасность и риск.Неблагоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния: тревога, страх, посттравматическое стрессовое расстройство.

Психологическая характеристика и определение опасности и риска. Виды опасности и типы риска. Два типа ситуаций риска и два фактора, влияющие на принятие решения о рискованном поведении. Реакция человека на опасность. Понятие состояний. Адаптивные функции страха в экстремальных условиях. Тревога, страх как психологический барьер эффективной деятельности. Определения ажитации, ступора, сумеречного состояния, паники. Условия проявления паники. Пути преодоления страха. Понятие «предстартовой лихорадки», «выгорания»; виды и характеристики психотравмирующих воздействий. Состояния посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и различных видов ПТСР. Определение стресса и дистресса. Понятие критического инцидента. Формы критического инцидента. Профилактика ПТСР.

Тема 2.3. Благоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния и особенности этих состояний. Приемы регуляции благоприятных психических состояний

Стресс как благоприятное для работы в экстремальных ситуациях психическое состояние. Проблема отличия благоприятных состояний от неблагоприятных. Восприятие ситуации как нормальной, параэкстремальной, экстремальной и гиперэкстремальной и одноименные психические напряжения. Степень самоконтроля. Качество психофизиологических изменений. Состояния «предстартового» эмоционального возбуждения и его индивидуальные особенности, эмоционального разрешения, «боевой готовности», различных степеней «включенности» в ситуацию: полной, повышенной «включенности», причастности к ситуации, «отстраненности» от ситуации и их характеристики.

Формирование состояний повышенной и полной «включенности» в ситуацию посредством приемов: релаксации, связного и активизирующего дыхания, экстравертированного и интровертированного внимания; а также посредством профессионального восприятия; психологической саморегуляции, нацеленной на успешность действий в опасной ситуации. Понятие и особенность трансрегуляционной психотехники. Отличие трансрегуляционной психотехники от методов психологической саморегуляции. Практикум психологической трансрегуляции.

Тема 2.4. Направления, формы и методы предварительной профессионально-психологической подготовки сотрудников для работы в экстремальных условиях

Содержание понятий психологической готовности и психологической подготовки. Формы и направления психологической подготовки. Цели, задачи и принципы организации профессионально-психологической подготовки к действиям в экстремальных условиях. Задачи предварительной и непосредственной профессионально-психологической подготовки. Факторы, влияющие на условия результативности профессионально-психологической подготовки. Определение понятий психологической и профессионально-психологической устойчивости. Качества и состояния, формируемые в процессе профессионально-психологической подготовки персонала. Основные (общие) и дополнительные (специальные) качества. Характеристика общей и специальной готовности сотрудников. Психограмма милиционера-бойца ОМОН. Методики предварительной профессионально-психологической подготовки: восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, мышления, развития мотивационной сферы или личностного роста; тренинги общения; аутогенная и психорегуляционная тренировки. Волевая закалка, формирование в экстремальных условиях зрелой и адекватной мотивации к труду, бдительности, решительности, находчивости, привычки к новому, внутренней психической уверенности в средствах защиты и готовности к ночным действиям.

Тема 2.5. Формирование навыков и умений обеспечения личной безопасности сотрудников при работе в экстремальных условиях

Понятие личной безопасности. Структура личной безопасности. Физическая и психологическая безопасность. Проблема личной безопасности персонала в различных ситуациях профессиональной деятельности: педагогический и психологический аспекты. Устойчивые противопоказания к работе в экстремальных условиях. Общие принципы осуществления личной безопасности. Наиболее важные качества специалистов для поддержания физической безопасности в ситуации риска для жизни. Зарубежный опыт обеспечения личной, профессиональной безопасности специалиста в экстремальных условиях. Программа по выживанию. Установка на выживание. Задачи программ по выживанию. Тактика обеспечения безопасности: «Звезда выживания» и «Треугольник безопасности».

Направления психологической работы и психологические методики повышения личной, профессиональной безопасности: парадоксальной интенции, мысленного переживания умирания-неуязвимости; составление перечня собственных страхов на бумаге, упражнение моделирования спокойствия; дыхание стоя; управление страхом по Т. Майнгарду; психогигиеническая гимнастика; рациональный тренинг; упражнения из арсенала

Раздел IV. Психологические проблемы реадаптации сотрудников после работы в экстремальных условиях

Тема 4.1.Диагностика посттравматических стрессовых нарушений и психологическая реабилитация сотрудников после работы в экстремальных условиях

Диагностические критерии посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР).

Категории реакций на травматический опыт. Схематическая взаимосвязь различных по времени возникновения, продолжительности и глубине стадий формирования ПТСР. Методы диагностики (клинические, психологические и психофизиологические).

Методики диагностики ПТСР: многофакторный тест MMPI, опросник тревоги (Ч. Спилбергера-Ханина), шкала депрессии (Бека), список 90 симптомов СКЛ-90 (Л. Дерогатиса), общий опросник здоровья DHQ, карта САН, цветовой тест (Люшера), краткая шкала тревоги, депрессии и ПТСР (В.В. Харта), опросник травматического стресса (ОТС), разработанный И.О. Котеневым. Область применения и цели опросника. Порядок проведения обследования, обработки и интерпретации результатов.

Психокоррекционные методики: дебрифинг «стресса критических инцидентов», музыкальное цветовое воздействие, воздействие с помощью телесного контакта, массаж, элементы телесно-ориентированной терапии, методика «ключ», десенсибилизация движений глаз. Медико-психологический и социально-психологический подходы к реабилитации. Интрапсихологическая и поведенческая терапия.

Лекции

 

№ п/п     Название темы   Объем часов
Очная форма Заочная форма
    1 семестр 1 семестр
1. Экстремальная психология как сфера деятельности психолога
2. Проблема психической нормы и аномалии в контексте современных представлений о посттравматическом стрессе.  
3. Психологическое обеспечение отбора сотрудников для работы в экстремальных условиях  
4. Опасность и риск.Неблагоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния: тревога, страх, посттравматическое стрессовое расстройство.    
5. Благоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния и особенности этих состояний. Приемы регуляции благоприятных психических состояний    
Итого:
№ п/п     Название темы   Объем часов
Очная форма Заочная форма
    2 семестр 2 семестр
1. Направления, формы и методы предварительной профессионально-психологической подготовки сотрудников для работы в экстремальных условиях.  
2. Формирование навыков и умений обеспечения личной безопасности сотрудников при работе в экстремальных условиях.    
3. Психологическое сопровождение сотрудников в экстремальных условиях.  
4. Психологическая дезадаптация сотрудников в экстремальных условиях.    
5. Диагностика посттравматических стрессовых нарушений и психологическая реабилитация сотрудников после работы в экстремальных.    
Итого:

Практические занятия.

№ п/п     Название темы   Объем часов
Очная форма Заочная форма
    1 семестр 1 семестр
1. Экстремальная психология как сфера деятельности психолога
2. Проблема психической нормы и аномалии в контексте современных представлений о посттравматическом стрессе.  
3. Психологическое обеспечение отбора сотрудников для работы в экстремальных условиях  
4. Опасность и риск. Неблагоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния: тревога, страх, посттравматическое стрессовое расстройство.    
5. Благоприятные для работы в экстремальных условиях психические состояния и особенности этих состояний. Приемы регуляции благоприятных психических состояний    
Итого:

 

№ п/п     Название темы   Объем часов
Очная форма Заочная форма
    2 семестр 2 семестр
1. Направления, формы и методы предварительной профессионально-психологической подготовки сотрудников для работы в экстремальных условиях  
2. Формирование навыков и умений обеспечения личной безопасности сотрудников при работе в экстремальных условиях    
3. Психологическое сопровождение сотрудников в экстремальных условиях  
4. Психологическая дезадаптация сотрудников в экстремальных условиях    
5. Диагностика посттравматических стрессовых нарушений и психологическая реабилитация сотрудников после работы в экстремальных    
Итого:

 

4.5. Лабораторный практикум – не предусмотрен

Курсовые работы не предусмотрены.

перечень вопросов к зачету

  1. Особенности экстремальной психологии. Точки соприкосновения с другими науками и отличие от них.
  2. Особенности экстремальных условий работы конкретной профессии (специальности) и их психологическое воздействие на персонал.
  3. Направления, формы и способы психологического обеспечения персонала в экстремальных условиях работы (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  4. Критерии психологической готовности персонала к работе в экстремальных условиях.
  5. Формы и методы психологического отбора персонала для работы в экстремальных условиях (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  6. Особенность психологической диагностики кандидатов для работы в экстремальных условиях с учетом категории и профессии (специальности).
  7. Критерии определения профессионально-важных психологических качеств.
  8. Отличие успешных специалистов от неуспешных (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  9. Диагностика профессионально непригодных кандидатов для работы в экстремальных условиях.
  10. Особенность составления психологических заключений и психологических паспортов кандидатов по итогам их отбора для работы в экстремальных условиях (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  11. Проявление неблагоприятных для работы в экстремальных условиях психических состояний в процессе конкретной профессиональной деятельности (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  12. Ситуации опасности и формы рискованного поведения в экстремальных условиях.
  13. Причины страха, его проявления и способы его преодоления.
  14. Приемы, методики, психотехники преодоления тревоги, страха, паники, иных неблагоприятных для работы в экстремальных условиях состояний (с использованием практических результатов психологической работы в экстремальных условиях).
  1. Разновидности посттравматических стрессовых расстройств и их профилактика.
  2. Формы проявлений острых стрессовых расстройств в конкретных ситуациях, методы их диагностики и коррекции.
  3. Последствия посттравматических стрессовых, расстройств и способы их коррекции.
  4. Проявление у людей благоприятных психических состояний для работы в экстремальных условиях как спонтанной способности и как сознательно регулируемого устойчивого психического процесса.
  5. Проявления состояний полной, повышенной «включенности» работников в экстремальную ситуацию, причастности и «отстраненности» от ситуации на конкретном материале.
  6. Приемы, формы и методики регуляции благоприятных психических состояний персонала для работы в экстремальных условиях (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  7. Конкретные программы профессионально-психологической подготовки персонала для работы в экстремальных условиях. Их особенность и преимущество.
  8. Формы, приемы и методики, применяемые в процессе профессионально-психологической подготовки персонала к работе в экстремальных условиях (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  9. Роль психологии в достижении профессионального мастерства работников, выполняющих свои обязанности в экстремальных условиях.
  10. Формы и методы достижения личной безопасности специалистов, работающих в экстремальных условиях.
  11. Диагностика устойчивых противопоказаний к деятельности персонала в экстремальных условиях.
  12. Формирование важных качеств специалистов для обеспечения их физической безопасности в ситуации риска для жизни.
  13. Особенности осуществления психологического сопровождения персонала в экстремальных условиях (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  14. Основные приемы и методы, используемые при проведении непосредственной профессионально-психологической подготовки (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  15. Особенности психологической восстановительной работы персонала (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  16. Особенности адаптации и психокоррекции персонала в экстремальной ситуации (на примере конкретной группы, отряда, подразделения).
  1. Деятельность конкретной группы, отряда, подразделения адекватно обстановке в экстремальной ситуации (проведение включенного наблюдения и диагностики).
  2. Диагностика и коррекция психической дезадаптации в экстремальных условиях.
  3. Диагностика и коррекция расстройств психических состояний в экстремальных условиях.
  4. Способы и приемы восстановления благоприятного психического состояния и работоспособности персонала в экстремальных условиях.
  5. Психологические особенности переговорной деятельности.
  6. Основные приемы и методы ведения переговоров с преступниками по освобождению заложников.
  7. Методики и психотехники защиты и поддержки заложников.
  8. Формы и способы помощи переговорщикам.
  9. Диагностика посттравматического стрессового расстройства и его коррекция.
  10. Приемы и методики реабилитации людей после воздействия на них стрессогенных факторов.