Идентификация и рефлексия как основные механизмы педагогической перцепции.

Идентификация — это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.

Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е., как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

Педагогическая социальная перцепция Восприятие учителя воспитанниками определяется взаимоотношениями в рамках образовательного процесса. Каждому педагогу важно то мнение, которое формирует его личность в глазах учащихся. Так педагогическая социальная перцепция определяет статус учителя, образ его жизни. Все это влияет на создание авторитета, либо отсутствие его, что неизбежно сказывается на качестве образования. Способность найти общий язык с изначально социально неравными людьми, не теряя при этом чувства разумной дистанции, свидетельствует о педагогическом таланте учителя.

Педагогическая социальная перцепция. Восприятие учителя воспитанниками определяется взаимоотношениями в рамках образовательного процесса. Каждому педагогу важно то мнение, которое формирует его личность в глазах учащихся. Так педагогическая социальная перцепция определяет статус учителя, образ его жизни. Все это влияет на создание авторитета, либо отсутствие его, что неизбежно сказывается на качестве образования. Способность найти общий язык с изначально социально неравными людьми, не теряя при этом чувства разумной дистанции, свидетельствует о педагогическом таланте учителя.

5)Интеракция как организация совместной деятельности между участниками педагогического взаимодействия.

Интеракция –это организация взаимодействия между людьми, т.е. “в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями”.

22 стр., 10703 слов

Роль педагогического общения во взаимоотношениях учителя и учащихся

... человека. § 2.Понятие о педагогическом общении и его системе. Глава 2. Условия преодоления трудностей в общении. § 1. Психологические барьеры во взаимодействии учителя и учащихся. § 2 ... функции: -коммуникация (обмен информацией); -интеракция (обмен действиями); -социальная перцепция (восприятие людьми друг друга). Функции общения дают представление о том, что конкретно происходит в ...

Совместной (коллективной) считается деятельность, при которой:

1) ее задачи воспринимаются как групповые, требующие кооперации при решении:

2) существует взаимная зависимость при выполнении работы, которая требует распределения обязанностей, взаимного контроля и ответственности.

Основным механизмом воздействия в процессе совместной деятельности является подражание. Ученики подражают только любимому учителю или референтному соученику. Поэтому важно, чтобы среда содержала образцы для подражания и чтобы эти образцы соответствовали возможностям ребенка. При наличии образцов для подражания совместные действия будут средством продуктивной учебной деятельности даже в том случае, если ученик еще не владеет системой познавательных и исполнительных действий, необходимых для данной деятельности.

Совместная деятельность в обучении.Традиционно обучение планируется и организуется педагогом в форме индивидуальной и фронтальной работы. Необходимость индивидуальной работы на уроке обусловлена особенностями учебного материала, задачей формирования у учащихся самостоятельности. Результаты этой работы (сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы и т.д.) полностью зависят от усилий конкретного школьника. Это деятельность учащихся, построенная по принципу «рядом, но не вместе». В данном случае, даже когда цели работы каждого исполнителя идентичны, ее реализация не предполагает совместных усилий и взаимопомощи, а следовательно, это не совместная деятельность.

Большое значение в организации учебной деятельности отводится фронтальной работе класса: при объяснении нового материала, проверке пройденного материала. В этих случаях учитель работает со всем классом, поскольку поставлена общая задача. Процесс усвоения знаний при фронтальных формах работы остается сугубо индивидуальным для каждого ученика, а результаты этого процесса (полученные знания) благодаря самой специфике обучения и существующим формам оценки работы учащегося не формируют отношений ответственной зависимости. Поэтому учебная деятельность не выступает в сознании ученика как совместная, коллективная. По существу, фронтальная работа представляет собой один из вариантов индивидуальной деятельности школьников, тиражированной по числу учеников в классе, и также не является совместной деятельностью. Задачам совместной учебной деятельности отвечает групповая (коллективная) работа на уроке.

5 стр., 2079 слов

Практические занятия, практикумы, лабораторные работы, производственная практика (учебно-производительный труд), консультации

... учебных дисциплин, делает его более результативным, вследствие развития навыков проектно-конструкторской деятельности обучаемого в дидактическом плане эффективно совмещается м методом проектов   – совместное ... Виды семинаров: Просеминар – ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, литературой, и методикой работы над ними. Традиционный (информационный) семинар: а) развернутая ...

Условия развития совместной деятельности. Личностно-развивающие возможности совместной деятельности повышаются при следующих условиях:

— в совместной деятельности должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;

— деятельность должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей;

— социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего на роль подчиненного, и наоборот);

-совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданиями неудачам и сорадованиями успехам других детей.

Организация педагогического взаимодействия как совместной еятельности дает возможность, во-первых, перейти от монологического стиля общения («педагог — ученики») к диалогическому, от авторитарной формы отношений — к авторитетной.

Во-вторых, при организации педагогического взаимодействия как совместной деятельности осуществляется смена социальной позиции школьника с пассивной, ученической на активную, учительскую, что позволяет ребенку, подростку продвигаться по «зонам его ближайшего развития».

В-третьих, в процессе совместной деятельности актуализируются механизмы воздействия на группу (ребенка) через референтное лицо, механизм идентификации, который способствует переживанию ребенком чужих тревог, радостей и потребностей других как своих собственных.

6 стр., 2695 слов

Для развития общества и человечества в целом все более актуальным становиться изучение содержания и закономерностей процесса развития ребенка в Детстве, а

Культура детства Первыми в культурантропологии процесс развития личности стали целенаправленно изучать приверженцы концепции «Культура и личность». Как уже отмечалось, их интересовали прежде всего «ранние опыты» человека: регулярность кормления, способы пеленания, купание, приучение к гигиене. Для некоторых исследователей характерна тенденция обособленного рассмотрения одного из перечисленных ...