I.1. Причины и клинические механизмы недостатков интеллектуального развития детей.

УО реб.- это ребенок, у которого стойко и необратимо нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения гм. 4 группы причин: 1 Наследственным-нарушении обмена веществ,(фенилкитонурия; болезнь Дауна 70% -имбицилы, 30% — идиоты).

Группы браков по Шалимову — Когда заключается брак олигофрена с экзогенной природой образования с нормальным человеком, при таком браке рождаются здоровые дети;- олигофрен с экзогенной природой заболевание (внеш.причины) + здоровый партнер – дети с частичными откланениями; — олигофрен с эндогенной природой заболевание + здоровый партнер – вероятность аномального ребенка 70%;- Здоровый партнер + олигофрен, заболевание которого обусловлено эндогенной причиной заболевания и + различные экзогенными вредностями – дети рождаются больные; — Олигофрен с разной природой заболевания + олигофрен страдающий различными психическими заболеваниями – 100% аномальный ребенок и психич.недоразвитие. 2 группа: Вредности утробного периода- от времени поражения патогенного фактора; от силы патогенного агента; от здоровья матери.- Вирусы краснуха у беременной -рубеопярную олигофрению.- Паразитарная инфекция т.е. попадание в организм матери и ребенка простых паразитов н-р: таксоплазмоз. — Нарушение внутренних органов матери. — Употребление наркотических препаратов, снотворного средства, радиация, лекарство.

— резус-конфликт 3 группа: Родовой травматизм и асфиксия. — внутриутробного характера: н-р: физическое воздействие на мать, переохлаждение.- родовой травматизм, роды на сухую, кесарево сечение 4 группа: Постнатальные вредности раннего возраста. травмы, инфекции, нейроинфекции (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит), интоксикации, нарушения питания.

 

I.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками интеллектуального развития. Классификация. УО реб.- у которого стойко и необратимо нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения гм. При легких формах заметных изменений в физическом состоянии не отмечается. Наиболее типичное олигофренов с врожденными формами заболевания, хромосомных, нарушением обмена веществ- деформация черепа, нарушение пигментации кожи, диспластичное телосложение. Изменение со стороны внутренних органов: — очень части пороки сердца, различные нарушения с.с.с., — поражен желудочно-кишечный тракт; — деформация органов дыхания; — пороки развития почек, мочевого пузыря; — дефицит иммунитета. Косоглазие, опущение верхнего века, ритмичные движения глазного яблока; слабость (парез) лицевого подъязычного нерва. В анамнезе детей-олигофренов часто встречаются задержки в развитии двигательных функций: позднее ходить. У многих детей наблюдаются дефекты звукопроизношения. Нар-я психич. Д-ти зависит: — от степени тяжести поражения ц.н.с.; — от характера патогенного агента и времени его воздействия; — от вредных влияний действующих на дальнейших этапах развития ребенка в период активного формирования психических функций.

4 стр., 1919 слов

Уход за ребенком с заболеваниями желудочно-кишечного тракта

... характерный признак острого или обострения хронического заболевания желудочно-кишечного тракта у детей. 3. Особенности ухода за больными детьми с заболеваниями желудочно-кишечного тракта Первостепенной задачей ... и вызывает перестройку внутренних органов. Жиры откладываются в печени, поджелудочной железе, кишечнике, накапливаются в виде холестерина в крови, вызывая поражение сосудов. В дальнейшем ...

У детей-олигофренов процесс воспр-я мало активен, малодифференцированным представ-ям, не сформировано словесно-логическое мышление, не умеет делать выводов своей д-ти, вязкость мышления, труден самост-ый анализ. Внимание неустойчив., произвольное внимание не сформировано,объем низок. Расст-ва эмоц сферы. Растр-во речи агроматизма,дислексия и дисграфия,актив словарь меньше пассив. Имбицильность.: недоразвитие физ-го развития, несоответствие антропометрическим нормам, встречаются аномалии развития внутренних органов. В силу нарушения Ц.Н.С. нарушено кровоснабжение головного мозга => частые головные боли, головокружение. Особ-ти псих-х ф-й: элементы осознания собственной личности, элементарные обобщения. Внимание не устойчиво, Память ослаблена, Некоторые способны к элементарной грамоте и счету. Логические процессы на предельно низом уровне развития; не могут обобщить, вывод сделать Приобретенные знания очень быстро забываются. Учебный материал воспринимается как штамп. Знакомые действия могут выполнять однотипно, автоматизировано. Речь запаздывает в развитии, а иногда не развивается Обращенную – обиходную речь понимают, контекстную нет. Читать им книги бесполезно. Приобретенные навыки требуют постоянного подкрепления. Дети необучаемы. Идиотия. Дети с грубым недоразвитием всех мозговых структур. Аномалии в развитии сопр-ся в чувствительных и двигательных эмоциональных системах. У этих детей резко снижена реакция на разные раздражители.Ведут растительный образ жизни. Повышен пищевой рефлекс. неподвижный образ жизни. Проявляют самоагрессию. Движение их носит бесцельный хаотичный характер. Реакции носят запоздалый неадекватный характер. Речь как правило отсутствует. Поведение зависит от состояния органических потребностей.

Классификация умственной отсталости отечественный дефектолог М.С. Певзнер.

В основу этой классификации положены клинико-этиологические факторы заболевания.

1.Олигофрения неосложненной формы. недоразвитие сложных форм позн-ой д-ти и мышления не сопровождается грубым нар-м анализ-ов и хар-ся первично сохр эмоц-волевой сферы. Клинико-патологические изменения: — диффузное недоразвитие коры ГМ, без выр-го нар-я кровоснабжения, сохранное поведение, но имеется недор-е слож-х мозговых структур, видно особенно в мысл-ой д-ти. обучаемы по вспомогательной программе.

2) Олигофрения осложненная нарушениями нейродинамики: — торпидные (тормозные); — возбудимые. диффузное поражение ГМ,нар-е корковай нейродинамики. Торпидные: этих Д отличает вялость, замед-ть, инертность, не гибкость мышления и в д-ти прояв-ся тормозные реакции. В раннем возрасте не реагируют на яркие игрушки, на незнакомые звуки. Эти дети замкнуты, беспомощны. Возбудимые: очень беспокойны, капризны, шумливы, у них нет потребности в игре, плохо контактируют, резко снижена работоспособность, отличает этих детей нарушения поведения. Они импульсивны, двигательно беспокойны, крайне отвлекаемы. склонностью к резким аффективным вспышкам. У детей нарушено торможение целенап-ой д-ти. В процессе учебной д-ти нарушена концентрация внимания. Недоразвитие собственной речи которое выражается в сбивчивости быстрая, торопливая.

26 стр., 12662 слов

Использование изобразительной деятельности для коррекции речевого ...

... -исследовательский анализ литературы по проблеме применения изобразительной деятельности для коррекции речевого недоразвития и развития мелкой моторики. 2 этап. Октябрь 2009 г. - первоначальное обследование состояния ... исходя из этого, можно отметить большую роль развития мелкой моторики в развитии психических процессов детей, которые влияют на развитие личности в целом. М.М. Кольцова отмечала, что ...

3. Олигофрения осложненная нарушением различных групп анализаторов.

Клинико-патологические изменения: сочетание диффузного направления коры г.м., с более глубоким поражением тех или иных мозговых систем. При этой форме олигофрении имеют место очаговые поражения. Олигофрения + зрит. анализатор – дети плохо видящие, слепые, поздноослепшие; олиго+слух. анализатор – глухие, плохослыашшище, позднооглохшие; олигофрения+нарушение ОДА; олиго+недоразвитие речи.Д с комплексными дефектами- хар-а не только недоразвитие познав-ой д-ти, но и синдром связанный с локальным поражением. Направление коррекционной работы: — выбор способа подачи информации; учет компенсаторных возможностей.

4. Олигофрения с психоподобным поведением

Недоразвитие познават. деят-ти и мысл-х операций сочетается с наруш. эмоц-волевой сферы, органическая психопатия. Клинико-патологические изменения: — на ряду с диффузным поражением коры г.м. имеет место нарушение подкорковых областей. недоразвитие личности, снижение крит-го поражения к себе и окр миру, органическим влечением – в плане обжорства. Направление коррекц. работы: — становление контакта – организация поведения в детском коллективе; подготовка детского коллектива к приему такого ребенка; частая смена видов д-ти; заинтер-ть в учебном процессе.

5. Олигофрения с лобной недостаточностью-недоразвития познав-ой сферы и мыслит-х операций с изменением личности и нар-м моторики- стериотипично, с труд-м овла-ют самооб-м, речь бессодержательна и носит подраж-ый х-р.нар-коор-ия движ-я, не общ-ны со свер-ми,не способны к инлел-му напряж-ию.

 

 

I.3. Комплексное лечебно-педагогическое воздействие при недостатках интеллектуального развития детей. Выгодский «Наряду с объектом происходит и развитие». вопросом обучения и воспитания детей с УО занимаются: 1.Минобразования – подготовка учреждений для спецобучения (спецшколы, коррекционные классы, ДОУ) 2.Минсоцзащиты – дет дома, интернаты, учреждения для детей обуч.по спецпрограмме (имбицилы).

3.Минздравоохранения – санатории, профилактории, диагностич.гр. при больницах, спец.неврологические отделения, реабилитац.центры. В системе здравоохранения оказывается амбулаторная и стационарная помощь, предусматривается диспансеризация. Это широкое гос мероприятие проводится повсеместно в сроки до 1 года, в 3 года и в 6-7 лет перед поступлением ребенка в школу. Диспансеризация заключается в том, что всех детей, и нах-ся в учреж-ях, и неорг-ых, комплексно обследуют мед специалисты, выявляя имеющиеся отклонения или предрасположенные к ним. В случаях раннего выявления отклонений в развитии возможно своевременное оказание специализированной помощи, => предотвратить появление вторичных отклонений у ребенка. В настоящее время функционируют дошк. дет. дома общего типа и специальные, для некоторых категорий детей с откл. в развитии открываются дошк отделения при спец и общеобр-ых шк. Обычное обучение детей с тяжелыми, выраженными отклонениями в развитии затруднено, а в ряде случаев и просто невозможно. Такие дети занимаются в спец. ДОУ по особым программам, с использованием системы спец. методов и приемов. К/п пров. по 4 направлениям: 1) совместное изучен. программы обучения и воспитания для анормальных д.- Совместное составление перспективного плана работы;- Воспитатель планирует свою работу исходя из содержания плана дефектолога. Правильное планирование в разных видах д-ти д. обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала.2) Совместное изучение д. Д. проводит индивидуальное обследование д. и наблюд. за ними в процессе занятий. – В. изучает д. на занятиях и в повседневной жизни. Д – рисунок, психика, способы выполнения задания, эмоц.сост. Д. и В. фиксируют результаты обследования В. делает записи и по психич. деят-ти (в дневнике).В конце года пров. малые педсоветы, где обсуждаются результаты и проблемы обучения. Подводится итог. Ставится вопрос о дальнейшей программе обучение (вывд на ПМПК).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

3) Совместная подготовка к детским праздникам и развлечениям; 4) Работа с родителями.

 

I.4. Принципы и методы отбора детей в специальные дошкольные учреждения для детей в интеллектуальными нарушениями. Приемы психолого-педагогического обследования Основными общими принципами отбора детей в спец. учреждения являются следующие: 1) Комплексный подход к диагностике с участием различных специалистов: педагога-дефек, логопеда, психолога, врача-психоневролога / психиатра, отоларинголога, офтальмолога и врачей др. специальностей, если это необходимо. 2) Всесторонний системный анализ аномалией развития способствует правильной диагностике. изучение причин аном-го сост-я и стр-ры дефекта. выделяются первичные и вторичные признаки, обнаруживается степень наруш. развития, особ-ти познав-х процессов, речи, прост-ой ориентировки, физическое состояние, чувствительность органов, быстрота реакций, личностные качества, работоспособность, наличие учебных ЗУН. 3) Динамический подход с учетом процесса развития ребенка. динамичности изучение развития. 4) Качественный анализ особенностей деят-ти ребенка по выполнению диагностических заданий. 5) Индивидуальный подход к ребенку в процессе обследования, создание спокойной, доброжелательной обстановки, помогающей ребенку раскрыть свои индивид.

особенности. Необходимо учитывать его состояние, настроение, готовность пойти на контакт. Практическое комплектование спец. учреждений, т.е. отбор детей, производится ПМПК. На комиссии присутствуют родители ребенка, которые дают сведения об особенностях его развития (начиная с эмбрионального), наследственности, детских болезнях, поведении. В итоге обследования выносится обобщенное заключение комиссии и принимается решение о месте его обучения. помещение должно быть без отвлекающих предметов, ребенок должен быть здоровым, четкий регламент обследования, дозированность материала, от простого к сложному, тщательно подобранный материал. Лови шарик (желобок, шарик); спряч шарик (2коробки, 2 шарика); матрешка – 2; пирамидка — 3кольца; чего не стало (пара картинок); цветные кубики (чего не стало, покажи такой же); разрезные картинки; достань тележку (тележка с продетой тесьмой – ребенок должен потянуть за оба конца тесьмы чтобы достать); рисунок ребенка.

12 стр., 5884 слов

Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей ...

... театрализованные игры для развития связной речи у детей с ЗПР. 1.1.Особенности связной речи детей с задержкой психического развития. Для ребенка с задержкой психического развития, ... определении времени глагола, - структурная неоформленность высказывания. Все перечисленные особенности монологической речи детей с задержкой психического развития позволяют говорить о динамических нарушениях речевой ...

 

I.6. Особенности сенсорного и умственного восприятия д. с недостатками интеллект. развития.

Умственное воспт-е вклч-т в себя:разв-е восприят-я и предст-я,зрит-ое внимание,разв-е запоминания и форм-е произ-ой памяти, форм-е подрожания, выпол-е зад-й по образцу, разв-е мышления(анализ,синтез,сравнение,обобщ-е,абстрг-е),раз-е речи(коммун-ая,познават-ая,регул-ая ф-ии)

Проц-с воспр-я у У/О дош-ка — 5год жизни стан-ся переломным в проц. раз-я воспр-я. Дети м. делать выбор по образцу; по форме, по цвету; по величине; У нек-рых дет. набл-ся «подвижки» в разв-и целост. воспр-я: к концу дош. возр-та лишь половина дет. с У/О в форме дебил-ти достигают уровня раз-я воспр-я, с к-го N-но развив-ся дети начинают дош. возр-т.

УО дети затруд-ся осущ-ть выбор из больш. кол-ва элементов. Их затрудняют различие близких св-в и они не учитывают эти св-ва в дей-ях с дид.играми.

Недостиг-ся без спец. обуч-я возмож-ть обобщ-я по выделеным признакам и умение выстроить по опред. признаку ряд пред-в, найти место пред-в в этом ряду.

Страдает форм-е целост. образа. У одних детей образ не м. стать основой дей-я и не восприн-ся ни в какой форме. У других-образы искаженые и неполноценные.

У/О дети при выборе по образцу не испол-ют поисков. способы. В случае ош-ки дети не м. ее исправить. Процесс воспр-я форм неравномерен, эталоны расплывчаты, у дет. отсут-ет перенос усвоен. способа дей-я с одной сит-ции на др. У/О дети, успешно выделяющие св-ва, не м. выделить эти св-ва в быту и самост. д-ти. Т.о., для У/ О дет. хар-но:

1.отстав-е в сроках раз-я воспр-я;

2.поздно (неполноценно) происх-т соедин-е воспр-я со словом.

3.У/О дети, имеющие норму зр-я, не умеют видеть, и имеющие норму слуха, не умеют слышать (они плохо предст-ют окруж. пред-ты, не выделяют нуж. пред-т среди др., не разл-ют св-ва пред-в, плохо ориен-ся в прост-ве, дети опред-ют проще отличия чем сходства).

Хар-ка процесса воспр-я

1) замедленный темп

-сочет-ся со значит. суж-ем объема восприним-го материала;

-узость воспр-я мешает ориен-ся в нов. сит-ции, мест-ти;

-не видят отн-й м/у пред-ми и не устанавл-ют связи м/у ними;

-не разл-ют выраж-я лица, изображ-х на картинках, не видят перспективы изобр-я, светотени.

2) выраженная недиффиренцир-ть

-дети плохо разл-ют сход. пред-ты при узнав-и (не разл-ют кошку и белку, компас и часы);

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

-путают цвета (оранж и крас, син. и зел.)

3) инактивность воспр-я

-не узнают перевернут., контур. изобр-я;

— нет точности воспр-я.

4) константность воспр-я (сохр-е величины объекта при его разл. отдаленности от глаз).

-не определяют объем, глубину изобр-я;

-не умеют всматр-ться, избират-но рассм-вать к.-л. часть окр. мира;

-слож. картину толкуют руководствуясь 1 впечатл-ем, выделяют несуществ. детали.

Виды восприятия:

1)Осязат. воспр-е (выдел-е пред-в путем чувств. контакта) -У/О дети значит-но хуже, чем Nые, узнают пред-т на ощупь. Игра: Чудес. мешочек.

2)Кинестет. воспр-е (перцептивное) воспр-е –У/О дети св-ва пред-та (гладкий, шершавый) опред-т при спец. обуч-и.

3)Слух. воспр-е – нар-но, замедлено; только к 1г. реаг-ют на гром. звук, но не м. опред-ть с какой стороны он раздается. Игра: Звуки за ширмой.

9)Воспр-е времени и простр-ва. Полностью несформ-но; оч. трудно ориен-ся в простр-ве, не знают, путают времена года, их последов-ть. Обогащ-е жизнен. опыта детей, расшир-е круга предст-й и зн-ий — осн. сред-ва улучш-я кач-ва воспр-й и ощущ-й.

Для полноцен. сенсор. разв-я необх-мо целенапр. сенсор. восп-е. Р-ка следует научить рассмат-ю, ощупыв-ю, выслуш-ю, т.е сформир-ть у него перцептив. дей-я. В проц-се воспр-я р-к пост-но накапл-ет зрит., слух., двигат., осязат. образы. Но при этом необх-мо, чтобы св-ва и отн-я пред-в были соед-ны обознач-ем словом, что помогает закрепить в предст-и образы пред-в, сделать их более четкими, стойкими.

I.7. Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию мышлении и речи у детей сМыш-е – обобщен. и опосред. отраж-е действит-ти, тесно связанное с чувствен. позн-ем мира и практич. дейст-тью людей.

Операции мыш-я: анализ, синтез, сравн-е, обобщ-е, абстрагир-е.

Виды мыш-я: нагл/дейст., нагл/образное, слов/логическое, творческое.

Хар-ки мыш-я: широта и глубина мыш-я, самос-ть мыш-я, гибкость, послед-ть и быстрота мыслит. операций.

Мыш-е изучали Кудрявцева, Соловьёв, Петрова, Певзнер, Шиф.У У/О дет. страдают все операции мыш-я. Анализ и синтез отлич-ся бедностью, фрагментар-тью. Анализ и синтез затруднены даже на нагляд. основе. Проводя сравн-е пред-в УО дети часто выд-ют несущест. признаки для сравн-я или срав-ют по несопоставимым признакам. Нар-но обобщ-е–реб. не м. выделить сущест. признак. Тол. к концу дош. возр-та у детей разв-ся операции обобщ-я. Р-к не м. абстрагир-ся от реал. жизнен. опыта и все события трактует буквально. С бол. трудом трактует причин.-следств. связи. При реш-и задачи, р-к не м. проанализ-ть усл-е и нач-ет механически манипул-ть числовыми данными задачи. Шаблонность мыш-я УО р-ка не м. сделать правил. вывода из своего жизнен. опыта. Мыш-е поддается кор-ции, но даже во взросл. возрасте логич. мыш-е в своих высш. проявл-ях для УО детей не доступно.

Методики.

1)4 лишний. 2)Установл-е закономер-тей (с 4 лет).

Перед р-ком кладут 1ю карточку, показ-ют способ выпол-я. После предл-ют поочередно остал-ые. Наводящие ?сы (Что здесь д/б нарисовано?).

11 стр., 5241 слов

Психология детей с нарушениями речи

... коррекционной педагогики, психологии, логопедии, социологии» Лингвистическая характеристика недостатков разных сторон речи Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. ... Выделяют экспрессивную и импрессивную речь. Экспрессивная (воспроизводимая) речь — это высказывание с помощью языка, направленное вовне и ...

3) Чего нестало? 4)Найди сход-во и разл-е; 5) Матрицы Равена; 6)Кубики Каоса; 7) Клас-ции; 8)Что к чему подходит 9) Последов. карт-ки; 10)Нелепости.

Развитие речи УОД Речь – это особый вид деятельности, связанная со всеми сторонами человеческого сознания, направленная на общение по средствам языка. Речь УО обусловлена органическим поражением цнс. Идиотия – отсутствие речевых средств. Имбицильность – реч.элементы, связанная речь не формируется. дебильность – системное недоразвитее речи. Отст-е в развитии речи позднее (1 год) спонтанное появление лепета, или его отсутствие. Первые слова после 3 лет. нет словообразований, словарный запас пополняется за счет новых слов. Долгое время ситуативное знач. слов. Фраза появляется к 5-6годам, нет коммуникат. функций. Неотнесенная и эхололичная речь. Нет фонематического слуха. трудности соглосования (чил +сущ, прилаг), не могут составить связанного высказывания, нарушены звуки, пассивный словарь больше активного. Уровни речи: 1. не имеют активной речи, ограниченно понимание. 2. формально развитая речь. Без спецобучения речь не формируется вообще.

I.8. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми. имеющими недостатки интеллектуального развития, в процессе разных занятий в дошкольном учреждении (развития речи, наблюдения за окружающим, ФЭМП и др.) Программа кор-ой работы 5дневку, 4 летний срок обучения. Она составлена с учетом дефекта ребенка. в ней содержаться: физвоспитание, труд, игра, изодеятельность, конструирование, Развитие речи на основе ознакомления с окруж., ФЭМП, музвоспитание, индивид.работа. Целостность программы достигается благодаря связи разделов.

Задачи ФЭМП: 1-умств-ое воспит-е(учить сравнивать, кол-х и кач-ых отношении м\у предметами, пред-е о числе,пути реш-е задач установ-е причин-след-хс вязей) 2-сенсорное восп-е(сенсорн-е эталоны,срав-ть,группир-ть)3-труд-е воспит-е(дело до конца,пеодол-е труд-ей,форм-е труд операций) 4- разв-е речи.

Физ-ое воспт-е: укреп-е орг-ма,раз-е осн-х движений,двиг-ая актив-ть,равновесие,осанка,укр-е мышц,сердеч-сосуд и дыхат-ой систем.

Разв-е речи на основе ознак-е с окр-ми:расш-е предст-ий об окр-м,расш-е слов-го запаса, форм-е лексико-грамм-их категорий(согласование,прав упот-е раз-х частей речи,падежи,род,число),разв-е связной речи, формир-е звук-ой струк-ры речи,фонемо-фонемат-ое воспр-е, дефекты звукопр-ия, человек,профессии,труд.

Игра — проведение занятий по сюжетно-ролевой и дидактической игре. на 1-2 году обыгрование, совместная деятельность педагога и ребенка. 3-4 год изготовление атрибутов, планирование. 1-2 год 2 раза, 3-4 год 1 год. Воспитатель 3 раза.

Изо и констр-е 1 раз в нед.дефектолог. индивид работа – всеми специалистами, 15 мин., у дефектолога ежедневно 4-6 человека.