Эстетические свойства товаров

 

Информационная выразительность — Стилевое соответствие, знаковость, оригинальность, согласно моде
Рациональность формы — Правдивость выражения, функционально-конструктивная рациональность
Целостность композиции — Тектоничность, пластичность, цветовая гармония, организованность объёмно-пространственной структуры
Совершенство производственного исполнения — Чёткость исполнения, сопроводительной документации, фирменных знаков, упаковки, тщательность отделки

 

1-я группа. Стиль (методы, направления) –это устойчивая в течении продолжительного времени система дизайнерских принципов, приёмов и средств, отражающих содержание предметного мира соответствующей эпохи.Стиль эпохи вещественного мира создается под влиянием общественно-экономических отношений , господствующих идеологий, системы религиозных взглядов, эстетического идеала, природно-климатических условий и т.д.

Предметам любого исторического периода свойственен определённый стиль, важнейшим признаком которого является общая система организации формы в большом и малом, в форме и пластике зданий, мебели, одежды, осветительных приборов, средств транспорта. Различаются исторические стили, национальные, фирменные, конкретного функционального потребительского комплекса предметов. Значимость эстетических свойств товаров различных по функциональному назначению является неодинаковой. Для изделий декоративно- художественного назначения (ювелирные изделия, предметы украшения интерьера) эстетическая функция является ведущей. В других изделиях (технического назначения) оцениваются в первую очередь утилитарные и технические функции; красота проявляется в их актуальности, эргономичности и надёжности. Девиз дизайнеров, стремящихся создавать конкурентоспособные товары, гласит: «Покупатель должен платить деньги не за красивый товар, а за красивую работу с помощью этого товара».

2 –я группа.Соответствие формы изделия выполняемой функции, конструктивному решению, требованиям удобства формы.

3-я группа.Взаимосвязь изделия с пространством, создание впечатления устойчивости или напряжённости товара, динамичности или статичности, простоты или сложности. Основными средствами создания пластичности формы являются свет, тень, плавные линии, нюансы; блики, матовость и блеск, чёткость или плавность линий переходов.

 

3.Эргономика.

Технические объекты, разрабатываемые специалистами, своим конструктивным исполнением основными параметрами должны соответствовать эргономическим возможностям человека и удачно вписываться в окружающую предметную среду. Человек несёт ответственность за эффективную работу всей технической системы. Предметом эргономики является конкретная деятельность человека использующего машины, а объектом исследования – система «человек- машина — среда». Цель эргономики как техники – оптимизация условий туда : обитаемость, управляемость, обслуживаемость. Термин «эргономика» в переводе с греческого (ergon – работа, nomus – закон) – закон работы.

Впервые термин «эргономия» был предложен в 1857 году польским естествоиспытателем Войтехом Ястшембовским, который опубликовал в еженедельнике «Природа и промышленность» статью под названием «Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе». В некоторых странах имеет иные названия: в США — «исследование человеческих факторов», в Германии – «антропотехника».

Комплексные эргономические показатели формируются на основе групповых показателей, которые представляют собой совокупность однородных эргономических показателей.

Комплексные показатели эргономических свойств:

— антропометрические;

— гигиенические;

— психологические;

— психофизиологические и физиологические;

— социально-психологические.

Антропометрические показатели определяются соответствием дорожно- строительной машины размерам и форме тела машиниста, распределению его веса.

В состав гигиенических показателей входят такие показатели, как освещенность, вентилируемость, температура, влажность, давление, напряженность магнитного и электрического полей, запыленность, радиация, токсичность, шум, вибрация, гравитационная перегрузка и ускорение. Нормирующие условия жизнедеятельности и работоспособности человека при его взаимодействии с товаром. Создание на рабочем месте нормальных условий микроклимата.

Психологические показатели определяются соответствием машины возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики, закрепленным и вновь формируемым навыкам работника.

Обитаемость дорожно-строительной машины характеризует приближение условий среды ее функционирования к биологически оптимальным параметрам внешней среды, при которых машинисту обеспечиваются нормальные условия труда, хорошее здоровье и высокая работоспособность, а также достигается уменьшение или ликвидация вредных последствий эксплуатации дорожно-строительной машины для окружающей среды. Каждое эргономическое свойство машины, в свою очередь, вырастает из ряда комплексных показателей, которые представляют разные, но взаимосвязанные стороны этих свойств. Комплексные эргономические показатели формируются на основе групповых показателей, которые представляют собой совокупность однородных эргономических показателей: социально-психологических, физиологических, психологических и психофизиологических, антропометрических и гигиенических.

Психофизиологические и физиологические показатели определяются соответствием техники силовым, скоростным, энергетическим, зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным возможностям работника.

Социально-психологические показатели определяются такими показателями, как соответствие конструкции технического объекта и организации рабочих мест характеру, а также степени группового взаимодействия и степени опосредования межличностных отношений содержанием совместной деятельности по управлению техникой.

Технический прогресс и развитие строительного производства поставили на повестку дня проблему профессионального отбора, т.е. выбора лиц, от которых можно ожидать с наибольшей вероятностью успешного выполнения определенной работы.

Методологической базой эргономики является системный подход. Методы исследования в эргономике условно могут быть разделены на две группы: аналитические (или описательные) и экспериментальные. В большинстве исследований они тесно переплетены между собой и применяются одновременно, дополняя и обогащая друг друга. Эргономика — отрасль знаний, изучающая человека и его деятельность в условиях современного производства.