|
Министерство образования И НАУКИ РФ Главное управление образования администрации г. Красноярска Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 150» |
|
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО Зам. директора по НМР Директор школы
_________________ ____________________ ________________
«___»_________20__г «___»____________20__г «___»_________20__г
Программа имеет рецензию О.П. Санникова – зав.кафедрой психологии Южно-Украинского ГПУ им. К.Д.Ушинского, доктора психологических наук, профессора; Л.Ф. Бурлачука – зав.кафедрой психологии Киевского государственного университета, члена-корреспондента АПН Украины, доктора психологических наук, профессора.
Составила:
Педагог-психолог
МОУ «СОШ № 150»
Мочалкина И.М.
Пояснительная записка
Актуальность:
В настоящее время перед образованием поставлены новые цели и задачи – формирование личности гражданина демократического общества. Исследования показывают, что гражданская позиция, активность, толерантность, способность к личностному и профессиональному самоопределению связана с функционированием определенных психологических механизмов личности как субъекта собственной жизнедеятельности и общественной жизни.
Прививая подрастающему поколению современные демократические ценности, новое понимание гражданственности, мы развиваем в школьниках определенные качества, которые можно объединить в понятие социальная компетентность.
Под социальной компетентностью мы понимаем:
- Умение принимать решение и делать выбор;
- Готовность брать на себя ответственность за свой выбор и свои поступки;
- Способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
- Умение анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других;
- Веру в себя, свои способности и собственную возможность быть эффективным в избранных сферах деятельности;
- Умение быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными способами;
- Способность ставить перед собой близкие и дальние цели, вырабатывать методы их достижения;
- Осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни и деятельности.
Все эти качества свойственны людям, имеющим позитивное самоотношение (Я-концепцию), чувство собственного достоинства.
Настоящий курс направлен прежде всего на формирование и развитие психосоциальной компетентности старшеклассников, так необходимой для успешного функционирования в обществе.
Можно выделить ряд общекультурных навыков, составляющих психосоциальную компетентность человека:
- Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности– способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они также являются основой для формирования чувства собственного достоинства.
- Навыки позитивного общения– способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения.
- Навыки самооценки и понимания других– способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какими они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми.
- Навыки управления и самоуправления собственными эмоциямии эмоциональными состояниями – способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.
- Навык самостоятельного принятия решения– способность принимать конструктивные, взвешенные решения.
- Навык решения проблемных ситуаций– помогает справиться с проблемами.
- Навыки работы с информацией– способность объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида. Эти навыки позволяют человеку бегло и свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.
- Навыки творчества– способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.
Цель данного курса: Формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся, развитие навыков социальной компетентности учащихся.
Задачи:
- способствовать самораскрытию и развитию способностей учащихся;
- развить навыки рефлексии и самоанализа своих чувств, желаний, поступков;
- развить способность понимания чувств и мотивов поведения других людей;
- обучить приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях;
- обучить приемам творческого преодоления конфликтов.
Структура программы:
Программа состоит из двух логически связанных частей: часть 1 – «Основы психологии», рассчитанной для 10 класса, часть 2 – «Психология общения» для 11 класса
Программа рассчитана на преподавание в классе обычной наполняемости – один урок в неделю.
Методология программы:
Методической особенностью данного программы является проблемно-диалогический подход в обучении. Особую роль в творческом освоении знаний старшеклассников имеют проблемные вопросы. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий или отношений. Выслушивая разные мнения, преподаватель должен поощрять активность учащихся, удерживаться от критических замечаний и категоричных оценок.
Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному «открытию» школьниками различных аспектов психологических явлений и фактов; осознанию необходимости учета позиций, мнений, интересов и потребностей других людей в процессе межличностного взаимодействия, преимуществ конструктивных взаимоотношений с людьми для достижения собственных жизненных целей.
Основным принципом осуществления данной программы является создание атмосферы доверия и раскрепощенности, обстановки творческого поиска, в которой учащиеся смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, ролевые игры. Выполнять упражнения, что требует от преподавателя владения активными методами обучения, умения вести дискуссии, обсуждения, организовывать работу в малых группах, применять элементы психологического тренинга.
При проведении уроков преподаватель чаще выступает как фасилитатор, организующей конструктивное общение участников, что предполагает применение навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.
Особенности содержания курса «Основы психологии» (10 класс). Программа курса для 10 класса охватывает все основные разделы общей психологии. Используя данные современных психологических теоретических и эмпирических исследований, научно-популярные источники совершена попытка систематизировать обширный литературный материал в целостную логически завершенную систему психологических знаний, адаптированный для восприятия подросткового и раннего юношеского возраста.
В программе «Основы психологии», кроме традиционных разделов общей психологии, выделены специальные темы: «Самосознание», «Я-концепция», «Самоотношение», которые имеют прямое отношение к формированию личности старшеклассника, развитию самопонимания, выработке собственной жизненной позиции. Практическую направленность имеют уроки, позволяющие школьникам овладеть приемами саморегуляции, развить способность к позитивному мышлению, уверенность в себе, чувство собственного достоинства. В чрезвычайно важных и актуальных для раннего юношеского возраста темах «Дружба», «Любовь», «Экология любви» затрагиваются проблемы уникальности человеческих чувств, необходимости бережного отношения к чужим чувствам, умения отличать открытые и серьезные отношения от психологического насилия и манипуляции.
Раздел «Личность» построен по принципу «от общего к частному». Для достижения стратегических целей программы (формирования гуманистического мировоззрения, выработка собственной позиции, развитие способности к критической переработке информации, осознанию неоднозначности интерпретации многих сложных феноменов человеческой психики и поведения) в программу изучения курса введены изложения наиболее известных теорий личности. В программе представлены психоанализ З. Фрейда, индивидуальная психология А. Адлера, гуманистическая психология А.Маслоу, бихевиоризм.
Особенности содержания курса «Психология общения» (11 класс).Содержание данной части в большей степени отводится на использование активных форм работы, в связи с тем, что одной из главных задач курса является формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развитие социальной компетентности.
При освоении технологий эффективной коммуникации большое внимание уделяется анализу конфликтных ситуаций, отработке навыков конструктивного общения в деловом, личностном и семейном общении.
При изучении темы «Семейные отношения» рассматриваются негармоничные стили воспитания, анализируются их причины, вместе с учащимися делается вывод о значительном влиянии на личность ребенка стиля детско-родительских отношений и отношений в супружеской паре.
Структура урока:
Каждая тема содержит материал, который может излагаться в течение одного урока. В структуре урока традиционно выделяется следующие этапы хода урока: объявление целей и задач урока, повторение пройденного, изучение нового материала, практическая работа и закрепление новой темы, рефлексия и подведение итогов.
Формы и методы, используемые на уроках:
- обсуждение проблемных вопросов;
- дискуссии;
- анализ ситуаций;
- имитационные и ролевые игры;
- элементы социально-психологического тренинга;
- психогимнастика;
- рисуночные методы;
- техники и приемы саморегуляции;
- метод направленного воображения и др
- проведение и анализ результатов психологического тестирования.
Тематическое планирование по учебному курсу «Основы психологии» (10 класс)
№ |
Тема занятия
|
Кол-во часов |
1 |
Знакомство. Введение в курс. Цели, задачи, ожидания. История развития психологии. Отрасли психологии. |
1 |
2 |
Познавательные процессы. Внимание. |
1 |
3 |
Познавательные процессы. Память. |
1 |
4 |
Познавательные процессы. Мышление. |
1 |
5 |
Способности. Интеллект. |
1 |
6 |
Творческие способности. Креативность. |
1 |
7 |
Мозг и психика. Межполушарная асимметрия мозга. |
1 |
8 |
Проверочная работа по теме «Общая психология» |
1 |
9 |
Личность. Сущность, определение. |
1 |
10 |
Психоаналитическая теория личности (З.Фрейд) |
1 |
11 |
Индивидуальная теория личности (А.Адлер) |
1 |
12 |
Бихевиоризм |
1 |
13 |
Гуманистическая психология (А.Маслоу) |
1 |
14 |
Проверочная работа по теме «Теории личности» |
1 |
15 |
Темперамент. |
1 |
16 |
Темперамент. |
1 |
17 |
Характер. |
1 |
18 |
Самосознание. «Я-концепция» |
1 |
19 |
Самоотношение. Уверенность в себе. |
1 |
20 |
Проверочная работа по теме «Личность» |
1 |
21 |
Эмоции и чувства. |
1 |
22 |
Дружба. |
1 |
23 |
Любовь. Экология любви |
1 |
24 |
Отрицательные эмоции. Страхи и тревоги. Арт-терапия |
1 |
25 |
Стресс |
1 |
26 |
Приемы саморегуляции |
1 |
27 |
Проверочная работа по теме «Эмоциональный мир человека» |
1 |
28 |
Профилактика аддиктивного поведения. Курение. |
1 |
29 |
Профилактика аддиктивного поведения. Вся правда о наркотиках |
1 |
30 |
Позитивное мышление |
1 |
31 |
Психологические особенности ребенка |
1 |
32 |
Подростковый возраст |
1 |
33 |
Юность |
1 |
34 |
Проверочная работа по теме «Возрастная психология» |
1 |
35 |
Рефлексия курса. Подведение итогов |
1 |
|
|
1 |
|
Всего: |
35 часов |
Тематическое планирование по учебному курсу «Психология общения»» (11 класс)
№ |
Тема занятия
|
Кол-во часов |
1 |
Знакомство. Введение в курс. Цели, задачи, ожидания |
1 |
2 |
Общение. Структура и средства общения. |
1 |
3 |
Невербальные средства общения |
1 |
4 |
Невербальные средства общения. |
1 |
5 |
Речевые средства общения. |
1 |
6 |
Позиции в общении |
1 |
7 |
Стили общения. |
1 |
8 |
Манипулирование. |
1 |
9 |
Умение сказать «Нет». |
1 |
10 |
Механизмы межличностного восприятия. |
1 |
11 |
Каналы восприятия мира человеком. |
1 |
12 |
Психологические защиты. |
1 |
13 |
Барьеры в общении. |
1 |
14 |
Эмоции и чувства человека. |
1 |
15 |
Конструктивное общение. Контроль эмоций. |
1 |
16 |
Активное и пассивное слушание. |
1 |
17 |
Самопрезентация. Приемы расположения к себе. |
1 |
18 |
Навыки уверенного поведения. |
1 |
19 |
Конфликт. Стили разрешения конфликтов. |
1 |
20 |
Управление конфликтом. Сотрудничество. |
1 |
21 |
Управление конфликтом. Сотрудничество. |
1 |
22 |
Коллектив и личность. |
1 |
23 |
Лидерство. |
1 |
24 |
Особенности взаимодействия людей в группе. |
1 |
25 |
Формирование навыков работы в команде. |
1 |
26 |
Психологические аспекты семейных отношений. |
1 |
27 |
Стили семейного воспитания. |
1 |
28 |
Влияние родителей на самооценку человека. |
1 |
29 |
Психологическая игра «Необитаемый остров». |
1 |
30 |
Психологическая игра «Путешествие». |
1 |
31 |
Психологическая игра «Мой выбор» |
1 |
32 |
Психологическая игра « Мир профессий» |
1 |
33 |
Профессиональное самоопределение |
1 |
34 |
Проектирование жизненного пути. |
1 |
35 |
Заключительное занятие. Рефлексия. |
1 |
|
Всего: |
35 часов |
Оценка знаний по психологии:
Оценка знаний учащихся в данной учебной программе является достаточно сложным вопросом. Свободный обмен мнениями, активное участие в дискуссиях, заявление собственной позиции предполагает отсутствие возможности получить «плохую оценку». Руководствуясь стремлением сделать возможным массовое психологическое просвещение среди подростков и молодежи, возможно считаться со сложившейся системой школьного обучения и введение традиционного оценивания знаний.
Однако, учитывая основные цели и задачи программы, формализованную оценку знаний можно применять только при повторении пройденного теоретического материала или выполнении дополнительных заданий, подготовке рефератов, докладов. При ответах учащихся на проблемные вопросы, высказываниях во время дискуссий, выполнении тестов и упражнений применение системы оценок нецелесообразно.
Контрольные вопросы к проверочным заданиям:
Темы рефератов для самостоятельного и дополнительного исследования и изучения курса:
Для 10 класса:
- История психологии и современное развитие психологии.
- Познавательные психические процессы человека (на выбор учащегося): «Память», «Внимание», «Мышление», «Воображение», «Восприятие», «Ощущение», «Речь».
- Структура интеллекта человека.
- Креативность и ее развитие.
- Личность человека. Соотношение биологического и социального.
- Теории личности. Психодинамическая теория личности . З.Фрейд.
- Индивидуальная теория личности (А.Адлер)
- Бихевиоризм
- Гуманистическая психология (А.Маслоу)
- Методы развития и воспитания характера.
- Темперамент человека
- Я – концепция. Самосознание. Самоотношение. Уровень притязаний.
- Эмоциональная сфера человека.
- Основы эмоциональной саморегуляции.
- Психопрофилактика стресса.
- Психология здоровья.
- Возрастные особенности детей раннего детства, дошкольного возраста, младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов.(на выбор учащегося).
- Профилактика аддиктивных зависимостей. (курение, наркомании, алкоголизма) (на выбор)
Экзаменационные билеты по курсу «Психология для старшеклассников»
Экзаменационные билеты по программе
«Психология для старшеклассников»
- Предмет психологии.
- История развития психологии и отрасли психологии.
- Познавательные процессы. Внимание. Виды, свойства, способы развития.
- Память. Виды, свойства, мнемотехники.
- Мышление. Виды, особенности, способы развития.
- Творческие способности. Креативность.
- Способности. Интеллект человека.
- Мозг и психика. Межполушарная асимметрия мозга.
- Представление личности в различных психологических теориях.
- Гуманистическая теория личности (А.Маслоу).
Основные потребности человека.
- Психоаналитическая теория личности (З.Фрейд).
- Темперамент человека.
- Характер.
- Самосознание человека. «Я-концепция».
- Эмоции и чувства.
- Основы профессионального самоопределения старшеклассников.
- Стресс.
- Саморегуляция. Способы снятия эмоционального напряжения человека.
- Психологические особенности возрастного развития ребенка.
- Общение. Структура и средства общения.
- Невербальные средства общения.
- Речевые средства общения.
- Механизмы межличностного восприятия.
- Психологические защиты.
- Конструктивное общение. Контроль эмоций.
- Коллектив и личность
- Приемы расположения к себе. Самопрезентация.
- Конфликт. Стили разрешения конфликтов.
- Управление конфликтом.
- Психологические аспекты семейных отношений. Функции семьи.
- Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка.
- Уверенность в себе
|
Министерство образования И НАУКИ РФ Управление образования администрации г. Красноярска Муниципальная общеобразовательная средняя школа №150 |
Россия 660077 г. Красноярск, улица Алексеева 97, телефон (391) 276-05-56 |
Экзаменационный билет № 1
- Предмет психологии.
- Стресс.
|
Министерство образования И НАУКИ РФ Управление образования администрации г. Красноярска Муниципальная общеобразовательная средняя школа №150 |
|
||||
|
||||||
Россия 660077 г. Красноярск, улица Алексеева 97, телефон (391) 276-05-56 |
|
Экзаменационный билет № 2
1. История развития психологии и отрасли психологии .
2.Саморегуляция. Способы снятия эмоционального напряжения человека.
Министерство образования И НАУКИ РФ Управление образования администрации г. Красноярска Муниципальная общеобразовательная средняя школа №150 |
|
|
|
||
Россия 660077 г. Красноярск, улица Алексеева 97, телефон (391) 276-05-56 |
|
Экзаменационный билет № 3
- Познавательные процессы. Внимание. Виды, свойства, способы развития.
- Психологические особенности возрастного развития ребенка.
|
Министерство образования И НАУКИ РФ Управление образования администрации г. Красноярска Муниципальная общеобразовательная средняя школа №150 |
|
|
||
Россия 660077 г. Красноярск, улица Алексеева 97, телефон (391) 276-05-56 |
|
Экзаменационный билет № 4
- Память. Виды, свойства, мнемотехники.
- Общение. Структура и средства общения.
|
Министерство образования И НАУКИ РФ Управление образования администрации г. Красноярска Муниципальная общеобразовательная средняя школа №150 |
|
|
||
Россия 660077 г. Красноярск, улица Алексеева 97, телефон (391) 276-05-56 |
|
Экзаменационный билет № 5
- Мышление. Виды, особенности, способы развития
- Невербальные средства общения.
|
Министерство образования И НАУКИ РФ Управление образования администрации г. Красноярска Муниципальная общеобразовательная средняя школа №150 |
|
|
||
Россия 660077 г. Красноярск, улица Алексеева 97, телефон (391) 276-05-56 |
|
Экзаменационный билет № 6
- Творческие способности. Креативность.
- Речевые средства общения.
|
Министерство образования И НАУКИ РФ Управление образования администрации г. Красноярска Муниципальная общеобразовательная средняя школа №150 |
|
|
||
Россия 660077 г. Красноярск, улица Алексеева 97, телефон (391) 276-05-56 |
|
Экзаменационный билет № 7
- Способности. Интеллект человека.
- Механизмы межличностного восприятия.
|
Министерство образования И НАУКИ РФ Управление образования администрации г. Красноярска Муниципальная общеобразовательная средняя школа №150 |
|
|
||
Россия 660077 г. Красноярск, улица Алексеева 97, телефон (391) 276-05-56 |
|
Экзаменационный билет № 8
- Мозг и психика. Межполушарная асимметрия.
- Психологические защиты.
|
Министерство образования И НАУКИ РФ Управление образования администрации г. Красноярска Муниципальная общеобразовательная средняя школа №150 |
|
|
||
Россия 660077 г. Красноярск, улица Алексеева 97, телефон (391) 276-05-56 |
|
Экзаменационный билет № 9
- Представление личности в различных психологических теориях.
- Конструктивное общение. Контроль эмоций.
|
Министерство образования И НАУКИ РФ Управление образования администрации г. Красноярска Муниципальная общеобразовательная средняя школа №150 |
|
|
||
Россия 660077 г. Красноярск, улица Алексеева 97, телефон (391) 276-05-56 |
|
Экзаменационный билет № 10
- Гуманистическая теория личности (А.Маслоу).
Основные потребности человека.
- Коллектив и личность.
|
Министерство образования И НАУКИ РФ Управление образования администрации г. Красноярска Муниципальная общеобразовательная средняя школа №150 |
|
|
||
Россия 660077 г. Красноярск, улица Алексеева 97, телефон (391) 276-05-56 |
|
Экзаменационный билет № 11
- Психоаналитическая теория (З.Фрейд)
- Приемы расположения к себе. Самопрезентация.
|
Министерство образования И НАУКИ РФ Управление образования администрации г. Красноярска Муниципальная общеобразовательная средняя школа №150 |
|
|
||
Россия 660077 г. Красноярск, улица Алексеева 97, телефон (391) 276-05-56 |
|
Экзаменационный билет № 12
- Темперамент человека.
- Конфликт. Стили разрешения конфликтов.
|
Министерство образования И НАУКИ РФ Управление образования администрации г. Красноярска Муниципальная общеобразовательная средняя школа №150 |
|
|
||
Россия 660077 г. Красноярск, улица Алексеева 97, телефон (391) 276-05-56 |
|
Экзаменационный билет № 13
- Характер человека.
- Управление конфликтами.
|
Министерство образования И НАУКИ РФ Управление образования администрации г. Красноярска Муниципальная общеобразовательная средняя школа №150 |
Министерство образования И НАУКИ РФ Управление образования администрации г. Красноярска Муниципальная общеобразовательная средняя школа №24 |
|
||
Россия 660077 г. Красноярск, улица Алексеева 97, телефон (391) 276-05-56 |
Россия 660125 г. Красноярск, пер. Светлогорский, 7, телефон (3912) 55-25-35 |
Экзаменационный билет № 14
- Самосознание человека. Я-концепция. Самооценка.
2. Психологические аспекты семейных отношений. Функции семьи
|
Министерство образования И НАУКИ РФ Управление образования администрации г. Красноярска Муниципальная общеобразовательная средняя школа №150 |
Министерство образования И НАУКИ РФ Управление образования администрации г. Красноярска Муниципальная общеобразовательная средняя школа №24 |
|
||
Россия 660077 г. Красноярск, улица Алексеева 97, телефон (391) 276-05-56 |
Россия 660125 г. Красноярск, пер. Светлогорский, 7, телефон (3912) 55-25-35 |
Экзаменационный билет № 15
- Эмоции и чувства.
- Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка.
|
Министерство образования И НАУКИ РФ Управление образования администрации г. Красноярска Муниципальная общеобразовательная средняя школа №150 |
Министерство образования И НАУКИ РФ Управление образования администрации г. Красноярска Муниципальная общеобразовательная средняя школа №24 |
|
||
Россия 660077 г. Красноярск, улица Алексеева 97, телефон (391) 276-05-56 |
Россия 660125 г. Красноярск, пер. Светлогорский, 7, телефон (3912) 55-25-35 |
Экзаменационный билет № 16
- Уверенность в себе.
- Основы профессионального самоопределения старшеклассников.
14