Цель курса – ознакомить студентов с современными подходами этических аспектов профессиональной деятельности психологов.
Задачи курса:
1. изучение основных теоретических положений теории и практики профессиональной этики.
2. углубление теоретической компетентности студентов в понимании и объяснении моральных регуляторов профессиональной деятельности психологов-практиков;
3. обучение основам этического поведения.
1. 2. Место дисциплины в учебном процессе: «Профессиональная этика» входит в учебный план специальности 030300.62 «Психология» (Б.1).
Освоение дисциплины является продолжением предшествующих и продолжением последующих курсов: «Психология общения», «Основы профессиональной деятельности психолога», «Гендерная психология», «Основы психологического консультирования», «Теории личности», «Психология семьи», «Конфликтология», «Психотехники и тренинги», «Юридическая психология», «Психология труда», «Инженерная психология и эргономика», «Специальная психология», «Методологические основы психологии», «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях», «Организационная психология», «Общепсихологический практикум (методы психологии)», «Психодиагностика», «Практикум по психодиагностике», «Введение в клиническую психологию», «Экспериментальная психология».
1. 3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата (ОПП)
- пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1)
- использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);
- описывать структуру деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала)
- описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);
- выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК- 5)
- ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8)
- использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК- 18);
- реализовывать интерактивные методы, психологические технологии, ориентированные на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп
- реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).
В результате изучения курса «Профессиональная этика» студент должен:
Профессиональное (профессиональное, психологическое) выгорание педагога.
... к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду. Профессиональное (профессиональное, психологическое) выгорание педагога. Многочисленные исследования ...
Знать: современные концепции картины мира на основе сформированного мировоззрения, основные понятия профессиональной этики, историю становления предмета; иметь четкое представление об актуальных проблемах этического регулирования профессиональной деятельности психолога-практика, значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии.
уметь: использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; описывать структуру деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала); выявлять специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; ассистировать деятельность магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности; использовать дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека; реализовывать интерактивные методы, психологические технологии, ориентированные на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп.
Владеть:первичными навыками построения самостоятельных теоретических и экспериментальных психологических исследований; навыками реализации базовых процедур анализа проблем, связанных с нарушением этических принципов профессиональной деятельности; культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; навыками просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.
Программа предусматривает проработку учебного материала на двух взаимодополняющих друг друга уровнях: лекционном и семинарском. Успешное освоение данной дисциплины предполагает изучение учебной и собственно научной литературы, подготовку докладов по отдельным темам, проведение самостоятельных исследований. Итоговые формы контроля – зачет
Формы промежуточного (текущего) контроля: решение проблемных задач, программированный опрос, выполнение заданий на лабораторных занятиях, письменные контрольные работы, сдача коллоквиумов, подготовка рефератов и др.
Программа содержит обширный список литературы, охватывающей все разделы курса.
2. Структура и трудоемкость дисциплины
Семестр – 6. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
- Тематический план.
Таблица 1.
Тематический план
№ |
Тема |
недели семестра |
Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. |
Итого часов по теме |
Итого кол-во баллов |
||
Лекции* |
Лабораторные занятия |
Самостоятельная работа* |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Предмет, методы и актуальные задачи курса «Профессиональная этика» |
1-2 |
2 |
2 |
4 |
8 |
0- 20 |
2. |
Виды профессиональной этики |
3-6
|
4 |
4 |
8 |
16 |
0- 20 |
3. |
Мировоззренческий и профессиональные аспекты профессиональной этики |
7 — 10 |
4 |
4 |
8 |
16 |
0- 20 |
4. |
Становление профессиональной этики психолога |
11-14 |
4 |
4 |
8 |
16 |
0- 20 |
5. |
Этические регуляторы профессиональной деятельности психолога |
15-18 |
4 |
4 |
8 |
16 |
0- 20 |
|
Всего |
|
18 |
18 |
36 |
72 |
|
|
Итого (часов, баллов): |
|
|
|
|
|
0- 100 |
Таблица 2.
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы |
Устный опрос |
Письменные работы |
Технические формы контроля |
Итого количество баллов |
|||||||||||||||||
коллоквиумы |
лабораторная работа |
контрольная работа |
тест |
реферат |
конспект |
Отчет по лаборат. |
программы компьютерного тестирования
|
||||||||||||||
Предмет, методы и актуальные задачи курса «Профессиональная этика» |
1
|
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
4 |
1 |
0- 15 |
||||||||||||
Виды профессиональной этики |
1 |
5 |
|
3 |
4 |
2 |
4 |
1 |
0- 20 |
||||||||||||
Мировоззренческий и профессиональные аспекты профессиональной этики |
1 |
5 |
|
3 |
4 |
2 |
4 |
1 |
0- 20 |
||||||||||||
Становление профессиональной этики психолога |
1 |
5 |
|
3 |
4 |
2 |
4 |
1 |
0- 20 |
||||||||||||
Этические регуляторы профессиональной деятельности психолога |
1 |
5 |
|
3 |
4 |
2 |
9 |
1 |
0- 25 |
Таблица 3.
Планирование самостоятельной работы студентов
№ |
Темы |
Виды СРС |
Неделя семестра |
Объем часов |
Кол-во баллов |
|
обязательные |
дополнительные |
|||||
|
Предмет, методы и актуальные задачи курса «Профессиональная этика» |
Проработка лекций Подготовка к лабораторным и занятиям |
Анализ источников Рецензия |
1-2 |
4 |
0- 15 |
|
Виды профессиональной этики |
Проработка лекций Подготовка к лабораторным и занятиям |
Реферат Составление словаря |
3-6
|
8 |
0- 20 |
|
Мировоззренческий и профессиональные аспекты профессиональной этики |
Проработка лекций Подготовка к лабораторным и занятиям |
Подготовка к тестиро-ванию Составление словаря по теме |
7 — 10 |
8 |
0- 20 |
|
Становление профессиональной этики психолога |
Проработка лекций Подготовка к лабораторным и занятиям |
Доклад Составление словаря по теме |
11-14 |
8 |
0- 20 |
|
Этические регуляторы профессиональной деятельности психолога |
Проработка лекций Подготовка к лабораторным и занятиям |
Составление словаря по теме Подготовка к коллок-виуму Подготовка к тестиро-ванию |
15-18 |
8 |
0- 25 |
ИТОГО: |
72 |
0- 100 |
- Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ |
Наименование обеспечивающих (предшествующих) дисциплин |
Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1. |
Экспериментальная психология |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2. |
Психология труда, |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
инженерная психология и эргономика |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4. |
Специальная психология |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5. |
Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Организационная психология |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
История психологии |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Основы психологического консультирования |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Психология групп |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Психиатрия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Психология управления |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Неврология и дефектология |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Психология безопасности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Основы патопсихологии |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Психология жизненного пути |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Политическая психология |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Психология рекламы |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Коррекционная психология и психотерапия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- Содержание дисциплины.
Тема 1. Предмет и методы курса «Предмет, методы и актуальные задачи курса «Профессиональная этика»
Знаниевый компонент. Этика как наука. Этика как практика. Соотношение этики и профессии. Профессиональная этика психолога — реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.
Этические и правовые форму регулирования профессиональной деятельности. Соотношение этики и этикета. Методы профессиональной этики (проектирование, профессионально-этическая экспертиза, деловые игры, рефлексия).
Практический компонент. Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; описывать структуру деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала); выявлять специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; ассистировать деятельность магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности; использовать дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека; реализовывать интерактивные методы, психологические технологии, ориентированные на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп. Владеет первичными навыками построения самостоятельных теоретических и экспериментальных психологических исследований; навыками реализации базовых процедур анализа проблем, связанных с нарушением этических принципов профессиональной деятельности; культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; навыками просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.
Ценностный компонент. Понимает ценность целостности картины мира; значения смысловых и мотивационно-ценностных компонентов картины мира.
Основные понятия: этика, мораль профессия, специальность, принципы, профессионально-этическая экспертиза, деловая игра, кодекс, рефлексия.
Перечень вопросов, выносимых на обсуждение
1. Обсудите понятия «этика» и «мораль». Что общего и особенного в этих терминах.
2. Проведите анализ представлений о морали Сократа, Платона и Аристотеля
3. Представления о добре, зле и свободе древнегреческих философов. Насколько эти представления актуальны сегодня?
4. Общее и особенное в теоретической и нормативной этике.
5.Учение об этике европейских философов (Р. Декарта, И.Канта, Гегеля, Л.Фейербаха).
6. Почему с точки зрения этики альтруизм предпочтительнее эгоизма?
7. Значение профессиональной этики в организации и осуществлении профессиональной деятельности.
8. Чем объясняется появление профессиональной этики?
9. Когда возникли первые профессиональные кодексы?
11. Как соотносятся между собой понятия «профессия» и «специальность»?
12. Что изучает профессиональная этика?
13. Почему профессионализм имеет первостепенное значение в личностной характеристике индивида?
Тема 2.Виды профессиональной этики
Знаниевый компонент. Обоснование необходимости профессиональной этики. Врачебная этика. Биомедицинская этика (биоэтика) Экономическая этика. Этика менеджмента. Предпринимательская этика. Профессиональная этика психолога.
Практический компонент. Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; описывать структуру деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала); выявлять специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; ассистировать деятельность магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности; использовать дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека; реализовывать интерактивные методы, психологические технологии, ориентированные на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп. Владеет первичными навыками построения самостоятельных теоретических и экспериментальных психологических исследований; навыками реализации базовых процедур анализа проблем, связанных с нарушением этических принципов профессиональной деятельности; культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; навыками просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.
Ценностный компонент. Понимает ценность целостности картины мира; значения смысловых и мотивационно-ценностных компонентов картины мира.
Основные понятия: этика, профессиональная этика, биомедицинская этика, кодекс, профессиональный кодекс.
Перечень вопросов, выносимых на обсуждение
1. Чем объясняется наличие разных видов профессиональной этики?
2. Основные положения врачебной этики
3. В чем актуальность биомедицинской этики (биоэтики)?
4. Обсудите содержание кодексов профессиональной этики
5. В чем заключается специфика профессиональной этики психолога?
6. Обсудите взаимосвязь и различие понятий «этики» и «этикета».
Тема 3. «Мировоззренческий и профессиональные аспекты профессиональной этики»
Знаниевый компонент. Выбор профессии как моральный выбор. «Служение в профессии» или «жизнь за счет профессии?».. Выбор профессии или профессиональный выбор (выбор профессии на выходе из школы и вуза).
Профессиональная идентичность.
Практический компонент. Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; описывать структуру деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала); выявлять специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; ассистировать деятельность магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности; использовать дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека; реализовывать интерактивные методы, психологические технологии, ориентированные на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп. Владеет первичными навыками построения самостоятельных теоретических и экспериментальных психологических исследований; навыками реализации базовых процедур анализа проблем, связанных с нарушением этических принципов профессиональной деятельности; культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; навыками просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.
Ценностный компонент. Понимает ценность целостности картины мира; значения смысловых и мотивационно-ценностных компонентов картины мира.
Основные понятия: этика, мораль профессия, специальность, моральный выбор, принципы, деловая игра, кодекс, рефлексия, профессиональная идентичность, профессиональный успех.
Перечень вопросов, выносимых на обсуждение.
1. Назовите социокультурные факторы, определяющие выбор профессии.
2. Ролевое поведение и профессиональная деятельность. Конфликт ролевых и индивидуальных ожиданий. Способы разрешения этого конфликта.
3. Обсудите в группе вопрос о соотношении жизненного пути и профессионального пути как общего и частного
4. «Служение в профессии» или «жизнь за счет профессии?». Три основания для выбора профессии: 1-человек просто трудоустраивается, т.е. готов на любую работу, лишь бы иметь «кусок хлеба», 2- человек «выбирает профессию», 3- «имеет смысл жизни».
5. Как вы понимаете слова М.Вебера о единстве жизненного призвания и профессионального самоопределения?
6. Вспомните, кто были вашими помощниками – теми, кто оказал влияние на выбор профессии: учителя школьные; Учителя жизни (люди, у которых человек научился чему-то важному для себя); родители; друзья; ситуация и т.д.
7. Сформулируйте причины проблем профессиональной идентичности современного специалиста.
8. Проблема профессионального самоопределения специалиста помогающих профессий. С какими моральными выборами им приходится сталкиваться?
Тема 4. Этические требования к профессионализму психолога
Знаниевый компонент. Общественный запрос на профессию психолога. Профессиональные и этические аспекты подготовки психологов. Концепция подготовки психолога. Модель профессии психолога. Преобразующей взаимодействие.
Практический компонент. Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; описывать структуру деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала); выявлять специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; ассистировать деятельность магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности; использовать дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека; реализовывать интерактивные методы, психологические технологии, ориентированные на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп. Владеет первичными навыками построения самостоятельных теоретических и экспериментальных психологических исследований; навыками реализации базовых процедур анализа проблем, связанных с нарушением этических принципов профессиональной деятельности; культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; навыками просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.
Ценностный компонент. Понимает ценность целостности картины мира; значения смысловых и мотивационно-ценностных компонентов картины мира.
Основные понятия: концепция подготовки психолога, модель профессии, преобразующей взаимодействие, личная сила, рабочее состояние, целеполагание, сенсорная чувствительность.
Перечень вопросов, выносимых на обсуждение.
1. Сформулируйте и обсудите основные положения общественного запроса на профессию психолога.
2. Обсудите положение, сформулированное А.И. Вовком о наличии интегрированного личного и профессионального опыта психолога как важном личностном и профессиональном ресурсе.
3. Обсудите существующие в практической психологии установки – «изменяющее воздействие» и «преобразующее взаимодействие», которыми руководствуется консультант (психотерапевт) в своей практике и жизни. «Установка на «изменяющее воздействие» предопределяет, что консультант может «ремонтировать сломавшегося клиента», как некий механизм. При этом сам «ремонтник» может быть куда более «неисправен». Установка на преобразующее взаимодействие, являет собой установку на со-трансформацию структур консультанта и клиента, где тот и другой являются живыми людьми, разница между которыми в опыте прохождения через жизненные кризисы.
Какую из этих установок вы склонны разделять в своей практической деятельности?
4. Как соотносятся понятия «рабочее состояние», «дифференциальное состояние», с одной стороны и «состояние жизни» или «состояние присутствия», «состояние интеграции» с другой?
5. Какова роль в профессионализме психолога «личной силы» (пережитого, осмысленного и адаптированного жизненного опыта), целеполагания, сенсорной чувствительности, поведенческой гибкости?
Тема 5. Этические регуляторы профессиональной деятельности психолога
Знаниевый компонент. Мировая практика нравственной регуляции профессиональной деятельности психологов. Отечественная практика нравственной регуляции профессиональной деятельности психологов. Профессионально-нравственный кодекс психолога
Практический компонент. Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; описывать структуру деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала); выявлять специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; ассистировать деятельность магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности; использовать дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека; реализовывать интерактивные методы, психологические технологии, ориентированные на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп. Владеет первичными навыками построения самостоятельных теоретических и экспериментальных психологических исследований; навыками реализации базовых процедур анализа проблем, связанных с нарушением этических принципов профессиональной деятельности; культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; навыками просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.
Ценностный компонент. Понимает ценность целостности картины мира; значения смысловых и мотивационно-ценностных компонентов картины мира.
Основные понятия: кодекс, принципы профессиональной деятельности, конфиденциальность, гуманистические принципы, деловая игра.
Перечень вопросов, выносимых на обсуждение
1. На каких методологических основаниях базируются следующие требования к этическим нормам психолога? «Психолог придает большое значение достоинству и ценности бытия отдельного человека. Он принимает на себя обязательство улучшать понимание человеком самого себя и других людей. Следуя этим обязательствам, он охраняет благополучие каждого человека, который может нуждаться в его помощи, а также любого человека или животного, который может быть объектом его изучения. Он не только сам не использует свое профессиональное положение или связи, но также сознательно не позволит воспользоваться плодами своего труда с целью, не совместимой с ценностью этих трудов. Испрашивая для себя свободу исследования и сообщения результатов, он принимает на себя ответственность на следующих условиях: компетентности, на которую он претендует, объективности в сообщении данных психодиагностического обследования и внимания к интересам своих коллег и общества».
4. Обсудите основные принципы деятельности психологов, принятые Американской психологической ассоциации:
- Ответственность.
- Компетентность.
- Моральные и правовые стандарты.
- Ошибочные представления.
- Публичные заявления.
- Конфиденциальность.
- Благополучие клиента.
- Взаимоотношения с клиентом.
- Объявления об обслуживании.
- Внутрипрофессиональные отношения.
- Оплата.
- Неразглашение теста.
- Интерпретация тестов.
- Публикация теста.
- Меры предосторожности в исследованиях.
- Значимость публикаций.
- Ответственность перед организацией.
- Деятельность по продвижению.
4. Изучив Этические стандарты для психолога, принятые на I съезде Официального общества психологов в Мадриде в мае 1984 года, соотнесите со своими представлениями о моральных регуляторах профессиональной деятельности психолога.
5. Какой документ можно назвать этическим кодексом?
6. Почему Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права?
7. Назовите источники, на основе которых вырабатываются нормы этического кодекса практического психолога.
8. Сегодня существуют этические кодексы в США, Германии, Испании. Почему в России выработан свой кодекс? Чем он отличается от западных?
9. Изучите этические кодексы, принятые в нашей стране: для психологов, работающих в образовательных учреждениях, консультантов, организационных психологов.
10. Чем обосновано существование нескольких этических кодексов в нашей стране: для педагога-психолога службы практической психологии образования России, консультантов, организационных психологов?
11. Используя полученные знания и документы (Кодексы) проведите деловую игру «Профессионально-нравственный кодекс психолога».
5. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум).
Лабораторное занятие 1. Предмет и методы курса «Предмет, методы и актуальные задачи курса «Профессиональная этика»
Цель занятия — изучение становления и основных принципов профессиональной этики.
Задания.
1. Прокомментируйте историчность содержания и оценки труда человека, используя следующую информацию:
— правила отношения к рабу: «корм, палка и бремя – для осла; хлеб, наказание и дело – для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему – и он будет искать свободы» (фрагмент написанной в первой трети II в. до н.э. христианской библейской книги «Мудрость Иисуса, сына Сирахова»),
— в Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке,
— религия феодального общества рассматривала труд как наказание за первородный грех, ад представлялся как вечная жизнь без труда.
— современные этические представления об отношениях в процессе совместной профессиональной деятельности: во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса; во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом, в третьих, профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. К некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования.
2. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы. Рассмотрите следующие принципы профессиональной деятельности:
— «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».
— справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).
— обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
— служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.
— действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.
— этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.
— разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой (универсальной) этики.
— индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
— не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
— никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.
— постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.
— при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.
— целесообразность авансирования доверием – чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.
— стремление к бесконфликтности.
— свобода, не ограничивающая свободы других.
-работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.
— не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» — коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента.
Лабораторное занятие 2. Виды профессиональной этики
Цель занятия — изучение видов профессиональной этики
Задания. 1. Обсудите содержание следующих кодексов профессиональной этики.
2. В чем заключается специфика профессиональной этики психолога?
Кодекс профессиональной этики российского журналиста
Журналист всегда обязан действовать, исходя из принципов профессиональной этики, зафиксированных в настоящем Кодексе, принятие, одобрение и соблюдение которого является непременным условием для его членства в Союзе журналистов России.
Журналист соблюдает законы своей страны, но в том, что касается выполнения профессионального долга, он признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было.
Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений.
Журналист обязан четко проводить в своих сообщениях различие между фактами, о которых рассказывает, и тем, что составляет мнения, версии или предположения, в то же время в своей профессиональной деятельности он не обязан быть нейтральным.
При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы — за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом.
Журналист рассматривает как тяжкие профессиональные преступления злонамеренное искажение фактов, клевету, получение при любых обстоятельствах платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации; журналист вообще не должен принимать ни прямо, ни косвенно никаких вознаграждений или гонораров от третьих лиц за публикации материалов и мнений любого характера.
Убедившись в том, что он опубликовал ложный или искаженный материал, журналист обязан исправить свою ошибку, используя те же полиграфические и (или) аудиовизуальные средства, которые были применены при публикации материала. При необходимости он должен принести извинения через свой орган печати.
Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достоверность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распространенных за его подписью, под его псевдонимом или анонимно, но с его ведома и согласия. Никто не вправе запретить ему снять свою подпись под сообщением или суждением, которое было хотя бы частично искажено против его воли.
Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к открытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.
Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.
Журналист полностью осознает опасность ограничений, преследования и насилия, которые могут быть спровоцированы его деятельностью. Выполняя свои профессиональные обязанности, он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политических или иных взглядов, равно как социального и национального происхождения.
Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии, социального происхождения или пола, а также в отношении физического недостатка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоятельства напрямую связаны с содержанием публикующегося сообщения. Журналист обязан безусловно избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей.
Журналист придерживается принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное. В своих сообщениях он воздерживается называть по именам родственников и друзей тех людей, которые были обвинены или осуждены за совершенные ими преступления, за исключением тех случаев, когда это необходимо для объективного изложения вопроса. Он также воздерживается называть по имени жертву преступления и публиковать материалы, ведущие к установлению личности этой жертвы. С особой строгостью данные нормы исполняются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних.
Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека. Такие ограничения вмешательства неукоснительно выполняются, если речь идет о людях, помещенных в медицинские и подобные учреждения.
Журналист полагает свой профессиональный статус несовместимым с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти, а также в руководящих органах политических партий и других организаций политической направленности.
Журналист сознает, что его профессиональная деятельность прекращается в тот момент, когда он берет в руки оружие.
Журналист считает недостойным использовать свою репутацию, свой авторитет, а также свои профессиональные права и возможности для распространения информации рекламного или коммерческого характера, особенно если о таком характере не свидетельствует явно и однозначно сама форма такого сообщения. Само сочетание журналистской и рекламной деятельности считается этически недопустимым.
Журналист не должен использовать в личных интересах или интересах близких ему людей конфиденциальную информацию, которой может обладать в силу своей профессии.
Журналист уважает и отстаивает профессиональные права своих коллег, соблюдает законы честной конкуренции. Журналист избегает ситуаций, когда он мог бы нанести ущерб личным или профессиональным интересам своего коллеги, соглашаясь выполнять его обязанности на условиях, заведомо менее благоприятных в социальном, материальном или моральном плане.
Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.
Журналист отказывается от задания, если выполнение его связано с нарушением одного из упомянутых выше принципов.
Журналист пользуется и отстаивает свое право пользоваться всеми предусмотренными гражданским и уголовным законодательством гарантиями защиты в судебном и ином порядке от насилия или угрозы насилия, оскорбления, морального ущерба, диффамации. (Кодекс одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года, г. Москва ).
Этические принципы делового поведения, сформулированные американским социологом л. Хосмером:
- никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными);
- никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях – честности, открытости, умеренности и т.п.);
- никогда не делай того, что есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию);
- никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо);
- никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. Миллем);
- никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме);
- никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности);
- всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке);
- никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса);
- никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).
Профессиональоный кодекс социолога (принят на II Всероссийском социологическом конгрессе в Москве 2003 30 сентября – 2 октября).
Данный Кодекс положен в основу научной деятельности ИСПИ РАН со времени его образования в 1991 году.
Правила работы и этические нормы
В своей практической деятельности социолог должен руководствоваться высоким чувством социальной ответственности, помнить о том, что его рекомендации, выводы, действия могут оказать существенное влияние на жизнь индивидов, социальных групп и общества в целом.
Социолог обязан предотвратить ситуации, когда его персональный авторитет может быть использован во зло.
При проведении любого исследования социолог должен исходить из принципов объективности, ориентироваться на высокие профессиональные стандарты, не допускать искажения истины ни при каких обстоятельствах.
При проведении конкретного исследования, в целях получения наиболее достоверных данных социолог должен четко определить свои задачи, рамки предстоящей работы в соответствии со своим опытом. Индивидуальными возможностями, должностными функциями, применяемыми методиками.
При проведении исследования социолог обязан соблюдать беспристрастность и точность, предоставлять информацию в полном объеме без изъятия каких-либо фактов, давать сведения о методике исследования и расшифровку данных.
При выполнении конкретного исследовательского задания социолог должен строго соблюдать сроки, установленные финансирующим органом, вплоть до предоставления документального отчета.
При проведении опросов, анкетирования и т.п. социолог не может давать какие-либо гарантии респондентам, группам или организациям, брать на себя какие-либо то ни было обязательства перед ними, не имея на то специальных полномочий.
Практикой работы социологов должен стать своевременный и беспрепятственный обмен информацией о результатах и методах проведенных исследований (с соответствующей документацией).
Исключение составляют те случаи, когда заказчик или сам исследователь заявляют свои права на секретность информации. Обмен данными проводится в рамках предусмотренных расценок.
Социолог обязан способствовать широкому распространению информации о
результатах проведенного исследования за исключением тех случав, когда это может быть использовано в ущерб заказчику или участнику исследования.
Социолог не имеет права заключать контракты на выполнение исследовательских заданий и получать какие-либо вознаграждения в нарушение правил и норм данного Кодекса. В случае, если подобное нарушение выявится в ходе уже начатой работы, социолог обязан отказаться от дальнейшего участия в ней.
В случае, если в исследовании принимают участие несколько социологов (возможно, с привлечением студентов и аспирантов), между ними должна быть договоренность о разделении функций, обязанностей и прав (включая авторское право), о доступе к полученной информации и формах оплаты. Такая договоренность должна быть документально зафиксирована.
При обнародовании результатов конкретного исследования социолог должен указать все источники финансирования данной работы.
Социолог должен избегать профессиональных конфликтов, способных отрицательно повлиять на эффективность проводимых исследований, или же, в случае подобного конфликта, обеспечить защиту интересов заказчика и участников.
При непосредственном контакте с респондентами
В ходе конкретного исследования (опроса, анкетирования)) социолог обязан проявлять в отношении респондентов глубокий такт и внимание, не позволять себе демонстрацию собственного превосходства в чем бы то ни было, избегая таким образом возможных конфликтов или недоброжелательства, что само по себе приводит, как правило, к снижению эффективности проводимой исследовательской работы. Социолог не должен механически следовать требованиям научного метода, игнорировать конкретные обстоятельства, он обязан считаться с положением, в котором находятся респонденты. Необходимо помнить, что действия социолога могут подорвать доверие респондентов и сузить или же полностью заблокировать доступ следующих исследователей к целой социальной группе в будущем.
Социолог обязан поставить респондентов в известность о подлинных целях проводимого исследования. Он не имеет права получать обманным путем или, пользуясь служебным положением сведения, которые могут быть использованы в чьих бы то ни было корыстных интересах.
Информация о субъектах исследования, полученная из открытых для широкого ознакомления отчетов, не может в дальнейшем приобрести характер секретной, независимо от желания заказчика или какой-либо заинтересованной организации.
Социолог обязан исходить из права респондентов на анонимность информации.
В случае, если в ходе социологического исследования респондент может быть подвергнут хотя бы малейшему риску, социолог обязан уведомить его об этом заранее и получить согласие на проведение подобного исследования.
Конфиденциальная информация, полученная в результате исследования, должна сохранять конфиденциальный характер. Социолог не имеет права использовать ее для каких бы то ни было целей, не известных респондентам.
Обязанность сохранять секретность относится ко всем членам исследовательских групп, имеющим доступ к такого рода информации, включая интервьюеров, кодировщиков, технический персонал Администрация и руководители исследовательских групп обязаны заранее ставить в известность об этом всех сотрудников и, по возможности. Ограничивать доступ к секретной информации.
Социолог должен выработать специальную тактику, проявлять повышенную осторожность в отношении респондентов при проведении анкетирования в группах, имеющих низкий социальный статус, включающих малограмотных и незнакомых с социологическими исследованиями. В случае повышенной угрозы раскрытия анонимности информации, полученной от таких респондентов, для предотвращения подобной ситуации социолог должен использовать различные средства и приемы, имеющиеся в его распоряжении.
Нормой при оформлении соответствующей документации должно стать перечисление всех сотрудников, принимающих участие в исследовании, на исключением случаев, когда это может принести вред кому-либо из них или противоречит их желанию остаться анонимными.
Социолог должен строить план своего исследования и использовать технику сбора информации в соответствии с законами, охраняющими права человека.
Социолог должен согласовывать свои действия со всеми требованиями официальных властей, которые имеют отношение к проведению исследования, осуществлять все мероприятия с их согласия и при соответствующем надзоре со стороны.
В отношении авторства публикаций социологического характера
Автор-социолог и редактор социологической литературы несут персональную ответственность за каждую конкретную публикацию.
Нормой работы редактора является отсутствие личной или идеологической предвзятости в отношении редактируемого материала, объективность.
Редактор должен дать ответ автору представленной на рассмотрение рукописи в максимально короткий срок. Чтобы исключить случаи задержки и обеспечить высокое качество и объективность рецензий, он должен контролировать работу помощников редактора и рецензентов.
Работа, принятая к публикации, должна быть напечатана обязательно в кратчайший срок.
Редактор, получивший рецензии на предъявленную к публикации рукопись от лиц, которые рецензировали ее раньше для других изданий, должен получить рецензии и от других специалистов.
Предоставление рукописи профессиональной газете или журналу гарантирует им право первой публикации этой работы. Материал, представленный для публикации в журнал или газету, выходящие на русском языке, не может быть представлен в другой журнал или газету, также выходящие на русском языке, без официального разрешения первого издания, за исключением тех случаев, когда журнальная практика разрешает это.
При рецензировании социологической литературы
Социолог обязан отклонить предложение о рецензировании работы, к которой не может отнестись без предвзятости (например, если автором данной работы является его учитель, друг или коллега, к которым он испытывает чувства признательности, конкуренции или враждебности) или, если он не в состоянии дать такую рецензию в срок.
Рецензент обязан тщательно проанализировать рукопись, представленную ему на рассмотрение, в полном объеме. Все его оценки должны быть сделаны на высоком профессиональном уровне, с приведением конкретных доводов и аргументов.
Если рукопись предлагается рецензенту на повторное рассмотрение, он обязан уведомить об этом редактора, передавшего ему рукопись на рецензирование.
В преподавательской работе
Преподаватель-социолог обязан защищать права студентов и аспирантов.
Руководители факультетов, институтов и т.п. социологи должны обеспечить вверенное им учебное заведение высокопрофессиональными преподавательскими кадрами. Преподаватели-социологи обязаны квалифицированно и ответственно исполнять свои обязанности.
Преподаватель-социолог должен ясно и доступно излагать материал лекций, ставить студентов в известность о предполагаемом объеме изучаемого материала, давать непредвзятую и объективную оценку их работе.
Руководители и преподаватели учебного заведения социологического направления должны проявлять одинаково объективное отношение ко всем студентам без исключения.
Преподаватель-социолог не имеет права раскрывать информацию о студентах, имеющую личный характер или не относящуюся к вопросам профессиональной компетенции.
Преподаватель-социолог обязан руководствоваться только профессиональными
критериями, исключающими личную и идеологическую предвзятость в отношении используемых учебных пособий, требований и содержания учебной программы.
При совместной работе со студентами и аспирантами социологических учебных заведений
Социолог не имеет права использовать студентов в качестве объектов своего
исследования без их добровольного согласия.
Социолог не имеет права использовать работу студентов или конкретного
социологического исследования всех студентов, внесших свой вклад в данное исследование.
В вопросе о признании авторских прав студента социолог должен действовать согласно его желанию.
При общении со студентами социолог не имеет права позволять себе подчеркивать свое профессиональное превосходство или недоброжелательное отношение к своим коллегам, обязан избегать конфликтных ситуаций.
Социолог не имеет права для собственной (материальной или профессиональной) выгоды использовать личные связи, особую благосклонность со стороны респондентов, заказчиков, студентов, ассистентов, администрации, коллег.
В работе руководителей социологических учреждений (организаций)
Руководитель социологического учреждения (организации) обязан определить требования при приеме на работу, продвижения по службе, срок пребывания в одной и той же должности и информировать об этом своих настоящих и будущих сотрудников. При решении вопросов о повышении сотрудника в должности администрация обязана руководствоваться только профессиональными критериями.
Руководитель социологического учреждения (организации) обязан обеспечить возможности и объективное отношение ко всем сотрудникам на всех должностных ровнях.
Руководитель социологического учреждения (организации) обязан создавать и
поддерживать в коллективе нормальную рабочую атмосферу, предотвращать конфликтные ситуации и не допускать любую несправедливость в отношении кого-либо из своих сотрудников.
Все служащие, включая тех, кто работает неполный рабочий день, имеют право на защиту и подачу жалоб в случае конфликтной ситуации. Руководитель социологического учреждения (организации) обязан присутствовать при рассмотрении подобных жалоб и защищать права служащих. При необходимости он обязан содействовать получению служащими соответствующих пособий и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством.
Лабораторное занятие 3. Мировоззренческий и профессиональные аспекты профессиональной этики.
Цель занятия — изучение мировоззренческого и профессионального аспектов профессиональной этики.
Задания.
1. Что такое моральный выбор? Выбор профессии как моральный выбор. Проблема ответственности, выбор между добром и злом,
2. Обоснуйте выбор профессии, исходя из следующих оснований:
а) кем быть, т.е. какое занять место в системе общественного разделения труда, в какой мере именно этот вид труда будет обеспечивать удовлетворение материальных и духовных потребностей личности, раскрытие его способностей и задатков;
б)к какой социальной группе принадлежать, т.е. соответствующий социальный статус индивида;
в) где работать, ибо «древо» общественного разделения труда не представлено в каждом регионе всеми своими ветвями, поэтому выбор профессии связан и с выбором места жительства;
г) кем работать, поскольку занятия различаются по проценту мужчин и женщин, возрасту, социальному составу и т.п.;
д) какой стиль жизни избрать, ибо он тесно коррелируется с определенными занятиями;
е) в конечном итоге – определяет всю жизнь;
Лабораторное занятие 4. Этические требования к профессионализму психолога.
Цель занятия — изучение этических требований к профессионализму психолога.
Задание. Пользуясь материалами концепции подготовки психолога, составьте профессионально-этическую модель психолога.
1-й уровень – окружение, среда.
Окружение – среда, в которой работает психолог. На этом уровне субъект отвечает на вопросы «Где?», «Когда?», «Что?».
2-й уровень – профессиональное поведение, действия психолога.
Поведение – выполняемые психологом специфические действия при взаимодействии с окружающими. Субъект отвечает на вопросы: «Что делать?», «Какие задачи предстоит решать в процессе профессиональной деятельности?».
3-й уровень – стратегии и способности.
Стратегии и способности – общие стратегии и навыки, которые использует психолог в профессиональной деятельности для осуществления поведения. Субъект отвечает на вопрос: «Как и каким образом я могу организовать свою деятельность и какими профессиональными навыками, опытом я должен обладать, чтобы решать поставленные задачи?». Необходимые стратегии, профессиональные и личностные ресурсы должны соответствовать требованиям, предъявляемым специалисту.
4-й уровень – убеждения и ценности психолога.
Убеждения и ценности – идеи, принципы, стандарты поведения, которые психолог считает правильными, и которые являются мотивирующим фактором для осуществления определенных действий. Субъект отвечает на вопросы «Почему?», «Какие мотивы?», «Зачем я это делаю?». Данный уровень является базовым для профессиональной деятельности психолога. Его особенность заключается в том, что целостная интегрированная личность не может иметь несколько ценностных стандартов: одни для работы и другие для личной жизни, поскольку убеждения и ценности являются содержательной основой мотивации жизнедеятельности, отношения человека к себе и миру.
5-й уровень – профессиональная идентичность (самосознание).
Профессиональная идентичность или профессиональное самосознание – это ощущение человеком себя в профессии. Субъект отвечает на вопросы «Кто я такой в профессии?», «Кто я как профессионал?». На этом уровне человек чувствует свою целостность и самоидентичность, что обеспечивает готовность брать на себя решение жизненных и профессиональных задач.
6-й уровень – миссия специалиста по психологической безопасности.
Миссия специалиста по психологической безопасности – система, доминирующая в личности, самый глубокий уровень сознания. Человек отвечает на вопросы «Каково мое предназначение в профессии?», «Каков смысл (цель) моей профессиональной деятельности?», «Во имя чего осуществляется моя жизнь и моя профессиональная деятельность?». Логически это самый высокий (личностно – самый глубокий) уровень, определяющий предельные ориентиры, которые человек сделал своими внутренними опорами.
Лабораторное занятие 5. Этические регуляторы профессиональной деятельности психолога.
Цель занятия — изучение этических регуляторов профессиональной деятельности психолога
Задания.1. Изучите основные положения Этических стандартов психологов Американской психологической ассоциации, январь, 1963.Перепечатано (и отредактировано) из журнала “Американский психолог”, январь, 1963, поправки внесены в сентябре 1965 г. и декабре 1972 г. Эти стандарты также напечатаны в Биографическом справочнике Американской психологической ассоциации./
2. Изучив Этические стандарты для психолога, принятые на I съезде Официального общества психологов в Мадриде в мае 1984 года, соотнесите со своими представлениями о моральных регуляторах профессиональной деятельности психолога.
Введение
Пункт 1. Настоящие этические стандарты предназначены для использования в качестве руководства в профессиональной деятельности в психологии во всех ее формах. Официальное общество психологов отвечает за них и в соответствии с ними будет оценивать работу всех своих членов.
Пункт 2. Деятельность психологов определяется прежде всего принципами взаимной терпимости и законности, демократическим путем установленными в испанском государстве.
Пункт 3. В своей профессиональной деятельности психологии должны учитывать имплицитные и эксплицитные правила, действующие в том социальном окружении, где они работают, рассматривая их как элементы существующей ситуации и оценивая последствия соблюдения или отклонения от них для профессиональной деятельности психологов.
Пункт 4. Психологи могут отвергнуть любой вид ограничений или помех своей профессиональной независимости и законному осуществлению своих профессиональных функций в соответствии с правами и обязанностями, устанавливаемыми настоящим кодексом.
Общие принципы
Пункт 5. Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.
Пункт 6. Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы.
Пункт 7. Психологи не должны принимать участия или способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности. Непосредственная разработка или содействие в осуществлении пыток или издевательств, помимо того что является преступлением, представляет собой наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психологов. Они не должны ни в каком качестве, ни как исследователи, ни как помощники или сообщники, принимать участие в пытках или любых других жестоких, негуманных или унизительных действиях, кто бы ни был их объект, какие бы обвинения или подозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы информация ни могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного конфликта, гражданской войны, революции, террористических акций или любых других обстоятельств, которые могли бы быть истолкованы как оправдание таких действий.
Пункт 8. Все психологи должны, как минимум, информировать свои профессиональные объединения о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения, кто бы ни был их жертвой, и о любом таком случае, ставшем им известным в их профессиональной практике.
Пункт 9. Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.
Пункт 10. При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.
Пункт 11. Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.
Пункт 12. В особенности в письменных документах психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и дискриминирующие, например, нормальный — абнормальный, адаптированный — неадаптированный, интеллигентный — умственно отсталый.
Пункт 13. Психологи не должны применять манипулятивные процедуры с целью добиться обращения к ним определенных клиентов, а также действовать таким образом, чтобы оказаться монополистами в своей области. Психологи, работающие в общественных организациях, не должны использовать это преимущество для увеличения собственной частной практики.
Пункт 14. Психолог не должен допускать использования своего имени или подписи лицами, не имеющими должной квалификации и подготовки, для незаконного применения психологических методов. Психологи должны сообщать обо всех случаях посягательства на чужие права, которые стали им известны. Бесполезные и основанные на обмане действия не должны прикрываться квалификацией психолога.
Пункт 15. В случае, когда личные интересы клиента вступают в противоречие с интересами учреждения, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступать как его защитник по отношению к администрации учреждения.
О профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами
Пункт 16. Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.
Пункт 17. Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовленным и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений.
Пункт 18. Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее.
Пункт 19. Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации.
Пункт 20. Когда интересы психологического обследования или вмешательства требуют тесного сотрудничества с профессионалами из других областей, психологи должны обеспечивать соответствующее взаимодействие так, чтобы оно было направлено на благо психолога и его клиента.
Пункт 21. Психологические методы не должны смешиваться — как в применении, так и в их представлении общественности — с методами, чуждыми научным основам психологии.
Пункт 22. Не отказываясь от научной критики там, где она необходима, психологи не должны дискредитировать коллег или представителей других профессий, использующих те же или иные научные методы, и должны проявлять уважение к тем школам и направлениям, которые научно и профессионально компетентны.
Пункт 23. Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим профессионалам, особенно в областях, близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.
О вмешательстве
Пункт 24. Психологи должны отказаться от вмешательства, если они уверены, что их помощь будет использована во вред или против законных интересов индивидов, групп, организаций или общин.
Пункт 25. Осуществляя вмешательство по отношению к индивидам, группам, организациям или общинам, психолог должен предоставить им необходимую информацию об основных решаемых проблемах, поставленных целях и используемых методах. В случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц, родители или опекуны должны быть проинформированы. В любом случае следует избегать манипулирования индивидами и стремиться к развитию и автономности конкретного случая.
Пункт 26. Психолог должен стремиться к завершению вмешательства и не продлевать его методами сокрытия информации или обмана как в случае достижения поставленной цели, так и в случае невозможности ее достижения после применения доступных методов и средств на протяжении достаточного времени. В последнем случае индивид, группа, организация или община должны быть информированы о том, какие другие психологи или представители иных областей знания могут продолжить вмешательство.
Пункт 27. Ни в коем случае свобода клиента — как в отношении прекращения вмешательства, так и в отношении консультации у другого психолога или иного специалиста — не должна быть ограничена. Следует поощрять способность клиента принимать решения на основе достаточной информации. Психолог может отказаться продолжать вмешательство, если оно осуществляется одновременно с вмешательством другого типа, выполняемым другим профессионалом.
Пункт 28. Психологи не должны пользоваться властью, которую их статус может им дать, для требования особых рабочих условий или платы, превосходящей принятую в обычных обстоятельствах.
Пункт 29. Психолог не должен позволять вовлечь себя профессионально в неясную ситуацию, где его роль или функции окажутся неуместны или двусмысленны.
Пункт 30. Психологи не должны вмешиваться в действия, предпринятые другими специалистами.
Пункт 31. В случае, когда услуги психолога требуются для рекламной или коммерческой компании, он должен сотрудничать с целью обеспечения правдивости информации и охраны интересов индивидов.
Пункт 32. Психологи должны соблюдать особую осторожность в том, чтобы не вызвать необоснованных ожиданий, осуществить которые они впоследствии окажутся профессионально не способны.
Об исследовательских работах и образовании
Пункт 33. Все психологи, в какой бы области психологии они ни работали, должны стремиться способствовать прогрессу науки вообще и психологии в частности, осуществляя исследования и придерживаясь научных подходов в своей деятельности, а также передавая свои знания студентам и другим профессионалам.
Пункт 34. При выполнении исследований психологи должны категорически отказываться от действий, могущих привести к постоянному, невосполнимому или не необходимому ущербу для испытуемых. Участники любой исследовательской программы должны выразить свое недвусмысленное согласие на проведение экспериментов; в случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц такое согласие должно быть получено от родителей или опекунов.
Пункт 35. Если психологическое исследование сопровождается каким-либо временным ущербом или дискомфортом, как, например, электрический шок или сенсорная депривация, исследователь должен в первую очередь удостовериться в том, что все участники опытов действуют совершенно свободно, без постороннего давления в каком-либо виде; к участию в эксперименте не должен быть допущен никто до тех пор, пока исследователь не убедится, что об этом ущербе испытуемые были уведомлены заранее и дали свое согласие. Даже в случае согласия перед экспериментом, испытуемый может принять решение о своем дальнейшем неучастии в программе в любой момент.
Пункт 36. Если условия эксперимента требуют дезинформации или обмана испытуемого, психолог должен убедиться в том, что это не приведет к сколько-нибудь длительному ущербу для участников опыта, и в любом случае экспериментальный характер и необходимость обмана должны быть раскрыты при окончании экспериментальной программы.
Пункт 37. Психологические исследования в нормальной ситуации, как экспериментальные, так и обсервационные, должны всегда выполняться с уважением по отношению к достоинству индивида, его верованиям, интимным ситуациям, скромности и целомудрию при исследовании сексуального поведения, а также при обследовании престарелых, больных, заключенных, т. е. лиц, имеющих не только определенные социальные ограничения, но и переживающих серьезную человеческую драму.
Пункт 38. При экспериментах над животными страдания, вред или дискомфорт, не являющиеся абсолютно необходимыми для достижения поставленной исследовательской цели и оправданными с точки зрения науки и интересов человека, должны быть исключены или сведены до минимума. При хирургических операциях на животных должно применяться обезболивание и приниматься необходимые меры по предотвращению осложнений. Персонал, непосредственно занимающийся исследовательской работой с животными, должен в содержании животных, обращении с ними и при эйтаназии руководствоваться международными стандартами.
О получении и использовании информации
Пункт 39. Психологи при осуществлении своих профессиональных функций должны тщательно оберегать право клиента на конфиденциальность. Лишь строго необходимая для выполнения требуемых действий информация должна быть получена психологом и всегда только с согласия клиента.
Пункт 40. Вся информация, полученная психологами о клиенте, как из его сообщений, так и в результате профессиональных наблюдений, является их профессиональной тайной, сохранение которой — их профессиональное право и обязанность. Разглашение такого рода сведений возможно только по специальному разрешению клиента. Психологи должны следить за тем, чтобы их сотрудники соблюдали те же правила относительно информации.
Пункт 41. При осуществлении вмешательства по просьбе самого клиента и на основании полученных от него сведений, информация о клиенте может быть сообщена третьему лицу только по специальному разрешению клиента и в определенных им пределах.
Пункт 42. Если обследование или вмешательство осуществляется по инициативе другого лица (судьи, представителя органов просвещения, родителей, нанимателя и т. д.), а не самого обследуемого, то он или его родители и опекуны должны быть уведомлены об обследовании или вмешательстве, а также о том, кому будет направлен отчет психолога. Обследуемый вправе знать содержание отчета при условии, что это не создаст серьезной опасности для него или для психолога.
Пункт 43. На результаты психологического обследования, проведенного по запросу учреждения или организации, распространяются все требования предыдущего пункта. Как психолог, так и обратившаяся к нему организация обязаны сохранять тайну и придерживаться в своих действиях границ, определяемых целью исследования. В случае затребования соответствующих данных другими инстанциями в целях планирования, оценки трудовых ресурсов и т. д., имена и другие позволяющие опознать клиента сведения должны быть опущены (за исключением тех случаев, когда они абсолютно необходимы).
Пункт 44. Информация, полученная психологом в процессе его профессиональной деятельности, не должны быть использована им в своих интересах или в интересах третьих лиц, а также для создания предубеждения у клиента.
Пункт 45. Устная, печатная, аудиовизуальная и другая публикация клинических случаев с иллюстративными, образовательными или научными целями должна осуществляться так, чтобы было невозможно идентифицировать описываемое лицо, группу или организацию. Если вероятность такого опознания существует, необходимо получение согласия клиента.
Пункт 46. Хранение письменных или находящихся в электронном банке информации психологических данных (результатов опросов, тестирования и т. д.) осуществляется под личную ответственность психолога, в условиях, исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Пункт 47. В случае присутствия третьих лиц, не нужных для совершаемых психологом профессиональных действий, таких, как студенты или практиканты, на него требуется предварительное согласие клиента.
Пункт 48. Отчет психолога должен быть ясным, точным, четким и понятным для адресата. Должны быть указаны границы предпринятых действий, степень достоверности полученной информации, постоянный или временный характер выявленных явлений, примененные методики и сведения о выполнившем работу профессионале.
Пункт 49. Смерть или исчезновение клиента не освобождает психолога, выступает ли он в частном качестве или как представитель общественной организации, от хранения профессиональной тайны.
О рекламе
Пункт 50. Реклама услуг психолога должна осуществляться в сдержанной форме, с указанием профессиональной квалификации, ученой степени, членского номера в ООП и, когда это уместно, области психологии и применяемых методов. Ни в коем случае не должна сообщаться сумма гонорара, даваться какие-либо гарантии, превозноситься профессиональные достижения и перечисляться успешные случаи. Обязательно следует сообщать точные сведения о профессионале, составившем рекламный текст.
Пункт 51. Сообщение о себе каким-либо образом (в рекламе, на табличке, визитных карточках, в программах) неверных сведений: не присужденной научной степени, двусмысленной титулатуры, которая, не являясь ложной, может привести к ошибочному пониманию, помимо того, что является уголовно наказуемым действием, является также грубым нарушением профессиональной этики. Таковым же является использование доверия общественности, когда речь идет о процедурах сомнительной эффективности.
Пункт 52. Психолог не должен допускать использования своего имени и профессионального престижа для рекламы потребительских товаров и тем более для сомнительной пропаганды.
Пункт 53. Психологи, однако, могут принимать профессиональное участие в образовательных программах для населения, преследующих социально полезные цели: просвещение в области культуры, здорового образа жизни, профессиональной ориентации.
Пункт 54. Психологи, прибегающие в своей профессиональной деятельности к псевдонимам, должны зарегистрировать их в ООП.
О гонорарах и оплате труда
Пункт 55. Психологи должны отказываться от работы в таких условиях, когда оплата их труда означала бы принижение их профессии или вела к недобросовестной конкуренции.
Пункт 56. Однако, в виде исключения, психологи могут оказывать профессиональные услуги бесплатно тем клиентам, которые остро в них нуждаются, но не в состоянии оплатить.
Пункт 57. Психологи, занимающиеся частной практикой, должны заранее уведомить клиента о размере своего гонорара.
Пункт 58. ООП может устанавливать минимальный размер оплаты определенных профессиональных действий в соответствии с их характером, длительностью и другими факторами.
Пункт 59. Взимание платы за услуги психолога не зависит от успешности вмешательства или от определенного исхода действий психолога.
Пункт 60. Психологи ни в коем случае не должны взимать платы за направление клиентов к другим профессионалам.
Законодательные гарантии
Пункт 61. ООП учреждает Комитет по этике для наблюдения за интерпретацией и соблюдением настоящих стандартов. ООП берет на себя распространение их среди всех психологов-профессионалов, а также общественных организаций. ООП также обязывается обеспечить изучение их студентами-психологами всех университетов.
Пункт 62. Нарушения правил, устанавливаемых настоящими стандартами, должны доводиться до сведения Комитета по этике. После того, как обе стороны будут выслушаны, событие обсуждено и Комитетом по этике рекомендовано решение, Управляющий комитет ООП должен принять резолюцию о соответствующих дисциплинарных санкциях.
Пункт 63. ООП гарантирует защиту своим членам, если в осуществлении своих профессиональных функций они подвергнутся нападкам или угрозам, особенно защиту в соблюдении профессиональной тайны, достоинства и независимости психолога.
Пункт 64. ООП постарается обеспечить формирование взгляда на настоящие стандарты, являющиеся формальным обязательством психологов-профессионалов перед испанским обществом и соответствующие ценностям общества в целом, как на часть законных установлении, гарантированных государственной властью.
Пункт 65. В случае, если психолог окажется перед противоречием в различных требованиях настоящих стандартов или закона, он должен подойти к разрешению противоречия ответственно, уведомив заинтересованные стороны и Комитет по этике (Перевод с английского А. В. Александровой).
6. Примерная тематика курсовых работ (если они предусмотрены учебным планом ООП).
Курсовые работы не предусмотрены.
7. Учебно — методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Планирование самостоятельной работы студентов
№ |
Темы |
Виды СРС |
Неделя семестра |
Объем часов |
Средства текущего контроля |
|
обязательные |
дополните-льные |
|||||
1. |
Предмет, методы и актуальные задачи курса «Профессио-нальная этика» |
Проработка лекций Подготовка к семинарским занятиям |
Анализ источников Рецензия |
1-2 |
4 |
Результаты работы на лаборатор. занятиях Тексты рецензий |
2. |
Виды профессио-нальной этики |
Проработка лекций Подготовка к семинарским занятиям |
Реферат Составление словаря |
3-6
|
8 |
Результаты работы на лаборатор. занятиях |
3. |
Мировоззренческий и профессио-нальные аспекты профессиональной этики |
Проработка лекций Подготовка к семинарским занятиям |
Подготовка к тестирова-нию Составление словаря по теме |
7 — 10 |
8 |
Результаты работы на лаборатор. занятиях Результ. тестирова-ния Словарь |
4. |
Становление профессиональной этики психолога |
Проработка лекций Подготовка к семинарским занятиям |
Доклад Составление словаря по теме |
11-14 |
8 |
Результа-ты работы на лаборатор. занятиях Доклад Словарь
|
5. |
Этические регуляторы профессиональной деятельности психолога |
Проработка лекций Подготовка к семинарским занятиям |
Составление словаря по теме Подготовка к коллокви-уму Подготовка к тестиро-ванию |
15-18 |
8 |
Результа-ты работы на лаборатор. занятиях Словарь Результаты коллокви-ума
|
Тематика докладов, тем статей для рецензирования и составления словарей
- Соотношение этики и профессии.
- Этические и правовые форму регулирования профессиональной деятельности. Соотношение этики и этикета.
- Методы профессиональной этики
- Выбор профессии как моральный выбор.
- «Служение в профессии» или «жизнь за счет профессии?»
- Профессиональная идентичность.
- Ролевое поведение и профессиональная деятельность.
- Конфликт ролевых и индивидуальных ожиданий. Способы разрешения этого конфликта.
- Выбор профессии как моральный выбор. Проблема ответственности, выбор между добром и злом,
- Профессиональная модель психолога.
- Мировая практика нравственной регуляции профессиональной деятельности психологов.
- Отечественная практика нравственной регуляции профессиональной деятельности психологов.
- Профессионально-нравственный кодекс психолога
Вопросы для подготовки к зачету
1. Обсудите понятия «этика» и «мораль». Что общего и особенного в этих терминах.
2. Проведите анализ представлений о морали Сократа, Платона и Аристотеля
3. Представления о добре, зле и свободе древнегреческих философов. Насколько эти представления актуальны сегодня?
4. Общее и особенное в теоретической и нормативной этике.
5.Учение об этике европейских философов (Р. Декарта, И.Канта, Гегеля, Л.Фейербаха).
6. Почему с точки зрения этики альтруизм предпочтительнее эгоизма?
7. Значение профессиональной этики в организации и осуществлении профессиональной деятельности.
8. Чем объясняется появление профессиональной этики?
9. Когда возникли первые профессиональные кодексы?
10. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы.
11. Как соотносятся между собой понятия «профессия» и «специальность»?
12. Что изучает профессиональная этика?
13. Почему профессионализм имеет первостепенное значение в личностной характеристике индивида?
14. Прокомментируйте историчность содержания и оценки труда человека, используя следующую информацию:
15. Виды профессиональной этики
16. Обоснование необходимости профессиональной этики.
17. Врачебная этика.
18. Биомедицинская этика (биоэтика).
19. Предпринимательская этика.
20. Профессиональная этика психолога.
21. Взаимосвязь и различие понятий «этики» и «этикета».
22. Выбор профессии или профессиональный выбор (выбор профессии на выходе из школы и вуза).
23. Профессиональная идентичность.
24. Социокультурные факторы, определяющие выбор профессии.
25. Соотношение жизненного пути и профессионального пути как общего и частного
26. Причины кризиса профессиональной идентичности современного специалиста.
27. Проблема профессионального самоопределения специалиста помогающих профессий. С какими моральными выборами им приходится сталкиваться?
28. Роль в профессионализме психолога «личной силы» (пережитого, осмысленного и адаптированного жизненного опыта), целеполагания, сенсорной чувствительности, поведенческой гибкости?
29. Этические регуляторы профессиональной деятельности психолога.
30. Мировая практика нравственной регуляции профессиональной деятельности психологов.
31. Отечественная практика нравственной регуляции профессиональной деятельности психологов.
32. Профессионально-нравственный кодекс психолога
33. Основные положения Этических стандартов психологов Американской психологической ассоциации.
34. Методологические основания требований к этическим нормам психолога.
8. Образовательные технологии
В курсе используются видеоматериалы. Все лекции курса читаются с использованием презентаций, что обеспечивает усвоение студентами учебного материала как аудиальным, так и визуальным способами.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
9.1.Основная литература
- Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А. Солоницына.- Владивосток. — Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.
2. Зеленкова И.Л. Прикладная этика. — М.: ТетраСистемс, 2002.
9.2. Дополнительная литература
- Бакштановский В.И. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок /Монография/Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2005.
- Ботавина Р.Н. Этика менеджмента / Р.Н. Ботавина. – Финансы статистика, 2002.
- Зеленкова И.Л. Этика: Учеб. пособие для студентов вузов/ И.Л.Зеленкова, Е.В. Беляева._ 3-е изд., испр.- Минск: ТетраСистемс, 2000.
- Зеленкова И.Л. Прикладная этика. — М.: ТетраСистемс, 2002.
- 4. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К Захаров, В.Г. Коновалов.- Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2003.
- 5. Корпоративная этика: Учеб. пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов.- Изд-во деловой и учебной литературы. 2003.
- Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста /Г.В. Лазутина. М.: Центр экстремальной журналистики, 2003
- Лебедева Л.В. Ответственность и долг – онтологические значения человеческой экзистенции.- Социальная ответственность в общении как фактор устойчивого развития предпринимательства в рамках ВТО.- Сб. научных трудов по результатам круглого стола 26 апреля 2007г.-ТТГИМЭУП, 2007.
- Лебедева Л.В. Доценко Е.Л.Обоснование подготовки специалистов по психологии безопасности. //Проблема подготовки и востребованности психологов-профессионалов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Тюмень, Печатник,2006.
- Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса: Учеб. пособие /Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов.- 2-е изд., М., 2001. .
- Протанская Е.С. Профессиональная этика психолога: Учебное пособие — СПбГУ,2008.
- Смирнова Е.Р. Профессиональная этика социальной работы: Учебник / Е.Р. Смирнова.- М. : Издат до Ключ-С, 1999.
- Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, Н.А. Нартов и др.; Под общей ред. проф. В.Н. Лавриненко.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.
- Томилов, В.В. Культура предпринимательства / В.В. Томилов.- СПб.: Питер, 2000.
- Цвык В.А. Профессиональная этика социолога: Учеб.пособие / В.А.Цвык.- М. Изд-во РУДН, 2002.
- Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру /П.Н. Шихирев.- М.: ОАО «Типография «Новости», 1999.
- 11. Цвык В.А. Профессиональная этика социолога: Учеб.пособие / В.А.Цвык.- М. Изд-во РУДН, 2002.
10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).
Мультимедийное оборудование.
36