13. Проективный метод и проективные методики в психодиагностики.
Истоки:
Гальтон: ассоциации свободными не являются, они определяются опытом.
Юнг: тест, позволяющий выявить скрытые переживания – комплексы неполноценности личности. Он считал, что все галлюцинации вызваны активностью комплекса, чья сила идёт от эмоций человека. Они влияют на способность человека формировать идею. Он разработал тест, состоящий из 100 слов, задержка реакции на которые измерялась при помощи секундомера.
Кент и Розанов: диагностика психических заболеваний на основе атипичных ассоциаций, которые сравнивались со списком ассоциаций 1000 здоровых людей.
При помощи ассоциаций в России Рыбаков исследовал воображение.
Бине: эксперименты с цветными пятнами.
1921 год – методика Роршаха.
1938 год – методика ТАТ Мюррея.
1939 год Френк выделил признаки проективных методик:
- Неопределённость стимульного материала
- Свобода в выборе ответа
- Доброжелательная атмосфера
- Испытуемому сложно догадаться, что значимо
- Изучение статуса личности в общении
- Психолог имеет роль собеседника
- Испытуемый переживает катарсис
- Признание уникальности человека
- Проекция чувств человека на материал
Цель ПМ – добиться от человека того, что он не может или не хочет сказать, так как не осознаёт это.
Ф.Л. Бурлачук:ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ (лат.projectio — выбрасывание вперед) — совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Понятие проекции для обозначения этих методик было впервые использовано Л. Франком (1939) и, несмотря на неоднократные попытки изменить их название, закрепилось, является общепринятым в психологической диагностике.
Наиболее существенным признаком ПМ является использование в них неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. В соответствии с проективной гипотезой каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее к активности. Стимулы ПМ приобретают смысл не столько в силу их объективного содержания, сколько в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемым. Отсюда — характерное для ПМ отсутствие оценки ответов-реакций как «правильных» или «ошибочных», ограничений в их выборе.
Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.
... можно передать формулой: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают". Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе с термином "личность" употребляют понятия "индивидуальность", "индивид", "человек". Данные понятия содержательно меж собой ...
Группы ПМ:
- Конструирование («Тест Мира»)
- Структурирование (тест Роршаха)
- Дополнение («незаконченные предложения»)
- Интерпретации (ТАТ)
- Катарсис (игровые методы)
- Анализ эксперссии (невербалики и др.)
- Анализ продуктов деятельности (анализ рисунков и др)
Бурлачук ПМ делит на:
- Моторно-экспрессивные
- Перцептивно-структурированные
- Апперцептивно-динамические
Большое влияние на появление ПМ оказали холистические теории, психоанализ и исследования «Новый взгляд».
- Холистические теории.
Холизм – рассмотрение личности как целостной системы.
- Рассмотрение личности как целостной системы, как взаимосвязанности частей, детерминированной опытом.
- Единство личности и социальной среды
- Предмет ПМ –субъективная концептуализация
- Личность – саморегулирующаяся системы, цель которой организация субъективного опыта соответственно задачам.
ПМ – средство изучения путей и способов организации индивидом своего физического и социального опыта.
Личность поглощает внешние стимулы и реагирует на них согласно собственному внутреннему миру. Внутренний мир человека составляют аффекты, установки. И задача психолога – проникнуть в этот внутренний мир. Индивид структурирует жизненное пространство и методики позволяют выявить способ структуризации. ПМ вскрывают то, как объективное воспринимается личностью.
- Психоанализ.
Раннего З. Фрейда интересовали первичные процессы – воображение и творчество, — они мотивированы аффектом, в них находит выражение бессознательное. Иная природа у вторичных процессов- мышления и восприятия – они более объективны.
Фантазия выполняет функцию компенсации неудовлетворённости.
Эти идеи были взяты Роршахом м Мюрреем.
Левин пытася проверить эту гипотезу экспериментальным путём: диагностика пищевой потребности на разных этапах её депривации. Цель – проверить есть ли взаимосвязь между степенью депривацией и количеством пищевых ответов. После суточного голодания количество пищевых ответов уменьшалось, так как включалась защита, имеющая целью сохранение личности.
На ранних этапах ПМ связывали с первичными процессами. Но восприятие неструктурированного материала активизирует не только фантазию, но и познавательные процессы. Таким образом, судьба потребности будет удовлетворена принципом реальности или удовольствия.
Фрейд занимался разработкой теории психологических защит, которые выступали способом решения конфликта между ид и суперэго. Защитные механизмы врождены. Согласно Анне Фрейд, Эго – развивающаяся в ходе жизни структура. Процесс развития Эго заключается в приобретении всё более совершенных механизмов защиты.
Таким образом, А. Фрейд вносит коррективы в теорию отца:
- Акцент роли механизмов защиты в решении внешних конфликтов.
- Механизмы защиты рассматриваются как продукт научения.
- Индивидуальность механизмов защиты.
Психоанализ рассматривал личность как борьбу 2х факторов – биологического и социального.
Анализ психодинамической теории личности З.Фрейда
... либо другими средствами. Цель реферата - рассмотреть психодинамическую теорию личности Фрейда, проникнуть в глубь процесса творчества, рассмотреть точку зрения Фрейда, по поводу мотивации человека и побуждения его к ... таковому. Но деятельность сознания порождает и феномены сознания – мир ощущений человека, его восприятий, эмоций, идей и т.д., которые в свою очередь формируются под воздействием многих ...
3.»Новый взгляд»
Стимул в МП — это фигура, допускающая множество толкований. Эти стимулы будут способствовать максимальному проявлению личностных особенностей. 5 законов:
*. Закон удовлетворительного продолжения – человек стремиться устранить аморфность стимула, согласуя его форму с уже знакомой формой.
*. Закон подобия – сходные стимулы вызывают перцептивные процесс, приводящие к объединению стимулов в акте восприятия.
*. Закон целостности – неполные стимулы порождают перцептивные процессы, побуждающие к созданию целого.
*. Закон близости – формирование образа происходит между близкими друг к другу структурными компонентами стимула. Этот закон позволяет выделить в стимулах Роршаха главные детали.
*. Закон симметрии – симметричные стимулы облегчают группировку.
«Новый взгляд» переосмысливает проблему восприятия, перенося его источник на личность.
Брунер различают два вида детерминант восприятия: 1. Аутоктонные – электро-хим свойства нервной системы. 2. Поведенческие – мотивация, св-ва личности.
Затем Брунер вводит механизм опосредованного влияния личностных факторов, которыми являются когнитивные образования, которые он назвал гипотезой. Гипотеза по сути близка к установке. Таким образом, процесс восприятия состоит из 3 этапов: 1. Ожидание, готовность восприятия- гипотеза. 2. Приём информации. 3. Проверка информации.
В основе МП лежит понятие «проекции».1896 год Фрейд. Появление термина «проекция» — приписывание другим индивидам вытесняемых у себя неприемлемых качеств. Сначала проекция рассматривалась у больных паранойей. Затем Фрейд признал проекцию нормальным психологическим феноменом, процесса, участвующего в восприятии внешнего мира. Проекция – это одновременно и защита и восприятие.
Со временем проекция становится расхожим термином:
- Перенос чувств клиента на врача
- Отождествление себя с героем книг и фильмов
- Сопереживание
Мюрнстейн и Прайер предложили различать несколько видов проекции:
- Классическая защита по Фрейду
- Атрибутивная проекция
- Аутестическая проекция – детерминация восприятия своими потребностями
- Рациональная проекция – рациональная мотивировка.
Холлс выделял два измерения: что проецируется и осознание.
- Симилятивная проекция – защита, препятствующая осознанию того, что черта есть у индивида
- Проекция Касандры – субъект не осознаёт черту и её у него нет.
- Комплиментарная проекция – проекция черт дополнительно к тем, кот субъект обладает на самом деле.
- Атрибутивная проекция – черта есть и она осознаётся.
Мюррей использует термин «идентификация» — приписыванию герою своих потребностей индивидом.
В психологии есть ещё одна попытка обоснования ПМ Беллоком при помощи термина «апперцептивного искажения».
Апперцепция – процесс, посредством которого новый опыт ассимилируется под воздействием следов прошлого опыта.
Виды апперцепции:
Восприятие как фактор поведения потребителей
... конкуренты. Целью курсовой работы является изучение модели потребительского поведения, и выявление влияния восприятия как фактора поведения потребителей. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: дать ... элемента: товар, цену, методы распространения и стимулирования. Прочие раздражители ? глобальные стимулы: экономика, политика и культура. Пройдя через «черный ящик» сознания покупателя, все ...
- Адаптивное поведение – детерминировано качество стимуляции. Сходство перцепции одних и тех же стимулов разными людьми.
- Проективное поведение – степень искажения определяется неопределённостью материала и индивидуальными особенносями восприятия.
- Экспрессивное поведение – стабильные особенности индивидуального стиля личности.
Формы искажения:
- Экстернализация – полностью или частично осознанное поведение.
- Сензитизация – повышенная чувствительность к объектам и событиям, которые соответствуют конфликтам.
- Простая проекция – влияние прошлого опыта на восприятие настоящего
- Обратная проекция — защита по Фрейду.
Искажение – любое отклонение от стандарта.