Методика «Определение общей эмоциональной направленности личности» (Б.И. Додонов)
Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.
Описание:
Методика измеряет общую эмоциональную направленность личности. По данной методике можно изучить эмоциональную направленность, узнать каковы установки и в какой области деятельности можно получить положительные эмоции.
Потребности личности тесно связаны с эмоциями. При удовлетворении или возможности удовлетворения потребности возникают положительные эмоции. Если имеющаяся потребность не удовлетворяется или не может быть удовлетворена, человек переживает отрицательные эмоции. В норме люди любят положительные эмоции, поэтому стремятся удовлетворить свои потребности. Стремление к определенным типам переживаний, к удовлетворению определенных потребностей Б.И. Додонов назвал общей эмоциональной направленностью и разработал методику для изучения этой особенности личности.
Инструкция:
Вам предлагается вопросник из 50 суждений, характеризующих эмоции Вашей личности.
Сделайте выбор Вашего ответа в соответствии со шкалой:
- «Безусловно, да» — а;
- «Пожалуй, да» — в;
- «Пожалуй, нет» — с;
- «Безусловно, нет» — d.
Тестовое задание:
- Я часто беспокоюсь о близких, друзьях.
- Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.
- Мне очень приятно, когда на меня обращают внимание.
- Для меня всегда важно добиться успеха в работе.
- Я люблю острые ощущения.
- Я охотно побывал бы в каком-нибудь новом, неизведанном месте.
- Испытываю большую радость, самостоятельно решив трудную проблему.
- Люблю возвышенное чувство, возникающее при восприятии стихов, музыки и т.д.
- Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).
- Люблю заниматься коллекционированием.
- Хочу приносить людям радость и счастье.
- Для меня важно одобрение окружающих.
- Приятно испытывать чувство превосходства над противником.
- Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.
- Охотно иду на риск.
- Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.
- Люблю разбираться в причинах явлений, событий.
- Я могу прийти в восторг от красоты природы.
- Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.
- Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.
- Я всегда жалею неудачников.
- Я не смог бы (не смогла бы) обойтись без друзей.
- Я пойду на многое, чтобы завоевать почет и уважение окружающих.
- Приятно чувствовать, что день прошел недаром.
- Я человек решительный.
- Люблю все таинственное и необычное.
- Стремлюсь приводить свои знания в систему.
- Произведение искусства может тронуть меня до слез.
- Люблю приятное, бездумное времяпровождение, например, вечеринки.
- Люблю делать покупки.
- Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха.
- Среди моих родственников, знакомых, есть люди, которых я обожаю.
- Я самолюбив(а).
- Я чувствую радостное возбуждение, душевный подъем, когда работа идет хорошо.
- Я люблю преодолевать опасности.
- Иногда меня тянет странствовать.
- Я люблю читать о научных открытиях, поисках и находках.
- Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.
- Я склонен (склонна) к лени.
- Люблю рассматривать свои коллекции.
- Я стараюсь помогать людям.
- Я чувствую большую благодарность к людям, которые делают мне добро.
- Мне всегда хочется взять реванш при неудаче.
- Мое настроение поднимается от сознания того, что работа выполнена добросовестно.
- Азарт, спортивная злость, обычно улучшает результаты моей деятельности.
- Я люблю помечтать.
- Самое приятное для меня переживание — радость открытия истины, чувство близости решения.
- Я часто переживаю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.
- Мне бы хотелось жить беззаботно и безмятежно.
- Я неохотно расстаюсь со своими вещами.
Обработка данных:
Связь эмоций с потребностями человека
... событиям, нравственным категориям и ценностям. Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. По эмоциям можно судить о том, что ... в данный момент времени волнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы ...
Физиологические основы эмоций и чувств
... усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Физиологические основы эмоций и чувств Физиологические основы эмоций и чувств составляет взаимодействие ... так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит. Взаимосвязь эмоций и чувств. Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют ...
Подсчитайте общую сумму баллов по каждой из 10 строчек, учитывая, что а-2, в=1, с(-1), d=(-2) баллам.
Сумма баллов по ответам:
- 1, 11, 21, 31, 41.
- 2, 12, 22, 32, 42.
- 3, 13, 23, 33, 43.
- 4, 14, 24, 34, 44.
- 5, 15, 26, 35, 45.
- 6, 16, 26, 36, 46.
- 7, 17, 27, 37, 47.
- 8, 18, 28, 38. 48.
- 9, 19, 29, 39, 49.
- 10, 20, 30, 40, 50.
Направленность:
- Альтруистическая.
- Коммуникативная.
- Глорическая.
- Праксическая.
- Пугническая.
- Романтическая.
- Гностическая.
- Эстетическая.
- Гедонистическая.
- Акизитивная.
Интерпретация полученных результатов:
Подсчитав количество баллов в каждой строке и проранжировав результаты, выделите преобладающие эмоции Вашей личности — Вашу эмоциональную направленность. Возможное максимальное значение по шкалам + 10 баллов, минимальное -10 баллов.
-10 ______0 ______ +10
1. Альтруистические эмоции. Высокие результаты по первой шкале говорят в том, что у испытуемого ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Направленность на других проявляется у него ярко. Низкие результаты говорят о направленности на себя, потребности брать, получать, (Высокие результаты — больше 5, низкие — меньше -5).
Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем
... условиями среды и реакциями системы). Увеличение целевой функции L сопровождается положительными эмоциями, уменьшение - отрицательными эмоциями. Поскольку L зависит от некоторых переменных хi, то эмоции е ... среды и реакциями системы. [Голицын и др., 1991]. Согласно этому принципу эмоции рассматриваются как средства оптимального управления поведением системы (субъекта), направляющих ее к достижению ...
Результаты близкие к 0 говорят о том, что у респондента нет ярко выраженной потребности. И та, и другая потребность выражены в равной степени, нет жесткой установки.
2. Коммуникативные эмоции. Высокие результаты по этой шкале говорят о ярко выраженной потребности в общении. Низкие результаты говорят о том, что более выражена потребность в уединении.
3. Глорические эмоции (от лат, gloria — слава).
Высокие результаты говорят о том, что испытуемый имеет ярко выраженную потребность в славе, переживании успеха на виду у других людей, в известности. Низкий результат говорит о желании быть незаметным.
4. Праксические эмоции. Высокий результат говорит о потребности активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. Низкие баллы говорят о пассивном отношении к деятельности. Иногда это проявляется в склонности больше размышлять, чем действовать, иногда — в ярко выраженной потребности в расслаблении.
5. Пугнические эмоции (от лат. pugna — борьба).
Эти эмоции связаны с потребностью рисковать, преодолевать опасности. При высоких баллах эта потребность выражается у респондента ярко, при низких — ярко выражена потребность в безопасности и формирующаяся на основе этой потребности осторожность.
6. Романтические эмоции. При высоких баллах у испытуемого ярко выражено стремление к необычному, таинственному. При низких — наоборот: проявляется тенденция к полезным вещам, на основе которой формируется прагматизм, как черта характера.
7. Гностические эмоции (от грен, gnosis — знание) — эмоции, связанные с потребностью в получении знаний о новом, неизвестном. При ярко выраженной потребности (высокие баллы) испытуемый получает удовольствие от процесса получения знаний. При низких баллах эта потребность недостаточно развита.
8. Эстетические эмоции. При высоких баллах — потребность в восприятии прекрасного выражается ярко. Воспринимая прекрасное, респондент переживает сильные чувства, которые в современной практической психологии называются ресурсными. При низких баллах — эта потребность не развита.
9. Гедонистические эмоции — эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. При высоких баллах эта потребность выражена ярко. Комфортные условия для такого человека являются очень важными, а достижение комфорта является мощным мотивом деятельности. В психотерапии есть соответствующий термин: гедонистическая установка. При низких баллах можно говорить об аскетической установке личности.
11 – 19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности
... элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования. 11 – 19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного ... осознание собственных профессионально значимых качеств, развитие рефлексивных навыков, потребности в актуализации своих потребностей. Программа психологической части педагогической практики на пятом ...
10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition приобретение) — это эмоции, возникающие при наличии потребности в накоплении (коллекционировании) вещей, выходящей за пределы практической нужды в них. Пои высоких баллах потребность в коллекционировании хорошо выражена. При низких — такая потребность не проявляется.