Тема 5. Рождаемость и репродуктивное поведение

Вопросы

1. Рождаемость и плодовитость.

2. Показатели рождаемости

3. Репродуктивное поведение

Вопрос 1. Рождаемость и плодовитость.

Рождаемостьмассовый процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение или в совокупности поколений.

До середины ХХ в. понятие рождаемости неразрывно употреблялось с понятием плодовитость, часто используя его в качестве синонима. С развитием социологического подхода к изучению факторов рождаемости (1960-е гг.) созрела необходимость разделить эти понятия, учитывая, что волевым решением супругов можно регулировать рождаемость.

Плодовитость – биологическая способность мужчины, женщины, брачной пары к зачатию и рождению определенного числа детей.

Плодовитость как способность к рождению следует отличать от фактического деторождения, которое характеризуется числом рожденных детей.

Рождаемость, в этом случае, можно определить как фактическую реализацию плодовитости, зависящую от ряда факторов.

Средняя плодовитость человека как биологического вида составляет 10-12 живорождений за всю жизнь, т.е. 12-15 беременностей (с учетом мертворождений и абортов).

Фактически показатели итоговой брачной рождаемости не превышают 8 живорождений за всю жизнь.

Понятие рождаемость связано с рядом других понятий: бездетность, бесплодие, инфертильность и стерильность.

Бесплодие — это неспособность зрелого организма мужчины или женщины к воспроизводству потомства. Брак считается бесплодным, если в течение трех лет регулярной половой жизни и при условии неприменения контрацепции и искусственных абортов не происходит рождения живого ребенка.

В современных экономически развитых странах 10-15% брачных пар бесплодны абсолютно (т.е. не имеют шансов на рождение ребенка) и примерно столько же обладают пониженной плодовитостью.

Взаимосвязь понятий, характеризующих соотношение рождаемости, плодовитости и бесплодия

Стерильность – это неспособность к зачатию. Различают стерильность:

  1. постоянную (в старших возрастах, после менопаузы);

    4 стр., 1630 слов

    Понятие способностей способности и задатки. Измерение и развитие способностей

    Понятие способностей: способности и задатки. Измерение и развитие способностей Б.М.Теплов СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в понятии «способность» при употреблении его в практически разумном контексте. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о ...

  2. в репродуктивном периоде (следствие заболевания или операции стерилизации);
  3. временную (в период беременности, послеродовая или послеабортная аменорея, как результат применения контрацепции);
  4. естественную (вызванную нормальными физиологическими причинами: возрастом, беременностью, кормлением грудью и т.п.);
  5. искусственную (контрацептивную) и т.д.

Инфертильность – отсутствие рождений, что может быть следствием искусственного прерывания беременности или отсутствия сексуальных отношений (абстиненции) на протяжении репродуктивного периода.

Напрямую плодовитость измерить нельзя. Ее можно оценить условно принимая за нее уровень естественной рождаемости.

Под естественной рождаемостью понимают брачную рождаемость при условии отсутствия всякого прямого вмешательства в репродуктивный цикл. За максимальную величину естественной рождаемости принимают среднюю рождаемость, свойственную одной из брачных когорт религиозной секты и равную 12,44 рождений на одну женщину репродуктивного возраста. Минимум естественной рождаемости — 7,95 рождений на одну женщину репродуктивного возраста. В любом случае реальная рождаемость в современном мире нигде не достигает указанных выше значений естественной рождаемости.

Вопрос 2. Показатели рождаемости

Для измерения рождаемости применяется система показателей, позволяющих определить как ее общий уровень и динамику, так и интенсивность, а также величину в различных социально-экономических и демографических группах.

1. Абсолютное число рождений (Sрожд.детей) показывает, сколько всего детей родилось за определенный период, обычно за год. Данный показатель дает общие представления об уровне рождаемости. За последние 20 лет самая большая численность родившихся наблюдалась в 1986-1987 гг. – 2,5 мл. детей или 17,2‰. С 1996 г. число родившихся снизилось вдвое и составляет ежегодно 1,2 – 1,2 млн. человек, от 8,3 до 9,1‰. Основная часть новорожденных появляется в браке.

2. Общий коэффициент рождаемости — отношение абсолютного числа рождений к средней численности населения за период. Это простейший показатель интенсивности процесса рождаемости в пересчете на 1000 человек всего населения.

Крожд общ

=

S рожд детей

х1000‰,

Sср t

где S рожд детей – абсолютное число рождений за год; Sср — среднее население; t – длина периода.

Величина общего коэффициента рождаемости дает лишь самое первое, приближенное представление об уровне рождаемости, поскольку определяется для всего населения, в которое входят и несовершеннолетние дети и люди преклонного возраста, не способные участвовать в деторождении. И тем не менее, Крожд общ можно использовать для динамических сравнений уровней рождаемости, ориентируясь на шкалу величин общего коэффициента рождаемости, предложенную отечественными демографами В.А. Борисовым и Б.Ц. Урланисом, согласно которой его значения, меньше 16‰, считаются низкими, от 16 до 24‰ – средними, от 25 до 29‰ – выше среднего, от 30 до 40‰ — высокими, более 40‰ – очень высокими.

3. Специальный коэффициент рождаемости рассчитывается применительно к численности женщин репродуктивного возраста. Он равен отношению общего числа рождений за год к среднегодовой численности женщин репродуктивного возраста, умноженному на 1000 промилле.

Крожд спец

=

S рожд детей

1000‰,

S жен 15-49

4. Частные коэффициенты брачной и внебрачной рождаемости рассчитываются для устранения влияния других демографических и недемографических структур.

Специальный коэффициент брачной (внебрачной) рождаемости:

Кбрачн.рожд

=

S рожд детей в браке

1000‰

S жен 15-49

В настоящее время доля детей, рожденных вне брака заметно увеличилась и приближается к отметке 30 % от всех рождений.

5. Повозрастной коэффициент рождаемости измеряет чистую интенсивность рождаемости в конкретной возрастной группе женщин.

Достоинство данных показателей заключается в том, что они свободны от влияния возрастной структуры как населения в целом, так и женщин репродуктивного возраста. Определяют повозрастные коэффициенты для одногодичных возрастных групп, так и для пятигодичных, тогда Х – конкретный возрастной интервал: 15-19 лет, 20-24 года и т.д.

Крожд возр Х

=

S рожд в возр Х

х1000‰,

S жен 15-49 возр Х

Где, Крожд возр Хкоэффициент рождаемости женщин возраста Х, S рожд в возр Х – общее число женщин возраста Х.

Недостатком же считается то, что число повозрастных коэффициентов рождаемости велико (для одногодичных возрастных интервалов их 35, для 5-летних – семь).

6. Суммарный коэффициент рождаемости получил наибольшее распространение, т.к свободен от влияния возрастной структуры и рассчитывается просто как сумма повозрастных коэффициентов рождаемости для возрастов от 15 до 49 лет:

К рожд сум

=

Σ Крожд возр (15-49)

1000‰

Деление на 1000 производят, чтобы привести значение коэффициента к одной женщине.

Суммарный коэффициент рождаемости характеризует среднее число рождений у одной женщины в гипотетическом поколении за всю ее жизнь. Суммарные коэффициенты выше 4,0 ‰ считаются высокими, меньше 2,15 ‰ – низкими. Для современной России этот показатель равен 1,2 ‰.

7. Индекс детности – это отношение численности детей в возрасте 0-4 года к численности женщин репродуктивного возраста (15 — 49 лет).

Z

=

Sдет 0-4

х1000‰,

Sжен 15-49

где Z – коэффициент ( индекс) детности; Sдет 0-4– численность детей в возрасте 0-4 года; Sжен 15-49– численность женщин репродуктивного возраста.

В России, по расчетам А.Б. Синельникова, величина индекса детности в 2001 г. составляла в 0,357. Тогда как в 1998 г. этот показатель составлял 0,747, что свидетельствует о резком снижении рождаемости в стране.

Вопрос 3. Репродуктивное поведение

Репродуктивное поведение — система действий, отношений и психологических состояний личности, связанных с рождением или отказом от рождения ребенка в браке или вне его.

Нередко употребляют и противоположный термин — контрацептивное поведение, понимая его как отказ от рождений и действия по его реализации: применение контрацепции, искусственное прерывание беременности и воздержание.

Репродуктивные потребности — это усвоенные человеком в процессе социализации репродуктивные или социальные нормы рождаемости (т.е. социальные образцы и принципы поведения, относящиеся к рождению определенного числа детей).

Это главный двигатель «репродуктивного поведения».

Потребность в детях не меняется под влиянием текущих условий жизни и их изменений. Величина потребности в детях неизменна на протяжении жизни человека. В связи с этим различают малодетное, среднедетное и многодетное репродуктивное поведение.

Репродуктивные установки – это психические состояния личности, обусловливающие взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. Они делятся на два класса:

  1. Установки детности, регулирующие достижение определенного числа детей;

  2. Установки на применение контрацепции и искусственное прерывание беременности.

Репродуктивные установки формируются в раннем возрасте и затем мало изменяются в течении всей жизни человека. Уменьшение среднего желаемого числа детей с переходом от старшего поколения к младшему указывает на снижение потребности людей в большем, по сравнению с предыдущим поколением, числе детей.

Репродуктивные мотивы – это психические состояния личности, побуждающие индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей.

Выделяют следующие репродуктивные мотивы:

  • экономические мотивы рождения детей – это мотивы, через которые достигаются определенные экономические цели, т.е. цели, связанные со стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (сохранить) свой экономический статус;
  • социальные мотивы – это мотивы, которые являются индивидуальной реакцией на социокультурные нормы детности. Выражаются в желании человека жить «как все» и иметь столько же детей «как и все»;
  • психологические мотивы — это мотивы, через которые достигаются сугубо личностные, социально-психологические, внутренние цели личности. (Например, иметь ребенка, чтобы опекать его, проявлять свою любовь к нему; стремление продолжить себя в своих детях и т.п.)

6