Определение конфликтных ситуаций и причины их возникновения 4

Введение 3

Определение конфликтных ситуаций и причины их возникновения 4

Способы преодоления конфликтных ситуаций 9

Заключение 16

Список литературы 17

Введение

Стремительное усиление международных контактов во всех сферах культуры – в политике, экономике, образовании, искусстве, религии – зарождает и увеличивает интерес к такой дисциплине, как межкультурная коммуникация. Происходит одновременное сближение и разобщение культур, что благотворно влияет на их взаимообогащение. Однако это влечет возникновение многочисленных межэтнических и межконфессиональных конфликтов. В итоге перед мировым сообществом встала проблема обеспечения и сохранения устойчивого развития. Для этого требуется всестороннее осмысление процессов эффективного и безопасного взаимодействия и взаимопонимания всевозможных представителей различных культур. Естественным образом становится актуальным поиск целенаправленных методов и средств изучения этих взаимоотношений, имеющих культурологическую природу и обусловленных противоречивостью культурной идентичности.

При этом обозначились две противоположные тенденции в межкультурном общении – стремление перенять достояния инокультур и желание сохранить собственные культурные ценности. Но это далеко не всегда происходит гармонично и безболезненно. Именно поэтому возрастает необходимость поиска путей преодоления конфликтных ситуаций в процессе межкультурного общения, что является одной из целей межкультурной коммуникации как науки. Успешное преодоление острых углов в процессе коммуникации способствует развитию и укреплению международных отношений.

Определение конфликтных ситуаций и причины их возникновения

В связи с сосуществованием множества различных, а зачастую абсолютно противоположных, мнений, конфликтных ситуаций невозможно избежать. Их возникновение объясняется целой массой причин.

Широта причин возникновения конфликтных ситуаций между представителями различных структур предельно широка. К ним можно отнести не только простое незнание языка и непонимание партнера по общению, но и более глубокие мотивы, не осознаваемые самими участниками.

16 стр., 7640 слов

Глава I. Понятие конфликта и конфликтной ситуации

... в том, что на сегодняшний день проблема проявления конфликтных ситуаций, а так же понимание сущности подобного явления, особенно его возникновения, была и остается достаточно острой. Очевидно, каждому ... только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим". Конфликты и различные ситуации, возникающие на их же основе, на мой взгляд, являются элементом любого здорового ...

Однако конфликты нельзя рассматривать, как исключительно негативный процесс. Они являются неотъемлемой частью повседневной жизни и могут нести положительный характер.

Сформулировано много определений понятия «конфликт». Чаще всего, это «любой вид противоборства или несовпадения интересов. <…> Исходя из этого, конфликт будет рассматриваться не как столкновение или конкуренция культур, а как нарушение коммуникации». [Садохин, 2004, с. 198]

Один из первых авторов российских конфликтологических разработок А.В. Дмитриев приводит такое определение: «Конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон. Иными словами, конфликт — это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции». [Дмитриев, 2000, с. 54]

Криминалистическая энциклопедия даёт другое определение: «Конфликтная ситуация – это ситуация общения субъектов, обладающих несовместимыми целями или способами достижения этих целей, ситуация противоборства». [Белкин, 2000, с. 115]

Чтобы точнее объяснить природу конфликта, нужно определить его границы: пространственный, временной и внутрисистемный.

Пространственные границы конфликта обычно определяются территорией, на которой происходит конфликт. Четкое определение пространственных границ конфликта важно главным образом в международных отношениях, что тесно связано и с проблемой участников конфликта.

Временные границы – это продолжительность конфликта, его начало и конец. От того, считать ли конфликт начавшимся, продолжающимся или уже закончившимся, зависит, в частности, юридическая оценка действий его участников в той или иной момент времени.

Внутрисистемный аспект. Определение внутрисистемных границ конфликта тесно связано с четким выделением конфликтующих сторон из всего круга его участников. Границы конфликта в системе зависят, таким образом, от того, насколько широк круг в него вовлеченных участников. Знание внутрисистемных границ конфликта нужно для воздействия на происходящие процессы, в частности, для предотвращения разрушения системы в целом. [Дмитриев, 2000, с. 57 – 60]

В связи с динамическим характером, конфликт возникает в результате ряда событий, которые появляются в силу некоторых обстоятельств.

Возникновение конфликта вовсе не означает прекращения отношений. За этим скорее следует отход от имеющейся модели общения, а их дальнейшее развитие возможно и в позитивном направлении, и в негативном. Для того чтобы международные культурные связи, в том числе и в форме конфликтного взаимодействия, пошли на пользу человечеству, необходима высокая культура восприятия «другого», она позволит превратить конфликтное влияние других культур в самостоятельное развитие. [Широкова, 2012]

В современной конфликтологии возникновение конфликтов объясняется самыми различными причинами. В частности, существует точка зрения, согласно которой вражда и предубежденность между людьми извечны и кроются в самой природе человека, в его инстинктивной «неприязни к различиям». [Емельянов, 2001, с. 45-46]

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... против этого подхода связаны с возможным разным восприятием ситуации с позиций внешних наблюдателей или экспериментаторов и самих ее участников, а также с так называемой ошибкой экспериментатора, ... связанной с невозможностью отделить наблюдателя от изучаемой им системы. При этом, какие аспекты ситуации — ее физические ...

Причинами напряженности часто бывают ошибки атрибуции. Знание культурных особенностей позволяет понять, какое поведение является желательным и на что накладывается табу в разных культурах.

Разные учёные по-разному описывают процесс перехода конфликтной ситуации в конфликт.

П. Куконков полагает, что переход от конфликтной ситуации к собственно конфликту идет через осознание противоречия самими субъектами отношений. [Садохин, 2004, с. 199-200] Из этого вытекает важный вывод: носителями конфликтов выступают сами социальные акторы. Только в том случае, когда сам коммуникант определяет ситуацию как конфликтную, можно говорить о наличии конфликтной ситуации.

К. Делхес называет три основные причины коммуникационных конфликтов:

  • личные особенности коммуникантов (ярко выраженные своенравие и честолюбие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или готовность к адаптации, подавленная злость, несговорчивость, карьеризм, жажда власти или сильное недоверие);
  • межличностные отношения (сильно выраженное соперничество, недостаточное признание способностей, недостаточную поддержку или готовность к компромиссам, противоречащие друг другу цели и средства для их достижения);
  • организационные отношения (перегрузка работой, неточные инструкции, неясные компетенции или ответственность, противоречащие друг другу цели, постоянные изменения правил и предписаний для отдельных участников коммуникации, глубокие изменения или переструктуризация укоренившихся позиций и ролей).

    [Садохин, 2004, с. 200]

Конфликты чаще всего возникают среди людей, которые находятся в зависимых отношениях. Чем теснее эти отношения, тем вероятнее возникновение конфликтов. Это верно и для формальных, и для неформальных отношений. Таким образом, причинами коммуникативных конфликтов могут выступать не только культурные различия, но и вопросы власти или статуса, социальное расслоение и т. д.

В период конфликтной ситуации наблюдается повышенное акцентирование различий между сторонами, которое может принимать форму противопоставления собственной этнической группы другой группе.

В реальной жизни межкультурные конфликты в чистом виде не встречаются. Они предполагают наличие множества взаимопроникающих конфликтов, и ошибочно полагать, что в основе любого конфликта лежит незнание культурных особенностей партнера по коммуникации. Всегда следует учитывать, что нарушение коммуникации может быть вызвано неверными атрибуциями коммуникантов.

Одними из наиболее опасных конфликтов являются межгосударственные конфликты. К ним относятся:

  • конфликты идеологий;
  • конфликты экономических интересов;
  • религиозные конфликты;
  • конфликты, вызванные территориальными противоречиями;
  • конфликты между государствами с целью политического господства.

В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства. Исходя из этого, выделяют:

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... исследовании поведения действием. Современные отечественные и западные авторы предлагают улучшить ситуацию при помощи учета следующих факторов: создание надежного и чувствительного инструмента ... стратегии совладания — проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинг в специфических ситуациях стресса (например, болезнь, боль, потеря работы и т.д.). Исследователей другого, ...

  • собственно межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);
  • национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;
  • внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства).

Любой межгосударственный конфликт порождается широким спектром объективных и субъективных причин. Поэтому невозможно отнести его только к тому или иному типу. Может существовать основная причина и несколько сопутствующих, усиливающих и дополняющих основную. Во всех межгосударственных конфликтах одну из ведущих ролей играют социально-экономические интересы сторон.

Особенностью межгосударственного конфликта является его взаимосвязь с внутриполитическими конфликтами. Межгосударственные конфликты часто реализуются в виде военного вооружённого конфликта, а также в виде войны. [Анцупов, 2009, с. 184 – 185]

Способы преодоления конфликтных ситуаций

Для успешного анализа конфликтной ситуации и выхода из неё нужно:

  1. Определить наличие конфликта, руководствуясь его признаками:
  • определить наличие сторон конфликта: I сторону, инициирующую конфликт посредством действий (заявлений, социальных и физических действий), и II сторону, которой предъявляются претензии;
  • указать наличие противоречий между конфликтующими сторонами;
  • указать наличие конфликтной ситуации (накопленные противоречия, осознание II участником направленных против него действий);
  • выявить проявления конфликтной ситуации.
  1. Выбрать стратегию деятельности в конфликтной ситуации:
  • придерживаться изначальной линии поведения при дальнейшем развитии конфликта – усиление конфликта;
  • пойти на соглашение и уступки или «исчезнуть» — уход от конфликта;
  • поиск компромисса, взаимоприемлемого решения – разрешение конфликта;
  • предложить свое решение проблемы, учитывающее интересы другой стороны – разрешение конфликта.
  1. Для разрешения конфликта выполнить следующие шаги:
  • назначить ответственных за устранение конфликтной ситуации и исчерпание инцидента;
  • на основе руководства по управлению конфликтом осуществить действия, направленные на разрешение конфликта в данной ситуации.

Руководство по управлению конфликтом

  1. Определить этап конфликта:
    1. Возникновение разногласий (накопление разногласий).
    2. Возрастание напряженности в отношениях.
    3. Осознание ситуации как конфликтной.
    4. Конфликтное взаимодействие (разрешение конфликта).
    5. Исход (разрешение) конфликта – устранение проблемы, породившей конфликт.
  2. Выяснить скрытые и явные причины конфликта, предмет конфликта (основное противоречие).
  3. Определить проблему в категории целей, преследуемых сторонами конфликта, стоящих за ними интересов.
  4. Разграничить проблемы и участников конфликта.
  5. Сократить предмет конфликта, сузить круг проблем.
  6. Определить собственное решение проблемы, по возможности учитывая интересы другой стороны.
  7. Определить результат разрешения конфликта.
  8. Провести переговоры. [Сущенко, 2005, с. 288-296]

При выборе мирного способа решения конфликтных ситуаций желательно четко очертить открыто проявляемые противоречия: ими гораздо легче управлять, чем скрытыми. Кроме того, всегда следует стремиться рассматривать противника как партнера, а не как врага, подлежащего уничтожению. Тогда стороны начинают понимать, что безопасность может быть полной только в том случае, если обеспечена безопасность противоборствующей стороны.

7 стр., 3255 слов

Онфликтная ситуация и конфликтное поведение.

... стили разрешения конфликтов Управление конфликтами включает и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций. Известны 5 основных стилей разрешения конфликтов, или стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Уклонение. Человек, ... Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям. 3. Представление о противоположной стороне как о «враге», о своей позиции — как об исключительно ...

Новое в разрешении международных конфликтов обычно связывают с различением, «разведением» двух основных подходов.

Традиционный подход к разрешению конфликтной ситуации связан с разрешением противоречий, лежащих в основе конфликта, и согласуется с существующими социальными теориями, в которых достаточно полно отражены происходящие в мире изменения.

Второй подход выработан в последние годы. Он связан с идеей «миросозидания», направленной на всеобъемлющее миротворчество, а также (в узком смысле) на ограничение самой возможности вооруженного конфликта. Методы миросозидания, направленные на ограничение вероятности вооруженных конфликтов, включают в себя постоянные поиски объединяющих начал и развитие институциональных способов избегания конфликтов. [Дмитриев, 2000, с. 239-240]

Что касается межэтнических конфликтов, то окончательно разрешить их невозможно. Пока существуют этносы, будут периодически возникать противоречия в их взаимодействиях. Поэтому проблема состоит в том, чтобы выявить межэтнические противоречия, не допустить применения насилия, найти эффективные способы урегулирования спорных вопросов.

Если межэтнический конфликт не удалось выявить и предотвратить на стадии зарождения, то первостепенной задачей является прекращение насилия (если оно имело место).

Далее необходимо перевести конфликтное взаимодействие сторон в форму диалога. Существуют два уровня диалога: диалог как цель взаимодействия и диалог как средство достижения цели.

Если диалог между субъектами конфликта по тем или иным причинам невозможен, то возникает необходимость привлечения посредников. Посредничество является наиболее мягкой формой участия третьей стороны в урегулировании конфликта.

3 стр., 1227 слов

Совладание с трудными жизненными ситуациями

... выявляет использование стратегии поиска социальной поддержки). Д. Признаю свое поражение в этой ситуации и постараюсь впредь не допускать таких ошибок (выявляет использование стратегии принятия ответственности). ... типология. 1. Стратегия противостоящего совладания состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему. 2. ...

Следующим шагом в урегулировании конфликта является обращение в арбитраж, если его решения станут обязательными для исполнения всеми участниками конфликта.

Существует также обязательный арбитраж, который находится на грани между регулированием и подавлением конфликта.

Крайней формой регулирования межэтнических конфликтов является подавление силой. [Козырев, 2001, c. 104 – 105]

Успешный выход из конфликта предопределяется психологической готовностью к его разрешению. Первое, что необходимо сделать: настроиться на благополучный исход. Речь идет о психологической установке на успех. Либо «Все будет хорошо, все устроится к лучшему», либо «Положение безнадежно, бесполезно пытаться что-либо делать». Во втором случае проигрыш более вероятен, чем в первом. Психологическая готовность к разрешению конфликта включает в себя идентификацию соперника по его психическим данным. Это важно, чтобы знать как себя вести в определенной ситуации.

«Взрыватели-агрессивисты» постоянно задирают, говорят колкости, раздражаются, если их не слушают. Наилучшее, что можно сделать, – это уклониться от встречи с таким человеком. Если это невозможно, то следует заранее подготовиться и, прежде всего, эмоционально. Во время общения важно сохранять эмоциональную сдержанность.

«Разгневанный ребенок» – человек взрывной, но не злой по природе. Обычно он испуган и беспомощен, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Самое простое зная, с кем вы имеете дело, не обращать внимания на его манеры и спокойно достигать своей цели. Можно дать ему возможность «спустить пар», успокоить его.

«Всезнайки» могут действовать как бульдозер, расталкивая всех своими знаниями. Наилучший способ справиться с ним – считаться с его мнением (нередко он и вправду бывает компетентен), сделать его своим наставником.

«Вечные пессимисты» всегда предвидят неудачу. Полезно опередить пессимиста в негативных высказываниях, найти полезные элементы в его позиции.

«Сверхпокладистые» говорят «да» по любому поводу, но никогда не выполняют своих обещаний. По возможности, лучше не связываться с подобными людьми или, по крайней мере, не рассчитывать на них при выполнении каких-то важных задач. Важно не принимать близко к сердцу их «проделки», не проявлять внешне ваш гнев и разочарование.

Исследователи выделяют и другие типы «трудных людей»:

«жалобщики», которые постоянно ноют, но ничего не делают для решения проблемы;

«молчуны», которые опасны тем, что никогда не знаешь, что в действительности они думают;

«стопоры», которые не принимают решения, боясь ошибиться;

«максималисты», которые хотят результата прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;

«скрытные», которые держат в себе обиды, не говорят об этом, а потом внезапно нападают.

Психологическая готовность к разрешению конфликта также включает в себя умение владеть эмоциями. Это, может быть, труднее всего. С одной стороны, эмоциональность непременный элемент конфликтной ситуации, а с другой стороны, эмоции затеняют разум и тогда пропадут и ваш психологический настрой и идентификация «трудных людей». Здесь как нигде важно придерживаться «золотой середины». [Белов]

4 стр., 1581 слов

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ.МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

... связи с невысоким его качеством. Менеджер в этой ситуации вынужден действовать по принципу: «выбрать из двух зол меньшее». Разрешение конфликта требует значительного времени и сил. Третий вид ... правило, легко разрешается, поскольку здесь имеют место два благоприятных варианта его разрешения. Второй вид конфликта «минус-минус». Примером в данном случае может быть необходимость выбора одного ...

Многие люди ошибочно полагают, что одним из выходов из создавшейся конфликтной ситуации является достаточное владение иностранным языком. Однако само по себе знание иностранного языка не гарантирует успешного межкультурного взаимодействия, на пути которого могут возникнуть недопонимание, этнические стереотипы и предрассудки, состояние «культурного шока», переоценка сходства родной и иноязычной культур, их конфронтация на уровне индивидуального сознания [Дворак, 2006, с. 45-46].  

Научные исследования установили, что любой конфликт можно урегулировать или значительно ослабить, если придерживаться одного из пяти стилей поведения:

  • соперничество — «прав тот, кто сильнее». Давление на другую сторону с целью навязать свой вариант. Победа одной стороны является поражением другой;
  • сотрудничество — «давайте решим это вместе». Признаются способности и система ценностей всех участников, интересы обсуждаются, договоренность оценивается как выгодная по сложившейся ситуации;
  • уклонение — «оставьте меня в покое». Проблема игнорируется или демонстрируется равнодушие. Ответственность за решение переводится на другую сторону, другая сторона выигрывает;
  • уступчивость — «только после вас». Проблема замалчивается, создается видимость гармонии. Вы идете на уступки, другая сторона выигрывает;
  • компромисс — «давайте пойдем друг другу навстречу». Каждая сторона идет на уступки в отдельных вопросах. Никто не одерживает победы.

Наряду с применением того или иного стиля разрешения конфликта следует пользоваться следующими приемами и правилами:

  • не спорить по мелочам;
  • не спорить с тем, с кем спорить бесполезно;
  • стремиться обходиться без резкостей и категоричности;
  • стараться не победить, а найти истину;
  • признавать свою неправоту;
  • не быть мстительным;
  • использовать юмор, если это уместно.

Как и любой другой аспект межкультурной коммуникации, стиль разрешения конфликтов определяется особенностями культур участников конфликта.

Осознавая большую опасность межгосударственных конфликтов, правительства государств предпринимают меры для их предотвращения. Основными направлениями предотвращения межгосударственных конфликтов являются:

  • интернационализация жизни мирового сообщества;
  • строгое соблюдение всеми государствами принципа мирного сосуществования;
  • снижение уровня военного противостояния;
  • усиление роли межправительственных организаций. [Анцупов, 2009, с. 184 – 185]

Заключение

В результате работы с несколькими источниками, исследовав виды конфликтных ситуаций и способы их разрешения, зможно сделать следующие выводы:

7 стр., 3463 слов

Посредничество как способ урегулирования конфликта и разрешения ...

... процесса, направленной на движение сторон к разрешению конфликта; последовательность рассмотрения вопросов. Посредник может предложить ... и собраний участников (сторон) конфликта, наблюдение за их поведением, выяснение их мнений по спорным ... конфликт сторон; процедур, используемых участниками конфликта; сути спорных вопросов. Содержание резюме, как правило, распределяется по следующим рубрикам: спорящие ...

  • конфликты являются обязательной частью повседневной жизни в связи с наличием в обществе различных мнений и точек зрения;
  • не всегда конфликты несут отрицательный характер. Зачастую они оказывают положительное влияние на коммуникантов и ситуацию в целом;
  • причины конфликтов имеют различную основу;
  • межгосударственные конфликты являются одними из самых опасных межкультурных конфликтов. Выделяются несколько их типов;
  • чтобы успешно разрешить конфликт, нужно в первую очередь определить тип поведения противника;
  • конфликт можно урегулировать или ослабить, если придерживаться наиболее подходящего стиля поведения;
  • при общении нужно следовать определённым нормам и правилам.

Чтобы избежать или с успехом выйти из конфликтной ситуации, особенно в ходе межкультурного взаимодействия, нужно следовать определённым правилам поведения, приемлемым для культуры противника. Следует правильно подбирать способы преодоления конфликтов во избежание их продолжения и ещё большего развития.

Список литературы

  1. Садохин, А.П. Межкультурная коммуникация [Текст] / А.П. Садохин. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. С. 197 – 203.
  2. Анцупов, А. Я. Баклановский, С. В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. – СПб: Питер, 2009. С. 184 – 185.
  3. Белов, В.И. Конфликты и культура их разрешения. – Режим доступа: http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/belov_conflicts.html
  4. Дмитриев, А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. С. 54 – 60, 239 – 240.
  5. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. С. 104 – 105.
  6. Сущенко, С.А. Социальная психология – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. С. 288 – 296.
  7. Белкин, Р.С. Криминалистическая энциклопедия. — М.: Мегатрон XXI. 2000. С. 115.
  8. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2001. С. 45 – 46.
  9. Дворак, Е.В. Потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык» в системе факторов становления компетентного специалиста // Материалы региональной научно-практической конференции «Качество подготовки специалистов». – Иркутск. ИрГТУ, 2006. С. 45 – 46.
  10. Широкова, Е.В., Чибисова, О.В. Конфликт как способ межкультурной коммуникации. – Комсомольск-на-Амуре. КнАГТУ, 2012. Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/0201.pdf

16