Факультет ДПП 4 курс 8 семестр
Преподаватель: Шкрябина М.А
Семинар 1
Тема: Особенности диагностики психического развития детей дошкольного
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о психодиагностике и психологическом диагнозе. Виды диагноза: симптоматический, этиологический, типологический.
2. Принципы диагностики психического развития дошкольников: принципы историзма, детерминизма, единства сознания и деятельности, стереоскопичности, не нанесения ущерба испытуемому, объективности, единства диагностики и коррекции развития психики.
3. Особенности диагностики интеллектуального развития. Тестологический подход: понятие интеллекта, достоинства и недостатки тестов.
4. Особенности диагностики эмоционального развития дошкольников. Достоинства и недостатки методов диагностики эмоционального развития ребенка (методы наблюдения, эксперимента, беседы, интервью, анализа продуктов деятельности), специфика их использования в работе с дошкольниками.
Задания:
1. Выписать определение понятия: психодиагностика, психологический диагноз, виды диагноза. Источник 3 (с. 44), 2 (с. 80), 5 (с. 86).
Определения записываются в терминологический словарь.
2. Выписать основные показатели умственного развития детей дошкольного возраста. Источник 1 (с. 12 — 14).
3. Перечислить основные особенности диагностики интеллектуального развития дошкольников. Источник 7 (с. 26, 57, 86); 5 (с. 86 — 90).
Назвать основные достоинства и недостатки тестов. Источник 1 (с. 30 — 34); 6 (с. 26), 4 (с. 25 — 28), 5 (92 — 94).
4. Используя источник 6 (с. 103), раскрыть дать описание особенностей диагностики эмоционального развития дошкольников. Назвать достоинства и недостатки методов: наблюдения, эксперимента, беседы, интервью, анализа продуктов деятельности. Источник 4 (с. 8, 11, 16, 45).
Литература.
Основная:
1. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – с. 12 – 14; 30 – 34.
2. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998. – с. 80.
Глубинное интервью как метод качественного социологического опроса, ...
... Глубинное интервью как метод сбора информации качественного характера имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства: 1. Возможность свободно высказываться респондентам, излишне чувствительным к комментариям других ... в некоторых аспектах их образа жизни, получить информацию о специфических особенностях использования определенных продуктов, о причинах определенной реакции на маркетинговые стимулы. ...
Дополнительная:
3. Бурлачук В.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – М., 1989. – с. 44.
4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М., 1994. – с. 8 -10; 11 – 14; 16 – 19; 25 – 28; 45
5. Детская практическая психология: Учебник/Под ред. Проф Т.Д. Марцинковской. – М., 2001. – с. 86 — 90; 92 -94.
6. Психолог в детском дошкольном учреждении. – М., 1996. – с. 26; 103.
7. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996. – с. 26, 57, 86.
Семинар 2
Тема: Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о коррекционной и развивающей работе психолога. Специфика, цели и задачи коррекционной и развивающей работы в ДОУ.
2. Принципы психокоррекции в детском возрасте:
· единства диагностики и коррекции,
· системности,
· преимущества каузальной коррекции над симптоматической,
· учета возрастных и индивидуальных особенностей,
· «нормативности» развития,
· преимущества коррекции «сверху вниз»,
· субъектности,
· деятельностный принцип.
3. Возможности использования традиционных педагогических методов (упражнение, чтение литературы, конструирование, лепка, игра: сюжетно-ролевая, режиссерская, театрализованная, подвижная и дидактическая) в коррекционной и развивающей работе:
· В познавательной сфере;
· В эмоциональной сфере.
4. Возможности использования психологических методов (бихевиоральной терапии, арттерапии, игротерапии, психогимнастики, суггестии) в коррекционной и развивающей работе:
· В познавательной сфере;
· В эмоциональной сфере.
Задания:
- Пользуясь источником 2 (стр. 7) дать определение понятий: психологическая коррекция. Определения записываются в терминологический словарь. Раскрыть содержание понятия — развивающая работа психолога 4 (стр. 129 — 133).
Перечислить цель и задачи коррекционной и развивающей работы психолога ДОУ 4 (стр. 136 — 137), 1 (стр. 12).
Заполнить таблицу №1.
- Выписать принципы психокоррекции в детском возрасте. Источник 2 (стр. 22 — 27) 1 (стр. 17 — 20).
- Выписать определения педагогических методов: упражнение, работа с литературой, конструирование, лепка, аппликация, игра. Определения записываются в терминологический словарь. Проанализировать возможности использования данной группы методов в коррекционноа-развивающей работе. Заполнить таблицу № 2. Таблица заполняется на занятии. Работа в подгруппах. Источник 5 (восприятие – с. 10, память – с. 38,внимание – с. 67); 6.
- Выписать определения методов психологической коррекции. Определения записываются в терминологический словарь. Заполнить таблицу № 2. Таблица заполняется на занятии. Работа в подгруппах. Источник 2 (с. 126, 160, 169, 178, 186, 191, 201, 204, 208, 215).
Литература.
Основная:
1. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений/И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1999. – с. 12, 17 – 20.
2. Осипова А. Общая психокоррекция. – М., 2000. — с. 126, 160, 169, 178, 186, 191, 201, 204, 208, 215.
Дополнительная:
3. Маралов В.Г. Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. – Череповец, 1995. – с. 12, 15, 18, 20, 22.
4. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997. – стр. 129 – 133, 136 – 137.
5. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996. – 10, 38, 67.
6. Зак А.З. Развитие умственных способностей детей 6 – 7 лет. – М.,1998.
Таблица № 1
«Соотнесение понятий коррекционная и развивающая работа в деятельности педагога-психолога ДОУ»
Параметры | Коррекционная работа | Развивающая работа |
1. Определение | ||
2. цель | ||
3. Задачи | ||
4. Содержание (основные направления) |
Таблица № 2
«Возможности использования педагогических и психологических методов коррекционно-развивающей работы»
Методы | Познавательная сфера (особенности применения метода) | Эмоциональная сфера (особенности применения метода) | |
Педагогические методы | 1. упражнения (логико-математические задачи) | ||
2. работа с литературой | |||
3. конструирование | |||
4. лепка | |||
5. игра: СРИ, театрализованная, подвижная, дидактическая. | |||
Психологические методы | 1. арттеарапия музыкотерапия, сказкотерапия, проективный рисунок, библиотерапия, танцевальная терапия, куклотерапия. | ||
2. игротерапия. | |||
3. психогимнастика | |||
4. методы бихевиоральной терапии. | |||
5. суггестия |