Федеральное агентство по образованию
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
Вятский государственный университет
Вечерне-заочный факультет
Контрольная работа
по дисциплине «Психология»
Тема «Самосознание и самооценка личности»
Выполнил студент I курса
И.Н. Шубин
Киров 2014
Содержание
Введение
1. Теоретическая часть
2. Практическая часть. Тестирование
2.1 Шкала самооценки (тест Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина)
2.2 16 факторный опросник Р.Б. Кеттела форма С (16-PF-105-C)
2.3 Цветовой тест Люшера
Заключение
Список литературы
Приложение А.
Введение
В современном мире стало очень популярным при помощи интернет ресурсов производить оценку своего психологического состояния и способностей человека. Огромное количество предложений оценить себя, пройдя тестирование. Однако качество оценки результатов страдает. Это происходит по нескольким причинам: от примитивных — тест не имеет ничего общего с научным подходом психологической оценки, так и субъективности оценки, которая появляется в попытке усреднить получаемые результаты. Оценка должна производиться непредвзятым специалистом. Значения результатов должно быть направлено на исправление отклонений или на поддержания равновесия, с конкретными указаниями
1. Теоретические подходы
За последнее столетие в отечественной науке сложился ряд теоретических подходов, имеющих принципиальное значение для разработки проблем социальной психологии личности.
С.Л. Рубинштейном и Б.Г. Ананьевым разработан процессуальный подход к анализу личности. Согласно С.Л. Рубинштейну, личность понимается как основание, интегрирующее все психические процессы, свойства и состояния, позволяет взглянуть на личность как универсальное образование, оптимизирующее все психические явления и в то же время само определяющееся ими. С.Л. Рубинштейн особо подчеркивает, что личность проявляется и формируется в деятельности, она и предпосылка, и результат ее деятельности, следовательно, различные аспекты поведения не только являются проявлениями личности, но и способствуют ее становлению. А.Н. Леонтьев, разрабатывая концепцию психологической теории деятельности, особо акцентировал внимание на некоторых проблемах личности.
Гигиеническая оценка микроклимата классной комнаты, ее инсоляционного ...
... пособий, ТСО, зону для индивидуальных занятий учеников и возможной активной деятельности. Гигиеническая оценка классной комнаты. В настоящее время согласно СП 2.4.2.782-99 площадь ... – температура, при которой величина абсолютной влажности равна максимальной. При гигиенической оценке микроклимата наибольшее значение имеет величина относительной влажности.ПРИМЕР. Сухой термометр показывает 18 ...
Личность как субъект деятельности рассматривается в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович и др. Считается, что личность проявляется и формируется в деятельности и в своем отношении к деятельности. Выступая как субъект жизнедеятельности, личность включается в закономерность причин и следствий общественной роли, развиваясь и изменяя ход общественных событий. Концепция Б.Г. Ананьева предполагает, что характеристики личности раскрываются через общественные отношения и определяемые ими функции. Личность ? современник определенной эпохи, занимающий определенное положение в обществе, субъект общественно-политической деятельности, современник определенного поколения, член семьи. Она характеризуется определенной национальностью и примыкает к ее культуре. Подход к анализу личности как системы отношений предложен В.Н. Мясищевым.
Он считал, что единство и многообразие личности раскрываются через взаимосвязь и многообразие отношений. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского занимает по праву ведущее место в отечественной психологии личности. Личность незримо присутствует в процессе культурного развития человека ? считает Л.С. Выготский. В работах К.А. Абульхановой-Славской и В.В. Новикова прослеживается основной тезис о том, что личность в общественных отношениях выступает во всей своей целостности, неотрывной от своих состояний и психических явлений.
А.А. Бодалев подчеркивает, что личность выступает как выразитель общечеловеческих ценностей, реализуя которые, человек усиливает свою «личностность». «Самотворение» личности человеком осуществляется через интенсивную работу его внутреннего мира, в результате чего принимаются решения, претворяющиеся в поступках, приумножающих основные ценности жизни. В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Таким образом, личность можно определить как совокупность устойчивых качеств человека, составляющих его индивидуальность.
1.1 Структура личности
Психическая жизнь любого человека проявляется чрезвычайно разнообразно, поэтому для описания «общего», стержневого компонента теоретической концепции в психологии существует понятие структуры личности. Ее понимание способствует определению всеобщего, единичного и особенного в данной личности. Системно-структурный подход в психологии вообще и в изучении личности, в частности, позволяет рассматривать личность в целостности и единстве различных характеристик и свойств, их отношений и взаимодетерминант. Одна из наиболее распространенных моделей структуры личности принадлежит К.К. Платонову. По его мнению, все свойства личности могут быть объединены в четыре основные подструктуры (уровня):
— исключительно социально обусловленные свойства личности. Сюда входят интересы, стремления, идеалы личности, отношение к себе и другим людям. Эта подструктура включает индивидуальное мировоззрение личности, ее нравственные и политические взгляды и убеждения;
— индивидуально приобретенный опыт. Включает знания, навыки и развивающиеся на их основе умения и привычки. Данная подструктура определяет обученность личности, ее когнитивную карту;
Формирование личности человека
... -- исследовать формирование личности в отечественной и сформулировать понятие личности в зарубежной психологии; -- определить, как происходит развитие личности человека в процессе его деятельности, социализации, самосознания; ... субъективные условия, влияющие на формирование личности. Строение психической жизни личности и механизмы ее функционирования, процессы формирования как отдельных, так и ...
— индивидуальные особенности психических процессов. На основе индивидуальных особенностей психических процессов как форм отражения реального мира (эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля) формируются свойства личности;
— биологически обусловленные свойства личности. Это прежде всего темперамент. В нем проявляются особенности силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов.
Структуру личности образует взаимосвязь между названными группами особенностей при ведущей роли социально обусловленных свойств. Она является наиболее высоким уровнем интеграции в сфере явлений личности.
1.2 Темперамент
Слово «темперамент» ввел древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырех элементов): лимфы (флегма, «мокрота»), желтой желчи (холе, «желчь, яд»), крови (сангвис, сангуа, «кровь»), черной желчи (мелэна холе, «черная желчь»).
Эта концепция до сих пор оказывает глубокое влияние на литературу, искусство и науку. Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. с быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой ? с другой». Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение И.П. Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. Он доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Павлов выделил 4 четко очерченных типа нервной системы, то есть определенных комплексов основных свойств нервных процессов. Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов ? соответствует гиппократовскому меланхолику. Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения ? соответствует холерику, «безудержному» типу. Сильный уравновешенный подвижный тип ? соответствует сангвинику, «живому» типу. Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами ? соответствует флегматику, «спокойному» типу.
У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие ? другого. От темперамента человека зависят: скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.); пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения; темп и ритм деятельности; интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли); направленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверсия или интроверсия).
Познавательная деятельность человека 2
... и особенности процесса человеческого познания вообще, осуществляющегося в разных формах и в различных сферах человеческой деятельности. Следует подчеркнуть, что методология познавательной деятельности человека наиболее тесно ... промышленной революцией, а немецкая философия обозначила проблему познавательных способностей и возможностей человека. Это сделал Кант. Он считал, что человеком может б
1.3 Характер
Характер — это совокупность индивидуальных черт личности, обусловленных специфическими условиями ее социализации и определяющих индивидуально-своеобразное поведение человека. В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера:
Отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: индивидуализм; коллективизм (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, и противоположные им черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям).
Черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость, и противоположные им черты ? лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность).
Черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность, и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм — как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм ? склонность заботиться преимущественно о своем личном благе).
Черты, характеризующие отношение человека к вещам: (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).
Целостность характера не абсолютна. Это связано с тем, что центральные, стержневые отношения не всегда целиком и полностью определяют остальные. Кроме того, степень целостности характера индивидуально-своеобразна. Встречаются люди с более целостным и менее целостным или противоречивым характером. Вместе с тем необходимо отметить, что, когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у границы норм, возникает так называемая акцентуация характера. Акцентуация характера ? это крайний вариант нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может перерасти в расстройство личности, но относить ее к психическим расстройствам будет неправильно. Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами).
1.4 Способности
Способности ? это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
Иначе строятся смысловые отношения понятий темперамент и способности. Очевидно, что темперамент ? не способность сам по себе, но выступает в качестве психофизиологической основы большинства способностей, как специальных, так и общих, то есть темперамент входит в структуру задатков. При этом известно также, что сила, как характеристика темперамента, является важным условием для выполнения большинства видов деятельности. Сами по себе способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть только задатки (как некоторые анатомо-физиологические особенности).
Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Способности формируются в деятельности. У каждого человека разные «наборы» способностей. Индивидуально-своеобразное сочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет своеобразие личности. Склонности представляют собой определенные отношения человека к деятельности. Склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определенная деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. Способности делятся на общие и специальные. Общие способности ? отвечающие требованиям не одной, а многих видов деятельности. Специальные ? отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Выделяют следующие виды специальных способностей:
— учебные и творческие;
— умственные и специальные;
— математические;
— конструктивно-технические;
— музыкальные;
— литературные;
— художественно-изобразительные;
— физические способности.
Одаренность ? показатель высокого уровня способностей, опирающихся на природную предрасположенность. Одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Поэтому в науке в большей степени установилось такое понимание этого термина, которое свидетельствует просто о более высоком, чем у большинства людей, уровне развития каких-то способностей, особенно если речь идет о детях. А собственно уровни этой одаренности ? талант и гениальность.
1.5 Самосознание личности
Самосознание — самый высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности. Самосознание выражается в осознании человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я».
Эпицентром сознания является сознание собственного «Я», или самосознание. Сознание внешнего мира и самосознание возникают и развиваются одновременно и взаимообусловленно.
Наиболее обоснованной концепцией генезиса самосознания представляется теория И.М. Сеченова, согласно которой предпосылки самосознания заложены в «системных чувствованиях». Эти чувствования носят психосоматический характер и составляют неотъемлемую часть всех физиологических процессов в онтогенезе, т.е. в процессе развития младенца. Первая половина системных чувствований имеет объективный характер и обусловлена воздействием внешнего мира, а вторая носит субъективный характер, которому соответствуют чувственные состояния собственного тела — самоощущения.
По мере объединения ощущений, получаемых извне, складывается представление о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. Взаимодействие этих двух центров координации ощущений внешнего и внутреннего мира психологи рассматривают как решающую исходную предпосылку способности человека осознавать себя, т.е. выделять из внешнего мира.
В ходе онтогенеза происходит постепенное разделение знаний о внешнем мире и знаний и самом себе.
В онтогенезе самосознания выделяются два основных этапа.
На первом этапе образуется схема собственного тела и формируется чувство «Я» как целостная система чувственной самоидентификации. В основе чувства «Я» лежат социальные предпосылки, поскольку формирование происходит на основе реакций окружающих людей.
На втором этапе, по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек оказывается способным не просто отличать свое бытие от бытия внешнего мира на чувственном уровне, но и осмысливать это переживание в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается в той или иной степени внутренне связанным с самопереживанием на уровне самоощущения.
На уровне самосознания формируется чувство внутренней целостности, постоянства личности, которая в любых изменяющихся ситуациях способна оставаться сама собой.
Самосознание связано с ощущением своей единственности, которая поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: каждый психически здоровый человек помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.
Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле.
2. Практическая часть
2.1 Шкала самооценки (тест Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина)
Данный тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).
Разработан Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л.Ханиным.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.
Таблица 2. Результаты тестирования
Вопросы |
Нет, это не так |
Пожалуй, так |
Верно |
Совершенно верно |
|
1. Я спокоен |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
2. Мне ничто не угрожает |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
3. Я нахожусь в напряжении |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
4. Я испытываю сожаление |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
5. Я чувствую себя свободно |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
6. Я расстроен |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
7. Меня волнуют возможные неудачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
8. Я чувствую себя отдохнувшим |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
9. Я встревожен |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
11. Я уверен в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
12. Я нервничаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
13. Я не нахожу себе места |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
14. Я взвинчен |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
15. Я не чувствую скованности, напряжения |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
16. Я доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
17. Я озабочен |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
18. Я слишком возбужден, и мне не по себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
19. Мне радостно |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
20. Мне приятно |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
21. Я испытываю удовольствие |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
22. Я очень легко устаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
23. Я легко могу заплакать |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие люди |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
25. Нередко я проигрываю из-за того что недостаточно быстро принимаю решения |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
26. Обычно я чувствую себя бодрым |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
27. Я спокоен, хладнокровен и собран |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
28. Ожидаемые трудности обычно очень беспокоят меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
29. Я слишком переживаю из-за пустяков |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
30. Я вполне счастлив |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
31. Я принимаю все близко к сердцу |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
32. Мне не хватает уверенности в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
33. Обычно я чувствую себя в безопасности |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
35. У меня бывает хандра |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
36. Я доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу забыть о них |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
39. Я уравновешенный человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Подсчёт результатов:
РТ=(3+2+2+2+2+2+1+3+2)-(1+2+1+1+1+3+1+2+1+1)+35=19-14+35=40;
ЛТ=(1+1+2+1+2+3+3+3+2+3+2+3)-(1+3+1+2+2+3+2)+35=26-14+35=50.
При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 — низкая тревожность; 31—45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысливание деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в «лучшем свете».
Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционной деятельности.
Оценка результатов: Респондент обладает умеренным уровнем ситуационной тревожности, так как выполнение производиться в домашней обстановке, в выходной день, то есть его не отвлекают внешние раздражители. Высокая личностная тревожность связана постоянной попыткой оценить свой успех, и может колебаться от текущих достижений или неудач. Для снижения текущего состояния тревожности следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысливание деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
2.2 16 факторный опросник Р.Б. Кеттела (16-PF-105-C)
Интеллектуальный тест Кеттелла предназначен для измерения уровня общего интеллекта и относится к разряду так называемых «свободных от влияний культуры» тестов.
16 — факторный опросник Р.Б. Кеттелла — методика относится к группе многофакторных опросников.
Цель данной методики — оценить развитость личностных качеств, составляющих 16 факторов, которые раскрывают различные свойства личности, установки и интересы.
Работа Р.Б. Кеттелла заслуживает особого внимания, прежде всего, потому, что он предпринял попытку создать концепцию структуры личности и попытался охватить все стороны личности и суммировал для этой цели все имеющиеся в психологии методы
Таблица 2 — Результаты тестирования
Фактор |
А |
B |
C |
E |
F |
G |
H |
I |
L |
M |
N |
O |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 |
MD |
|
Значение |
7 |
7 |
8 |
4 |
2 |
9 |
7 |
6 |
10 |
5 |
4 |
8 |
6 |
7 |
7 |
9 |
5 |
|
Оценка результатов:
1) Социально-психологические особенности, экстраверсия — интроверсия: Открытость в межличностных контактах, активность, общительность, готовность к вступлению в новые группы, сдержанность и рассудительность в выборе партнеров по общению. Склонность к экстраверсии.
Рисунок 1 — Интерпретация результатов
2).
Социально-психологические особенности, коммуникативные свойства: Мягкость, уступчивость, прямолинейность; в малой группе стремление к независимости, к противопоставлению себя по отношению к ней. Настороженность по отношению к людям, развитое чувство долга и ответственности.
3).
Эмоциональные характеристики личности: Генетическая эмоциональная стабильность, высоко развитый контроль эмоций и поведения, выраженный волевой компонент и саморегуляция обеспечивают уравновешенность поведения. Однако внутренняя неудовлетворенность собой, мнительность и некоторая тревожность порождают фрустрированность и низкую стрессоустойчивость. При высоких оценках по факторам N и L можно говорить об определенном невротическом синдроме и завышенном уровне притязаний.
4).
Интеллектуальные характеристики личности: Невысокая оперативность мышления, неумение актуализировать свои знания, низкая общая культура и эрудированность, консерватизм и критичность в принятии новых интеллектуальных знаний, сниженные интеллектуальные интересы, конкретность воображения, направленность на практическую, конкретную деятельность. (Высокие оценки по факторам Е и N не влияют на интеллектуальные, но обостряют негативные свойства личности: доминированность, житейская изворотливость, упрямство.)
5).
Самооценка: Адекватная самооценка, социальная нормативность, эмоционально значимая ответственность поведения, самодисциплина, самоконтроль эмоций и поведения, эмоциональная стабильность и конкретность воображения образуют симптомокомплекс, характеризующий саморегуляцию и зрелость личности.
2.3 Полный цветовой тест Люшера
Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Это обстоятельство давно уже учитывается в искусстве, эстетике, гигиене производства. Поскольку эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его (выбором), или безразличием, или отказом от него (негативной оценкой), то оно учитывается и в психодиагностике.
Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.
Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
Основные цвета
1) синий символизирует спокойствие, удовлетворенность;
2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
3) оранжево-красный — силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;
4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые 5 позиций.
Дополнительные цвета
5) фиолетовый;
6) коричневый;
7) черный;
8) нулевой
Нулевой символизируют негативные тенденции — тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.
Результаты тестирования по компьютерной программе.
Результаты по выбоpу сеpого цвета [Ключ: 11|+3+0-2]
Готовность к переживаниям — потребность в удовлетворении-самоутверждении.
Не считает необходимым ограничивать себя предписаниями, не согласованными с его убеждениями и смело вступает в контакт с другими людьми. От новых встреч ожидает, что они обогатят его, дадут возможность узнать много интересного. Поэтому при встречах готов к соучастию и сопереживанию.
Результаты по выбору 8 цветов { 0 1 5 4 2 6 3 7 }
По устремлению: [Ключ: 6|+0+1]
Норм-фактор: 1
Чувствует, что взаимодействие с другими измотало его. Хочет оградить себя от объяснений, ссор. Нуждается в мирной, спокойной обстановке, в которой он смог бы расслабиться и набраться сил.
По состоянию: [Ключ: 7|54]
Норм-фактор: 0
Одарен богатым воображением и чувствителен. Готов к необременительным, возбуждающим чувства контактам. Что-либо необычное или связанное с приключениями вызывает у него заинтересованность.
По индифеpентности: [Ключ: 8|26]
Норм-фактор: 0
Чувствует, что с имеющимися трудностями он много не сделает, поэтому должен наилучшим образом использовать имеющиеся обстоятельства. Стремится реализовать телесные, в том числе сексуальную, потребности.
По сознательно заторможенной потребности: [Ключ: 9|-3-7]
Норм-фактор: 1
Физиологическая интерпретация: стресс, вызванный разочарованиями, которые принесла с собой некоторая нежелательная ситуация.
Психологическая интерпретация: чувствует себя беспомощным в невыносимо мучительной ситуации. Раздражен невозможностью достичь цели и чувствует нервное истощение. Хочет выпутаться из этой ситуации, чтобы чувствовать меньше ограничений и обрести свободу решать и действовать.
Коротко: фрустурированное желание независимости.
Актуальная проблема: [Ключ: 10|+0-7]
Норм-фактор: 0
Боится, что если он не оградит себя от внешних воздействий, его независимость или окажется под угрозой или будет сильно ограничена. Не хочет, чтобы его беспокоили.
Стpемления мотивиpованные самопониманием [Ключ: 12|2103]
Избегает раздражений и волнений. Разочарован и утомлен. Ищет выход, надеясь на то, что облегчение придет само.
Эмоциональная настpоенность к опpеделенному лицу: [Ключ: 13|R3210]
Чрезмерно раздражен состоянием, которое его не удовлетворяет. Нуждается в особом внимании. Для того, чтобы снять напряжение и обрести спокойствие, хочет побыстрее удовлетворить свои потребности.
Оценка своего «я», твеpдость воли [Ключ: 13|G3201]
Стремится к удовлетворению настоятельных потребностей в физических удовольствиях. Не хочет применяться к обстановке. Не хочет терпеть лишения. Отклоняет установленный порядок как стеснение и как помеху. Хочет ослабить внутреннее напряжение, удовлетворяя экстравагантные потребности.
Возбудимость, импульсивность [Ключ: 13|B0321]
Чтобы не потерять независимость, не хочет быть преданным кому-то в сердечной связи. Требует к себе уважения и заверений в благосклонном отношении. Переоценивает собственные идеи и достижения. Ведет себя с партнером деспотично.
Ожидание, отношение к окружению [Ключ: 13|Y1023]
Хотел бы освободиться от внутренних и внешних препятствий, найти контакт с окружающей средой и свободно проявить себя в новых условиях.
Заключение
Результаты тестирования достаточно субъективны и зависят от текущего настроения респондента. Перед началом тестирования необходимо провести проверку цветовым тестом Люшера, а затем проводит остальные исследования.
На основании результатов тестирования можно только порекомендовать проявлять спокойствие в ситуациях, которые не требуют внимания к себе. Расставлять приоритеты по выполнению задач, при неудачах в выполнении переключаться на выполнении следующих задач, без зацикливания, при этом получая опыт по недопущению повторных ошибок. И самое главное помнить, что человек не робот, ему свойственно ошибаться.
личность темперамент тревожность люшер
Список литературы
Учебники, монографии, брошюры
1. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла. — СПб.: Речь, 2001 г.
2. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.- Эксмо, 2007, — 416с.
Интернет ресурсы
3. Шкала самооценки (тест Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина).
4. Цветовой тест Люшера компьютерная программа для тестирования. Разработчик. Andrei Lastochkin (Moscow, Russia)
Размещено на