Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________

Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________

1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________

1.3.Методы и средства развития музыкально-творческих способностей.____________________________________________________

Глава 2. Музыкальное развитие детей среднего дошкольного возраста.

2.1 Основные задачи и средства музыкального развития детей среднего дошкольного возраста.__________________________________________

2.2 Пение – как вид музыкально-творческой деятельности. ___________

2.3 Диагностика музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ____________________________________________

Заключение _____________________________________________________

Приложения_____________________________________________________

Список литературы. ______________________________________________

Введение

В настоящее время, чтобы адаптироваться в усложняющемся мире, человек вынужден в течение всей своей жизни овладевать новым и большим объемом знаний. Это требует от него высокой интеллектуальной подготовки, важнейшим показателем которой является музыкально-творческое развитие. Под музыкально-творческим развитием человека подразумевается сочетание его музыкально-творческих способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема воспитания музыкально-творческих способностей сложна и актуальна на современном этапе. Не случайно ее называют «проблемой века», поскольку решение ее связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности. Способность к творчеству — это то, что всегда было определяющим в самом феномене человека. Деятельность, в которой в наибольшей мере концентрируются эстетические, творческие проявления, является музыкальное искусство. Музыка — это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Она носит творческий характер, включая в себя композиторскую, исполнительскую, слушательскую, творческую деятельность, и представляет ни с чем не сравнимые возможности для музыкально-творческого развития дошкольников.

24 стр., 11795 слов

Развитие творческих способностей у детей с нарушениями слуха 2

... Теоретические основы развития творческих способностей у детей с нарушениями слуха Понятие творчество, творческие способности Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности». Энциклопедический ...

Музыкально-творческая способность является универсальной, обеспечивающей успешное выполнение самых разнообразных видов музыкальной деятельности. Она эстетизирует их, развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение. Дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития музыкально-творческих способностей. Этот возраст, по мнению психологов (Б.М.Теплов, А.В.Запорожец), обладает типичными для детства особенностями: эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них творческие силы, внутреннюю активность. Музыка, благодаря своим свойствам, может активно воздействовать на развитие воображения, которое составляет основу творческой способности. Педагоги оценивают проявление творческих способностей в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах. Однако, именно пение является самым любимым видом музыкальной деятельности ребенка, помогает ему проявить свое отношение к окружающему, раскрыть внутренний мир и чем раньше ребенок начнет приобщаться к этому виду деятельности, тем ярче и насыщеннее станет его жизнь.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая, диагностическая и практическая разработанность для осуществления воспитательного процесса по музыкально-творческому развитию в процессе обучения пению именно детей среднего дошкольного возраста, послужили основанием для определения ТЕМЫ РАБОТЫ: «Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению». Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях выявляет ряд противоречий. К числу наиболее существенных из них можно отнести противоречия между: — объективно существующими возрастными предпосылками музыкально-творческого развития личности дошкольника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания; — потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально-творческих способностей и их реализацией; Обозначенные противоречия позволили определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих способностей в процессе обучения пению. Решение данной проблемы обусловило постановку цели данной работы.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявить педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. В соответствии с целью были выдвинуты ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: — изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературы; — конкретизировать понятие «музыкально-творческие способности детей среднего дошкольного возраста»; — выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческих способностей дошкольников, установить закономерности;

12 стр., 5811 слов

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкально-ритмических ...

... Объект исследования: развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: музыкально-дидактические игры как средство развития музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: выявление роли музыкально-дидактических игр в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста. ...

— провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме развития творческих способностей человека, разработанные зарубежными и отечественными философами (Ж.-П. Сартр, С.Кьеркегор, Спиноза, Гельвеций, Дидро, В.Г.Плеханов, Д.И. Писарев, Э.В. Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов).

работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы; диагностика музыкально — творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в том, что обобщен и систематизирован материал по развитию музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в том, что подобранные методики и методический материал может быть использован воспитателями и музыкальными руководителями для диагностики музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: детский сад общеразвивающего вида «Мишутка» г.Черногорск, п.г.т. Пригорск.

Работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается решение проблемы развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях, дается понятие музыкально-творческих способностей, а так же рассматриваются методы и средства развития музыкально-творческих способностей. Вторая глава посвящена проблемам эффективного развития музыкально — творческих способностей, рассматриваются основные задачи и средства музыкального развития детей среднего дошкольного возраста и условия, необходимые для успешного развития музыкально — творческих способностей. Особое внимание отводится пению – как виду музыкально-творческой деятельности. Во второй главе также анализируются результаты диагностики музыкально — творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, и предлагается комплекс мер, направленный на оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных учреждениях.

Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

  1. Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого-педагогических исследованиях

Понятие о способностях, идею об их изменчивости в науку ввел Платон. Он впервые наиболее фундаментально разработал теорию творчества. Источником творческого порыва, по мнению Платона, является одержимость, безумие, божественное наитие.[19] Творить творец может тогда, когда сделается вдохновенным и не будет в нем рассудка. А пока у человека есть рассудок, он не способен творить и пророчествовать. Творец не имеет должного опыта ни в одной из наук, но имеет свое особое назначение. Предпосылки творчества содержатся в человеческой природе, в присущем ей чувстве гармонии и ритма. Помимо процесса создания нового, Платоном было замечено особое воздействие искусства на человека, заключающееся в способности вторгаться во внутренний мир человека и не только временно подчинять своему влиянию, но и менять, формировать характер, лепить его душу.

7 стр., 3259 слов

Проблема готовности будущих учителей к творческой музыкально-эстетической ...

... Учение возможно лишь на той ступени, когда человек обладает способностью регулировать свои действия сознаваемой идеальной целью. Единство ... 1, с. 8 ]. Особо большую роль искусства в воспитании и развитии детей придавали видные педагоги Б.Л. Яворский, Н.Я. ... возможности эффективного формирования готовности студентов в системе музыкально-эстетической деятельности недостаточно полно изучены. Цель статьи ...

Самым проникающим в глубь души видом искусства Платон считал «мусическое искусство» (звучание песен), где ритм и гармония несут благообразие. Ученый выделил две стороны творчества: творец, интуитивно создающий произведение искусства, и зрители, воспринимающие и определяющие ценность данного произведения с эстетической и реалистической точек зрения. Вслед за Платоном анализом философской сущности творчества занимался Аристотель, который под творчеством понимал процесс создания произведения искусства.[19] С точки зрения философии, творчество есть инстинктивно-интуитивная практическая деятельность человека, направленная либо на порождение внешнего произведения путем подражания, независящее от самого творца , либо на деятельность по организации психологического опыта человека (Ж.-П.Сартр, С.Кьеркегор).[19] Несмотря на некоторые отличия, большинство философов выделяют три основные составляющие творчества: опыт человека, «божественное наитие» (интуицию) и практическую деятельность по созданию произведения искусства. Механизмы мышления в творчестве, по мнению философов, обращаются: сознание и творчество не сопоставимы, противоположны. Дальнейший вклад в учение о способностях сделали западноевропейские философы-материалисты Спиноза, Гельвеции, Дидро.

Дидро, Гельвеции в своих теориях провозгласили врожденность способностей и сводили их к задаткам. Дидро отстаивал теорию наследственных способностей, а Гельвеции защищал теорию приобретенных способностей, отрицающую значение природных предпосылок, считающую способности обусловленными лишь средой и воспитанием[19]. Пристальное внимание русского философа Г.В.Плеханова в 19 веке привлекали проблемы развития современного художественного творчества. Одна из сторон эстетики Г.В.Плеханова — стремление раскрыть активную роль искусства, его формирующее воздействие на человека. Ценны его высказывания о познавательном значении искусства, его роли в преобразовании действительности, в открытии человека новых путей творческого развития. Плеханов объясняет свое понимание действия законов подражания и противоречия, заложенных в человеческой природе, их взаимосвязи. По его мнению, искусство начинается там, где впечатления, мысли и чувства получают образное выражение. В образности ученый видит обязательное специфическое свойство искусства.[17]

В определении искусства как образного воспроизведения жизни он в основном развивает известные положения эстетики В.Г.Белинского и Н.Г.Чернышевского. «Все законы художественного творчества, — замечает Г.Плеханов, — сводятся к одному: форма должна соответствовать содержанию. Творческая фантазия не только комбинирует те впечатления, которые производит на нас действительность. Воображение только разнообразит и экстенсивно увеличивает предмет, но интенсивнее того, что мы наблюдали или испытали, мы ничего не можем вообразить»/[17] Издавна считалось, что музыкально-творческие способности — это особый дар. Великие русские философы, критики, музыканты, наблюдая и анализируя процесс творчества, обдумывая вопрос о сущности музыкального таланта, высказывали ряд ценных мыслей. Например, по мнению русского философа-материалиста Д.И.Писарева, для развития музыкально-творческих способностей большое значение имеют некоторые природные предрасположения человека, сказывающиеся прежде всего в яркости восприятия музыкальных образов и повышенной впечатлительности. Д.И.Писарев отмечал, что эти психологические особенности «кроются в строении нервов», то есть зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека.[17] С особенностями высшей нервной деятельности и связана впечатлительность, повышенная эмоциональность, имеющая важное значение для творческих способностей.

13 стр., 6067 слов

Раздел 2. Диагностика интересов, склонностей и способностей человека ...

... мышления, к выраженной практической направленности интеллекта, к развитию ручной умелости и мануальных способностей. 4. Комплексы теоретического и практического планов способностей,— это, соответственно, 2 + 4 и 1 + ... ... а) конвенцией, б) компромиссом, в) развязкой, г) сговором, д) примирением. 9. Человека, который плохо относится к новшествам, называют ... а) анархистом, б) либералом, в) ...

Благодаря эмоциональности ребенок передает свои мысли. Яркость восприятия и эмоциональность влияют на особенности памяти. Чем ярче и эмоциональнее восприятие, тем более образной и эмоционально окрашенной является память. Эти положения Д.И.Писарева ценны для отечественной психологии и сегодня. Эстетика прошлого и настоящего дала немало концепций, объясняющих влияние искусства на развитие способностей человека. Среди них концепция философа Э.В.Ильенкова выделяется четкой разработкой именно тех теоретических положений, которые прямо отвечают запросам педагогики и психологии.[13] В форме искусства развивалась и развивается та самая драгоценная способность, которая составляет необходимый момент творчески-человеческого отношения к окружающему миру, — творческое воображение или фантазию. Через развитие воображения искусство, шире — художественная деятельность вообще, культивирует высшие, наиболее совершенные формы восприятия. Такие формы восприятия необходимы развивающемуся человеку, так как способность мыслить и способность видеть мир — это две взаимодополняющие друг друга способности: одна без помощи другой не в состоянии выполнить свою собственную задачу. Сама по себе взятая фантазия или сила воображения, по мысли Э.Ильенкова, принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей.

До недавнего времени процесс обучения музыке и музыкальное воспитание в целом носили преимущественно репродуктивный характер, и лишь в последние годы музыкальная педагогика, психология обратились к детскому творчеству как к одному из ведущих методов воспитания. В связи с этим развитие музыкально-творческих способностей детей, начиная с младшего дошкольного возраста, рассматривается сейчас в качестве важнейшей задачи музыкального воспитания (Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина, А.А.Никитин, Г.С.Ригина, П.В.Вейс, Ф.Д.Брянская, и др.).

[1,6,11,20]. Наличие музыкально-творческих способностей определяет уровень гармонично развитой личности. Успешное решение этой важной задачи воспитания и обучения возможно лишь в том случае, если все факторы — биологические, психологические, социальные, детерминирующие индивидуальное формирование творческих способностей, будут изучены и учтены в педагогическом процессе.

26 стр., 12783 слов

Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего ...

... уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей. Последние два десятилетия ХХ века сопряжены с развитием народной педагогики, в том числе музыкальной и ... музыкальных образов духовно и практически познать окружающий мир и выражать отношение к нему остается нереализованной, если у ребенка не формируется умение осознавать процесс создания музыкально ...

Вопросы развития музыкально-творческих способностей человека являются предметом изучения многих наук: философии, педагогики, психологии. Философский аспект проблемы представлен в работах Д.И.Писарева, Г.В.Плеханова, Э.В.Ильенкова, З.Г.Апресяна, Е.П.Крупника, И.Л.Лейзерова[2,14,17]. Психологической основой для изучения данной проблемы служат труды Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, А.Г.Ковалева и др. К вопросам творческого развития обращались педагоги Г.Рид, К.Рейнольдс, Н.Роджерс, Б.В.Асафьев, Д.С.Кабалевский [11,12,14,16,21]. В отечественной музыкальной педагогической науке имеется ряд научных трудов, посвященных исследованию творческого развития детей: музыкального творчества (Н.А.Метлов, 1940, К.В.Головская, 1944; Н.А.Ветлугина, 1968, К.В.Тарасова, 1988), творческих проявлений дошкольников (А.Н.Зимина, 1988), творческой направленности личности (А.Н.Зимина, 1997), однако недостаточно имеется монографий, диссертационных исследований, всесторонне освещающих динамику развития музыкально-творческих способностей дошкольников. В музыкальной педагогике творческая деятельность рассматривается как естественная для возможностей каждого ребенка (Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, А.А.Мелик-Пашаев и др.).

[3]

Таким образом, в силу своей сложности процесс творчества, выявляющий у детей творческие проявления, остается неизученным, несмотря на определенный интерес к этому вопросу со стороны многих исследователей. Отсюда и неоднозначность в понимании творческих способностей, а принципиальная спонтанность творческого процесса делает его неуловимым для естественнонаучных методов.

  1. Понятие музыкально-творческих способностей

Значительный вклад в разработку общей теории способно­стей внес наш

отечественный ученый Теплов Б.М. В понятии «способности», по его

мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разуме­ются

индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностями назы­вают не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-треть­их, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [21].

Способности, считал Теплов Б.М., не могут существовать ина­че, как в

постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользо­ваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями таки­ми сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответству­ющие способности [21].

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

... (присутствуют оценки «3», «4», «5»). Занимается плаванием, рассматривает музыкальные произведения с точки зрения соревнования. Шкринда Михаил Сергеевич (Родился 17 ... хорошей успеваемостью. Быстро схватывает. Очень любит музыку, ходит в музыкальную школу. Хорошая пластика – занимается восточными танцами. Проявляет инициативу ... Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они ...

Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной об­ласти.

Специальные способности — это способности к опреде­ленной деятельности, которые помогают человеку дости­гать в ней высоких результатов.

Для разных специальных спо­собностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наи­более благоприятно, так как именно в это время форми­руются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способно­сти уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн — в 4 года, Я.Л.Ф. Мендель­сон — в 5 лет, С.С. Прокофьев — в 8 лет! Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у С. Рафаэля — в 8 лет, у Б. Микеланджело — в 13 лет, у А. Дюрера — в 15 лет [5].

Становление специальных способностей, по мнению Немова Р.С., активно начинается уже в дошкольном детстве [18]. Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

А.Н Леонтьев показал, что опре­деленного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспо­соблено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух тра­диционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей) [11]. Если с помощью специальных упражнений нау­чить человека интонировать звуки, т.е.воспроизводить их часто­ту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувстви­тельность и человек оказывается в состоянии различать звуки раз­ной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха.

Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.

В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое) [11].

Все музыкальные способности объединяются единым понятием — музыкальность. «Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» [19].

Музыкальность – это свойство человека исторически обусловленное: люди постепенно привыкали различать в звуках своей речи, природы различные свойства – интонацию, высоту, длительность. Стала появляться интонационная выразительность, на основе которой возникали простейшие художественные образы, формировались музыкальные лады. Со временем способности человека к восприятию музыки, сочинению, исполнению совершенствовались. Вопрос о музыкальности очень важен. Широко распространено неправильное стремление сразу делать вывод о музыкальности или немузыкальности детей, в результате чего многие из них слабо приобщаются к искусству, к миру прекрасного. При этом упускается возможность активного формирования нравственного облика ребенка, его творческого потенциала. Наиболее развернуто обосновал свою точку зрения

по этому вопросу Б.М. Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей». Он показал разнообразные динамические взаимосвязи между музыкой и переживанием субъекта, между деятельностью и способностями, которые при этом развиваются. Им проанализировано также качественное своеобразие музыкальности у отдельных детей.

Музыкальность по Теплову – это «компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при этом необходим для любого вида музыкальной деятельности» [21]. Главный признак её – способность эмоционально отзываться на музыку, воспринимать её как выражение определенного содержания. Выразителями определенного содержания прежде всего являются звуковысотные и ритмические движения, эмоционально воздействующие на слушателя. Следовательно, необходимо единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности.

Б.М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности.

Первая – ладовое чувство — это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеют свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие — неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство — это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками — устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, “прочувствованное восприятие”. Теплов Б.М. называет его

“перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха”. Оно

может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой

окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового

чувства являются любовь и интерес к музыке. Значит ладовое чувство – одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

Вторая – произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии. Это уже элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии — вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Таким образом, музыкально-слуховые представления — это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Она называется слуховым, или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Высокая степень его развития является основой музыкальной памяти и воображения.

Третья способность – ритмическое чувство. Это способность активного (двигательного) переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма, его точного воспроизведения также лежит в основе эмоциональной отзывчивости. эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.

Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее синзетивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

1.3.Методы и средства развития музыкально-творческих способностей

Методы и средства развития музыкально – творческих способностей строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребёнка, организует его деятельность. Применяемые методы зависят от конкретных видов музыкальной деятельности, способов информации, возрастных особенностей детей.

Так для развития эмоционального отклика на музыку используются следующие методы обучения: выразительное исполнение произведений различного жанра и тематики; сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства; образные характеристики музыкальных произведений.

Для развития музыкально-сенсорных способностей – методы объяснения и иллюстрация сенсорных свойств музыки (звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических), графическое их изображение; упражнения в различении этих свойств; применение сведений в процессе практических упражнений; самостоятельное использование музыкально-дидактических игр с сенсорными заданиями.

Для развития ладо – мелодического слуха – методы упражнения и определения двух различных по высоте музыкальных звуков, движения мелодии; ознакомление с графическим изображением мелодической линии; систематическое исполнение певческих упражнений; пение без сопровождения.

Для развития чувства ритма – упражнения и исполнение метроритмических заданий в процессе движения (игры, пляски); упражнения в определении различных ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритма.

Для развития музыкальной памяти – упражнения в последовательном чередовании пения вслух и про себя; упражнение в определении названий произведений по их фрагментам; упражнения в самостоятельном исполнении по слуху простейших мелодий на детских музыкальных инструментах.

Для развития музыкального творчества – упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении, игре на детских инструментах, движении; упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение детей поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; творческие задания как метод развития песенного, танцевального творчества.

Таким образом: ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Ведущая роль в процессе развития музыкально-творческих способностей отводится педагогу, а правильно подобранные методы не только способствуют развитию , но и пробуждают стремление к самостоятельному творчеству в любом виде музыкальной деятельности.

Глава 2. Музыкальное развитие детей среднего дошкольного возраста

2.1 Основные задачи и средства музыкального развития детей среднего дошкольного возраста

Основные задачи музыкального развития детей среднего дошкольного возраста рассмотрим на примере программы «Истоки» (Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова).

В ней отражено базисное содержание дошкольного образования, которое предполагает разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

Для большинства детей пятого года жизни характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот возраст чрезвычайно благоприятным для занятий музыкой. В этом возрасте происходит качественный скачок в развитии музыкального восприятия: они начинают выделять в сложной музыкальной ткани мелодию и составляющие её интонации, ориентироваться в них при определении характера музыкального произведения.

Дети могут воспроизвести в движении характер более сложной и менее контрастной двух- и трёхчастной музыки; самостоятельно определяют жанры марша и танца и выбирают соответствующие движения. Дети уже овладели некоторыми видами основных движений (ходьбы, бега, прыжков), могут согласовывать их с яркими средствами музыкальной выразительности; используют изобразительные и выразительные жесты, мимику при воспроизведении образов животных и птиц, с сюжетных игровых этюдах.

При игре на детских музыкальных инструментах дети могут воспроизвести в ударном оркестре метрическую пульсацию, постепенно переходят к ритмической импровизации. Так же с большим интересом и желанием участвует в музыкальных играх-драматизациях; берет на себя роль того или иного персонажа и музыкально действует в образе, внося элементы творчества в его двигательные и интонационно-речевые характеристики.

Развитие возрастных возможностей будет происходить успешно при выполнении педагогических задач. Необходимо:

  • Поддерживать эмоциональный отклик на музыку, способствовать возникновению потребности в слушании музыки, увеличению запаса музыкальных впечатлений.
  • Развивать умение слушать музыкальное произведение от начала до конца, чувствовать и определять характер, элементарный жанр пьесы.
  • Учить различать тембр инструментов
  • Учить естественной, свободной и выразительной пластике, умению отразить в ней характер музыки
  • Вовлекать детей в музыкально-двигательное творчество.
  • Учить свободно ориентироваться в пространстве зала.
  • В музыкально-двигательных этюдах игрового характера использовать выразительную мимику и пантомиму.
  • Учить детей воспроизводить равномерную метрическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки.
  • Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
  • Формировать и развивать у детей ролевые действия в игре-драматизации, умение принимать воображаемую ситуацию.

Для успешного выполнения данных задач необходимо создать определенные условия.

Во-первых: использование высокохудожественного и доступного детям музыкального репертуара.

Во-вторых: регулярность специальных занятий.

В третьих: материально-техническая обеспеченность педагогического процесса.

В четвертых: важно постоянно поощрять индивидуально-творческие проявления детей.

В пятых: давать задания в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребёнка.

Таким образом: задачи музыкального развития детей среднего дошкольного возраста будут решены только при создании определенных условий и при непосредственном участии взрослых. Ребенок вместе со взрослым, они оба, черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

2.2 Пение – как вид музыкально-творческой деятельности

Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления певческого голоса. Прежде чем рассматривать развитие вокальных данных, попробуем разобраться, что же такое «человеческий голос», его функции.

Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос. Уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько. Во-первых, голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому: ребёнок голосом при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности. Чем сильнее и громче первый крик, тем спокойнее могут быть мать и врачи за жизнь и здоровье новорожденного. Слабый голосок или вообще его отсутствие говорит о возможных проблемах со здоровьем.

Следующая функция: голос – это инструмент общения человека с окружающим миром. В нем проявляется вся гамма чувств и эмоций: любовь, нежность, ненависть, отражается личность человека, его психика.

И, наконец, голос человека при его желании и благоприятных условиях, может стать музыкальным инструментом. При помощи этого инструмента человек может выразить своё настроение, передать в пении своё эмоциональное и душевное состояние. Доказано, что пение гармонизирует деятельность всех жизненно важных органов и систем организма. Кроме того, пение освобождает человека от негативных эмоций, мыслей, снимает нервное напряжение, приводит человека к состоянию покоя, радости. Однако, надо отметить, что пение, музыкальное интонирование – явление очень непростое, и зависит оно от нескольких факторов.

Во-первых, это наличие наследственных музыкальных способностей.

Во-вторых, это окружающая музыкально – певческая среда. Наличие музыкально-певческой среды является фундаментом, на основе которого формируются музыкальные способности ребенка.

Кроме того, сам процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие.

  • Способствует развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти и др.,
  • Активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания,
  • Развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте,
  • Естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки,
  • Улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения,
  • Расширяет диапазон голоса, а значит речевые и певческие возможности,
  • Приводит к тому, что и речевой голос становится более устойчивым и выносливым, выдерживает длительную речевую нагрузку,
  • Создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.

У детей четырёх лет ещё не сформированы ни вокальные связки (которые как таковые возникают лишь к шести годам и доразвиваются к двенадцати годам), ни способность к чистому интонированию мелодии голосом. Певческий голос, у большинства детей очень слаб, часто с хрипотцой, дыхание короткое. Артикуляция нечеткая, некоторые звуки отсутствуют вообще. Однако, уже выявляется тип певческого голоса: высокий, средний, низкий, это зона наиболее свободного и красивого звучания (в процессе занятий может произойти коррекция этих результатов).

Поэтому, основные задачи развития вокальных данных на этом этапе:

— Охранять и беречь детский певческий и речевой голос. Учить детей слушать и слышать красоту звучания певческого голоса человека.

— Формировать у детей потребность и умение подпевать взрослому, а затем петь выразительно и музыкально, никогда не форсируя звук.

— Способствовать становлению резонансных ощущений в пении.

— Учить детей четко артикулировать согласные и ясно произносить гласные звуки.

— Научить читать стихи, тексты песен нараспев в медленном темпе за счет протяжного произношения ударных гласных.

— Учить свободно, без «зажимов» петь короткие распевки и песни в удобной тесситуре, соответствующие типу звучания голоса ребёнка.

— Учить распределять дыхание.

— Развивать чистоту интонирования мелодии голосом.

— Развивать исполнительские способности.

Для выполнения данных задач необходимы определенные условия.

Во-первых, у каждого ребёнка необходимо определить по тембру тип звучания речевого и певческого голоса, общий и примарный диапазоны и соответствии с этими данными разделить детей на три подгруппы: с высокими, средними и низкими голосами.

Во-вторых, начинать работу с речевого этапа, на котором организуются согласные звуки, артикуляционный аппарат в целом.

В-третьих, в процессе специальных двигательных игровых упражнений формировать необходимые ощущения и свободу звукоизвлечения.

В-четвёртых, использовать и укреплять в голосе ребенка главным образом примарный диапазон

В-пятых, формировать правильное положение корпуса во время пения: спина прямая, грудь развёрнутая.

В группе детского сада и в семье должна звучать нефорсированная, негромкая речь ребенка и взрослых. таким же нефорсированным и негромким и свободным должно быть пение взрослых и детей. Вокальный репертуар должен позволять всем детям участвовать в хоровых занятиях и петь в удобной для них тесситуре. Организация такого репертуара предполагает транспонирование имеющихся песен в нужные тональности, использование песен, в которых запев и припев удобны детям с разными голосами.

Таким образом: подчеркнем, что важнейшими условиями развития специальных певческих умений являются: музыкальные способности ребенка и педагогическая помощь в их развитии; целенаправленная работа компетентного музыкального руководителя, владеющего специальными технологиями обучения детей пению.

2.3 Диагностика музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

С целью определения уровня развития музыкально — творческих способностей детей в средней возрастной группе 2010 года была проведена диагностика дошкольников детского сада «Мишутка» города Черногорска. Для исследования была использована методика К.В.Тарасовой.

(см.При­ложение 1).

Методика позволяет фиксировать значи­мые проявления музыкально-творческих способностей и реальные уровни их сформированности у ре­бенка.

Проведя диагностику, мы получили следующие результаты, которые представлены в таблице №1 и протоколе обследования детей №1 (Приложение №2).

Таблица №1

Уровни развития музыкально — творческих способностей детей средней возрастной группы по методики к.В.Тарасовой на констатирующем этапе эксперимента

Способности

высокие

средние

низкие

Пение

1

40

53,3

6,7

2

40

53,3

6,7

Игра на ДМИ

1

66,7

33,3

2

53,3

20

26,7

Ритм

1

40

60

2

53,3

46,7

Движение

1

60

40

2

40

60

Из приведенных в таблице данных мы видим, что в разделе Пение (звукоимитация, вопросно – ответные интонации)) – 40% детей имеют высокий уровень развития, 53,3 % — средний, и 6,7 % — низкий. Игра на ДМИ (Звуки окружающего мира) – 66,7 % — высокий уровень, 33,7 % — низкий, то есть тембровое несоответствие звуков. Игра на детских музыкальных инструментах: (Выразительная импровизация) – 53,3 % — высокий уровень, 20 % — средний, 26,3 % — низкий уровень (ритмическое однообразие мелодии).

Ритм (ритмизирование стихов хлопками) – 40% — высокий уровень, 60 % средний. Ритм (воспроизведение ритмических рисунков хлопками) – 53,3 % — высокий уровень, 46,6 % — средний. Движение (соответствие движения характеру и темпу музыки) – 60 % — высокий уровень, 40 % — средний. Движение (создание динамического образа) – 40% — высокий уровень, 60% — средний.

Анали­зируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложе­ния. У детей этой группы надо обратить внимание на развитие чувства ритма. Отсюда и есть проблемы с игрой на ДМИ. Следует отметить, что высокий уровень музыкально-творческого развития показали дети, занимающиеся в вокальной студии «Маленькая страна» при ДМШ №3 г. Черногорска. (6 человек).

Они с легкостью справились со всеми заданиями. Уровень ниже среднего по нескольким видам показал ребенок (Вова А), который только первый месяц посещает детское дошкольное учреждение.

Результаты диагностики показали, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специ­альную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может осу­ществляться эта работа.

На специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, разви­тию речи нужно давать детям задания творческого характера.

Ог­ромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. Кроме этого есть специальная игровая методика обучения детей пению. (Методика О.В. Кацер).

Дети с помощью игры приобретают определенные вокальные навыки, учатся импровизировать.

Говоря о проблеме развития музыкально-творческих способностей детей, хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны роди­телей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому, целесообразно проводить специ­альные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, по­чему так важно развивать музыкально-творческие способности с детства; какие условия необ­хо­димо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Таким образом: мы видим, что по результатам диагностики воспитанники данной группы имеют примерно среднее развитие музыкально-творческих способностей. Необходимо проводить специ­альную работу, направленную на развитие творческого воображения детей как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Особенно обратить внимание на развитие вокальных способностей и игре на детских музыкальных инструментах. И самое главное, это переход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями.

Заключение

По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкально — творческих способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».

Раннее проявление  музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка уйдет невосполнимо.

Из всего вышесказанного мы видим, что обучение пению необходимо начинать именно в четыре года, так как в этом возрасте у ребенка происходит качественный скачок в развитии интонации и выявляется тип певческого голоса. Кроме того, сам процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие. Что именно пение является основой развития музыкально-творческих способностей, так как научить петь невозможно, не развивая чувство ритма, ладовый, звуковысотный, динамический слух. А это возможно при использовании различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, детские музыкальные игры и музыкально-дидактические игры.

Успешное развитие музыкально – творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

  • Наличие музыкально-певческой среды
  • использование высокохудожественного и доступного детям музыкального репертуара.
  • регулярность специальных занятий.
  • материально-техническая обеспеченность педагогического процесса
  • важно постоянно поощрять индивидуально-творческие проявления детей.
  • давать задания в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребёнка.
  • Поддерживать эмоциональный отклик на музыку, способствовать возникновению потребности в слушании музыки, увеличению запаса музыкальных впечатлений.
  • Вовлекать детей в музыкально-двигательное творчество.
  • Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах как на занятиях так и в самостоятельной деятельности
  • Совместная работа с родителями.

Приложение 1

Диагностика музыкально — творческих способностей детей

(по К.В.Тарасовой)

Средний дошкольный возраст

1. Пение.

1) Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звукам природы и голосам животных).

Озвучить рассказ.

«Вышла Машенька утром во двор, солнышко светит, весело. Увидел её щенок и весело залаял «Тяф, тяф, тяф». На окошке лениво растянулась кошка, она тоже поприветствовала Машеньку, она лениво промяукала ей «Мяу». На дереве сидела мама-птичка, она звала своих птенчиков «Чик-чирик», на что ей птенчики дружно отвечали «Чик-чирик, чик-чирик». Вдруг подул ветерок «У-у-у-у-у», листики на деревьях зашуршали «Ш-ш-ш-ш». На небе появилась тучка и закапал теплый летний дождик «Кап-кап-кап». Машенька побежала домой.

Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация.

Средний уровень – образная звукоимитация.

Низкий уровень – отказ.

2) Вопросно-ответные интонации.

Вопросные: музыкально-дидактическая игра «Где игрушки?»

Атрибуты: картинки с изображением игрушек (машинка, кукла, зайчик, медведь)

Ход игры: Я хочу показать картинки, они волшебные. Надо только спросить «Где машинка, или «Где кукла», они сразу здесь покажутся….Но только это надо спеть.

Ответные: музыкально-дидактическая игра «Кто в домике живет».

Атрибуты: домик с окошком, фигурки зверей (Мышка, медведь, зайчик, волк)

Ход игры: воститатель «подводит» к окну куклу и поет «Кто в домике живет?», ребенок должен пропеть, подражая интонации персонажа «Я – мышка», «Я – мишка», «Я – зайка», «Я – волк»

Высокий уровень – использование 1-2 звуков.

Средний уровень – на одном звуке.

Низкий уровень – проговаривание ответа.

 

2. Игра на музыкальных инструментах

1) Изобразить на инструменте звуки окружающего мира

Озвучить

Кап-кап, тук-тук-тук

По стеклю раздался стук

Это дождик по утру

Разбудил всю детвору.

Мишка в гости к нам идет

Топ – топ – топ – топ

Громко песенки поет

Топ – топ – топ – топ

Села птичка на окошко

Посиди ещё немножко

Посиди, не улетай

Улетела….ай

Вот идет серый волк

Он зубами громко щёлк.

Высокий уровень – тембровое соответствие.

Низкий уровень – тембровое несоответствие.

2) Выразительная импровизация.

Озвучить рассказ.

…….у нас сегодня самый настоящий музыкальный руководитель. Она будет сегодня нам играть на металлофоне. А я буду выполнять все, что она сыграет. И так, начнем. Зашли мы на занятие и дружно замаршировали…..А теперь легко побежали…..а сейчас ножками затопали….Ручки тихо вверх подняли и легонько помахали…..молодец.

Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие.

Средний уровень – ритмическое разнообразие.

Низкий уровень – ритмическое однообразие.

 

3. Ритм.

1) Ритмизирование стихов хлопками.

Вот лягушка по дорожке

Скачет вытянувши ножки

Ква-ква-ква

Ква-ква-ква

Высокий уровень – точно.

Средний уровень — 1-2 ошибки.

Низкий уровень – отказ.

2) Воспроизведение ритмических рисунков хлопками.

Высокий уровень – точно.

Средний уровень – 1-2- ошибки.

Низкий уровень — беспорядочный ритм.

 

4. Движение.

1) Соответствие движения темпу и характеру музыки.

Музыкально – ритмические движения: «Весёлый ослик», «Мячики прыгают, мячики покатились»

Высокий уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру и темпу.

Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом.

Низкий уровень – неточное изображение характера, несоблюдение темпа.

2) Создание динамического образа.

Музыкальная игра-драматизация по русской народной сказки «Колобок»

Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.

Средний уровень — создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.

Низкий уровень – отказ.

Приложение №2

Протокол обследования детей №1

по методике К.В.Тарасовой на констатирующем этапе эксперимента

дети

пение

игра на ДМИ

ритм

движения

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Даша К

Оля Н

Саша М

Сашенька М

Максим М

Эллина В

Катя В

Вика Ц

Марина А

Олеся М

Данил Б

Вова А

Лена К

Ваня Б

Женя О

в

ср

в

в

ср

в

в

ср

ср

в

ср

н

ср

ср

ср

в

ср

в

в

ср

в

в

ср

ср

в

ср

н

ср

ср

ср

в

н

в

в

н

в

в

н

в

в

н

н

в

в

в

в

ср

в

в

н

в

в

ср

ср

в

н

н

в

в

н

в

ср

в

в

ср

в

в

ср

ср

в

ср

ср

ср

ср

ср

в

ср

в

в

ср

в

в

в

ср

в

ср

ср

в

ср

ср

в

в

в

в

ср

в

в

ср

ср

в

ср

ср

в

в

ср

в

ср

в

в

ср

в

в

ср

ср

в

ср

ср

ср

ср

ср

В – высокий уровень

Ср – средний уровень

Н – низкий уровень

Список литературы

1 Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста: Сборник. – М., 1983.

2. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.:

Наука, 1977. –

3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.– Л.: Музыка, 1973.Музыка, 1987.

4. Бабаджан Т. С. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. — М., 1930.

5. Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.

6. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания – М.: Просвещение 1982.

7. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.

8. Ветлугина Н.А., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 1983;

9. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М.:

Искусство,1989.

10. Искусство в жизни детей / Опыт художественных занятий с младшими

школьниками. Книга для учителя: Из опыта работы/. – М.: Просвещение, 1991.

11. Как определить и развить способности ребенка? – Сост. В.М. Воскобойников.– СПб.: Риспекс, 1996.

12. Как развивать и воспитывать способности у детей /Книга для родителей/. –М.: АПН РСФСР, 1968.

13. Комарова Т.С. Дети в мире творчества – М., 1995.

14. Крутецкий В.А. Психология. – М., 1980.

15. Кулаковский Л. Песня, ее язык, структура, судьба. – М., 1962.

16. Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977.

17. Ломпшер И., Гулаш Р. Развитие способностей //Психологические основы

формирования личности в педагогическом процессе. – М., 1981.

18. Немов Р.С. Психология. М., 1997.

19. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997

20. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998.

21. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.,1961.