Проблема “ума” в комедии А.Грибоедова «Горе от ума».

Особенности русского романтизма. Творчество Жуковского.

Основоположником русского романтизма считают Жуковского. Его поэзия – это история его души, волнений, мечтаний и мыслей. Жуковский очень красиво изображал внутренний мир человека. Своим учителем в русской поэзии он считал Карамзина и в начале своего творческого пути находился под сильным влиянием сентиментализм. Его стремлением было умение вести человека к абсолютной свободе. Хотя его произведения передавали грусть и разочарование, он мог передать глубоко личные раздумья и переживания человека. Любовная лирика Жуковского в котором отражена его любовь к Маше Протасовой, сильно впечатляет. В его стихах передается тоска и трагедия утраты любимого человека, выдавшего замуж за другого и рано умершей. Одним из более ярких художественных выражений его романтизма – это стихотворение “Море”. Рисуя морской пейзаж, он постоянно проводит сопоставление меж природным и человеческим миром. Особенность стихотворения заключается в том, что одушевляются не только отдельные части природного мира, а само море становится живым существом. Читателю кажется, что душа моря подобна душе человека и в нем отражаются и горе и радость, и зло и добро, и свет и мрак – все то, что существенно человеку. Он использовал особенные художественные средства, которые основаны на создании романтических символов, использовании эмоциональных эпитетов. Он был не только великим представителем русского романтизма, а еще и переводчиком, благодаря которому русскому народу стали доступны произведения Гете и Шиллера, Байрона и Скотта, также ему принадлежат переводы “Одиссеи” Гомера и первый стихотворный перевод “Слова о полку Игореве”.

 

Проблема “ума” в комедии А.Грибоедова «Горе от ума».

Отражение проблемы ума видно даже в названии комедии. Грибоедов хотел показать положение в обществе человека умного, здравомыслящего, не равнодушного к судьбам людей в родном Отечестве. Для автора таким героем является Чацкий, так как по замыслу он хотел показать ситуацию, когда «двадцати пяти глупцам противостоит один здравомыслящий». Но в комедии отношение к Чацкому других действующих лиц и мнение о нём прямо противоположны тому, что отмечает в этом герое автор. Ум Чацкого вовсе не очевиден для окружающих, скорее наоборот: именно главный герой назван безумцем.

С точки зрения высокопоставленного чиновника Фамусова, Чацкого нельзя считать умным и деловым человеком, так как он часто поступает вразрез с общепринятыми понятиями. Чацкий не умеет управлять имением с выгодой для себя и получать высокие доходы, обирая крестьян в целях собственной наживы. Он не воспользовался, будучи на государственной службе, связями и возможностями, чтобы добиваться высоких чинов, наград и строить карьеру, а занялся науками, приобретал образование за границей, что у дворян старшего поколения считалось неразумным. Все эти доводы Фамусова основаны на высказываниях Чацкого по различным проблемам современности и позволяют чиновнику назвать главного героя опасным человеком, а особенность его мышления отождествить с вольнодумством и безумием. Действительно, разве станет умный, в понимании дворян, человек «вызывать огонь на себя» резкой критикой тех, с кем встречается в доме Фамусова. А.С.Пушкин по этому поводу сказал несколько грубовато, но точно, считая, что Чацкому не следовало “сыпать бисер перед свиньями…” Он напрасно говорит о безнравственности помещиков и дворян, о нарушении ими законов и о других пороках общества, так как гости Фамусова за такое поведение единодушно объявят Чацкого сумасшедшим.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Ум Чацкого также считает бесполезным и даже вредным для окружающих дочь Фамусова Софья, в которую влюблён герой. Ей неприятен критичный подход Чацкого ко всему, что самой Софье дорого, она в его речах и поведении видит желчность, озлобленность, постоянное недовольство всем и всеми, и это для неё хуже змеиного яда. Девушка понимает, что нелегко быть рядом с раздражённым человеком, выслушивать его, хотя и называет ум Чацкого блестящим, гениальным. Однако для семейной жизни более приемлемым считает «ум» Молчалина, то есть его умение приспосабливаться и во всём находить выгоду. С этим вынужден согласиться и Чацкий: «Молчалины блаженствуют на свете». Действительно, в понимании многих, Молчалин поступает гораздо дальновиднее Чацкого, когда ищет покровительства у авторитетных людей, в том числе среди женщин, так как хочет «и награжденья брать, и весело пожить». Он вежлив, скромен, услужлив и «дойдёт до степеней известных», потому что в обществе московских дворян каких-либо умных мыслей не высказывает, что и позволяет многим его знакомым чувствовать своё превосходство над мелким служащим. Молчалин чётко знает, как надо действовать «с умом», чтобы использовать служебное положение в личных интересах. В этом его цели похожи на стремления Скалозуба, который «слова умного не выговорил сроду», но «счастлив в товарищах», так как по разным обстоятельствам «вакансии открыты». Скалозуб готов любыми средствами достигать желаемого: «Мне только бы досталось в генералы».

Вот такие «умы» и нужны были московскому дворянству, а Чацкий, с его критическим отношением к действительности, не вписывался в этот круг, хотя Фамусов рекомендовал его своим гостям как «малого с головой»: «Он славно пишет, переводит». Но, признавая образованность Чацкого, Фамусов полагает, что таким приобретением нужно пользоваться умело, осторожно и только ради обогащения или достижения высокого положения в обществе. В противном случае ум может и навредить, как это и происходит с Чацким или князем Фёдором: «Ученье – вот чума, учёность – вот причина…» Софья, как и её отец, легко причисляет Чацкого к сумасшедшим, желая отомстить ему за насмешки над Молчалиным. Герой вынужден покинуть дом Фамусовых, где его ум был так неприятен окружающим. Он не приобрёл здесь друзей или единомышленников, а только познал «горе от ума» и готов бежать отсюда, чтобы приглушить душевную боль. Было ли такое место в России, где герой Грибоедова мог найти «уголок оскорблённому чувству»? Наверное, Чацкий должен ехать туда, где уже существовали тайные общества будущих декабристов, где ценили умных людей, готовых использовать свои знания и силы для назревших преобразований в Отечестве. В понимании передовых дворян, ум должен быть свободным, «вольным», а значит, вольнодумство было для декабристов не ругательным словом или определением порока, опасного недуга, а наоборот. Смелость Грибоедова была высоко оценена современниками с передовыми убеждениями, так как его герой Чацкий был близок по духу будущим декабристам. Он вызывал симпатии тем, что испытывал потребность борьбы с косностью, невежеством, жестокостью, несправедливостью и другими пороками современного ему общества. При общении с представителями московского дворянства он увидел непонимание, враждебное к себе отношение, кроме того, положение его осложнилось трагедией в любви и одиночеством. Поэтому А.С.Грибоедов определил состояние Чацкого как «горе от ума», с чем, разумеется, следует согласиться.

9 стр., 4094 слов

Формирование жанровой разновидности сатирической комедии «На ...

... ещебольше распространилась «призрачная деловитость»,пустопорожняя суета и видимость деловой жизни. О настоящем буржуазном дельцеОстровский вскоре напишет другую комедию («Бешеные деньги»), а «На всякого мудрецадовольно простоты» ... прошлого, лишь воображающие, что они активные деятели жизни, а насамом деле — глупые и беспомощные. Можносказать, что комедия «На всякого мудреца довольно простоты» несет ...

Новаторство в построении сюжета и конфликта в комедии А.Грибоедова «Горе от ума». Особенности языка.

Есть два конфликта: любовный и общественный.

Особенности конфликта комедии «Горе от ума»( А.С Грибоедов)
В пьесе «Горе от ума» несколько конфликтов, тогда как необходимым условием классицистической пьесы было наличие только одного конфликта.
«Горе от ума» — комедия с двумя сюжетными линиями, и на первый взгляд кажется, что в пьесе два конфликта: любовный (между Чацким и Софьей) и общественный (между Чацким и фамусовским обществом).
Пьеса начинается с завязки любовного конфликта — Чацкий приезжает в Москву к любимой девушке. Постепенно любовный конфликт перерастает в общественный. Выясняя, любит ли его Софья, Чацкий сталкивается с фамусовским обществом. В комедии образ Чацкого представляет новый тип личности начала XIX века. Чацкий противопоставлен всему консервативному, закостенелому миру Фамусовых. В своих монологах, высмеивая быт, нравы, идеологию старого московского общества, Чацкий пытается открыть глаза Фамусову и всем остальным на то, как они живут и чем они живут. Общественный конфликт «Горя от ума» неразрешим. Старое барское общество не слушает свободолюбивого, умного Чацкого, оно его не понимает и объявляет сумасшедшим.
Общественный конфликт в пьесе А. С. Грибоедова связан с еще одним конфликтом — между «веком нынешним» и «веком минувшим».

Чацкий — это тип нового человека, он является выразителем новой идеологии нового времени, «века нынешнего». А старое консервативное общество Фамусовых относится к «веку минувшему». Старое не хочет сдавать позиции и уходить в историческое прошлое, тогда как новое активно вторгается в жизнь, пытаясь установить свои законы. Конфликт старого и нового — один из основных в русской жизни того времени. Этот вечный конфликт занимает большое место в литературе XIX века, например, в таких произведениях, как «Отцы и дети», «Гроза». Но этим конфликтом не исчерпываются все коллизии комедии.
Среди героев грибоедовской пьесы, пожалуй, нет глупых людей, у каждого из них есть свой житейский ум, то есть представление о — жизни. Каждый из персонажей «Горя от ума» знает, что ему надо от жизни и к чему он должен стремиться. Например, Фамусов хочет прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, чтобы не дать повод быть осуждаемым могущественными светскими львицами, такими, как Марья Алексевна и Татьяна Юрьевна. Поэтому Фамусов так обеспокоен поисками достойного мужа для своей дочери. Цель жизни Молчалина — это тихо, пусть даже медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он даже не стыдится того, что будет много унижаться в борьбе за достижение своих целей: богатства и власти («и награжденья брать, и весело пожить»).

14 стр., 6594 слов

Лишний человек в произведениях русских писателей 19 века

... Первые признаки такого типа воплотились в образе Чацкого, главного героя бессмертной комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». «Грибоедов – «человек одной ... с фамусовским обществом делает невозможным мирное разрешение конфликта между незаурядной личностью и косным укладом жизни, тем самым ... нечто лишнее стоит». Помимо Онегина, многие критики XIX века и некоторые литературоведы ХХ к типу «лишнего человека» ...

Он не любит Софью, а смотрит на нее как на средство для достижения своих целей.
Софья, как одна из представительниц фамусовского общества, начитавшись сентиментальных романов, мечтает о робком, тихом, нежном любимом, за которого она и выйдет замуж и сделает из него «мужа-мальчика», «мужа-слугу». Именно Молчалин, а не Чацкий подходит под ее мерки будущего мужа.
Итак, Грибоедов в своей комедии не только показывает, как безнравственны и консервативны типичные представители московского общества. Для него важно также подчеркнуть, что все они по-разному понимают жизнь, ее смысл и идеалы.
Если мы обратимся к заключительному действию комедии, то увидим, что каждый из героев оказывается несчастным в конце. Чацкий, Фамусов, Молчалин, Софья — все остаются со своим собственным горем. А несчастны они из-за своих неправильных представлений о жизни, неправильного понимания жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь! «Ах! Боже мой! что станет Говорить княгиня Марья Алексевна», — восклицает он, считая себя несчастнейшим из всех людей.
Молчалин не менее несчастлив.

Все его старания пропали даром: Софья уже ничем больше ему не поможет, а может быть, что еще хуже, нажалуется папеньке.
И у Софьи свое горе; ее предал любимый человек. Она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.
Но самым несчастным из всех оказывается Чацкий, пылкий, вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закоснелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Чацкий, веривший только в свой ум, в то, что умная девушка не может предпочесть дурака умному, так сильно разочаровывается в конце. Ведь все, во что он верил — в свой ум и передовые идеи, — не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него навсегда. Кроме того, именно из-за его свободолюбивых мнений фамусовское общество отвергает его и объявляет сумасшедшим.
Таким образом, Грибоедов доказывает, что причина трагедии Чацкого и несчастий остальных героев комедии — в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. «Ум с сердцем не в ладу» — вот основной конфликт «Горя от ума». Но тогда возникает вопрос, какие представления о жизни истинные и возможно ли счастье вообще.

Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на эти вопросы. Чацкий глубоко симпатичен Грибоедову. Он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста: Чацкий пылок, мечтателен, вольнолюбив. Но и его взгляды далеки от реальной жизни и не приводят к счастью. Может быть, Грибоедов предвидел трагедию декабристов, веривших в свою идеалистическую теорию, оторванную от жизни.
Таким образом, в «Горе от ума» несколько конфликтов: любовный, общественный, конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», но основным, на мой взгляд, является конфликт идеалистических представлений о жизни и реальной жизни. Грибоедов был первым писателем, поднявшим данную проблему, к которой в дальнейшем будут обращаться многие писатели XIX. века: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.

23 стр., 11193 слов

Роль эмоций в жизни человека

... незабываемыми. Не вызывает сомнений, что они эмоционально окрашивают нашу жизнь, что моменты стресса могут погубить человека или, наоборот, спасти ... направляет восприятие, мышление и действие. Под ролью эмоций в жизни человека понимается, то какое влияние оказывают эмоции на ... ими управлять, нужно знать какой отпечаток откладывают на нашу жизнь и на нас эмоции. Сейчас, когда необходимо научиться ...

 

Особенности языка.

Комедия наполнена фразами и выражениями, которые впоследствии вошли в язык как «крылатые». Это предсказывал еще А.С. Пушкин в своих критических статьях о «Горе от ума»: он говорил, что минимум половина текста должна превратиться в пословицы и поговорки. Люди и поныне используют грибоедовские выражения, не задумываясь даже, откуда они взялись. Например, «Счастливые часов не наблюдают», «И дым Отечества нам сладок и приятен», «Служить бы рад прислуживаться тошно!», «Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом!» все знают эти высказывания, и далеко не все знают их автора. Это служит доказательством того, что комедия до сих пор не потеряла и никогда не потеряет своей актуальности, ведь в ней описаны вечные проблемы и неизменные человеческие характеры. Все те образы, которые присутствуют в комедии, живы и сегодня, просто они немного адаптировались под современные реалии. Грибоедову удалось идеально отразить не только всю подноготную российского общества начала XIX века, но все грани человеческой натуры.

Фамусовское общество в комедии горе от ума.

В своей комедии “Горе от ума” Грибоедов прямо противопоставляет Чацкого всем остальным (без исключения) персонажам. Противостоит главному герою общество Фамусова и его окружения: Молчалин, Скалозуб, Репетилов и прочие. В их обществе царит внешний лоск, но это великолепие — броское, яркое, материальное — скрывает рядом с собой страшную моральную нищету. Такие, как Фамусов или Скалозуб, имели по нескольку десятков крепостных крестьян, готовых тешить их барскую праздность.
В этот период модно было внешнее французское воспитание, внешнее усвоение французской культуры. В этом обществе смесь “французского с нижегородским” наблюдается не только в разговоре. Среди членов фамусовского общества наблюдались и самые дикие крепостнические проявления, ведь они имели полную власть над людьми.
Занятия их заключались “в пирах и мотовстве”, в балах, обедах, ужинах и танцах. Представители фамусовского общества — дворяне. Они, опора трона, зная это, стараются не пропустить в свое общество представителей других сословий, которые бы затмили их значение в государстве. В их общество могут попасть только такие Молчалииы, ученики Фамусова, которые будут льстить, “сгибаться в перегиб” и т.д.
Эти люди ценят такие качества в человеке, потому что и сами они таковы.
Идеалы Фамусова — Кузьма Петрович или Максим Петрович, который “не то на серебре, не то на золоте едал, сто человек к услугам, век при дворе”…
.

15 стр., 7176 слов

Любовь в лирике Фёдора Ивановича Тютчева

... работы ставлю: показать влияние любовного чувства на творчество поэта, определяю следующие задачи: рассмотреть любовную лирику Тютчева, а ... происходил из родовитой, упоминаемой еще в летописях четырнадцатого века, но небогатой семьи, владевшей, впрочем, кроме Овстуга, ... его русскому языку Сергей Егорович Раич, тогда - молодой поэт и переводчик, впоследствии – журналист и издатель, магистр словесности. ...

Благодаря их идеалам, им свойствен формальный, бюрократический подход к их обязанностям, только бы стать “не хуже других”, только бы любой ценой выбиться в люди. В их .сознании цель оправдывает средства — и если унижением можно достичь цели, стоит унизиться.
. Идеалы Скалозубов, аракчеевских офицеров, заключаются в том, что им “только бы досталось в генералы”. Вспомните, с каким цинизмом говорится о том, каким методом хорошо бы добиться повышения!..
На все проявления какой-то свободной мысли, чувства они хотят дать “фельдфебеля в Вольтеры”, задушить все крепкой палочной дисциплиной. Однако Молчалины, “блаженствующие на свете”, еще более страшны: это представители “молодого” поколения, перенявшие все самые плохие черты у старших и добавившие ко всему тому еще “умеренность и аккуратность”.
Их идеалы: “и награжденья брать и весело пожить”. Причем к идеалу своему они стремятся через покровительство какой-нибудь Татьяны Юрьевны. С это-то силой и будут бороться в дальнейшем Чацкие.
Представители фамусовского общества борются со всеми новшествами, которые могут поколебать их теперешнее положение в обществе.
Они хотят “собрать все книги бы да сжечь”, и не только книги, но и все передовое, новое, что мешает на их пути.
Но мы-то, читатели, беря в руки эту книгу в конце двадцатого века, уже точно знаем —(Пришли иные времена. И, читая комедию или видя ее постановку, мы от души смеёмся над Фамусовым и его окружением, искренне сочувствуем Чацкому… Юмор и сатира Грибоедова поистине беспощадны.
Мы знаем, что старая сила будет сломлена. Чацкие нанесли ей такой удар, от которого она уже не сможет оправиться. Роль Чацких, по словам Гончарова (статья “Мильон терзаний”, “страдательная, но и всегда победительная, они сеют только, а поживать будут другие, Чацкие сломлены количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством своей силы”.И мы, читатели, полностью соглашаемся с этими словами.

5. Образы Чацкого и Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

 

В своей неувядающей комедии «Горе от ума» Грибоедов сумел создать целую галерею правдивых и типичных ха­рактеров, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд.

И Софья, и Чацкий несут в себе те качества, которыми не обладают большинство представителей фамусовского общества. Их отличает сила воли, способность переживать «живые страсти», самоотверженность, умение делать соб­ственные выводы.

Софья и Чацкий росли и воспитывались вместе в доме Фамусова:

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой…

За время, проведенное вместе, Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полю­бил ее за эти качества. Когда он, повзрослевший, набрав­шийся ума, многое повидавший, возвращается на родину, мы понимаем, что его чувств «ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест». Он счастлив видеть уди­вительно похорошевшую за время разлуки Софью и ис­кренне радуется встрече.

Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Начитавшись французских сен­тиментальных романов, Софья жаждет любви и хочет быть любимой, но Чацкий далеко, поэтому она избирает для выражения своих чувств человека, уж никак не достойно­го ее любви. Льстец и лицемер, «жалчайшее созданье» Мол­чалин лишь использует отношения с Софьей в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по служебной лестнице. Но Софья, обуреваемая чувствами, не в силах разглядеть истинного лица под маской, и поэтому направ­ляет искреннюю, нежную, готовую на жертвы любовь на труса и низкопоклонника.

10 стр., 4797 слов

Пушкин А.С.

... мимике и движениях, и которые в литературном произведении, предназначенном для чтения, описываются поэтом. Пушкин с раннего детства сочинял пьесы. В семи-восьмилетнем возрасте он разыгрывал ... в псковское имение Михайловское. Первая Михайловская осень была плодотворной для поэта. Пушкин завершает стихотворения "Разговор книгопродавца с поэтом", "К морю" - лирическое раздумье о судьбе человека эпохи ...

Чацкий довольно скоро понимает, что Софья не разде­ляет его чувств, и хочет знать, кто же ее избранник — его соперник. Многое говорит о том, что этот счастливчик — Молчалин, но Чацкий никак не хочет и не может этому поверить, видя как на ладони истинную сущность низкого подхалима.

Но есть ли в нем та страсть, то чувство,

пылкость та,

Чтоб кроме вас ему мир целый

Казался прах и суета?

Чтоб сердца каждое биенье

Любовью ускорялось к вам?

Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь невозможно заставить сердце полю­бить! Однако он стремится познать логику ее поступков, выбора, он хочет знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находит их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась критически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представи­тельницу фамусовского общества.

Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защи­тить свою любовь. Она испытывает глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, поэтому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращается для девушки во врага. Защищая свою лю­бовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близ­кому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумас­шествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацко­го не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он «не свой», из другого круга:

Да этакий ли ум семейство осчастливит?

А Чацкий тем временем все ищет определения чув­ствам Софьи и обманывается, потому что все то, что прези­раемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродете­ли. Чацкий все надеется на ясность разума и чувств Со­фьи, и поэтому в который раз списывает Молчалина со счетов:

С такими чувствами, с такой душою

Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

Но вот трагический миг разгадки! Этот миг на самом деле жесток и трагичен, поскольку пострадали от него все. Что же вынесли из этого урока наши герои?

Чацкий настолько потрясен простотой разгадки, что рвет не только нити, связывающие его с фамусовским обще­ством, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорблен­ный и униженный выбором ее до глубины души.

Вот я пожертвован кому!

Не знаю, как в себе я бешенство умерил!

Глядел, и видел, и не верил!

Он не может сдержать своих эмоций, своего разочарова­ния, негодования, обиды, и во всем винит Софью. Теряя самообладание, он упрекает девушку в обмане, хотя имен­но во взаимоотношениях с Чацким Софья была хоть жес­тока, но честна. Теперь же девушка действительно в неза­видном положении, но у нее хватает силы воли и чувства собственного достоинства порвать отношения с Молчалиным и признаться себе в своих иллюзиях и ошибках:

23 стр., 11292 слов

Эволюция психологизма Пушкина

... 19 века 3. Рассмотреть эволюцию психологизма в лирике Пушкина на основе анализа стихотворений поэта в разные периоды его жизни. Научная новизна данной работы заключается в том, что ... впервые анализируется лирика Пушкина с целью эволюции психологизма в его ...

Я с этих пор вас будто не знавала.

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их.

Но чтобы в доме здесь заря вас не застала.

Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.

Во всем случившемся Софья винит «себя кругом». Ее положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и ос­тавшись с разгневанным отцом, она опять одна. Некому будет помочь ей пережить горе и унижение, поддержать ее. Но мне хочется верить, что она справится со всем, и что Чацкий, говоря: «Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом», — неправ.

Комедия Грибоедова еще раз напомнила мне, что в ис­токах поступков людей лежат неоднозначные, зачастую противоречивые мотивы, и для того, чтобы правильно раз­гадать их, нужно обладать не только ясным умом, но и интуицией, широким сердцем, открытой душой.

 

Роль Монлогов Чацкого.

 

«Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен» (И. А. Гончаров).
«Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен… Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными…» (А. С. Пушкин).
«Молодой Чацкий похож на Стародума… В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека, да и то бешеного и скучного…» (77. А. Вяземский).
«…В Чацком комик не думал представить идеала совершенства, но человека молодого, пламенного, в котором глупости других возбуждают насмешливость, наконец, человека, к которому можно отнести стих поэта: Не терпит сердце немоты» (В. Ф. Одоевский).
«Горе от ума» — «общественная» комедия с социальным конфликтом «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий является идеологом «века нынешнего». Как все идеологи в комедии, он высказывается монологически.
Именно в монологах раскрывается отношение Чацкого к основным аспектам современной ему жизни: к воспитанию («Хлопочут набирать учителей полки…»); к образованию («…Чтоб грамоте никто не знал и не учился»); к службе («Как тот и славился, чья чаще гнулась шея…»); к чинам («А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»); к иностранцам («Ни звука русского, ни русского лица…»); к крепостному праву («Тот Нестор негодяев знатных…»).
Многие высказывания Чацкого выражают мнение самого Грибоедова, то есть можно говорить, что Чацкий выступает в роли резонера.
Монологи Чацкого появляются в комедии в переломные моменты развития сюжета и конфликта.
Первый монолог — экспозиция («Ну что ваш батюшка?..»).

Конфликт только намечается. Чацкий дает яркую характеристику московских нравов.
Второй монолог («И точно, начал свет глупеть…») — завязка конфликта. В нем дается резкое противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего».
Третий монолог («А судьи кто?») — развитие конфликта. Это программный монолог. В нем наиболее полно и всесторонне изложены взгляды Чацкого.
Четвертый монолог — важен для развития любовной интриги. В нем воплощается отношение Чацкого к любви.
Пятый монолог («В той комнате незначащая встреча…») — кульминация и развязка конфликта. Никто не слышит Чацкого, все танцуют или увлеченно играют в карты.
Шестой монолог («Вы помиритесь с ним, по раз-мышленьи зрелом…») — развязка сюжета.
В монологах раскрываются не только мысли и чувства Чацкого, но и его характер: пылкость, увлеченность, некоторый комизм (несоответствие между тем, что и кому он говорит).
Монологам Чацкого присущи черты публицистического стиля. «Говорит, как пишет», — характеризует его Фамусов. Чацкий использует риторические вопросы, восклицания, формы повелительного наклонения.
В его речи много слов и выражений, относящихся к высокому стилю, архаизмов («ум, алчущий по-знанья»).
Нельзя не отметить афористичность высказываний Чацкого («Свежо предание, а верится с трудом…»)

10 стр., 4565 слов

В творчестве Пушкина выделяются следующие периоды:

... июль 1824) — поворотный этап в жизни и творчестве Пушкина. Изменился его жизненный статус: оставаясь чиновником, он превратился в опального дворянина, поэта-изгнанника. Сроков службы вдали от Петербурга ... символы веры — гармоничная «звезда пленительного счастья» и прекрасная заря «свободы просвещенной» — уже не привлекали Пушкина. Он проявлял нетерпение, уповая не на политическую мудрость деспота, а ...

 

Любовная лирика Пушкина

Творчество Пушкина настолько же гениально, насколько неисчерпаемо. Его поэзия несет светлую радость вот уже многим поколениям, пробуждает наши чувства, мысли, пе­чалит и веселит, не дает уснуть по ночам. Удивительный мастер слова, Александр Сергеевич напоил нашу жизнь своей живительной поэзией, и она стала ярче, свежее, рас­пустилась благоухающим цветком.

Невозможно представить творчество Пушкина без люб­ви. Это чувство помогало ему бороться и надеяться, меч­тать и печалиться, восхищаться и страдать. Не только поэзия, вся жизнь поэта была проникнута любовью: к дру­зьям, родине и, конечно же, женщине.

Любовь одна — веселье жизни хладной, Любовь одна — мучение сердец: Она дарит один лишь миг отрадный, А горестям не виден и конец.

Постигая науку жизни, поэт учился и любить. Он еще молод, полон надежд и желаний; воспоминания о люби­мой вызывают у него контрастные, противоречивые чувства:

Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой…

Маленький лучик внимания, улыбка, добрый взгляд способны развеять печаль и уныние, вселить в сердце счастье и восторженное вдохновение:

Пустое вы сердечным ты Она, обмолвясь, заменила И все счастливые мечты В душе влюбленной возбудила.

Юноша только открывает для себя блистающий новиз­ной яркий мир чувств и переживаний. Его любовь пылкая, бурная, неукротимая. Это живое яркое чувство молодой поэт не в силах удержать в горячем сердце, даже если оно не разделяется его избранницей:

Я вас люблю, — хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрасный, И в этой глупости несчастной У ваших ног я признаюсь.

Певец гармонии и красоты, Пушкин отчетливо понима­ет, что болен неизлечимо. Имя его болезни — Любовь, и все признаки ее налицо:

…узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей: Без вас мне скучно, — я зеваю; При вас мне грустно, — я терплю…

В своем эссе «Мой Пушкин» М. Цветаева написала: «Пушкин меня заразил любовью. Словом — Любовь».

Но не только в гармоничных отношениях с женщиной ищет счастья великий поэт, ведь в безответном чувстве тоже есть особая прелесть. Нежной и трогательной мечта­тельностью наполняет сердце Пушкина разлука с возлюб­ленной, воспоминания о ней, надежды на встречу:

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты…

Прекрасно понимая, что у любви есть и трагическая сторона — ревность, угасание, разлука, Пушкин не переста­ет с трепетом относиться к этому чувству. Ведь конечны лишь отношения между людьми, само же чувство — веч­но. И, что бы ни произошло, великий мудрец сердца жела­ет объекту своего обожания только счастья в настоящем и будущем: Материал с сайта http://iEssay.ru

Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.

Восхищая нас благородством и самоотверженностью, поэт раскрывает переживания своего сердца, даря чистую и светлую любовь прекрасной половине человечества. Свое чувство он приносит на алтарь вдохновения и всегда го­тов:

Вольнолювибая лирика Пушкина

Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен!»

Петербургский период творчества Пушкина особенно насыщен вольнолюбивой лирикой. В оде «Вольность» поэт выражает желание жертвенно служить идее освобождения страны от рабства:

Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок.

С удивительной отвагой поэт обличает самодержавие и тиранов. Он утверждает, что закон выше власти монархов. Автор ненавидит тиранию и призывает народ к восстанию:

Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!

В стихотворении «Деревня» автор, после идиллических картин природы, вновь обрушивается на «рабство тощее» и «барство дикое». Лирический герой с горечью отмечает: «Везде невежества убийственный позор». Поэт жалеет, что его стихи не могут ничего изменить в общественном устройстве страны. Это стихотворение заканчивается не призывами, как раньше, а вопросами, на которые нет ответа:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Стихотворение-послание «К Чаадаеву» было новаторским в творчестве Пушкина, поскольку сочетало в себе элементы любовной и гражданской лирики. Поэт говорит о взрослении своего лирического героя, вспоминает, какими были его убеждения в юности:

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман…

Любовь уступила место гражданским чувствам, идеям борьбы за свободу родины. Наступления свободы герой ждет так же нетерпеливо, как «минуты верного свиданья» с возлюбленной. Поэт обращается с пламенным призывом:

Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Поэт верит, что «Россия вспрянет ото сна», царский режим падет.

В элегии «К морю» Пушкин в духе романтической поэзии объединяет стихию моря и свободы. Величавая картина безбрежного моря вызывает у лирического героя образы Байрона и Наполеона — великих людей с мятежными характерами. Свободному морю поэт противопоставляет «скучный, неподвижный берег», где живут люди по своим законам, далеким от справедливости. Герой обращается к морю, восхищается им:

Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас, И тишину в вечерний час, И своенравные порывы!

Поэт прощается с морем, клянется в верности «свободной стихии». Материал с сайта http://iEssay.ru

К 1823 году свободолюбивые взгляды Пушкина теряют силу и убежденность. Поэт переживает кризис. Он понимает, что призывы к свободе тонут в пустоте равнодушия и непонимания, ими не «разбудить» забитый и неграмотный народ. Надежда на смену власти также несбыточна. Горечь и бессилие выразились в стихотворении «Свободы сеятель пустынный». Поэт пишет от первого лица и подводит итоги своей многолетней борьбы за свободу народа, когда он, как сеятель, бросал семена правды в души людей, но только напрасно потерял время, «благие мысли и труды». Итог, который подводит Пушкин, жесток и реалистичен. Поэт полностью избавляется от иллюзий:

Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.

Позже тема свободы у Пушкина перемещается в стихи о поэте и поэзии. Он заявляет о праве художника быть свободным от давления властей и от мнения великосветской «черни».

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

 

Тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве А.С.Пушкина на протяжении всей его жизни. В то время, как менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения и счастья поэта, тема поэтического назначения поэта и поэзии в общественной жизни оставалась постоянной.

Уже в период раннего творчества Пушкин с немалой долей иронии выражает свое мнение о поэтах-современниках. Показательно стихотворение «Лицинию», которое отражает отношение поэта к российской действительности, предвосхищает политческий цикл петербургского периода. Здесь возникает образ поэта, стоящего выше греховной земной власти, послушного лишь правде:
В сатире праведной порок изображу
И нравы их веков потомству обнажу.

Так, в момент наивысшего раздражения несправедливостью, мелочностью взглядов и придирчивостью большинства своих критиков, не понимавших истинных задач литературы, Пушкин со всей ясностью поэтической мысли оттачивает в своем творчестве тему предназначения поэта и поэзии. Поэт, не в силах следовать отсталым эстетическим воззрениям своего времени, не пожелал также идти навстречу требованиям света, видевшего в литературе средство для нравоучений в духе верноподданнической морали.

В стихотворениях «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от толпы, черни, понимая под этими словами светскую чернь, людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Призыв к поэту «идти дорогою свободной» вовсе не означал, что Пушкин выступал проповедником «искусства для искусства». Дело было в другом: поэт презирал авторов, пишущих бесцельно. Провозглашение А.С.Пушкиным идеи свободы поэта и его искусства было вызвано не тем, что поэт действительно лишал поэзию общественной роли, отрывал искусство от общественной жизни, а тем, что он хотел сохранить независимость своего таланта от посягательств со стороны правящих кругов и общественного мнения. Вся деятельность великого поэта, его взгляды на задачи поэзии говорят о защите Пушкиным идеи служения искусству, поэзии, жизни, обществу. Поэт призван, подобно пророку, «глаголом жечь сердца людей». Еще в оде «Вольность» Пушкин сформулировал одну из основных задач поэта:
Хочу воспеть Свободу миру,
… На тронах поразить порок.

Реалистическая нота звучит впоследствии в стихотворении «Эхо». В нем поэт развивает мысль о том, что подобно эху, поэт в своем творчестве должен отражать все происходящее в реальности, особенно на родине.

Безусловно, наиболее ярким лирическим произведением, отражающем тему предназначения поэзии, является стихотворение «Пророк». Перед нами поэт, томимый жаждой, который неожиданно превращается в пророка. Волшебные метаморфозы, происходящие с поэтом, превращают его в носителя великой поэтической идеи. Приобретенный вновь жар сердца заставляет его проповедовать истины, известные только ему. Оживляя героя, бог дает ему указание:
И, обходя моря и земли,
… Глаголом жги сердца людей.

Таким образом, Пушкин говорит читателю о богоизбранности поэта, его особом даре видеть и замечать явления жизни намного более чутко, чем окружающие, осмысляя происходящее вокруг глубже и мудрее. При этом перед пророком стоит задача – нести правду в народ, воплотив ее в поэзию.

Неоднократно задумывается поэт над вопросом: а нужны ли народу эти истины? Неожиданно к поэту приходит понимание того, что семена провидения падают на бесплодную почву. Так поэт оказывается один на один с враждебной толпой, не понимающей его поэтического творчества. Получается, что народу не нужна свобода («Свободы сеятель пустынный»), ведь у него в крови только одно наследие:

Ярмо с гремушками да бич.

Та же мысль звучит и в стихотворении «Поэт и толпа». По мысли Пушкина, непризнанный «толпой холодной» поэт не должен дорожить народной любовью, напротив, творчество его еще более возводится в статус избранности:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
… Иди, куда влечет тебя свободный ум.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» А.С.Пушкин подводит своеобразный итог своему творчеству, обосновывает свои жизненные и творческие принципы. Только искусство, по мнению великого поэта, может «прах пережить и тленья убежать», и прямое его предназначение в том, чтобы пробуждать «чувства добрые», в «жестокий век восславлять свободу». Именно этим принципам и следовал Пушкин в течение всей своей жизни.

Жанровое своеобразие и проблематика “маленьких трагедий” Пушкина

 

«Маленькие трагедии» — одно из самых замечательных созданий Пушкина, В небольших по объему произведениях поэт отразил целые исторические эпохи, воссоздав их колорит с помощью выверенного сочетания художественных деталей. В результате строжайшей экономии выразительных средств каждая деталь воспринимается во взаимодействии с другими, многократно увеличивая свою смысловую нагрузку. С предельной психологической достоверностью Пушкин изобразил человека в самых потаенных проявлениях его противоречивой сущности, наиболее напряженных жизненных ситуациях. В маленьких трагедиях поставлены сложнейшие философско-психологические проблемы. Известный критик С. Бонди так оценил эмоциональный накал и идейную насыщенность «драматических очерков»: «Поставленные в них с необыкновенной резкостью и остротой психологические, исторические и философские проблемы развиваются в этих произведениях во всей трагической противоречивости». Каковы же историко-психологические предпосылки создания «маленьких трагедий»? С помощью каких художественных средств и литературных приемов Пушкину удалось достигнуть драматического накала и пронзительного лиризма? Каково значение этих произведений в литературно-историческом процессе? Первоначальный замысел «маленьких трагедий» возник в 1826 году, переломном в истории социально-политического развития России. Разгром выступления декабристов на Сенатской площади ознаменовал конец эпохи подъема национально-демократического движения и начало периода безвременья, реакции, подавления свободомыслия и свободолюбия. В конце июля 1826 года, когда Пушкин томился после южной ссылки в напряженном ожидании разрешения своей судьбы, переполненный чувством тревоги за судьбу друзей — участников декабрьского переворота, — в Михайлов-ское пришли две трагические, хоть и несоизмеримые по масштабам, вести. Известие о смерти Амалии Ризнич — давней возлюбленной поэта — произвело на Пушкина тягостное впечатление. Нежная, обаятельная, игривая, она была для поэта воплощением самой жизни. Еще большее впечатление произвело на поэта известие о казни пятерых декабристов, духовно близких ему людей. Пушкин рассчитывал на великодушие и дальновидность царя: помилование означало бы начало просвещенного, мудрого правления. Драматическое противостояние человека и мира, личности и общества, стремление индивида разорвать путы предопределенности и утвердить свое представление о предназначении человека, пусть даже ценой преступления, и безжалостная месть реального мира за нарушение установленного порядка предопределили замысел «маленьких трагедий». Эта идея, возникшая в момент острых драматических личных переживаний и трагедии в жизни страны, легла в основу произведения. Герои «маленьких трагедий» идеализируют свой мир и себя. Они проникнуты верой в свое героическое предназначение, утверждая свое право на удовлетворение желаний, логически убедительно и даже поэтически убеждают в обоснованности своих позиций. Но их правота односторонняя: они не утруждают себя попыткой осознать жизненную позицию другого человека. Вера героев в свое избранничество, в абсолютную оправданность собственного взгляда на мир как единственно правильного вступает в непримиримый конфликт с реальным миром. Мир представляет собой сложную систему общественных отношений, которая неизбежно подавляет1 малейшую попытку посягнуть на ее устои. Индивидуалистическое самосознание героев и враждебный миропорядок являются основой конфликта маленьких трагедий. Попытки героев преодолеть жесткие требования общественной системы практически всегда оканчиваются поражением, но их искренняя вера в торжество своих представлений о справедливости, бескомпромиссная борьба за утверждение своих идей вызывают сочувствие и интерес. Почему же Пушкин, отражая современные социально-психологические тенденции, воплотил их в заимствованных сюжетах? Почему не обратился непосредственно к русской действительности? Принято считать, что главным основанием послужила интимность многих переживаний, и воплощение их в известных сюжетах должно было отвлечь читателя от вольных или невольных параллелей с подлинной жизнью поэта. Действительно, общеизвестная скупость отца Пушкина и финансовые затруднения поэта накануне женитьбы наложили свой отпечаток на психологию героев «Скупого рыцаря». Сложные взаимоотношения поэта с невестой, его неоднократное сватовство придают дополнительный смысл «Каменному гостю». Упреки в несерьезном поведении, пренебрежительном отношении к собственному таланту не раз слышал сам Пушкин, и критические замечания Сальери в адрес Моцарта («Ты, Моцарт, недостоин сам себя», «гуляка праздный») воспринимаются как отклик поэта на заявления не понимающих его восприимчивую, жизнерадостную натуру современников. Но элемент шифровки деталей биографии поэта, породившей эту литературную мистификацию, — не главный в выборе сюжетов пьес. Главный мотив обращения к известным авторам и эпохам — хорошо знакомая подготовленному читателю культурная и историческая среда. Например, история «бессовестного развратника и безбожника» Дон Гуана неоднократно воплощалась в художественных произведениях, и у читателей сложилось представление о времени, об особенностях быта, нравов, психологической атмосфере описываемых событий. Это позволяло Пушкину, опустив многие детали, создать скупыми драматическими средствами пластически осязаемую картину жизни эпохи. Небольшое упоминание Альбера о рыцарском турнире в воображении читателя перерастает в хорошо знакомую картину жизни Испании времен позднего средневековья: турниры, прекрасные дамы, готические замки с башнями, жадные ростовщики и экзотические купцы. Легенда об отравлении известным композитором Сальери гениального Моцарта будоражила умы современников Пушкина, а значит, и истоки и характер трагедии были хорошо известны читателям. Все это значительно увеличивало смысловую нагрузку художественных деталей, ведь упоминание известной бытовой подробности хорошо знакомой эпохи тут же неизбежно накладывалось на уже усвоенную читателем систему образов, и так воссоздавался весь культурно-исторический фон описываемого времени. Таким образом, автор не только прозорливо увидел и точно воплотил зарождающиеся проявления индивидуализма, впоследствии подвергнутого развернутому психологическому анализу Достоевским, но и талантливо нарисовал с помощью минимума литературных приемов картины жизни различных эпох. Проницательный читатель, современник Пушкина, безусловно, видел связь исторического материала с современностью. Наступившая в стране реакция угнетала человеческую индивидуальность, унифицировала личность, и воссоздание в «драматических очерках» ярких, героических характеров, противопоставивших себя общему миропорядку, воспринималось прогрессивной аудиторией как протест против мертвящей российской действительности, как глоток свободного воздуха в затхлой атмосфере. Поставив героев в пограничную ситуацию выбора ими жизненного пути, Пушкин до предела обострил драматическую напряженность. Новаторские по форме, организации драматургического материала, с ограниченным внешним действием и большим внутренним, лирическим и философским содержанием, проникающие в глубины человеческой психологии, «маленькие трагедии» до настоящего времени вызывают неизменный интерес.

 

Анализ «южных» поэм Пушкина А.С.

Пушкинские «южные поэмы» объединяются под этим названием не только на основании того, что сходны по тематике (южные, экзотические сюжеты) и написаны в один период творчества (1823—1824 гг.), но еще и на основании тех идей, что в них заложены. Основная цель южных поэм — развенчание индивидуалистической философии, на которой основывались произведения романтиков. Как известно, для творческой манеры романтиков характерны следующие черты: 1. Философия индивидуализма, — т. е. во главу угла ставится сильная, исключительная личность, которая в силу неизбежного антагонизма личностных интересов и общественных, противостоит обществу. Находя в своем неизбежном одиночестве и борении ради самой борьбы способ поддерживать трагически-романтическое мироощущение, сильная личность отвергает устоявшиеся нормы, по которым существуют обыкновенные обыватели, она сама для себя создает законы. Основная ценность такой личности — свобода, которая всегда оказывается важнее других ценностей (деньги, карьера, слава) или чувств (любовь).

2. Исключительные характеры, — т. е. героями романтического произведения становятся не реальные люди или персонажи, имеющие отношение к действительности (и создающие некое жизненное правдоподобие), но своего рода идеальные фигуры, построенные (сконструированные) по схеме, избранной для себя романтиками. Это задает ту систему координат, в которой творят романтики — реальная действительность не интересует их — они изображают не то, «как есть», но то, как, по их мнению, «должно быть», т. е. создают мир «идеальный». Кроме того, исключительная личность обречена на одиночество, так как другие люди не в состоянии понять ее мятущейся души. Окружающие люди почти неизбежно оказываются ниже той планки, которую задает им исключительная личность по своему образу и подобию. Отсюда как постоянный мотив романтиков возникает тема разочарования в жизни. 3. Трагизм, — т. е. в силу того, что противоречия между героем и обществом носят исконный, глубинный характер, они не могут быть разрешены. Личность оказывается обречена на изгнание, вечные странствия, страдания, смерть и т.п. 4. «Местный колорит» — миру людей в романтическом произведении очень часто противостоит мир природы. Однако это особая природа — как правило, исключительная, экзотическая. Во многом она походит на характер самого романтического героя своей исключительностью и природным, «исконным» буйством (антитеза миру людей, т. е. цивилизации).

Это своего рода попытка сконструировать альтернативный, идеальный мир, попытка воссоздать природу (в соответствии с философией индивидуализма) по образу и подобию исключительной личности, или иначе — расширить границы этой личности до границ окружающего мира. Отсюда вытекает две вещи: 1) в этом мире нет места для других личностей, мир природы, описываемый романтиками, девственен и не тронут человеком, это даже не природа в настоящем смысле слова, а стихия; 2) окружающий мир зеркально отображает чувства и состояния души героя. Южные поэмы Пушкина, строятся с использованием приемов, характерных для романтиков, но эти приемы у Пушкина выполняют совершенно противоположную роль. Высмеивание романтических приемов и штампов, к которому прибегает Пушкин в произведениях, содержащих «сатирически-пародийные» мотивы (напр., «Руслан и Людмила», «Домик в Коломне», «Граф Нулин»), не могло исчерпать полемику с романтизмом — романтизм, как серьезное философско-этическое направление, имел, безусловно, и определенные общественные, и психологические предпосылки своего возникновения, и свою собственную социальную почву. Критике следовало подвергнуть не только литературные приемы романтиков, но саму суть их воззрений, которую составляла философия индивидуализма. Романтики, утверждая безусловное главенство личности над законами общества, не останавливались перед отрицанием основных гуманистических принципов и нередко приходили к аморализму. Для Пушкина же эти ценности были священны и незыблемы, поскольку в его системе координат (гуманистической по самой своей сути) именно они и делают человека человеком. Следовало возразить романтикам «по существу», вскрыть пагубность индивидуалистического мировоззрения. Именно в силу этого антиромантический пафос Пушкина сосредоточен в «южных» поэмах на демонстрации «скрытых достоинств» романтического героя — тех, о которых молчали сами романтики. Пушкин показывает романтического героя во всей его неприглядной наготе, очистив образ от внешней романтической «красивости». У Пушкина он превращается в обыкновенного эгоиста, который в угоду своим желаниям и амбициям готов без зазрения совести топтать достоинство и честь других людей, жертвовать ими в угоду своим «идеальным» представлениям. Пушкин выдвигает на первый план зацикленность героя на себе и своих не слишком приглядных чувствах, подчеркивает его закрытость для окружающего мира и, как следствие этого, неспособность радоваться жизни, ощущать красоту бытия. Именно в силу этого посыла описания южной природы обретают совершенно иной смысл — они не отражают мятущуюся, дисгармоничную душу главного героя, а напротив, контрастируют с ней. Для Пушкина в природе сосредоточено жизнеутверждающее начало, тем более в южной буйной природе, которая, словно рождена самим солнцем, в индивидуалистической же философии «романтического» героя преобладает жизнеотрицающее начало, так как в угоду личности окружающий мир именно отрицается. Пушкин прослеживает путь романтического героя, показывая, что именно в силу его индивидуалистической философии все, к чему бы он ни прикасался, с чем или с кем ни сталкивался в жизни, неизбежно разрушается, все люди, попавшие под власть этой «сильной личности» страдают. По Пушкину, романтический герой обречен на одиночество вовсе не потому, что мир плох (мир, бытие, по Пушкину, прекрасны, они по определению не могут быть плохи), плох романтический герой, который из-за своего эгоизма и душевной неразвитости не видит и не слышит ничего вокруг.