Экспериментальное изучение взаимосвязи типов темперамента супругов в молодых парах с уровнем их семейной сплоченности
Объект: тип темперамента.
Предмет: уровень семейной сплоченности во взаимосвязи с типом темперамента у молодых супружеских пар.
Цель: выявить взаимосвязь между типом темперамента каждого супруга в молодой супржеской паре с уровнем их семейной сплоченности.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем сплоченности и типом темперамента у мужчин и женщин в молодых супружеских парах.
Актуальность темы: семья-это ячейка общества. С середины 20 века и по настоящее время в развитых странах наблюдается обесценивание и распад «института семьи». На мой взгляд, этот процесс сказывается самым губительным образом не только на личность конкретного человека, но и на все общество. Благополучие и сплоченность каждого брака очень часто зависит от характеров супругов. Характер же, в свою очередь, имеет в своей основе тип темперамента человека. Именно поэтому следует уделить пристальное внимание изучению взаимосвязи между типом темперамента каждого из супругов и уровнем их семейной сплоченности.
Методы исследования:
для исследования уровня семейной сплоченности была использована «Шкала семейной адаптации и сплоченности (FАСЕS — 3)»;
для изучения сочетания типов темперамента в данном исследовании использовалась методика «Формула темперамента» А. Белова.
Для исследования нами был проведен эксперимент. В эксперименте участвовали 10 молодых супружеских пар (супруги в возрасте от 20 до 35 лет, для всех участников эксперимента брак первый, продолжительность совместной жизни от 1 года до 7 лет).
Тестирование проводилось индивидуально. Испытуемым предлагались методики, в одной и той же последовательности, после знакомства с инструкцией по заполнению методик, они могли задавать уточняющие вопросы. Время заполнения тестов составляло в среднем 45 минут.
После сбора материала, все данные заносились в общие таблицы. Все имена испытуемых в целях конфиденциальности вымышлены. Затем проводилась статистическая обработка данных и их интерпретация. После обработки данные проводились индивидуальные беседы с испытуемыми, которые были заинтересованы в получении обратной связи. Все испытуемые относились к исследованию достаточно благожелательно.
План проведения исследования:
Заполнение опросника «Формула темперамента».
Для изучения сочетания типов темперамента в данном исследовании использовалась методика «Формула темперамента», разработанная в 1971 г. А. Беловым. Данная методика содержит 80 утверждений, которые относятся к 4 равно наполненным шкалам (по 20 вопросов в каждой шкале) (см. Приложение 1).
Исследование типа поведения как фактора риска сердечно-сосудистых заболеваний
... степени риска развития сердечно-сосудистых заболеваний от агрессивности. Объект исследования – тип поведения как фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний. Предмет исследования – агрессивность как поведенческая особенность лиц с поведением ...
Для фиксирования ответов респонденту был предложен бланк, работа с которым проводилась индивидуально. Инструкция по заполнению была представлена на бланках с вопросами.
Обработка заполненных бланков проводилась с помощью ключа и заключалась в расчетах по имеющимся формулам. Данные, полученные по формулам, позволили сделать вывод о сочетании типов темперамента у индивида и выделить преобладающий тип темперамента, присущий каждому респонденту (холерический, сангвинический, флегматический или меланхолический).
Подробное описание опроса находится в Приложение №1.
Заполнение опросника «Шкала семейной адаптации и сплоченности (FАСЕS — 3)».
Для исследования уровня семейной сплоченности была использована «Шкала семейной адаптации и сплоченности (FАСЕS — 3)».
Шкала создана Д.X. Олсоном, Дж. Портнером, И. Лави в 1985 г. и адаптирована М. Перре в 1986 г. В 1990 г. известный исследователь семей Д.X. Олсон предложил «круговую модель» функционирования семьи, включающую три важнейших параметра семейного поведения: сплоченность, адаптацию и коммуникацию. Д.X. Олсон разработал опросник для исследования этих процессов.
Шкала разработана для оценки двух основных параметров в «круговой модели» функционирования семьи — семейной сплоченности и семейной адаптации. Семейная сплоченность — это степень эмоциональной связи между членами семьи. При максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаимозависимы, при минимальной — автономны и дистанцированны друг от друга.
В данной работе мы исследовали только уровень семейной сплоченности. Подробное описание опроса находится в Приложение №2.
Анализ полученных данных.
Данные по типам темперамента каждого участника исследования сведены в таблицу 1.
Таблица 1
№ |
пол |
имя |
возраст |
Номер пары |
Тип темперамента |
||||
холерик |
сангвиник |
флегматик |
меланхолик |
||||||
1 |
м |
Андрей М |
21 |
1 |
37,9 |
27,5 |
20,6 |
13,7 |
|
2 |
ж |
Мария М |
20 |
1 |
21,7 |
21,7 |
43,4 |
13 |
|
3 |
м |
Денис П |
28 |
2 |
33,3 |
19 |
23,8 |
23,8 |
|
4 |
ж |
Ольга П |
25 |
2 |
20 |
25 |
20 |
35 |
|
5 |
м |
Дмитрий О |
29 |
3 |
42,8 |
25 |
25 |
7,1 |
|
6 |
Ж |
Ирина О |
26 |
3 |
21,4 |
42,8 |
17,8 |
17,8 |
|
7 |
м |
Глеб П |
30 |
4 |
30,4 |
39,1 |
17,3 |
13 |
|
8 |
ж |
Инна П |
32 |
4 |
25,8 |
35,4 |
19,3 |
19,3 |
|
9 |
м |
Александр С |
28 |
5 |
28 |
36 |
24 |
12 |
|
10 |
ж |
Татьяна С |
21 |
5 |
27,2 |
13,6 |
27 |
31,8 |
|
11 |
м |
Михаил Г |
34 |
6 |
21,4 |
35,7 |
21,4 |
21,4 |
|
12 |
ж |
Светлана Г |
34 |
6 |
21,7 |
21,7 |
43,2 |
13 |
|
13 |
м |
Владимир Р |
32 |
7 |
4,5 |
18,1 |
50 |
22,7 |
|
14 |
ж |
Людмила Р |
27 |
7 |
25 |
39,2 |
17,8 |
17,8 |
|
15 |
м |
Станислав П |
22 |
8 |
11,1 |
18,5 |
40,7 |
26,9 |
|
16 |
ж |
Ирина П |
26 |
8 |
39,3 |
27,2 |
24,2 |
9 |
|
17 |
м |
Роман С |
21 |
9 |
8 |
20 |
44 |
28 |
|
18 |
ж |
Анна С |
19 |
9 |
48,3 |
19,3 |
12,9 |
19,3 |
|
19 |
м |
Евгений И |
27 |
10 |
16,6 |
22,2 |
27,7 |
33,3 |
|
20 |
ж |
Полина И |
25 |
10 |
20,8 |
25 |
33,1 |
20,5 |
|
21 |
м |
Павел К |
27 |
11 |
20 |
20 |
23,3 |
36,6 |
|
22 |
ж |
Анна К |
27 |
11 |
36,3 |
27,2 |
27,2 |
9 |
|
23 |
м |
Максим Г |
35 |
12 |
24 |
12 |
28 |
36 |
|
24 |
ж |
Евгения Г |
33 |
12 |
25 |
38,8 |
19,4 |
16,6 |
|
Данные по уровню сплоченности каждого участника исследования сведены в таблицу 2.
Таблица 2
№ |
пол |
имя |
возраст |
Номер пары |
Тип темперамента |
Уровень сплоченности |
||
показатлье |
тип |
|||||||
1 |
м |
Андрей М |
21 |
1 |
холерик |
42 |
Раздельный |
|
2 |
ж |
Мария М |
20 |
1 |
флегматик |
43 |
Связанный |
|
3 |
м |
Денис П |
28 |
2 |
холерик |
44 |
Связанный |
|
4 |
ж |
Ольга П |
25 |
2 |
меланхолик |
50 |
Сцепленный |
|
5 |
м |
Дмитрий О |
29 |
3 |
холерик |
41 |
Раздельный |
|
6 |
Ж |
Ирина О |
26 |
3 |
сангвиник |
43 |
Связанный |
|
7 |
м |
Глеб П |
30 |
4 |
сангвиник |
43 |
Связанный |
|
8 |
ж |
Инна П |
32 |
4 |
сангвиник |
44 |
Связанный |
|
9 |
м |
Александр С |
28 |
5 |
сангвиник |
46 |
Связанный |
|
10 |
ж |
Татьяна С |
21 |
5 |
меланхолик |
48 |
Сцепленный |
|
11 |
м |
Михаил Г |
34 |
6 |
сангвиник |
46 |
Связанный |
|
12 |
ж |
Светлана Г |
34 |
6 |
флегматик |
44 |
Связанный |
|
13 |
м |
Владимир Р |
32 |
7 |
флегматик |
43 |
Связанный |
|
14 |
ж |
Людмила Р |
27 |
7 |
сангвиник |
46 |
Связанный |
|
15 |
м |
Станислав П |
22 |
8 |
флегматик |
44 |
Связанный |
|
16 |
ж |
Ирина П |
26 |
8 |
холерик |
42 |
Раздельный |
|
17 |
м |
Роман С |
21 |
9 |
флегматик |
43 |
Связанный |
|
18 |
ж |
Анна С |
19 |
9 |
холерик |
39 |
Раздельный |
|
19 |
м |
Евгений И |
27 |
10 |
меланхолик |
34 |
Разобщенный |
|
20 |
ж |
Полина И |
25 |
10 |
флегматик |
22 |
Разобщенный |
|
21 |
м |
Павел К |
27 |
11 |
меланхолик |
36 |
Разобщенный |
|
22 |
ж |
Анна К |
27 |
11 |
холерик |
37 |
Раздельный |
|
23 |
м |
Максим Г |
35 |
12 |
меланхолик |
29 |
Разобщенный |
|
24 |
ж |
Евгения Г |
33 |
12 |
сангвиник |
43 |
Связанный |
|
Данные по взаимосвязи типа темперамента со среднем уровнем сплоченности в молодой супружеской паре сведены в таблицу 3.
Таблица 3
Номер пары |
Тип темперамента |
Средний уровень сплоченности пары |
|||
мужчина |
женщина |
показатель |
тип |
||
1 |
холерик |
флегматик |
42,5 |
Связанный |
|
2 |
холерик |
меланхолик |
47 |
Сцепленный |
|
3 |
холерик |
сангвиник |
42 |
Раздельный |
|
4 |
сангвиник |
сангвиник |
43,5 |
Связанный |
|
5 |
сангвиник |
меланхолик |
47 |
Сцепленный |
|
6 |
сангвиник |
флегматик |
45 |
Связанный |
|
7 |
флегматик |
сангвиник |
44,5 |
Связанный |
|
8 |
флегматик |
холерик |
43 |
Связанный |
|
9 |
флегматик |
холерик |
41 |
Связанный |
|
10 |
меланхолик |
флегматик |
28 |
Разобщенный |
|
11 |
меланхолик |
холерик |
36,5 |
Разобщенный |
|
12 |
меланхолик |
сангвиник |
36 |
Разобщенный |
|
Интерпретация полученных данных.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. мужчины с типом темперамента «меланхолик» обнаружили низкую семейную сплоченность типа «разобщенный» (из 3 человек-3,то есть 100%) при том, что супруги у них представляют разные типы темперамента.
2. женщины с типом темперамента «мелонхолик» обнаружили низкую семейную сплоченность типа «сцепленный» (из 2 человек-2,то есть 100%) при том, что супруги у них представляют разные типы темперамента.
3. остальные типы темперамента и у мужчин и у женщин показали высокий уровень сплоченности, особенно он высок у сангвиников обоих полов (тип связанный) в сочетании с супругами, имеющих разные типы темперамента.
4. при рассмотрении среднего уровня сплоченности в парах нами обнаружен следующий факт: при наличии в паре женщины или мужчины типа темперамента «меланхолик» средний уровень сплоченности пары оказывается очень низким типа «сцепленный» или «разобщенный» (5 из 5-ти).
При том, что супруги принадлежат к разным типам темперамента. Можно предположить что, это обусловлено низким уровнем эмоциональности и закрытости меланхоликов и ,в связи с этим, образованием их эмоциональной зависимости от партнера.
Главный результат нашего исследования таков: первоначальная гипотеза подтвердилась части.
Типы темперамента молодых супругов безусловно взаимосвязаны с уровней их семейной сплоченности, но на это также влияют и другие факторы, такие, например, как тип отношений в семье, морально-ценностные установки и др.
Рекомендации.
На основе полученных в ходе исследования данных можно дать следующие рекомендации для супругов:
1) развитие самосознания, расширение Я-концепции, формирование адекватной самооценки;
2) развитие навыков общения;
3) развитие эмоциональной компетентности и коррекция негативных эмоциональных состояний личности.
Приложение 1
Опросник «Формула темперамента» А. Белова
семейный сплоченность адаптация темперамент
ФИО испытуемого (по желанию) ___________________________
Пол _____ Возраст_________
Дата заполнения_________
Психолог__________________
Инструкция: Вам предлагается 80 утверждений. Отметьте на бланке ответов галочками те из них, которые вам кажется, вы могли бы применить к себе.
1. Неусидчивы, суетливы.
2. Невыдержанны, вспыльчивы.
3. Нетерпеливы.
4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми.
5. Решительны и инициативны,
6. Упрямы.
7. Находчивы в споре.
8. Работаете рывками.
9. Склонны к риску.
10. Незлопамятны и необидчивы.
11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.
12. Неуравновешенны, склонны к горячности.
13. Агрессивный забияка.
14. Нетерпеливы к недостаткам,
15. Обладаете выразительной мимикой.
16. Способны быстро действовать и решать.
17. Неустанно стремитесь к новому,
18. Обладаете резкими, порывистыми движениями.
19. Настойчивы в достижении поставленной цели.
20. Склонны к резкой смене настроения.
21. Веселы и жизнерадостны.
22. Энергичны и деловиты.
23. Часто не доводите дело до конца,
24. Склонны переоценивать себя.
25. Способны быстро схватывать новое.
26. Неустойчивы в интересах и склонностях.
27. Легко переживаете неудачи и неприятности.
28. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.
29. С увлечением беретесь за любое новое дело.
30. Быстро остываете, если дело неинтересное.
31. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.
32. Тяготитесь однообразием, будничностью, кропотливой работой.
33. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми.
34. Выносливы и работоспособны.
35. Обладаете быстрой, отчётливой речью, сопровождающейся жестами и выразительной мимикой.
36. Сохраняете самообладание в необычной обстановке,
37. Обладаете всегда бодрым настроением.
38. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.
39. Часто несобранны, проявляете поспешность в решениях-
40. Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться,
41. Спокойны и хладнокровны.
42. Последовательны и обстоятельны в делах.
43. Осторожны и рассудительны.
44. Умеете ждать,
45. Молчаливы и не любите попусту болтать.
46. Обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.
47. Сдержанны и терпеливы.
48. Дело доводите до конца.
49. Не тратите попусту сил.
50. Придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе.
51. Легко сдерживаете порывы.
52. Мало восприимчивы к порицанию и одобрению.
53. Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.
54. Постоянны в своих отношениях и интересах.
55. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое.
56. Ровны в отношениях со всеми,
57. Любите аккуратность и порядок во всем.
58. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.
59. Обладаете выдержкой.
60. Несколько медлительны,
61. Стеснительны и застенчивы.
62. Теряетесь в новой обстановке.
63. Затрудняетесь контактировать с новыми людьми.
64. Не верите в свои силы,
65. Легко переносите одиночество,
66. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
67. Склонны уходить а себя.
68. Быстро утомляетесь,
69. Обладаете тихой речью.
70. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника,
71. Впечатлительны до слез.
72. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию,
73. Предъявляете высокие требования к себе и к другим.
74. Склонны к подозрительности и мнительности.
75. Болезненно чувствительны и легко ранимы,
76. Чрезвычайно обидчивы.
77. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями,
78. Малоактивны и робки.
79. Уступчивы и покорны.
80. Стремитесь вызвать сочувствие у окружающих и помощь.
Бланк ответов
№п/п |
Отметка |
№п/п |
Отметка |
№п/п |
Отметка |
№п/п |
Отметка |
|
1 |
21 |
41 |
61 |
|||||
2 |
22 |
42 |
62 |
|||||
3 |
23 |
43 |
63 |
|||||
4 |
24 |
44 |
64 |
|||||
5 |
25 |
45 |
65 |
|||||
6 |
26 |
46 |
66 |
|||||
7 |
27 |
47 |
67 |
|||||
8 |
28 |
48 |
68 |
|||||
9 |
29 |
49 |
69 |
|||||
10 |
30 |
50 |
70 |
|||||
11 |
31 |
51 |
71 |
|||||
12 |
32 |
52 |
72 |
|||||
13 |
33 |
53 |
73 |
|||||
14 |
34 |
54 |
74 |
|||||
15 |
35 |
55 |
75 |
|||||
16 |
36 |
56 |
76 |
|||||
17 |
37 |
57 |
77 |
|||||
18 |
38 |
58 |
78 |
|||||
19 |
39 |
59 |
79 |
|||||
20 |
40 |
60 |
80 |
|||||
Обработка результатов:
Если количество положительных ответов в «паспорте» темперамента того или иного типа 16-20, то это значит, что у вас ярко выражены черты данного темперамента. Если же ответов насчитывается 11-15, значит, качества данного темперамента присущи вам в значительной степени. Если положительных ответов 6-10, то качества данного типа присущи вам совсем в небольшой степени.
Формула темперамента:
Фт=(ХАх100%/А)+(САс100%/А)+(ФАф100%/А)+(МАм100%/А),
где Фт — формула темперамента, Х — холерический темперамент, С — сангвинический темперамент, Ф — флегматический темперамент, М — меланхолический темперамент, А — общее число плюсов по всем типам, Ах — число плюсов в «паспорте холерика», Аф — число плюсов в «паспорте флегматика», Ас — число плюсов в «паспорте сангвиника», Ам — число плюсов в «паспорте меланхолика».
В конечном виде формула темперамента приобретает такой, например, вид:
Фт=35%Х+30%С+14%Ф+21%М.
Это значит, что данный темперамент на 35% холерический, на 30% сангвинический, на 14% флегматический, на 21% меланхолический. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является у вас доминирующим, если 30-39%, то качества данного типа выражены средне, если 10-19%, то качества данного темперамента выражены в малой степени.
Приложение 2
Шкала семейной адаптации и сплоченности (FАСЕS — 3)
Шкала создана Д.X. Олсоном, Дж. Портнером, И. Лави в 1985 г. и адаптирована М. Перре в 1986 г. В 1990 г. известный исследователь семей Д.X. Олсон предложил «круговую модель» функционирования семьи, включающую три важнейших параметра семейного поведения: сплоченность, адаптацию и коммуникацию. Д.X. Олсон разработал опросник для исследования этих процессов.
Шкала разработана для оценки двух основных параметров в «круговой модели» функционирования семьи — семейной сплоченности и семейной адаптации. Семейная сплоченность — это степень эмоциональной связи между членами семьи. При максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаимозависимы, при минимальной — автономны и дистанцированны друг от друга. Для диагностики семейной сплоченности используются показатели «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решений», «время», «друзья», «интересы» и «отдых».
Семейная адаптация — характеристика того, насколько гибко или, напротив, ригидно семейная система способна приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров. Для ее диагностики используются следующие параметры: «лидерство», «контроль», «дисциплина», «правила» и «роли» в семье.
В рамках «круговой модели» различают по четыре уровня семейной сплоченности и адаптации в пределах от экстремально низкого до экстремально высокого. Уровни семейной сплоченности называются: разобщенный, разделенный, связанный и сцепленный. Уровни семейной адаптации обозначаются как: ригидный, структурированный, гибкий и хаотичный.
Выделяют умеренные (сбалансированные) и крайние (экстремальные) уровни семейной сплоченности и адаптации и считают, что именно первые характеризуют успешность функционирования системы. Для семейной сплоченности этими уровнями являются разделенный и связанный, для семейной адаптации — структурированный и гибкий. Экстремальные уровни обычно трактуются как проблематичные, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы.
Посредством комбинирования четырех уровней сплоченности и адаптации можно определить 16 типов семейных систем. Четыре из них являются умеренными по обоим параметрам и называются сбалансированными; четыре — экстремальными, так как имеют крайние показатели по обоим уровням. Восемь типов относятся к средним: один из параметров здесь экстремален, а другой — сбалансирован.
Самооценочный опросник спроектирован таким образом, что позволяет установить, как родственники в данное время воспринимают свою семью и какой бы они хотели ее видеть. Расхождение между реальным восприятием и идеалом определяет степень удовлетворенности существующей семейной системой: и чем оно больше, тем недовольство выше. Идеал дает информацию о направлении и степени изменений в семейном функционировании, которые хотел бы осуществить каждый испытуемый.
Диагностические параметры шкалы семейной сплоченности и адаптации FАСЕS — 3
Шкала |
Номер утверждений в шкале |
Диагностические параметры |
|
Семейная сплоченность |
1, 19, 11 |
Эмоциональная связь |
|
5, 7 |
Семейные границы |
||
17 |
Принятие решений |
||
9 |
Время |
||
3 |
Друзья |
||
13, 15 |
Интересы и отдых |
||
Семейная адаптация |
6, 18 |
Лидерство |
|
2, 12 |
Контроль |
||
4, 10 |
Дисциплина |
||
8, 16, 20 |
Роли |
||
14 |
Правила |
||
Процедура проведения обследования
Каждый испытуемый получает бланк с текстом утверждений. Проверяется, как участники поняли инструкцию. В ходе работы с опросником у испытуемого могут возникнуть уточняющие вопросы, на которые даются пояснения. В идеале необходимо применять эту методику для исследования всех членов семьи, способных его заполнить, включая подростков с 12 лет, что поможет оценить их коммуникацию.
Методика содержит список утверждений (от 1 до 20).
Задача испытуемого состоит в том, чтобы дважды оценить каждое утверждение по степени его выраженности.
Инструкция: «Оцените каждое утверждение дважды по степени его выраженности по пятибалльной шкале: 1 — почти никогда; 2 — редко; 3 — время от времени; 4 — часто; 5 — почти всегда.
В первом случае опишите вашу реальную семью, во втором — оцените все высказывания с точки зрения идеальной семьи, такой, о которой Вы мечтаете».
Текст опросника
№ |
Утверждения |
А) реальная семья |
Б) идеальная семья |
|
1 |
Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью |
|||
2 |
При решении проблем учитываются предложения детей |
|||
3 |
Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи |
|||
4 |
Дети самостоятельно выбирают форму поведения |
|||
5 |
Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу |
|||
6 |
Каждый член пашей семьи может быть лидером |
|||
7 |
Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом |
|||
8 |
В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел |
|||
9 |
В нашей семье мы любим проводить свободное время вместе |
|||
10 |
Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе |
|||
11 |
Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу |
|||
12 |
В нашей семье большинство решений принимается родителями |
|||
13 |
На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семей |
|||
14 |
Правила в нашей семье изменяются |
|||
15 |
Нам трудно представить себе, что бы мы могли предпринять всей семьей |
|||
16 |
Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому |
|||
17 |
Мы советуемся друг с другом при принятии решений |
|||
18 |
Трудно сказать, кто у нас в семье лидер |
|||
19 |
Единство очень важно для нашей семье |
|||
20 |
Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи |
|||
Порядок и последовательность обработки данных
Самооценочный опросник спроектирован таким образом, что позволяет установить, как родственники в данное время воспринимают свою семью и какой бы они хотели ее видеть. Расхождение между реальным восприятием и идеалом определяет степень удовлетворенности существующей семейной системой: и чем оно больше, тем недовольство выше. Идеал дает информацию о направлении и степени изменений в семейном функционировании, которые хотел бы осуществить каждый испытуемый.
Диагностические параметры шкалы семейной сплоченности и адаптации FАСЕS — 3
Шкала |
Номер утверждений в шкале |
Диагностические параметры |
|
Семейная сплоченность |
1, 19, 11 |
Эмоциональная связь |
|
5, 7 |
Семейные границы |
||
17 |
Принятие решений |
||
9 |
Время |
||
3 |
Друзья |
||
13, 15 |
Интересы и отдых |
||
Семейная адаптация |
6, 18 |
Лидерство |
|
2, 12 |
Контроль |
||
4, 10 |
Дисциплина |
||
8, 16, 20 |
Роли |
||
14 |
Правила |
||
При обработке подсчитывается количество баллов, полученных суммированием четных и нечетных утверждений. Количество баллов, полученное при сложении нечетных пунктов, определяет уровень семейной сплоченности, а четных — семейной адаптации. Тип семейной системы определяется двумя параметрами — суммарными оценками по шкалам сплоченности и семейной адаптации в соответствии с нормами оценок, стандартизированными на различных выборках. Разница между идеальными и реальными оценками по двум шкалам, определяет степень удовлетворенности испытуемого семейной жизнью. Однако, учитывая культурные различия, авторы полагают, что если нормативные ожидания членов семей поддерживают экстремальное поведение по одному или двум указанным параметрам, то эти семьи будут надежно функционировать до тех пор, пока все их члены будут удовлетворены этими ожиданиями. Таким образом, семья может иметь свою собственную нормативную базу, что, например, характерно для делинквентных систем. В настоящее время не существует никаких эмпирических норм для определения степени расхождения идеального и реального образов семьи.
Средние значения для шкалы РАСЕ5-3
Параметры шкалы РАСЕ5-3 |
Зрелые супружеские пары |
Семьи с подростками |
Молодые супружеские пары |
||||
X |
SD |
X |
SD |
X |
SD |
||
Сплоченностъ |
39,8 |
5,4 |
37,1 |
6,1 |
41,6 |
4,7 |
|
Адаптация |
24,1 |
4,7 |
24,3 |
4,8 |
26,1 |
4,2 |
|
Уровни сплоченности для шкалы РАСЕ5-3
Уровни сплоченности |
Зрелые супружеские пары |
Семьи с подростками |
Молодые супружеские пары |
||||
Ранг |
% |
Ранг |
% |
Ранг |
% |
||
Разобщенный |
10-34 |
16,3 |
10-31 |
18,6 |
10-36 |
14,9 |
|
Раздельный |
35-40 |
33,8 |
32,37 |
30,3 |
37,42 |
37,2 |
|
Связанный |
41-45 |
36,3 |
38-43 |
36,4 |
43-46 |
34,9 |
|
Сцепленный |
46-5 |
13,6 |
44-50 |
14-7 |
47-50 |
13,0 |
|
Уровни адаптации для шкалы РАСЕ5-3
Уровни адаптации |
Зрелые супружеские пары |
Семьи с подростками |
Молодые супружеские пары |
||||
Ранг |
% |
Ранг |
% |
Ранг |
% |
||
Ригидный |
10-19 |
16,3 |
10-19 |
15,9 |
10-21 |
13,2 |
|
Структурный |
20-24 |
38,3 |
20-24 |
37,3 |
22-26 |
38,8 |
|
Гибкий |
25-28 |
29,4 |
25-29 |
32,9 |
27-30 |
32,0 |
|
Хаотичный |
29-50 |
16,0 |
30-50 |
13,9 |
31-50 |
16,0 |
|
Расхождение рассчитывается отдельно по каждому индивидууму. Общая оценка может быть получена в результате сложения этих двух параметров. Обратная зависимость полученных результатов является оценкой семейной удовлетворенности.
Размещено на