-
Трудоёмкость практики
Таблица 1
Разделы (этапы) практики |
Трудоёмкость |
Форма текущего контроля |
|||||
Зач. Ед. |
Часов** |
Кол-во дней |
|
||||
Всего |
Практической работы |
Самостоятельной работы |
|
||||
Общая трудоемкость по Учебному плану |
9 |
324 |
240 |
84 |
30 |
|
|
Организационный этап.Знакомство с базой практики. Планирование научно-исследовательской работы, включая ознакомление с тематикой исследовательских работ и выбор темы исследования; планирование выполнения программы практики. |
1,6 |
45 |
40 |
— |
5 |
|
|
Учебный этап.Подготовка обзора литературы по теме исследования. Написание реферата по теме исследования. Проведение научно-исследовательской работы. Оформление дневника практики. |
2,97 |
214 |
160 |
54 |
20 |
|
|
Обсуждение хода научно-исследовательской работы, корректировка плана научно-исследовательской работы. Обобщение материала практики, подготовка отчета о проведенной научно-исследовательской работе. |
0,47 |
34 |
24 |
10 |
3 |
|
|
Подведение итогов, научно-исследовательской практики, представление и защита отчета с презентацией результатов исследования. |
0,5 |
36 |
16 |
20 |
2 |
|
|
Вид контроля |
дифференцированный зачет |
6.2. Содержание практики
Таблица 2
№ дня |
Содержание практики по дням прохождения |
Название тем разделов (вопросов) для самостоятельного изучения к практике |
Результаты |
|
вид отчетности |
№ осваиваемой компетенции по ООП |
|||
1. |
Цель: Пройти первоначальную социально-психологическую адаптацию. Задачи:
Краткое описание практики:Краткое описание практики: Представляется руководителю организации, доводит до него план своей работы, получает указания. Представляется руководителю практики и в его сопровождении осуществляет знакомство с организацией. |
— регламент деятельности организации (учреждения); — система трудовой деятельности сотрудников; — система организации трудовой деятельности. |
Дневник практики |
ОК-1, ОК-4 ОК-10 ПК-11 ПК-16 ПК-34 ПК-38 ПК-39ПК-40 |
2-5 |
Цель: Социально-психологическая адаптация и первоначальная операциональная адаптация к организации. Задачи:
Краткое описание практики:Краткое описание практики: Продолжает представление руководителям структурных подразделений организации. Устанавливает социально-психологические контакты с сотрудниками организации. Конспектирует штатно-должностные обязанности. Изучает демографические, гендерные и прочие особенности организации.
|
— система трудовой деятельности сотрудников; — система организации трудовой деятельности.
|
Дневник практики |
ОК-1, ОК-4 ОК-10 ПК-11 ПК-16 ПК-34 ПК-38 ПК-40
|
6-10 |
Цель: Создание методической базы научно-исследовательской деятельности. Задачи:
Краткое описание практики:Краткое описание практики: Метом изучения документов, наблюдения, экспертного опроса изучает круг проблем в организации, лежащих в поле компетенций психолога. Выделяются блоки проблем, которые в последствие детализируются и для детального изучения которых подбираются психодиагностические методики. Обсуждает набор диагностических средств с руководителем практики. Тиражирует в необходимом количестве стимульный материал, опросные листы.
|
-планирование эмпирического исследования в психологии; -планирование экспериментального исследования в психологии; -описательные методы математической статистики; -одномерные методы математической статистики; -многомерные методы математической статистики; -методы сбора эмпирической информации. |
Дневник практики. Образцы диагностических материалов. |
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ПК-1 ПК-7 ПК-11ПК-15 ПК-16 ПК-34 ПК-38 ПК-40 ПК-35
|
11-15 |
Цель: Создание эмпирической базы научного исследования. Задачи:
Краткое описание практики: Согласовывает с руководством организации место и время проведения диагностических мероприятий. По мере необходимости информируют обследуемый контингент о предстоящих мероприятиях. Во время обследования практикант устанавливает контакт с аудиторией в соответствие с диагностической ситуацией. Непосредственно проводит опрос с применением стандартизированных опросников, проективных методик или тестирование. С помощью «ключей», таблиц и пр. переводит полученные данные в стандартизированные баллы. Формирует исследовательскую базу данных. |
-изучение психических явлений в организации; -описание психологических феноменов; -методы систематизации эмпирической информации. |
Дневник практики. Образцы диагностических материалов. Исследовательская база данных. |
ОК-3 ОК-5 ОК-11 ПК-9 ПК-10 ПК-11 ПК-17 ПК-35 ПК-39 |
16-25 |
Цель: Обработка и интерпретация данных, коррекционная работа. Задачи:
Краткое описание практики: Применяя релевантные методы математической статистики выявляет взаимозависимости, классификации, тенденции и т.д., которые характеризуют изучаемые психологические явления. Производится структурный, функциональный, генетический анализ. Параллельно изучает теоретические основы, причины, последствия, классификации и т.д. изучаемых психологических конструктов, феноменов с целью подтверждения правомерности исследовательских гипотез, коррекции, оптимизации и т.д. изучаемых психологических феноменов. Разрабатывает коррекционную, развивающую и т.д. программу, программу по оптимизации и т.д. На практике реализует разработанную коррекционную, развивающую и т.д. программу, оценивает ее действенность. Результаты теоретического анализа изучаемой проблемы, полученные эмпирические и экспериментальные данные обобщает, результаты экспериментальной работы описывает в реферате. Заполняет дневник практики. |
-методы сбора эмпирической информации; -методы анализа эмпирической информации; -методы интерпретации исследовательской информации. |
Дневник практики. Образцы диагностических материалов. Исследовательская база данных. |
ОК-3 ОК-9 ОК-10 ОК-11 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 ПК-14 ПК-17 ПК-18 ПК-27 ПК-31 ПК-33 ПК-35 ПК-39 |
26-28 |
Цель: Обобщение результатов практики. Задачи:
Краткое описание практики: Собранные в ходе практики эмпирические, экспериментальные данные систематизируются: табулируются, представляются в гистограммах и т.д. Производится качественное описание полученных результатов. Делаются выводы по основным этапам исследования. Результаты обсуждает с научным руководителем от МГОУ и базы практики, вносит коррективы в содержание отчетных документов. |
— правила профилированного обращения с антропометрическими, анатомическими и физиологическими параметрами жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе; — нормативные подходы к определению особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
|
Дневник практики. Образцы диагностических материалов. Исследовательская база данных. Реферат. |
ОК-9 ПК-11 ПК-14 ПК-26 ПК-27 ПК-31 ПК-33 ПК-39 |
29-30 |
Цель: Объективная оценка результатов практики. Задачи:
Краткое описание практики: Представляет материалы практики научному руководителю для изучения, дает необходимые пояснения, исправляет технические ошибки в отчете и дневнике практики. Готовит доклад о проделанной работе и презентацию в программе PowerPoint. Представляет доклад комиссии кафедры Научных основ экстремальной психологии, отвечает на уточняющие вопросы.
|
-правила подготовки служебных документов и ведению деловой переписки; -правила презентации научного исследования; -правила публичного выступления.
|
Дневник практики. Образцы диагностических материалов. Исследовательская база данных. Реферат. Презентация |
ПК-11 ПК-14 ПК-39 |
9.Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)
При оценке работы магистранта во время практики комиссия исходит из следующих критериев:
- систематичность работы магистранта во время практики.
- добросовестность и степень ответственности отношения магистранта к выполняемым видам работ.
- степень активности участия во всех направлениях деятельности психологической службы данного учреждения.
- профессионализм и качество выполнения всех видов заданий по практике.
- качество оформления отчетной документации.
- отзыв-характеристика сотрудников базового учреждения практики о работе магистранта-практиканта.
Дифференцированный зачет магистрант получает прошедший практику, ведущий дневник практики, имеющий отчет со всеми отметками о выполнении.
Итоговый контроль – дифференцированный зачёт.
Оценивание магистранта на практике
Баллы (рейтинговой оценки) |
Результат |
Требования к знаниям |
15 |
5, «отлично» |
Данная оценка может быть выставлена только при условии соответствия отчета по практике предъявляемым требованиям и высокой оценки по всем критериям. |
14-13 |
5, «отлично» |
Данная оценка может быть выставлена только при условии соответствия отчета по практике предъявляемым требованиям и высокой оценки по всем критериям. Оценка «13», «14» может быть выставлена только при условии, что презентация отчета по практике без фотографий проведенных мероприятий |
12-10 |
4, «хорошо» |
«11-12» — данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия отчета по практике 5 из 6 предъявляемым критериям и 1 критерий может быть выполнен частично. «10» — данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия отчета по практике 5 из 6 предъявляемым критериям. |
9-7 |
3, удовлетворительно» |
«8-9» — данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия отчета по практике 4 из 6 предъявляемым критериям и 2 критерия могут быть выполнены частично. «7» — данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия отчета по практике 4 из 6 предъявляемым критериям. |
6-1 |
2,«неудовлетворительно» |
Работа не соответствует большинству предъявляемых критериев |
«Практика не зачитывается» |
При невыполнении программы практики |
Прохождение всех этапов практики (выполнение всех видов работ) является обязательным. Набрав высокий балл за один из этапов практики, магистрант не освобождается от прохождения других этапов.
10.Обеспечение практики
10.1Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
Основная литература
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. − 528 с. − **.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретеция данных: Учебное пособие. − 4-е издание, стереотипное. − Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 392 с. − * ; **.
Дополнительная литература и Интернет-ресурсы
- Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 1. – Москва : Педагогика, 1982. – 316 с. – **.
- Дубровина И. В.Д Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. – Москва : Педагогика, 1991. – 232 с.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский [и др.] ; под общей ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. − Санкт-Петербург : Питер, 2000. − 560 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. − 277 с. – * ; **.
- Университетская библиотека online [Электронный ресурс]. – ***. – URL: http://biblioclub.ru/index.php(дата обращения: 25.08.2012).
- IPRbooks[Электронный ресурс]: Электронно-библиотечная система. –URL:http://www.iprbookshop.ru (дата обращения: 24.01.2014).
- WebofScience[Электронный ресурс] // WebofKnowlende. – *** – URL: http://apps.webofknowledge.com(дата обращения: 25.08.2012).
Обязанности студентов при прохождении практики
При прохождении практики студенты обязаны:
- Получить на кафедре, проводящей практику, консультацию и инструктаж по всем вопросам организации практики, в т.ч. по технике безопасности и производственной санитарии.
- Посещать в обязательном порядке все виды практики и выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных программами практики. Систематически и глубоко овладевать практическими навыками.
- Подчиняться действующим в учреждениях (организациях, предприятии) правилам внутреннего трудового распорядка.
- Регулярно вести дневник практики.
- Бережно и аккуратно относиться к мебели, оборудованию, инвентарю, приборам, учебным пособиям, книгам. Студентам запрещается без разрешения администрации университета (учреждения, организации, предприятия – базы практики) выносить предметы и различное оборудование из лабораторий, учебных и других помещений.
- Поддерживать чистоту и порядок во всех учебных, учебно-производственных и производственных помещениях, принимать участие в их уборке на началах самообслуживания в установленном в месте прохождения практики порядке.
- При неявке на практику (или часть практики) студент обязан поставить об этом в известность руководителя практики и деканат факультета в день или на следующий день неявки любым доступным способом о невозможности её прохождения, а в первый день явки в университет представить данные о причине пропуска практики (или части практики).
- В случае болезни магистрант представляет в деканат факультета справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения, заверенную студенческой поликлиникой.
Документы необходимые для аттестации по практике
Дневник, отчет, отзыв-характеристика о работе, презентация.
Правила оформления и ведения дневника студентом
Дневник, наряду с другими материалами по практике, является основным документом, который магистрант составляет в период практики и представляет на кафедру после окончания практики.
Студент ежедневно записывает в дневник все виды выполняемых им работ (исследований, экспериментов и прочее) с соответствующей их характеристикой, анализа профессиональной деятельности, описывает выполнение других заданий, включенных в программу практики.
Студент своевременно представляет дневник на просмотр руководителю практики от (кафедры/организации), который делает свои замечания и дает дополнительные задания.
По окончании практики магистрант представляет дневник руководителю практики от организации для составления отзыва.
В установленный срок студент должен сдать на кафедру отчет, полностью оформленный дневник практики, отзыв — характеристику о своей работе (от базы практики, заверенный).
Таблица 1
Примерный план ведения дневника научно-производственной практики
Дата |
Планируемые мероприятия |
Действия, которые должны быть осуществлены при выполнении мероприятия, а также описания конкретных ситуаций |
Проблемы, возникшие при выполнении поставленных задач |
Решение проблемы |
Отметка о выполнении |
Отметка руководителя |
12.02 |
Установочная конференция по практике |
Присутствие |
|
|
Выполнено 12.02.1… |
|
13.02 |
Встреча с кафедральным руководителем практики |
|
Встреча не состоялась |
Встреча перенесена на 14.02 |
Выполнено 14.02.1… |
|
13.04 |
Составление плана-графика работы |
|
План-график составлен не полностью |
План-график составлен полностью 14.02 |
Выполнено 14.02.1… |
|
14.02 |
Знакомство с организацией-базой практики |
|
|
|
Выполнено 14.02.1… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рекомендации студенту по подготовке отчета о практике
После завершения практики студент составляет общий отчет о ее прохождении.
Отчет должен отличаться от дневника и не должен его повторять. Если в дневнике перечисляются различные виды работ, проводимые практикантом ежедневно, то отчет должен отражать в обобщенной форме выводы студента-практиканта о проделанной работе.
Отчет должен составляться следующим образом:
- титульный лист отчета (см. выше);
- отчет на не менее 2-х страницах;
- дневник практики;
В отчете необходимо указать:
- срок прохождения практики (дата начала и дата окончания практики);
- где осуществлялось прохождение практики (полное наименование учреждения, организации);
- под чьим руководством (Ф.И.О., должность, звание, чин и т.д.) осуществлялось прохождение практики;
- далее следует «аналитическая часть», в которой студент должен отразить:
– положительные стороны работы, проделанной на практике, указав в какой мере практика, способствовала закреплению и углублению полученных в университете знаний, приобретению навыков практической работы по избранной специальности, что нового практика дала студенту;
– какие спорные теоретические и практические вопросы возникали в ходе практики;
– удалось ли и в каком объеме удалось собрать материал для дипломной работы;
– общие выводы к аналитической части отчет
Департамент образования московской области
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет (наименование факультета)
Кафедра (наименование кафедры)
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
УЧЕБНОЙ/ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА»
на базе _______________________
Руководитель ФИО, должность подпись, дата
Исполнитель
студент гр. _______ ФИО подпись, дата
Курс ____
Направление (специальность) _________________________________________
Москва 2014
Приложение 2
СТРУКТУРА ОТЧЁТА, ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ
Общие требования к структуре отчета. При написании отчёта студент должен придерживаться следующих требований:
- четкость и логическая последовательность изложение материала;
- убедительность аргументации;
- краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;
- конкретность изложения результатов работы;
- обоснованность рекомендаций и предложений.
Структура отчета. Структурными элементами отчета являются:
- титульный лист;
- аннотация (реферат);
- содержание;
- перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов (если сокращения используются);
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Описание элементов структуры отчета. Отчет представляется в виде пояснительной записки. Описание элементов структуры приведено ниже.
Титульный лист отчета. Титульный лист является первым листом отчета. Пример оформления титульного листа листом отчета приведен в Приложении 1.
Аннотация (реферат). Аннотация (реферат) – структурный элемент отчета, дающий краткую характеристику выполненной работы с точки зрения содержания, назначения и результатов практики. Аннотация является вторым листом пояснительной записки отчета. Описываются цели, задачи исследования и основные выводы, полученные в ходе исследования.
Перечень сокращений и условных обозначений. Перечень сокращений и условных обозначений – структурный элемент отчета, дающий представление о вводимых автором отчета сокращений и условных обозначений. Элемент является не обязательным и применяется только при наличии в пояснительной записке сокращений и условных обозначений.
Содержание. Содержание – структурный элемент отчета, кратко описывающий структуру отчета с номерами и наименованиями разделов, подразделов, а также перечислением всех приложений и указанием соответствующих страниц.
Введение и заключение. «Введение» и «заключение» – структурные элементы отчета, требования к ним определяются настоящей программой или методическими указаниями к выполнению учебной практики. «Введение» и «Заключение» не включаются в общую нумерацию разделов и размещают на отдельных листах. Слова «Введение» и «Заключение» записывают посередине страницы с первой прописной буквы.
(дописать содержание этих элементов исходя из специфики практики)
Основная часть. Основная часть – структурный элемент отчета, требования к которому определяются заданием студенту к отчету и/или методическими указаниями к выполнению учебной практики.
В данном разделе описать проблемное поле, актуальность исследования. Цели, задачи, предмет, объект исследования, основную гипотезу. Теоретические основы психологии, позволяющие решить проблему. Методологическую и методическую базу исследования. Организацию и ход проведения научно-исследовательской работы. Результаты исследования. Рекомендации для организации дальнейшей работы по решению проблем подобного рода.
Список использованных источников. Список использованных источников – структурный элемент ВКР, который приводится в конце текста ВКР, представляющий список литературы, нормативно-технической и другой документации, использованной при составлении пояснительной записки ВКР. Список использованных источников помещается на отдельном нумерованном листе (листах) пояснительной записки, а сами источники записываются и нумеруются в порядке их упоминания в тексте. Источники должны иметь последовательные номера, отделяемые от текста точкой и пробелом. Оформление производится согласно ГОСТ 7.1-84 (см. п. 3.2.2)ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка». Ссылки (согласно данному ГОСТ, они называются отсылками) на литературные источники приводятся в тексте и косых скобках в квадратных скобках. Разрешается использовать два варианта оформления ссылки (отсылок):
1) порядковой номер (или – если это продиктовано целесообразностью – порядковый номер источника и номера страниц), например, [3], [18, с. 26];
2) имя автора (или название документа), год издания, указание страниц, например, [Карасик, 2002, с. 231], [Интерпретационные характеристики … , 1999, с. 56].
Главное правило:отсылки оформляются единообразно по всему документу: или через указание порядкового номера, или через указание фамилии автора (авторов) или названия произведения.
Если в отсылке содержатся сведения о нескольких источниках, то группы сведений разделяются точкой с запятой: [13; 26], [74, с. 16–17; 82, с. 26] или [Шаховский, 2008; Шейгал, 2007], [Леотович, 2007, с. 37; Слышкин, 2004, с. 35–38].
Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале отсылки приводят слова «Цит. по:», например, [Цит. по: 132, с. 14] или [Цит. по: Олянич, 2004, с. 39–40]. Если дается не цитата, а упоминание чьих-то взглядов, мыслей, идей, но все равно с опорой не на первоисточник, то в отсылке приводят слова «Приводится по:», например, [Приводится по: 108] или [Приводится по: Красавский, 2001]. Если необходимы страницы, их также можно указать: [Приводится по: 108, с. 27] или [Приводится по: Красавский, 2001, с. 111].
Во избежание ошибок, следует придерживаться формы библиографических сведений об источнике из официальных печатных изданий.
Приложение. Некоторый материал отчета допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, описания алгоритмов и программ, решаемых на ЭВМ и т.д. Приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения.
Требования к оформлению листов текстовой части. Текстовая часть отчета выполняется на листах формата А4 (210 х 297 мм) без рамки, соблюдением следующих размеров полей:
- левое – не менее 30 мм,
- правое – не менее 10 мм,
- верхнее – не менее 15 мм,
- нижнее – не менее 20 мм.
Страницы текста подлежат обязательной нумерации, которая проводится арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу без точки в конце. Первой страницей считается титульный лист, но номер страницы на нем не проставляется.
При выполнении текстовой части работы на компьютере текст должен быть оформлен в текстовом редакторе Word for Windows.
Тип шрифта: Times New Roman Cyr. Шрифт основного текста: обычный, размер 12 пт. Шрифт заголовков разделов: полужирный, размер 14 пт. Шрифт заголовков подразделов: полужирный, размер 12 пт.
Межсимвольный интервал: обычный. Межстрочный интервал: одинарный.