1.1. Цель и задачи учебной дисциплины.
Цель практики– освоение студентами навыков психологического сопровождения педагогического процесса в учебном заведении, системного анализа педагогической системы и процесса учения, составление учебно-методических программ и учебных планов, овладение приемами подготовки лекционного и практического материала.
Задачи:
- Изучение современного состояния психолого-педагогической работы в различных учебных учреждениях (вузах, школах, фирмах, учреждениях дополнительного образования и др.), традиционного и нетрадиционного психолого-педагогического опыта.
- Овладение навыками психолого-педагогического изучения учебной группы (класса), отдельных студентов (учащихся) и коррекционной работы с ними.
- Развитие навыков анализа психологических компонентов занятия (урока) и их построения в собственной педагогической деятельности.
- Формирование умений и навыков психологического анализа педагогом собственной профессиональной деятельности и активизация процесса профессионально-личностного саморазвития студентов.
- Формирование умения определять тактику воспитательной и психолого-педагогической работы с учащимися (студентами) на основе результатов диагностики.
- Осуществление практической апробации коррекционных, диагностических и профилактических мероприятий, с последующим их анализом и составлением рекомендаций.
- Формирование начального опыта общения с коллегами в педагогическом коллективе;
- Формирование собственной модели педагогического взаимодействия с учащимися (студентами).
- Развитие профессиональной психологической культуры.
- Профессиональная ориентация и профессиональное воспитание.
- Развитие потребности в психоло-педагогическом самообразовании и постоянном самосовершенствовании.
- Углубление и расширение теоретических знаний студентов.
Требования к отчету
Раздел 1. Знакомство с базой практики
Тема 1. Ознакомление с базой практики
1) Ознакомление со спецификой образовательного учреждения – базой практики. Работа психолога в условиях данного образовательного учреждения: а) приоритетные направления школы (вуза, предприятия) и методы работы; б) функции и обязанности психолога в условиях образовательного учреждения; в) перечень основной документации педагога-психолога; г) актуальные психологические проблематики в деятельности психолого-педагогической службы образовательного учреждения; д) первоочередные вопросы, в решении которых может быть полезно участие психолога-практиканта.
Производственная педагогическая практика в специальном дошкольном ...
... образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»; актуализировать знания об особенностях организации коррекционно-педагогического процесса в данном виде СДОУ; изучить функциональные обязанности педагога-психолога; ... Познакомиться с основными формами работы педагога- психолога: Психолого-педагогическое изучение ребенка; Специальные коррекционные занятия ( ...
2) Составление и согласование графика работы практиканта в учреждении. Планирование практической и экспериментальной работы, направленной в соответствии с индивидуальным планом студента-практиканта.
Образец:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРАКТИКИ
1. Знакомство с деятельностью МБДОУ школа-гимназия № 1.
2. Ознакомление со спецификой работы психологической службы школы и выбор объекта(ов) для проведения диагностических и коррекционных работ.
3. Проведение диагностики межличностных отношений в коллективе и индекса групповой сплоченности в 6-х и 7-х классах по методике …; ценностных ориентаций в 9-10-х классах по методике …; положения учащихся в группе сверстников в 5-х классах по методике …. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по результатам диагностики.
4. Участие в проведении недели психологии в виде: организации круглого стола по теме …; проведении анкетирования с учащимися и педагогами на тему «…».
5. Проведение индивидуальных консультаций с родителями и детьми старших классов.
6. Наблюдение за проведением урока по психологии. Психологический анализ урока.
7. Составление плана-конспекта и самостоятельное проведение лекций по дисциплине «…» по темам: «…», «…», «…» и практических занятий по темам: «…», «…», «…».
8. Разработка рабочей программы по дисциплине: «…».
9. Составление психолого-педагогической характеристики на класс (группу).
10. Составление психолого-педагогической характеристики на ученика (студента).
11. Разработка и проведение коррекционного мероприятия по работе с подростковым одиночеством.
12. Ознакомление руководителя практики с полученными результатами исследования.
13. Подведение итогов практики, написание заключения.
Тема 2. Подготовка дневника практики для ежедневного его заполнения Дневник прохождения практики
Студент ___________________________________________________
Факультет ______________________, ___курс, группа ______________
Место прохождения практики __________________________________
Дата (число и месяц) |
Время |
Проведенная работа (содержание деятельности) |
Методы |
Подпись руководителя практики |
16.03.12 |
9 – 13 часов |
Оформление документов для прохождения практики. Ознакомление с коллективом, руководителем и психологом Школы-гимназии № 1. |
Наблюдение, беседа. |
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
Раздел 2. Психолого-педагогическое изучение учебной группы (класса)
Тема 3. Диагностика основных характеристик учебной группы (класса).
Проводится диагностика межличностных отношений в коллективе и индекса групповой сплоченности, ценностных ориентаций учебной группы; положения учащихся в группе сверстников и др. На основе полученных результатов составляется психолого-педагогическая характеристика на класс (группу).
Фиксация использованных методик в дневник практики и основных результатов работы – в отчете. Разработка рекомендаций для педагогов по результатам диагностики.
Тема 4. Составление психолого-педагогической характеристики на ученика.
В соответствии со схемой (приложение 2), проводится диагностика личностных качеств ученика и составляется на него психолого-педагогическая характеристика, которая прилагается к отчету по практике.
РАЗДЕЛ 3. РАЗРАБОТКА КОРРЕКЦИОННЫХ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ВЫЯВЛЕННЫМ ПРОБЛЕМАМ. СОСТАВЛЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ.
Тема 5. Профессиональная деятельность в условиях реальной организации.
Под руководством психолога от организации студент-практикант включается в освоение должностных функций и задач практического психолога через активное участие в процессе психолого-педагогической работы: 1) организацию мероприятий, 2) диагностической и коррекционно-развивающей работы, 3) оформление документации психолога, 4) проведение практической работы, направленной на решение выявленных проблем, используя методы консультирования, психотерапии и психокоррекции, 5) разработку и проведение развивающих занятий психологического сопровождения клиентов по результатам диагностической работы, 6) разработку коррекционно-развивающих программ.
РАЗДЕЛ 4. РАЗРАБОТКА, ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЕКЦИОННОГО (ПРАКТИЧЕСКОГО) ЗАНЯТИЯ (УРОКА) ПЕДАГОГА. (РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЧИТАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЫ).
Тема 6. Разработка и проведение лекционного (практического) занятия.
В соответствии с учебным планом под руководством педагога-психолога студент разрабатывает конспект лекции и практического занятия по психологии. На усмотрение психолога и необходимость учебного процесса студент-практикант проводит одну или несколько лекций (практических) занятий. Конспект одного из занятия, составленный в соответствии с имеющимися требованиями прилагается к отчету по практике.
Тема 7. Психологический анализ урока.
В период практики студенту необходимо провести психологический анализ какого-либо урока или внеклассного мероприятия. Примерная схема анализа прилагается в приложении 2.
Тема 8. Разработка рабочей программы.
Если практика проходит в вузе, то студенту необходимо разработать рабочую программу по данной ему психологической дисциплине.
РАЗДЕЛ 5. ИТОГИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ.
Тема 9.Подведение итогов проделанной работы как специалиста-психолога.
Разработка практических рекомендаций на основе полученных результатов исследования по выявленным проблемам, выделение направлений индивидуальной и групповой коррекционной работы осуществляется под руководством практического психолога. Студент формулирует выводы по поводу успешности прохождения практики, отмечая ее положительные и отрицательные стороны. По итогам прохождения практики, психолог от базы практики составляет характеристику на студента-практиканта, которая также прилагается к итоговому отчету.
При оформлении отчета студенту необходимо дать краткую характеристику работ, выполненных им в период практики, и документов, с которыми он работал. Структура отчета не должна расходиться с планом и дневником практики.
Структура отчета:
- Титульный лист.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Чувашский государственный университет
имени И.Н.Ульянова»
Факультет управления и психологии
Кафедра социальной и клинической психологии
ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
(ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКЕ
Выполнил:
студент очного отделения 4 курса, гр. УП 11-09
Иванов Иван Иванович
Руководитель практики от организации:
психолог Волков Алексей Федорович
Руководитель практики от кафедры:
канд. психол. наук, доцент Григорьева Н.В.
Чебоксары – 2009
- ФИО практиканта, вид практики, название базы практики, сроков прохождения практики, план практики.
- Поставленные цели и задачи практики.
- Отчет практиканта о проделанной работе с выводами и предложениями, в который входят:
1) индивидуальный план работы на период практики;
2) характеристика деятельности базовой организации и деятельности психолога:
а) приоритетные направления школы (вуза, предприятия) и методы работы;
б) функции и обязанности психолога в условиях образовательного учреждения;
в) перечень основной документации педагога-психолога;
г) актуальные психологические проблематики в деятельности психолого-педагогической службы образовательного учреждения;
д) первоочередные вопросы, в решении которых может быть полезно участие психолога-практиканта;
3) Краткое описание проведенных мероприятий, диагностической (конкретизировать используемые методики) и коррекционно-развивающей работы (конкретизировать используемые методы и приемы, тематику работ), оформления документации психолога (перечислить перечень документации который вел практикант), проведения практической работы, направленной на решение выявленных проблем, с использованием методов консультирования, психотерапии и психокоррекции, разработки и проведения развивающих занятий психологического сопровождения участников образовательного процесса по результатам диагностической работы (желательно приложить перечень занятий с названиями и кратким содержанием), разработки коррекционно-развивающих программ (если таковое имело место, то приложить коррекционно-развивающую программу в виде таблицы на 1 страницу).
- Выводы по поводу успешности прохождения практики, отмечая ее положительные и отрицательные стороны.
- Психолого-педагогическая характеристика на ученика (студента).
Схему давала на возрасной или педагогической психологии
- Психолого-педагогическая характеристика класса. с результатами оценки межличностных отношений в коллективе и индекса групповой сплоченности, ценностных ориентаций учебной группы, положения учащихся в группе сверстников. Схему давала на возрасной или педагогической психологии
- Конспект одной лекции (практического занятия) по предмету. Схему давала на педагогике или методике преподавания
- Психологический анализ урока (воспитательного мероприятия).
Схему давала на педагогике или методике преподавания
- Рабочая программа по дисциплине (если практика проходила в вузе).
Схему давала на педагогике или методике преподавания
- Программа коррекционного мероприятия с учебным коллективом.
- Дневник практики (в конце подпись руководителя практики (или руководителя организации) и печать учреждения.
- Характеристика на студента-практиканта с базы практики.
- Путевка на практику (с подписью и печатями организации).