Министерство образования Российской Федерации
Правительство Ленинградской области
Ленинградский государственный областной университет
им. А.С. Пушкина
Маклаков А.Г., Ситников В.Л., Шилов И.Ю.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Специальность: 020400 – «Психология»
Санкт-Петербург
2003
Печатается по решению кафедры общей и прикладной психологии, кафедры практической психологии и РИСа Ленинградского государственного областного университета имени А.С. Пушкина.
Рецензенты: Гришина Наталья Владимировна – доктор психологических наук, профессор
Чермянин Сергей Викторович – доктор медицинских наук, профессор
В методическом пособии приведены основные требования и методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению дипломных работ по специальности 020400 «Психология». Изложена процедура защиты дипломных работ в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ.
Методические рекомендации предназначены для студентов очного и очно-заочного отделения факультета психологии и педагогике ЛГОУ им. А.С. Пушкина, обучающихся по специальности 020400 «Психология»
ã А.Г. Маклаков, 2003
ã В.Л. Ситников, 2003
ã И.Ю. Шилов, 2003
С О Д Е Р Ж А Н И Е
стр. |
||
Введение ………………………………………………………….. |
5 |
|
1. |
Общие положения …………………………………………… |
6 |
2. |
Организация подготовки и выполнения работы .….. |
8 |
Выбор темы дипломной работы ……………………..….. |
8 |
|
Назначение руководителя дипломной работы и выдача дипломного задания …………………………..…….. |
9 |
|
Формулирование замысла дипломной работы и порядок его воплощения ……………………………………… |
11 |
|
Порядок подбора и изучения литературных источников ……………………………………………………………. |
13 |
|
Сбор и анализ практического материала ……………… |
14 |
|
3. |
Требования, предъявляемые к дипломной Работе …………………………………………………………… |
18 |
Структура выпускной квалификационной работы… |
19 |
|
Содержание выпускной квалификационной работы ………………………………………………………….. |
20 |
|
Оформление выпускной квалификационной работы ………………………………………………………….. |
23 |
|
4. |
Общие рекомендации по написанию дипломной работы ……………………………………………………………… |
30 |
Введение ……………………………………………………….. |
30 |
|
Основная часть дипломной работы ……………………. |
32 |
|
Заключение и выводы …………………………………….. |
33 |
|
5. |
Защита дипломной работы .……………………………… |
33 |
Подготовка дипломной работы к защите …………….. |
33 |
|
Процедура защиты дипломной работы в Государственной аттестационной комиссии ……………………… |
35 |
|
Критерии оценки дипломных работ по специальности «Психология» …………………………………………….. |
38 |
|
Литература ……………………………….……………………. |
42 |
|
Приложения ……………………………………………………… |
43 |
ВВЕДЕНИЕ
Одним из самых важным этапов подготовки высококвалифицированных психологов является подготовка и написание дипломной работы. Выпускная квалификационная работа (дипломный проект) предусмотрена Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология». Дипломная работа должна показать степень готовности студента решать теоретические и практические профессиональные задачи психолога. Дипломная работа должна выполняться на основе производственной практики, базироваться на конкретном (фактическом) материале, способствовать завершению подготовки психолога по разработке планов, программ, методик и процедур психологического исследования и психодиагностики, проведению тестирования, психологического консультирования, преподавания психологии, внедрения в практику работы с людьми активных методов и форм обучения и воспитания (социально-психологических тренингов, ролевых и деловых игр).
Особенностью данного вида работ является то, что студент не только должен написать диплом, но и суметь защитить его перед авторитетной комиссией. Он должен суметь ответить на любой вопрос, который может возникнуть у членов комиссии в момент защиты в отношении выбранной им проблемы исследования.
Таким образом, выполнение дипломных работ — это завершающий этап обучения студентов в вузе, имеющий своей целью:
— систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных психологических задач;
— развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой экспериментального исследования при решении разрабатываемых в дипломной работе вопросов.
Авторы надеются, что данное методическое пособие окажет помощь студентам в подготовке и оформлении письменных контрольных работ и рефератов и будет способствовать повышению качества подготовки будущих профессиональных психологов.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дипломная работа представляет собой научный труд, который выполняется по конкретной кафедре, в соответствии со специализацией студента. По завершению дипломной работы осуществляется ее защита на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результату защиты выставляется государственная аттестационная оценка.
Выполнение дипломной работы и ее защита в Государственной аттестационной комиссии служит проверкой подготовки специалиста к самостоятельной практической деятельности по избранной специальности, его способности самостоятельно анализировать результаты экспериментального исследования, а также результаты оказания практической психологической помощи, осуществляемой в виде психологических консультаций, тренингов или разработки практических рекомендаций. Кроме этого дипломная работа характеризует умение будущего специалиста самостоятельно искать и анализировать информацию, содержащуюся в научной литературе.
Дипломная работа — это практически первая творческая работа специалиста. Студент-дипломник впервые самостоятельно разрабатывает тему научной работы, используя весь комплекс знаний и практических навыков, полученных в течение всего курса обучения в вузе.
В выпускной квалификационной работе студент должен показать:
— прочные теоретические знания по избранной теме и умение пробл емно излагать теоретический материал;
— умение изучать и обобщать л итературные источники, решать практические задачи, делать выводы и предложения;
— навыки проведения статистико-математического анал иза полученного эмпирического материала и владения современной вычисл ител ьной техникой;
— умение грамотно применять методы оценки экономической и социальной эффективности предлагаемых мероприятий.
Соответственно учебными целями выпускной квалификационной работы являются :
— систематизация и угл убление теоретических и практических знаний по избранной специальности, их применение при решении конкретных практических задач;
— приобретение навыков самостоятел ьной работы;
— овладение методикой исследования, обобщения и логического изл ожения материал а.
Выполнение дипломной работы по специальности 020400 — «Психология» включает следующие этапы:
— ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми к дипломным работам;
— выбор и утверждение темы дипломной работы и назначение научного руководителя дипломного проекта;
— составление плана и согласование его с научным руководителем дипломной работы;
— принятие решение о методологических основах дипломного исследования, а также психодиагностических и других психологических методах, которые будут использованы в процессе проведения дипломного исследования;
— подбор и изучение литературных источников и нормативных актов, в том числе законов Российской Федерации по теме дипломной работы;
— сбор и анализ экспериментального материала;
— подготовка дипломной работы к защите (написание и оформление работы);
— защита дипломной работы.
Однако, прежде чем приступить к выполнению дипломного проекта студент должен запомнить порядок своих действий , а именно:
1. Ознакомиться с примерными темами дипломных работ (направлениями теоретических и научных исследований кафедры) и выбрать тему дипломной работы.
2. Получить согласие преподавателя кафедры на научное руководство дипломной работы или обратиться к заведующему кафедры для того, чтобы научный руководитель был назначен решением заведующего кафедры.
3. Представить письменное заявление заведующему кафедры с просьбой об утверждении темы дипломной работы и назначении научного руководителя (в течении октября месяца) (Приложение 1).
4. Получить задание на выполнение дипломной работы после утверждения темы на заседании кафедры. (Данное задание позднее должно быть приложено к диплому)
5. Составить план дипломной работы и согласовать его с научным руководителем.
6. Обращаться к научному руководителю за советом при возникновении трудностей в выполнении дипломной работы.
7. Представлять отчет научному руководителю о выполнении отдельных этапов дипломной работы.
8. Консультироваться у научного руководителя при анализе результатов эмпирического исследования и оформлении дипломной работы.
9. Обращаться за помощью к научному руководителю при подготовке к защите дипломной работы.
10. Выступить на заседании кафедры с докладом по основным результатам выполнения своей дипломной работы.
11. Представить правильно оформленную дипломную работу на кафедру не позднее установленного срока.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
2.1.Выбор темы дипломной работы
Тема дипломной работы выбирается слушателем самостоятельно, исходя из его научно-практических интересов в рамках выбранной специализации. При этом тематика выпускной квалификационной работы должна отвечать специализации студента, быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам современного развития науки и способствовать решению конкретной задачи.
Темы выпускных квалификационных работ (направления теоретических и экспериментальных исследований) определяются кафедрой, по которой студент выполняет дипломный проект. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, исходя из научных исследований проводимых преподавателями кафедры. В качестве исключения, студент может предложить самостоятельно тему своего исследования, которая не совпадает с тематикой дипломных работ кафедры. В этом случае он обязан на заседании кафедры обосновать ее целесообразность и соответствие выбранной специализации. Причем в любом случае тема дипломной работы студента выпускного курса должна быть утверждена на заседании кафедры, как правило, не позднее ноября месяца, т.е. не позднее чем за 6 месяце до защиты диплома.
В качестве тем выпускных квалификационных работ выбираются проблемы, решение которых, способствует использованию психологических знаний в реальной деятельности предприятий и организаций.
При этом перечень тем дипломных работ (направление дипломных исследований) ежегодно объявляется студентам выпускного курса в октябре, т.е. за месяц до утверждения темы дипломного проекта на заседании кафедры. Таким образом, у студента есть как минимум один месяц для выбора темы диплома (если он этого не сделал в процессе предыдущих курсов).
По одной теме могут выполнять дипломную работу несколькими студентами, однако при этом объекты их изучения или круг изучаемых вопросов должны быть различны. Эти различия должны отражается в плане дипломной работы, который утверждается научным руководителем. Тема дипломной работы закрепляется за студентом по его личному письменному заявлению. Закрепление тем по представлению кафедры оформляется приказом ректора вуза (или по его поручению деканом факультета) перед направлением студента на преддипломную практику.
После утверждения темы дипломной работы на заседании студенту выдается задание на дипломную работу, составленное научным руководителем и утвержденное заведующим кафедрой, с указанием срока окончания работы. Как правило от момента утверждения темы дипломной работы на заседании кафедры до выдачи задания на дипломную работу должно проходит не более 2-х недель.
2.2. Назначение руководителя дипломной работы и выдача дипломного задания
При подготовке выпускной квалификационной работы приказом ректора (или по его поручению деканом факультета) по представлению кафедры студенту назначается руководитель дипломной работы из числа профессоров, доцентов, старших преподавателей кафедры. По отдельным темам в целях сближения учебных требований с практикой к руководству дипломными работами могут привлекаются специалисты-практики, а также наиболее опытные преподаватели и научные сотрудники другого вуза или НИИ.
Руководитель дипломной работы обязан:
1. Выдать студенту задание на дипломную работу не позднее 2-х недель после утверждения темы дипломной работы на заседании кафедры.
2. Оказывает студенту помощь в составлении плана дипломной работы и календарного графика на весь период выполнения дипломной работы.
3. Рекомендовать студенту необходимую основную литературу, законы, справочные материалы, учебники, учебные пособия и другие источники по выбранной теме дипломной работы.
4. Проводить со студентом консультации (по мере надобности), как в отношении теоретических вопросов, так и в отношении статистико-математического анализа эмпирического материала.
5. Проверять выполнение работы (по частям или в целом).
6. Оказывать помощь в подготовке к защите.
7. Представлять отзыв научного руководителя о работе студента (представляется на кафедру вместе с дипломной работой).
Руководители дипломных работ проводят консультации, как правило, в форме бесед на кафедре или в учебном кабинете. По предложению руководителя в случае необходимости кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам дипломной работы, за счет времени, отведенного на руководство этой работой.
Консультантами по отдельным разделам дипломной работы могут назначаться профессора и преподаватели высших учебных заведений. Консультанты проверяют соответствующую часть выполненной студентом работы.
В соответствии с темой руководитель дипломной работы выдает студенту задание, утвержденное заведующим кафедрой, с указанием сроков окончания работы по теме и представления законченной дипломной работы. Это задание вместе с дипломной работой представляется в Государственную аттестационную комиссию.
В задании по подготовке дипломной работы указываются фамилия, имя и отчество студента, факультет, тема. Если тема дипломной работы продолжает курсовую, то следует показать, что уже сделано, каковы исходные данные. Затем следует отметить, какие вопросы необходимо проработать, какая опытно-экспериментальная работа планируется и где она будет осуществляться, а также кто консультирует. Задание конкретизируется календарным планом работы студента.
Целесообразно определить задание и составить календарный план. Это дает возможность четко организовать работу студента, осуществлять систематический контроль и помощь по мере необходимости. Образец задания приведен в приложении 2.
Календарный план способствует рациональному распределению времени, отводимого на подбор литературы и ее изучение, ознакомление с другими источниками, опытом работы, организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, анализ и обработку полученных данных, составление выводов, заключений, приложений, литературное и техническое оформление дипломной работы, подготовку ее к защите.
Дипломное задание должно быть выдано в течении двух недель после утверждения темы работы на заседании кафедры. В исключительных случаях может быть уточнено при выезде студента на преддипломную производственную практику. Дипломное задание определяет весь процесс дальнейшей самостоятельной работы студента по теме дипломной работы.
После получения задания начинается самостоятельная работа студента по выполнению дипломной работы.
2.3. Формулирование замысла дипломной работы и порядок его воплощения.
После составления плана дипломной работы, прежде чем приступить к его реализации работе следует окончательно сформулировать замысел работы и уточнить план работы.
Прежде всего необходимо уточнить, чем дипломная работа отличается от курсовой. Для этого следует внимательно изучить представленную ниже таблицу.
Таблица 1.
Сходство и различия курсовых и дипломных работ
Количественные и качественные различия |
Курсовые |
Дипломные |
Объем |
1 п.л. (24 страницы машинописного текста) |
2,5 — 4 п. л. (от 60 до 100 страниц машинописного текста) |
План |
Простой. Выделение пунктов |
Сложный. Выделение глав, параграфов |
Опытно-экспериментальная работа |
Констатирующий эксперимент (наблюдение, описание, анализ и выводы) или фрагмент формирующего эксперимента |
Констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент |
Анализ теоретических источников по теме исследования |
Не менее 20 источников — анализ общепсихологической, методической литературы |
Более 20 источников — анализ общепсихологической, методической литературы и психологического опыта; анализ литературы по исследуемым областям психологии |
Изучение проблемы |
Общие подходы к ее разрешению |
Характеристика общих подходов и разработка конкретного пути ее разрешения |
Выдвижение гипотезы |
Описательная |
Объяснительная |
Характер опытно-эксперимен-тальной работы |
Добывание фактов для доказательства гипотезы на эмпирическом уровне |
Добывание фактов для доказательства гипотезы как на эмпирическом, так и теоретическом уровне |
Уровень обобщения |
Обобщаются результаты небольшого по объему исследования и непродолжительного наблюдения. Обобщения носят эмпирический характер |
Обобщаются результаты достаточно большого по объему исследования, длительных наблюдений. Обобщения носят более широкий, теоретический характер |
После того как были проанализированы различия между курсовыми и дипломными работами следует провести следующие мероприятия:
1. Уточнить направления дипломного исследования.
Например:
Тема |
— отражает ли тема замысел работы; — насколько структура работы соответствует теме; — насколько выбранные для исследования методы позволят раскрыть выбранную тему исследования; — насколько выполнимо задуманное исследование в рамках дипломного проекта. |
Объект |
— кого исследуем и соответствует ли это замыслу дипломной работы |
Предмет |
— какие психические явления будут изучаться в процессе исследования; — соответствует ли методы исследования тому, что исследуется. |
2. Составить список литературы, которую следует изучить и проанализировать при выполнении дипломных работ.
3. Провести изучение данной литературы, выделить проблему и проанализировать ее состояния в науке и практике.
4. Выделить базовые понятия по теме исследования.
5. Уточнение плана дипломной работы.
6. Обоснование актуальности темы, в том числе определение объекта, предмета, целей, задач и т.п.
7. Выполнение обзора теоретических источников по теме исследования, в котором представлены:
а) история исследуемой проблемы (идеи, вопроса);
б) общепсихологические и другие научные положения, характеризующие объект исследования;
в) методические положения;
г).
подготовить выводы на основе анализа литературы по теме исследования.
8. На основе проведенного анализа литературы следует определить способ решения выбранной проблемы исследования, а также уточнить соответствие выбранных методов экспериментального исследования изучаемой проблеме.
9. Провести подготовку к проведению эмпирического исследованию. Подготовить бланки исследования и необходимый стимульный материал.
10. Осуществить эмпирическое исследование в соответствии с замыслом работы. (Может состоять из констатирующего и формирующего эксперимента, психокоррекционных или тренинговых мероприятий и др).
11. Далее следует провести анализ результатов эксперимента. Составить статистические таблицы, схемы, иллюстрации и др.
12. После статистико-математической обработки результатов следует осмыслить полученные результаты, для этого лучше всего изложить на бумаге полученные материалы, что может послужить основой для главы дипломного исследования. Целесообразно оформить результаты анализа в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков и т.д., сопроводив их соответствующими пояснениями.
13. При необходимости провести повторный (уточняющий) эксперимент.
14. Осуществить компоновку имеющихся текстов в соответствующую главу дипломной работы.
15. Написать выводы по дипломной работе и составить заключение.
16. Оформить дипломную работу в целом: оформить ведение, главы, составить список литературы, оформить приложения (таблицы, схемы, анкеты, иллюстрации и т.д.).
17. Подготовить выступление на защите, подобрать и оформить иллюстративный материал.
2.4. Порядок подбора и изучения литературных источников.
Дипломная работа выполняется на основе глубокого изучения литературных источников. Подбор и изучение литературы для выполнения дипломной работы является одним из важных этапов работы студента. Литература по теме дипломной работы может быть подобрана студентом при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами.
При выполнении дипломной работы целесообразно использовать монографии, учебники, учебные пособия, справочники, а также статьи, публикуемые в журналах: «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Мир образования», «Магистр», и других общепсихологических журналах; а также методические журналы, имеющие отношение к выбранной специализации.
Работу над литературными источниками следует начинать с изучения учебников, учебных пособий, а также монографий. Затем изучаются статьи в журналах.
Наряду с указанными литературными источниками могут быть использованы сборники научных трудов, сборники научных статей и материалы научных конференций ВУЗов и НИИ.
Записи прочитанного могут быть сделаны в виде выписок, конспектов. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в дипломной работе. После каждой цитаты, позаимствованного высказывания должна быть ссылка на автора и источник. Поэтому при конспектировании следует сразу же делать ссылки на автора и источник информации (название, место и год издания, издательство, номер страницы).
2.5. Сбор и анализ практического материала
Успешный сбор практического материала для дипломной работы в значительной степени зависит от того, насколько четко студент представляет себе направление работы и какой материал необходимо получить.
К числу основных материалов, которые необходимы для выполнении дипломной работы относятся:
— сведения об организации (учреждении) на базе которого проводятся исследования;
— результаты психологического обследования лиц, являющихся объектом исследования;
— внешние критерии относительно обследованных лиц;
— индивидуальные психологические карты и другие отчетные материалы;
— другие данные, вытекающие из темы дипломной работы.
Перед началом сбора практического материала для дипломной работы студенту рекомендуется составить календарный график выполнения отдельных этапов и уточнить порядок получения необходимых материалов и их оформления для отчета о проделанной работе. Особое внимание следует обратить на оформление отчетных документов о проведении эксперимента. При необходимости студент должен быть готов предоставить Государственной аттестационной комиссии протоколы и регистрационные листы с первичными материалами обследования.
Например, если в ходе диссертационного исследования использовалось наблюдение, то студент должен иметь на руках протокол проведения наблюдения, оформленный соответствующим образом (Рис. 1)
Следует помнить, что правильно и грамотно оформленные результаты исследования свидетельствуют о качестве проведенного эксперимента и о корректности сделанных выводов.
Кроме этого следует отметить, что успех психологического эксперимента во многом зависит от того, как разработана программа, насколько осознано то, что собирается осуществить психолог. Будущие психологи, осваивающие исследовательскую деятельность, могут взять за основу общую структуру программы эксперимента, предложенную А. Сиденко (Рис. 2).
Полученные в ходе психологического эксперимента данные подвергаются качественной и количественной обработке. При обработке практических материалов используются современные методы математико-статистического анализа (динамические ряды групп, группировки, средние величины и показатель вариации, корреляционный анализ и др.), с тем чтобы выявить закономерности и сделать научно обоснованные выводы.
Следует помнить, что за правильность приведенных в работе данных отвечает лично автор. Поэтому если в ходе защиты или на предшествующих этапах будет установлено, что приведенные данные некорректны или статистические обработаны не верно, что привело к формированию автором ложных выводов или автор использовал при написании работы результаты эксперимента, проведенного другим человеком, то такая работа снимается с защиты
Цель: определить активность учащегося на различных этапах урока.
Дата _________
Школа № ________ г. _____________________
Класс ________________ ученик (ученица)
Преподаватель ______________________________________________
фамилия, инициалы
Тема урока: _________________________________________________
Этапы урока |
Активность учащегося на уроке |
||||
Поднимает руку, чтобы ответить |
Внимательно слушает |
Тщательно выполняет задания |
Задает вопросы |
||
уточняющие |
проблемные |
||||
Опрос д/з |
|||||
Объяснение нового материала |
|||||
Закрепление изученного материала |
|||||
Инструктаж д/з |
Примечания: _____________________________________________
Рис.1 Образец оформления протокола наблюдения
Пункт программы |
Содержание |
Вопрос |
1. Исполнитель эксперимента |
Фамилия, имя, отчество |
|
2. Педагогическая цель |
Ожидаемый результат пед. деятельности, выраженный в позитивных изменениях, появившихся у учащихся благодаря экспериментальной разработке |
Что хотите изменить в ученике? Какие качества личности хотите воспитать в ученике за счет экспериментальных действий? Какие способности хотите развить? Какие изменения в обученности ученика предполагаете? |
3. Цель эксперимента |
Ожидаемый результат деятельности экспериментатора, выраженный в получении нового знания о психологической действительности |
Что хотите разработать и апробировать? Что (какие экспериментальные разработки) будете внедрять и проверять? Что будет апробироваться: программа, концепция, методика и т.д.? |
3. Гипотеза |
Логически обоснованное предположение, совокупность психологических воздействий |
Что предполагаете? В чем состоит совокупность психологических действий, направленных на достижение цели? Что будете проверять? |
5. Диагностический инструментарий |
Средства оценивания результатов эксперимента: анкеты, тесты, стенограммы |
С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами? С помощью какого типа задач или заданий будет проверяться результативность эксперимента? |
6. Критерии оценки ожидаемых результатов |
Признаки, на основании которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки |
С помощью каких признаков в изменении состояния обследуемых будет оцениваться результативность экспериментальных материалов? Как вы предполагаете их фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в обследуемых? |
Рис. 2 Вариант структуры программы эксперимента
3. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «..выпускная квалификационная работа по специальности 020400 «Психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. В работе должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Дипломная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Объем ее, как правило, должен быть в пределах 50-85 страниц стандартного печатного текста».
Поэтому дипломная работа по специальности «Психология» должна:
— быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития психологии в условиях рыночной экономики;
— носить научно-исследовательский характер в области психологии;
— содержать теоретическую главу и главы, посвященные анализу фактического эмпирического материала, т.е. иметь экспериментально-практическую часть (с аналитическими таблицами, графиками, диаграммами и т.п.);
— характеризовать умение специалиста самостоятельно решать научно-практические проблемы, в том числе, адекватно использовать психологические методы и грамотно интерпретировать результаты психодиагностических исследований;
— показать добросовестность студента в использовании данных исследований и опубликованных материалов других авторов. (Во всех случаях заимствования результатов статистического анализа и материалов других авторов требуется делать ссылки на источники их опубликования с указанием наименования труда, издательства места и года издания, страницы. Дипломные работы без ссылок на источники заимствованного материала к защите не допускаются).
В общем виде можно выделить три группы требований к дипломной работе: требования к оформлению, требования к структуре, требования к содержанию.
3.1. Структура выпускной квалификационной работы
Структура дипломной работы определяется выбранной темой и степенью ее сложности. Рекомендуется следующая примерная структура дипломной работы:
1) титульный лист (приложение 1);
2) реферат;
3) оглавление;
4) введение;
5) основная часть;
6) заключение и выводы;
7) библиография;
8) приложения;
9) иллюстративный материал.
Обычно работа над дипломным проектом начинается с определения методологии проведения исследования и составления плана дипломной работы.
План дипломной работы представляет собой составленный в определенном порядке перечень глав и развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в работе. План дипломной работы студент составляет самостоятельно, с учетом замысла исследования. Однако при всем многообразии индивидуальных подходов к плану дипломных работ традиционным является следующий план дипломной работы.
Введение
Глава 1 (c полным наименованием главы).
Глава 2 (с полным наименованием главы).
Глава 3 (с полным наименованием главы).
Заключение.
Выводы.
Практические рекомендации.
Библиография.
Приложения.
Согласно традиционной структуре дипломной работы, в каждой главе должно быть, как правило, по 2-3 параграфа (рассматриваемых вопроса).
План дипломной работы согласовывается с научным руководителем дипломной работы. В процессе работы план дипломной работы может уточняться. Могут расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы, за счет собранного материала, представляющего интерес. Другие параграфы, наоборот, могут сокращаться либо опускаться.
Содержание выпускной квалификационной работы
Материал дипломной работы следует излагать в соответствии с названием и целевой установкой
Дипломная работа должна быть логически выдержана, все части в ней должны быть связаны. Логика изложения текста предусматривает увязку содержания отдельных глав между собой и отдельных разделов внутри глав. При этом текст должен быть разделен на абзацы. Каждый абзац должен отражать одну законченную мысль. Однако нельзя слишком дробить текст, отделяя одну фразу от другой, если между ними есть смысловая связь.
Разработка каждой составной части имеет свои особенности.
Реферат должен в кратком виде (в объеме до одной рукописной страницы) содержать цель и объект дипломного исследования, полученные результаты и новизну, степень внедрения и область применения, данные об объеме работы, количество разделов, иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников.
Во введении следует сформулировать, в чем заклю чается новизна и акту альность описываемой работы, и обоснованность по существу необходи мости ее проведения. Оно должно кратко характеризоват ь современное состояние научной пробл емы, которой посвящена работа. Формулируются проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы; указываются объект и предмет исследования, используемые методы анализа и литературные источники.
Основная часть. Выпускная квалификационная работа содержит, как правило, три главы, каждая из которых в свою очередь делится на 2-3 параграфа.
Первая глава носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок. Вторая глава характеризует методологию исследования. Содержит характеристику обследованных людей, описывает какие психологические методы были использованы и как велась обработка первичных результатов. Кроме этого в данной главе дается характеристика проведенного эксперимента. Третья глава посвящена описанию и анализу результатов собственных исследований. Завершается основная часть как правило практическими предложениями. Причем все предл ожения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение.
Следует обратить внимание на то, что в тексте работы должны быть следующие сведения об экспериментальной части работы:
1) Полный перечень использованных методик, их описание, обоснование выбора методик. Если в работе использовались известные (распростра ненные) методики, их подробно описывать не надо. Необходимо при вести ссылки на источники информации или поместить в приложении описание методик.
2) Описание выборки испытуемых: количество, состав по полу, возрастные параметры (размах, средний возраст), социо-демографические характеристики.
3) Описание условий и процедуры эксперимента.
4) Сводные таблицы сырых данных. Полные копии протоколов эксперимента не требуются, но исходные данные определенным образом должны быть представлены в работе. Если таблицы чрезмерно громоздки, то допускается их приведение в приложении. В приложении также можно поместить и несколько наиболее интересных или типичных протоколов или их копии, выдержки из протоколов, рисунки испытуемых и т.д.
5) Результаты математико-статистической обработки данных, которые как правило приводятся в виде таблиц или графических рисунков.
6) Описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.
В этом разделе работы должно быть подробно и последовательно изложено содержание выполненного исследования, описаны все промежуточные и окончательные результаты, в том числе результаты отрицательные.
В части, посвященной описанию экспериментов, должна описываться программа экспериментов, излагаться их сущность, оцениваться точность и достоверность полученных данных, сопоставляться с теоретическими данными.
Обязательным для выпускной квалификационной работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.
В заключении логически последовательно обосновываются на основе результатов проведенного теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. В конце заключения эти выводы приводятся отдельно, в виде четко сформулированных положений.
Основные выводы должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Пишутся они тезисно (по пунктам) и должны отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям совершенствования проблемы с оценкой их эффективности по конкретному объекту исследования.
1) Число выводов не имеет особенного значения, но л учше воспринимается количество равное 5-7. При большем их количестве желательно вводить в перече нь выводов дополнительное структурирование, т.е. разбивать их на группы по некоторому логическому основанию.
2) Выводы должны содержать оценку с оответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы.
3) Каждая поставленная задача должна быть определенным образом отражена в выводах.
В приложении следует представлять вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст.
К вспомогательному материалу могут относится промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, распечатки на ЭВМ, иллюстрации вспомогательного характера и другие документы.
Если приложений больше десяти, их следует объединить по видам: промежуточные математические расчеты, результаты испытаний и т.д.
Графический (иллюстративный) материал
Графический материал является обязательной частью дипломной работы. Он должен быть органически увязан с содержанием работы и в наглядной форме иллюстрировать основные положения анализа и исследования. Необходимое количество, состав и содержание графического материала в каждом конкретном случае определяется руководителем дипломной работы.
Графический материал, выносимый на защиту дипломной работы, должен быть выполнен на 3-5 листах ватмана стандартного формата. Данный материал может быть оформлен на листах формата А4. В этом случаи каждому члену комиссии необходимо раздать по комплекту иллюстративного материала.
3.3. Оформление выпускной квалификационной работы
Собрав и изучив литературные источники и практический материал, студент приступает к написанию дипломной работы. Это сложный этап работы над темой, требующий сосредоточенности и упорного труда.
Хотя дипломная работа выполняется по одной теме, в процессе ее написания студент использует весь имеющийся у него запас знаний и навыков, приобретенных при изучении ряда дисциплин. Изложение вопросов темы должно быть последовательным, логичным. При написании дипломной работы не всегда целесообразно использовать весь законспектированный и собранный материал, лучше выбрать основные данные, позволяющие четко и обоснованно осветить особенности изучаемой проблемы.
Излагать материал в дипломной работе рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. Не допускается также произвольное сокращение слов. Приводимые в тексте цитаты следует тщательно сверить и снабдить их постраничными ссылками на источники.
Формулы и справочные материалы, если они заимствованы, также должны иметь ссылки на источник. Работа без ссылок на источники использованной информации не принимается к рассмотрению.
Текст дипломной работы должен быть написан на одной стороне стандартного листа. Страницы нужно пронумеровать (номер страницы ставиться в верху страницы по средине) и оставить на них с левой стороны поля в 30 мм, сверху 25 мм, слева 18 мм, снизу 20 мм. Все страницы нумеруют начиная с титульного листа, на котором номер страницы не ставится. Для нумерации используются арабские цифры.
Для оформления должна использоваться стандартная белая бумага. Объем дипломной работы (как было указано выше) 70-100 машинописных страниц. Текст работы оформляется на компьютере (в соответствии с требованиями ГОСТ студент должен в процессе обучения овладеть навыками работы на компьютере), как правило, в редакторе MS Word. На каждой страниц машинописного текста помещается 30-31 строка через 1,5 интервала, 75 знаков в строке с использованием шрифта Times New Roman, размер шрифта – 14.
Рисунки, графики, чертежи, таблицы нумеруются. При этом используется сквозная нумерация. (Например, 1, 2, 3 или 1.1., 1.2., 2.1., 2.2., 3,1 и т.д.).
Таблицы, рисунки, графики должны иметь название и оформляться в соответствии с общими правилами по оформлению отчетов и дипломных работ. Если требуется, то таблицы могут иметь примечания.
Все сноски и подстрочные примечания перепечатывают через один интервал на той странице, к которой они относятся. Каждая глава, а также введение и заключение начинаются с новой страницы.
Расстояние между названием главы и текстом должно быть равно трем интервалам. Как правило, между названием главы и параграфа должно быть расстояние не менее 2 интервалов. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Не рекомендуется подчеркивать заголовки. Не допускается переносить часть слова в заголовке.
Абзацы начинаются с красной строки, их печатают с отступом, равным 1,27 см.
Формулы приводятся сначала в буквенном выражении, затем дается расшифровка входящих в них индексов, величин. При необходимости, отдельные слова, формулы, условные знаки разрешается вписывать в текст от руки чертежным шрифтом только черным цветом (чернилами, тушью, пастой).
Опечатки, описки, графические неточности, обнаруженные в тексте дипломной работы, следует подчистки исправлять на пишущей машинке или от руки черной тушью (пастой).
Заголовки глав, а также слова «Введение», «Заключение», «Реферат», «Содержание», «Список использованных источников» следует располагать в середине строки без точки в конце и писать (печатать) прописными буквами, не подчеркивая, отделяя от текста тремя межстрочными интервалами. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Каждая глава, «Введение», «Заключение», «Реферат», «Содержание», «Список использованной литературы» начинаются с новой страницы, которые не нумеруются, но включаются в общую нумерацию работы. Реферат не нумеруется и в общую нумерацию не включается.
Написанный текст рекомендуется тщательно проверить (вычитать).
Дипломная работа пишется в соответствии с составленным ранее планом в соответствии с приведенной выше структурой.
При написании работы следует обращать внимание на правильность трактовки психологических понятий и специальных терминов. Одно из требований, предъявляемых к дипломной работе — четкое и логичное изложение. Перед каждой главой или параграфом должна быть поставлена совершенно конкретная цель. Автору нужно следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию параграфа.
Рекомендуется первую главу написать до преддипломной практики.
Список использованной литературы составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документов» и ГОСТ 7.1-76 «Библиографическое описание произведений печати» (ГОСТы имеются в библиотеке).
Библиотека дает консультации по оформлению списков литературы.
Как правило дипломная работа сначала пишется на черновике и в этом виде представляется научному руководителю. После замечаний и предложений высказанных научным руководителем можно приступать к редактированию рукописи.
Дипломная работа должна быть надлежащим образом оформлена. Все листы работы и приложения следует аккуратно подшить (сброшюровать) в папку для дипломных работ или переплести.
Иллюстрации в дипломной работе размещаются тогда, когда они могут придать излагаемому материалу ясность, конкретность и образность. Пример оформления в дипломной работе рисунков приведен ниже.
Обозначения:
Положительный выбор (А выбирает Б)
Отрицательный выбор (Б отвергает А)
Взаимная положительная связь
Взаимная отрицательная связь
Рис. 3. Социограмма группы подростков.
Все иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы и т.п.) именуются рисунками и нумеруются последовательно в пределах главы арабскими цифрами. Напр., Рис. 2.2 (второй рисунок второй главы).
Все рисунки сопровождаются подрисуночной подписью непосредственно после номера рисунка. В конце подписи (наименования рисунка) ставится точка. Рисунки должны размещаться сразу же после первого упоминания о них в контексте дипломной работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок размещается на следующей странице. В качестве примера ниже показано оформление одного из рисунков в дипломной работе.
Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «Рисунок» под ней не пишут.
Таблицы. Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц. Таблицы следует располагать непосредственно после первого упоминания о них в тексте дипломной работы или на следующей странице. Если таблицы с текстом непосредственно не связаны, и не имеют первостепенное значение, то их можно располагать в приложении. Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями.
Если таблицы занимают достаточно большой объем площади листа и размещаются по ее длине, то страницы (листы) рукописи следует закреплять в дипломной работе таким образом, чтобы при рассмотрении этих таблиц рукопись можно было бы разворачивать по часовой стрелке.
Все таблицы должны иметь содержательный заголовок, который располагается над таблицей. Заголовок должен кратко характеризовать значение табличных данных. При необходимости под заголовком меньшим шрифтом в скобках дается уточняющее наименование приведенных в таблице данных. Точка в конце заголовка не ставится.
Каждая таблица нумеруется арабскими цифрами аналогично нумерации рисунков. Располагается нумерация сверху заголовка справа. При ссылке на таблицу пользуются сокращением. Например:
«См. табл. 2.3 — смотрите таблицу 3 второй главы.»
В случае, если на одной странице таблица не размещается, продолжают ее на следующей странице, В этом случае на этой (т.е. следующей) странице над таблицей производится запись: «Продолжение табл. 2.3». Пример оформления одной из таблиц показан приложении 3.
При переносе таблицы первые строки таблицы, содержащие название колонок, следует повторить или пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.
Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк.
Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной и той же единице, то ее обозначение помещается над таблицей справа.
Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается.
При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать в виде вывода (текста), располагая цифровые данные в колонки.
Формулы и уравнения. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=), или после знака плюс (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке. Формулы и уравнения выписываются аккуратно, черным цветом. Их нумеруют в пределах главы арабскими цифрами. Напр., «2.3» (третья формула второй главы).
При ссылке на формулу номер формулы указывается в скобках, напр.: «В формуле (2.3) …». Значения принятых в формуле символов и коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Каждое из них начинается с новой строки, первая строка начинается со слова «где».
Например:
где: Cn — индекс групповой сплоченности;
S в.в. — сумма взаимных выборов, сделанных членами данной группы;
S max — максимально возможное число выборов в данной группе.
Если в работе только одна формула или уравнение, то их не нумеруют.
Ссылки на литературные источники. По контексту рукописи дипломной работы студент может ссылаться на соответствующие литературные источники. Это делается тогда, когда текст литературного источника цитируется дословно, или когда слушатель использует в своей работе мысли или идеи того или иного исследователя. В этом случае в рукописи дипломной работы в квадратных скобках (косых — в случае печатания на машинке) приводится порядковый номер литературного источника по списку литературы, размещенному в конце работы, и страницы источника. Примеры:
Б.Г. Ананьев пишет: «Личность есть объект и субъект исторического процесса, объект и субъект общественных отношений, субъект и объект общения, наконец, что очень важно, субъект общественного поведения, — носитель нравственного поведения» [4, 52].
Или:
В работах, ряда ученых-психологов освещаются результаты теоретических, и опытно-экспериментальных исследований по проблемам психологического консультирования, психодиагностики и психокоррекции [8; 11; 13; 14; 18 и др.]
Заключенное в квадратных скобках означает: при ссылке на литературу число до запятой — номер литературного источника по списку использованной литературы, который приводится в конце выпускной работы. Второе число (после запятой) означает страницу указанного источника. Числа, разделенные точкой с запятой, означают перечисление литературных источников.
Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки. При ссылках следует писать: «в соответствии с данными таблицы 5», (таблицы 2), «по данным рисунка 3», (рисунок 4), «в соответствии с приложением А», (приложение Б), «… по формуле (3)».
Если автор считает целесообразным делать подстрочные примечания, относящиеся к литературным источникам, то их описание должно осуществляться согласно правилам описания произведений печати.
Список используемой литературы. В список литературы включают все использованные в работе источники. Источники располагают в порядке появления ссылок на них в тексте рукописи дипломной работы. Располагать литературные источники в алфавитном порядке, как это делается в диссертационных работах, не возбраняется. Сведения о книгах (монографиях, учебниках, учебных пособиях, справочниках и т.п.) должны включать: фамилию, инициалы автора (авторов), заглавие, данные о последующих изданиях, место издания, издательство, год издания и объем в страницах. Название места издания приводится полностью, допускаются сокращения только названий Москва — М., Санкт-Петербург — СПб.
В сведения о статье из периодической печати включают: Фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии (если она обозначена), место издания, издательство, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.
Список используемой литературы приводится слушателем в конце дипломной работы (после заключения).
Образе оформления списка приведен в приложении 3
Приложения к дипломной работе оформляются как продолжение научной работы и размещаются в конце работы или в отдельном томе. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, в правом верхнем углу которой помечается «Приложение» и его обозначение. Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок. Если в работе имеются несколько приложений, то они нумеруются, напр.: «Приложение 2». Рисунки, таблицы, формулы в приложениях нумеруют в пределах каждого приложения, напр.: «Рис. 2.2» — второй рисунок второго приложения.
Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте. Каждое прил ожение начинают с новой страницы.
Если прил ожения помещаются в конце выпускной квалификационной работы, то после списка использованных источников на отдельной странице, которая включается в общую нумерацию страниц, пишется прописными буквами слово «Приложения». За этой страницей потом размещаются приложения.
На обложке дипломной работы пишется фамилия и инициалы студента, название дипломного проекта, фамилия научного руководителя, его ученая степень (если имеется), год и место выполнения дипломной работы. В верхней части обложки обозначается наименование учебного заведения. Как правило для обложки используются стандартные обложки (папки).
Титульный лист оформляется также как и обложка. Дополнительно лишь после наименования темы работы пишется «Содержание». Пример оформления титульного листа и оглавленияприведен в приложении 4.
В любом случае при оформлении дипломной работы следует помнить, что работы выполненные на компьютере более целесообразны и имеют ряд преимуществ по сравнению с работами выполненными на печатной машинке или написанные от руки. Это обусловлено тем, что в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта, выпускник обязан уметь использовать в своей практической деятельности компьютер и, соответственно, должен иметь навыки работы на нем.
4. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
4.1. Введение
Во введении студент обосновывает тему исследования и ее актуальность , определяет цель, объект и предмет исследования. Исходя из цели и предмета исследования, строит рабочую гипотезу .
На основе рабочей гипотезы выдвигаются задачи исследования. Задачи исследования могут быть решены с помощью методов , которые применяет исследователь в своей работе.
Для обоснования актуальности исследования кратко описывается состояние исследуемых психологических фактов и явлений по данным литературных источников. Определяется крут нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов. На основе этого выдвигается противоречие , разрешение которого может быть осуществлено с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования. Выявление проблемы, которую слушатель предполагает решить в своей работе, является основным критерием актуальности намеченного исследования.
Например, противоречием может быть:
— противоречие между психологическим, развитием отдельных, категорий подростков, с одной стороны, и возросшими требованиями к уровню их интеллектуального развития в условиях, перехода на рыночные отношения, перестройки общественного производства и реформы общеобразовательной и профессиональной школы, — с другой. Или:
— противоречие между социальной потребностью в воспитании молодого поколения с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития, с одной стороны, и слабым воспитанием характерологических, черт личности отдельных, категорий подростков, обучающихся в профессиональных учебных заведениях, — с другой.
Исходя из отмеченного выше противоречия, вытекает проблема исследования, которую в используемом примере можно обозначить следующим образом: каковы возможности психотерапевтических рисунков в повышении уровня интеллектуального развития подростков 12-14 лет.
Актуальность и недостаточная разработанность рисуночной психотерапии детерминируют выбор темы исследования.
Цель исследования формулируется, исходя из проблемы, которую следует разрешить слушателю в процессе выполнения выпускной работы. Например: Определение возможностей рисуночной психотерапии в повышении интеллектуального развития подростков.
Объект исследования в психологии, как правило, являются люди. Существенно реже в качестве объекта заявляются какие либо социально-психологические явления в социальных объектах, а также поведение людей в процессе их общения и взаимодействия в совместной деятельности.
Предмет исследования должен быть четко обозначен с тем, чтобы «принадлежность» его к объекту исследования не вызывала никакого сомнения. Так, например, если объектом исследования выпускной работы выбраны «подростки, обучающиеся в профессиональных учебных заведениях», то предметом исследования могут быть:
— уровни интеллектуального развития учащихся профессиональных учебных заведений;
— создание предпосылок для применения метода психотерапии в воспитании подростков
— закономерности психического развития подростков в условиях профессионального учебного заведения и т.п.
Рабочая гипотеза исследования строится, исходя из проблемы, цели и предмета исследования. Ниже приводится один из вариантов гипотезы применительно к рассматриваемому в качестве иллюстрации случаю.
Повышение интеллектуального уровня подростков будет обеспечено, если:
— разработать основы рисуночной психотерапии:
— определить способы и. приемы использования рисуночных тестов при обучении и воспитании подростков;
— внедрить в практику обучения и воспитания учащихся профессиональных учебных заведений метод рисуночной психотерапии.
Задачи исследования определяются в соответствии с целью и предметом исследования. Относительно рассматриваемого выше примера такими задачами могут быть:
— провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ рисуночной психотерапии;
— определить взаимосвязи цветовых предпочтений и. характера рисунков подростков с их психологическими свойствами;
— разработать практические рекомендации по использованию рисуночных тестов в психокоррекционной работе с подростками.
Основные методы исследования определяются исходя из задач и предмета исследования. Наиболее распространенными в психологии методами являются:
— метод тестирования, как основной инструментарий практической психологии, широко применяемый при проведении психологического консультирования;
— метод наблюдения психологических явлений в социальных общностях (социальных объектах, к которым относятся отдельные индивиды, малые группы, коллективы другие социальные общности);
— метод интервью;
— метод беседы;
— методы статистической обработки результатов исследования и др.
В введении также необходимо указать количество испытуемых, коллективы и др. данные, характеризующие базу исследования .
4.2. Основная часть дипломной работы
Содержательная сторона основной части дипломной работы должна продемонстрировать полученный студентом за время обучения необходимый комплекс теоретических знаний, практических умений и навыков исследовательской работы. Обычно основная часть состоит из трех глав.
Первая глава посвящается теоретическим аспектам исследуемой проблемы (анализ и интерпретация литературных источников, выявление нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения проблем и задач исследования и т.п.).
Во второй главе формулируется методология экспериментального исследования (что послужило теоретической и методологической основой для достижения целей дипломного исследования); приводится характеристика обследованной выборки; описываются психологические методы, которые применялись при выполнении дипломной работы; характеризуются методы статистико-математической обработки экспериментальных данных.
В третьей главе дипломник представляет результаты своего экспериментального исследования Данная глава может содержать 2-3 (и более) параграфа (пункта) в зависимости от объекта, предмета и целей исследования.
Как правило, в конце каждого из параграфов (пунктов) и по главе в целом составляется краткое резюме (краткий вывод), в котором отдельно излагается наиболее существенный результат исследовательской работы по конкретному направлению или применению конкретной методики.
4.3. Заключение и выводы
В заключении приводятся основные результаты исследования, отмечается степень достижения цели и задач исследования, а также вклад, который автор вносит в развитие психологического знания в области практической психологии. При необходимости отмечается перечень нерешенных вопросов по исследуемой проблеме, которые требуют дальнейшей проработки и исследования. Завершают заключения выводы (как правило 3 – 5), в которых предельно лаконично и точно излагаются результаты исследовательской работы. После заключения пишется список используемой литературы.
5. ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Завершающий этап выполнения работы над дипломом это его защита.
Цель защиты – выявление цели раскрытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений.
5.1. Подготовка дипломной работы к защите
Закончив написание и оформление дипломной работы, ее основные положения надо обсудить с руководством и специалистами образовательного учреждения, на материалах которого она выполнена, и обязательно получить соответствующий отзыв.
Завершенная и окончательно оформленная выпускная квалификационная (диплом) работа подписывается автором и консультантом (или консультантами, если они принимали участие в руководстве работой студента) и представляется студентом научному руководителю, который дает подробный письменный отзыв о содержании работы, подписывает и представляет работу на кафедру. Желательно сделать это не позднее чем за три недели до начала государственных экзаменов.
В течение десяти дней руководитель готовит отзыв о работе. Отзыв содержит характеристику работы по всем разделам. Отмечаются положительные стороны, недостатки, степень самостоятельности автора, наличие у него навыков работы с научной литературой и организации экспериментального исследования, обоснованность и значимость результатов, возможность их применения и заключение о допуске студента к защите.
Заведующий кафедрой на основании этих материалов решает вопрос о допуске студента к защите, делая об этом соответствующую запись на титульном листе дипломной работы.
Если же заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите дипломной работы, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя и студента. Протокол заседания кафедры представляется через декана факультета на утверждение ректору вуза.
Дипломная работа, допущенная выпускающей кафедрой к защите, может быть направлена на рецензию.
Состав рецензентов определяется из числа специалистов научных учреждений. Рецензентами могут быть также профессора и преподаватели других высших учебных заведений или данного вуза, если они не работают на выпускающей кафедре. Отзыв специалиста организации, где выполнена дипломная работа, приравнивается к внешней рецензии.
В рецензии на дипломную работу должны быть отражены:
— актуальность темы;
— полнота и обстоятельность изложения поставленной проблемы;
— эффективность использования избранных методов для решения проблемы;
— достижение поставленной цели;
— практическая ценность и возможность использования полученных результатов.
Дипломная работа с отзывом (допуском) выпускающей кафедры, отзывом руководителя и рецензией специалиста направляется в ГАК для защиты.
По желанию студента-дипломника в ГАК могут быть представлены материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной дипломной работы, например, документы (отзывы, постановления), указывающие на практическое использование предложений, печатные статьи по теме работы и другие материалы. Представленные материалы могут содействовать раскрытию научной и практической ценности дипломной работы.
Подготовив дипломную работу к защите, студент-дипломник готовит выступление (доклад), наглядную информацию — схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал для использования во время защиты в ГАК.
5.2. Процедура защиты дипломной работы в Государственной аттестационной комиссии
Студент допускается к защите дипломной работы в Государственной аттестационной комиссии, если им полностью выполнен учебный план и при наличии допуска к защите, подписанного заведующим выпускающей кафедры.
Процедура защиты дипломных работ определяется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации.
В соответствии с этим Положением, к защите выпускной дипломной работы допускаются лица, завершившие полный курс обучения и успешно прошедшие все аттестационные испытания (экзамены и зачеты), предусмотренные учебным планом.
В Положении об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации определено, что защита дипломных работ проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. На защите руководитель работы и рецензент пользуются правом совещательного голоса. Участие рецензента в заседании необязательно.
Готовясь к защите работы, дипломник составляет тезисы выступления, оформляет наглядные пособия, продумывает ответы на замечания рецензента.
Защита выпускной квалификационной работы производится на заседании ГЭК.
Для доклада основных положений дипломной работы, обоснования выводов и предложений студенту предоставляется 15-20 минут.
В своем выступлении на заседании ГЭК дипломник должен отразить:
— актуальность темы;
— теоретические и методические положения, на которых базируется дипломная работа;
— результаты эксперимента и проведенного анализа изучаемого явления;
— конкретные предложения по решению проблемы или совершенствованию соответствующих процессов с обоснованием возможности их реализации в условиях конкретного учреждения; психологический, социальный и педагогический эффекты от разработок.
Дипломник делает краткое сообщение (не более 10 минут), в котором излагает цель, задачи, предмет и методы исследования, гипотезу, результаты и выводы, обосновывает их, отмечает практическую значимость. По окончании сообщения студент отвечает на вопросы. Вопросы по содержанию дипломной работы могут быть заданы не только членами комиссии, но и любым присутствующим на защите.
Выступление не должно включать теоретические положения, заимствованные из литературных или нормативных документов, ибо они не являются предметом защиты. Особое внимание необходимо сосредоточить на собственных разработках.
В процессе выступления необходимо корректно использовать наглядные пособия. Они необходимы для усиления доказательности выводов и предложений студента, облегчить его выступление. Следует помнить: наглядные пособия при защите необходимы студенту, а не членам экзаменационной комиссии.
После выступления студента, оглашения отзыва руководителя, а также внешней рецензии дипломник отвечает на заданные ему вопросы и замечания научного руководителя, рецензента, председателя и членов ГЭК, а также присутствующих на защите.
Затем автор дипломной работы высказывает свое мнение по поводу замечаний, сделанных в отзыве и рецензии, и отвечает на вопросы, заданные ему в ходе защиты.
После этого происходит обмен мнениями, в котором могут принять участие все желающие.
В заключение автор получает возможность в кратком выступлении разъяснить положения, которые вызвали возражения, прокомментировать замечания, дать необходимые справки, привести дополнительные материалы.
По окончании публичной защиты ГЭК на закрытом заседании обсуждает результаты защиты выпускных квалификационных работ, оценивает их с учетом сдачи государственных экзаменов, принимает решение о присвоении студенту-дипломнику соответствующей квалификации.
Решения государственных аттестационных и экзаменационных комиссий принимаются простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании. При равном числе голосов мнение председателя является решающим.
Результаты любого из видов испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.
Оценка дипломной работы дается членами Государственной аттестационной комиссии на ее закрытом заседании. Комиссией принимается во внимание содержание работы, качество расчетов, обоснованность выводов и предложений, содержание доклада студента-дипломника, отзывы на дипломную работу, уровень теоретической, научной и практической подготовки студента.
Оценки дипломных работ объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии.
По результатам итоговой аттестации выпускников государственная комиссия по защите выпускных квалификационных (дипломных) работ принимает решение о присвоении им квалификации по направлению (специальности) и выдаче диплома о высшем образовании.
Решения государственных аттестационных и экзаменационных комиссий принимаются на заседаниях простым большинством голосов ее членов, участвовавших в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим.
Студент, не прошедший в течение установленного срока обучения всех аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации, отчисляется из высшего учебного заведения и получает академическую справку или, по его просьбе, диплом о неполном высшем образовании.
Получение оценки «неудовлетворительно» на итоговом экзамене по какой-либо дисциплине не лишает студента права продолжить обучение и сдавать итоговые экзамены по другим дисциплинам.
Студентам, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине, решением ректора вуза может быть удлинен срок обучения до следующего периода работы государственной аттестационной комиссии, но не более одного года.
После защиты дипломная работа остается на выпускающей кафедре. Таблицы и схемы остаются на кафедре и могут быть использованы в учебном кабинете в качестве наглядных пособий.
По результатам итоговой государственной аттестации выпускников экзаменационная комиссия по защите выпускных квалификационных работ принимает решение о присвоении им квалификации по специальности (направлению) и выдаче диплома о высшем образовании.
Государственная экзаменационная комиссия принимает также решения о выдаче диплома с отличием и рекомендации в аспирантуру. Студент, не защитивший выпускную квалификационную работу, допускается к повторной защите только один раз в течение трех лет после окончания учебного заведения.
Для студентов, не защитивших выпускную квалификационную работу в установленные сроки по уважительной причине, подтвержденной документально, председателем ГЭК может быть назначена специальная защита, но только в дни графика заседания комиссии.
После защиты диплома работы хранятся в высшем учебном заведении, сначала в фондах библиотеки или в учебных кабинетах выпускающих кафедр. По истечении пятилетнего срока дипломные работы передаются в архив вуза.
Бывают случаи, когда защита дипломной работы признается неудовлетворительной. Тогда Государственная аттестационная комиссия устанавливает, может ли студент представить к вторичной защите ту же работу с соответствующей доработкой, определяемой комиссией, или же студент обязан разработать новую тему, которая должна быть определена выпускающей кафедрой после первой зашиты.
Результаты защиты дипломных работ изучаются Государственной аттестационной комиссией и отражаются в отчете председателя ГАК.
5.3. Критерии оценки дипломных работ по специальности «Психология»
В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, итоговая государственная аттестация выпускников проводится в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, по направлениям и специальностям, предусмотренным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, и завершается выдачей диплома государственного образца.
Итоговая государственная аттестация выпускника состоит из одного или нескольких аттестационных испытаний, предусмотренных в учебном плане, и защиты выпускной квалификационной работы в форме дипломной работы или дипломного проекта.
По специальности «Психология» учебным планом предусмотрена защита дипломной работы.
Защита дипломной работы заканчивается выставлением оценок.
«Отлично» выставляется за дипломную работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, глубокий психологический анализ, логичное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями. Она имеет положительные отзывы научного руководителя и рецензента. При ее защите студент показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения по реализации полученных в исследовании результатов в повседневную практику, во время доклада умело использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.
«Хорошо» выставляется за дипломную работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, в ней представлены достаточно подробный психологический анализ, последовательное изложение материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями. Она имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента. При ее защите студент показывает знания вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения по улучшению взаимодействия всех структур учебно-воспитательного процесса, во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.
«Удовлетворительно» выставляется за дипломную работу, которая носит исследовательский характер, имеет теоретическую главу, базируется на практическом материале, но имеет поверхностный анализ, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения. В отзывах руководителя и рецензента имеются замечания по содержанию работы и методике анализа. При ее защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного аргументированного ответа на заданные вопросы.
«Неудовлетворительно» выставляется за дипломную работу, которая не носит исследовательского характера, не имеет анализа и практического разбора особенностей организации учебно-воспитательного процесса, не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях кафедры. В работе нет выводов либо они носят декларативный характер. В отзывах руководителя и рецензента имеются критические замечания. При защите дипломной работы студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы по ее теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки. К защите не подготовлены наглядные пособия и раздаточный материал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ (принят Государственной Думой 12 июля 1995 г.).
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 2 августа 1996 г. № 125-ФЗ.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (утвержден постановлением Госкомвуза России от 12 августа 1994 г. № 940).
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации (утверждено постановлением Госкомвуза России от 25 мая 1994 г. № 3).
ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».— М., 1984.
Будин К. С., Веселов П. В. Как оформить научную работу. — М.: Высшая школа. 1973.
Вахрин П.И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ по специальности «Финансы и кредит»: Учебное пособие. М., Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. — 44 с.
Кузин Ф. А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты.— М.: «Ось-89». 1997.
Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. 2-е издание, дополненное. С-Пб., 1995, 136 с.
Куликов Л.В. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие. С-Пб., ЛГОУ, 1999, 100 с.
НАУЧНЫЕ РАБОТЫ: Методика подготовки и оформления. Сост. И.Н. Кузнецов, Мн., Амалфея, 1998, 272 с.
Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.: АПО. 1996.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык. 1986.
Организационно-методический сборнИК материалов для студентов-гуманитариев и слушателей-бакалаврантов о правилах оформления рефератов, контрольных и дипломных работ. Учеб.-метод. Пособие, Сост. Батаршев А.В. Псков, Издательство Псковского областного института повышения квалификации работников образования, 1998. — 144 с.
Эхо Ю. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации: успех без лишних проблем. М., Металлургия, 1996. 112 с.
Приложение 1
Образец оформления заявления о закреплении темы
дипломной работы
Заведующему кафедры общей и прикладной психологии от студентки 5-го курса Левитиной Ольги Александровны ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу утвердить на заседании кафедры общей и прикладной психологии тему моей дипломной работы «Особенности профессионального самоопределения школьников старших классов Ленинградской области» (специализация: Психологическая служба). Прошу назначить научным руководителем кандидата психологических наук доцента Прокофьеву В.А. = О. Левитова = «Согласовано» = В.А. Прокофьева= |
Образец оформления заявления о закреплении темы
дипломной работы
Заведующему кафедры общей и прикладной психологии от студентки 5-го курса Левитиной Ольги Александровны ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу утвердить на заседании кафедры общей и прикладной психологии тему моей дипломной работы «Особенности профессионального самоопределения школьников старших классов Ленинградской области» (специализация: Психологическая служба). Прошу назначить научного руководителя из числа преподавателей кафедры. = О. Левитова = |
Образец оформления заявления о закреплении темы
дипломной работы
Заведующему кафедры общей и прикладной психологии от студентки 5-го курса Левитиной Ольги Александровны ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу утвердить на заседании кафедры общей и прикладной психологии тему дипломной работы исходя из перечня тем специализации «Психологическая служба» и назначить научного руководителя из числа преподавателей кафедры. = О. Левитова = |
Приложение 2
Структура задания по выполнению дипломной работы,
выдаваемого студенту руководителем дипломной работы
УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой ___________________ «__» ______________________________ г. ЗАДАНИЕ по выполнению дипломной работы студента (Ф.И.О.) факультет психологии и педагогики специальность: 020400 «Психология» 1. Тема: ________________________________________________________ 2. Исходные данные к работе: а). Характеристика имеющегося материала (если есть) ____________________________________________________________________ б) базовая организация ______________________________________________ в) требования к дипломной работе ___________________________________ 3. Вопросы, подлежащие разработке: ________________________________ 4. Состав (план) дипломной работы 5. Консультанты по дипломной работе (если есть необходимость) ____ 6. Дата выдачи задания: _____________________________________________ 7. Дата завершения дипломной работы и предоставления ее на кафедру _____________________________________________________________ Руководитель: ________________________________________________________ подпись Задание принял(а) к исполнению: ___________________________________ Подпись КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
Студент-дипломник: _________________________________________ подпись Руководитель дипломной работы: ______________________________ подпись |
Приложение 3
Образец оформления таблицы
Таблица 2.2
Психологический эффект цветов
Цвет |
Давление крови |
Пульс, дыхание |
Мускульное напряжение |
Воздействие на эмоции |
Красный |
Увеличивает |
Ускоряет |
Увеличивает |
Возбуждает |
Оранжевый |
Слегка увеличивает |
Слегка увеличивает |
Увеличивает |
Стимулирует |
Желтый |
Не меняет |
Не меняет |
Не меняет |
Уравновешивает |
Зеленый |
Незначительно умен. |
Незначительно умен. |
Незначительно умен. |
Уравновешивает |
Голубой |
Уменьшает |
Успокаивает |
Уменьшает |
Успокаивает |
Синий |
Значительно уменьшает |
Значительно уменьшает |
Уменьшает |
Затормаживает |
Фиолетовый |
Сильно уменьшает |
Сильно успокаивает |
Сильно уменьшает |
Подавляет |
Образец оформления списка использованной литературы
Список литературы 1. Ананьев Б.Г. Чувственное познание. – М.: АПН РСФСР, 1969. — 486 с. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: ЛГУ, 1968. — 341 с. 3. Бодалев А.А. Личность и общение. — 2-е изд., перераб. — М.: МПА, 1995. — 328 с. 4. Введение в психологию /Под ред. А.В. Петровского — М.: Академия, 1996. — 496 с. 5. Венгер Л.А., Мухина B . C . Психология: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1988. — 336 с. … |
Приложение 4
Образец оформления титульного листа дипломной работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ленинградский областной государственный университет имени А.С. Пушкина Факультет психологии и педагогики Кафедра общей и прикладной психологии На правах рукописи Константинова Виктория Викторовна ВОЗМОЖНОСТИ РИСУНОЧНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ Специальность: 020400 – Психология Выпускная квалификационная работа (диплом)
Санкт-Петербург 2003 г. |
Образец оформления оглавления дипломной работы
СОДЕРЖАНИЕ |
|
стр. |
|
Введение .…………………………………………………………… Основная часть ………………..………………………………….. 1. Основы рисуночной психотерапии подростков …..…. 2. Применение психотерапевтических рисуночных тестов при обучении и воспитании подростков …………….. 3. Практические рекомендации по использованию рисуночных тестов в психокоррекционной работе с подростками ……………………………………………………………. Заключение ………………..…………………..…………………… Выводы …………………………..…………………………………. Список использованной литературы …………..…………… |
3 6 6 22 48 68 72 75 |
Приложение 5
Образец отзыва научного руководителя
на дипломную работу
Отзыв на дипломный проект студента(ки) группы специализации «________» кафедры ______________________________ (фамилия, имя, отчество студента) Тема дипломного проекта студента ___________________________ ________________________________________________________________ В отзыве следует отразить соответствие выполненного проекта выданному заданию, объем дипломного проекта, количество страниц основной части, иллюстрированных материалов, таблиц, график, схем, приложений. Далее отзыв должен содержать оценку самостоятельности работы студента, умение использовать литературу, проводить экспериментальное исследование, умение обрабатывать результаты исследования и делать правильные обоснованные выводы. Руководитель должен охарактеризовать дисциплинированность студента, его отношения к учебному процессу, участие в научно-исследовательской и общественной работе кафедры. В отзыве следует отметить полученные в проекте, практическое значение выполненной работы, недостатки. Руководитель должен дать рекомендации о допуске дипломного проекта к защите и оценку за работу над ним. Объем отзыва должен составлять до 2-х страниц. Руководитель дипломного проекта _______________________ (ученая степень, ученое звание, Ф.И.О) «__» _________ 200 г. (подпись) |
Образец отзыва рецензента на дипломную работу
Рецензия на дипломный проект студента(ки) группы специализации «________» кафедры ______________________________ (фамилия, имя, отчество студента) Тема дипломного проекта студента ____________________________ _________________________________________________________________ В отзыве следует указать объем дипломного проекта, количество страниц основной части, иллюстрированных материалов, таблиц, график, схем, приложений. Далее отзыв должен содержать оценку актуальности, новизны и практической значимости диплома, умения использовать литературу и проводить экспериментальное исследование, а также оценку умения обрабатывать результаты исследования и делать правильные обоснованные выводы. Кроме этого отзыв должен содержать оценку оформления работы и качества изложения материала. Руководитель должен охарактеризовать дисциплинированность студента, его отношения к учебному процессу, участие в научно-исследовательской и общественной работе кафедры. В отзыве следует отметить недостатки дипломной работы. Рецензент должен сделать общие выводы о характере дипломного проекта, рекомендовать его оценку по пятибалльной системе и высказать мнение о присвоению автору квалификации «психолог» по специальности 020400 «Психология». Объем отзыва должен составлять до 2-х страниц. Рецензент_________________________________________________ (ученая степень, ученое звание, Ф.И.О) «__» _________ 200 г. (подпись) |
ББК: 88 + 88.4
УДК: 159.9 (073.8)
Анатолий Геннадьевич Маклаков
Валерий Леонидович Ситников
Игорь Юрьевич Шилов
М Е Т О Д И Ч Е С К И Е Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ, КОНТРОЛЬНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Редакторы: Маклаков А.Г ., Ситников В.Л .
Оригинал-макет: Маклаковой Е.А.
________________________________________________________________
Лицензия № 020123 от 23.12.96
Формат 60×84 1 /16 . Гарнитура Bookman. Печать офсетная.
Бумага офсетная. Усл. печ. л. 1,25.
Подписано в печать 27.03.2003. Тираж 150 экз. Заказ №
____________________________________________________________________
Ленинградский государственный областной
университет им. А.С. Пушкина
189620, г. Пушкин, Петербургское шоссе, 10
____________________________________________________________________
РТП ЛГОУ 197136, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 25 а