Место дисциплины в структуре ООП 5

КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)»

 

    Утверждаю Заместитель директора по учебной работе, председатель методического совета ____________ О. М. Коблова    

 

кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 40.05.02 –

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – СПЕЦИАЛИСТ

 

Калуга 2016

Автор:

В.В. Виноградов кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)

 

 

Рецензенты:

внутренний Е.А. Шитова кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)

внешний Е.А. Магомедова кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин КГУ им. К.Э. Циолковского

 

 

Рабочая программа (РП) по учебной дисциплине «Теория государства и права» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031001 – «Правоохранительная деятельность» (Квалификация (степень) «Специалист»)

 

 

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин

«01» сентября 2016 г., протокол № 1

 

Рабочая программа одобрена на заседании методического совета Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)

«08» сентября 2016 г., протокол № 1.

Раздел 1. Общая характеристика дисциплины

Целями преподавания дисциплины являются

— усвоение и закрепление адекватных общенациональных и государственных запросов с учетом современных реалий базовых знаний о закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права, а также связанных с ними явлениях; (ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОК-10; ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7)

— изучение и осознание цивилизационно-значимого характера государства и права как двух тотальных явлений окружающей действительности; (ОК-2, ОК-3, ОК-9,ОК-13; ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10)

— формирование навыков выявления и анализа объективных тенденций развития государственно-правовых явлений, процессов и состояний; (ОК-6, ОК-10, ОК-13; ПК-33, ПК-34, ПК-37)

Задачами преподавания дисциплины являются

•формирование теоретико-правовых профессионального и научного правосознания и правовой культуры, характеризующихся высокой степенью гражданской зрелости, активности, профессиональной этикой, глубоким уважением к праву и иным правовым ценностям, бережным отношением к принципам правового государства, чести и достоинству личности, всем ее правам и свободам;

• выработка логико-интеллектуальных навыков юридического мышления, вкуса к поисковой работе, нестандартному анализу ситуаций, выступающими основными условия дальнейшей юридической деятельности;

• создание предпосылок для качественного усвоения большинства иных юридических дисциплин, в частности, историко-правовых, отраслевых, а также прикладных;

• заложение методологических основ научного понимания государственно-правовой действительности, а также, соответственно, научного анализа процессов, имеющих место в правовых и государственных системах мира;

• донесение до студентов базовых представлений о профессиональной юридической этике, гуманном и рассудительном отношении к окружающим людям;

• выработка знаний о месте и роли права, государства и иных государственно-правовых явлений в социуме, их взаимодействии с другими его элементами.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Теория государства и права» входит в базовую часть профессионального цикла С 3.1.1 дисциплин подготовки студентов по направлению 030912 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (квалификация (степень) «Специалист»).

Преподавание дисциплины «Теория государства и права» ведется на 1 курсе (1-ый и 2-ой семестр)и предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары (практические занятия), самостоятельная работа студента. В процессе обучения предусматривается использование компьютерной техники и мультимедийной аппаратуры; активных и интерактивных форм обучения; организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов и др.

Продолжительность изучения дисциплины 37 недель.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: зачет, курсовая работа, экзамен.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 6 зачетных единицы. На изучение дисциплины отводится 216 часов.

Требования к входным знаниям обучающегося:

— знания, полученные в ходе изучения истории России, истории Зарубежных стран.

Знания, полученные в результате освоения дисциплины «Теория государства и права» выступают методологической основой при написании выпускной квалификационной работы, а также являются основополагающими при изучении курса «Истории политических и правовых учений», «История государства и права России», «История государства и права Зарубежных стран», «Проблемы теории государства и права».

 

Раздел 2. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

После освоения дисциплины студент должен приобрести следующие знания, умения и владения навыками, соответствующие компетенциям ООП.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

— способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

— способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);

— способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);

— способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10);

— способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности (ОК-13);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

в области правотворческой деятельности:

— способностью разрабатывать нормативные акты, участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

— способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

— способностью анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-3);

— способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-4);

— способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-5);

— способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности, (ПК-6);

— способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-7);

в области экспертно-консультационной деятельности:

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-8);

-способностью осуществлять юридическую экспертизу проектов нормативных актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации (ПК-9);

в области оперативно-служебной деятельности:

-способностью выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, защите жизни и здоровья граждан, охране общественного порядка (ПК-10);

в области научно-исследовательской деятельности:

-способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-33);

-способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-34);

-способностью осуществлять правовое информирование и воспитание (ПК-37).

знать:

— основные направления и эволюцию, а также тенденции развития государственно-правовых учений, их преемственность;

— систему понятий и категорий, используемых в юриспруденции вообще и теории государства и права в частности;

— основные закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права;

— современные актуальные проблемы теории государства и права;

уметь:

— анализировать существующие государственно-правовые доктрины, давать им научно обоснованную оценку;

— применять полученные знания в профессиональной деятельности;

— грамотно выражать и аргументировать свою точку зрения по насущным вопросам теории государства и права, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями;

— разрабатывать отдельные виды документов правового характера, проводить оценку правовых документов на предмет их соответствия действующим правовым нормам;

— самостоятельно изучать, анализировать и использовать юридическую литературу по проблемам теории государства и права как в целях профессионального развития, так и в целях повышения уровня правового самосознания;

владеть:

— навыками самостоятельной работы с учебной и научной литературой, свободного владения юридическими понятиями и категориями;

— навыками составления отдельных видов документов правового характера;

— навыками обоснованного формулирования в вербальной и письменной форме;

— собственным отношением к различным государственно-правовым концепциям и соответствующей их оценкой.

 

Раздел 3. Структура и содержание дисциплины

 

Семинар 2. Происхождение государства и права

Цель: изучение закономерностей возникновения государства и права и путей формирования государства.

Доклады

1. Неолитическая революция.

2. Типичные и уникальные формы возникновения государства.

3. Переход от мононорм к правовым нормам.

4. Плюрализм теорий происхождения государства.

Рефераты

1. Ф.Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

2. Города-государства.

3. Западный путь возникновения государства.

4. Ж.-Ж. Руссо об общественном договоре.

Вопросы для обсуждения

1. Общие закономерности возникновения государства.

2. Пути формирования государства: восточный и западный.

3. Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, органическая, марксистская, расовая, психологическая и др.).

Задание для самостоятельной работы: при подготовке к семинару составить письменный план ответа по одному из рекомендованных вопросов с указанием использованной литературы. Конспект работы Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс, Ф. Энгельс. — 2-е изд. — Соч. Т. 21.

Семинары (для заочной формы обучения)

Семинар 1. Происхождение государства и права

Цель: изучение закономерностей возникновения государства и права и путей формирования государства.

Доклады

1. Неолитическая революция.

2. Типичные и уникальные формы возникновения государства.

3. Переход от мононорм к правовым нормам.

4. Плюрализм теорий происхождения государства.

Рефераты

1. Ф.Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

2. Города-государства.

3. Западный путь возникновения государства.

4. Ж.-Ж. Руссо об общественном договоре.

Вопросы для обсуждения

1. Общие закономерности возникновения государства.

2. Пути формирования государства: восточный и западный.

3. Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, органическая, марксистская, расовая, психологическая и др.).

Задание для самостоятельной работы: при подготовке к семинару составить письменный план ответа по одному из рекомендованных вопросов с указанием использованной литературы.

 

Модуль 3. Теория государства

Тема 1. Сущность и содержание государства

Государство и государственная власть. Понятие государственной власти и ее признаки. Легальная и легитимная государственная власть. Единство государственной власти и ее разделение.

Сущность государства. Классовая и общесоциальная сущность государства. Содержание государства. Понятие государства и его признаки.

Тема 2. Типы государства

Понятие типа государства. Типология государств как разновидность научной классификации.

Античные концепции типологии.

Формационная типология государств. Научные взгляды на общественно-экономические формации. Характеристика рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического государства. Азиатский способ производства и его государственность.

Цивилизационная типология государств. Понятие цивилизации. Цивилизационная теория А.Тойнби. Теория стадий экономического роста
У. Ростоу.

Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов.

 

Тема 3. Форма государства

Понятие формы государства. Соотношение типа и формы государства.

Классификация форм государства. Факторы, влияющие на форму государства.

Понятие формы правления. Монархия и республика: понятие, виды особенности.

Понятие формы государственного устройства. Унитарные и федеративные государства. Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации).Европейский Союз – новая форма государственного устройства.

Понятие формы государственного режима. Государственный и политический режим. Классификация государственных режимов. Демократические и антидемократические режимы.

Форма российского государства.

 

Семинар 3. Функции государства

Цель: изучение содержания, видов и функций государства, их форм и методов реализации.

Доклады

1. Внешние функции государства.

2. Внутренние функции государства. Соотношение функций, задач и целей государства.

Рефераты

1. Критерии классификации функций государства.

2. Формы и методы реализации функций государства.

3. Глобализация и функции государства.

Вопросы для обсуждения

1. Функции государства: понятие, признаки и виды.

2. Эволюция функций государства.

3. Формы и методы реализации функций государства.

Задание для самостоятельной работы: при подготовке к семинару составить письменный план ответа по одному из рекомендованных вопросов с указанием использованной литературы.

 

Семинар 4. Механизм государства

Цель: изучение принципов организации и деятельности механизма государства, его структуры.

Доклады

1. Механизм, аппарат и орган государства.

2. Виды органов государства.

3. Принципы организации и деятельности органов государства.

Рефераты

1. Государственные и муниципальные служащие.

2. Принцип разделения властей.

3. Механизм российского государства.

4. Бюрократия и бюрократизм.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие механизма, аппарата и органа государства.

2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

3. Государственные органы: классификация и признаки.

4. Понятие и сущность бюрократии.

Задание для самостоятельной работы: при подготовке к семинару составить письменный план ответа по одному из рекомендованных вопросов с указанием использованной литературы.

Й семестр

Модуль 1. Понятие, источники и принципы права

Тема 1. Понятие и сущность права

Право в системе регулирования общественных отношений.

Понятие регулятора общественных отношений. Социальные и технические нормы.

Классификация социальных норм. Общее и особенное в социальных нормах. Право и религия. Право и мораль. Право и корпоративные нормы. Право и обычаи.

Основные концепции правопонимания: естественно-правовая, историческая школа права, марксистская, социологическая, психологическая, нормативистская и др.

Сущность и содержание права. Общесоциальное и классовое в праве. Признаки права. Определение права.

Право в объективном смысле. Право в субъективном смысле.

Принципы права. Виды и содержание принципов права. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Функции права: понятие и классификация. Основные собственно юридические функции права. Основные социальные функции права. Неосновные собственно юридические функции права. Неосновные социальные функции права.

Право и информация. Правовая информация. Правовая информатизация.

Право и экономика.

Тема 2. Право и личность

Человек, личность, гражданин. Понятие гражданства. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

Классификация прав человека. Поколения прав человека. Эволюция концепции неотчуждаемых прав: от личных и имущественных прав к политическим и социальным.

Права и свободы. Система прав человека. Соотношение прав и обязанностей. Пределы свободы и прав человека.

Формы нарушения прав и свобод человека. Механизм защиты прав человека.

Межгосударственное сотрудничество по обеспечению основных прав и свобод человека.

Основные исторические документы, провозглашающие права человека.

Тема 3. Источники права

Понятие источника права. Содержание и форма права.

Особенности использования форм права в различные исторические эпохи.

Понятие правового обычая. Обычное право.

Понятие правового прецедента. Судебный и административный прецедент.

Нормативный правовой акт: понятие, виды. Закон как вид нормативного правового акта. Признаки закона. Подзаконные нормативные правовые акты.

Нормативный договор как источник права. Виды нормативных договоров.

Юридическая доктрина как источник права.

Религиозные тексты – основной источник права в мусульманском праве.

Иные источники права.

Семинар 6. Правовые отношения

Цель: изучение содержания правоотношений и его элементов.

Доклады

1. Субъекты правоотношений.

2. Субъективное право и юридическая обязанность.

3. Юридические факты и их классификация.

Рефераты

1 Правовые отношения как форма общественных отношений.

2. Правовые нормы и правовые отношения.

3. Правоспособность: понятие и виды.

4. Основания возникновения, применения и прекращения правоотношений.

Вопросы для обсуждения

1. Предпосылки возникновения правовых отношений.

2. Понятие, признаки и виды правоотношений.

3. Состав правоотношений.

4. Субъекты правоотношений.

5. Субъективное право и юридическая обязанность.

6. Объекты правоотношений.

7. Юридический факт: понятие и виды.

Задание для самостоятельной работы: при подготовке к семинару составить письменный план ответа по одному из рекомендованных вопросов с указанием использованной литературы.

 

Семинар 7. Законность и правопорядок

Цель: изучение признаков и гарантий законности, соотношения законности и правопорядка.

Доклады

1. Гарантии законности.

2. Конституционная законность.

3. Структура правопорядка.

4. Дисциплина и ее виды.

Рефераты

1. Законность в условиях демократического и недемократического государственного режима.

2. Законность и дисциплина.

3. Безопасность: понятие и виды.

4. Законность и правопорядок.

5. Роль права в обеспечении законности и правопорядка в России.

Вопросы для обсуждения

1. Законность и ее признаки.

2. Принципы и гарантии законности.

3. Понятие и виды дисциплины.

4. Правопорядок и общественный порядок.

5. Соотношение законности и правопорядка.

Задание для самостоятельной работы: при подготовке к семинару составить письменный план ответа по одному из рекомендованных вопросов с указанием использованной литературы.

Семинар 8. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

Цель: изучение признаков и видов правонарушений, оснований и особенностей юридической ответственности.

Доклады

1. Виды правомерного поведения.

2. Виды правонарушений.

3. Виды юридической ответственности.

4. Цель юридической ответственности.

Рефераты

1. Юридический состав правонарушений.

2. Причины правонарушений и пути их устранения.

3. Социальная ответственность и ее виды.

4. Казус в праве.

5. Презумпция невиновности.

6. Юридическая ответственность и государственное принуждение.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и виды правомерного поведения.

2. Понятие и виды правонарушений.

3. Понятие и виды юридической ответственности.

4. Основания юридической ответственности.

5. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.

6. Основания освобождения от юридической ответственности.

Задание для самостоятельной работы: при подготовке к семинару составить письменный план ответа по одному из рекомендованных вопросов с указанием использованной литературы.

Семинар 9. Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм

Цель: усвоение понятий «правосознание», «правовая культура», «правовое воспитание» и изучение их взаимосвязи.

Доклады

1. Структура правосознания.

2. Понятие и элементы правовой культуры.

3. Формы и методы правового воспитания.

4. Понятие и причины правового нигилизма.

Рефераты

1. Взаимосвязь права и правосознания.

2. Виды правосознания.

3. Правовая культура и правовое государство.

4. Правовое воспитание и правовая пропаганда.

5. Причины правового нигилизма и пути его устранения.

6. Правовой идеализм.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие, виды и структура правосознания.

2. Структура и функции правовой культуры.

3. Правовое воспитание: понятие, формы и методы.

4. Понятие и источники правового нигилизма.

5. Правовой идеализм и его причины.

Задание для самостоятельной работы: при подготовке к семинару составить письменный план ответа по одному из рекомендованных вопросов с указанием использованной литературы.

Примерные темы контрольных работ

1. Объект и предмет теории государства и права.

2. Теория государства и права и отраслевые юридические науки.

3. Процесс формирования теоретических знаний.

4. Основные этапы развития теории государства и права в России.

5. Собственно юридические методы изучения теории государства и права.

6. Значение методологии для теории государства и права.

7. Система и специфика нормативного регулирования в догосударственном обществе.

8. Потестарная власть.

9. Плюрализм теорий происхождения государства.

10. Общие закономерности возникновения государства.

11. Признаки государства.

12. Сущность государства.

13. Понятие типа государства.

14. Республика: понятие и основные черты.

15. Авторитарное государство.

16. Унитарное государство.

17. Форма правления, государственного устройства и государственного режима современного российского государства.

18. Внешние функции государства.

19. Принципы организации государственного аппарата.

20. Виды органов государства.

21. Структура гражданского общества.

22. Модели социального государства.

23. Светское государство: понятие и признаки.

24. Структура политической системы.

25. Государство в политической системе.

26. Правовой статус: понятие и виды.

27. Права и свободы человека: понятие и определение.

28. Социальные и технические нормы.

29. Сущность права.

30. Функции права.

31. Гипотеза, диспозиция, санкция.

32. Правовой прецедент.

33. Нормативный правовой акт: понятие и виды.

34. Правовой обычай.

35. Критерии деления права на отрасли.

36. Структурные элементы системы права.

37. Понятие системы законодательства.

38. Правовая система и правовая семья.

39. Закон в англосаксонской правовой системе.

40. Правовая система России.

41. Вето и пути его преодоления.

42. Виды правотворчества.

43. Средства и приемы юридической техники.

44. Формы реализации права.

45. Причины пробелов в праве.

46. Виды коллизий.

47. Способы толкования права.

48. Субъект права и субъект правоотношений.

49. Объекты правоотношений.

50. Юридический факт и его виды.

51. Элементы и стадии механизма правового регулирования.

52. Гарантии законности.

53. Дисциплина и ее виды.

54. Соотношение законности и правопорядка.

55. Виды правомерного поведения.

56. Виды правонарушений.

57. Основания юридической ответственности.

58. Структура правосознания.

59. Причины правового нигилизма.

60. Правовое воспитание: понятие и формы.

 

Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Предмет и метод науки теории государства и права.

2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

3. Функции теории государства и права как науки.

4. Философские, общенаучные, частнонаучные и частноправовые методы и приёмы познания государства и права.

5. Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе.

6. Предпосылки появления государства. Формы возникновения государства у раз­ных народов.

7. Теории возникновения государства: теологическая, патриархальная договорная, теория насилия, классовая (марксистская), психологическая и др.

8. Понятие и признаки государства,отличающие его от общест­венной власти родового строя.

9. Сущность и социальное назначение государства.

10. Теории происхождения права: теологическая, естественно-правовая, историческая школа права, психологическая, марксистская и др.

11. Типология государств: формационный и цивилизационный подходы (достоинства и недостатки).

12. Власть и ее виды. Понятие государственной власти.Легаль­ная и легитимная государственная власть.

13. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства.

14. Форма правления: понятие, виды.

15. Политико-территориальная организация государства: понятие, виды.

16. Государственно-правовой режим государства: понятие, виды.

17. Межгосударственные объединения: конфедерация, содружества, унии.

18. Функции государства: понятие и классификация.

19. Характеристика основных внутренних функций со­временного Российского государства.

20. Характеристика основных внешних функций совре­менного Российского государства.

21. Формы и методы реализации функций государства.Влияние процессов глобализации на функции государства.

22. Механизм государства и его роль в выполнении функций государства.

23. Органы государства: понятие, виды, принципы организации и деятельности.

24. Понятие, характеристика бюрократии и ее роль в деятельности государственного аппарата.

25. Государственная служба: понятие и система. Государственный служащий.

26. Государство и гражданское общество: соотношение и сферы сотрудничества.

27. Понятие и структура политической системы общества.

28. Место государства в политической системе общества.

29. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования.

30. Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и другими элементами политической системы.

31. Государство и общественные объединения. Государство и церковь.

32. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства (скандинавская, континентальная, британская).

33. Государство и личность: сущность взаимоотношений.

34. Права человека, их классификация, внутригосударственная и международная системы их защиты.

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Предмет и метод науки теории государства и права.

2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

3. Функции теории государства и права как науки.

4. Философские, общенаучные и частнонаучные методы и приёмы познания государства и права.

5. Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе.

6. Предпосылки появления государства. Формы возникновения государства у раз­ных народов.

7. Теории возникновения государства: теологическая, патриархальная договорная, теория насилия, классовая (марксистская), психологическая и др.

8. Понятие и признаки государства, отличающие его от общест­венной власти родового строя.

9. Сущность и социальное назначение государства.

10. Теории происхождения права: теологическая, естественно-правовая, историческая школа права, психологическая, марксистская и др.

11. Типология государств: формационный и цивилизационный подходы (достоинства и недостатки).

12. Власть и ее виды. Понятие государственной власти. Легаль­ная и легитимная государственная власть.

13. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства.

14. Форма правления: понятие, виды.

15. Политико-территориальная организация государства: понятие, виды.

16. Государственно-правовой режим государства: понятие, виды.

17. Межгосударственные объединения: конфедерация, содружества, унии.

18. Функции государства: понятие и классификация.

19. Характеристика основных внутренних функций со­временного Российского государства.

20. Характеристика основных внешних функций совре­менного Российского государства.

21. Формы и методы реализации функций государства. Влияние процессов глобализации на функции государства.

22. Механизм государства и его роль в выполнении функций государства.

23. Органы государства: понятие, виды, принципы организации и деятельности.

24. Понятие, характеристика бюрократии и ее роль в деятельности государственного аппарата.

25. Государственная служба: понятие и система. Государственный служащий.

26. Государство и гражданское общество: соотношение и сферы сотрудничества.

27. Понятие и структура политической системы общества.

28. Место государства в политической системе общества.

29. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования.

30. Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и другими элементами политической системы.

31. Государство и общественные объединения. Государство и церковь.

32. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства (скандинавская, континентальная, британская).

33. Государство и личность: сущность взаимоотношений.

34. Права человека, их классификация, внутригосударственная и международная системы их защиты.

35. Право в системе социальных норм. Право и нормы морали. Право и религия.

36. Социальное назначение права и его функции. Ценность права.

37. Принципы права и их социальная обусловленность.

38. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки и сущность права.

39. Государство и право: современные представления об их соотношении.

40. Проблемы правопонимания в современной юридической науке.

41. Право и экономика: их соотношение и взаимовлияние.

42. Источники права: понятие, виды, общая характеристика.

43. Правоотношение: понятие, структура, виды.

44. Характеристика правоотношения как формы реализации права.

45. Субъективные права и юридические обязанности участников право­вых отношений. Понятие и структура.

46. Субъекты-участники правоотношений. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособностъ, правовой статус.

47. Составы правоотношения. Юридические факты как основание возникновения правоотношений.

48. Нормы права: понятие, признаки.

49. Предоставительно-обязываюший характер правовых норм.

50. Структура нормы права, классификация структурных элементов.

51. Соотношение нормы права и статьи нормативного ак­та. Способы изложения правовых норм.

52. Классификация норм права.

53. Нормативный правовой акт: понятие, признаки, виды.

54. Законы: понятие, признаки, виды.

55. Пределы действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, предметное действие.

56. Система права: понятие, структурные элементы.

57. Система права и система законодательства.

58. Отрасль права. Предмет и метод правового регулирования. Характеристика основных отраслей права.

59. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Национальное и международное право.

60. Право и политика.

61. Правотворчество: понятие, принципы, виды.

62. Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.

63. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов.

64. Правосознание: понятие, структура, виды, уровни. Правосознание юристов.

65. Правовая культура: понятие, структура, виды.

66. Правовой нигилизм: понятие, формы проявления, пути преодоления.

67. Понятие и формы реализации права.

68. Правоприменение (понятие, особенности, субъекты, стадии).

69. Правоприменительные акты: понятие, особенно­сти и виды.

70. Систематизация нормативных правовых актов.

71. Толкование права: понятие, приемы, способы толкования.

72. Виды и объем толкования права.

73. Акты официального толкования, их особенности и виды.

74. Пробелы в праве и способы их устранения и восполнения. Институт аналогии и пределы его использования.

75. Юридическая практика: понятие и структура.

76. Юридические коллизии: понятие, виды, причины возникновения, способы разрешения и предупреждения.

77. Правопорядок: понятие, признаки.

78. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка. Международный правопорядок.

79. Понятие и признаки законности, ее значение в жизни общества и в функционировании государства.

80. Гарантии законности и способы ее обеспечения в современных условиях.

81. Правомерное поведение: понятие, объективная и субъективная стороны, типология.

82. Понятие и состав правонарушений.

83. Виды и причины правонарушений.

84. Виды и меры юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности.

85. Юридическая ответственность: понятие, признаки, цели, основания и принципы применения.

86. Юридические ошибки: понятие, виды, объективные и субъективные причины их появления.

87. Механизм правового регулирования: понятие, структура, стадии. Соотношение правового регулирования и правового воздействия.

88. Понятие и виды юридической техники, ее значение в юридической деятельности.

89. Технико-правовые категории: правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции.

90. Понятие и классификация современных национально-правовых систем.

91. Романо-германская правовая семья и семья общего прецедентного права: общая характеристика.

92. Религиозные правовые семьи: общая характеристика.

93. Влияние процессов глобализма на унификацию правовых систем.

Демонстрационные тесты

1. Правовой идеализм представляет собой явление, которое заключается в:

а) отрицании ценности права и связанных с ним явлений;

б) рассмотрении права с точки зрения идеалистической философии;

в) переоценке возможностей права и связанных с ним явлений;

г) в исследовании правового регулирования.

2. К какому правовому явлению относится понятие «система действующих в данном обществе правовых норм»:

а) к праву в объективном смысле;

б) к праву в субъективном смысле;

в) к правовой системе;

г) к системе законодательства.

3. К какому правовому явлению относится определение «решение государственного органа, которое принимается за образец при последующем рассмотрении аналогичного дела»:

а) интерпретационный акт;

б) субсидиарное применение права;

в) аналогия закона;

г) прецедент.

 

4. Создание нового сводного нормативного акта, объединившего нормы нескольких разрозненных нормативных актов, можно отнести к следующему виду систематизации:

а) консолидация;

б) кодификация;

в) инкорпорация;

г) группировка.

5. К какому понятию относится определение «право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой действительности – правовой идеологией и юридической практикой»:

а) к антимонополистической правовой деятельности;

б) к правовой семье;

в) к правовой системе;

г) к правовой психологии.

6. Что обозначается как правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени:

а) традиции;

б) право;

в) нравы;

г) обычаи.

7. Выберите страну, правовая система которой относится к романо-германской правовой семье:

а) США;

б) Австралия;

в) Франция;

г) Япония.

8. Выделяют следующие уровни правовой культуры:

а) обыденный, профессиональный и доктринальный;

б) обыденный и профессиональный;

в) индивидуальный и групповой;

г) индивидуальный, групповой и массовый.

9. К какой правовой категории относится понятие «Совокупность взаимосвязанных черт правовых систем, соответствующих определенной общественно-экономической формации, характеризующихся единством экономической основы и классовой сущности»:

а) форма государства;

б) правовая семья;

в) способ правового регулирования;

г) тип права.

10. Категория «действие права»:

а) богаче по содержанию, чем реализация права;

б) совпадает по содержанию с реализацией права;

в) более узкая по содержанию, чем реализация права;

г) не имеет никакой взаимосвязи с реализацией права.

11. Выберите, какие из названных актов можно отнести к подзаконным актам:

а) Основы законодательства;

б) кодекс;

в) указ;

г) Конституция.

12. Юридические факты признаются таковыми в силу следующих причин:

а) признания их юридическими в законе;

б) особых свойств таких фактов независимо от указания закона;

в) признания их юридическими в научной литературе;

г) вследствие их связи с деятельностью юристов.

13. Правовой статус, который определяет особенности правового положения военнослужащих, можно отнести к следующему виду:

а) индивидуальный;

б) коллективный;

в) общий;

г) родовой.

14. Термин «правовое государство» впервые появился в понятийном аппарате юридической науки:

а) в Древнем Риме;

б) в средневековой Франции;

в) во Франции в период буржуазной революции XVIII в.

г) в Германии в первой трети XIX в.

15. Технические нормы призваны регулировать отношения между:

а) человеком и организацией;

б) организациями, занимающимися производством;

в) человеком и внешней средой;

г) людьми по поводу использования технических объектов.

 

16. Субъектами кодификации могут выступать:

а) только органы исполнительной власти;

б) любые субъекты;

в) научные учреждения;

г) правотворческие органы.

17. В основе классификации толкования на общее и казуальное лежит следующий критерий:

а) несоответствие между формулировкой нормы и ее истинным содержанием;

б) разница в значимости толкования, проводимого различными органами государства;

в) распространение толкования в одних случаях на все проявления регулируемого общественного отношения, а в других – только на конкретное проявление;

г) внутренняя структура процесса толкования правовых норм.

 

18. К обстоятельствам, исключающим противоправность деяния, не относится:

а) необходимая оборона;

б) крайняя необходимость;

в) казус;

г) освобождение от ответственности по амнистии.

19. Выделите гарантии законности, не относящиеся к юридическим:

а) бескризисное развитие экономики;

б) высокое правосознание;

в) высокий уровень надзора за соблюдением требований;

г) эффективность мер юридической ответственности.

20. Система права и система законодательства соотносятся следующим образом:

а) это тождественные правовые явления;

б) система права шире по содержанию;

в) система законодательства шире по содержанию;

г) эти явления относятся к разным сферам правовой реальности.

21. Вид и мера возможного поведения участника правоотношения – к какому правовому явлению относится данное определение:

а) правоотношение;

б) юридическая обязанность;

в) средство правового регулирования;

г) субъективное право.

22. Назовите средства правового регулирования:

а) инструктаж;

б) автономия сторон;

в) декларирование;

г) запрет и обязывание.

23. Выберите основные средства механизма правового регулирования:

а) субъективное право и запрет;

б) способы защиты субъективных права и формы защиты;

в) правовая норма и юридический факт;

г) правовая норма, юридический факт, правоотношение, акты реализации субъективных прав и обязанностей.

Раздел 6. Методические указания студенту

Основными видами аудиторной работы студентов, обучающихся по программе правоохранительная деятельность, являются лекции, семинарские и практические занятия. Студенты не имеют права пропускать без уважительной причины аудиторные занятия, в противном случае они могут быть не допущены к зачету.

Формы освоения учебного материала по дисциплине «Теория государства и права» достаточно традиционны и не имеют каких-либо специфических особенностей по сравнению с другими учебными дисциплинами.

На лекцияхпреподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студентам следует внимательно слушать и конспектировать лекционный материал; в конспекте рекомендуется оставлять поля для заметок для последующей самостоятельной работы над темой.

Изучение ряда тем учебной дисциплины завершаетсясеминарскими занятиями.Они служат для контроля преподавателем подготовленности студентов, закрепления изучаемого материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по правовой проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссий, в том числе приемов аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.

Семинару предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. По согласованию с преподавателем или его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. В процессе подготовки к семинару студент может обратиться за консультацией к преподавателю. Примерные (рекомендованные) темы рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях.

Семинары могут проводиться и в форме учебных конференций, которые включают в себя выступления студентов с докладами по отдельным государственно-правовым темам. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.

Практические занятия служат для закрепления знаний и выработки навыков. Это активная форма занятий под руководством преподавателя, на которых детально изучаются вопросы, указанные в планах практических занятий. Практическому занятию предшествует самостоятельная работа студентов, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также литературе, рекомендованной преподавателем. По желанию студенты подготавливают доклады по конкретным проблемам дисциплины с возможностью выбора формы преподнесения материала (доклад, обсуждение, деловая игра, презентация и т. д.).

В процессе подготовки к практическому занятию студенты могут воспользоваться внеаудиторными консультациями преподавателя. В отдельных случаях на практических занятиях преподавателями сообщаются дополнительные знания.

Качество учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.

Важным видом работы студентов и слушателей при изучении дисциплины «Теория государства и права» является самостоятельная работа. Она должна носить творческий и планомерный характер. Студенты не должны ограничиваться лишь той информацией, которая была получена ими в ходе лекций или семинарских занятий, необходимо закрепить и увеличить ее объем в результате самостоятельной работы. Наибольший эффект при этом достигается при использовании «системы опережающего чтения», т. е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к зачету или к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, низок, а сами знания недолговечны.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей студенты должны иметь возможность ознакомиться на кафедре.

Для студентов и слушателей, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа являетсяосновной. Она включает изучение лекционного материала и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя (домашних контрольных заданий, рефератов).

Особое внимание следует обратить на выполнениеконтрольной работы.

Самостоятельную работу над темой дисциплины следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам студентов. Обязательно следует использовать рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий.

Получив представление об основном содержании темы, необходимо изучить материал, используя конспект лекции и соответствующий раздел учебника. Затем желательно изучить первоисточники (или выдержки из них),
т. е. работы выдающихся мыслителей-философов, правоведов и политологов прошлого и современности. Полезно также составить их краткий конспект (оставляя поля в тексте для своих пометок).

Одним из видов самостоятельной работы является подготовка реферата. Реферат – это самостоятельная письменная работа, обобщающая и анализирующая публикации по заданной теме, а также предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов.

Подготовка реферата – один из видов исследовательской деятельности. Его написанию предшествует изучение и осмысление первоисточников, монографий, статей, возможно обобщение личных наблюдений. Работа над рефератом активизирует развитие самостоятельного творческого мышления.

Для студентов предусмотрено выполнение контрольной работы. Студенты выполняют домашние контрольные работы по темам, рекомендованным в программе. Каждая домашняя контрольная работа рассчитана на шесть часов самостоятельной работы.

Раздел 7. Методическое обеспечение дисциплины

Основная учебная литература

(не менее трех наименований изданий)

1. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник для вузов / МГУ им. М.В.Ломоносова, Юрид.ф-т. — Изд.2-е,перераб.и доп. — М. : Проспект : Изд-во МГУ, 2013. — 637 с.

2. Общая теория государства и права: учебник / В.В. Оксамытный.- М.: Юнити-Дана, 2013. – 511 с.

3. Теория государства и права: учебник / В.Д. Перевалов.- М.: Юрайт, 2013. – 428 с.

4. Теория государства и права: учебник / М.М. Рассолов.- М.: Юнити-Дана, 2013. – 635 с.

Электронные издания

Электронный ресурс ЭБ IPRbooks:

1. Историческое и сравнительное правоведение [Электронный ресурс]: учеб.пособие / М.П. Морев.– Саратов: Электр.книга, 2012. — 120 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

2. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учеб.пособие / И.Н. Новоставский. – Краснодар: Юж. ин-т менеджмента, 2012. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

3. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Н.Н. Алексеев. — М.: Зерцало, 2008. — 216 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

4. Политический режим Российской Федерации: политико-правовой анализ [Электронный ресурс] / Г.Ю. Курскова. — М.: Юнити, 2010. — 304 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

5. Правовые системы современного мира [Электронный ресурс]: учеб.пособие / М.Н. Марченко. – М.: Зерцало-М, 2009. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

6. Правотворчество в Российской Федерации. Проблемы теории и практики [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Н.А. Любимов. — М.: Мос.госуд. ун-т, 2009. — 160 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

7. Сущность права. Проблемы теории и философии права [Электронный ресурс]: учеб.пособие / О.Э. Лейст. – М., 2011. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

8. Теоретико-методологические проблемы права[Электронный ресурс] / М.Н. Марченко. – М.: Зерцало-М, 2007. — 392 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

9. Теория государства и права. В. 2 ч. [Электронный ресурс]: учебник / под ред. М.Н. — М.: Зерцало-М, 2011. -Ч.1, 2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

10. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Н.М. Чепурнова, А.В. Серёгин. — М.: Евраз.откр. ин-т, 2007. — 465 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

11. Общее государственное право [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Б.Н. Чичерин. — М.:Зерцало, 2006. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

12. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учеб.пособие / С.Н. Братановский. – Саратов: ЭБСIPRbooks», 2012. — 248 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

13. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Т.В. Власова, В.М. Дуэль, М.А.Занина. – М.: Рос.акад. правосудия», 2011. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru Теория государства и права: учеб.пособие / Я.В. Давыдов. — М.: А-Приор, 2011. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

14. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2008. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

15. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник / О.Э. Лейст, А.Г. Бережнов, А.А.Кененов. – М.: Зерцало-М, 2011. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

16. Теория права и государства [Электронный ресурс]: учеб.пособие / И.А. Ильин; под ред. В.А. Томсинова. — 2-е изд. — М.: Зерцало, 2008. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

17. Государственные режимы [Электронный ресурс] / Ю.А. Кудрявцев. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2012. — 350 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

18. Теория правовой государственности [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Ю.И. Шелистов. – М.: Директ-Медиа, 2010. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

 

Дополнительная учебная литература

1. Теория государства и права: учебник для вузов / отв.ред.В.Д.Перевалов;науч.конс.С.С.Алексеев;С.С.Алексеев,С.И.Архипов,Д.В.Грибанов [и др.]. — 4-е изд.,перераб.и доп. — М. : Норма, 2013 ; : Инфра-М. — 495 с.

2. Теория государства и права: учебник, схемы, хрестоматия / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина.- М.: Проспект, 2012. -720 с.

3. Лазарев В. В. Теория государства и права: учебник для вузов / Мос.госуд.юрид.акад. — 4-е изд.,перераб и доп. — М. : Юрайт, 2011. — 634 с. —

4. Теория государства и права: учебник [для вузов] / отв.ред.А.В.Малько;Ин-тгосуд.и права РАН,Саратов.ф-л;[А.В.Малько,Д.А.Липинский,Д.В.Березовский [и др.]. — М. :КноРус, 2011. — 400 с

5. Омельченко О. А.История политических и правовых учений (История учений о государстве и праве): учебник для вузов. — 2-е изд., испр. — М.: Эксмо, 2011. — 575 с.

6. Рубаник С.А. История политических и правовых учений : академический курс: учебник для вузов / Рос.акад. правосудия; отв. ред. В. Е. Рубаник. — М. :Юрайт, 2012. — 477 с. — (Магистр).

7. Рубаник, В. Е. История политических и правовых учений: учеб.пособие [для вузов]. — М. :ВолтерсКлувер, 2011. — 420 с.

 

Электронные ресурсы

1. Емельянов Б.М., Правкин С.А. Теория государства и права. Часть 1. – Учебный курс (учебно-методический комплекс)

2. Емельянов Б.М., Правкин С.А. Теория государства и права. Часть 2. – Учебный курс (учебно-методический комплекс)

3. Электронная библиотека РПА. –

4. Университетская библиотека Онлайн. – http://www.biblioclub.ru

5. Электронная база «book.ru». – http://www.book.ru

6. Электронная база «@IPRbooks». – http://www.iprbookshop.ru

7. Электронная база «Znanium.com». – http://www.znanium.com

8. Справочная правовая система «Консультант плюс». – www.consultant.ru

9. Справочная правовая система «Гарант». – www.garant,ru