Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института образования и

социальных наук

Шаповалов В.К.

__________________________

«26» августа 2015 г.

Учебно-методическое пособие

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

 

Направление подготовки 37.04.01 – Психология
Магистерская программа Психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций
Квалификация выпускника магистр
Форма обучения очная
Учебный план 2014 г.
Изучается в 3-м семестре  

 

 

«СОГЛАСОВАНО»: «РАЗРАБОТАНО»:
зав. кафедрой практической и специальной психологии, доцент Белашева И.В ______________ «26» августа 2015 г.   Директор института образования и социальных наук профессор Шаповалов В.К. _______________________ «26» августа 2015 г.   Рассмотрено УМК ИОиСН «26» августа 2015 г. Протокол №1 Председатель УМК ____________________     зав. кафедрой практической и специальной психологии, доцент Белашева И.В.______________________ «26» августа 2015 г.   Доцент кафедры практической и специальной психологии Лукьянов А.С. ____________________________________ «26» августа 2015 г.   Рекомендовано к размещению на образовательном портале СКФУ ______________________________Ф.И.О. «__» ____________ 20__ г.

 

Ставрополь, 2015

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

Образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Учебно-методическое пособие

 

 

Направление подготовки 37.04.01 – Психология
Магистерская программа Психология кадрового менеджмента
Квалификация выпускника магистр
Форма обучения очная

 

Объем занятий: итого 108 ч. 3 з.е.
В т. ч. аудиторных 18 ч.  
Из них:    
Лекций    
Лабораторных работ    
Практических занятий 18 ч.  
Самостоятельная работа 90 ч.  
Зачёт – 3-й семестр    

 

Ставрополь, 2015

 

Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Технологии формирования модели безопасного поведения» является формирование у студентов способности и готовности к совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности.

 

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина относится к вариативной части, дисциплинам по выбору. М2.В.ДВ.2. Изучается в 3-м семестре.

 

Связь с предшествующими дисциплинами

Изучение дисциплины «Технологии формирования модели безопасного поведения» будут необходимы для изучения таких дисциплин плана, как «Методологические основы психологии», «Психологическая коррекция кризисных состояния», «Теория и практика личностного консультирования», «Психология самосознания».

 

Связь с последующими дисциплинами

Является предшествующей для изучения таких дисциплин, как «Психиатрия катастроф», «Психологическая помощь в экстремальных и кризисных ситуациях», «Психологическое сопровождение профессий экстремального профиля», «Учебная практика», «Научно-исследовательская практика».

 

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины

5.1. Наименование компетенции

Индекс Формулировка
ПК-8 анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования
ПК-9 профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе
ПК-10 выявлению специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПК-17 диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок
ПК-18 созданию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности
ПК-19 комплексному профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
ПК-20 формулировке обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований
ПК-21 разработке новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром

 

 

5.2. Структура и компонентный состав компетенций

 

Перечень компонентов Технологии формирования компетенции Средства и технологии оценки
Знание: — сущности, уровней безопасности личности, её резервов и условий нарушения; — принципов, технологий, средств самообеспечения безопасности личности; — стратегий обеспечения психологической безопасности; — индивидуально-психологических особенностей самообеспечения психологической безопасности личности; — индивидуально-типологических особенностей реакции человека на экстремальную ситуацию; — линий защиты и специфики психологической защиты личности в формировании безопасного поведения; — сущности копинга и видов копинг-стратегий; — связи копинга, эмоционального и совладающего интеллекта; — специфики обеспечения психологической безопасности образовательной среды. Самостоятельная работа Собеседование
Умение: — проводить анализ средств самообеспечения безопасности личности; — проводить анализ формирования защитных механизмов личности; — проводить анализ стратегий копинг-поведения личности; — проводить анализ базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования; — проводить диагностику, экспертизу и коррекцию психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок; — формулировать обоснованные психологические рекомендации прикладного профиля на основе данных теоретических и прикладных исследований. Практические занятия, самостоятельная работа Собеседование
Владение: — навыками формирования модели безопасного поведения личности; — навыками профессионально профилированного обращения к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе; — навыками выявления специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; — навыками создания эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности; — навыками комплексного профессионального воздействия на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека; — навыками разработки новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром. Практические занятия, самостоятельная работа Собеседование, зачёт

 

5.3. Планируемые уровни сформированности компетенций у учащихся, изучающих дисциплину

 

Уровни сформированности компетенций Индикаторы Дескрипторы
2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов
Базовый Знание: — сущности, уровней безопасности личности, её резервов и условий нарушения; — принципов, технологий, средств самообеспечения безопасности личности; — стратегий обеспечения психологической безопасности; — индивидуально-психологических особенностей самообеспечения психологической безопасности личности; — индивидуально-типологических особенностей реакции человека на экстремальную ситуацию; — линий защиты и специфики психологической защиты личности в формировании безопасного поведения; — сущности копинга и видов копинг-стратегий — сущности, уровней безопасности личности, её резервов и условий нарушения; — принципов, технологий, средств самообеспечения безопасности личности; — стратегий обеспечения психологической безопасности; — индивидуально-психологических особенностей самообеспечения психологической безопасности личности — сущности, уровней безопасности личности, её резервов и условий нарушения; — принципов, технологий, средств самообеспечения безопасности личности; — стратегий обеспечения психологической безопасности; — индивидуально-психологических особенностей самообеспечения психологической безопасности личности — сущности, уровней безопасности личности, её резервов и условий нарушения; — принципов, технологий, средств самообеспечения безопасности личности; — стратегий обеспечения психологической безопасности; — индивидуально-психологических особенностей самообеспечения психологической безопасности личности; — индивидуально-типологических особенностей реакции человека на экстремальную ситуацию; — линий защиты и специфики психологической защиты личности в формировании безопасного поведения; — сущности копинга и видов копинг-стратегий  
Умение: — проводить анализ средств самообеспечения безопасности личности; — проводить анализ формирования защитных механизмов личности; — проводить анализ стратегий копинг-поведения личности; — проводить анализ базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования — проводить анализ средств самообеспечения безопасности личности; — проводить анализ формирования защитных механизмов личности — проводить анализ средств самообеспечения безопасности личности; — проводить анализ формирования защитных механизмов личности; — проводить анализ стратегий копинг-поведения личности — проводить анализ средств самообеспечения безопасности личности; — проводить анализ формирования защитных механизмов личности; — проводить анализ стратегий копинг-поведения личности; — проводить анализ базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования  
Владение: — навыками формирования модели безопасного поведения личности; — навыками профессионально профилированного обращения к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе; — навыками выявления специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; — навыками создания эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности — навыками формирования модели безопасного поведения личности; — навыками профессионально профилированного обращения к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе — навыками формирования модели безопасного поведения личности; — навыками профессионально профилированного обращения к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе; — навыками выявления специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам — навыками формирования модели безопасного поведения личности; — навыками профессионально профилированного обращения к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе; — навыками выявления специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; — навыками создания эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности  
Повышенный Знание: — связи копинга, эмоционального и совладающего интеллекта; — специфики обеспечения психологической безопасности образовательной среды.       — связи копинга, эмоционального и совладающего интеллекта; — специфики обеспечения психологической безопасности образовательной среды.
Умение: — проводить диагностику, экспертизу и коррекцию психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок; — формулировать обоснованные психологические рекомендации прикладного профиля на основе данных теоретических и прикладных исследований.       — проводить диагностику, экспертизу и коррекцию психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок; — формулировать обоснованные психологические рекомендации прикладного профиля на основе данных теоретических и прикладных исследований.
Владение: — навыками комплексного профессионального воздействия на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека; — навыками разработки новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром.       — навыками комплексного профессионального воздействия на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека; — навыками разработки новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром.

 

ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Безопасность личности

Цель: сформировать первичное представление о безопасности личности.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части: анализ базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учётом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8); профессионально профилированное обращение к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9); выявление специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10); диагностика, экспертиза и коррекция психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17); создание эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18); комплексное профессиональное воздействие на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19); формулировка обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20); разработка новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21).

Актуальность темы (семинара):предполагается первичное усвоение представлений о сути безопасности личности; эти основания необходимым образом выступают как условия успешности дальнейшего усвоения сути теории и технологий формирования безопасного поведения личности, особенностей и стратегий её реализации.

Теоретическая часть.

Под психологической безопасностью (ПБ) понимается положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности и ущемления ее прав.

Психологическая безопасность также рассматривается в виде целостной системы процессов, результатом протекания которых является соответствие потребностей, ценностей, возможностей субъекта отраженным характеристикам реальной действительности. При этом различные компоненты системы (процессы, образы, ценности и др.) могут выступать в качестве детерминант ее развития в целом и выполнять на разных этапах формирования ПБ подчиненную или ведущую функции. ПБ представляет собой сложно структурированную систему психических процессов, ядром которой выступает отсутствие противоречий между внешними и субъективными требованиями к субъекту и его жизненными ориентациями.

Понятие «отношение» позволяет, с одной стороны, рассмотреть безопасность как психологическую категорию, с другой, – выявить ее социально-психологическую направленность.

Чтобы понять и определить безопасность, необходимо рассмотреть ее как систему отношений субъекта к миру, к себе и Другим. Так, еще С.Л. Рубинштейн, описывая деятельность субъекта, отмечал, что существенным оказывается не сам по себе ход событий, а прежде всего отношение человека к тому, что происходит. Он указывал, что отношения выступают как условие существования человека и реально всегда существует два взаимосвязанных отношения – человек и бытие, человек и другой человек. Все формы отношений (взаимоотношений человека с миром) составляют сущность субъекта. Все это дает основание полагать, что отношения, представленные совокупностью личностных свойств и проявляющиеся во взаимосвязях человека с объективной реальностью, являются теми условиями, которые обеспечивают определенный уровень жизнедеятельности человека (в том числе его активность, социальную активность), с одной стороны, и определяют внутренние ощущения, состояния, свойства субъекта (в целом удовлетворенность жизнью) – с другой, что и является основой психологической безопасности человека.

Отношения человека разнообразны и многомерны, однако именно отношения к Другим и с Другими во многом являются определяющими для ощущения защищенности, сохранности, целостности субъекта. С.Л. Рубинштейн отмечал: «Я не существую без другого; я и другой сопринадлежны… Я самоопределяюсь во всех своих отношениях к людям, в отношении своем ко всем людям – к человечеству как совокупности и единству всех людей».

В условиях, когда каждый субъект взаимосвязан с множеством Других, возникает система – система отношений. Нарушение системы (например, «выпадение» хотя бы одного ее элемента, за счет разрыва отношений) приводит к снижению ее устойчивости, разбалансированности всех ее элементов, напряженности внутри нее. Таким образом, наличие угрозы и опасности хотя бы для одного элемента (отдельного субъекта) приводит к возникновению опасности для всех остальных. Данный факт определяет необходимость говорить о социально-психологической безопасности как явлении, возникающем в процессе общения и взаимоотношений людей друг с другом.

Вопросы и задания:

1.Сущность безопасности человека.

2.Социально-психологическая безопасность.

3.Условия социально-психологической безопасности личности.

4.Уровни безопасности человека: индивид, личность, субъект, индивидуальность.

5.Личная безопасность человека и её резервы.

6.На основе рефлексивного анализа разработайте памятку на тему «Нарушение личной безопасности».

Список литературы, рекомендованный к использованию по данной теме:

1. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010.

2. Васильев Г. А., Деева Е. М. Управленческое консультирование. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Г. А. Васильев, Е. М. Деева. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 256 с. — Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114560

3. Варчук, Т. В. Виктимология: [учеб. пособие] / Варчук Татьяна Васильевна, К.В. Вишневецкий; под ред. С. Я. Лебедева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.

4. Каширин В.И., Каширина О.В. Региональные конфликты и проблемы безопасности на Северном Кавказе: учеб. пособие. / М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Ставроп. гос. ун-т»; сост.: В. И. Каширин; О. В. Каширина; С. А. Орлянский. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010.

5. psychology.net.ru — Сайт, содержащий психологические публикации и книги в том числе, и по нейропсихологии.

6. www.koob.ru — Электронная библиотека, которая содержит публикации и литературу, в том числе и по теории и практике коучинга.

 

 

Тема 2. Самообеспечение безопасности личности

Цель: сформировать представление о самообеспечении безопасности личности.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части: анализ базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учётом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8); профессионально профилированное обращение к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9); выявление специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10); диагностика, экспертиза и коррекция психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17); создание эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18); комплексное профессиональное воздействие на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19); формулировка обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20); разработка новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21).

Актуальность темы (семинара):предполагается развитие первичного представления о сути безопасности личности с точки зрения проблемы самообеспечения безопасности личности; эти основания необходимым образом выступают как условия успешности дальнейшего усвоения сути теории и технологий формирования безопасного поведения личности, особенностей и стратегий её реализации.

Теоретическая часть.

Самообеспечение безопасности субъекта представляет собой психологический феномен, актуализирующийся в экстремальных ситуациях и имеющий концептуально-процессуальное оформление. Сформированный на уровне сознания субъекта концепт самообеспечения безопасности, включающий представления, установки, ценности в данной сфере, оказывает непосредственное влияние на процесс самообеспечения безопасности. Процессуально самообеспечение безопасности субъекта в экстремальных ситуациях должно основываться на достижении им психического состояния подконтрольности экзо- и эндогенных параметров, поддерживающего динамическое равновесие со средой на соматическом, энергетическом, информационном уровнях и обеспечивающего неснижение во времени вероятности реализации жизненно значимых для него целей.

Самообеспечение безопасности в экстремальных ситуациях включает в себя ориентировку субъекта в экстремальной ситуации; снижение силы отрицательных эмоций; поиск способов взаимодействия с ситуацией; мобилизацию субъективных ресурсов на взаимодействие с ситуацией; осуществление адекватного ситуации взаимодействия; выход из экстремальной ситуации таким путем, при котором минимизируется снижение вероятности достижения жизненно значимой для субъекта цели.

Самообеспечение безопасности в экстремальных ситуациях представляет собой сложноорганизованный процесс, включающий действие психологических защит, механизмов совладания, поведенческих стилей и жизненных сценариев субъекта, которые поддерживают его на разных уровнях психической жизни человека (осознаваемом и неосознаваемом, врожденном и социально приобретенном, ближайшей и отдаленной перспективе).

Жизненными сценариями самообеспечения безопасности выступают сценарии разномодального отношения к миру и себе (сценарии двойного позитива, негатива к миру, негатива к себе, двойного негатива).

Саморазрушение безопасности субъектом в экстремальных ситуациях представляет собой сложный психологический феномен, приобретающий различные формы выражения (непреднамеренный отказ от безопасности, отказ ради личностного развития, альтруистический отказ, суицидальный отказ) на основе изменения субъективной картины мира.

Технология самообеспечения безопасности основана на восстановлении субъектом динамического равновесия с экстремальной ситуацией, что возможно на основе привлечения специфических принципов (принципы доверия, пути и самоактуализации; принципы импринтной неуязвимости, системной устойчивости и причинно-следственных связей; принципы целесообразности реагирования, актуализации личных ресурсов и извлечения положительного опыта из ситуации), стратегий (стратегии избегания, консервативной стратегии, стратегии копирования, «впитывающей» стратегии, стратегии коммуникативного резонанса, стратегии развития) и методов (метод установления причинно-следственных связей, метод самопрограммирования и метод внушения).

Вопросы и задания:

1.Сущность и технологии самообеспечения безопасности субъекта.

2.Сценарии самообеспечения безопасности.

3.Основные закономерности и подходы самообеспечения безопасности личности.

4.Средства обеспечения безопасности личности: защитные механизмы, копинг, стиль самообеспечения безопасности, жизненный сценарий.

5.Сравнительный анализ средств самообеспечения безопасности.

Список литературы, рекомендованный к использованию по данной теме:

1. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010.

2. Васильев Г. А., Деева Е. М. Управленческое консультирование. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Г. А. Васильев, Е. М. Деева. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 256 с. — Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114560

3. Варчук, Т. В. Виктимология: [учеб. пособие] / Варчук Татьяна Васильевна, К.В. Вишневецкий; под ред. С. Я. Лебедева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.

4. Каширин В.И., Каширина О.В. Региональные конфликты и проблемы безопасности на Северном Кавказе: учеб. пособие. / М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Ставроп. гос. ун-т»; сост.: В. И. Каширин; О. В. Каширина; С. А. Орлянский. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010.

5. psychology.net.ru — Сайт, содержащий психологические публикации и книги в том числе, и по нейропсихологии.

6. www.koob.ru — Электронная библиотека, которая содержит публикации и литературу, в том числе и по теории и практике коучинга.

 

 

Тема 3. Стратегии обеспечения психологической безопасности

Цель: сформировать представление о стратегиях обеспечении психологической безопасности личности.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части: анализ базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учётом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8); профессионально профилированное обращение к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9); выявление специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10); диагностика, экспертиза и коррекция психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17); создание эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18); комплексное профессиональное воздействие на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19); формулировка обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20); разработка новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21).

Актуальность темы (семинара):предполагается развитие первичного представления о сути безопасности личности с точки зрения проблемы стратегий обеспечения психологической безопасности личности; эти основания необходимым образом выступают как условия успешности дальнейшего усвоения сути теории и технологий формирования безопасного поведения личности, особенностей и стратегий её реализации.

Теоретическая часть.

Стратегии обеспечения психологической безопасности могут рассматриваться как совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих средств предотвращения, снижения и преодоления негативных последствий воздействия на человека угроз внешней и внутренней среды.

В самом общем виде стратегии является своего рода системообразующим фактором, который представляет собой устойчивую структуру диспозиций, мотивов, потребностей, побуждений, убеждений, смысложизненных целей и ценностных ориентаций, личностной интуиции, субъективно предпочитаемых действий.

Стратегии обеспечения психологической безопасности, используемые человеком, представляют собой сложную систему, включающую в себя как особые личностные механизмы психологической защиты, так и различные типы совладающего поведения.

Значимыми особенностями субъекта самообеспечения безопасности выступает наличие у него информационных резервов преодоления трудностей, энергетическое доминирование над ситуацией, опора на эмоциональный опыт. Эффективность его действий при реагировании на трудную ситуацию определяется нестандартностью поведения, самостоятельностью, коммуникабельностью, доверием; осмысленностью восприятия ситуации и ее участников, осмысленностью управления эмоциями и поведением.

В данном контексте целесообразно обращение к резервам совладающего поведения.

Выделяют два вида совладающего поведения:

— активное, проблемно-фокусированное копинг-поведение (целенаправленное устранение или избегание угрозы);

— пассивное, личностно- или эмоционально-фокусированное копинг-поведение, направленное на снижение эмоционального возбуждения до того, как ситуация изменится.

Применение совладающего поведения не означает, что при этом не функционируют защитные механизмы и наоборот, если в данный момент работают механизмы психологической защиты, это не значит, что человек не прилагает осознанных усилий для изменения ситуации. Соответственно, возникает проблема построения совладающего поведения, что в ситуации угрозы психологической безопасности проявляется в необходимости выбора адекватной стратегии самообеспечения безопасности.

Выбор стратегий обеспечения психологической безопасности определяется спецификой восприятия субъектом внутренних и внешних угроз. Важнейшее значение для выбора субъектом стратегий преодоления угроз психологической безопасности имеют его ценностные ориентации, которые обеспечивают психологическую устойчивость личности, определенность и последовательность выстраиваемого поведения, постоянство взаимоотношений человека с социальным миром. Обобщенные устойчивые представления человека о том, что отвечает его потребностям, интересам, намерениям, целям, планам, определят и способы формирования психологически безопасного существования: субъект будет стремиться осуществлять деятельность в той сфере и в том объеме, насколько это сохранит его внутреннее спокойствие, позволит ему расширить возможности, обеспечит необходимый для него уровень личностного развития.

Стратегии обеспечения личной и психологической безопасности достаточно многообразны. Можно выделить шесть стратегий самообеспечения безопасности:

1. Стратегия избегания

2. Консервативная стратегия

3. Стратегия копирования

4. «Впитывающая» стратегия (ассимиляция)

5. Стратегия коммуникативного резонанса

6. Стратегия развития.

Вопросы и задания:

1. Сущность стратегий обеспечения безопасности.

2. Виды стратегий: стратегия избегания, консервативная стратегия, стратегия копирования, «впитывающая» стратегия (ассимиляция), стратегия коммуникативного резонанса, стратегия развития.

3. Оценка успешности стратегии: модель.

Список литературы, рекомендованный к использованию по данной теме:

1. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010.

2. Васильев Г. А., Деева Е. М. Управленческое консультирование. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Г. А. Васильев, Е. М. Деева. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 256 с. — Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114560

3. Варчук, Т. В. Виктимология: [учеб. пособие] / Варчук Татьяна Васильевна, К.В. Вишневецкий; под ред. С. Я. Лебедева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.

4. Каширин В.И., Каширина О.В. Региональные конфликты и проблемы безопасности на Северном Кавказе: учеб. пособие. / М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Ставроп. гос. ун-т»; сост.: В. И. Каширин; О. В. Каширина; С. А. Орлянский. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010.

5. psychology.net.ru — Сайт, содержащий психологические публикации и книги в том числе, и по нейропсихологии.

6. www.koob.ru — Электронная библиотека, которая содержит публикации и литературу, в том числе и по теории и практике коучинга.

 

 

Тема 4. Индивидуально-психологические особенности самообеспечения психологической безопасности личности

Цель: сформировать представление об индивидуально-психологических особенностях самообеспечения психологической безопасности личности.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части: анализ базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учётом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8); профессионально профилированное обращение к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9); выявление специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10); диагностика, экспертиза и коррекция психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17); создание эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18); комплексное профессиональное воздействие на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19); формулировка обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20); разработка новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21).

Актуальность темы (семинара):предполагается развитие первичного представления о сути безопасности личности с точки зрения проблемы индивидуально-психологических особенностей самообеспечения психологической безопасности личности; эти основания необходимым образом выступают как условия успешности дальнейшего усвоения сути теории и технологий формирования безопасного поведения личности, особенностей и стратегий её реализации.

Теоретическая часть.

Центральным компонентом системы самообеспечения субъектом безопасности, по сути дела ее стержнем, выступают его индивидуально-психологические особенности.

При этом проведение четкой линии между психическими свойствами, связанными и не связанными с его безопасностью, практически не осуществимо. Психические характеристики человека, связанные с его безопасностью, в силу разнообразия экстремальных ситуаций, их актуализирующих, достаточно разнородны: в одних ситуация доминируют одни из них, в других – другие. При этом безопасность человека, в широком смысле слова, обеспечивается всеми его психическими характеристиками. Однако можно говорить об индивидуальных особенностях, в большей или меньшей степени гарантирующих безопасность субъекта, о качествах, образующих «костяк» самообеспечения им безопасности в экстремальных ситуациях.

Подходя к проблемам безопасности с этой точки зрения, выделяют различные ракурсы рассмотрения индивидуально-психологических характеристик, связанных с обеспечением данного аспекта жизнедеятельности человека.

Продолжаясь в течение всей жизни, социальное развитие человека предполагает формирование у него определенных способностей и свойств, обеспечивающих наиболее высокий уровень социальной адекватности, а, следовательно, и безопасности.

Вообще же, рассмотрение индивидуально-психологических свойств человека в связи проблемами безопасности можно проводить в двух направлениях.

Первое направление связано с анализом качеств человека с точки зрения его способности к нарушению безопасности окружающих людей. Учитывая эффект бумеранга, согласно которому нарушение чужой безопасности зачастую влечет нарушение личной безопасности, рассмотрение данного ракурса не противоречит общей проблематике нашей работы. Чаще всего изучение соответствующего пласта индивидуальных характеристик увязывают с разбором агрессивных проявлений субъекта. Указывается, что человек способен стать опасным для других в силу своих интеллектуально-психологических и социально-психологических свойств, в частности, наличия деформаций в когнитивной, ценностно-смысловой сфере, дефектов чувства стыда или полного его отсутствия, обладания скрытой виной, владения сведениями, компрометирующими кого-либо.

Второе направление выделения индивидуально-психологических свойств составляет их анализ в связи с попаданием субъекта в специфические жизненные ситуации, сопровождающиеся существенным нарушением его безопасности, т.е. ориентирует на рассмотрение способности субъекта к непосредственному отражению негативного внешнего воздействия в целях личной безопасности или безопасности некоторого объекта (субъекта).

При этом личностные характеристики разбиваются на две группы – негативно и позитивно проявляющиеся во взаимодействии с данными обстоятельствами, формирующие, соответственно, жертву или победителя.

Вопросы и задания:

1. Качества личности, обеспечивающие психологическую безопасность.

2. Жизнестойкость: вовлечённость, контроль, принятие риска.

3. Психологическая устойчивость.

4. Система личностных ценностей.

5. Ценностные ориентации.

6. Мотивация достижения.

7. Сформировать на основе рефлексивного анализа памятку на тему «Обеспечение безопасности личности: личностные особенности».

Список литературы, рекомендованный к использованию по данной теме:

1. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010.

2. Васильев Г. А., Деева Е. М. Управленческое консультирование. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Г. А. Васильев, Е. М. Деева. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 256 с. — Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114560

3. Варчук, Т. В. Виктимология: [учеб. пособие] / Варчук Татьяна Васильевна, К.В. Вишневецкий; под ред. С. Я. Лебедева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.

4. Каширин В.И., Каширина О.В. Региональные конфликты и проблемы безопасности на Северном Кавказе: учеб. пособие. / М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Ставроп. гос. ун-т»; сост.: В. И. Каширин; О. В. Каширина; С. А. Орлянский. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010.

5. psychology.net.ru — Сайт, содержащий психологические публикации и книги в том числе, и по нейропсихологии.

6. www.koob.ru — Электронная библиотека, которая содержит публикации и литературу, в том числе и по теории и практике коучинга.

 

 

Тема 5. Индивидуально-типологические особенности реакции человека на экстремальную ситуацию

Цель: сформировать представление об индивидуально-типологических особенностях реакции человека на экстремальную ситуацию.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части: анализ базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учётом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8); профессионально профилированное обращение к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9); выявление специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10); диагностика, экспертиза и коррекция психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17); создание эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18); комплексное профессиональное воздействие на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19); формулировка обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20); разработка новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21).

Актуальность темы (семинара):предполагается развитие первичного представления о сути безопасности личности с точки зрения проблемы индивидуально-типологических особенностях реакции человека на экстремальную ситуацию; эти основания необходимым образом выступают как условия успешности дальнейшего усвоения сути теории и технологий формирования безопасного поведения личности, особенностей и стратегий её реализации.

Теоретическая часть.

В реакциях индивида на экстремальные воздействия отмечена существенная роль стойких типологических особенностей личности. Известно, что эмоционально реактивные индивиды в экстремальных условиях деятельности проявляют выраженное ухудшение своего психического статуса. У экстравертов при стресс-воздействиях тормозные процессы развиваются быстрее и нормализуются медленнее, чем у интровертов. Обращается внимание на различный характер реагирования на стресс лиц с внешним или внутренним локус-контролем.

Изучение проблемы психической регуляции поведения личности в экстремальных условиях деятельности проводится в нескольких направлениях. В общей форме они сводятся к определению основных черт и типов личности, характеризующих поведение в этих условиях, влияния особенностей экстремальных ситуаций на личностный статус, значения тех или иных личностных свойств в адаптационных процессах, роли личности в преодолении экстремальных воздействий, взаимосвязи различных личностных характеристик субъекта в процессах регуляции поведения и т.д.

Вопросы и задания:

1. Многообразие индивидуально обусловленных реакций человека на экстремальную ситуацию.

2. Шизоидная личность.

3. Депрессивная личность.

4. Маниакально-депрессивная личность.

5. Личности с навязчивостями (обсессивно-компульсивный тип личности).

6. Личность с навязчивостями и агрессия.

7. Истерическая личность.

8. Сформировать на основе рефлексивного анализа памятку на тему «Личностные особенности реакции на экстремальную ситуацию».

Список литературы, рекомендованный к использованию по данной теме:

1. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010.

2. Васильев Г. А., Деева Е. М. Управленческое консультирование. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Г. А. Васильев, Е. М. Деева. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 256 с. — Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114560

3. Варчук, Т. В. Виктимология: [учеб. пособие] / Варчук Татьяна Васильевна, К.В. Вишневецкий; под ред. С. Я. Лебедева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.

4. Каширин В.И., Каширина О.В. Региональные конфликты и проблемы безопасности на Северном Кавказе: учеб. пособие. / М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Ставроп. гос. ун-т»; сост.: В. И. Каширин; О. В. Каширина; С. А. Орлянский. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010.

5. psychology.net.ru — Сайт, содержащий психологические публикации и книги в том числе, и по нейропсихологии.

6. www.koob.ru — Электронная библиотека, которая содержит публикации и литературу, в том числе и по теории и практике коучинга.

 

 

Тема 6. Линии защиты и психологическая защита личности в формировании безопасного поведения

Цель: сформировать представление о линиях защиты и психологической защите личности в формировании безопасного поведения.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части: анализ базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учётом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8); профессионально профилированное обращение к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9); выявление специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10); диагностика, экспертиза и коррекция психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17); создание эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18); комплексное профессиональное воздействие на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19); формулировка обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20); разработка новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21).

Актуальность темы (семинара):предполагается развитие первичного представления о сути безопасности личности с точки зрения проблемы линий защиты и психологической защиты личности в формировании безопасного поведения.; эти основания необходимым образом выступают как условия успешности дальнейшего усвоения сути теории и технологий формирования безопасного поведения личности, особенностей и стратегий её реализации.

Теоретическая часть.

Целостная система защиты включает три психологических подсистемы и одну социально-психологическую:

— коллективное бессознательное

— подсознательная защита

— осознаваемые стереотипы, формирующие копинг-поведение.

Первые три линии защиты соотносятся с разными ипостасями человека: индивид, личность, член общества. По мере продвижения от первой подсистемы к третьей, снижается мощность реакций, зато увеличивается произвольность управления поведением.

Эти три линии защиты: общества, через принудительное изменение поведения данной личности, индивида, путем сохранения ее психической целостности и дееспособности за счет изменения внутренней среды и отношения к внешним событиям и личности, осознанно и активно добивающийся своих целей за счет изменения внешней среды.

Последовательность возникновения и разнообразие форм защиты обусловлены развитием сознания при взаимодействии человека и его социальной среды. Изменение этого взаимодействия и в прошлом провоцировало и в дальнейшем будет порождать новые формы защиты.

Коллективное бессознательное (архетипы) опирается на мощные инстинкты и поэтому носит неуправляемый характер. Оно формирует стратегии преодоления экстремальных ситуаций, возникающих не столько в жизни личности, сколько общества в целом, но реализуется через отдельную личность. Особенности этой защиты: вневременная ценность стратегий, неотвратимость вторжения и специфическая гибкость проявления. Существенно, что вторжение архетипов в минимальной степени реализует индивидуальные интересы и может входить с ними в противоречие, обеспечивая решение не в пользу личности, а в пользу общества. Так как в современной жизни в исходном виде использовать древние формы оживляемого архетипа невозможно, то это обуславливает развитие особой гибкости, когда древние стратегии реализуются через обновленные формы. И сегодня, если лидер имеет много архитепических черт, говорят, что он обладает харизмой, так как его призывы одинаково неотвратимо воспринимаются большинством людей.

При родовом строе единицей защиты выступал род. Со временем ролевое расслоение рода сместило задачу защиты на индивида, породив подсознательную психологическую защиту. В дальнейшем процессы развития самосознания и углубления индивидуализма привели к распространению защиты на личность, путем формирования осознанных стереотипов и активных форм преобразования среды и самого себя. Однако удержание акцента защиты на личности может входить в противоречие с необходимостью защиты человеческого общества. Такие противоречия особенно заметны в ситуациях природных или экологических бедствий, когда спасение возможно только путем общественных усилий. В эти критические моменты автоматически активизируется коллективное бессознательное, меняющее поведение масс людей через проявление и доминирование иных ценностей. Однако этого может оказаться недостаточно. Поэтому в современном обществе для предотвращения подобных катастроф необходимы и осознанные коллективные усилия. В настоящее время имеются ростки четвертой, социально-психологической линии защиты – развитие международных экологических организаций, сознательно преодолевающих не только личные, но и государственные выгоды.

Вторая линия защиты – подсознательная. Ее формы тоже включаются автоматически, но последствия их вторжения не столь неотвратимы. Ее инструмент – цензура – препятствует порождению решений, эмоционально или ментально опасных для психического равновесия человека. Опасная информация поступает на переработку одной из форм подсознательной защиты и автоматически преобразуется до потери травмирующего воздействия. Эти формы защиты ограждают, выключают, деформируют и переадресуют поступающую из внешней среды информацию с тем, чтобы на данный момент сохранить душевное равновесие, психическое здоровье и даже жизнь личности путем приспособления внутренней среды. Все они направлены к защитному сужению поля сознания, и чем сильнее травмирует ситуация, тем существеннее это сужение. Результат неоднозначен. Позитивный – оберегающий, так как включение, сопровождается субъективным ощущением снятия напряжения, и человек может продолжать нормальное существование. Негативный – связан с тем, что во внешней среде ничего не изменилось и ее травмирующее воздействие через некоторое время снова может превысить порог! В отличие от коллективного бессознательного этот тип защиты изменяется в течение жизни в зависимости от индивидуальных свойств человека и от возраста. Управляемость тревожным душевным состоянием и эффективность его нормализации с помощью подсознательной защиты относительна, поэтому ее негативный аспект ведет к формированию третьей линии защиты – осознанным формам копинг-поведения.

Третья линия защиты – стратегии осознаваемых форм. Они способны менять внешнюю среду.

Вопросы и задания:

1. Сущность линий защиты личности.

2. Сущность психологической защиты: абрис истории вопроса.

3. Психологическое содержание защиты личности.

4. Виды психологической защиты: вытеснение, отрицание, перемещение, обратное чувство, подавление (первичное и вторичное), идентификация с агрессором, аскетизм, интеллектуализация, изоляция аффекта, регрессия, сублимация, расщепление, проекция, прожективная идентификация, всемогущество, девалюация (снижение самооценки вследствие неудачи), примитивная идеализация, реактивное образование (реверсия или формирование реакции), замещение или субституция (компенсация или сублимация), смещение, интроекция, уничтожение, идеализация, сновидение, рационализация, отчуждение, катарсис, творчество, инсценирование реакции, фантазирование, заговаривание, аутоагрессия.

5. Сформировать на основе рефлексивного анализа памятку на тему «Психологические защиты личности».

Список литературы, рекомендованный к использованию по данной теме:

1. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010.

2. Васильев Г. А., Деева Е. М. Управленческое консультирование. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Г. А. Васильев, Е. М. Деева. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 256 с. — Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114560

3. Варчук, Т. В. Виктимология: [учеб. пособие] / Варчук Татьяна Васильевна, К.В. Вишневецкий; под ред. С. Я. Лебедева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.

4. Каширин В.И., Каширина О.В. Региональные конфликты и проблемы безопасности на Северном Кавказе: учеб. пособие. / М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Ставроп. гос. ун-т»; сост.: В. И. Каширин; О. В. Каширина; С. А. Орлянский. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010.

5. psychology.net.ru — Сайт, содержащий психологические публикации и книги в том числе, и по нейропсихологии.

6. www.koob.ru — Электронная библиотека, которая содержит публикации и литературу, в том числе и по теории и практике коучинга.

 

 

Тема 7. Сущность копинга и виды копинг-стратегий

Цель: сформировать представление о сущности копинга и видах копинг-стратегий.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части: анализ базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учётом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8); профессионально профилированное обращение к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9); выявление специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10); диагностика, экспертиза и коррекция психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17); создание эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18); комплексное профессиональное воздействие на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19); формулировка обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20); разработка новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21).

Актуальность темы (семинара):предполагается развитие первичного представления о сути безопасности личности с точки зрения проблемы представление о сущности копинга и видах копинг-стратегий; эти основания необходимым образом выступают как условия успешности дальнейшего усвоения сути теории и технологий формирования безопасного поведения личности, особенностей и стратегий её реализации.

Теоретическая часть.

В качестве основного отличия защитных механизмов от совладающего поведения выступает неосознанное включение первых и сознательное, целенаправленное использование последних. В связи с этим многие исследователи рассматривают психологическую защиту как механизм пассивного типа, не способствующий полноценной адаптации.

Несмотря на то, что и совладающее поведение и защитные механизмы базируются на тождественных процессах, они отличаются направленностью – либо на продуктивную, либо на слабую адаптацию. Совладающее поведение определяется как гибкое, целенаправленное и ориентированное на реальность, тогда как защитное поведение является ригидным, вынужденным и искажающим действительность. Если процессы совладания направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей, то процессы защиты направлены на смягчение психического дискомфорта. Можно рассматривать защитные механизмы как интрапсихические формы преодоления стресса, как пассивное копинг-поведение, направленное на снижение эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация.

Совладание (копинг) представляет собой более совершенный, чем психологическая защита, механизм гармонизации взаимодействия субъекта с экстремальной ситуацией, основанный на осознанном, произвольном установлении им желаемого равновесия со средой на уровне энергии и информации. Экстремальные ситуации, в зависимости от доминирующей опасности, привлекают различные виды совладающего поведения. Возможность освоения техники совладающего поведения позволяет субъекту целенаправленно совершенствовать процесс самообеспечения безопасности, однако совладание не универсально применительно к взаимодействию с экстремальными ситуациями.

В отличие от защитных механизмов, совладающее поведение направленно на активное взаимодействие с ситуацией. Это особый вид социального поведения, позволяющий субъекту с помощью осознанных действий, способами, адекватными личностным особенностям и ситуации справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией.

Один из проблемных вопросов – оценка эффективности копинг-стратегий. Стратегии копинг-поведения могут быть полезны в одной ситуации и совершенно неэффективными в другой, а одна и та же стратегия может быть эффективной для одной и бесполезной для другой личности, а также эффективной считается такая копинг-стратегия, использование которой улучшает состояние человека.

Выбор стратегии копинга зависит от множества факторов. В первую очередь, от личности субъекта и особенностей ситуации, вызвавшей копинг-поведение. Кроме того, влияние оказывают половозрастные, социальные, культурные и другие особенности.

Имеется обусловленность способа психологического преодоления жизненных сложностей половыми стереотипами: женщины (и фемининные мужчины) склонны, как правило, защищаться и разрешать трудности эмоционально, а мужчины (и маскулинные женщины) – инструментально, путем преобразования внешней ситуации. Если принять, что возрастные проявления феминности характеризуют лиц обоего пола в подростково-юношеском и пожилом возрасте, то станут более понятными обнаруженные возрастные закономерности развития форм копинга. Существуют и некоторые общие, достаточно устойчивые выводы об эффективности и предпочтительности различных форм копинг-стратегий. Наименее эффективными является избегание и самообвинение, достаточно действенным считается реальное преобразование ситуации или ее перетолкование.

Неоднозначно оцениваются эмоционально-экспрессивные формы преодоления. Вообще выражение чувств принято считать достаточно эффективным способом преодоления стресса. Однако есть исключение, которое составляет открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности. Но и сдерживание гнева, как показывают данные психосоматических исследований, представляет собой фактор риска нарушения психологического благополучия человека.

Вопросы и задания:

1. Суть копинга.

2. Отличия копинга от защитных механизмов.

3. Проактивное (опережающее) совладание.

4. История копинга. Концепция Р. Лазаруса.

5. Структура копинг-процесса.

6. Виды копинг-стратегий.

7. Классификация Р. Лазаруса. Классификация К. Гарвера. Классификация П. Тойса. Классификация Э. Хейма. Виды копинг-поведения по Хейму.

8. Выбор стратегии копинга.

9. Копинг-стратегии при невротических заболеваниях.

10. Сформировать на основе рефлексивного анализа памятку на тему «Копинг-стратегии».

Список литературы, рекомендованный к использованию по данной теме:

1. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010.

2. Васильев Г. А., Деева Е. М. Управленческое консультирование. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Г. А. Васильев, Е. М. Деева. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 256 с. — Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114560

3. Варчук, Т. В. Виктимология: [учеб. пособие] / Варчук Татьяна Васильевна, К.В. Вишневецкий; под ред. С. Я. Лебедева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.

4. Каширин В.И., Каширина О.В. Региональные конфликты и проблемы безопасности на Северном Кавказе: учеб. пособие. / М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Ставроп. гос. ун-т»; сост.: В. И. Каширин; О. В. Каширина; С. А. Орлянский. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010.

5. psychology.net.ru — Сайт, содержащий психологические публикации и книги в том числе, и по нейропсихологии.

6. www.koob.ru — Электронная библиотека, которая содержит публикации и литературу, в том числе и по теории и практике коучинга.

 

 

Тема 8. Копинг и эмоциональный интеллект. Совладающий интеллект

Цель: сформировать представление о сущности копинга и его связи с разными видами интеллекта.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части: анализ базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учётом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8); профессионально профилированное обращение к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9); выявление специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10); диагностика, экспертиза и коррекция психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17); создание эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18); комплексное профессиональное воздействие на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19); формулировка обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20); разработка новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21).

Актуальность темы (семинара):предполагается развитие первичного представления о сути безопасности личности с точки зрения проблемы связи копинга и разных видов интеллекта; эти основания необходимым образом выступают как условия успешности дальнейшего усвоения сути теории и технологий формирования безопасного поведения личности, особенностей и стратегий её реализации.

Теоретическая часть.

Существуют сферы, определяющие умение человека понимать и контролировать эмоциональное состояние. К их числу относятся эмоциональный интеллект и копинг-стратегии.

Эмоциональный интеллект – способность к понимаю своих и чужих эмоций, а также к управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию; идентифицировать ее и найти для нее словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет. Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию. И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей. Поэтому выделяют внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект оказывает большое влияние на успешность и психологическое состояние человека. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта устанавливают более позитивные отношения с окружающими, выше оцениваются ими, добиваются больших успехов в учебе и работе, более позитивно относятся к себе и имеют более высокий уровень психологического благополучия. Это происходит, поскольку высокий уровень эмоционального интеллекта, во-первых, позволяет человеку получить дополнительную информацию и тем самым повысить качество принимаемых решений, и, во-вторых, претворить эти решения в жизнь за счет хорошо сформированного самоконтроля.

За счет действия этих механизмов эмоциональный интеллект может выступать посредником влияния оценки справедливости взаимодействия на эмоциональное состояние участников. Вероятно, что способности к пониманию эмоций и управлению ими оказывают разное влияние.

С одной стороны, способность к пониманию эмоций усиливает связь между справедливостью взаимодействия и эмоциональным состоянием участников. Это происходит, поскольку она предполагает умение найти причину возникшего эмоционального состояния. Поиск причины заставляет людей обращать внимание на условия взаимодействия, одним из которых является его справедливость или несправедливость. Результатом такого поиска становится установление связи между оценкой справедливости и отрицательными эмоциями.

С другой стороны, способность к управлению эмоциями ослабляет связь между справедливостью взаимодействия и эмоциями участников. Это происходит, поскольку она включает в себя умение снижать интенсивность нежелательных эмоций. Демонстрация сильно выраженных негативных эмоций в отношении участников взаимодействия является социально нежелательной, результатом чего становится уменьшение интенсивности негативных эмоций при неизменной оценке справедливости взаимодействия.

Копинг-стратегии являются составной частью совладающего поведения, под которым понимается целенаправленное социальное поведение, позволяющее человеку справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям или ситуации – через осознанные стратегии действий. Несправедливость взаимодействия может выступать в качестве такой ситуации.

Эмоциональный интеллект и копинг-стратегии могут выступать посредниками во влиянии справедливости взаимодействия на эмоции, которые испытывают его участники. Эти эмоции могут быть направлены как на себя, так и на окружающих.

Оценка справедливости оказывает большее влияние на выраженность негативных эмоций в отношении других людей.

Оценка несправедливости взаимодействия порождает у его участников отрицательные эмоции, объектом которых становятся представители групп-соперников. Сила этого влияния определяется индивидуальными особенностями участников взаимодействия. В частности, оно сильнее выражено у людей с хорошо сформированным эмоциональным интеллектом, а также использующих копинг-стратегии, предполагающие самостоятельные усилия по изменению ситуации или собственного состояния.

Вопросы и задания:

1. Сущность эмоционального интеллекта.

2. Социальный и практический интеллект.

3. Политический интеллект.

4. Структура эмоционального интеллекта.

5. Самосознание. Самоконтроль. Эмпатия. Навыки отношений.

6. Особенности копинг-стратегий, основанных на эмоциональном интеллекте.

7. Эмоциональный интеллект как условие формирования эффективных копинг-стратегий.

8. Совладающий интеллект как самостоятельный феномен: суть, структура, особенности.

9. Сформировать на основе рефлексивного анализа памятку на тему «Эмоциональный, практический, социальный, совладающий интеллект: общее и особенное».

Список литературы, рекомендованный к использованию по данной теме:

1. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010.

2. Васильев Г. А., Деева Е. М. Управленческое консультирование. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Г. А. Васильев, Е. М. Деева. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 256 с. — Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114560

3. Варчук, Т. В. Виктимология: [учеб. пособие] / Варчук Татьяна Васильевна, К.В. Вишневецкий; под ред. С. Я. Лебедева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.

4. Каширин В.И., Каширина О.В. Региональные конфликты и проблемы безопасности на Северном Кавказе: учеб. пособие. / М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Ставроп. гос. ун-т»; сост.: В. И. Каширин; О. В. Каширина; С. А. Орлянский. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010.

5. psychology.net.ru — Сайт, содержащий психологические публикации и книги в том числе, и по нейропсихологии.

6. www.koob.ru — Электронная библиотека, которая содержит публикации и литературу, в том числе и по теории и практике коучинга.

 

 

Тема 9. Психологическая безопасность образовательной среды

Цель: сформировать представление о сущности психологической безопасности образовательной среды.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части: анализ базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учётом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8); профессионально профилированное обращение к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9); выявление специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10); диагностика, экспертиза и коррекция психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17); создание эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18); комплексное профессиональное воздействие на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19); формулировка обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20); разработка новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21).

Актуальность темы (семинара):предполагается развитие первичного представления о сути безопасности личности с точки зрения проблемы психологической безопасности образовательной среды; эти основания необходимым образом выступают как условия успешности дальнейшего усвоения сути теории и технологий формирования безопасного поведения личности, особенностей и стратегий её реализации.

Теоретическая часть.

Концепция психологической безопасности образовательной среды – это система взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия. Данную систему взглядов мы формулируем так:

— определены понятия «образовательная среда» (психологический аспект) и «психологическая безопасность»;

— обосновано заключение о возможности рассмотрения школы как одного из социальных институтов, включенных в обеспечение национальной безопасности (ее социального аспекта);

— выявлены основные угрозы, дестабилизирующие состояние психологической безопасности в образовательной среде.

Основные положения концепции психологической безопасности образовательной среды таковы.

1. Образование есть отрасль человекопроизводства. Это означает, что школа как социальный институт, производящий «сверхсложный продукт» – личность, способную к самоактуализации, – должна создавать стабильные условия для его производства, использовать технологии, которые в минимальной степени несут в себе риск вреда процессу формирования и развития личности, обеспечивать его устойчивость и сопротивляемость негативным воздействиям социальной среды. В психологическом смысле можно говорить о том, что, если в авторитарной системе социальные институты (в том числе и школа) созданы для контроля над человеком, то в гуманистической парадигме они обеспечивают человеку «чувство базового удовлетворения», создают условия для развития и раскрытия личностного потенциала.

2. Образовательная среда является частью образовательного пространства. Образовательное пространство имеет территориальную обозначенность и качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности в развитии, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. Организационной структурой, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система, она включает в себя отдельные образовательные учреждения, психолого-педагогической сутью которых является создание образовательной среды. Важным условием, придающим образовательной среде развивающий характер, является ее психологическая безопасность. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне школы это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности. В психологическом смысле – это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды.

3. Для психологической безопасности образовательной среды существуют угрозы. Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей, т. е. возникает препятствие на пути самоактуализации. Основной источник психотравмы – психологическое насилие в процессе взаимодействия. В организационном аспекте угрозу здоровью участников образовательной среды создает неразвитость системы психологической помощи, в результате чего деятельность службы сопровождения в системе образования оказывается неэффективной. Устранение перечисленных угроз в образовательной среде будет способствовать снижению психологических опасностей в образовательном пространстве, а в более широком масштабе – способствовать распространению безопасных отношений участников в социальной жизни. Психологически безопасными можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды), убеждают человека, что он пребывает вне опасности (отсутствие вышеперечисленных угроз), укрепляют психическое здоровье.

4. Психологическую безопасность образовательной среды необходимо обеспечить. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы практической психологии в образовании. Анализ угроз позволяет нам сформулировать критерии психологической безопасности образовательной среды. Первый критерий – это защищенность от психологического насилия во взаимодействии для всех участников образовательной среды. Угрозой психологической безопасности будет непризнание референтной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм. Поэтому второй критерий психологической безопасности образовательной среды – ее референтная значимость, фиксируемая как отношение к ней. Угрозой психологической безопасности будет отсутствие у всех участников образовательной среды удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия, так как именно в этом процессе содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями здесь являются: эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений; внимание к просьбам и предложениям; помощь в выборе собственного решения. Третьим критерием психологической безопасности образовательной среды является уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия.

Вопросы и задания:

1. Образовательная среда.

2. Концепция психологической безопасности образовательной среды.

3. Школа как один из социальных институтов, включенных в обеспечение национальной безопасности.

4. Основные угрозы, дестабилизирующие состояние психологической безопасности в образовательной среде.

5. Оценка субъектами образовательной среды структурных компонентов психологической безопасности.

6. Сформировать на основе рефлексивного анализа памятку Факторы па тему «Психологической безопасности образовательной среды».

Список литературы, рекомендованный к использованию по данной теме:

1. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010.

2. Васильев Г. А., Деева Е. М. Управленческое консультирование. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Г. А. Васильев, Е. М. Деева. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 256 с. — Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114560

3. Варчук, Т. В. Виктимология: [учеб. пособие] / Варчук Татьяна Васильевна, К.В. Вишневецкий; под ред. С. Я. Лебедева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.

4. Каширин В.И., Каширина О.В. Региональные конфликты и проблемы безопасности на Северном Кавказе: учеб. пособие. / М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Ставроп. гос. ун-т»; сост.: В. И. Каширин; О. В. Каширина; С. А. Орлянский. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010.

5. psychology.net.ru — Сайт, содержащий психологические публикации и книги в том числе, и по нейропсихологии.

6. www.koob.ru — Электронная библиотека, которая содержит публикации и литературу, в том числе и по теории и практике коучинга.