Анатомия центральной нервной системы Методические указания к изучению основных тем курса для студентов специальности "Психология" очного отделени

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общей психологии

Анатомия центральной нервной системы Методические указания к изучению основных тем курса для студентов специальности «Психология» очного отделения социолого-психологического факультета

Иваново

Издательство

«Ивановский государственный университет»

2004

Составители: канд. биол. наук Любовь Руфэльевна Горбачева,

канд. мед. наук Адольф Федорович Богомолов

Охватывают все основные темы курса, включают списки рекомендуемой литературы. Предназначены студентам специальности «Психология»

Печатается по решению

методической комиссии

социолого-психологического факультета

Ивановского госуниверситета

Рецензент:

кандидат медицинских наук Александр Петрович Беляков

Издательство «Ивановский государственный университет», 2004

«….мозг есть орган души, т.е. такой живой организм, который будучи приведен …. в движение, дает в окончательном результате тот же ряд внешних явлений, которыми характеризуется психическая деятельность «.

И.М. Сеченов

Уважаемый будущий коллега!

Курс «Анатомия центральной нервной системы» является одной из биологических дисциплин, составляющих фундамент естественнонаучной подготовки психологов. Основой естествознания является неразрывное единство структуры и функции. Этот же принцип соблюдается и для головного мозга. Согласно представлениям о нервно-психической деятельности чешского анатома и физиолога Й. Прохазки (XVIII в.) орган, служащий для душевных функций есть мозг, объему и сложности которого соответствует степень совершенства душевных функций. Впоследствии широкое распространение получило высказывание, что психическая деятельность есть продукт высокоорганизованной материи — мозга; в её основе лежат физиологические процессы, протекающие в головном мозге. (Белинский, Добролюбов).

И.М.Сеченовым впервые показана неотделимость психических процессов от мозга и одновременно обусловленность психики внешним миром.

В психологической практике используются различные неинвазивные методы электро- и магнитоэнцефалографии, позитронно-эмиссионной компьютерной томографии и другие методы, позволяющие детально анализировать участие различных структур мозга в перцептивных, мнемических, семантических и других когнитивных процессах, а также в формировании мотивационно-эмоциональной сферы и сознания. Всё это требует глубоких знаний специалистов о строении и функционировании мозга и его отделов.

Курс «Анатомия ЦНС» является начальным этапом естественнонаучной подготовки психологов и обязательной составной частью программы обучения специалистов по практической психологии.

Цель данного методического указания — помочь студентам разобраться в сложном и большом объеме новой информации и усвоить материал по курсу «Анатомии ЦНС». При самостоятельном рассмотрении основных тем курса и при подготовке к семинарским занятиям и экзамену надеемся, что эти указания будут способствовать четкой систематизации знаний. Необходимо отметить, что изучение анатомии в значительной степени требует усидчивости и терпения.

Желаем успехов!

Авторы

Учение о нервной системе (неврология)

Занятие.1. СТРУКТУРА НЕРВНОЙ ТКАНИ. СПИННОЙ МОЗГ

Цель занятия

  1. Знать основные органеллы клетки.
  2. Уметь показать на таблицах элементы нейрона.
  3. Усвоить строение нервного волокна и нейроглии.
  4. Усвоить классификацию нервной системы по топографическому и функциональному признакам.
  5. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования спинного мозга.
  6. Знать функциональное назначение отделов спинного мозга.
  7. Усвоить функциональное назначение восходящих и нисходящих проводящих путей.
  8. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах оболочки спинного мозга.

План занятия

  1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы изучаемой темы.
  2. Ответить на вопросы преподавателя.
  3. Дать ответы на вопросы тест — карты.

Основная литература

  1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М.: Высш. шк., 1989. С. 393-408, 434-448.
  2. Курепина М.М. ,Воккен Г.Г. Анатомия человека. М.: Просвещение, 1979. С. 216-230.
  3. Лекции.

Дополнительная литература

  1. Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.
  2. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.
  3. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.
  4. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.
  5. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.
  6. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.

Методические указания

Готовясь к данному занятию, необходимо вспомнить общий план строения клетки и усвоить клеточное строение нервной ткани. Особое внимание следует обратить на органеллы нейрона, непосредственно обеспечивающие функцию проведения возбуждения. Уметь приводить примеры рецепторов в зависимости от их локализации. Обратите внимание на функциональное предназначение отростков нервных клеток, на различия скорости проведения импульсов, что в свою очередь определяет быстроту и эффективность реагирования всей нервной системы. Необходимо запомнить названия основных медиаторов, что безусловно поможет Вам в усвоении материалов курсов физиологии ЦНС и ВНД. Обратите внимание на ход восходящих и нисходящих проводящих путей спинного и головного мозга, а также их функцию. Готовясь к занятию, необходимо вспомнить строение рефлекторной дуги.

Время для самоподготовки 4 часа

Структура темы

  1. Нейрон.
    1. Внутриклеточные органеллы.
      1. Плазматическая мембрана.
      2. Ядро.
      3. Рибосомы.
      4. Шероховатый эндоплазматический ретикулум ( тельца Ниссля).
      5. Аппарат Гольджи.
      6. Лизосомы.
      7. Митохондрии.
      8. Микротрубочки и микрофиламенты.
    2. Внешнее строение.
      1. Тело (сома) нейрона.
      2. Короткие отростки (дендриты).
      3. Аксон (нервное волокно).
        1. Миелинизированное волокно.
          1. Шванновские клетки.
          2. Перехваты Ранвье.
          3. Неврилемма.
        2. Немиелинизированное волокно
        3. Функциональные отличия типов волокон.
    3. Гистологические типы нейронов.
      1. Мультиполярные нейроны.
      2. Биполярные нейроны.
      3. Псевдоуниполярные нейроны.
    4. Функциональные типы нейронов.
      1. Сенсорные (чувствительные).
        1. Рецепторные окончания (рецепторы).
          1. Классификация по локализации.
            1. Экстерорецепторы.
            2. Интерорецепторы.
            3. Проприорецепторы.
          2. Классификация по функции.
            1. Терморецепторы.
            2. Механорецепторы.
            3. Ноцирецепторы.
      2. Интернейроны (вставочные).
      3. Моторные (двигательные, секреторные).
    5. Синапс.
      1. Строение.
        1. Пресинатпическая мембрана.
        2. Синаптическая щель.
        3. Постсинаптическая мембрана.
      2. Типы синаптических контактов.
      3. Классификация по механизму передачи возбуждения.
        1. Химические.
        2. Электрические.
        3. Смешанные.
      4. Классификация по функции.
        1. Тормозные.
        2. Возбуждающие.
      5. Нейромедиаторы.
      6. Нейрогормоны.
  2. Нейроглия.
    1. Астроглия ( макроглия).
    2. Олигодендроглия.
    3. Микроглия.
    4. Функция.
  3. Классификация нервной системы.
    1. По функциональному признаку.
    2. По топографическому признаку.
  4. Спинной мозг.
    1. Форма и положение.
      1. Границы.
      2. Внешне описание.
        1. Шейное и пояснично-крестцовое утолщение.
        2. Мозговой конус.
        3. Терминальная нить.
        4. Передняя срединная щель и борозды спинного мозга.
      3. Сегменты спинного мозга.
        1. Шейные.
        2. Грудные.
        3. Поясничные.
        4. Крестцовые.
        5. Копчиковые.
    2. Поперечный разрез спинного мозга.
      1. Центральный канал.
      2. Терминальный желудочек.
      3. Серое вещество.
        1. Передние рога (столбы).
        2. Задние рога (столбы).
        3. Боковые рога (столбы).
      4. Белое вещество.
        1. Канатики спинного мозга.
          1. Передний канатик
          2. Боковой канатик.
          3. Задний канатик.
  5. Проводящие пути.
    1. Ассоциативные
    2. Комиссуральные
    3. Проекционные
      1. Восходящие проводящие пути.
        1. Экстероцептивные.
          1. Латеральный спинно-таламический путь.
          2. Передний спинно-таламический путь.
        2. Проприоцептивные.
          1. Тонкий и клиновидный пучки (Голля и Бурдаха).
          2. Передний спинно-мозжечковый путь.
          3. Задний спинно-мозжечковый путь.
        3. Интероцептивные.
      2. Нисходящие проводящие пути.
        1. Пирамидные.
          1. Корково-ядерный путь.
          2. Корково-спинномозговой путь.
        2. Экспрапирамидные.
          1. Красно-ядерный спинномозговой путь.
          2. Преддверно-спинномозговой путь.
          3. Ретикуло-спинномозговой путь.
      3. Покрышечно-спинномозговой путь.
      4. Ретикулярная формация.
  6. Оболочки спинного мозга.
    1. Твердая оболочка. .
      1. Субдуральное пространство.
    2. Паутинная оболочка.
      1. Субарахноидальное пространство.
    3. Мягкая (сосудистая) оболочка.

Вопросы для самоконтроля знаний

  1. Перечислите клеточные органеллы нейрона.
  2. Назовите функции телец Ниссля.
  3. Что транспортируют микротрубочки?
  4. Каково строение нервного волокна?
  5. Как классифицируются нейроны по строению?
  6. Назовите элементы рефлекторной дуги.
  7. Назовите функцию мотонейронов.
  8. Что такое ноцирецепторы?
  9. Что такое экстерорецепторы?
  10. Назовите основные элементы синапса.
  11. Перечислите типы синаптических контактов.
  12. В чем состоят особенности смешанного синапса?
  13. Что такое нейромедиатор?
  14. Перечислите функции нейроглии.
  15. К какому отделу нервной системы относится спинной мозг?
  16. Где расположен спинной мозг?
  17. Назовите основные функции спинного мозга.
  18. Где находятся утолщения спинного мозга и почему они образуются?
  19. Что такое сегмент (невромер) спинного мозга?
  20. Какие нервные волокна образуют задний корешок спинномозгового нерва?
  21. Где расположены нейроны, аксоны которых формируют задний корешок спинномозгового нерва?
  22. Какие нервные волокна образуют передний корешок спинномозгового нерва?
  23. Где в спинном мозге расположено серое вещество и из чего оно состоит?
  24. Тела каких нейронов расположены в задних столбах (рогах) спинного мозга?
  25. Тела каких нейронов расположены в передних столбах (рогах) спинного мозга?
  26. В каких сегментах спинного мозга имеются боковые рога?
  27. Тела каких нейронов расположены в боковых рогах спинного мозга?
  28. Чем и где заканчивается тяж спинного мозга?
  29. Чем заполнен центральный спинномозговой канал?
  30. Какова функция латерального спинно-таламического пути?
  31. На какие ветви делятся спинномозговые нервы?
  32. Назовите пути циркуляции спинномозговой жидкости.
  33. Какую функцию выполняют комиссуральные волокна?
  34. Что такое субарахноидальное пространство?
  35. Назовите границы переднего канатика спинного мозга
  36. Какие проводящие пути проходят в составе собственных пучков спинного мозга?
  37. Какие проводящие пути проходят в составе задних канатиков спинного мозга?
  38. Какие проводящие пути проходят в составе передних канатиков спинного мозга?
  39. Какие проводящие пути проходят в составе боковых канатиков спинного мозга?
  40. Какую функцию выполняет латеральный спинноталамический тракт?
  41. Что такое конский хвост спинного мозга?

Методические материалы по теме

Рис. 1 Строение мультиполярного нейрона

Рис.2. Нейро-глио-сосудис-тые взаимодействия в нервной ткани.

1 – перицит; 2 – кровеносный сосуд; 3 – эритроцит; 4 – астроцит; 5 – микроглиоцит; 6 – олигодентроцит; 7 – нервное волокно; 8 – мягкая мозговая оболочка; 9 – кровеносный сосуд; 10 – нейро; 11 – астроцит; 12 – нейрон; 13 – кровеносный капилляр; 14 – эпендима

Рис.3. Внешнее строение головного и спинного мозга с латеральной поверхности (а).

Разрез позвоночника со спинным мозгом внутри (б).

Спинной мозг с вентральной поверхности (в).

1 – продолговатый мозг; 2 – перекрест пирамид; 3 – шейное утолщение; 4 – передняя срединная щель; 5 – пояснично-крестцовое утолщение; 6 – мозговой конус; 7 – терминальная нить.

Рис. 4. Сегменты спинного мозга

Занятие 2. продолговатый мозг

Цель занятия

  1. Усвоить внешнее и внутреннее строение различных отделов продолговатого мозга.
  2. Уметь показать на муляжах, препаратах и таблицах отдельные образования продолговатого мозга.
  3. Знать функциональное назначение отделов продолговатого мозга.
  4. Усвоить расположение ромбовидной ямки по отношению к другим отделам ствола мозга.
  5. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования ромбовидной ямки.
  6. Знать отдела мозга, участвующие в формировании ромбовидной ямки.

План занятия.

  1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы темы.
  2. Ответить на вопросы преподавателя.
  3. Ответить на вопросы тест — карт.

Основная литература.

  1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 408-411, 431-434, 454-467.
  2. Курепина М.М.,Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 241-246, 249-251, 254-258.
  3. Лекции.

Дополнительная литература.

  1. Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.
  2. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.
  3. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.
  4. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.
  5. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.
  6. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.

Методические указания

Для успешного усвоения учебного материала изучите строение продолговатого мозга во всех трех плоскостях, чему поможет тщательное изучение таблиц, планшетов и муляжей. Особое внимание следует обратить на расположение основных отделов мозга друг относительно друга. Важным является знание строения поверхностей и функционального значения продолговатого мозга. Обратите внимание на основные отделы ромбовидной ямки и их локализацию и функцию.

Время для самоподготовки — 4 часа.

Структура темы

  1. Общий обзор головного мозга.
    1. Верхнелатеральная поверхность.
    2. Базальная поверхность.
    3. Медиальная поверхность.
  2. Продолговатый мозг.
    1. Границы органа
    2. Передняя поверхность
      1. Пирамиды
      2. Оливы
    3. Задняя поверхность.
      1. Тонкий пучок
      2. Клиновидный пучок
    4. Строение продолговатого мозга на поперечном срезе
      1. Нижние оливарные ядра
      2. Ретикулярная формация
      3. Центры кровообращения и дыхания.
      4. Медиальная петля
      5. Ядра IX-XII пар черепных нервов.
      6. Волокна основных проводящих путей продолговатого мозга.
  3. Четвертый желудочек
    1. Ромбовидная ямка
      1. Задвижка
      2. Срединная борозда
      3. Медиальное возвышение: лицевой бугорок.
      4. Пограничная борозда
      5. Голубоватое место
      6. Треугольник подъязычного нерва
      7. Треугольник блуждающего нерва
      8. Вестибулярное поле
      9. Проекция ядер черепных нервов на ромбовидную ямку.
        1. V пара, тройничный нерв.
        2. VI пара, отводящий нерв
        3. VII пара, лицевой нерв
        4. VIII пара, преддверно-улитковый нерв.
        5. IX пара, языкоглоточный нерв
        6. X пара, блуждающий нерв
        7. XI пара, добавочный нерв
        8. XII пара, подъязычный нерв
    2. Крыша IV желудочка
      1. Нижний мозговой парус
      2. Верхний мозговой парус

Вопросы для самоконтроля знаний

  1. На какой поверхности продолговатого мозга располагаются оливы?
  2. Ядра каких черепных нервов располагаются в продолговатом мозге?
  3. Какие проводящие пути проходят в покрышке продолговатого мозга?
  4. Какие проводящие пути проходят в основании продолговатого мозга?
  5. Какие центры общеорганизменного значения находятся в продолговатом мозге?
  6. Чем образована ромбовидная ямка?
  7. Перечислите основные структуры ромбовидной ямки.
  8. Перечислите основные ядра тройничного нерва. На какие основные ветви он разделяется и что иннервирует?
  9. Перечислите основные ядра лицевого нерва и каковы их функции.
  10. Перечислите ядра языкоглоточного нерва и каковы их функции.
  11. Перечислите ядра блуждающего нерва и каковы их функции.

Методические материалы по теме

Рис. 1. Сагиттальный разрез головного мозга.

1 – продолговатый мозг; 2 – задний мозг (мост и мозжечок); 3 – средний мозг; 4 – промежуточный мозг; 5 – конечный мозг.

Рис.2. Дорсальная поверхность продолговатого мозга.

1 – ромбовидная ямка; 2 – мозговые полоски; 3 – задняя срединная борозда; 4 – заднелатеральная борозда; 5 – заднепромежуточная борозда; 6 – тонкий пучок; 7 – бугорок тонкого пучка; 8 – клиновидный пучок; 9 – бугорок клиновидного пучка; 10 — боковой канатик; 11 – нижнемозжечковая ножка.

Рис.3. Поперечный срез продолговатого мозга.

1 – передняя срединная щель; 2 – переднелатеральная борозда; 3 – пирамиды; 4 – оливы; 5 – оливарное ядро; 6 – ворота оливарного ядра; 7 – ромбовидная ямка; 8 – нижняя ножка мозжечка; 9 – ретикулярная формация; 10 – двойное ядро; 11 – языкоглоточный нерв; 12 – блуждающий нерв; 13 – добавочный нерв; 14 – подъязычный нерв

Рис. 4. Строение ромбовидной ямки

1 – срединная борозда; 2 – срединное возвышение; 3 – пограничная борозда; 4 – лицевой холмик; 5 – верхняя ямка; 6 – нижняя ямка; 7 – голубоватое место; 8 – треугольник подъязычного нерва; 9 – треугольник блуждающего нерва; 10 – вестибулярное поле; 11 – мозговые полоски; 12 – средняя ножка мозжечка; 13 – бугорок тонкого пучка; 14 – бугорок клиновидного пучка; 15 – латеральный канатик.

Рис.5. Проекция ядер черепно-мозговых нервов на ромбовидную ямку.

1 – ядро глазодвигательного нерва; 2 – ядро блокового нерва; 3 – двигательное ядро тройничного нерва; 4 – чувствительное ядро тройничного нерва; 5 – двигательное ядро языкоглоточного нерва; 6 – двигательное ядро блуждающего нерва; 7 – ядро отводящего нерва; 8 – двигательное ядро лицевого нерва; 9 – ядро добавочного нерва; 10, 11 – ядра кохлеовестибулярного нерва; 12 – чувствительное ядро блуждающего нерва; 13 – чувствительное ядро языкоглоточного нерва; 14 – ядро подъязычного нерва; 15,16,17 – ножки мозжечка; 18 – лицевой холмик; 19 – мозговые полоски

Занятие 3. задний мозг. СРЕДНИЙ МОЗГ

Цель занятия

  1. Усвоить название основных отделов, входящих в состав заднего мозга.
  2. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования заднего мозга.
  3. Знать функциональное назначение отделов заднего мозга.
  4. Усвоить расположение основных отделов среднего мозга.
  5. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования среднего мозга.
  6. Знать функциональное назначение отделов среднего мозга.

План занятия

  1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы изучаемой темы.
  2. Ответить на вопросы преподавателя.
  3. Дать ответы на вопросы тест — карты.

Основная литература

  1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 427-431.
  2. Курепина М.М. ,Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 246-249, 251-253.
  3. Лекции.

Дополнительная литература

  1. Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.
  2. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.
  3. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.
  4. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.
  5. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.
  6. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.

Методические указания

Готовясь к данному занятию, необходимо вспомнить строение ромбовидной ямки. Обратите внимание на расположение ножек мозжечка и их функции, а также на расположение ядер мозжечка. Обратите внимание на расположение крыши и ножек среднего мозга на планшете сагиттального разреза мозга. Рассмотрите внимательно разрез среднего мозга с расположенными там основными образованиями: красное ядро, черная субстанция и т.д.

Время для самоподготовки — 4 часа.

Структура темы

  1. Задний мозг.
    1. Мост (варолиев мост).

      Локализация.

      1. Покрышка моста
      2. Базилярная часть моста
      3. Основные проводящие пути моста ( трапециевидное тело, корково-мостовые волокна, продольные волокна моста, пирамидный путь и др.)
      4. Основные скопления серого вещества : ядра V-VIII пар черепных нервов.
    2. Мозжечок.
      1. Червь мозжечка.
      2. Полушария мозжечка.
      3. Дольки мозжечка
      4. Клочок
      5. Основные ядра мозжечка.
        1. Зубчатое ядро
        2. Пробковидное ядро
        3. Шаровидное ядро
        4. Ядро шатра
    3. Ножки мозжечка и их функции.
  2. Средний мозг.
    1. Крыша среднего мозга(четверохолмие).
      1. Верхний холмик
      2. Нижний холмик
    2. Ножки мозга.
      1. Межножковая ямка.
    3. Черное вещество.
    4. Покрышка среднего мозга
      1. Центральное серое вещество.
    5. Водопровод мозга ( сильвиев водопровод ).
    6. Основание ножки мозга.
      1. Лобно-мостовые волокна
      2. Височно-теменно-мостовой волокна
      3. Корково-ядерные волокна
      4. Корково-спинномозговые волокна
      5. Корково-мостовые волокна
    7. Разрез среднего мозга
      1. Ядро глазодвигательного нерва
      2. Добавочное ядро глазодвигательного нерва
      3. Промежуточное ядро
      4. Ядро блокового нерва
      5. Ядро среднемозгового пути тройничного нерва
      6. Красное ядро.
      7. Медиальная петля
      8. Ретикулярная формация
      9. Перекрест покрышки

Вопросы для самоконтроля знаний

  1. Какие образования входят в понятие заднего мозга?
  2. Какие ядра имеются в мозжечке?
  3. Сколько ножек имеется у мозжечка и каковы их функции?
  4. Ядра каких черепных нервов располагаются в области моста?
  5. Какие особенности строения позволяют называть мозжечок малым мозгом?
  6. Назовите функцию волокон, составляющих трапециевидное тело и мозговые полоски моста.
  7. Какие восходящие пути проходят в покрышке моста?
  8. Что такое латеральная петля и как она формируется?
  9. Где локализуется слуховой проводящий путь?
  10. Где находятся собственные ядра моста? Определите их функцию.
  11. Какие части различают в мозжечке?
  12. Опишите строение коры мозжечка.
  13. Какие волокна спинного мозга связывают ядра ствола с корой мозжечка? В каких ножках они проходят?
  14. Перечислите ядра мозжечка. Куда направляются волокна от ядер мозжечка? В каких ножках они проходят?
  15. Какую функцию выполняет пластинка четверохолмия?
  16. Какие центры находятся в верхних холмиках четверохолмия?
  17. Какие центры находятся в нижних холмиках?
  18. Ядра каких черепных нервов располагаются в покрышке среднего мозга?
  19. Какие восходящие пути проходят в покрышке среднего мозга?
  20. Какие нисходящие пути берут начало в крыше среднего мозга?
  21. Где расположено красное ядро и какой проводящий путь от него начинается?
  22. Какие проводящие пути проходят в основании ножек среднего мозга?
  23. Какие нисходящие пути берут начало от ретикулярных ядер? Где они заканчиваются?

Методические материалы по теме

Рис.1. Фронтальный срез моста.

1 – базилярная борозда; 2 – трапециевидное тело; 3 – основание моста; 4 – покрышка моста; 5 – поперечные волокна моста; 6 – продольные волокна моста; 7 –ромбовидная ямка; 8 – верхние ножки мозжечка; 9 – ретикулярная формация; 10 – медиальная петля; 11 – отводящий нерв; 12 – лицевой нерв; 13 – кохлеовестибулярный нерв; 14 – языкоглоточный нерв; 15 – блуждающий нерв; 16 – добавочный нерв; 17 – подъязычный нерв.

Рис. 2 . Сагиттальный разрез мозжечка.

1 – мост; 2 – продолговатый мозг; 3 – полушария мозжечка; 4 – IV желудочек; 5 – затылочная доля конечного мозга; 6 – пластинка четверохолмия; 7 – язычок мозжечка; 8 – центральная долька; 9 – вершина; 10 – скат; 11 – лист червя; 12 – бугор червя; 13 – пирамида червя; 14 – втулочка червя; 15 – узелок.

Рис. 3. Ядра мозжечка.

1 – ядра шатра; 2 – шаровидное ядро; 3 – пробковое ядро; 4 – зубчатое ядро; 5 – червь мозжечка; 6 – полушария мозжечка

Рис. 4. Фронтальный срез среднего мозга

1 – водопровод мозга; 2 – холмик четверохолмия; 3 – пластинка четверохолмия; 4 – покрышка среднего мозга; 5 – основание ножки мозга; 6 – субстанция нигра; 7 – центральное серое вещество; 8 – ретикулярная формация; 9 – красное ядро; 10 – медиальная петля; 11 – мост; 12 – продолговатый мозг

Занятие 4. ГОЛОВНОЙ МОЗГ. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОЗГ

Цель занятия

  1. Усвоить основные отделы промежуточного мозга.
  2. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах расположение промежуточного мозга и его отделов.
  3. Знать функциональное назначение отделов промежуточного мозга.
  4. Усвоить классификацию основных ядер гипоталамуса по топографическому признаку.
  5. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования гипоталамуса.
  6. Знать функциональное назначение отделов и ядер гипоталамуса.

План занятия

  1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы изучаемой темы.
  2. Ответить на вопросы преподавателя.
  3. Дать ответы на вопросы тест — карты.

Основная литература

  1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 424-427.
  2. Курепина М.М. ,Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 258-261.
  3. Лекции.

Дополнительная литература

  1. Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.
  2. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.
  3. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.
  4. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.
  5. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.
  6. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.

Методические указания

Готовясь к данному занятию, необходимо вспомнить расположение среднего мозга. Обратите внимание на взаиморасположение основных структур промежуточного мозга, структурную основу их совместного функционирования. Обратите внимание на расположение основных ядер гипоталамуса, их связь с гипофизом и их функцию.

Время для самоподготовки — 4 часа.

Структура темы

  1. Промежуточный мозг.
    1. Локализация: границы.
    2. Таламическая область.
      1. Зрительный бугор ( таламус ).
      2. Межталамическое сращение ( спайка)
      3. Основые ядра таламуса:
        1. Передние
        2. Медиальные
        3. Задние
    3. Метаталамус.
      1. Латеральные коленчатые тела, их функция
      2. Медиальные коленчатые тела, их функция
    4. Эпиталамус.
      1. Шишковидное тело ( эпифиз)
  2. Гипоталамус.
    1. Основные образования гипоталамуса.
    2. Зрительный перекрест
    3. Зрительный тракт
    4. Серый бугор
    5. Воронка
    6. Сосцевидные тела
    7. Основные гипоталамические ядра.
      1. Передняя группа ядер
      2. Супраоптическое ядро
      3. Паравентрикулярные ядра
      4. Гипоталамические пути и пучки.
      5. Промежуточная группа ядер
      6. Нижнемедиальное и верхнемедиальное ядра
      7. Дорсальное гипоталамическое ядро
      8. Ядро воронки
      9. Ядра серого бугра
      10. Задняя группа ядер
      11. Медиальные и латеральные ядра сосцевидного тела
      12. Заднее гипоталамичекое ядро
  3. Третий желудочек.
  4. Свод.

Вопросы для самоконтроля знаний

  1. Где расположен зрительный бугор?
  2. Какую роль играет в организме эпифиз?
  3. Какие центры расположены в медиальных коленчатых телах?
  4. Какие центры расположены в латеральных коленчатых телах?
  5. Назовите основные группы ядер таламуса, дайте их функциональную характеристику.
  6. Какие ядра таламуса связаны с лимбической системой мозга?
  7. Что является полостью промежуточного мозга?
  8. Какие образования входят в гипоталамус?
  9. Назовите анатомические структуры, входящие в состав гипоталамуса.
  10. Назовите ядра гипоталамуса, относящиеся к средней группе. Какие процессы в организме они контролируют?
  11. С какими структурами головного мозга связан гипоталамус?

Методические материалы по теме

Рис. 1. Фотография сагиттального среза промежуточного мозга

1 – таламус; 2 – эпиталамус; 3 – эпифиз; 4 – гипоталамус; 5 – воронка; 6 – зрительный перекрест; 7 – сосцевидные тела; 8 – межжелудочковое отверстие; 9 – свод; 10 –боковой желудочек; 11 – мозолистое тело; 12 – полушария конечного мозга; 13 – пластинка четверохолмия; 14 – ножка мозга; 15 – водопровод мозга; 16 – IV желудочек

Рис. 2. Гипоталамус.

1 – сосцевидное тело; 2 – гипофиз; 3 – паравентрикулярное ядро; 4 – дорсомедиальное ядро; 5 – заднегипоталамическая область; 6 – ядра серого бугра; 7 – ядра воронки; 8 – углубление воронки; 9 – воронка; 10 – зрительный перекрест; 12 – супраоптическое ядро; 13 – переднее гипоталамическое ядро

Занятие 5. КОНЕЧНЫЙ МОЗГ. БАЗАЛЬНЫЕ ЯДРА, ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ И ОБОЛОЧКИ МОЗГА

Цель занятия

  1. Усвоить особенности строения полушарий конечного мозга.
  2. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах полушария, их поверхности и основные борозды и извилины.
  3. Знать функциональное назначение конечного мозга.
  4. Усвоить классификацию базальных ядер, проводящих путей и оболочек головного мозга.
  5. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах расположение основных групп базальных ядер и проводящих путей.
  6. Знать функциональное назначение основных групп базальных ядер, проводящих путей и оболочек мозга.

План занятия

  1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы изучаемой темы.
  2. Ответить на вопросы преподавателя.
  3. Дать ответы на вопросы тест — карты.

Основная литература

  1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 411-414, 420-422, 434-435, 449-451.
  2. Курепина М.М. ,Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 221-224, 261-266.
  3. Лекции.

Дополнительная литература

  1. Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.
  2. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.
  3. Сергеевский В.Б. Функциональная анатомия центральной нервной системы: Методическая разработка. Иваново, 1981. 24 с.
  4. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.
  5. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.
  6. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.
  7. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.

Методические указания

Готовясь к данному занятию, необходимо усвоить общий план строения головного мозга. Обратите внимание на характерные особенности строения полушарий, а также их функцию. Внимательно изучите ход проводящих путей головного мозга и расположение оболочек мозга, а также их функцию. Необходимо понять функциональные особенности различных групп базальных ядер.

Время для самоподготовки — 4 часа.

Структура темы

  1. Конечный мозг.
    1. Полушария
      1. Соединение полушарий
      2. Полюса
      3. Рельеф плаща. Борозды и извилины
      4. Поверхности и доли
        1. Основные борозды и извилины верхнелатеральной поверхности
        2. Основные борозды и извилины медиальной поверхности
        3. Основные борозды и извилины и структуры нижней поверхности
  2. Обонятельный мозг
  3. Система желудочков головного мозга
    1. Боковые желудочки.
  4. Базальные(подкорковые) ядра.
    1. Миндалевидный комплекс
    2. Чечевицеобразное тело
    3. Хвостатое ядро
  5. Проводящие пути в пределах головного мозга.
    1. Ассоциативные волокна и их функции
    2. Комиссуральные волокна и их функции
    3. Проекционные волокна и их функции
  6. Сосуды головного мозга.
  7. Оболочки головного мозга.
    1. Образования твердой оболочки мозга:
      1. Синусы
      2. Серп большого мозга, серп и намет мозжечка.
    2. Паутинная оболочка
    3. Сосудистая оболочка и её функции.

Вопросы для самоконтроля знаний

  1. Какие анатомические структуры входят в состав конечного мозга?
  2. Какие доли выделяют в головном мозге?
  3. В какой доле находится постцентральная извилина?
  4. Сколько извилин в лобной доле?
  5. Какая борозда отделяет теменную долю от затылочной?
  6. Назовите основные борозды верхнелатеральной поверхности, которые делят её на доли?
  7. Назовите образования нижней поверхности мозга.
  8. Какие анатомические структуры входят в состав обонятельного мозга?
  9. Сколько рогов выделяют в боковом желудочке и где они располагаются?
  10. Каким образом сообщаются между собой желудочки мозга?
  11. Какие образования входят в понятие «стриопаллидарная система»?
  12. Какую функцию выполняют комиссуральные волокна головного мозга?
  13. Назовите отростки твердой оболочки головного мозга. Какую функцию они выполняют?
  14. Назовите венозные синусы головного мозга?
  15. Чем образованы стенки третьего желудочка?
  16. Какие образования входят в базальные ядра?
  17. Какую функцию выполняет мозолистое тело?
  18. Назовите пути циркуляции спинномозговой жидкости.
  19. Где вырабатывается спинномозговая жидкость?
  20. Для чего предназначены грануляции паутинной оболочки?

Методические материалы по теме

Рис. 1. Желудочки мозга

1, 2 – боковые желудочки; 3 – III желудочек; 4 – водопровод мозга; 5 – IV желудочек; 6 – медиальное отверстие; 7 – латеральное отверстие

Рис. 2. Верхнелатеральная поверхность полушария. Доли.

1 – лобная доля; 2 – теменная доля; 3 – затылочная доля; 4 – височная доля; 5 – мозжечок; 6 – продолговатый мозг

Рис. 3. Верхнелатеральная поверхность полушария после удаления покрышки островка

1 – лобная доля; 2 – теменная доля; 3 – затылочная доля; 4 – височная доля; 5 – островковая доля; 6 – мозжечок; 7 – продолговатый мозг

Рис. 4. Верхнелатеральная поверхность полушария

1 – латеральная борозда; 2 – средняя лобная извилина; 3 – верхняя лобная извилина; 4 – прецентральная извилина; 5 – верхняя и нижняя прецентральные борозды; 6 – центральная борозда; 7 – постцентральная извилина; 8 – постцентральная борозда; 9 – внутритеменная борозда; 10 – верхнетеменная долька; 11 – нижнетеменная долька; 12 – надкраевая извилина; 13 – угловая извилина; 14 – затылочный полюс; 15 – нижняя височная борозда; 16 – нижняя височная извилина; 17 – средняя височная извилина; 18 – верхняя височная извилина; 19 – верхняя височная борозда; 20 нижняя лобная борозда; 21 нижняя лобная извилина; 22 – верхняя лобная борозда; 23 – мозжечок; 24 – продолговатый мозг.

Рис. 5.Медиальная поверхность полушария

1 – свод; 2 — клюв мозолистого тела; 3 — колено мозолистого тела; 4 — ствол мозолистого тела; 5 — борозда мозолистого тела; 6 — поясная извилина; 7 — верхняя лобная извилина; 8 — , 10 — поясная борозда; 9 — парацентральная долька; 11 – предклинье; 12 — теменно-затылочная борозда; 13 – клин; 14 — шпорная борозда; 15 — медиальная затылочно-височная извилина; 16 — средняя затылочно-височная извилина; 17 — затылочно-височная борозда; 18 — боковая затылочно-височная извилина; 19 — гиппокампова борозда; 20 — парагиппокамповая извилина

Рис. 6. Нижняя поверхность полушария

1- прямая извилина; 2 – обонятельная борозда; 3 – глазничные борозды; 4 – глазничные извилины; 5 — переднее продырявленное вещество; 6 – височно-затылочная борозда; 7 латеральная височно-затылочная извилина; 8 – медиальная височно-затылочная извилина; 9 – коллатеральная борозда; 10 — гиппокампова борозда; 11 — медиальная затылочно-височная извилина; 12 — шпорная борозда; 13 — парагиппокамповая извилина; 14 – крючок; 15 – сосцевидные тела; 16 – средний мозг; 17 – обонятельная луковица; 18 – обонятельный тракт; 19 – зрительный перекрест

Рис. 7. Базальные ядра

1 – неокортекс; 2 – нервные волокна; 3 – островковая доля; 4 – передний рог бокового желудочка; 5 – задний рог бокового желудочка; 6 – колено мозолистого тела; 7 – утолщение мозолистого тела; 8 – прозрачная перегородка; 9 – свод; 10 – таламус; 11 – III желудочек; 12 – хвостатое ядро; 13 – бледный шар; 14 – скорлупа; 15 – ограда; 16 – внутренняя капсула; 17 – наружная капсула; 18 – крайняя капсула; 19 – гиппокамп; 20 — мозжечок

Занятие 6. ГОЛОВНОЙ МОЗГ: ЛОКАЛИЗАЦИЯ КОРКОВЫХ ЦЕНТРОВ АНАЛИЗАТОРОВ

Цель занятия

  1. Усвоить классификацию анализаторов на первую и вторую сигнальные системы.
  2. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах области локализации основные корковых центров анализаторов.
  3. Знать функциональное назначение анализаторов.

План занятия

  1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы изучаемой темы.
  2. Ответить на вопросы преподавателя.
  3. Дать ответы на вопросы тест — карты.

Основная литература

  1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 414-420.
  2. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 267-275.
  3. Лекции.

Дополнительная литература

  1. Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.
  2. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.
  3. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.
  4. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.
  5. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.
  6. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.

Методические указания

Готовясь к данному занятию, необходимо вспомнить расположение основных долей, борозд и извилин полушарий конечного мозга. Обратите внимание на расположение анализаторов первой и второй сигнальных систем в зависимости от их функций.

Время для самоподготовки — 4 часа.

Структура темы

  1. Понятие «анализатор».
    1. Корковый конец анализатора
    2. Ядро
    3. Рассеянные элементы
  2. Цитоархитектоника коры больших полушарий
  3. Корковые представительства анализаторов первой сигнальной системы
    1. Анализатор общей чувствительности.
    2. Ядро двигательного анализатора
    3. Особенности проецирования участков тела в области корковых представительств анализаторов общей чувствительности и двигательного.
    4. Ядро анализатора, обеспечивающего сочетанный поворот головы и глаз в противоположную сторону
    5. Ядро анализатора целенаправленных сложных комбинированных движений и его особенности
    6. Ядро анализатора с функцией стереогнозии
    7. Ядро слухового анализатора
    8. Ядро зрительного анализатора
    9. Ядра обонятельного и вкусового анализаторов.
  4. Анализаторы второй сигнальной системы и их особенности
    1. Ядро двигательного анализатора письменной речи
    2. Ядро двигательного анализатора артикуляции речи
    3. Ядро слухового анализатора устной речи
    4. Ядро зрительного анализатора письменной речи

Вопросы для самоконтроля знаний

  1. Что такое цитоархитектоника коры мозга? На какие цитоархитектонические слои подразделяется кора большого мозга?
  2. Где расположено представительство коркового центра анализатора зрения?
  3. Где расположен центр двигательного анализатора?
  4. Где расположены центры речи? Стереогноза? Праксии?
  5. Перечислите основные отличия анализаторов первой сигнальной системы от второй.
  6. Какое поражение коры больших полушарий приведет к корковой глухоте?
  7. Где располагается корковое представительство анализатора общей чувствительности? Чем характеризуется проекция этого анализатора в кору больших полушарий

Занятие 7. ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Автономная нервная система

Цель занятия

1. Понять принципы иннервации мышц и органов тела человека.

2. Знать основные периферические нервы и механизмы их формирования.

3. Знать 12 пар черепных нервов, их ядра и области иннервации.

4. Усвоить принципы организации автономной нервной системы.

План занятия

  1. Разобрать с преподавателем наиболее сложные вопросы темы.
  2. Ответить на вопросы преподавателя.
  3. Дать ответы на вопросы тест — карт.

Основная литература

  1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 453-493.
  2. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 230-239, 254-258, 277-281.
  3. Лекции.

Дополнительная литература

  1. Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.
  2. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.
  3. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.
  4. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.
  5. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.
  6. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с..

Методические указания

При подготовке к занятию обратите внимание на латинские названия черепных нервов. Необходимо хорошо знать общий принцип организации автономной нервной системы. Безусловным является знание иннервации основных областей тела человека.

Время для самоподготовки — 4 часа.

Структура темы

  1. Периферический отдел нервной системы
  2. Принципы организации периферических нервов
  3. Спинно-мозговые нервы
    1. Шейное сплетение
    2. Плечевое сплетение
    3. Грудные нервы
    4. Поясничное сплетение
    5. Крестцовое сплетение
    6. Копчиковое сплетение
  4. Черепные нервы.
    1. Обонятельные нервы — I пара.
    2. Зрительный нерв — II пара.
    3. Глазодвигательный нерв — III пара.
    4. Блоковый нерв — IY пара.
    5. Тройничный нерв — Y пара.
    6. Отводящий нерв — YI пара.
    7. Лицевой нерв — YII пара.
    8. Преддверно-улитковый нерв — YIII пара.
    9. Языкоглоточный нерв — IX пара.
    10. Блуждающий нерв — X пара.
    11. Добавочный нерв — XI пара.
    12. Подъязычный нерв — XII пара.
      1. Ядра нервов
      2. Зона иннервации.
  5. Автономная (вегетативная) нервная система.
    1. Общие сведения.
    2. Функция автономной нервной системы
    3. Классификация.
    4. Общий план строения
      1. Центральный отдел
        1. Парасимпатические ядра III, VII, IX и X пар черепных нервов.
        2. Вегетативное ядро (боковой столб в спинном мозге)
        3. Крестцовые парасимпатические ядра
      2. Периферический отдел
        1. Вегетативные нервы
        2. Вегетативные сплетения
        3. Узлы вегетативных сплетений (ганглии)
        4. Симпатический ствол
        5. Концевые узлы парасимпатической части вегетативной нервной системы
    5. Строение симпатического отдела.
      1. Центральная часть.
      2. Периферическая часть.
    6. Строение парасимпатического отдела.
      1. Центральная часть.
      2. Периферическая часть.
    7. Метасимпатический отдел
    8. Виды синапсов.
    9. Медиаторы автономной нервной системы
    10. Дуга вегетативного рефлекса.
    11. Организация периферического отдела нервной системы.
      1. Спинномозговые нервы.

Вопросы для самоконтроля знаний.

  1. Назовите функцию X пары черепных нервов.
  2. Сколько ветвей у тройничного нерва?
  3. Какие нервы иннервируют язык?
  4. Как образуется спинномозговой нерв?
  5. Назовите самый длинный нерв шейного сплетения.
  6. Какой нерв иннервирует заднюю группу мышц плеча?
  7. Какие мышцы иннервирует запирательный нерв?
  8. Где лежат спинальные центры симпатического отдела нервной системы?
  9. В чем состоит особенность дуги вегетативного рефлекса?
  10. Как иннервируется мозговое вещество надпочечников?
  11. Где лежат ядра тройничного нерва?
  12. Как образуется зрительный нерв?
  13. Дайте определение автономной нервной системы.
  14. Какие анатомические структуры входят в состав автономной нервной системы?
  15. Назовите очаги скопления вегетативных ядер в спинном и головном мозге.
  16. В чем отличие вегетативной рефлекторной дуги от соматической?
  17. Где располагаются преганглионарные вегетативные нейроны?
  18. Каковы функциональные различия симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы?

Занятие 8. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. ОРГАН СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ. ОРГАН ЗРЕНИЯ. ОРГАН ОБОНЯНИЯ. ОРГАН ВКУСА. КОЖНАЯ РЕЦЕПЦИЯ

Цель занятия

  1. Усвоить анатомическую терминологию органов чувств
  2. Знать строение органов чувств.
  3. Уметь показать на таблицах и муляжах отдельные образования органа слуха и равновесия и нервные пути, связывающие рецепторы с корковыми представительствами анализаторов.
  4. Усвоить особенности рецепторного аппарата органа зрения, обоняния, вкуса и кожной рецепции.
  5. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования органа зрения, вкуса, обоняния и рецепторов кожи.
  6. Знать функциональное назначение отделов органа зрения.

План занятия

  1. Разобрать с преподавателем наиболее сложные вопросы темы.
  2. Ответить на вопросы преподавателя.
  3. Дать ответы на вопросы тест — карт.

Основная литература

  1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 494-533.
  2. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 285-303.
  3. Лекции.

Дополнительная литература.

  1. Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.
  2. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.
  3. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.
  4. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.
  5. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.
  6. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.

Методические указания

При подготовке к данному занятию необходимо знать гистологическое строение органов чувств. Учесть филогенез в развитии органов чувств. Особое внимание надо обратить на пути поступления информации в высшие центры анализа внешних раздражений. Изучить механизм восприятия звука и работу вестибулярного аппарата. Готовясь к занятию, необходимо вспомнить расположение корковых центров анализаторов и классификацию рецепторов в зависимости от их локализации. Обратите внимание на ход афферентной импульсации в структуры центральной нервной системы. Рассмотреть особенности светочувствительных клеток сетчатки.

Время для самоподготовки – 4 часа.

Структура темы

  1. Орган зрения.
    1. Оболочки глаза.
      1. Фиброзная оболочка.
        1. Склера.
        2. Роговица.
      2. Сосудистая оболочка (хориоидеа).
        1. Ресничное тело.
        2. Радужка.
          1. Сфинктер зрачка.
          2. Дилататор зрачка.
      3. Внутренняя оболочка (сетчатка).
        1. Пигментная часть.
        2. Светочувствительная часть.
          1. Фоторецепторный слой.
          2. Ассоциативный слой.
          3. Ганглиозный слой.
          4. Диск зрительного нерва (слепое пятно).
          5. Центральная ямка (желтое пятно).
    2. Передняя камера глазного яблока.
    3. Задняя камера глазного яблока.
    4. Стекловидная камера глазного яблока.
    5. Стекловидное тело.
    6. Хрусталик.
    7. Вспомогательные органы глаза.
      1. Мышцы глазного яблока.
        1. Иннервация.
        2. Функция.
      2. Веки.
      3. Конъюнктива.
      4. Слезный аппарат.
    8. Проводящие пути информации от сетчатки в кору головного мозга.
  2. Орган слуха и равновесия.
    1. Наружное ухо.
    2. Ушная раковина.
      1. Завиток.
      2. Противозавиток.
      3. Козелок.
      4. Противокозелок.
    3. Наружный слуховой проход.
    4. Слуховая (евстахиева) труба.
    5. Среднее ухо.
      1. Барабанная перепонка.
      2. Слуховые косточки.
        1. Молоточек.
        2. Наковальня.
        3. Стремя.
        4. Суставы слуховых косточек.
        5. Связки и мышцы косточек.
    6. Внутреннее ухо.
      1. Костный лабиринт.
      2. Перепончатый лабиринт.
      3. Улитковый лабиринт.
        1. Лестница преддверия.
        2. Барабанная лестница.
        3. Улитковый проток.
        4. Базиллярная мембрана.
        5. Преддверная мембрана.
        6. Геликотрема.
        7. Спиральный (кортиев) орган.
        8. Спиральный ганглий.
        9. Слуховые пути.
    7. Вестибулярный лабиринт.
      1. Эллиптический мешочек (маточка).
      2. Сферический мешочек.
      3. Полукружные протоки.
      4. Статолитовый аппарат.
      5. Ампулярные гребешки.
      6. Путь нервного импульса от рецептора до коркового представительства анализатора.
  3. Орган обоняния.
    1. Локализация обонятельной области.
    2. Обонятельные клетки.
    3. Обонятельные проводящие пути.
  4. Орган вкуса.
    1. Локализация вкусовых рецепторов.
    2. Вкусовые почки.
    3. Вкусовые проводящие пути.
  5. Кожная рецепция.
    1. Механорецепция.
    2. Рецепторы давления — датчики силы.
    3. Рецепторы прикосновения — датчики скорости.
    4. Рецепторы вибрации — датчики ускорения.
    5. Проприорецепция.
    6. Терморецепция
    7. Ноцицепция.
    8. Проводящие пути.

Вопросы для самоконтроля знаний

  1. Опишите строение среднего уха. Каково его функциональное значение?
  2. Назовите части костного и перепончатого лабиринтов. Какие из них относятся к органу равновесия, а какие – к органу слуха?
  3. Где расположены слуховые рецепторы? Как называется рецепторный аппарат слухового анализатора?
  4. Где располагаются тела первого (сенсорного), второго и третьего нейронов слухового пути?
  5. Где находится корковый центр слухового анализатора?
  6. Волокнами каких нейронов слухового пути формируется латеральная петля и в каких подкорковых центрах она заканчивается?
  7. Где располагаются рецепторы статического равновесия? Динамического равновесия?
  8. Где располагаются тела первого (сенсорного), второго и третьего нейронов вестибулярного пути?
  9. Где находится корковый центр анализатора гравитации?
  10. Где располагаются вкусовые рецепторы?
  11. Назовите оболочки глазного яблока
  12. Какие нервы иннервируют глазные мышцы?
  13. Какова функция мышц глазного яблока?
  14. Что такое саккады глазного яблока?
  15. Как оттекает от глаза слезная жидкость?
  16. Где располагается обонятельная область?
  17. Перечислите пути проводящие информацию о вкусовых раздражениях?
  18. Как осуществляется рецепция боли?
  19. Перечислите механорецепторы кожи.
  20. Чем образован аккомодационный аппарат глаза?
  21. Где располагаются и как называются группы мышечных клеток, сокращение которых приводит к изменению диаметра зрачка? Кривизны хрусталика?
  22. Какие анатомические структуры входят в состав зрительного анализатора?
  23. В каких отделах мозга расположены подкорковые центры зрительного анализатора?
  24. Волокна каких нейронов образуют обонятельные нервы?

Занятие 9. ОНТОГЕНЕЗ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Цель занятия

  1. Знать к какому периоду жизни полностью формируются основные мозговые структуры.
  2. Усвоить характерные особенности темпов формирования различных мозговых структур.
  3. Знать морфологические основы индивидуальной изменчивости мозга.

План занятия

  1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы темы.
  2. Ответить на вопросы преподавателя.
  3. Ответить на вопросы тест — карт.

Основная литература

  1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 33-37, 407-408, 412, 451-453.
  2. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 224-226,239-241, 275-277.
  3. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. С. 65-104, 257-258, 322-341.
  4. Лекции.

Дополнительная литература

  1. Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.
  2. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.
  3. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.

Методические рекомендации

Обратите внимание на критические периоды в развитии нервной системы. Усвоить особенности миелинизации различных типов волокон. Рассмотреть этническую, половую и индивидуальную изменчивость.

Время для самоподготовки — 2 часа.

Структура темы

  1. Внутриутробный период формирования нервных структур.
    1. Время закладки нервной системы у зародыша человека.
    2. Период формирования нервной трубки.
    3. Образование первичных мозговых пузырей.
    4. Период формирования борозд на поверхности полушарий.
  2. Особенности основных структур ЦНС у новорожденного.
    1. Масса и уровень развития отделов головного мозга.
    2. Особенности спинного мозга новорожденного.
    3. Оболочки мозга новорожденного.
  3. Возрастные особенности нервной системы.
    1. Возрастные особенности головного мозга.
      1. Изменение массы головного мозга.
      2. Этапы формирования борозд и извилин полушарий головного мозга.
      3. Динамика развития мозолистого тела.
      4. Особенности миелинизации волокон.
    2. Возрастные особенности спинного мозга.
      1. Изменение массы и размеров спинного мозга.
      2. Особенности развития серого и белого вещества спинного мозга.
    3. Возрастные особенности оболочек мозга.
      1. Развитие твердой оболочки головного мозга.
      2. Изменение с возрастом объема подпаутинного пространства.
  4. Этническая изменчивость мозга.
    1. Характерные особенности мозга для основных рас.
    2. Изменение массы мозга в этнических группах с течением времени.
  5. Индивидуальная изменчивость мозга.
    1. Минимальная и максимальная масса мозга.
    2. Различные варианты организации борозд и извилин.
    3. Количественные различия подкорковых образований.
  6. Специфика количественной организации полей неокортекса и различные виды одаренности ( зрительная, абсолютный слух и т.д.).

Вопросы для самоконтроля знаний

  1. Назовите этапы развития центральной нервной системы человека.
  2. Назовите периоды развития нервной системы ребенка.
  3. В каком возрасте у зародыша происходит закладка нервной трубки?
  4. Сколько мозговых пузырей служат зачатками основных отделов головного мозга?
  5. В каком возрасте заканчивается миелинизация афферентных волокон?
  6. К какому возрасту масса головного и спинного мозга достигает показателей у взрослого человека?
  7. Объем какого мозгового вещества увеличивается быстрее и с чем это связано?
  8. Каковы отличия мозговых оболочек у новорожденных по сравнению со взрослыми?
  9. Каков диапазон индивидуальных изменений массы головного мозга?
  10. С какой морфологической особенностью связано явление абсолютного слуха?
  11. Какие изменения наблюдаются в мозговой ткани у людей пожилого возраста?

Примерные вопросы к экзамену по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы»

  1. История развития анатомии центральной нервной системы человека.
  2. Основные отделы центральной нервной системы человека.
  3. Общая характеристика периферической нервной системы.
  4. Клеточное строение нервной ткани.
  5. Характеристика нейрона как структурно-функциональной единицы нервной системы.
  6. Типы нейронов и их особенности.
  7. Нейроглия и её функция.
  8. Основные типы глиальных клеток.
  9. Классификация нервных волокон по признаку особенностей строения.
  10. Понятие рецептор.
  11. Классификация рецепторов.
  12. Синапс: его строение и типы.
  13. Внешнее строение спинного мозга.
  14. Сегмент спинного мозга и его основные структуры.
  15. Основные отделы спинного мозга.
  16. Восходящие проводящие пути: функции и расположение в спинном мозге.
  17. Нисходящие проводящие пути: функции и расположение в спинном мозге.
  18. Основные группы проводящих путей.
  19. Общее описание переднего мозга.
  20. Общее описание ствола мозга.
  21. Состав белого и серого вещества мозга.
  22. Общий план строения конечного мозга: поверхности, полюса, полушарий и доли.
  23. Борозды и извилины верхнелатеральной поверхности полушария.
  24. Борозды и извилины медиальной поверхности полушария.
  25. Строение нижней поверхности полушария.
  26. Структуры обонятельного мозга.
  27. Основные группы волокон, составляющих толщу полушарий.
  28. Система желудочков мозга.
  29. Базальные ядра: строение, функции.
  30. Оболочки головного мозга: функции, особенности строения.
  31. Морфо-функциональные различия участков коры полушарий.
  32. Понятие анализатора.
  33. Анализаторы первой сигнальной системы: функции и локализация в коре полушарий.
  34. Анализаторы второй сигнальной системы: особенности строения, функции, локализация.
  35. Промежуточный мозг: общий план строения.
  36. Гипоталамус: строение, функции, основные ядра.
  37. Внешнее строение среднего мозга и его расположение.
  38. Внутреннее строение среднего мозга: проводящие пути и ядра.
  39. Перешеек ромбовидного мозга.
  40. Задний мозг: общий план строения.
  41. Основные структуры моста.
  42. Внешнее строение мозжечка и его расположение.
  43. Внутреннее строение мозжечка: ядра мозжечка.
  44. Строение ромбовидной ямки.
  45. Внутреннее строение продолговатого мозга: основные ядра и проводящие пути.
  46. Черепные нервы.
  47. Проекция ядер черепных нервов на ромбовидную ямку.
  48. Периферическая нервная система.
  49. Строение и медиаторы симпатической нервной системы.
  50. Строение и медиаторы парасимпатической нервной системы.
  51. Формирование структур нервной системы человека во внутриутробный период.
  52. Особенности строения нервной системы у новорожденного.
  53. Возрастные особенности головного мозга.
  54. Динамика возрастных изменений спинного мозга у человека.
  55. Возрастные особенности оболочек мозга.
  56. Отличия в строении мозга у разных рас.
  57. Изменение мозга в антропогенезе.
  58. Соотношение одаренности и особенностей строения неокортекса.
  59. Строение органа зрения.
  60. Пути проведения информации от светочувствительных рецепторов к центрам зрения.
  61. Возрастные особенности строения органа зрения.
  62. Строение органа слуха.
  63. Строение органа равновесия.
  64. Проведение импульсов от рецепторов слуха и равновесия.
  65. Возрастные особенности строения органа слуха и равновесия.
  66. Строение органа обоняния и проводящие пути.
  67. Строение вкусового анализатора и проведение импульсов от рецепторов в кору больших полушарий.
  68. Кожная рецепция: виды рецепторов, проводящие пути.

42