МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра общей психологии
Анатомия центральной нервной системы Методические указания к изучению основных тем курса для студентов специальности «Психология» очного отделения социолого-психологического факультета
Иваново
Издательство
«Ивановский государственный университет»
2004
Составители: канд. биол. наук Любовь Руфэльевна Горбачева,
канд. мед. наук Адольф Федорович Богомолов
Охватывают все основные темы курса, включают списки рекомендуемой литературы. Предназначены студентам специальности «Психология»
Печатается по решению
методической комиссии
социолого-психологического факультета
Ивановского госуниверситета
Рецензент:
кандидат медицинских наук Александр Петрович Беляков
Издательство «Ивановский государственный университет», 2004
|
«….мозг есть орган души, т.е. такой живой организм, который будучи приведен …. в движение, дает в окончательном результате тот же ряд внешних явлений, которыми характеризуется психическая деятельность «. И.М. Сеченов |
Уважаемый будущий коллега!
Курс «Анатомия центральной нервной системы» является одной из биологических дисциплин, составляющих фундамент естественнонаучной подготовки психологов. Основой естествознания является неразрывное единство структуры и функции. Этот же принцип соблюдается и для головного мозга. Согласно представлениям о нервно-психической деятельности чешского анатома и физиолога Й. Прохазки (XVIII в.) орган, служащий для душевных функций есть мозг, объему и сложности которого соответствует степень совершенства душевных функций. Впоследствии широкое распространение получило высказывание, что психическая деятельность есть продукт высокоорганизованной материи — мозга; в её основе лежат физиологические процессы, протекающие в головном мозге. (Белинский, Добролюбов).
И.М.Сеченовым впервые показана неотделимость психических процессов от мозга и одновременно обусловленность психики внешним миром.
В психологической практике используются различные неинвазивные методы электро- и магнитоэнцефалографии, позитронно-эмиссионной компьютерной томографии и другие методы, позволяющие детально анализировать участие различных структур мозга в перцептивных, мнемических, семантических и других когнитивных процессах, а также в формировании мотивационно-эмоциональной сферы и сознания. Всё это требует глубоких знаний специалистов о строении и функционировании мозга и его отделов.
Курс «Анатомия ЦНС» является начальным этапом естественнонаучной подготовки психологов и обязательной составной частью программы обучения специалистов по практической психологии.
Цель данного методического указания — помочь студентам разобраться в сложном и большом объеме новой информации и усвоить материал по курсу «Анатомии ЦНС». При самостоятельном рассмотрении основных тем курса и при подготовке к семинарским занятиям и экзамену надеемся, что эти указания будут способствовать четкой систематизации знаний. Необходимо отметить, что изучение анатомии в значительной степени требует усидчивости и терпения.
Желаем успехов!
Авторы
Учение о нервной системе (неврология)
Занятие.1. СТРУКТУРА НЕРВНОЙ ТКАНИ. СПИННОЙ МОЗГ
Цель занятия
- Знать основные органеллы клетки.
- Уметь показать на таблицах элементы нейрона.
- Усвоить строение нервного волокна и нейроглии.
- Усвоить классификацию нервной системы по топографическому и функциональному признакам.
- Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования спинного мозга.
- Знать функциональное назначение отделов спинного мозга.
- Усвоить функциональное назначение восходящих и нисходящих проводящих путей.
- Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах оболочки спинного мозга.
План занятия
- Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы изучаемой темы.
- Ответить на вопросы преподавателя.
- Дать ответы на вопросы тест — карты.
Основная литература
- Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М.: Высш. шк., 1989. С. 393-408, 434-448.
- Курепина М.М. ,Воккен Г.Г. Анатомия человека. М.: Просвещение, 1979. С. 216-230.
- Лекции.
Дополнительная литература
- Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.
- Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.
- Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.
- Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.
- Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.
- Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.
Методические указания
Готовясь к данному занятию, необходимо вспомнить общий план строения клетки и усвоить клеточное строение нервной ткани. Особое внимание следует обратить на органеллы нейрона, непосредственно обеспечивающие функцию проведения возбуждения. Уметь приводить примеры рецепторов в зависимости от их локализации. Обратите внимание на функциональное предназначение отростков нервных клеток, на различия скорости проведения импульсов, что в свою очередь определяет быстроту и эффективность реагирования всей нервной системы. Необходимо запомнить названия основных медиаторов, что безусловно поможет Вам в усвоении материалов курсов физиологии ЦНС и ВНД. Обратите внимание на ход восходящих и нисходящих проводящих путей спинного и головного мозга, а также их функцию. Готовясь к занятию, необходимо вспомнить строение рефлекторной дуги.
Время для самоподготовки – 4 часа
Структура темы
- Нейрон.
- Внутриклеточные органеллы.
- Плазматическая мембрана.
- Ядро.
- Рибосомы.
- Шероховатый эндоплазматический ретикулум ( тельца Ниссля).
- Аппарат Гольджи.
- Лизосомы.
- Митохондрии.
- Микротрубочки и микрофиламенты.
- Внешнее строение.
- Тело (сома) нейрона.
- Короткие отростки (дендриты).
- Аксон (нервное волокно).
- Миелинизированное волокно.
- Шванновские клетки.
- Перехваты Ранвье.
- Неврилемма.
- Немиелинизированное волокно
- Функциональные отличия типов волокон.
- Миелинизированное волокно.
- Гистологические типы нейронов.
- Мультиполярные нейроны.
- Биполярные нейроны.
- Псевдоуниполярные нейроны.
- Функциональные типы нейронов.
- Сенсорные (чувствительные).
- Рецепторные окончания (рецепторы).
- Классификация по локализации.
- Экстерорецепторы.
- Интерорецепторы.
- Проприорецепторы.
- Классификация по функции.
- Терморецепторы.
- Механорецепторы.
- Ноцирецепторы.
- Классификация по локализации.
- Рецепторные окончания (рецепторы).
- Интернейроны (вставочные).
- Моторные (двигательные, секреторные).
- Сенсорные (чувствительные).
- Синапс.
- Строение.
- Пресинатпическая мембрана.
- Синаптическая щель.
- Постсинаптическая мембрана.
- Типы синаптических контактов.
- Классификация по механизму передачи возбуждения.
- Химические.
- Электрические.
- Смешанные.
- Классификация по функции.
- Тормозные.
- Возбуждающие.
- Нейромедиаторы.
- Нейрогормоны.
- Строение.
- Внутриклеточные органеллы.
- Нейроглия.
- Астроглия ( макроглия).
- Олигодендроглия.
- Микроглия.
- Функция.
- Классификация нервной системы.
- По функциональному признаку.
- По топографическому признаку.
- Спинной мозг.
- Форма и положение.
- Границы.
- Внешне описание.
- Шейное и пояснично-крестцовое утолщение.
- Мозговой конус.
- Терминальная нить.
- Передняя срединная щель и борозды спинного мозга.
- Сегменты спинного мозга.
- Шейные.
- Грудные.
- Поясничные.
- Крестцовые.
- Копчиковые.
- Поперечный разрез спинного мозга.
- Центральный канал.
- Терминальный желудочек.
- Серое вещество.
- Передние рога (столбы).
- Задние рога (столбы).
- Боковые рога (столбы).
- Белое вещество.
- Канатики спинного мозга.
- Передний канатик
- Боковой канатик.
- Задний канатик.
- Канатики спинного мозга.
- Форма и положение.
- Проводящие пути.
- Ассоциативные
- Комиссуральные
- Проекционные
- Восходящие проводящие пути.
- Экстероцептивные.
- Латеральный спинно-таламический путь.
- Передний спинно-таламический путь.
- Проприоцептивные.
- Тонкий и клиновидный пучки (Голля и Бурдаха).
- Передний спинно-мозжечковый путь.
- Задний спинно-мозжечковый путь.
- Интероцептивные.
- Экстероцептивные.
- Нисходящие проводящие пути.
- Пирамидные.
- Корково-ядерный путь.
- Корково-спинномозговой путь.
- Экспрапирамидные.
- Красно-ядерный спинномозговой путь.
- Преддверно-спинномозговой путь.
- Ретикуло-спинномозговой путь.
- Пирамидные.
- Покрышечно-спинномозговой путь.
- Ретикулярная формация.
- Восходящие проводящие пути.
- Оболочки спинного мозга.
- Твердая оболочка. .
- Субдуральное пространство.
- Паутинная оболочка.
- Субарахноидальное пространство.
- Мягкая (сосудистая) оболочка.
- Твердая оболочка. .
Вопросы для самоконтроля знаний
- Перечислите клеточные органеллы нейрона.
- Назовите функции телец Ниссля.
- Что транспортируют микротрубочки?
- Каково строение нервного волокна?
- Как классифицируются нейроны по строению?
- Назовите элементы рефлекторной дуги.
- Назовите функцию мотонейронов.
- Что такое ноцирецепторы?
- Что такое экстерорецепторы?
- Назовите основные элементы синапса.
- Перечислите типы синаптических контактов.
- В чем состоят особенности смешанного синапса?
- Что такое нейромедиатор?
- Перечислите функции нейроглии.
- К какому отделу нервной системы относится спинной мозг?
- Где расположен спинной мозг?
- Назовите основные функции спинного мозга.
- Где находятся утолщения спинного мозга и почему они образуются?
- Что такое сегмент (невромер) спинного мозга?
- Какие нервные волокна образуют задний корешок спинномозгового нерва?
- Где расположены нейроны, аксоны которых формируют задний корешок спинномозгового нерва?
- Какие нервные волокна образуют передний корешок спинномозгового нерва?
- Где в спинном мозге расположено серое вещество и из чего оно состоит?
- Тела каких нейронов расположены в задних столбах (рогах) спинного мозга?
- Тела каких нейронов расположены в передних столбах (рогах) спинного мозга?
- В каких сегментах спинного мозга имеются боковые рога?
- Тела каких нейронов расположены в боковых рогах спинного мозга?
- Чем и где заканчивается тяж спинного мозга?
- Чем заполнен центральный спинномозговой канал?
- Какова функция латерального спинно-таламического пути?
- На какие ветви делятся спинномозговые нервы?
- Назовите пути циркуляции спинномозговой жидкости.
- Какую функцию выполняют комиссуральные волокна?
- Что такое субарахноидальное пространство?
- Назовите границы переднего канатика спинного мозга
- Какие проводящие пути проходят в составе собственных пучков спинного мозга?
- Какие проводящие пути проходят в составе задних канатиков спинного мозга?
- Какие проводящие пути проходят в составе передних канатиков спинного мозга?
- Какие проводящие пути проходят в составе боковых канатиков спинного мозга?
- Какую функцию выполняет латеральный спинноталамический тракт?
- Что такое конский хвост спинного мозга?
Методические материалы по теме
Рис. 1 Строение мультиполярного нейрона
Рис.2. Нейро-глио-сосудис-тые взаимодействия в нервной ткани.
1 – перицит; 2 – кровеносный сосуд; 3 – эритроцит; 4 – астроцит; 5 – микроглиоцит; 6 – олигодентроцит; 7 – нервное волокно; 8 – мягкая мозговая оболочка; 9 – кровеносный сосуд; 10 – нейро; 11 – астроцит; 12 – нейрон; 13 – кровеносный капилляр; 14 – эпендима
Рис.3. Внешнее строение головного и спинного мозга с латеральной поверхности (а).
Разрез позвоночника со спинным мозгом внутри (б).
Спинной мозг с вентральной поверхности (в).
1 – продолговатый мозг; 2 – перекрест пирамид; 3 – шейное утолщение; 4 – передняя срединная щель; 5 – пояснично-крестцовое утолщение; 6 – мозговой конус; 7 – терминальная нить.
Рис. 4. Сегменты спинного мозга
Занятие 2. продолговатый мозг
Цель занятия
- Усвоить внешнее и внутреннее строение различных отделов продолговатого мозга.
- Уметь показать на муляжах, препаратах и таблицах отдельные образования продолговатого мозга.
- Знать функциональное назначение отделов продолговатого мозга.
- Усвоить расположение ромбовидной ямки по отношению к другим отделам ствола мозга.
- Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования ромбовидной ямки.
- Знать отдела мозга, участвующие в формировании ромбовидной ямки.
План занятия.
- Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы темы.
- Ответить на вопросы преподавателя.
- Ответить на вопросы тест — карт.
Основная литература.
- Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 408-411, 431-434, 454-467.
- Курепина М.М.,Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 241-246, 249-251, 254-258.
- Лекции.
Дополнительная литература.
- Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.
- Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.
- Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.
- Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.
- Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.
- Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.
Методические указания
Для успешного усвоения учебного материала изучите строение продолговатого мозга во всех трех плоскостях, чему поможет тщательное изучение таблиц, планшетов и муляжей. Особое внимание следует обратить на расположение основных отделов мозга друг относительно друга. Важным является знание строения поверхностей и функционального значения продолговатого мозга. Обратите внимание на основные отделы ромбовидной ямки и их локализацию и функцию.
Время для самоподготовки — 4 часа.
Структура темы
- Общий обзор головного мозга.
- Верхнелатеральная поверхность.
- Базальная поверхность.
- Медиальная поверхность.
- Продолговатый мозг.
- Границы органа
- Передняя поверхность
- Пирамиды
- Оливы
- Задняя поверхность.
- Тонкий пучок
- Клиновидный пучок
- Строение продолговатого мозга на поперечном срезе
- Нижние оливарные ядра
- Ретикулярная формация
- Центры кровообращения и дыхания.
- Медиальная петля
- Ядра IX-XII пар черепных нервов.
- Волокна основных проводящих путей продолговатого мозга.
- Четвертый желудочек
- Ромбовидная ямка
- Задвижка
- Срединная борозда
- Медиальное возвышение: лицевой бугорок.
- Пограничная борозда
- Голубоватое место
- Треугольник подъязычного нерва
- Треугольник блуждающего нерва
- Вестибулярное поле
- Проекция ядер черепных нервов на ромбовидную ямку.
- V пара, тройничный нерв.
- VI пара, отводящий нерв
- VII пара, лицевой нерв
- VIII пара, преддверно-улитковый нерв.
- IX пара, языкоглоточный нерв
- X пара, блуждающий нерв
- XI пара, добавочный нерв
- XII пара, подъязычный нерв
- Крыша IV желудочка
- Нижний мозговой парус
- Верхний мозговой парус
- Ромбовидная ямка
Вопросы для самоконтроля знаний
- На какой поверхности продолговатого мозга располагаются оливы?
- Ядра каких черепных нервов располагаются в продолговатом мозге?
- Какие проводящие пути проходят в покрышке продолговатого мозга?
- Какие проводящие пути проходят в основании продолговатого мозга?
- Какие центры общеорганизменного значения находятся в продолговатом мозге?
- Чем образована ромбовидная ямка?
- Перечислите основные структуры ромбовидной ямки.
- Перечислите основные ядра тройничного нерва. На какие основные ветви он разделяется и что иннервирует?
- Перечислите основные ядра лицевого нерва и каковы их функции.
- Перечислите ядра языкоглоточного нерва и каковы их функции.
- Перечислите ядра блуждающего нерва и каковы их функции.
Методические материалы по теме
Рис. 1. Сагиттальный разрез головного мозга.
1 – продолговатый мозг; 2 – задний мозг (мост и мозжечок); 3 – средний мозг; 4 – промежуточный мозг; 5 – конечный мозг.
Рис.2. Дорсальная поверхность продолговатого мозга.
1 – ромбовидная ямка; 2 – мозговые полоски; 3 – задняя срединная борозда; 4 – заднелатеральная борозда; 5 – заднепромежуточная борозда; 6 – тонкий пучок; 7 – бугорок тонкого пучка; 8 – клиновидный пучок; 9 – бугорок клиновидного пучка; 10 — боковой канатик; 11 – нижнемозжечковая ножка.
Рис.3. Поперечный срез продолговатого мозга.
1 – передняя срединная щель; 2 – переднелатеральная борозда; 3 – пирамиды; 4 – оливы; 5 – оливарное ядро; 6 – ворота оливарного ядра; 7 – ромбовидная ямка; 8 – нижняя ножка мозжечка; 9 – ретикулярная формация; 10 – двойное ядро; 11 – языкоглоточный нерв; 12 – блуждающий нерв; 13 – добавочный нерв; 14 – подъязычный нерв
Рис. 4. Строение ромбовидной ямки
1 – срединная борозда; 2 – срединное возвышение; 3 – пограничная борозда; 4 – лицевой холмик; 5 – верхняя ямка; 6 – нижняя ямка; 7 – голубоватое место; 8 – треугольник подъязычного нерва; 9 – треугольник блуждающего нерва; 10 – вестибулярное поле; 11 – мозговые полоски; 12 – средняя ножка мозжечка; 13 – бугорок тонкого пучка; 14 – бугорок клиновидного пучка; 15 – латеральный канатик.
Рис.5. Проекция ядер черепно-мозговых нервов на ромбовидную ямку.
1 – ядро глазодвигательного нерва; 2 – ядро блокового нерва; 3 – двигательное ядро тройничного нерва; 4 – чувствительное ядро тройничного нерва; 5 – двигательное ядро языкоглоточного нерва; 6 – двигательное ядро блуждающего нерва; 7 – ядро отводящего нерва; 8 – двигательное ядро лицевого нерва; 9 – ядро добавочного нерва; 10, 11 – ядра кохлеовестибулярного нерва; 12 – чувствительное ядро блуждающего нерва; 13 – чувствительное ядро языкоглоточного нерва; 14 – ядро подъязычного нерва; 15,16,17 – ножки мозжечка; 18 – лицевой холмик; 19 – мозговые полоски
Занятие 3. задний мозг. СРЕДНИЙ МОЗГ
Цель занятия
- Усвоить название основных отделов, входящих в состав заднего мозга.
- Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования заднего мозга.
- Знать функциональное назначение отделов заднего мозга.
- Усвоить расположение основных отделов среднего мозга.
- Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования среднего мозга.
- Знать функциональное назначение отделов среднего мозга.
План занятия
- Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы изучаемой темы.
- Ответить на вопросы преподавателя.
- Дать ответы на вопросы тест — карты.
Основная литература
- Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 427-431.
- Курепина М.М. ,Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 246-249, 251-253.
- Лекции.
Дополнительная литература
- Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.
- Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.
- Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.
- Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.
- Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.
- Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.
Методические указания
Готовясь к данному занятию, необходимо вспомнить строение ромбовидной ямки. Обратите внимание на расположение ножек мозжечка и их функции, а также на расположение ядер мозжечка. Обратите внимание на расположение крыши и ножек среднего мозга на планшете сагиттального разреза мозга. Рассмотрите внимательно разрез среднего мозга с расположенными там основными образованиями: красное ядро, черная субстанция и т.д.
Время для самоподготовки — 4 часа.
Структура темы
- Задний мозг.
- Мост (варолиев мост).
Локализация.
- Покрышка моста
- Базилярная часть моста
- Основные проводящие пути моста ( трапециевидное тело, корково-мостовые волокна, продольные волокна моста, пирамидный путь и др.)
- Основные скопления серого вещества : ядра V-VIII пар черепных нервов.
- Мозжечок.
- Червь мозжечка.
- Полушария мозжечка.
- Дольки мозжечка
- Клочок
- Основные ядра мозжечка.
- Зубчатое ядро
- Пробковидное ядро
- Шаровидное ядро
- Ядро шатра
- Ножки мозжечка и их функции.
- Мост (варолиев мост).
- Средний мозг.
- Крыша среднего мозга(четверохолмие).
- Верхний холмик
- Нижний холмик
- Ножки мозга.
- Межножковая ямка.
- Черное вещество.
- Покрышка среднего мозга
- Центральное серое вещество.
- Водопровод мозга ( сильвиев водопровод ).
- Основание ножки мозга.
- Лобно-мостовые волокна
- Височно-теменно-мостовой волокна
- Корково-ядерные волокна
- Корково-спинномозговые волокна
- Корково-мостовые волокна
- Разрез среднего мозга
- Ядро глазодвигательного нерва
- Добавочное ядро глазодвигательного нерва
- Промежуточное ядро
- Ядро блокового нерва
- Ядро среднемозгового пути тройничного нерва
- Красное ядро.
- Медиальная петля
- Ретикулярная формация
- Перекрест покрышки
- Крыша среднего мозга(четверохолмие).
Вопросы для самоконтроля знаний
- Какие образования входят в понятие заднего мозга?
- Какие ядра имеются в мозжечке?
- Сколько ножек имеется у мозжечка и каковы их функции?
- Ядра каких черепных нервов располагаются в области моста?
- Какие особенности строения позволяют называть мозжечок малым мозгом?
- Назовите функцию волокон, составляющих трапециевидное тело и мозговые полоски моста.
- Какие восходящие пути проходят в покрышке моста?
- Что такое латеральная петля и как она формируется?
- Где локализуется слуховой проводящий путь?
- Где находятся собственные ядра моста? Определите их функцию.
- Какие части различают в мозжечке?
- Опишите строение коры мозжечка.
- Какие волокна спинного мозга связывают ядра ствола с корой мозжечка? В каких ножках они проходят?
- Перечислите ядра мозжечка. Куда направляются волокна от ядер мозжечка? В каких ножках они проходят?
- Какую функцию выполняет пластинка четверохолмия?
- Какие центры находятся в верхних холмиках четверохолмия?
- Какие центры находятся в нижних холмиках?
- Ядра каких черепных нервов располагаются в покрышке среднего мозга?
- Какие восходящие пути проходят в покрышке среднего мозга?
- Какие нисходящие пути берут начало в крыше среднего мозга?
- Где расположено красное ядро и какой проводящий путь от него начинается?
- Какие проводящие пути проходят в основании ножек среднего мозга?
- Какие нисходящие пути берут начало от ретикулярных ядер? Где они заканчиваются?
Методические материалы по теме
Рис.1. Фронтальный срез моста.
1 – базилярная борозда; 2 – трапециевидное тело; 3 – основание моста; 4 – покрышка моста; 5 – поперечные волокна моста; 6 – продольные волокна моста; 7 –ромбовидная ямка; 8 – верхние ножки мозжечка; 9 – ретикулярная формация; 10 – медиальная петля; 11 – отводящий нерв; 12 – лицевой нерв; 13 – кохлеовестибулярный нерв; 14 – языкоглоточный нерв; 15 – блуждающий нерв; 16 – добавочный нерв; 17 – подъязычный нерв.
Рис. 2 . Сагиттальный разрез мозжечка.
1 – мост; 2 – продолговатый мозг; 3 – полушария мозжечка; 4 – IV желудочек; 5 – затылочная доля конечного мозга; 6 – пластинка четверохолмия; 7 – язычок мозжечка; 8 – центральная долька; 9 – вершина; 10 – скат; 11 – лист червя; 12 – бугор червя; 13 – пирамида червя; 14 – втулочка червя; 15 – узелок.
Рис. 3. Ядра мозжечка.
1 – ядра шатра; 2 – шаровидное ядро; 3 – пробковое ядро; 4 – зубчатое ядро; 5 – червь мозжечка; 6 – полушария мозжечка
Рис. 4. Фронтальный срез среднего мозга
1 – водопровод мозга; 2 – холмик четверохолмия; 3 – пластинка четверохолмия; 4 – покрышка среднего мозга; 5 – основание ножки мозга; 6 – субстанция нигра; 7 – центральное серое вещество; 8 – ретикулярная формация; 9 – красное ядро; 10 – медиальная петля; 11 – мост; 12 – продолговатый мозг
Занятие 4. ГОЛОВНОЙ МОЗГ. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОЗГ
Цель занятия
- Усвоить основные отделы промежуточного мозга.
- Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах расположение промежуточного мозга и его отделов.
- Знать функциональное назначение отделов промежуточного мозга.
- Усвоить классификацию основных ядер гипоталамуса по топографическому признаку.
- Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования гипоталамуса.
- Знать функциональное назначение отделов и ядер гипоталамуса.
План занятия
- Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы изучаемой темы.
- Ответить на вопросы преподавателя.
- Дать ответы на вопросы тест — карты.
Основная литература
- Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 424-427.
- Курепина М.М. ,Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 258-261.
- Лекции.
Дополнительная литература
- Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.
- Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.
- Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.
- Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.
- Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.
- Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.
Методические указания
Готовясь к данному занятию, необходимо вспомнить расположение среднего мозга. Обратите внимание на взаиморасположение основных структур промежуточного мозга, структурную основу их совместного функционирования. Обратите внимание на расположение основных ядер гипоталамуса, их связь с гипофизом и их функцию.
Время для самоподготовки — 4 часа.
Структура темы
- Промежуточный мозг.
- Локализация: границы.
- Таламическая область.
- Зрительный бугор ( таламус ).
- Межталамическое сращение ( спайка)
- Основые ядра таламуса:
- Передние
- Медиальные
- Задние
- Метаталамус.
- Латеральные коленчатые тела, их функция
- Медиальные коленчатые тела, их функция
- Эпиталамус.
- Шишковидное тело ( эпифиз)
- Гипоталамус.
- Основные образования гипоталамуса.
- Зрительный перекрест
- Зрительный тракт
- Серый бугор
- Воронка
- Сосцевидные тела
- Основные гипоталамические ядра.
- Передняя группа ядер
- Супраоптическое ядро
- Паравентрикулярные ядра
- Гипоталамические пути и пучки.
- Промежуточная группа ядер
- Нижнемедиальное и верхнемедиальное ядра
- Дорсальное гипоталамическое ядро
- Ядро воронки
- Ядра серого бугра
- Задняя группа ядер
- Медиальные и латеральные ядра сосцевидного тела
- Заднее гипоталамичекое ядро
- Третий желудочек.
- Свод.
Вопросы для самоконтроля знаний
- Где расположен зрительный бугор?
- Какую роль играет в организме эпифиз?
- Какие центры расположены в медиальных коленчатых телах?
- Какие центры расположены в латеральных коленчатых телах?
- Назовите основные группы ядер таламуса, дайте их функциональную характеристику.
- Какие ядра таламуса связаны с лимбической системой мозга?
- Что является полостью промежуточного мозга?
- Какие образования входят в гипоталамус?
- Назовите анатомические структуры, входящие в состав гипоталамуса.
- Назовите ядра гипоталамуса, относящиеся к средней группе. Какие процессы в организме они контролируют?
- С какими структурами головного мозга связан гипоталамус?
Методические материалы по теме
Рис. 1. Фотография сагиттального среза промежуточного мозга
1 – таламус; 2 – эпиталамус; 3 – эпифиз; 4 – гипоталамус; 5 – воронка; 6 – зрительный перекрест; 7 – сосцевидные тела; 8 – межжелудочковое отверстие; 9 – свод; 10 –боковой желудочек; 11 – мозолистое тело; 12 – полушария конечного мозга; 13 – пластинка четверохолмия; 14 – ножка мозга; 15 – водопровод мозга; 16 – IV желудочек
Рис. 2. Гипоталамус.
1 – сосцевидное тело; 2 – гипофиз; 3 – паравентрикулярное ядро; 4 – дорсомедиальное ядро; 5 – заднегипоталамическая область; 6 – ядра серого бугра; 7 – ядра воронки; 8 – углубление воронки; 9 – воронка; 10 – зрительный перекрест; 12 – супраоптическое ядро; 13 – переднее гипоталамическое ядро
Занятие 5. КОНЕЧНЫЙ МОЗГ. БАЗАЛЬНЫЕ ЯДРА, ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ И ОБОЛОЧКИ МОЗГА
Цель занятия
- Усвоить особенности строения полушарий конечного мозга.
- Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах полушария, их поверхности и основные борозды и извилины.
- Знать функциональное назначение конечного мозга.
- Усвоить классификацию базальных ядер, проводящих путей и оболочек головного мозга.
- Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах расположение основных групп базальных ядер и проводящих путей.
- Знать функциональное назначение основных групп базальных ядер, проводящих путей и оболочек мозга.
План занятия
- Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы изучаемой темы.
- Ответить на вопросы преподавателя.
- Дать ответы на вопросы тест — карты.
Основная литература
- Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 411-414, 420-422, 434-435, 449-451.
- Курепина М.М. ,Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 221-224, 261-266.
- Лекции.
Дополнительная литература
- Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.
- Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.
- Сергеевский В.Б. Функциональная анатомия центральной нервной системы: Методическая разработка. Иваново, 1981. 24 с.
- Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.
- Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.
- Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.
- Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.
Методические указания
Готовясь к данному занятию, необходимо усвоить общий план строения головного мозга. Обратите внимание на характерные особенности строения полушарий, а также их функцию. Внимательно изучите ход проводящих путей головного мозга и расположение оболочек мозга, а также их функцию. Необходимо понять функциональные особенности различных групп базальных ядер.
Время для самоподготовки — 4 часа.
Структура темы
- Конечный мозг.
- Полушария
- Соединение полушарий
- Полюса
- Рельеф плаща. Борозды и извилины
- Поверхности и доли
- Основные борозды и извилины верхнелатеральной поверхности
- Основные борозды и извилины медиальной поверхности
- Основные борозды и извилины и структуры нижней поверхности
- Полушария
- Обонятельный мозг
- Система желудочков головного мозга
- Боковые желудочки.
- Базальные(подкорковые) ядра.
- Миндалевидный комплекс
- Чечевицеобразное тело
- Хвостатое ядро
- Проводящие пути в пределах головного мозга.
- Ассоциативные волокна и их функции
- Комиссуральные волокна и их функции
- Проекционные волокна и их функции
- Сосуды головного мозга.
- Оболочки головного мозга.
- Образования твердой оболочки мозга:
- Синусы
- Серп большого мозга, серп и намет мозжечка.
- Паутинная оболочка
- Сосудистая оболочка и её функции.
- Образования твердой оболочки мозга:
Вопросы для самоконтроля знаний
- Какие анатомические структуры входят в состав конечного мозга?
- Какие доли выделяют в головном мозге?
- В какой доле находится постцентральная извилина?
- Сколько извилин в лобной доле?
- Какая борозда отделяет теменную долю от затылочной?
- Назовите основные борозды верхнелатеральной поверхности, которые делят её на доли?
- Назовите образования нижней поверхности мозга.
- Какие анатомические структуры входят в состав обонятельного мозга?
- Сколько рогов выделяют в боковом желудочке и где они располагаются?
- Каким образом сообщаются между собой желудочки мозга?
- Какие образования входят в понятие «стриопаллидарная система»?
- Какую функцию выполняют комиссуральные волокна головного мозга?
- Назовите отростки твердой оболочки головного мозга. Какую функцию они выполняют?
- Назовите венозные синусы головного мозга?
- Чем образованы стенки третьего желудочка?
- Какие образования входят в базальные ядра?
- Какую функцию выполняет мозолистое тело?
- Назовите пути циркуляции спинномозговой жидкости.
- Где вырабатывается спинномозговая жидкость?
- Для чего предназначены грануляции паутинной оболочки?
Методические материалы по теме
Рис. 1. Желудочки мозга
1, 2 – боковые желудочки; 3 – III желудочек; 4 – водопровод мозга; 5 – IV желудочек; 6 – медиальное отверстие; 7 – латеральное отверстие
Рис. 2. Верхнелатеральная поверхность полушария. Доли.
1 – лобная доля; 2 – теменная доля; 3 – затылочная доля; 4 – височная доля; 5 – мозжечок; 6 – продолговатый мозг
Рис. 3. Верхнелатеральная поверхность полушария после удаления покрышки островка
1 – лобная доля; 2 – теменная доля; 3 – затылочная доля; 4 – височная доля; 5 – островковая доля; 6 – мозжечок; 7 – продолговатый мозг
Рис. 4. Верхнелатеральная поверхность полушария
1 – латеральная борозда; 2 – средняя лобная извилина; 3 – верхняя лобная извилина; 4 – прецентральная извилина; 5 – верхняя и нижняя прецентральные борозды; 6 – центральная борозда; 7 – постцентральная извилина; 8 – постцентральная борозда; 9 – внутритеменная борозда; 10 – верхнетеменная долька; 11 – нижнетеменная долька; 12 – надкраевая извилина; 13 – угловая извилина; 14 – затылочный полюс; 15 – нижняя височная борозда; 16 – нижняя височная извилина; 17 – средняя височная извилина; 18 – верхняя височная извилина; 19 – верхняя височная борозда; 20 нижняя лобная борозда; 21 нижняя лобная извилина; 22 – верхняя лобная борозда; 23 – мозжечок; 24 – продолговатый мозг.
Рис. 5.Медиальная поверхность полушария
1 – свод; 2 — клюв мозолистого тела; 3 — колено мозолистого тела; 4 — ствол мозолистого тела; 5 — борозда мозолистого тела; 6 — поясная извилина; 7 — верхняя лобная извилина; 8 — , 10 — поясная борозда; 9 — парацентральная долька; 11 – предклинье; 12 — теменно-затылочная борозда; 13 – клин; 14 — шпорная борозда; 15 — медиальная затылочно-височная извилина; 16 — средняя затылочно-височная извилина; 17 — затылочно-височная борозда; 18 — боковая затылочно-височная извилина; 19 — гиппокампова борозда; 20 — парагиппокамповая извилина
Рис. 6. Нижняя поверхность полушария
1- прямая извилина; 2 – обонятельная борозда; 3 – глазничные борозды; 4 – глазничные извилины; 5 — переднее продырявленное вещество; 6 – височно-затылочная борозда; 7 латеральная височно-затылочная извилина; 8 – медиальная височно-затылочная извилина; 9 – коллатеральная борозда; 10 — гиппокампова борозда; 11 — медиальная затылочно-височная извилина; 12 — шпорная борозда; 13 — парагиппокамповая извилина; 14 – крючок; 15 – сосцевидные тела; 16 – средний мозг; 17 – обонятельная луковица; 18 – обонятельный тракт; 19 – зрительный перекрест
Рис. 7. Базальные ядра
1 – неокортекс; 2 – нервные волокна; 3 – островковая доля; 4 – передний рог бокового желудочка; 5 – задний рог бокового желудочка; 6 – колено мозолистого тела; 7 – утолщение мозолистого тела; 8 – прозрачная перегородка; 9 – свод; 10 – таламус; 11 – III желудочек; 12 – хвостатое ядро; 13 – бледный шар; 14 – скорлупа; 15 – ограда; 16 – внутренняя капсула; 17 – наружная капсула; 18 – крайняя капсула; 19 – гиппокамп; 20 — мозжечок
Занятие 6. ГОЛОВНОЙ МОЗГ: ЛОКАЛИЗАЦИЯ КОРКОВЫХ ЦЕНТРОВ АНАЛИЗАТОРОВ
Цель занятия
- Усвоить классификацию анализаторов на первую и вторую сигнальные системы.
- Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах области локализации основные корковых центров анализаторов.
- Знать функциональное назначение анализаторов.
План занятия
- Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы изучаемой темы.
- Ответить на вопросы преподавателя.
- Дать ответы на вопросы тест — карты.
Основная литература
- Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 414-420.
- Курепина М.М., Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 267-275.
- Лекции.
Дополнительная литература
- Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.
- Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.
- Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.
- Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.
- Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.
- Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.
Методические указания
Готовясь к данному занятию, необходимо вспомнить расположение основных долей, борозд и извилин полушарий конечного мозга. Обратите внимание на расположение анализаторов первой и второй сигнальных систем в зависимости от их функций.
Время для самоподготовки — 4 часа.
Структура темы
- Понятие «анализатор».
- Корковый конец анализатора
- Ядро
- Рассеянные элементы
- Цитоархитектоника коры больших полушарий
- Корковые представительства анализаторов первой сигнальной системы
- Анализатор общей чувствительности.
- Ядро двигательного анализатора
- Особенности проецирования участков тела в области корковых представительств анализаторов общей чувствительности и двигательного.
- Ядро анализатора, обеспечивающего сочетанный поворот головы и глаз в противоположную сторону
- Ядро анализатора целенаправленных сложных комбинированных движений и его особенности
- Ядро анализатора с функцией стереогнозии
- Ядро слухового анализатора
- Ядро зрительного анализатора
- Ядра обонятельного и вкусового анализаторов.
- Анализаторы второй сигнальной системы и их особенности
- Ядро двигательного анализатора письменной речи
- Ядро двигательного анализатора артикуляции речи
- Ядро слухового анализатора устной речи
- Ядро зрительного анализатора письменной речи
Вопросы для самоконтроля знаний
- Что такое цитоархитектоника коры мозга? На какие цитоархитектонические слои подразделяется кора большого мозга?
- Где расположено представительство коркового центра анализатора зрения?
- Где расположен центр двигательного анализатора?
- Где расположены центры речи? Стереогноза? Праксии?
- Перечислите основные отличия анализаторов первой сигнальной системы от второй.
- Какое поражение коры больших полушарий приведет к корковой глухоте?
- Где располагается корковое представительство анализатора общей чувствительности? Чем характеризуется проекция этого анализатора в кору больших полушарий
Занятие 7. ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
Автономная нервная система
Цель занятия
1. Понять принципы иннервации мышц и органов тела человека.
2. Знать основные периферические нервы и механизмы их формирования.
3. Знать 12 пар черепных нервов, их ядра и области иннервации.
4. Усвоить принципы организации автономной нервной системы.
План занятия
- Разобрать с преподавателем наиболее сложные вопросы темы.
- Ответить на вопросы преподавателя.
- Дать ответы на вопросы тест — карт.
Основная литература
- Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 453-493.
- Курепина М.М., Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 230-239, 254-258, 277-281.
- Лекции.
Дополнительная литература
- Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.
- Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.
- Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.
- Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.
- Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.
- Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с..
Методические указания
При подготовке к занятию обратите внимание на латинские названия черепных нервов. Необходимо хорошо знать общий принцип организации автономной нервной системы. Безусловным является знание иннервации основных областей тела человека.
Время для самоподготовки — 4 часа.
Структура темы
- Периферический отдел нервной системы
- Принципы организации периферических нервов
- Спинно-мозговые нервы
- Шейное сплетение
- Плечевое сплетение
- Грудные нервы
- Поясничное сплетение
- Крестцовое сплетение
- Копчиковое сплетение
- Черепные нервы.
- Обонятельные нервы — I пара.
- Зрительный нерв — II пара.
- Глазодвигательный нерв — III пара.
- Блоковый нерв — IY пара.
- Тройничный нерв — Y пара.
- Отводящий нерв — YI пара.
- Лицевой нерв — YII пара.
- Преддверно-улитковый нерв — YIII пара.
- Языкоглоточный нерв — IX пара.
- Блуждающий нерв — X пара.
- Добавочный нерв — XI пара.
- Подъязычный нерв — XII пара.
- Ядра нервов
- Зона иннервации.
- Автономная (вегетативная) нервная система.
- Общие сведения.
- Функция автономной нервной системы
- Классификация.
- Общий план строения
- Центральный отдел
- Парасимпатические ядра III, VII, IX и X пар черепных нервов.
- Вегетативное ядро (боковой столб в спинном мозге)
- Крестцовые парасимпатические ядра
- Периферический отдел
- Вегетативные нервы
- Вегетативные сплетения
- Узлы вегетативных сплетений (ганглии)
- Симпатический ствол
- Концевые узлы парасимпатической части вегетативной нервной системы
- Центральный отдел
- Строение симпатического отдела.
- Центральная часть.
- Периферическая часть.
- Строение парасимпатического отдела.
- Центральная часть.
- Периферическая часть.
- Метасимпатический отдел
- Виды синапсов.
- Медиаторы автономной нервной системы
- Дуга вегетативного рефлекса.
- Организация периферического отдела нервной системы.
- Спинномозговые нервы.
Вопросы для самоконтроля знаний.
- Назовите функцию X пары черепных нервов.
- Сколько ветвей у тройничного нерва?
- Какие нервы иннервируют язык?
- Как образуется спинномозговой нерв?
- Назовите самый длинный нерв шейного сплетения.
- Какой нерв иннервирует заднюю группу мышц плеча?
- Какие мышцы иннервирует запирательный нерв?
- Где лежат спинальные центры симпатического отдела нервной системы?
- В чем состоит особенность дуги вегетативного рефлекса?
- Как иннервируется мозговое вещество надпочечников?
- Где лежат ядра тройничного нерва?
- Как образуется зрительный нерв?
- Дайте определение автономной нервной системы.
- Какие анатомические структуры входят в состав автономной нервной системы?
- Назовите очаги скопления вегетативных ядер в спинном и головном мозге.
- В чем отличие вегетативной рефлекторной дуги от соматической?
- Где располагаются преганглионарные вегетативные нейроны?
- Каковы функциональные различия симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы?
Занятие 8. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. ОРГАН СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ. ОРГАН ЗРЕНИЯ. ОРГАН ОБОНЯНИЯ. ОРГАН ВКУСА. КОЖНАЯ РЕЦЕПЦИЯ
Цель занятия
- Усвоить анатомическую терминологию органов чувств
- Знать строение органов чувств.
- Уметь показать на таблицах и муляжах отдельные образования органа слуха и равновесия и нервные пути, связывающие рецепторы с корковыми представительствами анализаторов.
- Усвоить особенности рецепторного аппарата органа зрения, обоняния, вкуса и кожной рецепции.
- Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования органа зрения, вкуса, обоняния и рецепторов кожи.
- Знать функциональное назначение отделов органа зрения.
План занятия
- Разобрать с преподавателем наиболее сложные вопросы темы.
- Ответить на вопросы преподавателя.
- Дать ответы на вопросы тест — карт.
Основная литература
- Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 494-533.
- Курепина М.М., Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 285-303.
- Лекции.
Дополнительная литература.
- Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.
- Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.
- Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.
- Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.
- Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.
- Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.
Методические указания
При подготовке к данному занятию необходимо знать гистологическое строение органов чувств. Учесть филогенез в развитии органов чувств. Особое внимание надо обратить на пути поступления информации в высшие центры анализа внешних раздражений. Изучить механизм восприятия звука и работу вестибулярного аппарата. Готовясь к занятию, необходимо вспомнить расположение корковых центров анализаторов и классификацию рецепторов в зависимости от их локализации. Обратите внимание на ход афферентной импульсации в структуры центральной нервной системы. Рассмотреть особенности светочувствительных клеток сетчатки.
Время для самоподготовки – 4 часа.
Структура темы
- Орган зрения.
- Оболочки глаза.
- Фиброзная оболочка.
- Склера.
- Роговица.
- Сосудистая оболочка (хориоидеа).
- Ресничное тело.
- Радужка.
- Сфинктер зрачка.
- Дилататор зрачка.
- Внутренняя оболочка (сетчатка).
- Пигментная часть.
- Светочувствительная часть.
- Фоторецепторный слой.
- Ассоциативный слой.
- Ганглиозный слой.
- Диск зрительного нерва (слепое пятно).
- Центральная ямка (желтое пятно).
- Фиброзная оболочка.
- Передняя камера глазного яблока.
- Задняя камера глазного яблока.
- Стекловидная камера глазного яблока.
- Стекловидное тело.
- Хрусталик.
- Вспомогательные органы глаза.
- Мышцы глазного яблока.
- Иннервация.
- Функция.
- Веки.
- Конъюнктива.
- Слезный аппарат.
- Мышцы глазного яблока.
- Проводящие пути информации от сетчатки в кору головного мозга.
- Оболочки глаза.
- Орган слуха и равновесия.
- Наружное ухо.
- Ушная раковина.
- Завиток.
- Противозавиток.
- Козелок.
- Противокозелок.
- Наружный слуховой проход.
- Слуховая (евстахиева) труба.
- Среднее ухо.
- Барабанная перепонка.
- Слуховые косточки.
- Молоточек.
- Наковальня.
- Стремя.
- Суставы слуховых косточек.
- Связки и мышцы косточек.
- Внутреннее ухо.
- Костный лабиринт.
- Перепончатый лабиринт.
- Улитковый лабиринт.
- Лестница преддверия.
- Барабанная лестница.
- Улитковый проток.
- Базиллярная мембрана.
- Преддверная мембрана.
- Геликотрема.
- Спиральный (кортиев) орган.
- Спиральный ганглий.
- Слуховые пути.
- Вестибулярный лабиринт.
- Эллиптический мешочек (маточка).
- Сферический мешочек.
- Полукружные протоки.
- Статолитовый аппарат.
- Ампулярные гребешки.
- Путь нервного импульса от рецептора до коркового представительства анализатора.
- Орган обоняния.
- Локализация обонятельной области.
- Обонятельные клетки.
- Обонятельные проводящие пути.
- Орган вкуса.
- Локализация вкусовых рецепторов.
- Вкусовые почки.
- Вкусовые проводящие пути.
- Кожная рецепция.
- Механорецепция.
- Рецепторы давления — датчики силы.
- Рецепторы прикосновения — датчики скорости.
- Рецепторы вибрации — датчики ускорения.
- Проприорецепция.
- Терморецепция
- Ноцицепция.
- Проводящие пути.
Вопросы для самоконтроля знаний
- Опишите строение среднего уха. Каково его функциональное значение?
- Назовите части костного и перепончатого лабиринтов. Какие из них относятся к органу равновесия, а какие – к органу слуха?
- Где расположены слуховые рецепторы? Как называется рецепторный аппарат слухового анализатора?
- Где располагаются тела первого (сенсорного), второго и третьего нейронов слухового пути?
- Где находится корковый центр слухового анализатора?
- Волокнами каких нейронов слухового пути формируется латеральная петля и в каких подкорковых центрах она заканчивается?
- Где располагаются рецепторы статического равновесия? Динамического равновесия?
- Где располагаются тела первого (сенсорного), второго и третьего нейронов вестибулярного пути?
- Где находится корковый центр анализатора гравитации?
- Где располагаются вкусовые рецепторы?
- Назовите оболочки глазного яблока
- Какие нервы иннервируют глазные мышцы?
- Какова функция мышц глазного яблока?
- Что такое саккады глазного яблока?
- Как оттекает от глаза слезная жидкость?
- Где располагается обонятельная область?
- Перечислите пути проводящие информацию о вкусовых раздражениях?
- Как осуществляется рецепция боли?
- Перечислите механорецепторы кожи.
- Чем образован аккомодационный аппарат глаза?
- Где располагаются и как называются группы мышечных клеток, сокращение которых приводит к изменению диаметра зрачка? Кривизны хрусталика?
- Какие анатомические структуры входят в состав зрительного анализатора?
- В каких отделах мозга расположены подкорковые центры зрительного анализатора?
- Волокна каких нейронов образуют обонятельные нервы?
Занятие 9. ОНТОГЕНЕЗ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Цель занятия
- Знать к какому периоду жизни полностью формируются основные мозговые структуры.
- Усвоить характерные особенности темпов формирования различных мозговых структур.
- Знать морфологические основы индивидуальной изменчивости мозга.
План занятия
- Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы темы.
- Ответить на вопросы преподавателя.
- Ответить на вопросы тест — карт.
Основная литература
- Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 33-37, 407-408, 412, 451-453.
- Курепина М.М., Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 224-226,239-241, 275-277.
- Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. С. 65-104, 257-258, 322-341.
- Лекции.
Дополнительная литература
- Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.
- Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.
- Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.
Методические рекомендации
Обратите внимание на критические периоды в развитии нервной системы. Усвоить особенности миелинизации различных типов волокон. Рассмотреть этническую, половую и индивидуальную изменчивость.
Время для самоподготовки — 2 часа.
Структура темы
- Внутриутробный период формирования нервных структур.
- Время закладки нервной системы у зародыша человека.
- Период формирования нервной трубки.
- Образование первичных мозговых пузырей.
- Период формирования борозд на поверхности полушарий.
- Особенности основных структур ЦНС у новорожденного.
- Масса и уровень развития отделов головного мозга.
- Особенности спинного мозга новорожденного.
- Оболочки мозга новорожденного.
- Возрастные особенности нервной системы.
- Возрастные особенности головного мозга.
- Изменение массы головного мозга.
- Этапы формирования борозд и извилин полушарий головного мозга.
- Динамика развития мозолистого тела.
- Особенности миелинизации волокон.
- Возрастные особенности спинного мозга.
- Изменение массы и размеров спинного мозга.
- Особенности развития серого и белого вещества спинного мозга.
- Возрастные особенности оболочек мозга.
- Развитие твердой оболочки головного мозга.
- Изменение с возрастом объема подпаутинного пространства.
- Возрастные особенности головного мозга.
- Этническая изменчивость мозга.
- Характерные особенности мозга для основных рас.
- Изменение массы мозга в этнических группах с течением времени.
- Индивидуальная изменчивость мозга.
- Минимальная и максимальная масса мозга.
- Различные варианты организации борозд и извилин.
- Количественные различия подкорковых образований.
- Специфика количественной организации полей неокортекса и различные виды одаренности ( зрительная, абсолютный слух и т.д.).
Вопросы для самоконтроля знаний
- Назовите этапы развития центральной нервной системы человека.
- Назовите периоды развития нервной системы ребенка.
- В каком возрасте у зародыша происходит закладка нервной трубки?
- Сколько мозговых пузырей служат зачатками основных отделов головного мозга?
- В каком возрасте заканчивается миелинизация афферентных волокон?
- К какому возрасту масса головного и спинного мозга достигает показателей у взрослого человека?
- Объем какого мозгового вещества увеличивается быстрее и с чем это связано?
- Каковы отличия мозговых оболочек у новорожденных по сравнению со взрослыми?
- Каков диапазон индивидуальных изменений массы головного мозга?
- С какой морфологической особенностью связано явление абсолютного слуха?
- Какие изменения наблюдаются в мозговой ткани у людей пожилого возраста?
Примерные вопросы к экзамену по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы»
- История развития анатомии центральной нервной системы человека.
- Основные отделы центральной нервной системы человека.
- Общая характеристика периферической нервной системы.
- Клеточное строение нервной ткани.
- Характеристика нейрона как структурно-функциональной единицы нервной системы.
- Типы нейронов и их особенности.
- Нейроглия и её функция.
- Основные типы глиальных клеток.
- Классификация нервных волокон по признаку особенностей строения.
- Понятие рецептор.
- Классификация рецепторов.
- Синапс: его строение и типы.
- Внешнее строение спинного мозга.
- Сегмент спинного мозга и его основные структуры.
- Основные отделы спинного мозга.
- Восходящие проводящие пути: функции и расположение в спинном мозге.
- Нисходящие проводящие пути: функции и расположение в спинном мозге.
- Основные группы проводящих путей.
- Общее описание переднего мозга.
- Общее описание ствола мозга.
- Состав белого и серого вещества мозга.
- Общий план строения конечного мозга: поверхности, полюса, полушарий и доли.
- Борозды и извилины верхнелатеральной поверхности полушария.
- Борозды и извилины медиальной поверхности полушария.
- Строение нижней поверхности полушария.
- Структуры обонятельного мозга.
- Основные группы волокон, составляющих толщу полушарий.
- Система желудочков мозга.
- Базальные ядра: строение, функции.
- Оболочки головного мозга: функции, особенности строения.
- Морфо-функциональные различия участков коры полушарий.
- Понятие анализатора.
- Анализаторы первой сигнальной системы: функции и локализация в коре полушарий.
- Анализаторы второй сигнальной системы: особенности строения, функции, локализация.
- Промежуточный мозг: общий план строения.
- Гипоталамус: строение, функции, основные ядра.
- Внешнее строение среднего мозга и его расположение.
- Внутреннее строение среднего мозга: проводящие пути и ядра.
- Перешеек ромбовидного мозга.
- Задний мозг: общий план строения.
- Основные структуры моста.
- Внешнее строение мозжечка и его расположение.
- Внутреннее строение мозжечка: ядра мозжечка.
- Строение ромбовидной ямки.
- Внутреннее строение продолговатого мозга: основные ядра и проводящие пути.
- Черепные нервы.
- Проекция ядер черепных нервов на ромбовидную ямку.
- Периферическая нервная система.
- Строение и медиаторы симпатической нервной системы.
- Строение и медиаторы парасимпатической нервной системы.
- Формирование структур нервной системы человека во внутриутробный период.
- Особенности строения нервной системы у новорожденного.
- Возрастные особенности головного мозга.
- Динамика возрастных изменений спинного мозга у человека.
- Возрастные особенности оболочек мозга.
- Отличия в строении мозга у разных рас.
- Изменение мозга в антропогенезе.
- Соотношение одаренности и особенностей строения неокортекса.
- Строение органа зрения.
- Пути проведения информации от светочувствительных рецепторов к центрам зрения.
- Возрастные особенности строения органа зрения.
- Строение органа слуха.
- Строение органа равновесия.
- Проведение импульсов от рецепторов слуха и равновесия.
- Возрастные особенности строения органа слуха и равновесия.
- Строение органа обоняния и проводящие пути.
- Строение вкусового анализатора и проведение импульсов от рецепторов в кору больших полушарий.
- Кожная рецепция: виды рецепторов, проводящие пути.
42