Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Взаимодействие родителей с ребенком: понятие, виды 7
1.2. Тревожность и ее развитие у детей 13
1.3. Проблема влияния взаимодействия родителей с ребенком на эмоциональное развитие ребенка в психологической литературе 24
Выводы по Главе 1 31
Глава 2. Практические аспекты влияния стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Результаты исследования 38
2.3. Интерпретация результатов исследования 47
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения 53
Введение
Эмоциональная сфера является одной из важных составляющих внутреннего мира личности, а в дошкольном детстве выступает основным регулятором психического развития. По мнению таких авторов, как В.М. Астапов, М.К. Бардышевская, А. Валлон, Л.С. Выготский, В.В. Ледебинский, сензитивным периодом в отношении развития эмоциональной сферы индивида является дошкольное детство, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, направляют его познавательную активность. К завершению старшего дошкольного возраста у нормально развивающегося ребенка созревают основные механизмы эмоциональной саморегуляции, а часто повторяющиеся эмоциональные состояния закрепляются как устойчивые эмоциональные свойства личности. По данным детских психологов (В.М. Астапов, И.В. Дубровина, А.И. Захаров), наиболее распространенным явлением в детском возрасте является тревожность. Изучению особенности и законо-мерностей проявлений тревожности у детей и подростков посвящены труды В.М. Астапова, Дж. Боулби, Д.В. Винникотта, А.И. Захарова, А.М. Прихожан М..Кляйн, М. Маллер, А. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксона. Эти и другие авторы отмечают, что истоки детской тревожности часто лежат в семье, – в сфере отношений со значимыми взрослыми. При этом ведущая роль в возникновении повышенной детской тревожности принадлежит родительскому отношению и стилю взаимодействия родителей с ребенком. Однако эмпирические исследования, объективирующие вклад стиля взаимодействия родителей с ребенком в формирование тревожности у детей, крайне немногочисленны.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... 5. Нарушение способности к социальному взаимодействию. О.С. Никольская (Никольская, 1995) предложила в зависимости от степени выраженности и характера проявлений аутизма у детей выделять 4 группы: 1. Детей ... –3 человека. При этом желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, ...
Таким образом, существует противоречие: с одной стороны, многие авторы отмечают значимость дошкольного возраста для всего психического развития и особое влияние родительского отношения в этом возрасте на формирование тревожности у ребенка, с другой стороны, проблема влияния взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста изучена недостаточно.
Актуальность исследования влияния стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста определяется ее недостаточной изученностью в психолого-педагогической литературе, значимостью данного возрастного этапа в эмоциональном развитии индивида, определяющим влиянием эмоцио-нальных состояний ребенка на развитие его личности и психики в целом и широкой распространенностью тревожных расстройств в детской популяции.
Проблема заключается в том, что недостаточная изученность влияния стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста не позволяют разработать эффективные методы психолого-педагогической коррекции детской тревожности.
Это определило выбор темы исследования: «Влияние стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования – изучить влияние стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – стиль взаимодействия родителей с ребенком и тревожность у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – влияние стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: стиль взаимодействия родителей с ребенком оказывает влияние на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме влияния стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Исследовать показатели тревожности у детей дошкольного возраста и стили взаимодействия с ребенком у их родителей.
3. С помощью методов математической статистики провести анализ влияния стилей взаимодействия родителей с ребенком на уровень тревожности ребенка.
4. На основе результатов исследования сформулировать выводы и практические рекомендации для родителей и педагогов.
Теоретико-методологическая основа исследования: общенаучные принципы – принцип детерминизма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принцип развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), принцип системности (В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов), представления психологов о влиянии характера материнско-детского отношения на психическое развитие ребенка (Дж. Боулби, Д.В. Винникотт, М.И. Лисина, А.В. Спиваковская и др.).
Методы и методики. Для реализации поставленных в исследовании задач были использованы методы теоретического исследования (изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ результатов эмпирического исследования, интерпретация полученных результатов и др.); эмпирические методы (психодиагностические методики: «Тест детской тревожности» Р. Тэммпла, М. Дорки и В. Амена, рисуночный тест «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука, Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской; методика «Нарисуй клоуна» Е.Е. Кравцовой) и методы математической обработки данных (критерий U-Манна-Уитни, критерий корреляции ранговой Спирмена).
3759 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и ...
... детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс взаимодействия дошкольного ... человека, любящего своих родителей, свой дом, свою ...
База исследования – МДОУ «Детский сад № 235 г. Челябинска».
Испытуемые: в исследовании приняли участие 25 воспитанников подготовительной группы в возрасте 5,5-6,5 лет (в том числе 11 мальчиков и 14 девочек) и их матери (25 чел.) в возрасте 23-38 лет.
Этапы исследования:
1. На подготовительно-поисковом этапе были проанализированы диапазон и глубина проработанности темы в психолого-педагогической теории и практике, определена цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.
2. На теоретическом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме влияния стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста, сделаны теоретические выводы и обобщения.
3. На эмпирическом этапе был осуществлен сбор эмпирических данных с помощью батареи психодиагностических методик.
4. На аналитико-обобщающем этапе были проведены обработка и анализ результатов исследования, их интерпретация и систематизация данных, сформулированы общие выводы, оформлена текстовая часть исследования.
Теоретическая значимость исследования. Исследование решает ча-стную научную проблему влияния стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста и позволяет получить целостное представления о развитии личности в онтогенезе, что дополняет имеющиеся теоретические представления в области психологии личности, психологии развития, психологии семьи.
Практическая значимость исследования состоит в возможности ис-пользования психолого-педагогических рекомендаций родителями и педагогами для коррекции тревожности дошкольников и стиля взаимодействия родителей с ребенком.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Основ-ное содержание работы изложено на 53 страницах машинописного текста. Список литературы содержит 47 источников. Работа иллюстрирована 4 таблицами и 4 рисунками.
Глава 1. Теоретические аспекты влияния стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Взаимодействие родителей с ребенком: понятие, виды
Взаимодействие родителей с ребенком выступает объектом присталь-ного внимания в психологии и педагогике в связи с его важной ролью в психическом развитии ребенка [28, c. 60]. Изучением этой проблемы в психологии в разное время занимались Н.Н. Авдеева [1], О.В. Баженова [4], Д.В. Винникотт [8], И.Ю. Ильина [13], Е.И. Исенина [14], М. Кляйн [15], М.И. Лисина [20], С.Ю. Мещерякова [23], М. Мид [24], Р.Ж. Мухамедрахимов [26], В.И. Перегуда [30], Г.И.Свердлова [34], Г.В. Скобло [36], Е.О. Смирнова [37], А.В. Спиваковская [39], Г.Г. Филиппова [40] и др.
Рекламный текст и психология речевого воздействия
... граждан образованных давать - целью одной ограничиваться не может воспитание.1 Темой «Рекламный текст и психология речевого воздействия» следует называть лишь ту, которая содержит нечто новое, все прочие ... дидактики быстро узнать, что уже сделано в той или иной области.2 Текст рекламы среди психологии речевого воздействия, как и в среде людей, может попасть в хорошее ...
В отечественной психологии роль взрослого в развитии ребенка как представителя человеческого рода, принятая в качестве основополагающей в культурно-историческом подходе, положена в основу исследований взаимодействия ребенка с взрослым [10; 19; 20; 27]. При этом взаимодействие родителей с ребенком рассматривается как важный фактор психического развития ребенка [1; 4; 7; 9; 13; 23; 30; 34; 36; 37; 39]. Так, Л.Б. Шнейдер [45] выделяет такую важную функцию родительско-детских отношений, как обеспечение условий для развития ребенка.
Многие зарубежные авторы также неоднократно подчеркивали важ-ность изучения взаимодействия родителей с ребенком для понимания усло-вий психического развития ребенка [22, С. 159]. Клинико-психологические корреляции между нарушением взаимодействия родителей с ребенком и нарушениями психического развития ребенка отражены в работах многих зарубежных [8; 15; 41; 46] и отечественных исследов…….
Список литературы
1. Авдеева, Н. Н. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия [Текст] / Н.Н. Авдеева, Н.А. Хаймовская // Психол. журн. 1999. Т. 20. № 1. С. 39-48.
2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин. – СПб. : Питер, 2008. – 380 с.
3. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов. – СПб. : Питер, 2004. – 224 с.
4. Баженова, О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, усло-вий психологического риска для будущего развития ребенка [Текст] / О.В. Баженова, Л.Л. Баз, О.А. Копыл // Синапс. 1993. № 4. С. 35-42.
5. Барановская, Т. И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев (лонгитюдное исследование) [Текст] : дисс. канд. психол. наук / Т.И. Барановская. – Шуя, 2002.
6. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г.М. Бреслав. – М. : Смысл, 2004. – 544 с.
7. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения [Текст] / А.Я. Варга. – М. : Изд-во МПСИ, 2001. – 206 с.
8. Винникотт, Д. В. Маленькие дети и их матери [Текст] / Д.В. Винникотт. – М. : Класс, 1998. – 256 с.
9. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия [Текст] / В.И. Гарбузов. – СПб. : АО «Сфера», 1994. – 420 с.
10. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец – М. : Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.
11. Захаров, А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров. – М. : Каро, 2006. – 672 с.
12. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2007. – 784 с.
13. Ильина, И. Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем до-школьном возрасте [Текст] : Автореф. канд. дис. / И.Ю. Ильина. – М., 1996. – 24 с.
14. Исенина, Е. И. Понятие «базовые качества матери» [Текст] / Е.И. Исенина // Материнство : психолого-социальные аспекты (норма и девиация).
– Иваново, 2002. – С. 20-24.
15. Кляйн, М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональ-ной жизни ребенка [Текст] / М. Кляйн // Психоанализ в развитии: сборник переводов / сост. А.П. Поршенко, И.Ю. Романов. – Екатеринбург : Деловая книга, 1998. – 176 с.
Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки
... ном мире до того, как попала в тело человека. На втором этапе развития психологии как науки сначала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и ... чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека. На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль ...
16. Кон, И. С. В поисках себя : личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб. : ЛитРес, 2009. – 464 с.
17. Кочубей, Б. И. Ярлыки для тревожности [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова // Семья и школа. – 1988, № 10. – С. 8-10.
18. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обуче-нию в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова. – М. : Рос. Пед. Общество, 2005. – 160 с.
19. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1972.
20. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 410 с.
21. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология [Текст] / Т.Д. Марцинковская. – М. : Речь, 2001. – 496 с.
22. Махмутова, Р. К. Материнство как психологический феномен [текст] / Р.К. Махмутова // Вестник Удмуртского университета, 2007, № 9. – С. 159-166.
23. Мещерякова, С. Ю. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери [Текст] / С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Н.И. Ганошенко // Соросовские лауреаты: Философия. Психология. Социология. – М., 1996.
24. Мид, М. Культура и мир детства [Текст] / М. Мид; сост. и предисл. И.С. Кона. – М. : Наука, 1988. – 429 с.
25. Мэй, Р. Смысл тревоги [Текст] / Р. Мэй. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 384 с.
26. Мухамедрахимов, Р. Ж. Мать и младенец : психологическое взаимодействие [Текст] / Р.Ж. Мухамедрахимов. – СПб., 1999.
27. Мухина, В. С. Возрастная психология : Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2009. – 640 с.
28. Овчарова, Р. В. Психология родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 298 с.
29. Падун, М. А. Качество привязанности как фактор устойчивости к психической травме [Текст] / М.А. Падун, Е.В. Калмыкова // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2002, № 1.
30. Перегуда, В. И. Особенности самоконтроля у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Канд. дис. / В.И. Перегуда. – М., 1994.
31. Попцова, Е. В. Качества матери и психическое развитие ребенка раннего возраста [Текст] : дисс. канд. психол. наук. / Е.В. Попцова. – М., 1995.
32. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.
33. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии [Текст] / Е.С. Романова. – СПб: Речь, 2001. – 416 с.
34. Свердлова, Г. А. Роль взаимоотношений матери и ребенка в коррекции сниженной познавательной мотивации ребенка (старший дошкольный возраст) [Текст] : канд. дис. / Г.А. Свердлова. – М., 1995.
35. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – М. : Речь, 2007. – 350 с.
36. Скобло Г. В. Система «мать-дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики [Текст] / Г.В. Скобло, О.Ю. Дубовик // Соц. и клин. психиатрия. – 1992. – № 2. – С. 75-78.
37. Смирнова, Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент [Текст] / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1995. – № 3.
Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
... в 1893 году, еще до начала своих занятий психологией. ДЦП - обобщенное название для тяжелых заболеваний ЦНС, ... ногах. Чаще эта форма появляется у недоношенных детей. Физическое развитие ребенка замедляется: он поздно начинает держать голову, сидеть. ... в разной степени корригируемая специфика формирования всех сфер личности, обусловленная в данном случае тяжелыми двигательными нарушениями, ...
38. Солоед, К. В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации [Текст]: Канд. дис. / К.В. Солоед. – М., 1998. – 20 с.
39. Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов [Текст] / А.С. Спиваковская. – М. : Прогрес, 1988. – 200 с.
40. Филиппова, Г. Г. Психология материнства [Текст] / Г.Г. Филиппова. – М. : Академия, 2002. – 512 с.
41. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции [Текст] / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2008. – 608 с.
42. Хорни, К. Собрание сочинений в 3-х томах [Текст] : пер. с англ. / К. Хорни. – М. : Смысл, 2007. – Т. 2. – С. 480.
43. Хьелл, Л. Теории личности : основные положения, исследования и применение : 3-е изд. [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : ПитерКом, 2002. – 608 с.
44. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб. : ЛитРес, 2009. – 464 с.
45. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология [Текст] : учебное пособие для ву-зов / Л.Б. Шнейдер. – М. : Академический проект, 2011. – 736 с.
46. Эриксон, Э. Детство и общество [текст] / Э. Эриксон. – СПб. : Ленато АСТ, 1996.
47. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.-В., 1995.