КУРСОВАЯ РАБОТА
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ. СТРУКТУРНЫЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА
Введение
конфликт организация предупреждение разрешение
На мой взгляд, тема моей курсовой работы весьма актуальна.
Недаром ведь, конфликтам, управлением их и связанными с ними проблемами менеджмента было посвящено множество работ различных исследователей.
Например, на вопрос: «Что такое конфликт?» имеется не менее 100 определений.
Да, и вообще, если вдуматься, то мир-это результат конфликтного взаимодействия и конфликт «прорастает на плантации» мира и дружбы. Противоречия между людьми практически неизбежны в любой организации. Когда люди вместе работают, то причины для конфликтов возникают довольно часто. Обостряющие противоречия перерастают в конфликты.
Большинство людей «фокусируя свой зрачок» на конфликте, как на деструктивном явление. Отождествляют с насилием и агрессией. Видят в грязно-серой палитре красок.
Сегодняшние теоретики признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта — условие не только невозможное, но и нежелательное.
Противоречивая функция конфликта заключается в том, что в любой организации, с одной стороны, конфликт является главным препятствием на пути реализации инноваций, с другой- история не дает примеров реализации новых идей без конфликтов. Именно, в конфликте человек задает вопросы и ищет ответы.
Ну, как и любая жизненная ситуация — конфликт — требует грамотное управления. Метод «куда слепая выведет» здесь не уместен. Ответственность «рулевого» доверена менеджеру, как человеку, работающему с людьми. Он должен уметь подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию.
Но часто управленцы не могут увидеть причину конфликта. И начинают хаотично действовать в таких ситуациях, чётко не продумывая в свои шаги. Тактика действий их груба. Конечно, они могут «погасить» на время конфликт, устраняя на своём пути видимые шероховатости. Это не есть сама суть. Действия эти подобны действиям нерадивого огородника, который борясь с сорняками на своих 6 соток, обрывает лишь ботву, оставив не тронутым корень. А ведь сорняк функционирует, хоть и трудно его найти. Так же обстоит дело и с неправильным управлением конфликта.
Поэтому, чтобы понять саму суть возникновения конфликтов и определить методы их предотвращения, я в данной курсовой работе попытаюсь раскрыть природу конфликтов в организациях, а так же описать методы управления.
Конфликты в организации, методы их разрешения
... 5 Понятие конфликта. Понятие организации и конфликта в ней. 5 Причины и типы конфликтов в организации. 6 Стадии и модели развития конфликта. 9 Глава II. Разрешение конфликтов. 11 ... процессе неформального общения между сотрудниками. Причины и типы конфликтов в организации. Знание возможных причин возникновения конфликтов в организации может заранее помочь предупредить их возникновение, если заранее ...
1. Конфликты в системе управления
1.1 Сущность конфликта, его понятие
Самое общее определение конфликта (от лат. Conflictus — столкновение) — столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение, конфликт Определение взято из источника — Н.И. Кабушкин. Основы менеджмента — /Уч. пособие/ — 5-е издание — Мн: Новое знание, 2002г — 336с (страница 275) — противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами. В конфликте каждая из сторон делает всё, чтобы была принята только её точка зрения.
Конфликт — это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты не проявляются столь очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п.
Признаком назревающего конфликта в коллективе может стать увеличение потерь рабочего времени, снижение производительности труда и качества продукции, что, в конечном счёте, приводит к убыткам. Свидетельством зреющего конфликта является так же ослабление трудовой дисциплины. Кроме того, нарушается устойчивость внутренней среды предприятия, девальвируется установившиеся служебные и личные отношения
между сотрудниками.
Это проявляется в том, что задачи, решаемые коллективом, перестают быть общими; каждый сотрудник стремится изолироваться от других, трудится сам по себе; взаимопомощь между работниками не поощряется; люди не доверяют друг другу, становятся замкнутыми. В межличностных взаимоотношениях подчёркиваются недостатки в работе коллег, преобладают негативные факты; постоянно происходит выяснение отношений между людьми, притом порой в оскорбительной форме.
Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны проанализировать его, понять и уметь управлять им.
Основными элементами конфликта является конфликтная ситуация и инцидент.
Это можно представить в виде формулы:
Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт
Рассмотрим суть входящих в формулу составляющих:
Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Конфликтная ситуация предполагает наличие объекта конфликта и его участников (субъектов конфликта).
Объектом конфликта способствующего возникновению и развитию конфликтной ситуации, могут быть власть, ресурсы, слава и т.д. Важным условием существования конфликтной ситуации является неделимость объекта конфликта.
Например, скрытая или явная борьба за более престижную должность становится источником конфликта между рабочими.
Участники конфликта стремятся достигнуть собственных целей, видя в оппоненте (возражающий, противник в споре) препятствие, которое необходимо преодолеть. Для этого в конечном счёте используется конфликт как способ, так или иначе устраняющий преграду.
Конфликтная ситуация — это диагноз болезни под названием *конфликт*. Только правильный диагноз даёт надежду на исцеление.
Основные стили поведения людей в конфликтной ситуации
... возможности – к максимуму. Для эффективного управления конфликтом необходимо изучить конкретные стратегии поведения, особенности взаимодействия и приемы, используемые людьми в конфликтной ситуации. В приложении (Приложение 1) реферата можно ознакомиться ...
Инцидент — это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Инцидент может произойти как по инициативе оппонентов, так и независимо от их воли и желания в следствии каких-либо обстоятельств.
Конфликт — это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций
Например, Между двумя сотрудниками не сложились отношения. В разговоре между собой один употребил какие-то неудачные слова. Второй обиделся, хлопнул дверью и написал жалобу на первого. Вышестоящий руководитель вызвал обидчика и заставил его извинится. «Инцидент исчерпан», — заявил руководитель удовлетворенно, имея в виду, что конфликт разрешен.
Если обратится к формуле конфликта, то можно сделать вывод, что конфликт здесь — жалоба; конфликтная ситуация — не сложившиеся отношения между сотрудниками; инцидент — случайно сказанные неудачные слова. Заставив извинится, руководитель действительно исчерпал инцидент.
А конфликтная ситуация? Она не только осталась, но и усугубилась. Действительно, обидчик не считал себя виновным, но должен был извиниться, отчего антипатия его к пострадавшему только увеличилась. И тот, в свою очередь, понимая фальшивость приносимого извинения, не улучшил своего отношения к обидчику.
Таким образом, своими формальными действиями руководитель не разрешил конфликт, а только усилил конфликтную ситуацию (не сложившиеся отношения) и тем самым увеличил вероятность новых конфликтов между этими работниками.
Поэтому, менеджеру нужно не столько опасаться развития конфликтной ситуации, сколько понимать источники и причину её возникновения.
1.2 Источники конфликта
Источниками конфликтов являются люди, поскольку среди них наблюдается огромное разнообразие потребностей, точек зрения, привычек, жизненных приоритетов и целей. По мнению специалистов понятие «психически здоровый человек» весьма условно.
Среда обитания, особенно в крупных мегаполисах, в которых приходится жить людям, напряжённый ритм работы, реальная угроза безработицы и другие причины могут создавать неблагоприятный фон для существования. Это порой негативным образом сказывается на внутреннем состоянии человека. Важно, чтобы менеджер понимал, что среди его подчиненных могут быть так называемые «трудные» люди.
Из числа конфликтных личностей можно выделить 6 характерных типов:
«Демонстративный». Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.
«Ригидный» слово “ригидный” означает негибкий, непластичный. Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Раз и на всегда сложившееся мнение ригидной личности неминуемо приходит в противоречие с изменяющимися условиями и вызывает конфликт с окружающими. Это те люди, для которых «если факты нас не устраивают — тем хуже для фактов». Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость.
«Неуправляемые». Люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение — агрессивное, вызывающее.
«Сверхточные». Это добросовестные работники, особо скрупулёзные, подходящие ко всем с позиции завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованием (а таких большинство), подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих.
Диагностика ролевого конфликта в деятельности руководителя на ...
... существования конфликтной ситуации является неделимость объекта конфликта. Например, скрытая или явная борьба за место ... коллективе единого психологического начала. Отдельный человек, даже если это руководитель, обычно вынужден учитывать фактор "коллективного ... Причины конфликтов: ограниченность ресурсов; взаимозависимость задач; различия в целях; различия в представлениях и ценностях; различия в ...
«Рационалисты». Расчётливые люди, готовые к конфликту в любой момент когда есть реальная возможность достичь своих личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчинённого, например, до тех пор, пока не «закачается кресло» под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя.
«Безвольные». Отсутствие собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влиянием которого он оказался. Опасность этого типа происходит из того, что чаще всего безвольные имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха. Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается коллективом так, что его «устами глаголет истина»
Важным моментом в предотвращении конфликтных ситуаций является учёт психологической совместимости сотрудников. Как показывают исследования, большинство межличностных конфликтов происходит от того, что вместе работают люди, которые по характеру несовместимы. Это определяется темпераментом личности. В нём выражаются такие врождённые особенности человека, как скорость психических процессов, степень эмоциональной возбудимости, проявляющейся в различной интенсивности внешнего выражения эмоций. Основные четыре типа темпераментов выделил ещё Гиппократ: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.
В моей курсовой в Приложении предложены 2 теста, с помощью которых можно узнать: «Обладателем какого темперамента Вы являетесь» и «Не слишком ли Вы агрессивны».
1.3 Виды и причины конфликта
Менеджменту выделяют несколько основных причин конфликтов: ограниченность ресурсов; взаимозависимость задач; различия в целях; различия в представлениях и ценностях; различия в манере поведения и жизненном опыте; неудовлетворительные коммуникации.
— Ограниченность ресурсов. Материальные, трудовые и финансовые ресурсы всегда ограничены. Задачей руководства является оптимальное распределение ограниченных ресурсов между различными структурными подразделениями предприятия. Однако сделать это достаточно трудно, так как критерии распределения обычно достаточно условны. В этой ситуации выделить больше ресурсов какому-то менеджеру, группе или рядовому сотруднику означает обделить других. Таким образом, ограниченность ресурсов и необходимость их распределения неизбежно ведут к различного рода конфликта.
— Взаимозависимость задач. Все организационные системы состоят из взаимозависимых элементов, т.е. работа одного сотрудника или коллектива зависит от работы другого сотрудника или коллектива. Если одно подразделение или отдельный сотрудник работают несоответствующим образом, взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.
— Различия в целях. Обычно в организационных структурах по мере их роста и развития наблюдается процесс специализации, т.е. деятельности в какой-либо узкой сфере. В результате прежние структурные подразделения делятся на более мелкие специализированные единицы. Это увеличивает вероятность конфликтов, которые происходят потому, что такие структуры сами формируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, нежели выполнению целей всей организации.
Исследования индивидуальных различий людей
... нашей работы. Цель нашего исследования: дать психофизиологическую характеристику индивидуальным различиям человека. Задачи: - познакомиться с учебной и научной литературой ... Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются не существенными для оценки личности ... не впадать в уныние, избегать неудач и конфликтов, состояться как личность и не жалеть на ...
— Различия в представлениях и ценностях. В действительности человек в первую очередь стремится принимать во внимание те обстоятельства, которые благоприятны для его личных потребностей или для коллектива, в котором он трудится. Правило здесь простое: иметь право — не значит делать. Необходимо обязательно учитывать привходящие обстоятельства.
— Различия в манере поведения и жизненном опыте. Люди существенно отличаются друг от друга. Встречаются люди излишне агрессивные, авторитарные, безразличные по отношению к другим. Именно такие люди чаще провоцируют конфликт. Различия в жизненном опыте, образовании, стаже работы и возрасте увеличивают возможность возникновения конфликта.
— Неудовлетворительные коммуникации. Коммуникации, являясь средством передачи информации, могут стать причиной конфликта. Это наблюдается, например, когда одни и те же слова могут иметь различное значение для разных людей.
Для того, чтобы рационально управлять конфликтами необходимо понимать разнообразие их природы.
1. Функциональный и эмоциональный конфликт. Хотя слово «конфликт» имеет негативный оттенок, оптимальный уровень противоречий в организации способен обеспечить реальные преимущества и способствовать новаторству; здоровые разногласия полезны для организации. Например, вполне конструктивные дискуссии могут происходить между теми, кто отвечает за снижение затрат. Такой конфликт считается функциональным. Эмоциональный конфликт обычно сопровождается деструктивным (разрушительным) разногласием. Соответственно, полезно стимулировать функциональные конфликты и разрешать эмоциональные.
2. Межличностный конфликт. Обычно вспыхивает между двумя и более индивидуумами и обусловлен столкновением личностей и неспособностью эффективно осуществлять коммуникацию. Конфликты могут возникать, когда люди не симпатичны друг другу, отсутствия доверия между сторонами или существуют различные точки зрения. В «сердцевине» межличностных конфликтов кроется гнев. Его не стоит отрицать — он может оказаться здоровым явлением в разумных пределах. Стороны должны «выпустить пар», прежде чем столкнуться друг с другом.
3. Межгрупповой конфликт (между подразделениями крупных организаций). Наиболее частой его причиной становится недостаток ресурсов; при их распределении возникает почва для конфликта. Источник проблемы может быть также во взаимозависимости задач и несовместимости целей.
4. Конфликт между личностью и группой. Проявляется, если эта личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.
5. Внутриличностный конфликт (между работодателями и служащими).
Он возникает когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, руководитель отдела продажи может потребовать, чтобы его сотрудник всё время находился на рабочем месте и «работал» с клиентами. Позже руководитель уже выражает недовольство тем, что сотрудник тратит слишком много времени на клиентов и не занимается сортировкой товара.
Конфликт в межличностных отношениях подростков
... отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. В межличностном конфликте каждая сторона ... подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович отмечает, что ... взаимодействия); в) инструментальную (конфликт выступает как инструмент раз-решения противоречий); г) перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие ...
6. Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. Например, подчиненный планировал в субботу, в свой выходной, какие-то семейные мероприятия, а начальник в пятницу вечером объявил, что он в связи с производственной необходимостью должен работать в субботу. Внутриличностный конфликт проявляется как ответ на рабочую перегрузку или недогрузку.
Кроме того, конфликты могут быть: скрытыми и открытыми.
Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт превращается в открытый.
Различают также случайные, хронические и сознательно провоцируемые конфликты.
Как разновидность конфликта выделяют и интригу. Под интригой понимается намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, которое вынуждает коллектив или личность к определённым поступкам и этим наносит коллективу и личности ущерб. Интриги, как правило, тщательно продумываются и планируются, имеют свою сюжетную линию.
Данная классификация не отражает всех конфликтных ситуаций. Но для менеджера, прежде всего, нужно определить, с каким видом конфликта он столкнулся. После чего можно задуматься о технологиях дальнейших действий.
1.4 Развитие конфликта
Анализ содержания и особенностей протекания конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям: предконфликтная стадия, конфликтная стадия (непосредственно конфликт), постконфликтная стадия (стадия разрешения конфликта).
Предконфликтная стадия. Ни один конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения. Для предконфликтной стадии, таким образом, характерно накопление и обострение противоречий, что усиливает чувство неудовлетворенности и угрозы, делая ситуацию в коллективе более напряженной.
Предконфликтная стадия — это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решить, предпринять ли агрессивные действия или отступить. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.
Таким образом, конфликт в целом складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента. Действия, составляющие инцидент, могут быть различными.
Итак, действия в непосредственном конфликте могут быть весьма разнообразными — открытыми, скрытыми, непосредственными, опосредованными, физическими, психологическими и идеологическими. Весьма характерным моментом на этапе непосредственного конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. После прохождения критической точки, число конфликтных взаимодействии, и острота и сила резко снижаются и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или, если конфликтная ситуация осталась прежней и не устранены причины конфликта, к новому всплеску сил противостояния, к новому подъему, к новой критической точке. Важно знать время прохождения критической точки, так как после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. В то же время вмешательство в критический момент, на пике конфликта бесполезно или даже опасно. Воздействовать на ход развития конфликта лучше либо до критического состояния, либо после него.
Влияние конфликтов на эффективность управления организацией на примере ЗАО
... процессе решения проблемы (объект), имеющей деловую или личную значимость для каждой из сторон. Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется множество ... 5) предложить рекомендации; III. Установить влияние конфликтов на эффективность деятельности современной организации. Гипотеза курсовой работы – конфликты в организации негативно сказываются на эффективности её деятельности. ...
Постконфликтная стадия характеризуется стремлением нормализовать конфликт и ликвидировать его, однако атмосфера настороженности в коллективе может еще какое-то время сохраняться.
1.5 Последствия конфликта
Последствия конфликтов принято делить на:
1. конструктивные;
2. деструктивные.
1. Конструктивные последствия
Возможно несколько функциональных последствий конфликта.
Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путём, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений — враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли.
Другие конструктивные последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству.
Кроме того, конфликт может уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчинённые не высказывают идей, которые по их мнению, не соответствуют идеям их руководителей.
Через конфликты члены группы могут проработать проблемы в исполнении ещё до того, как решение начнёт выполняться.
2. Деструктивные последствия
Если конфликтом не управляли или управляли неэффективно, то могут образоваться следующие деструктивные последствия, т.е. условия, мешающие достижению целей:
— Неудовлетворённость, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности;
— Меньшая степень сотрудничества в будущем;
— Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группам в организации;
— Представление о другой стороне как о «враге»;
— Представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
— Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами;
— Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения;
— Смещение акцента: придание «победе» в конфликте большего значения, чем решению реальной проблемы.
1.6 Управление конфликтами
Управление конфликтами .Определение взято из источника : “Управление персоналом организации”: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова — М: ИНФРА — М, 1997 — 512с (страница 419) — это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Психологический климат в организации: сущность, факторы, проблемы, ...
... Методы изучения психологического климата в организации 5. Условия создания комфортного психологического климата в организации 6. Основные причины конфликтов 7. Собственное умозаключение и ... культуры кадрового менеджмента Степень комфортности психологического климата зависит от парадигмы управления человеческими ресурсами. Воспользуемся классификационной схемой, предложенной Дональдом Коулом ,чтобы ...
Для успешного управления крайне важно понимание и признание конфликта закономерным явлением в обществе. Более того, необходимо понимать, что конфликт является движущей силой развития, как небольшой организации, так и общества в целом. Здесь очень важным шагом со стороны руководителя является признание возможности активного и позитивного воздействия на конфликт. Такой подход расширяет и углубляет отношение к конфликтам, эта проблема становится многоплановой. Понятие «управление конфликтом» и выражает сущность того, как необходимо действовать в отношении конфликтных явлений.
Существует несколько точек зрения у менеджеров на конфликт:
1. Как иррациональной, разрушительной стихии.
Отношение к конфликту отрицательное, так как в нем нет в ничего хорошего. Теряется здоровье, отношения с самыми близкими людьми, возможен уход с работы и т.п.
Образ конфликта — «Ураган», «Цунами», «Неуправляемая стихия»
2. Как к одному из рациональных способов диагностики.
Отношение к конфликту положительное, т.к. он позволяет увидеть то, что невидимо вне его, испытать коллектив на прочность, ясно увидеть своих и чужих. Отношение к конфликту зависит от личных потерь или приобретений: если первое-то плохое отношение, если второе-то отношение хорошее. Образ конфликта — «Вулкан» При выбросе вулканической смеси можно обнаружить крупицы драгоценных металлов. Если они достанутся самому субъекту-то отношение к конфликту будет хорошее, если кому-то другому-то плохое.
Конкретное содержание полученного ответа зависит от практического опыта людей, а поскольку опыт каждого человека субъективен, то и отношение к конфликту зачастую носит субъективный характер. Подобная позиция в личной жизни механически
В зависимости от точки зрения на конфликт, которой придерживается менеджер, и будет зависеть процедура его преодоления.
Существующие методы управления конфликтами, можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:
1) Внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;
2) Структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;
3) Межличностные методы и стили поведения в конфликте;
4) Переговоры.
Выделим следующие методы управления конфликтов, появление которых наиболее часто отмечается исследователями в организации:
Первый — Межличностные методы управления конфликтами.
При создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.
К. Томас и Р. Килменн выделили следующие пять основных методов управления конфликтом:
Уклонение;
Противоборство;
Уступчивость;
Сотрудничество;
Компромисс.
Основу классификации составляют два независимых параметра:
1) Степень реализации собственных интересов, достижения своих целей;
Развитие стиля управления в организации (на примере СК «Авиакор»)
... Существует множество литературы освещающей стили управления организацией. Особенно мне понравился учебник «Управление организацией» автор Огарков А.А. Он ... сотрудничать, разрешать конфликты и т.д. Рисунок 1. Основные виды управления 1.2 Классификация стилей управления Стиль руководства ... всех необходимых ресурсов трудового коллектива на решение краткосрочных задач. Но при частом использовании ...
2) Уровень кооперативности, учёта интересов другой стороны.
Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса — Килменна разработана Кеннетом У. Томасом и Ральфом Х.Килменном в 1927г., позволяющую проанализировать конкретный конфликт и выбрать рациональную форму поведения.
Рассмотрим их более подробно:
1. Уклонение (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью).
Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора.
Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения.
Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участника, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.
2. Противоборство (конкуренция) — высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью.
Характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него.
Противоборство предполагает восприятия ситуации как победу или поражение, занятие жёсткой позиции. Заставить принять свою точку зрения любой ценой.
3. Уступчивость (сглаживание, приспособление) — слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью.
Действия, которые предпринимаются при такой стратегии, направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений, на обеспечение удовлетворенности другого путём сглаживания разногласий, с готовностью ради этого уступить, пренебрегая своими интересами.
Такое поведение используется, если ситуация не особо значима.
Эта стратегия предполагает стремление поддерживать другого, не задевать его чувства, учитывать его аргументы. Девиз: «Не стоит ссориться, так как все мы одна счастливая команда, находящаяся в одной лодке, которую не следует раскачивать».
4. Сотрудничество — высокая напористость сочетается с высокой кооперативностью.
Здесь действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как свои интересы, так и пожелания других в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. Действия направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чём-то в обмен на уступки другой стороны, на поиск и выработку в ходе переговоров промежуточных «средних» решений, устраивающих обе стороны, при которых никто особенно не теряет, но и не выигрывает.
Данная форма требует продолжительной работы и участия всех сторон.
Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.
Среди большей части руководителей существует убеждение, что даже при полной уверенности в своей правоте лучше не ввязываться в конфликтную ситуацию вообще или отступить, чем вступить в откровенную конфронтацию. Однако, если речь идёт о деловом решении, от правильности которого зависит успех дела, подобная уступчивость оборачивается ошибками в управлении и другими потерями.
Благодаря сотрудничеству могут быть достигнуты наиболее эффективные, устойчивые и надёжные результаты.
5. Компромисс. Характеризуется действиями участников направленные на поиски решения за счёт взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обще стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет.
Тот, кто пользуется данным стилем, не старается добиться своей цели за счёт других, а скорее ищет наилучший вариант решений конфликтной ситуации.
Приведу некоторые предложения по использованию этого стиля при разрешении конфликтов:
а) определите проблему;
b) после того как проблема определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон;
c) сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;
d) создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние на обмен информацией;
е) во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнения другой стороны, а также сводя к минимуму проявления гнева и угроз.
По мнению специалистов в области управления, выбор стратегии компромисса — оптимальный путь к ликвидации противоречий.
Стили уклонения и уступчивости не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта.
При противоборстве и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью.
При уклонении и уступчивости решение конфликта откладывается «надевая маски», а сам конфликт переводится в скрытую форму.
Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остаётся достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены.
В некоторых случаях считается, что конфронтация в разумных контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения решения конфликта, чем сглаживание, уклонение и даже компромисс, хотя данного утверждения придерживаются не все специалисты.
Вместе с тем встаёт вопрос о цене победы и что представляет собой поражение для другой стороны. Это крайне сложные вопросы при управлении конфликтами, так как важно, чтобы поражение не явилось базой формирования новых конфликтов и не привело бы к расширению зоны конфликтного взаимодействия.
Кроме названных пяти основных в их рамках встречаются и другие приёмы разрешения межличностных конфликтов:
1. Координация — согласование тактических подцелей, поведение в интересах главной цели или решения общей задачи. Такое согласование может производиться между организационными единицами на разных уровнях управленческой пирамиды (вертикальная координация); на организационных уровнях одного ранга (горизонтальная координация) и в виде смешанной формы обоих вариантов. Если согласование удаётся, то конфликты разрешаются меньшими затратами.
2. Интегративное решение проблемы. Данная техника разрешения конфликта основывается на предпосылке того, что может существовать такое решение проблемы, которое включает и устраняет конфликтные элементы обеих позиций, что приемлемо для обеих сторон. Считается, что это одна из наиболее успешных стратегий поведения менеджера в конфликте, так как в этом случае рем ближе всего подходят к разрешению условий, которые изначально породили конфликт. Однако подход по принципу решения проблем часто трудно воплощать в жизнь. Это связано с тем, что он во многом зависит от профессионализма и навыков в управленческой деятельности менеджера и, кроме того, в этом случае для разрешения конфликта требуется много времени. В этих условиях менеджер должен иметь хорошую технологию — модель для решения проблем.
3. Конфронтация как путь разрешения конфликта. Цель конфронтации состоит в том, чтобы вынести проблему на всеобщее обозрение. Это даёт возможность свободно обсуждать её с привлечением максимального количества участников конфликта (а по сути — это не конфликт, а трудный спор), поощрять вступление в конфронтацию с проблемой, а не друг с другом с тем, чтобы выявить и устранить препятствия.
Цель конфронтационных заседаний — свести людей вместе на невраждебном форуме, который способствует общению. Публичное и откровенное общение является одним из средств управления конфликтом.
Главная задача менеджера состоит в том, чтобы уметь определить и «войти» в конфликт на начальную стадию. Установлено, что, если менеджер входит в конфликт на начальной фазе, он разрешает на 92%; если на фазе подъёма — на 46%; а на стадии «пик», когда страсти накалились до предела, конфликты практически не разрешаются или разрешаются весьма редко.
Когда силы отданы борьбе (стадия «пик»), наступает спад. И, если конфликт не разрешен в следующем периоде, он разрастается с новой силой, так как в период спада могут быть привлечены для борьбы новые способы и силы.
Второй — Структурные методы управления конфликтом.
Структурные методы управления конфликтом, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д.
К таким методам относятся:
Разъяснение требований к работе;
Координационные и интеграционные механизмы;
Общеорганизационные цели;
Система вознаграждений.
Разъяснение требований к работе является одним из эффективных методов управления и предотвращения конфликтов.
Каждый специалист должен чётко предоставлять, какие результаты от него требуются, в чём состоят его обязанности, ответственность, пределы полномочий, этапы работы. Метод реализуется в виде составления соответствующих должностных инструкций (описаний должности), распределения прав и ответственности по уровням управления.
Координационные и интеграционные механизмы представляют собой использование структурных подразделений в организации, которые в случае необходимости могут вмешаться и разрешить спорные вопросы между ними.
Один из самых распространённых методов. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации.
Если два или более подчинённых имеют разногласия по какому-либо вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к общему начальнику, предлагая ему принять решение. Этот метод облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчинённый знает, чьи решения он должен исполнять.
Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы, целевые группы.
Например, когда в одной из компаний назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями — отделом сбыта и производственным отделом-то была организована промежуточная служба, координирующая объёмы заказов и продаж.
Общеорганизационные цели. Данный метод предполагает разработку или уточнение общеорганизационных целей с тем, чтобы усилия всех сотрудников были объединены и направлены на их достижение.
Идея, лежащая в основе этой методики — направить усилия всех участников на достижение общей цели.
Например, компьютерная компания «Apple» всегда раскрывает содержание комплексных общеорганизационных целей, чтобы добиться большей слаженности в деятельности всего персонала.
Система вознаграждений. Стимулирование может быть использовано как метод управления конфликтной ситуацией, при грамотном оказании влияния на поведение людей можно избежать конфликтов.
Люди, вносящие свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должно вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных групп или лиц.
Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.
1.7 Общие рекомендации по управлению конфликтами
Общие рекомендации по управлению конфликтами специалисты выделили в 6 элементов:
Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так вопросы решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации.
Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчётом затрат по каждому из них. Подготавливают списка возможных действий по регулированию конфликта.
Осознать ценности конфликта. Это крайне важный момент. И руководители предприятия и участники конфликтной группы должны видеть ценность изменений вызванных конфликтом. Конфликты просто необходимы для нормального, не говоря уже об ускоренном, развитии предприятия и ли организации. И при естественном ходе дел, какой бы тихой и спокойной не казалась атмосфера в организации, в ней обязательно будут конфликты. И это очень хорошо и для владельцев предприятия и для фирмы. Конструктивные конфликты вносят новизну.
Реализовать план по урегулированию конфликта. Действия должны быть согласованными, справедливыми и простыми. Нужно помнить, что своевременное действие может принести большую пользу.
Проверить исполнения. Не следует полагать, что однократное действие может разрешить личностные конфликты, оно может только спрятать проблему. Постоянно наблюдайте за развитием ситуации и исследуйте ее снова и снова.
2. Анализ конфликтной ситуации в организации ООО ТС «Вещь!» МО
2.1 Краткая характеристика организации ООО ТС «Вещь!» МО
Торговая сеть «Вещь!» была создана в 1999 г. и изначально занималась оптово-розничной торговлей одежды для всей семьи, и лишь с 2000 года руководство организации изменило направление деятельности, открыв первый магазин под брендом «Вещь!», который положил начало одноименной розничной сети.
С 2001 года в ТС «Вещь!» началось успешное развитие в торговле, благодаря которому на полках магазинов «Вещь!» появился большой ассортимент. Исходя из этого, мы сделали ставку на широкий ассортимент недорогой одежды. Мы предлагаем Вам одежду и аксессуары, которые соответствуют современным веяниям моды, характеризуются умелым сочетанием новаторства и традиций. Мы исходим в первую очередь из потребностей и пожеланий покупателей, их вкуса и чувства стиля.
С 2007 года в торговой сети «Вещь!» действует новая система управления ассортиментом на базе отраслевой ERP-системы «АСТОР: Торговая сеть 6.0», которая позволила сделать ассортимент более стабильным, а покупателям предоставила возможность выбирать именно тот товар, который им нравится и к которому они привыкли.
На сегодняшний день торговая сеть «Вещь!» — одна из наиболее быстро развивающихся компаний на рынке одежды.
«Вещь!» — российская мультибрендовая сеть по продаже одежды и аксессуаров для взрослых и детей, работающая в среднем ценовом сегменте. В настоящее время сеть включает в себя 56 магазина в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Волгограде, Воронеже, Челябинске, Новосибирске и Ростове-на-Дону, Ярославле, Уфе, Тамбове, Краснодаре, Красноярске, Ижевске, и других городах России. Торговая площадь сети — более 13 тыс. кв. м, а число сотрудников более 800 человек. За 2008 год открыт 21 новый магазин «Вещь!».
Выбирая места для открытия магазинов, мы ориентируемся на самые привлекательные для торговли места, активно сотрудничая с известными девелоперскими компаниями, имеющими практический опыт развития и управления торговыми центрами страны. Важным партнером для программы развития нашей компании является шведская ИКЕЯ (СТК «МЕГА»), во всех проектах которой предусмотрено открытие магазинов «Вещь!».
Столь быстрая динамика и активный рост достигается не только за счет увеличения торговых площадей и количества магазинов. Идет интенсивная работа по автоматизации торгового и управленческого процессов, расширения ассортимента, улучшения обслуживания, обновления дизайна торгового зала и т.д. Этот комплекс мер расширит перспективу достижения лидирующего положения сети в своем сегменте рынка.
В новых магазинах мы уделяем большое внимание дизайну торговых залов, приобретению современного многофункционального оборудования, повышению уровня обслуживания наших клиентов, предоставлению дополнительных услуг.
Реакция покупателей является главным критерием оценки тех усилий и затрат, которые мы вкладываем в наши объекты торговли.
В магазинах сети «Вещь!» представлено более 17 000 наименований товаров. Сегодня в магазины сети «Вещь!» в Нижнем Новгороде ежедневно приходят за покупками около 2000 человек.
ООО ТС «Вещь!» сегодня это:
— высокий уровень обслуживания каждого покупателя, гибкий подход к их пожеланиям и запросам;
— слаженно и четко работающая команда хорошо обученных профессионалов;
— постоянно обновляющийся ассортимент продуктов питания;
— многоступенчатая система контроля качества;
— сюрпризы к праздникам.
В настоящее время компания ООО ТС «Вещь!» активно растет, реализуя долгосрочную программу развития сети в регионах.
Таким образом, схема управления в ООО ТС «Вещь!» построена по линейно-функциональному принципу и состоит из:
— линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу;
— специализированных обслуживающих функциональных подразделений.
Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.
Функциональные службы доводят свои решения до исполнителей либо через высшего руководителя, либо (в пределах специальных полномочий) прямо. Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку деятельности; готовят варианты решения вопросов, связанных с руководством трудовым процессом; освобождают линейных руководителей от планирования, финансовых расчетов, материально-технического обеспечения деятельности и т.д.
Линейно-функциональная структура управления обладает целым рядом преимуществ:
— быстрое осуществление действий по распоряжениям и указаниям, отдающимся вышестоящими руководителями нижестоящим;
— рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей;
— стабильность полномочий и ответственности за персоналом;
— единство и четкость распорядительства;
— личная ответственность каждого руководителя за результаты деятельности;
— профессиональное решение задач специалистами функциональных служб.
Существенным препятствием к эффективному использованию этой структуры является то, что она не позволяет быстро реагировать на изменения в области науки и техники, которые чаще всего приводят к «разбалансировке» отношений между функциональными подсистемами.
Положение усугубляется утратой гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления из-за высокого уровня формализации, органически свойственной данной структуре. Результатом является замедление и сложности с передачей информации, а это приводит к снижению скорости принятия решений.
2.2 Анализ конфликтной ситуации в ООО ТС «Вещь!» МО
В данном разделе рассмотрим особенности конфликта, как достаточно часто возникающего процесса на предприятиях торговли. На сегодняшний день почти все организации, занимающиеся розничными продажами, работают в условиях жесткой конкуренции, что требует грамотной работы с потребителями. Торговый персонал должен уметь хорошо ориентироваться в законодательных «правилах игры» и уметь решать возникающие конфликты, соблюдая баланс интересов между продавцом и потребителем.
От компетентности торгового персонала в названных вопросах зависит очень многое, и в первую очередь — уровень доверия и лояльности клиентов по отношению к компании и реализуемым ею товарам (работам, услугам).
Чем выше уровень доверия и лояльности потребителей, тем чаще потребитель будет приобретать товары (работы, услуги) соответствующей компании, тем больше будут товарооборот и прибыль.
Рассмотрим конфликтные ситуации, возникающие между покупателями и сотрудниками ООО ТС «Вещь!».
1. Общение с кассиром — самая неприятная часть любого посещения магазина. Хотя бы потому, что именно кассир напомнит: за все надо платить.
Наиболее неприятный конфликт между покупателем и кассиром — спор о номинале поданной для оплаты купюры. Суть такого конфликта проста и заурядна. Покупатель, размахивая руками и громко излагая свой взгляд на проблему, требует от кассира сдачу с 1000 рублей, в то время как кассир парирует претензии покупателя, держа в руках пятисотрублевую купюру, и уверяет покупателя в том, что он расплатился именно ей.
Не унимаясь, покупатель требует «снять кассу», имея на это право, в соответствии с п. 4.3 «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (от 30 августа 1993 года), а отказать ему в этом кассир не может. Перспектива застрять на кассе у остальных покупателей магазина конечно радости не вызывает, поскольку по просьбе администратора торговой сети им приходится выступать в качестве свидетелей.
Пересчитав кассу при покупателе и свидетелях, и убедившись в том, что в кассе всё в порядке, то есть денежная сумма в кассе совпадает с суммой на снятом Х-отчёте, покупатель и кассир расстаются полюбовно. Таким образом, подобные конфликты разрешаются.
2. Покупатель приобрел в ООО ТС «Вещь!» костюм известной торговой марки. В момент покупки он последовал совету продавца-консультанта и выбрал модель, которая, по мнению последнего, представляла собой наиболее удачное сочетание цены, качества и надежности.
Спустя 2 недели после покупки у костюма обнаружился брак. После обращения покупателя в магазин был решен вопрос об устранении возникшего брака, и товар был доставлен в мастерскую для проведения ремонта. Срок гарантийного ремонта, согласно выданному в момент продажи чеку, составлял 10 дней. Однако по истечении указанного срока мастерская не смогла устранить брак. Покупатель согласился подождать еще две недели, однако и за это время гарантийный ремонт не был произведен.
Поскольку сотрудники магазина ООО ТС «Вещь!» не могли сказать, когда костюм будет возвращен, покупатель решил обратиться в суд. На предварительном судебном заседании представитель магазина ООО ТС «Вещь!» предложил покупателю-истцу заключить мировое соглашение, согласно которому магазин гарантировал проведение ремонта в течение пяти рабочих дней с момента заключения мирового соглашения, а также обещал выплатить неустойку и возместить расходы на адвоката, к которому тот был вынужден обратиться при подготовке искового заявления.
По итогам переговоров мировое соглашение было заключено и утверждено судом. Помимо исполнения своих обязательств, предусмотренных этим документом, магазин ООО ТС «Вещь!» направил покупателю официальные извинения и, помимо прочего, обещал в случае совершения покупателем какой-либо крупной покупки за текущий год предоставить скидку в размере 20% от стоимости товара. Извинения покупателем были приняты, однако на будущее он решил воздержаться от приобретения товаров в данном магазине.
Правовой анализ ситуации показывает, что в соответствии со ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» гарантийный ремонт производится в сроки, определенные гарантийными обязательствами продавца. При этом гарантийный срок, установленный продавцом товара, не может быть меньше срока, который определил производитель. В случае если гарантийный талон не содержит указания на срок, в течение которого производится устранение возникших неисправностей, ремонт осуществляется незамедлительно.
Поскольку в вышеописанной конфликтной ситуации сроки гарантийного ремонта были определены в момент продажи товара, а затем существенно нарушены, то, если бы не было заключено мировое соглашение, покупатель, безусловно, выиграл бы судебный процесс, а вместе с тем взыскал неустойку и компенсацию морального вреда с ООО ТС «Вещь!» МО.
В такой ситуации заключение мирового соглашения — мера вполне разумная, но несколько запоздалая: гораздо лучше было бы урегулировать конфликт на досудебной стадии, например путем предоставления и доставки за счет магазина товара-заменителя на время ремонта (в порядке, предусмотренном п. 2. ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Ведь самое главное, что толкнуло покупателя на «жесткие» меры, — это отсутствие внятного ответа на его запрос, тем более что речь шла о вещи, необходимой в повседневном использовании.
Принцип досудебного урегулирования спора справедлив практически для всех случаев конфликтного общения с потребителями, поскольку добиться принятия решения в пользу компании-продавца в большинстве случаев можно только при условии ее безупречной работы и полного выполнения обязательств, определенных законодательством.
Необходимо отметить, что приведенная конфликтная ситуация не типична для ООО ТС «Вещь!» и подобные случаи редки.
Однако, следует заметить, что нередко страсти достигают такой степени, что справиться одному сотруднику ООО ТС «Вещь!» с ним не по силам. Тогда приходится прибегать к помощи менеджера. Почему именно его, а не кого-то из коллег, работающих в зале? Во-первых, коллеги они заняты своим делом, они обслуживают других покупателей, бросать которых нельзя. Во-вторых, если персонал торгового зала бросится продавцу на помощь, покупатель подумает, что все здесь заодно и его просто «задавят массой». А в-третьих, заведующий старше по званию и волен наказывать и миловать своих подчиненных.
Когда менеджер появляется в торговом зале ООО ТС «Вещь!» для решения конфликтной ситуации, перед ним предстают две точки зрения: претензия покупателя и возражение продавца (кассира).
Если дело касается закона (например, возврата товара), то тут остается спокойно и со знанием дела объяснить правила возврата товара клиенту. Когда же покупатель недоволен самим продавцом (кассиром), то тут перед менеджером встает выбор — чью позицию поддерживать.
Почти всегда менеджер ООО ТС «Вещь!» встает на защиту своего сотрудника.
Что хорошо: обеспечена любовь и преданность коллектива, даже если позже, без свидетелей, заведующий проведет «воспитательную» беседу с провинившимся продавцом (кассиром).
Что плохо: покупатель не будет ходить в магазин, где клиент всегда неправ и где нельзя добиться справедливости.
Кстати, признать вину продавца вовсе не значит подорвать в целом репутацию магазина. Лучше признать ошибку — все мы люди! — чем просто отмахнуться от клиента, показав ему, что все его попытки добиться правды бесполезны.
Самостоятельность, которой менеджер ООО ТС «Вещь!» наделяет продавца (кассира) в решении конфликтов с покупателями, с одной стороны, является доверием руководства и признанием профессионализма сотрудника. С другой стороны, нередки ситуации, когда невозможно обойтись без посторонней помощи.
В любом подобном конфликте менеджер ООО ТС «Вещь!» выступает как третья сила, мудрая и справедливая, и обязательно дает возможность неправой стороне выйти из спора с достоинством. Вообще, менеджер старается перенести разбирательство из торгового зала в кабинет. Это несколько усмиряет пыл спорщиков, не оставляет неприятного осадка у свидетелей конфликта и дает возможность не создавать очередей.
На основании анализа, проведенного во второй главе работы далее необходимо предложить рекомендации по устранению проблем, имеющихся в деятельности любой компании, в том числе и в ООО ТС «Вещь!», а именно — конфликтных ситуаций.
3. Рекомендации по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций торгового предприятия
Для руководителя торгового предприятия очень важно своевременно определить причины конфликта. Знание причин возникновения той или иной конфликтной ситуации фактически до момента ее развития и вовлечения в конфликт все новых и новых сотрудников дает возможность руководителю блокировать данные причины и в последствии устранить их.
Основными причинами возникновения конфликтов в организации вообще являются:
— борьба за распределение ресурсов;
— взаимозависимость задач;
— различия в целях;
— различия в представлениях и ценностях;
— различия в манерах поведения и жизненном опыте;
— неудовлетворительные коммуникации.
Эти причины конфликтов указаны в нескольких учебниках по менеджменту и относятся ко всем отраслям и всем типам предприятий. Вместе с тем торговая деятельность имеет свою специфику.
Труд работника магазина связан с постоянным общением с покупателями, поставщиками, коллегами по работе. Не редко во время труда работника магазина возникают конфликтные и стрессовые ситуации. Очевидно, что причины возникновения конфликта на предприятии торговли отличаются от причин конфликтов на промышленных предприятиях, где основное время сотрудников посвящено работе не с людьми, а с предметами труда, оборудованием.
Особенностью труда работников торговли является его высокое нервно-эмоциональное напряжение, связанное с постоянными контактами с покупателями, которые не довольны товарами, ценами, качеством товара.
Работник магазина должен, с одной стороны, уметь сглаживать противоречия, участвуя в постоянном общении с посетителями торгового предприятия, а с другой, объяснить преимущества данного товара и убедить посетителя совершить покупку. «Нервозность» работы повышается еще и в связи с кризисными явлениями в экономической и моральной областях. Все это требует от работников не только высокой квалификации, но и хорошего физического здоровья, умения снять стрессовое напряжение.
В ООО ТС «Вещь!» численность персонала обычно колеблется в рамках от 800 до 850 человек. Тем не менее, в магазине существенно ограничены возможности узкого профессионального и технического разделения труда, что вызывает высокую долю совмещения трудовых функций работников и дополнительного «перенапряжения».
Кроме того, велико влияние на производительность труда факторов межличностного отношения между членами трудового коллектива. А такая специфическая особенность торговых предприятий, как наличие индивидуальной и коллективной материальной ответственности, требуют высокой степени доверия между работниками, уверенности в честности тех, с кем эта ответственность делится. Часто именно в связи с наличием материальной ответственности и возникновением ситуаций недостачи товаров или других материальных ценностей связаны самые глубокие конфликты в торговле.
Эффективность труда персонала торговых предприятий, занятого непосредственно обслуживанием покупателей, во многом зависит от интенсивности покупательских потоков. Этот показатель имеет высокую степень аритмии на протяжении не только рабочего дня, но и в отдельные дни недели, что проявляется в неравномерной трудовой загрузке работников, наличие вынужденных перерывов в деятельности, создании чрезмерной загрузки, приводящей к стрессовым эффектам. Например, количество покупателей в предпраздничные дни превышают нормальные уровень в несколько раз.
Часто основа для роста конфликтов как между персоналом и администрацией предприятия, так и между самими работниками, а также покупателями лежит опять же в социальной плоскости. Низкие доходы, не дающие большинству населения чувствовать себя достойно, дифференциация доходов, постоянная боязнь потерять работу и «остаться на улице» — все это приводит к нервному напряжению и срывам.
Естественно, что ухудшение обстановки вокруг предприятия ООО ТС «Вещь!» не могло не сказаться на ухудшении ситуации с конфликтами и внутри его. В частности, у директора ООО ТС «Вещь!» есть мнение, что абсолютное большинство людей приходит работать в торговлю из чисто меркантильных соображений: заработная плата, возможность получения дополнительного «приработка».
Но опрос самих работников ООО ТС «Вещь!» показал, что очень важными, если не основными для них являются и социально-психологические факторы. Например, такие как: хорошие шансы продвижения по службе, интересная работа, способствующая развитию знаний и навыков, хорошее взаимоотношение с руководителем и трудовым коллективом.
На практике же, руководитель ООО ТС «Вещь!» уделяет чрезмерное внимание вопросам материального стимулирования и наказания, и совершенно упускает из круга своего внимания вопросы других интересов сотрудников, вследствие чего возникают тяжелые конфликты, приводящие к потере мотивации, производительности, товарооборота.
Далее необходимо отметить, что современный человек постоянно оказывается в конфликтных ситуациях. И хотя они разделяются на производственные и бытовые, социальные и политические, тактика поведения в конфликте, как правило, одна и та же.
Значительно сократить количество конфликтов в компании ООО ТС «Вещь!» позволит грамотная политика руководства по отношению к сотрудникам. Повышение мотивации сотрудников будет способствовать не только уменьшению разногласий с руководством, но и межличностных конфликтов.
К методам профилактики конфликтов на уровне организации ООО ТС «Вещь!» можно отнести:
— баланс прав и ответственности при выполнении служебных обязанностей;
— выполнение правил формирования и функционирования подразделений;
— выполнение правил делегирования полномочий и ответственности между иерархическими уровнями управления;
— использование различных форм поощрения, предполагающих взаимное сочетание и варьирование монетарных и немонетарных побудительных систем.
К монетарным можно отнести следующие побудительные системы:
— организацию оплаты труда в размере, адекватном трудовому вкладу сотрудника;
— премиальную политику, основывающуюся на результативности труда и профессионального поведения сотрудников;
— участие сотрудников в прибылях предприятия;
— систему специальных льгот и выплат, выделяемых из прибыли организации и не носящих обязательного характера, определенного законодательством (льготное или беспроцентное кредитование на целевые нужды персонала, оплата различных страховок, оплата обучения сотрудников или членов их семей и т.п.);
— бонирование заработной платы, т.е. распределение части прибыли между членами коллектива по результатам работы организации в целом.
К немонетарным побудительным системам можно отнести:
— открытость информационной системы фирмы, предполагающую причастность сотрудников к делам организации, информированность персонала обо всех важных решениях, касающихся кадровых перестановок, реорганизации структуры управления, технических нововведений и т.п.;
— привлечение персонала к разработке важнейших решений как внутри подразделения, так и в организации в целом;
— использование системы гибкой занятости сотрудников, гибкого режима труда и отдыха;
— использование стилей и методов руководства, отвечающих интересам сотрудников;
— моральное поощрение персонала;
— проведение совместных мероприятий (спортивные состязания, организация отдыха, представление новых сотрудников и т.п.).
Следует отметить, что для успешного применения мотивационных систем и превращения их в действенный способ профилактики конфликтов в ООО ТС «Вещь!» необходимо, с одной стороны, перечисленные методы использовать в единстве и взаимосвязи, а с другой стороны — их применение не должно приводить к нарушению требований справедливости.
Для регуляции конфликта на личностном уровне специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.
Работникам торговли, пожалуй, чаще, чем другим, приходится испытывать на себе нервно-психические нагрузки. Потоки информации, шум в торговом зале, нервные перегрузки создают условия, при которых человеку нетрудно «сорваться»: нагрубить покупателю, оскорбить, спровоцировать на ответную грубость. Словесные раздражители в виде непрекращающегося потока вопросов к продавцу или кассиру также отрицательно влияют на настроение. А плохое настроение — это не только постоянные конфликты с покупателями, но и снижение производительности труда, грубые технические ошибки, приводящие магазин к убыткам. У продавца и кассира в таких случаях возникает подавленность, замедляются темпы мышления, счетных действий.
Освободиться от плохого настроения человеку помогает система психологической защиты. Прежде всего, продавцу или кассиру нужно проанализировать конфликтную ситуацию: нельзя ли найти выход из создавшегося положения, что-либо изменить в нем? Что может улучшить нервное состояние и освободить от плохого настроения?
Снять напряжение можно также путем физической нагрузки. В момент плохого настроения полезно заняться двигательной деятельностью: фасовать товары, выкладывать их в торговом зале и т.д. Однообразный физический труд, как правило, отвлекает человека от неприятных мыслей, успокаивает нервную систему.
Продавец или продавец-кассир должны уметь не показывать свое плохое настроение окружающим. Это своего рода «профессиональная броня» торговых работников. Но и до крайности доходить не надо: не следует делать вид, что тебе весело, если, в самом деле, плохо. Это еще больше отягощает психику и провоцирует нервный срыв. Лучше всего с разрешения администрации на время сменить обстановку, характер работы. Перемена занятий также отвлечет от плохого настроения, переключит мысли.
Причиной плохого настроения торговых работников может быть преувеличенная эмоциональная реакция на поведение отдельных покупателей. Продавцу важно научиться правильно оценивать ситуацию. Слишком высокие требования к покупателям и слишком низкие — к себе, завышенная самооценка лежат в основе многих конфликтов, неправомерных обид, неуверенного поведения.
Причиной постоянных конфликтов с покупателями может служить и нездоровая психологическая атмосфера в коллективе, или, например, озлобленность продавца на своего работодателя, недовольство оплатой труда, занимаемой должностью и т.п. Такую озлобленность моментально чувствуют покупатели. Сознательно или подсознательно продавец не хочет, чтобы товар купили. Он таким образом мстит фирме недополученной прибылью, даже в ущерб себе. Это хорошо чувствуется по фразам, которыми такой продавец «одаривает» покупателей: «Все перед вами»; «Выбирайте, что нравится»; «Я же не знаю, что вы будете им делать», «Откуда мне знать, хорошо он работает или нет».
В общем, плохое настроение никогда не бывает беспричинным, но доискаться до конкретной причины не всегда легко. На эмоционально-психологическую сферу может действовать сразу множество факторов. Порой они не регистрируются сознанием и зависят от какого-то мелкого случая, происшедшего некоторое время назад. Причиной может служить и просто банальная усталость, недосыпание и т.п.
Универсальным «лечебным» средством воздействия является музыка, имеющая определенный темп и ритм. Она изменяет и перебивает замедленный темп психической деятельности в момент плохого настроения. Музыка является хорошим средством разрядки отрицательных эмоций. Она не только пробуждает «чувства добрые», но и снимает усталость.
Восприятие музыки, ее трансляция в торговом зале являются для продавца активным стимулятором, имеющим в своей основе двигательную природу. Под музыку продавцу и кассиру легче выполнять свои обязанности: устанавливается более высокий темп движений, а энергетические затраты не возрастают. Музыка «подавляет» неприятные эмоции, которые могут возникнуть при обслуживании покупателей, она стимулирует хорошую работу памяти.
Кроме музыки, на улучшение психологического самочувствия работников торгового зала оказывают воздействие так называемые аутогенные тренировки, суть которых заключается о преднамеренном и целенаправленном самовнушении. С помощью самовнушения можно снять самые различные проявления невроза — тревогу, страх, повышенную раздражительность, рассеянное внимание.
В заключение третьей главы следует отметить, что анализ различных подходов к понятию конфликта позволяет сделать вывод о том, что изучение этого феномена, его функций и особенностей реализации в коллективе, а также методов его предупреждения и разрешения очень актуально.
Существует множество работ, посвященных изучению различных аспектов конфликта. Общим для всех является то, что большинство авторов признают конфликт как некое противодействие, противоречие, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Также большинство авторов сходны в том, что конфликт является необходимым условием развития коллектива и наряду с негативными функциями он выполняет и позитивные функции, так как без конфликта невозможно развитие группы, коллектива, организации, общества.
Поэтому, несмотря на то, что люди стараются строить свои взаимоотношения с другими людьми на принципах доброжелательности и гармонии, конфликты, увы, случаются. Поэтому очень важно обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы трудовые взаимоотношения не рвались с каждым конфликтом, а наоборот, развивались
Заключение
Благодаря существующим установкам на конфликт как отрицательное явление большинство людей считает, что они не могут ими управлять и стараются их избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддаётся коррекции, когда он уже приобрел разрушительную силу. Это нужно знать, и менеджер и служащие должны понимать, что конфликт обогащает жизнь, если им правильно управлять.
Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом. В русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом.
Конфликт также ставит служащих перед необходимостью постоянно общаться друг с другом и знать друг о друге чуть больше. Члены коллектива начинают лучше понимать своих коллег. Люди наконец оценивают необходимость понимания норм и желаний другого и невозможность быть свободным от общества, живя в нём.
Жить и работать вместе — непросто, и этому нужно специально учиться.
Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработки решения.
Конфликт необходим любой организации, как «приток крови» организму.
Когда конфликтов мало, коллективу не хватает творческой активности.
Когда их чересчур много, падает производительность.
Таким образом, служащие и менеджеры должны управлять им, извлекая из него максимальную полезность. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя.
Конструктивному менеджеру нужно научится управлять конфликтами, а не только устранять причины и следствия.
Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.
Список литературы
1) Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: учебник — 4-е изд., перераб и доп. — М: ЭкономистЪ, 2005 — 670 с.
2) Драчёва Е. Л, Юликов Л.И. Менеджмент: Учебное пособие — 3-е изд., стер — М: Издательский центр «Академия» — 2003 — 288 с.
3) Кабушин Н.И. Основы менеджмента — /Уч. пособие/ — 5-е изд., стереотип — Мн: Новое знание, 2002 — 336 с.
4) Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник — М: ИНФРА — М, 1997 — 512 с.
5) Кишкель Е., Шипунов В. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии: Учеб. Для сред. Спец. Учеб. Заведений — 2-е изд., перераб. И доп. — М: Высш. шк, 1999 — 304 с, ил
6) Лавриненко В.И. Психология и этика делового общения: Учебник для ВУЗов — 4-е изд. перераб. и доп., — М: ЮНИТИ — ДАНА, 2003 — 415 с.
7) Мирошниченко В.Н., Шапарь В.Б. Этика и психология менеджмента: Учебное пособие — Ростов н/Д: «Феникс», 2002 — 384 с.
8) Пятенко С.В 9 основ менеджмента — СП б: Питер, 2004 — 608
9) Сельченок К.В. Прикладная психология: Хрестоматия — Мн: Харвест, М.: АСТ, 2001 — 624 с.
Размещено на