Федеральное агентство по образованию
Байкальский Государственный Университет Экономики и Права
Факультет судебно-следственный
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
Курсовая работа
по криминалистике
Психологические и тактические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых на предварительном следствии
Студент:
группа ЮС – 06 – 3
Портнягина Э. Г.
Руководитель: Егерева О. А.
Иркутск 2010г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………3
Глава I. Общие положения следственного действия – допроса…………………….5
1. Уголовно-процессуальная форма производства допроса…………………………..5
Психологические основы предварительного следствия
... психологической и юридической литературой по данной дисциплине. Психологические основы предварительного следствия Исследование социально-правовых отношений между различными субъектами права, познание ... следователем в настоящем. Именно на этапе предварительного следствия создаётся модель прошлого события преступления. На предварительном следствии процесс познания отличается определённой ...
Глава II. Психологические, педагогические, этические основы допроса несовершеннолетних………………………………………………………………………………. .10
1. Психологические основы допроса несовершеннолетних…………………………10
2. Этические основы допроса несовершеннолетних……………………………………13
3. Педагогические основы допроса несовершеннолетних…………………………..14
Глава III Тактика допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых на предварительном следствии………………………………………………………………….16
1. Тактические приемы производства допроса несовершеннолетних…………16
2. Фиксация и оценка показаний несовершеннолетних………………………………22
3. Основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых на предварительном следствии………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………………………………35
Введение
Органы дознания, предварительного следствия, суд в процессе расследования уголовных дел и судебного рассмотрения встречаются с различного рода последствиями преступного события. Преступные последствия по своей совокупности позволяют следователю, судье представить весь механизм произошедшего события, круг лиц, принимавших в нем участие или наблюдавших его. Проведение полного, всестороннего и объективного судебного разбирательства по делам несовершеннолетних во многом определяется эффективностью организации и ведения предварительного следствия по данной категории дел. При рассмотрении каждого дела о преступлении несовершеннолетнего следствием используются тактические научные положения и рекомендации. Для достижения полного и объективного расследования немаловажное значение имеет такое следственное действие, как допрос. Результаты допроса несовершеннолетних во многом зависят от того, в какой степени следователь учитывает возрастные и умственные особенности несовершеннолетнего, достигает необходимого уровня психологического контакта с допрашиваемыми лицами. Известно, что следственная тактика развивается в тесной связи с психологией и педагогикой, и дальнейшее укрепление этой связи является одним из перспективных направлений развития следственной тактики вообще, и допроса – в частности. Сущность допроса раскрывается через процессуальные, тактические и психологические основы его производства. Допрос – это регулируемое уголовно-процессуальным законом взаимодействие следователя с допрашиваемым лицом в целях получения информации, имеющей значение для дела, соответственно тому, как она воспринята и сохранена в его памяти[1]. А. В. Дулов пишет: «Допрос можно рассматривать как заранее прогнозируемое и планируемое формализованное общение следователя с допрашиваемым, во время которого осуществляется реализуемое законом воздействие на мыслительную и волевую сферу последнего[2]» Н.И. Порубов полагает, что допрос можно определить как следственное и судебное действие, заключающееся в получении органом расследования и судом в соответствии с правилами, установленными процессуальным законом, показаний от допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по делу. Поскольку полные и правдивые показания несовершеннолетнего получаются с помощью тактических приемов допроса, можно выделить тактические задачи и задачи, выполняемые самими тактическими приемами. К ним можно отнести такие задачи, как тщательная подготовка к проведению допроса, установление психологического контакта, полная фиксация хода и результатов следственного действия, объективная, полная и всесторонняя оценка полученных результатов. О значительной роли допроса свидетельствует хотя бы то, что на его производство у следователя уходит до 60 % времени, это свидетельствует о том, что допрос занимает центральное место и без его производства не может обходиться ни одно уголовное дело. Допрос является весьма распространенным и эффективным способом собирания доказательств и достижения истины по делу. Сложный характер допроса несовершеннолетнего заключается в том, что он как уголовно-процессуальная деятельность по установлению интересующих органы предварительного расследования обстоятельств и фатов включает в себя процессуальный, тактический, организационный, психологический, педагогический, этический аспекты. Взаимосвязь этих аспектов и соотношение между ними выражается в том, что тактические приемы используются следователем в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом и требованиями норм нравственности с учетом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего. Целью курсовой работы является более полное рассмотрение вопроса, касающегося тактики допроса несовершеннолетних обвиняемых на предварительном следствии. Для этого необходимо изучить две взаимосвязанные основы производства допроса: следственную и тактическую. Для написания данной курсовой работы использовались труды таких ученых-криминалистов как Белкин Р.С., Ищенко И.П., Филиппов А.Г. и др.
Глава
I
.
Общие положения следственного действия – допроса
Установление психологического контакта при допросе
... управление процессом допроса; рассмотреть и уяснить психологические и тактические особенности допроса участников уголовного процесса (свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и несовершеннолетних участников следственных ... процессе занимает данное лицо. В отличие от допроса потерпевших и добросовестных свидетелей допрос подозреваемых и обвиняемых представляет определенную трудность, так ...
Психология допроса и методика его проведения
... в зависимости от процессуального статуса допрашиваемого лица (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый), от стадии, на которой проводится допрос (предварительное или судебное следствие), от возраста допрашиваемого лица. Порядок ... для жизни и здоровья участвующих в нем лиц. Следователь, привлекая к участию в допросе участников уголовного судопроизводства, указанных в главах 6 - 8 УПК РФ, ...
30.Основы социальной работы с молодежью. Социальные проблемы молодежи
... молодежной среде. Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжают расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Причины моральной деградации кроются как в ... молодых семей. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - Соц педагоги выявляют причины социальной дезадаптации несовершеннолетних, участвуют в разработке программ социальной реабилитации ...
1. Уголовно-процессуальная форма производства допроса
Одну из важнейших сторон допроса несовершеннолетнего образуют уголовно-процессуальные основы. Под ними следует понимать совокупность требований уголовно-процессуального закона относительно правового положения несовершеннолетнего, порядка, условий и последовательности производства данного следственного действия, круга лиц, могущих принимать в нем участие, предмета допроса, порядка фиксации его результатов, а также процессуальных гарантий личности данного участника уголовного судопроизводства. Процессуальная форма — это совокупность установленных законом условий для совершения органами следствия тех действий, которыми они осуществляют свои функции в области расследования уголовных дел, а также для совершения гражданами, участвующими в производстве по уголовному делу тех действий, которыми они осуществляют свои права и выполняют обязанности[3]. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает особый порядок судопроизводства по делам несовершеннолетних, учитывая их возрастные и психологические особенности, недостаточный жизненный опыт, эмоциональную неустойчивость, недооценку общественной опасности своих действий и тяжести их последствий. Уголовно-процессуальный кодекс не дает понятие допроса, однако его можно обозначить как — следственное действие, заключающееся в получении и фиксации в установленном законом порядке показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, эксперта, специалиста об известных им фактах, значимых для расследуемого уголовного дела. Статья 425 УПК РФ посвящена особенностям допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Требования, изложенные в данной статье, регламентируют особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления (ст.ст. 110 и 111, ст. 476 УПК РФ).
СУЩНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАКТИКИ ДОПРОСА. ОСОБЕННОСТИ ...
... их возрастом и социально-демографическими характеристиками. Приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) его родителей следует лишь тогда, когда следователь, несмотря на предпринимаемые ... то или иное лицо в качестве свидетеля или потерпевшего, обвиняемого или подозреваемого. Нередко допрос протекает при активном или пассивном противодействии со стороны ...
Особые процессуальные правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) призваны: а) обеспечить охрану прав и законных интересов недееспособных лиц; б) обеспечить получение достоверных показаний об обстоятельствах, подлежащих доказыванию; в) сохранить юридическую силу доказательств, полученных при допросе, и избежать возможности признания их недопустимыми; г) создать комфортные условия для всех лиц, участвующих в производстве допроса; д) оградить несовершеннолетнего от неправомерных действий должностных лиц, производящих допрос. При допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) применяются в полном объеме общие правила производства следственных действий, содержащиеся в ст. ст. 46, 47, 76, 77, 164, 173, 174, 187 — 190 УПК РФ. Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место его нахождения не установлено, а также с момента фактического задержания. При допросе подозреваемый вправе дать показания по поводу имеющегося в отношении него подозрения либо отказаться от дачи показаний (п. 2 ч. 4 ст. 46 УПК РФ).
Особенности избрания меры пресечения в отношении несовершеннолетних
... к несовершеннолетним обвиняемым, подозреваемым. Глава 1. Общая характеристика мер принуждения применяемых к несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым 1.1 Особенности избрания меры пресечения в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого Необходимость особого подхода к несовершеннолетним подозреваемым закреплена ...
Обвиняемый, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, должен быть допрошен незамедлительно после предъявления обвинения (см. ст. 172 УПК РФ) с соблюдением правил, установленных в ст. ст. 173, 174 и 425 УПК РФ. При этом обвиняемый вправе возражать против обвинения, давать показания по предъявленному обвинению либо отказаться от дачи показаний (п. 3 ч. 4 ст. 47 УПК РФ).
В статье 425 УПК РФ установлена максимальная продолжительность одного допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) — в общей сложности не более четырех часов в день. Допрос не может продолжаться без перерыва более двух часов. С учетом конкретного возраста несовершеннолетнего и по ходатайству несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) или его защитника общая продолжительность допроса и продолжительность допроса без перерыва по решению следователя или суда может быть сокращена до разумных пределов. Однако, это не является обязательным для органов и лиц, ведущих процесс. Представляется, что вопрос о продолжительности допроса должен в обязательном порядке обсуждаться с психологом, участие которого обязательно. Иначе необоснованно долгий допрос может приводить к психологическим травмам несовершеннолетнего. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) должен быть прерван в любой час, если его продолжение может угрожать его жизни или здоровью. Обстоятельства, послужившие основанием для прекращения допроса, должны быть удостоверены в протоколе допроса по правилам, установленным в ст. 167 УПК РФ).
При наличии медицинских показаний продолжительность допроса подозреваемого (обвиняемого) устанавливается на основании заключения врача (см. ст. 187 УПК РФ).
Повторный допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) по тому же обвинению в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе может производиться только по его просьбе (см. ст. 173 УПК РФ).
Тактико-психологические особенности допроса подозреваемых и обвиняемых
... не существует отведенной модели тактики допроса подозреваемого, обвиняемого, в связи с чем, следователь должен подходить к каждому допросу подозреваемого, обвиняемого с индивидуальными особенностями. Правильно ... по расследуемым уголовным делам. Следователь в ходе допроса подозреваемого или обвиняемого устанавливает контакт и выбирает правильную тактику ведения допроса, для каждого допрашиваемого ...
В ходе допроса любого лица, в том числе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), запрещается задавать наводящие вопросы. В остальном следователь свободен в выборе тактики допроса (см. ст. 189 УПК РФ).
Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) является обязательным (см. ст. 51 УПК РФ).
Следователь обязан обеспечить участие защитника по своей инициативе, независимо от волеизъявления несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).
Несоблюдение этих гарантий права несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на защиту расценивается как нарушение уголовно-процессуального закона. Показания несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), данные при допросе на стадии предварительного расследования в отсутствие защитника и не подтвержденные им в суде, относятся к недопустимым доказательствам: они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого обстоятельства, подлежащего доказыванию по уголовному делу (см. ст. 73 и ст. 75 УПК РФ).
Особенностью допроса несовершеннолетнего обвиняемого является предусмотренная законом возможность участия в допросе педагога и психолога. В соответствии со ст.397 УПК РСФСР в допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, мог участвовать педагог. Это зависело от усмотрения следователя или прокурора, или ходатайства защитника. Участие педагога возможно было и при допросе обвиняемого старше шестнадцати лет, если он был признан умственно отсталым. Педагог был вправе, с разрешения следователя, задавать вопросы обвиняемому. По окончании допроса педагог имел право ознакомиться с протоколом допроса и сделать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. До начала допроса несовершеннолетнего следователь был обязан разъяснить педагогу его права, о чем должна быть сделана отметка в протоколе допроса (ч.2 ст.397 УПК РСФСР).
Реферат — Психология допроса подозреваемого и обвиняемого
... действовать только законными и безупречными в нравственном отношении средствами. Следователь имеет право использовать тактические приемы, в том числе основанные на применении психологических реагентов, ... и перевоспитания[1]. Предметом изучения данной курсовой работы является психология допроса подозреваемого (обвиняемого). Целью курсовой работы была задача разобраться в приемах воздействия на ...
Новый УПК РФ правомерно указал, что педагог – это не единственный специалист, который должен участвовать в допросе несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого. В качестве альтернативы в ст.425 УПК РФ назван еще и психолог. Участие психолога представляется более обоснованным, так как это как раз только он специализируется на установлении психологического контакта следователя с подозреваемым, обвиняемым. Главная задача педагога – это обучение, а не содействие установлению психологических контактов. Поэтому необходимо изменить ст.425 УПК РФ – исключить педагога из числа специалистов, участие которых обязательно. В настоящее время в России достаточно специалистов с психологическим образованием. В любом случае, если участие педагога будет признано необходимым, у следователя всегда есть право привлечь последнего в качестве специалиста по общему правилу[4]. В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого, признанного умственно отсталым, необходимо предусмотреть в УПК РФ обязательное участие врача-психиатра, так как именно врач является специалистом по патологиям в умственном развитии, а не педагог или психолог[5].
Глава
II
. Психологические, педагогические, этические основы допроса несовершеннолетних
1. Психологические основы допроса несовершеннолетних
Повседневная работа следователя невозможна без знания психологии лица, совершившего преступление, анализа его поведения в процессе расследования, без психологического подхода и влияния на всех участников следственных действий[6]. Особенно это касается общения с несовершеннолетними в процессе расследования преступлений. И в этом смысле, основным качеством, которым должен обладать следователь, является умение разбираться в психологии подростков; владеть психологическим подходом к несовершеннолетним, умело и в рамках доступности психологически воздействовать на них. Для этого необходимо знание психологии, овладение разработанными криминалистической тактикой приемами. Из всей совокупности характеристик структуры личности несовершеннолетнего, необходимо выделить социально-психологическую характеристику, которая включает общие (т.е. типологические черты несовершеннолетних), особенные (индивидуальные черты воспитания), единые (особенности микросреды).
В процессе жизнедеятельности несовершеннолетний формируется как личность. Черты и свойства, которые присущи личности, проявляются в его конкретных действиях. Психологическую основу антиобщественного поведения несовершеннолетнего составляют поверхностные и искаженные нравственные и правовые представления и взгляды, отсутствие четких жизненных планов, ограниченность интересов, внутренняя противоречивость интеллектуальных. эмоциональных, волевых свойств личности правонарушителя. Д. М. Лосев отмечает, что личность несовершеннолетнего не есть «уменьшенная модель личности взрослого. Взрослый и несовершеннолетний обвиняемый – качественно различные субъекты допроса»[7]. По мнению психологов, ведущим компонентом структуры личности является направленность. В зависимости от направленности личности такие ученые, как Д.И.Фельдштейн, Г.М.Миньковский, А.И.Долгова, выделяют различные типы подростков-правонарушителей: 1) положительно-ситуативный тип, который составил 45% от общего числа изученных по уголовным делам несовершеннолетних обвиняемых. В материалах дела на них имелись положительный характеристики. Отделы по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних не имели информации об этих подростах до совершения ими преступления; 2) ситуативный тип (11%), в котором безнравственные элементы сознания и поведения если и имелись, то выражались незначительно. Такие подростки хотя и не состояли на учете в ОПППН, однако обсуждались в школе за плохое поведение, имели отрицательные характеристики; 3) ситуативно-криминогенный тип, т.е. несовершеннолетние, уже имеющие развитые отрицательные потребности, привычки и опыт мелких правонарушений, состоящие на профилактическом учете, составил также 11% исследуемых лиц; 4) последовательно-криминогенный тип составил 29%. Подростки данного типа нормы морали и права нарушали систематически. Из них ранее судимые составляли 42%, остальные совершали преступления, но уголовные дела в отношении них были прекращены в связи с передачей материалов в комиссию по делам несовершеннолетних. Выделяют четыре стадии формирования показаний несовершеннолетнего: 1. восприятие 2. сохранение информации
3. формирование будущих показаний 4. воспроизведение
Восприятие зависит от возраста, от уровня внимания человека. В момент совершения преступления лицо может воспринимать информацию через произвольное и непроизвольное внимание. Но преобладающую роль играет непроизвольная память, так как несовершеннолетний обвиняемый чаще всего не ставит перед собой задачи сохранить в памяти свои действия и действия окружающих, поэтому запоминание происходит само собой и не требует волевых усилий. при произвольном запоминании происходящее осмысливается. анализируется и при необходимости даже заучивается. Стадия формирования будущих показаний состоит из двух звеньев и включает в себя осознание целей и планирования. Осознание целей предполагает принятия решения о даче тех или иных показаний, а планирование включает мысленную обработку сохраненной информации для ее изложения в воспринятом виде или измененном. В процессуальном плане основной стадией является стадия воспроизведения. именно здесь реализуется основная задача допроса – получение от допрашиваемого имеющей значение для дела максимальной и полной информации.
2. Этические основы допроса несовершеннолетнего
Большое внимание в теории и практике уделяется этике проведения следственных действий, в том числе и допроса. На основе анализа УПК РФ можно прийти к выводу о том, что некоторые его нормы содержат в себе этические начала. Совокупность нравственных норм поведения следователя и образует следственную этику как учение о нравственных основах профессиональной деятельности. С точки зрения норм высоконравственного поведения следователя в ходе допроса несовершеннолетнего недопустимы действия, преследующие целью унижение его чести и достоинства. Действия следователя не должны характеризоваться неглубоким продумыванием вопросов, скоропалительными выводами, поспешностью принятия решений, небрежностью, формализмом и другими отрицательными моментами. По мнению Л.Е. Ароцкера, этика допроса включает в себя следующие нравственные правила: непримиримое отношение к любым фактам нарушения требований закона, относящихся к допросу, объективность, принципиальность, отсутствие предвзятости, недоверия и подозрительности, запрет ставить наводящие вопросы, соблюдение чувства такта при допросе, постановка вопросов в спокойном тоне, запрет в ходе допроса комментировать, оценивать показания допрашиваемого[8]. Как нарушение профессиональной этики следует расценивать неуместные шутки следователя в адрес допрашиваемого, фамильярность, использование выражений, употребляемых несовершеннолетними, в целях установления контакта с ними. Этические основы регламентации процессуального порядка проведения допроса дополняются нравственными правилами. Результативность тактических приемов допроса обуславливается и тактичностью следователя. «Тактичный человек, — пишет Н.И. Порубов, — всегда подумает, как его слова и поступки будут восприняты, не нанесут ли они незаслуженной обиды, не оскорбят ли они человека и тем самым не приведут ли они к обратному результату»[9]. Таким образом, этические основы допроса несовершеннолетнего – это свод нравственных заповедей, обязательных для следователя, практическая реализация которых обеспечивает успешное проведение следственного действия.
3. Педагогические основы допроса несовершеннолетних
С психологическими и этическими аспектами тесно связана педагогическая сторона проведения данного следственного действия. Осуществляя допрос несовершеннолетнего, следователь должен мыслить этическими категориями, а не только категориями тактического порядка. Эффективным средством педагогического воздействия и нравственного воспитания несовершеннолетнего должен стать такой метод, как побуждение подростка к активному проявлению мысли, чувства, к поступкам, имеющим высоконравственный характер. Такое воздействие должно быть направлено на вооружение знаниями о поведении, усвоение нравственных принципов, являющихся идейным руководством в практической деятельности. К сожалению, в нынешних условиях этой проблеме уделяется очень мало внимания, считаю необходимо введение в подготовку следователей основ подростковой. юношеской психологии и возрастной педагогики, особенно для тех, кто непосредственно занимается расследованием дел с участием несовершеннолетних. Воспитательную роль в процессе допроса несовершеннолетнего играют внешний вид следователя, его манера держать себя, разговаривать с допрашиваемым, т.е. все то, что относится к правилам этикета. Душевная доброта и чуткость следователя к несовершеннолетнему должны быть естественными, а не показными. Отношение к несовершеннолетнему как ко взрослому, уважение его самостоятельности действуют на подростка облагораживающе, заставляют его предъявить к себе строгие требования, сдерживаться от совершения дурных поступков, проявления капризов и упрямства. При допросе несовершеннолетнего со стороны следователя не должно быть бездумного, механического претворения теоретических положений возрастной педагогики в практический опыт. Следователь должен осуществлять индивидуальный подход и сочетать различные приемы и методы, не принимать шаблонные, стандартные педагогические средства воспитания. Следует помнить совет В.А. Сухомлинского о том, что «та или иная педагогическая истина, верная в одном случае, становится нейтральной во втором, абсурдной в третьем»[10].
Глава
III
.
Тактика допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых на предварительном следствии
1. Тактические приемы производства допроса несовершеннолетних
Расследование преступления в целом и проведение допроса в частности является активным и динамическим процессом, общие направления которого определяются процессуальным законом. В то же время, в рамках уголовно-процессуального порядка производства следственных действий необходимо найти наиболее рациональные и эффективные варианты ак5тивности, которые позволяли бы следователю с наименьшими затратами времени, средств, умственных и физических сил добиться максимальной результативности в его деятельности[11]. Основополагающим тактических началом допроса, как и следственной тактики вообще, является тактический прием. Если уголовно-правовые правила определяют линию поведения следователя в процессе проведения допроса, то тактические правила выражают целесообразность использования тех или иных способов действий следователя, т.е. тактические приемы допроса всегда применяются в рамках уголовно-процессуального закона. Среди российских криминалистов нет единой трактовки понятия тактического приема. Высказанные по этому поводу три очки зрения можно условно разделить на 3 группы. Так, по мнению Р.С.Белкина, под тактическим приемом следует понимать наиболее рациональный и эффективный способ действия или наиболее целесообразную в данных условиях линию поведения следователя[12]. Н.Я. Якубович пишет, что тактический прием – это наиболее рациональный и эффективный способ действия и поведения лица, производящего дознание, следователя, избираемый ими в соответствии с решением, принимаемым на основе всесторонней, полной и объективной оценки данной ситуации[13]. Г.Г. Доспулов считает, что тактические приемы допроса – это основанные на законе способы воздействия следователя на допрашиваемого в целях получения максимально полной информации по делу с наименьшей затратой времени и сил[14]. Тактике допроса несовершеннолетних присущи специфические особенности. Применение следователем тех или иных тактических приемов при допросе этой категории лиц определяется в зависимости от особенностей психики подростков и юношей. Систему тактических приемов допроса составляют следующие элементы:
1) в зависимости от стадии допроса:
— тактические приемы, направленные на подготовку к допросу
— тактические приемы, направленные на получение показаний
2) в зависимости от типичных следственных ситуаций:
— тактические приемы, направленные на установление психологического контакта
— тактические приемы, направленные на детализацию показаний и устранение ошибок
— тактические приемы, направленные на преодоление умолчания существенных обстоятельств дела
— тактические приемы, направленные на преодоление ложных показаний.
Под психологическим контактом следует понимать наличие особой психологической атмосферы, заключающейся в готовности следователя и несовершеннолетнего к общению. Установление психологического контакта следователя с несовершеннолетним и его поддержание во время допроса зависит:
1) от организационных мероприятий, проведенных при подготовке к допросу и непосредственно во время допроса;
2) ото профессиональных и нравственно-психологических качеств следователя;
3) от личностных качеств несовершеннолетнего и глубины его социальной запущенности;
4) от готовности несовершеннолетнего к общению со следователем.
На основании этого можно подразделить вероятные ситуации, в которых будет проходить допрос, на конфликтные и бесконфликтные. Конфликтная ситуация при допросе несовершеннолетнего характеризуется как разногласие, различие во мнениях, существующих между следователем и подростком по поводу обстоятельств, необходимых для выяснения в процессе расследования уголовного дела. Выделяют несколько вариантов конфликтных ситуаций: 1) допрос несовершеннолетнего обвиняемого, когда он не признает свою вину, а в системе доказательств имеются пробелы; 2) когда он признают вину, имеются определенные доказательства его причастности к совершенному преступлению, но у следователя есть основания полагать, что подросток оговаривает себя; 3) когда он не признает вину, но следователь имеет все доказательства его виновности. Наличие той или иной совокупности доказательств – важный момент в разрешении конфликтной ситуации и выборе тактических приемов. здесь в первую очередь нужно использовать такие тактические приемы, как воздействие на эмоциональную сферу несовершеннолетнего. Наиболее эффективными из них являются: 1) разъяснение несовершеннолетнему обвиняемому, что в соответствии со ст. 61,62 УК РФ активное способствование раскрытию преступления, изобличению других участников преступления являются обстоятельствами, смягчающими наказание; 2) разъяснить, что в связи с деятельным раскаянием в соответствии со ст. 75 УК РФ они могут быть освобождены от уголовной ответственности; 3)такой тактический прием, как внезапность, применяется только с учетом психологических особенностей несовершеннолетнего и при наличии всей совокупности доказательств; 4) обращение к положительным чертам личности допрашиваемого; 5) широкое разъяснение несовершеннолетнему запрета, который он нарушил. В случае, когда собранная совокупность доказательств к моменту предъявления обвинения достаточно обоснована и полностью изобличает обвиняемого, следователю целесообразно сделать акцент на применение приемов логического воздействия, а именно предъявление доказательств в нарастающем порядке и в логической последовательности; использование противоречий между сведениями, содержащихся в показаниях несовершеннолетнего обвиняемого и других материалах дела, и внутренних противоречий в самих показаниях несовершеннолетнего. Учитывая возрастные и психологические основы допроса несовершеннолетнего, его подверженность внушению, склонность к фантазированию, представляется, что единственно возможным методом является убеждение. Краеугольным камнем в рассматриваемом вопросе является установление границы между правомерным психологическим воздействием и психологическим насилием. Под психологическим насилием следует понимать любое воздействие на психику несовершеннолетнего, если оно противозаконно и безнравственно, влечет за собой состояние сильной эмоциональной психической напряженности и затрудняет выбор желаемого для подростка поведения. В целом различают следующие тактические приемы при допросе несовершеннолетних: 1) Выслушивание легенды как тактический прием допроса заключается в том, что следователь дает возможность изложить показания, зная из других источников, что они ложные. Не мешая несовершеннолетнему выговориться, следователь своими вопросами последовательно «препанирует» ложные показания, демонстрируя их внутреннюю противоречивость, нелогичность. Задача следователя состоит в том, чтобы вскрыть причину ложных показаний; 2) пресечение лжи – тактический прием, противоположен допущению легенды. когда следователь располагает достаточными доказательствами, подтверждающими те или иные обстоятельства события, он в самом начале допроса пресекает ложные показания допросами, которые показывают, что допрашивающий стремиться получить правдивые сведения и располагает данными, опровергающими показания подростка; 3) отвлечение внимания как тактический прием заключается в том, что следователь умышленно отвлекает внимание вопросами на второстепенные детали и как бы парализует бдительность допрашиваемого; 4) сопротивление – тактический прием, используемый в целях устранения противоречий, имеющихся в показаниях, состоит в сравнении противоречивых частей показаний с другими фактическими данными; 5) уточнение – тактический прием, заключающийся в том, что следователь соответствующими вопросами уточняет показания, относящиеся к частным моментам, помогающим уточнить отдельные обстоятельства дела;
6) детализация – постановка вопросов, позволяющих расчленить общие и недостаточно конкретные показания на отдельные эпизоды, факты и более глубоко выяснить их; 7) контроль – тактический прием, заключающийся в постановке вопросов, прямо не относящихся к теме допроса, но позволяющих получить контрольные сведения для проверки правильности показаний об отдельных фактах; 8) напоминание – постановка вопросов, помогающих допрашиваемому вспомнить определенные события, забытые им, вспомнить пробелы в показаниях. Напоминание не должно заключаться в постановке наводящих вопросов, содержать в себе элементы внушения; 9) наглядность – использование различных наглядных пособий, помогающих восстановить в памяти наглядные события. Целесообразно применение в отношении несовершеннолетнего такого тактического приема, как косвенное внушение. Если лицо отказывается от дачи показаний, следователь может сообщить ему некоторые факты, достоверно установление, в целях создания преувеличенного представления о своей осведомленности. В ходе допроса несовершеннолетнего тактические приемы чаще применяются не изолированно, а комплексно, образуя тактические комбинации. Возможно использование перерыва в допросе, после которого производится соответствующее следственное действие (очная ставка, опознание и т.д.) и потом продолжение прерванного допроса. При допросе несовершеннолетнего подозреваемого целесообразно применить тактический прием – разъяснения смысла и значения смягчающих ответственность обстоятельств. Правильно выбранная тактика допроса несовершеннолетних позволяет быстро и качественно раскрывать преступления.
2. Фиксация и оценка показаний несовершеннолетних
Большое внимание следователя должно быть уделено правильному процессуально-криминалистическому оформлению показаний несовершеннолетнего. В случае нарушения требований, предъявляемых к процессуальной фиксации, показаний несовершеннолетнего не могут быть использованы в качестве источников доказательств. В фиксации показаний необходимо выделить процессуальный и криминалистический аспекты. В процессуальном аспекте фиксация доказательств создает условия, при которых фактические данные могли бы использоваться в качестве доказательств, т.е. эта сторона выражает деятельность по реализации процессуальной формы, требуемой законом. Фиксация фактических данных представляет собой деятельность следователя и иных управомоченных на то лиц, направленную на сохранение, удостоверение и процессуальное оформление собранной информации для дальнейшего исследования в доказательственных целях. К тактическим приемам удостоверительного характера относятся протоколирование, применение звуко- и видеозаписи. Протоколирование является основной и обязательной формой фиксации хода и результата допроса. Тактической особенностью хода и результата допроса несовершеннолетнего является то, что протокол целесообразно составлять после завершения устной части допроса, а не в ходе его. Параллельное составление протокола своей официальностью может напугать несовершеннолетнего. При записи показаний несовершеннолетнего нужно стремиться как можно полнее сохранить обороты речи допрашиваемого, характеризующие уровень его развития, окружающую среду и привычки; следователь не должен употреблять несвойственные несовершеннолетнему выражения, так как это снижает значение его показаний, вызывая сомнение в объективности проведенного допроса. Как показывает следственная практика, следователи не редко пренебрегают этими требованиями и излагают показания несовершеннолетних «взрослым» языком, совершенно стирая их индивидуальность. И если сам следователь, проводивший допрос, имеет возможность подойти к оценки показаний несовершеннолетнего с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, то остальные участники процесса, которые в силу тех или иных причин могут ознакомиться с показаниями несовершеннолетнего только по протоколу, такой возможности лишаются. Да и проводивший допрос следователь может оказаться в таком же положении, если по делу приходит не один, а несколько несовершеннолетних свидетелей, показания которых не стремился записать гладкими и отшлифованными по одному стандарту. Кино- и видеозапись позволяют полно и детально зафиксировать обстановку, в которой производится допрос. Звукозапись целесообразно применять: а) при допросе малолетних, очевидцев и иных добросовестных свидетелей и потерпевших при необходимости фиксации обстановки допроса, специфических оборотов речи. б) при допросе несовершеннолетних, дело о которых прекращено в связи с недостижением возраста уголовной ответственности, находящихся под влиянием родителей или иных лиц, заинтересованных в исходе дела. Анализ и оценка хода результатов допроса предполагают мыслительную, логическую деятельность следователя, в процессе которой им устанавливается относимость, допустимость, достоверность и значимость полученных показаний. Тактические особенности анализа и оценки результатов допроса несовершеннолетнего предполагают, что эта оценка производится на основе памяти следователя и фиксированных им протокольно фактов, но и на основе сведений, полученных из бесед с родителями подростка, педагогом, его друзьями, которые с ним общались. Окончательная оценка показаний несовершеннолетнего может быть осуществлена лишь на завершающем этапе расследования преступления, поскольку для определения достоверности и недостоверности этого источника доказательств необходимо, чтобы были собраны все доказательства по делу, при учете процессуального статуса допрошенного лица. Процесс оценки показаний несовершеннолетнего – сложное динамическое действие, осуществляемое в течение всего процесса расследования, на которое существенное влияние оказывает объем сведений о преступлении, собранных доказательств по делу. Как правило, на первоначальном этапе расследования следователю очень сложно, а подчас просто невозможно судить о достоверности получаемых показаний. Недостаток информации о расследуемом событии и личности допрашиваемого, а также временные ограничения, связанные со множеством выездов на места происшествия и большим объемом работы, неизбежно сказываются на результатах первых допросов. В силу этого преждевременные выводы относительно достоверности данного источника доказательств таят в себе опасность принятия ошибочных решений, которые могут вести к необоснованному привлечению лица к уголовной ответственности и осуждению невиновных. Лишь по мере выполнения всех необходимых следственных действий следователь получает возможность для полного и объективного исследования полученных показаний в соотношении с имеющимися по делу доказательствами, что позволяет устранить имеющиеся сомнения в виновности подозреваемого лица, либо, наоборот, подтвердить их обоснованность.
3. Основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых на предварительном следствии
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого так же, как и допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, обусловлен следующей спецификой: меньшим, чем у взрослых, объемом знаний и жизненного опыта, слабой способностью к сосредоточенному вниманию, повышенной внушаемостью, меньшим развитием аналитических навыков при восприятии и оценки воспринятого, тенденцией к смешению реально воспринятого и воображаемого, эмоциональностью суждений и действий. Поскольку названные и некоторые другие особенности психофизического развития несовершеннолетнего проявляются в процессе формирования показаний и в поведении на допросе одинаково, их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения. Психические процессы – ход мыслей обвиняемого на допросе – обычно еще сложнее, чем у других допрашиваемых лиц. Как считает С.Г.Ковицкий, для психики обвиняемого характерны следующие черты: 1) Прямая и коренная заинтересованность в исходе дела и вытекающая из этого его активизация на предварительном следствии; 2) Состояние страха перед наказанием; 3) Состояние нравственной подавленности, душевной депрессии от осознания себя в роли подследственного; 4) Отсутствие в большинстве случаев доброй воли к сознанию; 5) Опасение, что правильные объяснения и показания причиняют вред; 6) Недоверие к следственным органам; 7) Стремление к обороне любыми средствами, в том числе ложными показаниями; 8) Враждебное отношение к свидетелям обвинения; 9) Повышенная раздражительность, взволнованность, а иногда и нервное потрясение, близкое к состоянию аффекта;
10) Крайняя настороженность, обостренное внимание. Эти моменты следователь должен учитывать еще при подготовке к допросу несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. При подготовке к допросу следователю необходимо получить информацию о личности обвиняемого. К моменту предъявления обвинения об этом должны быть опрошены родители, классный руководитель, другие учителя, а если подросток работает, то допрашиваются коллеги по работе, его руководитель и др. У них нужно выяснить достаточно широкий круг вопросов, касающихся социально-демографической и нравственно-психологической характеристики подростка. Особое внимание следует обратить на информацию о потребностях и интересах подростка, его психических свойствах, положительных и отрицательных чертах характера. Следует приобщить к материалам уголовного дела развернутые письменные характеристики с места учебы, работы, жительства, а также из комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних. Допрос несовершеннолетнего ограничен четырьмя часами в день, при этом объявлен перерыв после первых двух часов допроса. Данное положение исходит из особенностей психического развития несовершеннолетнего и связано и его повышенной утомляемостью. Согласно п.2 ч.1 ст. 51 УПК РФ участие защитника по уголовным делам в отношении несовершеннолетних является обязательным. Лица, проводящие допрос, должны заблаговременно позаботиться об участии в данном следственном действии защитника. Защитник имеет права задавать допрашиваемому вопросу, знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте его заполнения. Отсутствие защитника при проведении данного следственного действия считается серьезным нарушением. В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого не достигшего к моменту проведения допроса шестнадцатилетнего возраста, кроме обязательного участия защитника, участие педагога и психолога также считается безусловно обязательным. Участие в допросе законного представителя не исключает вызова педагога (психолога), так как последний выступает в качестве специалиста. Участие психолога в допросе обвиняемого, не достигшего шестнадцати лет, обусловлено необходимостью использовать в связи со сложностью такого допроса данные педагогики и психологии при его подготовке, проведении, фиксации показаний. Поэтому отсутствие психолога в таких случаях может вызвать сомнение в достоверности показаний. Вышесказанное также распространяется на случаи, когда несовершеннолетний достиг шестнадцати лет, но есть документальные данные о том, что он страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, а также когда имеются данные о возможности отсталости, в связи с чем назначена или будет назначена экспертиза. Вызываемый педагог или психолог должен по роду своих занятий заниматься обучением и воспитанием несовершеннолетних того же возраста, что и допрашиваемый, или иметь опыт оказания психологической помощи несовершеннолетним. Участие работника органа, ведущего предварительное расследование, в качестве педагога или психолога нежелательно. У педагога и допрашиваемого перед началом допроса выясняется, нет ли у них неприязненных отношений друг к другу. Устанавливаются другие обстоятельства, обусловливающие невозможность участия именно данного специалиста в допросе. До начала допроса следователь знакомит педагога в необходимом объеме с обстоятельствами дела, относящимися к допросу, и с данными о личности несовершеннолетнего. Педагогу также разъясняется, что он должен помочь правильному ведению допроса, установлению контакта с обвиняемым, что он вправе с разрешения лица, ведущего допрос, задавать вопросы допрашиваемому, а также делать письменные замечания о ходе допроса, полноте и правильности заполнения протокола. Его внимание обращается также на недопустимость реплик, вопросов, способных нанести ущерб интересам допрашиваемого и установлении истины по делу. О разъяснении прав делается запись в протоколе, а педагог или психолог подписываются. При допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обеспечивается допрашивающим лицом в обязательном порядке. При допросе несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста и не страдающего психическим расстройством участие педагога или психолога может быть инициировано как защитником, так и самим допрашиваемым. При повторном допросе целесообразно обеспечить участие того же педагога, что и при первом допросе. Участие педагога может оказаться целесообразным и при других процессуальных действиях, в ходе которых даются показания несовершеннолетних. Участие законного представителя по делам несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых является обязательным. Высшие судебные инстанции разъясняют, что законные представителя участвуют лишь по делам лиц, не достигших возраста 18 лет к моменту производства соответствующих процессуальных действий. С момента достижения лицом совершеннолетия функция законного представителя прекращается, и лицо, производящее предварительное следствие ограничивается допросом родителей, бывших опекунов и попечителей в качестве свидетелей. Законным представителем несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого может быть назначено любое из следующих лиц: родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый, органы опеки и попечительства (п.12 ст.5 УПК РФ).
При этом одно и то же лицо не может быть одновременно законным представителем и потерпевшим.
Постановление о назначении лица законным представителем должно быть обязательно вынесено перед проведением первого допроса. Согласно правилам ст. 173 УПК РФ допрос обвиняемого происходит немедленно после предъявления ему обвинения, т.е. между предъявлением обвинения и допросом обвиняемого не должно быть временного разрыва. Поэтому, если первый допрос несовершеннолетнего будет производиться только после предъявления обвинения, лицо, назначаемое законным представителем, должно присутствовать при предъявлении обвинения, а после предъявления обвинения должно быть назначено законным представителем. Законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого имеет право знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний, участвовать в допросе, знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы, предоставлять доказательства, а по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела и выписывать из него любые сведения и в любом объеме. Кроме допроса, законный представитель имеет право участвовать в любых иных следственных действиях только с разрешения лица, производящего данное следственной действие. Если законный представитель ненадлежащим образом выполняет свои обязанности или самоустранился, что наносит ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, то лицо, производящее предварительное следствие, или прокурор вправе вынести постановление о замене его другим законным представителем. До начала допроса несовершеннолетнего обвиняемого необходимо составить план в письменной форме. В нем необходимо отобразить те обстоятельства, которые подлежат выяснению, четко сформулировать вопросы, которые предстоит поставить перед допрашиваемым. В плане допроса необходимо предусмотреть, какие доказательства и в какой последовательности предъявлять обвиняемому. Перед началом допроса целесообразно ознакомить защитника и педагога с психическими расстройствами несовершеннолетнего, что бы они могли их правильно использовать, участвуя в допросе. Одновременно им разъясняются их права. Законных представителей или близких родственников нецелесообразно приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего обвиняемого. Лучше всего пригласить педагога. В соответствии со ст. 51 УПК РФ при расследовании по уголовным делам обязательно участие защитника, если подозреваемый, обвиняемый несовершеннолетний. Следователь обязательно должен обеспечить участие в процессе защитника и готовиться к допросу должен с учетом этого требования. Готовясь к допросу, следователь должен решить вопрос о времени и месте его проведения. как правило, допрос производится по месту проведения предварительного следствия, в кабинете следователя и (или) в следственном изоляторе (если несовершеннолетний содержится под стражей).
Следователь допрашивает обвиняемого немедленно после предъявления ему обвинения и перед началом допроса в доступной форме выясняет у обвиняемого, признает ли он себя виновным и желает ли давать показания по существу предъявленного обвинения. Следователь разъясняет обвиняемому содержание статьи 51 Конституции РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя. В случае отказа обвиняемого от дачи показаний следователь делает соответствующую запись в протоколе его допроса. Думается, что сразу же фиксировать ответ несовершеннолетнего обвиняемого не следует, так как подросток может ошибиться в оценке фактических обстоятельств дела, поэтому нужно дать ему возможность подумать. При согласии обвиняемого дать показания следователь предлагает ему дать объяснения по существу предъявленного обвинения в виде свободного рассказа. Если обвиняемый полностью признает себя виновным в предъявленном обвинении, вопрос должен вестись не менее детально, чем в случаях, когда он отрицает свою вину. В случаях, когда обвиняемый признает свою вину в предъявленном обвинении, целесообразно применять следующие тактические рекомендации: допрашивать его с максимальной детализацией обстоятельств преступления и роли каждого соучастника, с выявлением обстоятельств, непосредственно предшествовавших совершению преступления, и с выяснением поведения несовершеннолетнего обвиняемого и других соучастников после совершения ими преступления. Это необходимо делать в целях выявления случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. При постановке дополнительных вопросов, направленных на уточнение мотива и цели преступления, необходимо выяснить, стремился ли обвиняемый к тем результатам, которые наступили в результате совершенного преступления. Если несовершеннолетний обвиняемый не признает себя виновным, то следователь заранее разрабатывает тактику допроса и, учитывая повышенную внушаемость подростков, проявляет особую осторожность при постановке вопросов. Кроме перечисленных тактических приемов, необходимо выполнить следующие рекомендации: 1) необходимо раскрыть допрашиваемому опасность совершенного преступления и отношение к нему потерпевших, разъяснить, какой ущерб причинен потерпевшим, родным и близким потерпевшего. Также разъяснить, что чистосердечное раскаяния и активное способствование раскрытию преступления являются смягчающими вину обстоятельствами; 2) при допросе целесообразно использовать собранные доказательства, при этом несовершеннолетнему обвиняемому необходимо разъяснять значение каждого доказательства и предъявлять их не все сразу, а в логической последовательности и в нарастающем порядке. По этому поводу Н.И. Порубов пишет: «Изобличить обвиняемого, не признававшего себя виновным, можно только с помощью доказательств»[15]; 3) при допросе несовершеннолетнего предъявляются только доказательства, непосредственно уличающие его в совершении преступления. Нельзя доводить до сведения несовершеннолетнего фактические данные, полученные из других источников и раскрывающие механизмы совершенного преступления, которые непосредственно не уличают его, чтобы он не воспользовался этой информацией; 4) можно применить и такой тактический прием, как изобличение несовершеннолетнего во лжи по второстепенным вопросам, чем также будет продемонстрирована осведомленность следователя о механизме преступления. Поняв несостоятельность своих доводов, несовершеннолетний будет давать правдивые показания и по другим, более важным вопросам; 5) с учетом психики несовершеннолетнего может быть использован и такой тактический прием, как внезапность, сущность которого заключается в том, что допрашивающий в ходе допроса вне связи с предыдущими вопросами и ответами ставит неожиданный вопрос, на который допрашиваемый должен дать немедленный ответ. Поскольку между данным и предыдущими вопросами нет логической связи, допрашиваемый не в состоянии быстро сориентироваться и поэтому может сообщить сведения, которые пытался утаить. Повторный и дополнительный вопросы несовершеннолетних тактически оправданы. При допросе несовершеннолетнего обвиняемого, впервые совершившего преступление, эффективно применение такого тактического приема, как опора на положительные свойства личности. Практике известны случаи, когда следователи, умело использовали решительность, честность, стремление быть первым и другие положительные качества несовершеннолетнего обвиняемого, получали от него полные и правдивые показания. И наоборот, обращение внимания на отрицательные качества личности обвиняемого приводило к тому, что подросток замыкался и вообще отказывался давать показания[16]. В процессе допроса обвиняемого не рекомендуется его показания сразу же записывать в протокол, так как это отвлекает внимание допрашиваемого и отвлекает следователя в реализации тактического плана допроса. Протокол допроса лучше составить по окончании допроса, сохраняя свойственные несовершеннолетнему обороты речи. В последние годы при расследовании преступлений все чаще применяется звукозапись в качестве дополнительного средства фиксации показаний. звукозапись не заменяет протокол, а является приложением к нему.
Заключение
Допрос несовершеннолетнего – это сложная, многогранная деятельность следователя, представляющая собой совокупность определенных компонентов. Обладая интегративным свойством, структура этого следственного действия состоит из таких сторон, как организационная, познавательная, конструктивная, коммуникативная, психологическая, воспитательная, удостоверительная и нравственная. Эти аспекты допроса несовершеннолетнего органически переплетаются в процессуальные и тактические основы его производства. Тесная взаимосвязь и соотношение между ними выражаются в том, что тактические приемы используются и применяются на основе и в рамках закона, требований норм нравственности, с учетом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего. Конечно, первичными являются процессуальные основы, однако всегда при допросах такого рода лиц нужно учитывать и другие вышеперечисленные аспекты. Успешно осуществить допрос несовершеннолетнего может не каждый следователь, так как дело здесь не только в юридической подготовке, опыте следственной работы. Допрос несовершеннолетнего требует от следователя хороших знаний педагогики, общей и детской психологии, умения таким образом определить свою собственную линию поведения, чтобы при строжайшем соблюдении закона обеспечить успешное выполнение поставленной задачи.
Список использованной литературы
I
Нормативно-правовые акты и официальные документы
1. Конституция Российской федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // — Российская газета. — 1993. — 25дек . 2. Уголовный Кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. — 17 июня 1996 г. — N 25. — Ст. 2954. 3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 18 декабря 2001 года № 174 – ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 24 декабря 2001 г. — N 52. — Ст. 4921.
II
Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии
1. Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствие / Г.Г. Доспулов. М.: Юрид. лит. — 1976. – 243с.
2. Дулов А.В. Судебная психология. Учебное пособие / А.В. Дулов. Минск: Изд. Минск, 1975. – 132с.
3. Криминалистика: Учебник / Под ред. проф. А.Г. Филиппова. — М.: Юриспруденция, 2000. – 582с.
4. Криминалистика: Учебник для вузов Под общ. ред. И.П. Ищенко, А.Г. Филиппова. – М.: Высшее образование, 2006. – 743с.
5. Кузнецова С.В. Тактика допроса несовершеннолетних / С.В. Кузнецова. М.:Экзамен, 2004. – 81с.
6. Лосев Д.М. Тактика допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых / Д.М. Лосев. М.: Юрид. лит.,1982. – 658с.
7. Поташник Д.П. Криминалистическая тактика: Учебное пособие / Д.П. Поташник. — М.: Зерцало, 1998. – 432с.
8. Якуб М.П. Процессуальная форма в уголовном судопроизводстве / М.П. Якуб. М.: Изд-во МГУ, 1981. – 156с.
III
Научные статьи, тезисы докладов
1. Ильченко Ю.И. К эмоциональной стороне допроса обвиняемого / Ю.И. Ильченко // Доклады научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина (декабрь 1969 г.).
– Томск: Изд-во Том. ун-та, 1970. – 40с. 2. Попов А. Н. Проблемы производства следственных действий с участием несовершеннолетнего обвиняемого / А.Н. Попов // Научные публикации филиала российского государственного социального университета в г. Красноярске. — IV 1. Лосев Д.М. Тактика допроса несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых: Автореф. дисс. / Д. М. Лосев. — М., 1982. – 95с. 2. Роша А.Н. Процессуальные и психологические начала допроса обвиняемого: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / А.Н. Роша — М., 1965. – 104с. 3. Тетюев С.В. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого в стадии предварительного расследования (процессуальный аспект): Дис. … канд. юрид. наук. / С.В. Тетюев . — Челябинск, 2006. – 198с. |
V
. Словари и энциклопедии
5. Белкин Р.С. Криминалистика. Краткая энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. — 572с.
[4] Попов А.Н. Проблемы производства следственных действий с участием несовершеннолетнего обвиняемого / А.Н. Попов. Научные публикации филиала российского государственного социального университета в г. Красноярске.: |
– Томск: Изд-во Том. ун-та, 1970. – С.15.