Проблемы психологической готовности к обучению в среднем звене

2010 г

Содержание

Введение 3

Глава 1. Психологическая сущность проблем, возникающих у учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено 6

1.1. Изменение социальной ситуации обучения учащихся при переходе в среднее звено общеобразовательной школы 6

1.2. Характеристика психологических проблем переходного периода обучения от начального звена к среднему 7

1.3. Психологические особенности развития школьников 10 – 11 лет 12

Глава 2. Особенности организации психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса в переходный период из начального в среднее звено школы. 19

2.1. Диагностика личностной готовности к обучению в среднем звене учащихся 4-х классов средней общеобразовательной школы 19

2.2 Содержание психолого – педагогической деятельности по сопровождению образовательного процесса при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс 24

Заключение 29

Список литературы 30

Приложение 33

Введение

Курсовая работа посвящена изучению проблемы личностной готовности учащихся 4-х классов к обучению в среднем звене общеобразовательной школы.

Выбор темы исследования связан с недостаточной разработанностью проблемы адаптации школьников к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы.

Переход учащихся из начальной школы в среднее звено общеобразовательной школы является не только важным событием в жизни ребенка, но и одним из кризисных периодов его личностного развития. Существенно меняется организация учебного процесса, требования учебной деятельности и социальная ситуация развития. На смену одному учителю приходит несколько учителей–предметников со своими требованиями, которые могут существенно отличаться от привычных. Расширяется круг общения со сверстниками. Количество учебных предметов увеличивается, а их содержание усложняется. Изменяются критерии оценки знаний. От учащихся требуется больше самостоятельности.

У многих школьников в это время происходит снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, нарастание чувства тревожности из-за понижения самооценки учащихся, возникают проблемы в поведении в школе и дома, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость. К тому же данный период совпадает со временем вступления школьников в подростковый возраст и сопровождается рядом специфических процессов, составляющих содержание так называемой « проблемы пятых классов».

5 стр., 2473 слов

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ...

... девушек. Объект исследования: ценностные ориентации. Предмет исследования: ценностные ориентации учащихся общеобразовательных учреждений. В ходе исследования нами были выдвинуты следующие гипотезы, ... как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах..................... Заключение На основании проведенного теоретического анализа мы сделали следующие ...

Особенно такие существенные изменения в учебной деятельности отражаются на психологически слабо подготовленных школьниках, переходящих в пятый класс, усугубляя их негативное отношение к учебе и школе в целом. Это сказывается на их обучаемости, на развитии личности и на ее психическом здоровье.

Выбор темы исследования связан с недостаточной разработанностью проблемы адаптации школьников к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы.

Актуальность темы исследования. Выявление причин трудностей и поиск путей организации эффективного психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе перехода в среднюю школу.

Избежать трудностей перехода в среднее звено общеобразовательной школы возможно путем организации помощи со стороны учителя начального и основного звена, методических объединений, администрации школы и родителей.

Решение проблем, возникающих в данный период, должно базироваться на знании педагогическим коллективом школы особенностей психического развития ребенка подросткового и младшего школьного возраста, понимании характерных черт, отличающих содержание, формы и способы организации образовательного процесса в начальной и основной школе.

Объектом исследования является переходный период из начальной школы в среднее звено общеобразовательной школы.

Предметом исследования являются проблемные стороны психологической готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы.

Цель исследования состоит в выявлении основных особенностей личностной готовности младших школьников к обучению в среднем звене.

Задачи :

1. Дать психологическую характеристику проблеме переходного периода из начальной школы в среднюю;

2. Апробировать систему методов, диагностирующих проблемы психологической готовности младших школьников к обучению в среднем звене;

3. Выявить у детей проблемы при переходе в 5-й класс.

4. Соотнесение результатов диагностической работы и проблем реальной жизни.

5. Описание психолого-педагогических условий для формирования успешного обучения учащихся 4-х классов в среднем звене.

Гипотеза исследования: если психологические проблемы готовности учащихся 4- х классов к обучению в среднем звене будут выявлены в канун перехода в 5-й класс, то это обеспечит успешную адаптацию учащихся в 5-ом классе общеобразовательной школы.

Методы исследования: опросники на выявление отношения к школе, одноклассникам и учителям; опросник САН ( оценка самочувствия, активности и настроения); опросник ШСК (шкала социальной компетентности) Прихожан; тест Филлипса « Уровень и характер школьной тревожности»; методика Дж. Морено «Социометрия»; анкета для определения школьной мотивации (Н. Г. Лусканова).

5 стр., 2237 слов

Рефлексивная деятельность учащихся в начальной школе

... ёва. В статье «Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе» говорят, что Рефлексия - это «самопознание ... обучения, учащиеся должны сформироваться как личность полностью способная к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Одной из задач, которые ставит перед учителями начальных ... учащимся оценить собственную активность и качество работы. Заключается он в оценивании детьми ...

Глава 1. Психологическая сущность проблем, возникающих у учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено

1.1. Изменение социальной ситуации обучения учащихся при переходе в среднее звено общеобразовательной школы

В конце обучения в начальной школе, младший школьник достаточно овладел навыками общения, научился установлению дружеских контактов и социальному взаимодействию с группой сверстников, имеет сложившуюся систему личных отношений в классе. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки.

Период перехода из начальной школы в среднее звено традиционно считается одним из труднейших периодов школьного обучения. В момент перехода учащихся из четвертого в пятый класс, их ожидает резкая смена социальной ситуации обучения, связанная с изменением образовательной среды, которая в значительной степени отличается от предыдущей системы требований. Резко изменяются условия обучения: от одного основного учителя дети вынуждены переходить к совершенно новой для них системе «классный руководитель – учителя-предметники», появляется так называемая «кабинетная система», когда уроки проходят в разных кабинетах. Часто происходит смена школы и детям приходится привыкать не только к новым учителям, но и к новым одноклассникам.

С педагогической точки зрения дети в этот период характеризуются низкой организованностью, несамостоятельностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам.

С психологической точки зрения у детей снижается самооценка, повышается уровень ситуативной тревожности, понижается уровень волевого контроля. Дети часто бывают растеряны, не понимают, как теперь им надо общаться с педагогами, какие требования обязательны для выполнения, а какие нет. Нелегко приходится и педагогам: своим эмоциональным состоянием дети создают множество организационных трудностей, часто учителям трудно выдержать требования программы, по их замечаниям «программа рассчитана на взрослых детей, а они, оказывается, еще совсем маленькие».

Но, не смотря на это, большинство детей считает этот переход важным шагом в своей жизни, где главным оказывается сам факт окончания школы и предметное обучение. Многие дети, переходя от обучения у одного учителя к нескольким, у каждого из которых свой характер, свои требования, свой стиль отношения.

1.2. Характеристика психологических проблем переходного периода обучения от начального звена к среднему

Готовность к обучению – есть врожденная способность человеческого интеллекта усваивать знания и овладевать навыками и умениями. Готовность учиться у всех людей разная, и она усиливается многими факторами: хорошее здоровье и доступ к медицинским учреждениям, хорошее питание, экономические возможности родителей и наличие у них работы, поддерживающая семья, наличие услуг и политики поддержки.

Готовность к школе – это совокупность определенных знаний и навыков, которыми должен владеть ребенок с целью оптимизации школьного опыта: физические и моторные навыки, социальные и эмоциональные навыки, склонность к учебе, речь и познавательные навыки.

4 стр., 1547 слов

Психодиагностика трудностей в обучении детей младших классов

... Сущность психодиагностики трудностей в обучении детей младших классов 1.1 Внимание, как специфический процесс Для учителя начальной школы проблема развития внимания детей является традиционной. Это ... надежны. Библиография 1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностичесие таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 4-е изд, стер. ...

В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9—10 лет, порождающий cepьезные педагогические проблемы. В реальности же ситуации прямо противоположная: педагогические особенности периода перехода порождают психологические проблемы у самих детей и их педагогов и различные неблагоприятные педагогические следствия.

С психологической точки зрения это очень благоприятный возраст. Подростковые проблемы еще только маячат у линии жизненного горизонта как некоторая психологическая и личностная перспектива. А корни трудностей, испытываемых школьниками при овладении новой социальной ситуацией обучения, — в педагогической практике, порождающем резкий скачок из одной системы обучения в другую, в несостыковке программ, форм обучения, дисциплинарных требований, стилей общения и многом другом.

Рассмотрим психологические новообразования, которые должны появиться (сами или благодаря специальным усилиям взрослых) в начале 4-го класса.

Центральное и важнейшее новообразование – это так называемое «чувство взрослости». Это чувство должно проявлять себя и реализовываться в трех основных моментах:

1. Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности. Дальнейшая образовательная деятельность будет успешной и в плане результатов, и в плане субъективной оценки при условии, что школьник станет субъектом собственной учебной деятельности: примет и поймет смысл учения для себя, научится осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формировать и регулировать учебные приоритеты, заниматься самообразованием. Ведущим учебным мотивом в этом случае станет для пятиклассника мотив собственно познавательный.

2. Новая личностная позиция по отношению к школе (как среде жизнедеятельности и системе значимых отношений) и педагогам. Новое отношение к школе — это прежде всего ответственная осознанная позиция школьника, позиция субъекта внутришкольных отношений, в определенном смысле — их творца. Другое отношение к педагогам заключается в переходе от чисто ролевых, конформных со стороны ребенка отношений к отношениям межличностным. Школьнику предстоит занять самостоятельную, во многом равноправную позицию и научиться сочетать ее с уважением к мнению старшего.

3. Новая личностная позиция по отношению к сверстникам (одноклассникам в данном случае прежде всего).

Внутригрупповая жизнь класса начинает формироваться и развиваться автономно от влияния взрослых. От ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях для того, чтобы занять в новом социальном микро-сообществе устраивающее его статусное положение, наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками.

Для формирования той или иной позиции, того или иного отношения требуется некоторый уровень собственно психической готовности и зрелости. Но он является именно предпосылкой формирования новой системы отношений. И субъектное отношение к учебной деятельности, и новая позиция …

**************************************************************

4 стр., 1901 слов

Интеллектуальная и личностная рефлексия в деятельности психолога

... нашего реферата – Интеллектуальная и личностная рефлексия в деятельности психолога. Целью мы ставили перед ... осмысления и переосмысления содержания объекта, отношения субъекта к нему, его намерения ... значение рефлексии раскрывается в процессе обучения психологии. Первоначально любая психологическая теория, ... человек должен рассматривать его с трех рефлексивных позиций своего «Я»: чем я был? – ...