Почерк как источник информации о личности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

КУРСОВАЯ РАБОТА

по Криминалистике

тема:

«Почерк как источник информации о личности»

Выполнила: студентка 5-го курса

Группы: «Б»

Специальности: «Юриспруденция» ОЗО

Грозный

2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3-4

ГЛАВА 1. ПОЧЕРК КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1.1. Понятие и свойства почерка………………………………………………5-17

1.2. Признаки почерка…………………………………………………………17-20

ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ СУДЕБНО-ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В УСТАНОВЛЕНИИ И ИЗМЕНЕНИИ ЛИЧНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ РУКОПИСИ

2.1. Идентификационные исследования почерка…………………………21-26

2.2. Диагностические и классификационные исследования почерка……26-28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…29-30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………31-32

ВВЕДЕНИЕ

С углублением экономических реформ и развитием малого и среднего бизнеса все больше возрастает роль почерковедческих экспертиз и графологических исследований.

Многие коммерческие и хозяйственные действия требуют письменного оформления, будь то заключение договора, составление или оформление завещания или оформление доверенности, закрепляющее за тем или иным лицом право владения, пользования и распоряжения; документы, удостоверяющие личность или юридически значимое событие в жизни, а равно письменная фиксация какого–либо действия. К объектам исследования относится любая материально закрепленная запись, ведь она может стать орудием совершения преступления или доказательством при разбирательстве дела в суде.

Объектом исследования данной курсовой работы является почерк и отражающиеся в нём свойства психики и психологические особенности личности пишущего.

Целью исследования является раскрытие взаимосвязи между характеристиками почерка и психическими качествами человека. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

24 стр., 11570 слов

Диплом — Патопсихологическое исследование личности больных ...

... цели необходимо решить следующие задачи выявить посредством экспериментально – психологического исследования характерные особенности личности при эндогенной депрессии выявить посредством экспериментально – психологического исследования характерные особенности личности ... потому, что предполагал, что человеческие переживания, действия детерминируются бессознательными силами, которые антагонистичны ...

– рассмотреть понятие и свойства почерка как объекта криминалистических исследований;

– изучить признаки почерка;

– охарактеризовать особенности идентификационные, диагностические и классификационные исследования почерка;

– обобщить в работе полученный материал, сделать выводы.

В процессе работы были использованы методы систематизации и логического обобщения теоретических источников.

В представленной курсовой работе проанализированы труды ведущих ученых в области криминалистики, имеющие основополагающее значение в исследовании выбранной темы, и, прежде всего, работы Порубова Н. И.., Порубова А. Н., Грамовича Г. И. , Андреева И. С., Белкина Р. С., Дулова А. С. и ряда других авторов. Также были использованы материалы интернет–ресурсов.

ГЛАВА 1. ПОЧЕРК КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1.1. Понятие и свойства почерка

Почерк – это фиксируемая в рукописи характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно–двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки.

Почерк характеризуется двумя существенными свойствами – индивидуальностью и относительной устойчивостью, которые формируются одновременно и независимо один от другого.

Физиологической основой формирования письменных навыков является учение И.П. Павлoвa об условно–рефлекторной деятельности. Индивидуальные и типологические особенности людей накладывают свой отпечаток на графологические выразительные движения при формировании и закреплении письменных навыков. Считается, что в период наиболее интенсивной социализации личности (старший подростковый возраст) навык письма, отработанный до автоматизма, приобретает личностные психографологические особенности, закрепленные в почерке. В дальнейшем он мало изменяется. Индивидуально–графологические особенности почерка – это своеобразная личностная печать индивида.

В психологии достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности. По вопросу о корреляционной зависимости между почерком и характером человека, о характерологических особенностях почерка мнения разделились. Одни (например, Е.И. Рогов) считают, что однозначных связей между графическими признаками письма и соответствующими им чертами характера не существует или, во всяком случае, они не подтверждаются. Другие (Д.М. Зуев–Инсаров, Н.Н. Обозов, Г.В. Щекин) утверждают, что эти связи прослеживаются достаточно четко и подтверждаются многими исследованиями. Впрочем, и сам Е.И. Рогов недостаточно уверен в своем утверждении, так как в своей работе «Психология человека» он опубликовал психографологический тест по определению характерологических качеств личности по отдельным признакам письма…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При изучении вопросов данного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Почерк – это фиксируемая в рукописи характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно–двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки. Почерк характеризуется двумя основными свойствами – индивидуальностью и относительной устойчивостью, которые формируются одновременно и независимо один от другого. К основным и существенным свойствам почерка относятся: сохраняемость, вариационность, остроугольность, выдержанность и другие;

14 стр., 6630 слов

Мышление как процесс решения задач

... выполнения той или иной практической деятельности или быть специально созданными (учебные задачи или игровые задачи). Задача выступает как объект мышления. Субъект мышления — тот, кто решает ... реальные отношения между познавательной мотивацией и успешностью или неуспешностыо решения мыслительной задачи. На этапе возникновения проблемы, когда обнаруживается что-то новое, необъяснимое прежними ...

2. Признаки почерка характеризуют почерк каждого пишущего лица как индивидуальную систему движений, служащих для фиксации смыслового содержания письма. Признаки почерка разделяются на общие и частные. Общие характеризуют почерк в целом как систему движений, частные – в деталях;

3. При помощи экспертизы почерка решаются идентификационные, диагностические и смешанные – классификационно–диагностические задачи на основании исследования рукописей: текстов различного объема (включая краткие записи) и подписи. Идентификационные задачи предполагают установление конкретного исполнителя рукописи или факта выполнения нескольких рукописей одним лицом. Диагностические задачи в судебном почерковедении направлены на установление необычных условий, в которых выполнялась рукопись: внешние – обстановочные (необычная поза, слабое освещение, движущийся транспорт), внутренние – состояние пишущего лица (стресс, алкогольное опьянение, болезнь, возрастные изменения организма), установочные – связанные с намеренным изменением почерка или подражанием почерку другого лица. Классификационно–диагностические задачи – это задачи по установлению групповой принадлежности – свойств личности исполнителя рукописи (его пола и возраста);

4. Современное состояние графологической экспертизы в России находится на достаточно высоком уровне. В криминалистике распознавание почерка используется не только для идентификации личности, но и для оценки состояния пишущего.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аверьянова Т. В. Судебная экспертиза: курс общей теории / Т. В. Аверьянова. – М.: Высш. образование, 2007.

2. Аверьянова Т. В. Курс криминалистики : учеб. пособие для вузов / Т. В. Аверьянова. – 3–е изд., доп. – М. : ИНФРА–М–НОРМА, 2010.

3. Андреев И. С. Курс криминалистики / И. С. Андреев, Г. И. Грамович, Н. И. Порубов ; под ред. Н.И. Порубова. – М.: Выш. шк., 2000.

4. Анищенко И. А. Криминалистика: учебник / И. А. Анищенко [и др.]; под ред. Г. Н. Мухина ; М., 2006.

5. Баев О. Я. Основы криминалистики: курс лекций / О. Я. Баев. – М.: ЭКСМО, 2008.

6. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия: справочное пособие / Р. С. Белкин. – 2–е изд. М.: Мегатрон–ХХI, 2000.

7. Белкин Р. С. Курс криминалистики: учеб. пособие для вузов / Р. С. Белкин. – 3–е изд., доп. – М.: ЮНИТИ, Закон и право, 2001.

8. Буринский Е. Ф. Судебная экспертиза документов, производство ее и пользование ею / Е. Ф. Буринский. – М. : ЛексЭст, 2002.

9. Волынский В. А. Криминалистическая техника: наука–техника–общество–человек / В. А. Волынский. – М. : ЮНИТИ, 2000.

10. Грамович Г. И. Криминалистическая техника (научные, правовые, методологические, организационные основы): монография / Г. И. Грамович. – М., 2004.

11. Зорин, Г. А. Теоретические основы криминалистики / Г. А. Зорин. – М.: Амалфея, 2000.

6 стр., 2876 слов

Тема 4. Организация содержания курса по психологии

... разработки учебного курса? Раскройте содержания каждого технологического этапа разработки курса. 3.План-конспект ответа на вопрос: раскройте содержание понятий «учебная задача», «таксономия задач», «процедура таксации». ... мимика, пантомима). Литература: Бушлакова О.Н., Булгакова Л.Н., Красильникова Л.В., Нестерская Л.А. Пособие по обучению профессиональной научной речи. – М., 1991. Быков А. К. ...

12. Исютин–Федотков, Д. В. Образцы для сравнительного исследования в уголовном процессе и криминалистике: учеб. пособие / Д. В. Исютин–Федотков; под ред. Г. Н. Мухина. – М., 2005.

13. Исютин–Федотков, Д. В. Криминалистический словарь–справочник : в 3 т. / авт.–сост. Д. В. Исютин–Федотков; — М., 2007.

14. Ищенко, Е. П. Криминалистика: краткий курс / Е. П. Ищенко. – М.: ИНФРА–М., 2003.

15. Костров, А. И. Криминалистика: методика расследования отдельных видов преступлений : конспект лекций / А. И. Костров [и др.]. – М., 2009.

16. Мухин, Г. Н. Криминалистика: учеб. пособие / Г. Н. Мухин, Д. В. Исютин–Федотков. – М., 2009.

17. Порубов, Н. И. Криминалистика: учебное пособие / Н. И. Порубов, Г. И. Грамович, А. Н. Порубов; под ред. Н. И. Порубова. – М., 2007.

18. Сорокотягина, Д. А. Теория судебной экспертизы / Д. А. Сорокотягина. – М.: Феникс, 2009.

19. Трегубов, С. Н. Основы уголовной техники: научно–технические приемы расследования преступлений /С. Н. Трегубов; предисл. Т.В. Аверьяновой. – М.: ЛексЭст, 2002.

20. Шпак, О. Ю. Расследование преступлений, связанных с воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности: лекция / О. Ю. Шпак, Н. И. Лагун; М., 2007.

21. Яблоков, Н.П. Криминалистика / Н.П. Яблоков. – М.: ИНФРА–М–НОРМА, 2009.