Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения афазии 4
1.1. Понятие об афазии 4
1.2. Развитие речи у детей в онтогенезе 8
Вывод по первой главе 13
Глава 2. Особенности развития речи у детей с афазией 15
2.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с афазией 15
2.2. Процесс развития и формирования речи у детей с афазией 21
Вывод по второй главе 25
Заключение 27
Список литературы 29
Введение
Проблема афазии в настоящее время большои? интерес для многих исследователей не в области логопедии, но и в психиатрии, невропатологии, лингвистике и других Он основан на значимости её для углубления представлений о законах мозга, о связи речи с о её психофизиологических основах, о речи и афазии с другими процессами. Несмотря на многочисленные исследования проблемы, она еще продолжает оставаться изученнои?, а поэтому актуальнои?.
Большои? вклад в развитие афазиологии такие выдающиеся исследователи, как А. Р. Э. С. Бэйн, В. М. М. К. Бурлакова, Л. С. Т. Г. Визель, В. М. Л.С. Волкова и др.
Объект исследования — особенности речи у больных с афазией.
Цель исследования — теоретически изучить особенности развития речи удетейс афазией, соответствующие выводы.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты афазии.
2. Дать определение афазии и её в онтогенезе
3. Охарактеризовать детей с нарушениями речи при
4. Рассмотреть особенности развития и формирования речи у детей с афазией.
Объект исследования — особенности речи у детей больных с афазией.
Предметом исследования нашей курсовои? работы является афазия
Методы: анализ учебнои? литературы, реферирование
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения афазии
1.1. Понятие об афазии
Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия), опухоли, травмы,инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста.
Особенности экспрессивной речи у детей раннего возраста с задержкой ...
... Филичевой Т.Б. и другие. Цель исследования: изучение особенностей развития экспрессивной речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Объект исследования: речь детей раннего дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности экспрессивной речи детей раннего возраста с задержкой ...
Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения, наиболее часто наблюдается моторная афазия.
У детей афазия возникает гораздо реже, и является результатом черепно-мозговои? травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционнои? болезни.
Афазия — одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевои? деятельности. Сложность речевого расстрои?ства при афазии зависит от локализации поражения (например, расположение очага поражения при кровоизлиянии в подкорковых отделах мозга позволяет надеяться на спонтанное восстановление речи), величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевои? деятельности, при левшестве. Реакция личности больного на речевои? дефект и особенности преморбидного строения функции (например, степень автоматизации чтения) определяют фон восстановительного обучения.
В основе любои? фонемы афазии лежит та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка (например, нарушение динамического или конструктивного праксиса, фонематического слуха, праксии артикуляционного аппарата и т. п., которая ведет к специфическому системному нарушению понимания речи, письма, чтения, счета. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевои? деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счёт и т. д.).
Большои? вклад в понимание нарушения речи при афазии внесен как нейрофизиологией, так и нейропсихологией и нейролингвистикои?.
Особый вклад в понимание сложных психических функций был внесен Джексоном, который еще в 1863 г. показал, что каждая функция имеет сложную «вертикальную» организацию, и утверждал, что можно локализовать симптом, но нельзя локализовать функцию, так как она имеет сложное иерархическое строение от низшего звена к высшему.
Проводились специальные исследования частных проявлений нарушений высших психических функций, например, различных видов апраксии, в том числе апраксии артикуляционного аппарата (Либманн), аграмматизма (А. Пик); нарушению сложных форм речевои? деятельности (пониманию сложных логико-грамматических оборотов), проявляющемуся при семантическои? афазии, посвящены труды X. Хэда.
В России изучению проблем локализации высших психических функций предшествовал выход монографии И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», которая оказала большое влияние на работы В. М. Тарковского, Н. Д. Родосского, С. И. Давиденкова, М. И. Аствацатурова, М. Б. Кроля и других русских ученых.
Существуют различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике — Лих-тгейма, лингвистические классификации X. Хэда и других, каждая из которых отражает уровень развития неврологическои?, психологическои?, физиологическои? и лингвистическои? наук, характерных для того или иного исторического периода развития учения о речи. В настоящее время общепринятои? является нейропсихологическая классификация афазий А. Р. Лурии.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... побуждает к дискуссии 7. Соблюдает логику в изложении, выводы делает обоснованно 8. Речь преподавателя и темп изложения удобны для восприятия и записи 9. Четко формулирует ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Нейропсихологический подход А. Р. Лурии к организации высших корковых функций является продолжением нейрофизиологических открытий И. П. Павлова, Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина о системнои? организации функций и «обратнои? афферентации», а также нейропсихологических и психологических взглядов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и других психологов. В 1947 г. Д. Р. Лурия формулирует принцип системного строения и динамическои? поэтапнои? локализации высших корковых функций. Разработаные методы изучения нарушений психическои? деятельности, различных познавательных процессов человека. Нейропсихологическая методика, предложенная А. Р. Лурией, позволяет исследовать различные симптомы и синдромы, закономерные сочетания симптомов, возникающие при поражении тех или иных структур мозга. Применение этои? методики позволяет не только делать заключение о наличии тои? или инои? формы афазии, но и диагностировать место поражения головного мозга. Им показано, что при любои? форме афазии нарушается реализация речевои? деятельности.
В основу современнои? нейропсихологии и нейролингвистики легло учение о роли внутренней речи и мышления. У истоков психолингвистики стоят имена Ф. де Сосюра и И. А. Бодуэна де Куртенэ, положивших начало дифференциации понятий «язык» и «речь», «парадигматические» и «синтагматические» отношения, «статика» языка и «динамика» речи.
При разных формах афазии по-разному нарушается «парадигматическая» организация импрессивнои? и экспрессивнои? речи (А. Р. Лурия, 1975).
А. Р. Лурия различает шесть форм афазий: акустико-гностическую и акустико-мнестическую афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическую афазию и афферентную моторную афазию, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентную моторную афазию и динамическую афазию, возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).
Афазии, возникающие при поражении верхневисочных и нижнетеменных зон, входящих во второи? функциональный блок (А. Р. Лурия, 1979), называются задними формами афазии. Это афазии, при которых нарушаются парадигматические отношения. Афазии, возникающие при поражении заднелобных отделов мозга, входящих в третий функциональный блок, называются передними афазиями. При этих формах афазии нарушаются синтагматические соотношения. При поражении речевых зон происходит нарушение так называемои? первичнои? предпосылки, осуществляющей специфическую деятельность соответствующей анализаторнои? системы. На основе первичного анализаторного нарушения возникает вторичный, также специфический, распад всей функциональнои? системы языка и речи, т.е. возникает нарушение всех видов речевои? деятельности: понимания речи, устнои? и письменнои? речи, счета и т. д. Характер и степень нарушения понимания речи, её экспрессивнои? формы, чтения и письма зависят прежде всего не от величины очага поражения в коре головного мозга, а от тех гностических (кинестетическои?, акустическои? или оптическои?) предпосылок, которые по-разному вносят свои? вклад в реализацию различных речевых процессов.
Нарушения речи при локальном поражении головного мозга (афазии). ...
... речи при локальном поражении мозга (афазии). Проблема афазий. = 1 = Речь изучается дисциплинами: общей психологией, детской психологией, физиологией, акустикой, дефектологией, лингвистикой, семиотикой. Нейропсихология: исследует формы патологии речи, возникших при локальных поражениях мозга. Речь ... -е поля впервые описаны А.Р. Лурия. При акустико-мнестической афазии: феномен слуха - сохранен; больной ...
1.2. Развитие речи у детей в онтогенезе
В.А. Колягин дает следующее определение речи — это сложившаяся исторически в процессе материальнои? преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь рассматривается в качестве основного меха……..
1. Ахутина, Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии / Т.В. Ахутина .- 3-е изд. (эл.) .- М. : Теревинф, 2012 .- 145 с.
2. Бейн Э. С. Афазия и пути её преодоления. — Л.: Медицина, 1964. — 235 с.
3. Бадалян, Л.О. Невропатология / Л.О. Бадалян. — М.: Академия, 2012.
4. Бурлакова М. К. Речь и афазия. — М., 1997.
5. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии — М/АСТ, 2012. — 288 с.
6. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2005. С. 95-104.
7. Волкова Л. С., Селиверстов В. И.—- Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М., 1997. Ч. 1,2 С. 120162 < v17051/%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BB.%D1%81.,_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%B2.%D0%B8.%D1%85%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE_%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B8.%D1%82%D0%BE%D0%BC_2>
8. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковои?, С.Н. Шаховскои?. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
9. Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л. С. Волковой. В 5 кн. М., 2003. Кн. 3.
10. Лурия А.Р. Травматическая афазия. — М.: Медицина, 1947.- 367 с.
11. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях. — М.: МГУ, 1962, 1-е изд; 1969, 2-е изд; М.:Академ. Проект, 2000, 3-е изд. — 283 с.
12. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. 3-е изд. — Либроком, 2009. — 256 с. — Серия: Из наследия мировой психологии.
13. Лурия А.Р. Речь и мышление. — М.: МГУ, 1975
14. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга Естественнонаучные основы психологии. — М.: Педагогика, 1978. С. 7-23
15. Лурия А.Р., Карпов Б.А., Ярбус А.Л. Нарушение восприятия сложных зрительных объектов при поражении лобнои? доли мозга // Вопросы психологи. — МГУ, 1965. — №3
16. Проблемы афазии и восстановительное обучение: В 2 т./ Под ред. Л.С. Цветковой. М., 1979.
17. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание.- СПб.: Питер, 2008. — 496 с.
18. Храковская М.Г. Резервные способности восстановления высших психических функции у больных с афазией / I Международная конфереция памяти А.Р. Лурия: сб. докладов/ Под ред. Е.Д. Хомскои?, Т.В. Ахутинои?.-М.: РПО, 1998. — 18 с.
19. Цветкова Л.С. Нейропсихология письма, чтения и счёта. — М.: Юрист, 1979. — 256 с.
20. Цветкова Л.С., Торчуа Н.Г. Афазия и восприятие. — Воронеж: Алиса, 1997. — 149 с.
21. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004. — 424 с. — (Библиотека психолога).
Восстановительное обучение у больных динамической афазией
... в разработку учения об афазиях был внесен П. Броком, К. Вернике, Т.Г. Визель, Л.С. Выготским, Ж.М. Глозманом, К. Лихтгеймом, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой и многими другими. Многие ... выявлены оптико-пространственные нарушения гнозиса и праксиса: снижение речевой инициативы, аграмматизмы в речи, сужение объема слухоречевой памяти, затруднение составления фраз и проговаривания. Звукобуквенный анализ и ...
22. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с.: ил.
23. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. — М.: 2002.
24. Шохор-Троцкая, М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии [Текст] : метод. рекомендации / М.К. Шохор-Троцкая. — М. : Ин-т общегуманитар. исслед. : Секачев, 2002. — 188 с. — (Спец. педагогика).
25. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. — М.: «Ассоциация дефектологов», В Се-качев, 2000. — 96 с.