Введение 3
1. Использование метода наблюдений при изучении природы в начальных классах 5
1.1 Наблюдения и их роль в развитии младших школьников 5
1.2 Виды наблюдений при изучении природы в начальных классах 9
2.Особенности организации наблюдений за объектами и явлениями природы с учащимися с ЗПР 17
2.1 Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития 17
2.2 Особенности организации педагогического процесса с детьми с ЗПР 20
2.3 Особенности организации наблюдений с детьми с ЗПР в процессе изучения природы 23
Заключение. 39
Список использованной литературы: 40
Введение
В системе обучения, направленного на общее развитие учащихся, предусмотрено изучение природоведения как самостоятельного учебного предмета и в составе учебной дисциплины «окружающий мир». На уроках природоведения создаются те условия многообразия психической деятельности, которые необходимы для общего развития школьников для усвоения знаний о природе, обогащения кругозора детей, развития наблюдательности, внимания, мышления, любви к природе, эстетических чувств.
В начальных классах, опираясь на имеющиеся представления и сведения, нужно дать детям, целостное представление о природе, которое постепенно все более обогащается через познание новых объектов и углубление уже изученных знаний.
Материал, рекомендуемый по природоведению, занимает особое место в начальном обучении. Такие предметы, как русский язык, математика, труд имеют строго очерченные программные требования. Знания по этим предметам, должны быть прочно усвоены в полном объёме. В системе развивающего обучения при изучении материала по природоведению, не действует установка обязательности усвоения программы в полном объёме. Школьники должны, главным образом, получить общее представление о богатстве и разнообразии, некоторых закономерностях развития природы и жизни людей, расширить свой кругозор, заинтересоваться связями природы. Одним из ведущих методов на уроках природоведения является метод наблюдения за объектами и явлениями природы. Наблюдать можно и в живой природе и на уроках. Наблюдения могут быть:
Природа конфликтов в организациях, методы управления конфликтной ситуацией
... управленияим. ПРИРОДА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ.Что такое конфликт. Как и ... что полное отсутствие внутри организации конфликта — условие нетолько невозможное, но и нежелательное. В данном реферате автор попытаетсяраскрыть природу конфликтов в организациях, а также описать методы ...
§ за сезонным изменениями в природе;
§ за животными;
§ за трудовой деятельностью людей;
В классах КРО наблюдения организуют с учётом особенностей психической деятельности детей данной категории, но методические приёмы для этого в литературе встречаются крайне редко, в чём и заключается основное противоречие.
Острейшая необходимость разработки вопросов обучения и развития младших школьников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися школьниками обусловлена нуждами практики.
Возникает проблема подбора методов и методических приёмов для организации наблюдений в природе с учащимися с ЗПР.
Объект исследования: процесс организации наблюдений за объектами и явлениями природы школьниками младших классов.
Предмет: организация наблюдений за природой младшими школьниками с ЗПР.
Цель: рассмотреть методику организации наблюдений за объектами и явлениями природы учащимися с ЗПР на уроках природоведения.
Задачи:
1. Рассмотреть виды наблюдений за объектами и явлениями природы и показать их роль в развитии младших школьников.
2. Раскрыть особенности организации наблюдений в природе при обучении детей с задержкой психического развития.
Методы: 1.по этапам поиска:
§ метод отбора материала
§ метод теоретической интерпретации
§ метод направленного преобразования
2. по уровню проникновения в сущность:
§ изучение литературы
§ абстрагирование и конкретизация
§ анализ и синтез
1.. Использование метода наблюдений при изучении природы в начальных классах
1.1 Наблюдения и их роль в развитии младших школьников
Существуют разные определения понятия наблюдения, но их суть сводиться к одному.
Наблюдение- это целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т.п. Основное условие научного наблюдения — объективность, то есть возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применение иных методов исследования, например эксперимент. («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»).
Наблюдательность- это способность осознано воспринимать предметы и явления, находить в них единичное и общее, выявлять определенные закономерности, анализировать их и делать выводы.
«Наблюдение — относительно длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности; на основе непосредственного восприятия.»[1.,с.7] Наблюдение — один наиболее доступных и эффективных для младших школьников практический метод получения знаний (в том числе и об окружающей природе), так как он прост сам по себе. ( Большая Советская Энциклопедия -2-е изд.-Т. 29-с. 7).
Наблюдение-это целенаправленное, более или менее длительное восприятие, дающее возможность всесторонне рассмотреть объект окружающего мира, увидеть происходящие в нём изменения, определить их причины и условия протекания. Наблюдение как восприятие тесно связанно с мышлением, поскольку активная форма чувственного познания, в результате которого человек накапливает факты, представления о том или ином предмете или явлении, связана с мышлением. Наблюдатель делает выводы, обобщения, выделяет закономерности и связи. .[2,с.50]
Наблюдение как метод социально – психологического исследования
... свойств респондентов, то прибегают к такому методу сбора информации, как наблюдение. Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. ... они случайны, неорганизованны и бесплановы. Так как социологическое наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них, имеет много общего ...
Наблюдение — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Оно позволяет более полно выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способности. [4,с.46]
Взаимоотношения человека с окружающим миром находятся в прямой зависимости от постоянной и исправной работы органов чувств. Отсутствие или нарушение какого-либо ощущения ограничивает возможности человека, заставляет организм искать средства компенсации.
Процесс познания мира начинается с ощущений — человек должен с помощью органов чувств выделить предмет и сравнить его с другими. Для этого ощущения «поставляют» сведения о предмете: какого он цвета, запаха, вкуса, каков на ощупь, из каких состоит форм… Значение чувственного познания столь велико, что от него зависит развитие других сфер личности человека: познавательной деятельности (уметь замечать изменения, уметь наблюдать, давать подробную сенсорную характеристику предмета), личностных качеств (любознателен, внимателен, обладает развитой наблюдательностью).
Самый чувствительный (сензитивный) период для развития восприятия — дошкольный возраст. Именно в этот период все органы чувств достигают «кульминации» своего формирования. Конечно, их совершенствование продолжается всю жизнь, но компенсировать то, что потеряно в дошкольном детстве, уже очень трудно.
Вместе с тем задача сенсорного развития — одна из важнейших в начальной школе. Учитель должен сформировать у детей умения использовать при решении различных учебных задач накопленные чувственные впечатления, осуществлять целенаправленные наблюдения, давать развернутую характеристику предмета, замечать происходящие в нём изменения, выделять существенные признаки и т.д. Кроме того, педагог должен устранить недостатки сенсорного развития, восполнить имеющиеся в нём пробелы.
Чем лучше развиты ощущения, чем больше замечает человек свойств, принадлежащих предмету или явлению, тем более глубоким будет и отношение к этому предмету, тем сильнее чувства, вызванные « общением» с ним.
Наблюдение — это метод обучения, заключающийся в планомерном, целенаправленном восприятии школьником окружающей действительности с целью ее познания. Следует различать наблюдения научные и учебные. В научных наблюдениях результат заранее не известен, а в учебных — учащиеся приходят «к открытию» уже известного. Но путь познания в том и другом случае осуществляется по одинаковому «сценарию» с учетом, разумеется, возраста наблюдателей и сложности поставленных задач. [12,с.80]
Целью учебного наблюдения может быть простое накопление каких-либо фактов, всесторонне чувственное восприятие или исследование объекта наблюдения и вскрытие закономерностей.
Исследования показывают, что младшие школьники при выполнении наблюдений овладевают приемами и ведения и фиксирования результатов, пользования приборами и инструментами. Однако обстоятельное описание процесса наблюдения им ещё малодоступно. Поэтому при подведении итогов работы целесообразно использовать диалоговый метод-беседу.
Выделяют наблюдения эпизодические и разовые. Это, например, наблюдения за строением оврага, поведением птиц и пр. К длительным относят наблюдения за погодой, за сезонными изменениями в природе, за высотой Солнца над горизонтом и экологический мониторинг.
Синтаксический разбор в начальных классах
... средства. В целом для изучения в начальном звене школы выделены три синтаксические единицы: словосочетание, предложение ... литературы; Эмпирические методы: наблюдение, анализ, эксперимент; База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» 4 « ... множества слов теоретически неограниченного множества предложений и текстов. В современном теоретическом языкознании складываются три точки ...
Педагогическая эффективность наблюдений существенно возрастает, если проводить их не от случая к случаю, а целенаправленно и систематически. При такой постановке дела у младших школьников формируются и развиваются умения и навыки выполнения наблюдений, закрепляются приемы производства работ, возникают методы, стимулируется любознательность.
Посредством наблюдений в природе у школьников формируются представления по многим программным понятиям: о временах года, формах рельефа, водах, погодных явлениях, почвах, растениях, животных, деятельности человека в природе и т.п.
В последние годы наметилась тенденция к интеллектуализации процесса обучения и воспитания. Акцент на увеличение объёма знаний без опоры на развитие эмоциональной и познавательной сферы приводит к эмоциональной скудости, невосприимчивости, равнодушию к объектам окружающего мира, преобладанию рационального подхода в их оценке. Как для любой требуются навыки и умения, так и для эстетического познания окружающего мира нужны культура восприятия, культура чувств. Эти задачи решаются, прежде всего, в процессе наблюдений.
В Государственном образовательном стандарте общего образования по окружающему миру записано, что учащиеся к окончанию начальной школы должны понимать связи живой и неживой природы, называть явления природы, особенности времен года. Кроме того, они должны уметь наблюдать природу, сравнивать свойства наблюдаемых объектов, узнавать и сравнивать объекты живой и неживой природы, природные особенности родного края. Исходя из данных требований, особое внимание уделяется приобретению учащимися различных специальных навыков: наблюдать природу, самостоятельно изучать ее. [14, с.57]
Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения:
§ развивают познавательную активность школьников, их интерес к окружающему миру
§ способствуют накоплению у учащихся запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности
§ в ходе наблюдений учащиеся получают практические умения и навыки
§ изучая природу, дети познают её
§ наблюдения вносят вклад в решение задач трудового воспитания младших школьников
§ помогают формировать элементы экономических знаний
§ способствуют умственному развитию детей
§ наблюдения за природными объектами и явлениями способствуют физическому развитию учащихся, укреплению их здоровья.
Правильно организованные наблюдения учат не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний.
Самостоятельные наблюдения определенного содержания повышают интерес к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности младших школьников [6.,с.151].
Таким образом, наблюдения в процессе изучения окружающего мира способствуют умственному и трудовому развитию детей, а также активизирует их познавательный интерес в процессе изучения природы, что особенно важно для детей с ЗПР.
Обучение школьников работе с текстом учебника в начальном курсе географии
... таких комплексов необходимо сделать разнообразные учебные тексты, в основе которых лежит унифицированная структурно-логическая схема изучения явлений окружающего мира. В данной курсовой работе использовалась ... и др. Были использованы следующие учебники по географии: Т.П. Герасимова «География. Начальный курс». Поисковые системы: www.yandex.ru, www.google.ru, www.rambler.ru ГЛАВА 2 МАТЕРАЛЫ И МЕТОДЫ ...
1.2 Виды наблюдений при изучении природы в начальных классах
Наблюдения при демонстрации и проведении опытов
Наблюдения могут осуществляться в процессе экскурсий или как часть урока, который проводится в классе. Используются они и эпизодически, как наглядный метод обучения. Можно выделить несколько типов наблюдений:
§ предваряющие изучение нового материала. Цель таких наблюдений — накопление конкретных фактов о конкретном предмете ил……..
Список использованной литературы:
1 Аквилева, Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. [Текст]: пособие для учителя начальной школы./Г.Н.Аквилева, З.А.Клепинина.-М.:Просвещение,1998.
2 Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1996. — С.156
3 Виноградова, Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе: Беседы с будущим учителем. [Текст]: учебное пособие для студентов отделений и факультетов начальных классов средних и высших педагогических учебных заведений/ Н.Ф Виноградова.- М.:Академия,1998.
4 Водопьянова Е.В. Уроки окружающего мира — уроки открытий [Текст] / Е. В. Водопьянова // Начальная школа.- 2009. — №10. — С. 46
5 Гезелл А. Умственное развитие ребенка. М.; Л., 1990. — С.177
6 Иванченкова, Г.Г. Обучение во 2-ом классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Иванченковой, И.В.Потапов. [Текст]: программа, методические рекомендации, тематическое планирование/ Г.Г. Иванченковой, И.В.Потапов.- М.:АСТ: Астрель, 2005.-93[3]с.- (Планета знаний).
7 Крополева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе [Текст]/Т.Б. Крополева// Начальная школа. — 2007. — №11.- С. 48 — 51
8 Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. [Текст]: учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов / А.В Миронов.- М.: Педагогическое общество России, 2002.-360с.
9 Мутик, М.А.Наблюдения и опыты за жизнью растений. [Текст]/ М.А. Мутик.//Начальная школа. Научно — методический журнал/-2005.- №3-с.58-61.
10 Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей. [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ С.Н. Николаева.- М.: Академия,2002.-336с.
11 Овчарова О.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: Сфера, 1998. — С. 146)
12 Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию
и экологическое воспитание в начальной школе. [Текст]: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Р.А. Петросова, В.П. Голов, В. И. Сивиглазов.- М.:Академия,1999.
13 Телепина С.В. Учимся любить природу [Текст]/ С. С. Телепина Начальная школа.- 2008. №7. — С. 39
14 Экологическая практика учащихся начальной школы: организация и содержание [Текст] / Начальная школа.- 2009.- №1- С.57