Типы акцентуации и его влияние на успешность обучения

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный агроинженерный университет

имени В.П. Горячкина

Кафедра «Педагогика и психология»

Колотов Даниил Гиясович

Типы акцентуации и его влияние на успешность обучения

Курсовая работа

Научный руководитель:

Коваленок Татьяна Петровна

Москва 2014г.

Оглавление

Введение 2

Характер и обучение 4

Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко: некоторые типы 7

Психодиагностические исследования акцентуаций характера у школьников 12

Анализ и интерпретация полученных результатов 13

Результаты диагностики акцентуаций 17

Заключение 20

Приложение 21

Методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда. 21

Список литературы 25

Введение

В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и психопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером, а также нашим соотечественником В.М. Бехтеревым. Несколько позже аналогичную попытку предприняли психологи П.Б. Ганнушкин, М. Фрамер, О.В. Кербиков, У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К. Леонгард, Г.К. Ушаков, А. Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

4 стр., 1743 слов

Акцентуация характера, характеристика основных типов акцентуаций.

... подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада - как люди с дистимной акцентуацией. 4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в ... устоявшимся привычкам и стереотипам жизни, инертность. Точные и краткие характеристики дает различным типам темперамента выдающийся отечественный психолог Б.М. Теплов: Холерик - человек быстрый, иногда даже ...

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Объектом исследования в данной работе является подросток, ученик 7-го класса.

Предметом исследования является акцентуация характера у подростков.

Цель и задачи:

1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.

2. Подбор методов исследования.

3. Проведение эксперимента.

4. Обработка полученных результатов и их анализ.

5. Выводы.

База исследования: ученики 7-го класса «Муриковской СОШ» возраст 12 лет.

Решение заявленной проблемы может использоваться для решения следующих практических задач:

— составление коррекционных программ;

— профориентация и профотбор;

— проведение судебно-медицинской экспертизы;

  • выявление группы риска (лиц, склонных к правонарушениям, наркомании, суицидам) с целью социально-психологической поддержки;
  • выявление лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям и т. д.

Характер и обучение

Характер (от лат. «character») — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название “характер”).

Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств и управляется ими.

Тотальность патологических черт характера выступает в подростковом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный какой-либо акцентуацией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации.

В учебной стороне школы два пункта имеют прямое отношение к развитию характера: процесс приобретения знаний и система знаний.

В школах главное внимание обращается на обучение, а в обучении — на успехи, на результаты. Учатся хорошо, дурно или посредственно — вот главный преобладающий интерес школы; имеет хорошие способности, слабые или средние — это другой, уже дальнейший интерес школы. Но школа мало интересуется самым процессом приобретения сведений учащимися, той степенью напряжения, энергии и настойчивости, которую обнаруживает учащийся при занятиях. Предположим, что школа успехи пяти учеников отмечает словом «отличные», а успехи других пяти словом «хорошие». Этой классификации она держится твердо: то учащийся из разряда отличных, а то из хороших. Различая отдельных учеников той и другой категории, школа различает их опять по оттенкам их знаний. Но между учащимися кроется другое, весьма значительное различие, ускользающее от внимания школы, мало интересующее ее, то, что степень напряжения, настойчивости, энергии для достижения одинакового результата различными учащимися употреблена различная: одни обнаружили в этом случае большую настойчивость, твердость воли, умение бороться с препятствиями; они наслаждались своим успехом и страдали от своих неудач; другие же обнаружили лишь прекрасную память и быстрое усвоение, успех дался им легко, без внутренней энергичной работы и потому не мог их особенно обрадовать, он тешит лишь их тщеславие. Ученики, равные по успехам и отмечаемые одинаковой отметкой, живут неодинаковой внутренней жизнью: у одних это есть не только жизнь ума, но и разнообразного чувства, усилий воли, напряжений энергии; у других это почти исключительно умственная деятельность, и притом довольно поверхностная. Поэтому тройка одного ученика может стоить более, пятерки другого.

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Существуют две классификации типов акцентуаций характера. Первая предложена Карлом Леонгардом (1968) и вторая – А. Е. Личко (1977).

Приводим сопоставление этих классификаций, сделанное В. В. Юстицким (1977).

Тип акцентуированной личности, по К. Леонгарду

Тип акцентуации характера, по А. Е. Личко

Лабильный

Лабильный циклоид

Сверхподвижный Эмотивный

Лабильный

Демонстративный

Истероидный

Сверхпунктуальный

Психастенический

Ригидно-аффективный Неуправляемый

Эпилептоидный

Интравертный

Шизоидный

Боязливый

Сенситивный

Неконцентрированный или неврастенический

Астено-невротический

Экстравертный

Конформный

Слабовольный

Неустойчивый

Гипертимный

Циклоидный

Классификация акцентуаций характера по а.Е. Личко: некоторые типы

Гипертимный тип

С детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Воспитатели детских учреждений жалуются на их неугомонность…

Первые трудности могут выявиться при поступлении в школу. При хороших способностях, живом уме, умении все схватывать на лету обнаруживается неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность.

Главная черта гипертимных подростков – почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии.

Астено — невротический тип

Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется в умственных занятиях. Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, однако физические напряжения, например обстановка спортивных соревнований, оказываются невыносимыми. Раздражительность неврастеников существенно отличается от гневности эпилептоидов и вспыльчивости гипертимов и более всего сходна с аффективными вспышками у подростков лабильного типа. Раздражение, нередко по ничтожному поводу, легко изливается на окружающих, порой случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и даже слезами. Склонность к ипохондризации является особенно типичной чертой. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, крайне подвержены ятрогении, охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются осмотрам. Наиболее частым источником ипохондрических переживаний, особенно у мальчиков, становится сердце.

Сенситивный тип

С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановке и вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Все это иногда производит впечатление замкнутости, отгороженности от окружающего и заставляет подозревать свойственные шизоидам аутистические наклонности. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно общительны. Сверстникам они нередко предпочитают игры с, малышами, чувствуя себя среди них увереннее и спокойнее. Не проявляется также свойственный шизоидам ранний интерес к абстрактным знаниям, «детская энциклопедичность». Многие чтению охотно предпочитают тихие игры, рисование, лепку. К родным они иногда обнаруживают чрезвычайную привязанность, даже при холодном отношении или суровом обращении с их стороны. Отличаются послушанием, часто слывут «домашним ребенком».

Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней, суетой и драками на переменах, но, привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех, или, наоборот, отвечают гораздо меньше того, что знают, чтобы не прослыть выскочкой или чрезмерно прилежным учеником среди одноклассников.

Шизоидный тип

Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении.

Шизоидные черты выявляются раньше, чем особенности характера всех других типов. С первых детских лет поражает ребенок, который любит играть один, не тянется к сверстникам, избегает шумных забав, предпочитает держаться среди взрослых, иногда подолгу молча слушает их беседы. К этому иногда добавляется какая-то холодность и недетская сдержанность.

С наступлением полового созревания все черты характера выступают с особой яростью. Замкнутость, отгороженность от сверстников бросаются в глаза. Иногда духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для других интересами и увлечениями, относясь со снисходительным пренебрежением или явной неприязнью ко всему, что наполняет жизнь других подростков. Но чаще же шизоиды страдают сами от своей замкнутости, одиночества, неспособности к общению, невозможности найти себе друга по душе. Неудачные попытки завязать приятельские отношения, мимозоподобная чувствительность в моменты их поиска, быстрая истощаемость в контакте («не знаю о чем еще говорить») нередко побуждают к еще большему уходу в себя.

Истероидный тип

Его главная черта – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие – только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества истероида питаются этой чертой. Внушаемость, которую нередко выдвигают на первый план, отличается избирательностью: от нее ничего не остается, если обстановка внушения или само внушение не льют воду на мельницу эгоцентризма. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашение своей персоны. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству.

Такие дети не выносят, когда при них хвалят других ребят, когда другим уделяют внимание. Игрушки им быстро надоедают. Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становится насущной потребностью. Они охотно перед зрителями читают стихи, танцуют, поют и многие из них действительно обнаруживают неплохие артистические способности. Успехи в учебе в первых классах во многом определяются тем, ставят ли их в пример другим.

Неустойчивай тип

Их безволие отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлечений представители этого типа также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению.

В детстве они отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними все время приходится следить. У части из них встречаются симптомы невропатии (заикание, ночной анурез и т. д.).

С первых классов школы нет желания учиться. Только при непрестанном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, всегда ищут случая отлынивать от занятий. Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Они убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Подстрекаемые более стеничными сверстниками, могут ради компании сбежать из дома. Склонность к имитации у неустойчивых подростков отличается избирательностью: образами для подражания служат лишь те модели поведения, которые сулят немедленные наслаждения, смену легких впечатлений, развлечения. Еще детьми они начинают курить. Легко идут на мелкие кражи, готовы все дни проводить в уличных компаниях. Когда же они становятся подростками, то прежние развлечения, вроде кино, их уже не удовлетворяют, и они дополняют их более сильными и острыми ощущениями – в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, наркотики

Также существуют смешанные типы.

Психодиагностические исследования акцентуаций характера у школьников

Объектом исследования в данной работе является подростки, ученики 7-го класса.

Предметом исследования является акцентуация характера у школьников.

Цель и задачи:

1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.

2. Подбор методов исследования.

3. Проведение исследований и сравнение их результатов.

4. Обработка полученных результатов и их анализ.

5. Выводы.

База исследования: 10 учеников 7-го класса Муриковской СОШ возраст 12 лет.

Для решения заявленной проблемы использовались следующие методики: для определения типа акцентуации характера – методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда; для определения типа темперамента – опросник. Методика валидна и надежна, является достаточно простым и чувствительным диагностическим инструментом.

Текст методики приводятся после инструкции.

Анализ и интерпретация полученных результатов Ответы одного из испытуемых на тест «Методика определений акцентуаций характера» к. Леонгарда

1+

9+

17+

25-

33+

41-

49+

57+

65+

73+

81+

2+

10+

18+

26-

34-

42-

50-

58+

66+

74+

82-

3-

11+

19+

27+

35-

43+

51+

59+

67-

75-

83-

4+

12+

20+

28-

36-

44-

52+

60+

68+

76+

84+

5-

13+

21-

29+

37+

45-

53+

61+

69+

77+

85+

6+

14+

22-

30-

38+

46-

54-

62-

70+

78-

86+

7-

15-

23-

31-

39+

47+

55+

63+

71+

79-

87-

8+

16-

24-

32+

40+

48+

56-

64-

72+

80-

88-

Подсчёты:

  1. Г-1

«+» +,+,+,+,+ = 5

«-«

5 * 3 =15

  1. Г-2

«+» +,+,+,+ =4

«-« -,-, = 2

4 + 2 = 6, 6 * 2 = 12

  1. Г-3

«+» +,+,+,+ = 4

«-« — = 1

4 + 1 = 5, 5 * 3 = 15

  1. Г-4

«+» +,+,+,+,+,+,+,+ = 8

«-«

8 * 1 = 8

  1. Г-5

«+» +,+,+,+,+ = 5

«-«

5 * 3 = 15

  1. Г-6

«+» +,+,+,+,+ = 5

«-«

5 * 3 = 15

  1. Г-7

«+» +,+,+,+,+,+ = 6

«-« — = 1

6 + 1 =7, 7 * 2 = 14

  1. Г-8

«+» +,+,+,+,+ = 5

«-«

5 * 3 = 15

  1. Г-9

«+» +,+ = 2

«-« -,- = 2

2 + 2 = 4, 4 * 3 = 12

  1. Г-10

«+» +,+,+ = 3

«-«

3 * 6 = 18

Итог: (см. таблицу) гипертимность — 15 баллов, ригидность, застревание – 12 баллов, эмотивность, лабильность – 15 баллов, педантичность – 8 баллов, тревожность – 15 баллов, циклотимность – 15 баллов, демонстративность – 14 баллов, неуравновешенность – 15 баллов, дистимичность – 12 баллов, экзальтированность – 18 баллов.

Вывод по проведённому исследованию: практически все (за исключением педантичности) акцентуации характера наблюдаются у испытуемого в значении выше среднего, тем не менее ярко выраженные акцентуации характера отсутствуют. Из всех перечисленных акцентуаций наиболее высокий показатель соответствует экзальтированности. В соответствии с этим приводим описание данной акцентуации:

Экзальтированный характер можно было бы назвать характером тревоги и счастья. Это название подчеркивает близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождается резкими колебаниями настроения.

Экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные, они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. От «страстного ликования до смертельной тоски» у них один шаг. Экзальтация мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения — все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души.

Другой полюс реакций — крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, легкого разочарования, которое другим назавтра было бы забыто, экзальтированные люди могут испытывать искреннее и глубокое горе. Какую-нибудь рядовую неприятность друга они ощущают болезненнее, чем сам пострадавший. Даже при незначительном страхе у экзальтированных личностей сразу заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот).

Тот факт, что экзальтированность связана с тонкими и очень человечными эмоциями, объясняет, почему этим характером особенно часто обладают артистические натуры — художники, поэты.

Я обследовал 10 учеников 7 класса Муриковской СОШ, раздав каждому тест К. Леонгарда объяснил инструкцию по выполнению и в течение свободного урока (45 минут ) они проходили тест. Результаты исследования и средние показатели успеваемости каждого ученика я записал в таблицу.

Результаты диагностики акцентуаций

Исходя из таблицы, видно, что люди обладающие экзальтированностью и гипертимностью обладают высоким средним показателем успеваемости, а люди обладающие дистимичностью и неуравновешенностью, которые имеют небольшую процентную составляющую имеют низкий средний показатель успеваемости.

Экзальтивированность

Яркая черта экзальтированного типа — способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивостъ, ощущение счастья, радости, наслаждения.

Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

Дистимичность

Дистимичные личности — это люди с постоянно пониженным фоном настроения, прямо противоположные гипертимным личностям, хотя встречаются они намного реже. При более резком проявлении можно отметить депрессивные акцентуации и субдепрессивную психопатию. В жизни они видят только мрачные стороны и не могут разглядеть настоящую жизнь с ее радостями из-за того, что перед их глазами как бы стоит фильтр, который пропускает все только мрачное и печальное.

Даже когда они веселятся, смеются, то думают, что это скоро кончится, что смеются они «не к добру», и даже в это время их не покидает мысль о кратковременности радости. О каком бы времени они ни говорили, их не покидает мрачный взгляд на жизнь.

Сравнение результатов исследования

При подсчете результатов теста, необходимо учесть, что характер неразрывно связан с содержательной стороной личности.

Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности.

В ходе исследования, с помощью теста «Акцентуация характера» были выявлены положительные акцентуации для успешного обучения.

Заключение

Целью данной курсовой работы было исследование акцентуаций характера в школьном возрасте. Объектом настоящего исследования были подростки, ученики 7-го класса. Для решения поставленных задач были использованы методика: для определения акцентуаций характера — опросник К. Леонгарда.

В ходе проведённой работы у испытуемых были выявлены типы акцентуаций. На основании вышеприведённых итогов исследования стали очевидны некоторые основные черты личностей, такие как:

1.большой диапазон эмоциональных состояний,

2. неуравновешенность,

3. интенсивность психических процессов,

4. крайняя впечатлительность.

Таким образом, была установлена взаимосвязь акцентуаций характера, которые могут влиять на успешность в обучении и являться приобретённым в процессе воспитания под влиянием каких-либо внешних факторов.

Приложение Методика определений акцентуаций характера к. Леонгарда

Инструкция: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» («да»), если нет — знак «—» («нет»).

Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. У Вас часто веселое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у Вас на глаза наворачиваются слёзы в кино, театре, в беседе и пр.?

4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно до тех пор, пока еще раз не убедитесь в том, что е сделано правильно?

5. В детстве Вы были таким же отчаянным и смелым, к все Ваши сверстники?

6. Часто ли у Вас меняется настроение от состояние безразличия до отвращения к жизни?

7. Являетесь ли Вы центром внимания в коллективе, компании?

8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разваривать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-либо?

11. Предприимчивы ли Вы?

12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то оскорбит?

13. Мягкосердечны ли Вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало?

15. Стремитесь ли Вы считаться в числе лучших сотрудников?

16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой, а может, такое чувство бывает и теперь?

17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоятельств?

19. Любят ли Вас Ваши знакомые?

20. Часто ли у Вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. У Вас часто бывает несколько подавленное настроение?

22. Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерики или нервные срывы?

23. Трудно ли Вам усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы?

25. Можете ли Вы зарезать курицу, овцу?

26. Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно и Вы сразу же стремитесь поправить их?

27. В детстве Вы боялись оставаться один в доме?

28. Часто ли у Вас беспричинно меняется настроение?

29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным специалистом в своем деле?

30. Быстро ли Вы начинаете злиться или впадать в гнев?

31. Можете ли Вы быть совсем веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?

33. Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий, конферансье в концерте, представлении?

34. Вы обычно высказываете свое мнение достаточно откровенно и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у Вас неприятного ощущения?

36. Любите ли Вы работу, где необходима высокая личная ответственность?

37. Склонны ли Вы защищать тех, по отношению к которым поступили, на Ваш взгляд, несправедливо?

38. Вам трудно, страшно спускаться в темный подвал?

39. Предпочитаете ли Вы работу, где необходимо действовать быстро, но не требуется высокого ее качества?

40. Общительный ли Вы человек?

41. В школе Вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли Вы в детстве из дома?

43. Кажется ли Вам жизнь трудной?

44. Бывает ли так, что после конфликта или обиды Вы были до того расстроены, что заниматься делом казалось просто невыносимо?

45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?

46. Предпринимаете ли Вы первым шаги к примирению, если Вас кто-нибудь обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли Вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке?

49. Преследуют ли Вас неясная мысль о том, что с Вами, Вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли Вам докладывать, выступать перед аудиторией?

52. Можете ли Вы ударить обидчика, если он Вас оскорбит?

53. У Вас большая потребность в общении с другими Людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при разочаровании впадает в глубокое отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступят слезы?

58. Часто ли Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы предыдущего или будущего дня все время крутятся у Вас в голове?

59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали им списывать?

60. Требуется ли Вам большое напряжение, чтобы ночью пройти через кладбище?

61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в Вашей квартире была точно на одном и том же месте?

62. Бывает ли так, что перед сном у Вас хорошее настроение, а утром Вы встаете мрачным?

63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у Вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли Вы быть приветливым с теми, кого явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?

70. Уходя из дому или ложась спать, Вы проверяете, погашен ли везде свет и заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменится ли Ваше настроение при приеме алкоголя?

73. Раньше Вы охотно участвовали в кружках художественной самодеятельности, а может, и сейчас участвуете?

74. Вы расцениваете жизнь скорее пессимистично, нежели радостно?

75. Часто ли Вас тянет попутешествовать?

76. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмой подавленностью?

77. Легко ли Вам удается поднять настроение подчиненных?

78. Долго ли Вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли Вы долгое время горести других людей?

80. Часто ли, будучи школьником, Вы переписывали страницы в Вашей тетради, если в ней допускали помарки?

81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

82. Часто ли Вы видите страшные сны?

83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что можете броситься под колеса проходящего поезда?

84. В веселой компании вы обычно веселы?

85. Способны ли Вы отвлечься от трудной проблемы, требующей обязательного решения?

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, если примете алкоголь?

87. В беседе Вы скупы на слова?

88. Если бы Вам необходимо было играть на сцене, Вы смогли бы так войти в роль, что забыли бы о том, что это только игра?

Список литературы

  1. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. — Киев, 2004 год.
  2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 2002 год.
  3. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 2005 год.
  4. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика, некоторые общие соображения и данные. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 2008. С. 262-269.
  5. Щербакова Н.М. Ливинцева М.Я. Психологические методики для определения характера. Иркутск, ИГПУ, 2006 год.
  6. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь — справочник по психологической диагностике. — Киев, 2006 год.
  7. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. — Киев, 2007 год
  8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 2009 год.
  9. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 2000 год
  10. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика, некоторые общие соображения и данные. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ,2001. С. 262-269.
  11. Щербакова Н.М. Ливинцева М.Я. Психологические методики для определения характера. Иркутск, ИГПУ, 2009 год.
  12. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь — справочник по психологической диагностике. — Киев, 2005.