Формирование предложно-падежных конструкций у детей с ОНР в логопедической практике

Содержание

Введение 3

1. Характеристика нарушений у детей с ОНР 5

2. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей в норме и патологии 15

3. Особенности формирования предложно-падежных конструкций у детей с ОНР 21

Заключение 27

Литература 29

Введение

Одна из важнейших задач коррекционной педагогики — повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества. Особенно это относится к детям с нарушениями в речевом развитии. Речевые нарушения у разных категорий детей проявляются в многообразных формах, в различной степени и по-разному поддаются педагогическому воздействию, что обусловлено различными первичными нарушениями. Адаптация таких детей к нормальной жизни является первостепенной задачей коррекционной педагоги, что и определяет социальную значимость данной работы.

Изучением детей с нарушениями речи занимался целый ряд отечественных ученных (А.К.Аксенова, В.В.Воронкова, Л.С.Выготский, М.М.Кольцова, Р.Е.Левина, Е.М.Мастюкова, В.М.Мозговой, В.Г.Петрова, Е.А.Стребелева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, Б.И.Шостак, А.В.Ястребова и др.).

Однако на сегодняшний день можно констатировать недостаточность разработанности проблемы формирования предложно-падежных конструкций у детей с ОНР в логопедической практике. Этот факт объясняет научную значимость нашего исследования.

Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью использования результатов проводимого нами исследования в работе педагогов, воспитателей и психологов, занимающихся с дошкольниками, у которых выявлены те или иные нарушения речи.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сформулировать проблему данного исследования.

В настоящее время существует достаточное количество общих исследований, направленных на изучение различных сторон личности детей дошкольного возраста с нарушениями речи. В тоже время анализ литературы, проведенный нами, показал, что изучению проблемы формирования предложно-падежных конструкций у детей с ОНР в логопедической практике работы с дошкольниками уделяется, на наш взгляд, недостаточное количество внимания.

В связи с этим цель данной работы – изучение формирования предложно-падежных конструкций у детей с ОНР в логопедической практике.

27 стр., 13204 слов

Подготовка к обучению письму детей с речевыми нарушениями

... других ученых, занимающихся изучением данного вопроса [21, 36]. Количество детей, имеющих нарушения звукопроизношения, постоянно увеличивается. Трудности в общении, в установлении межличностных отношений, ... о том, что при использовании специально подобранных методик, направленных на формирование отстающих в своем развитии компонентов функциональной системы письма (фонематического восприятия, ...

Объект исследования – лексико-грамматические особенности формирования речи ребенка с ОНР.

Предмет исследования – особенности формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с нарушениями речи.

Задачи исследования:

1. Дать общую характеристику развитию детей с ОНР.

2. Рассмотреть особенности развития лексико-грамматической стороны речи у детей в онтогенезе.

3. Изучить особенности формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с нарушениями речи, как составной части лексико-грамматической стороны речи.

1. Характеристика нарушений у детей с ОНР

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и др. в 50-60 годах XX века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций.

Левиной Р.Е. разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития [13]. В последние годы Т.Б. Филичевой описан 4 уровень ОНР – остаточные явления речевого недоразвития [21].

Жаренкова Г.И., рассматривая вопрос понимания грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи, выделяет три уровня их понимания:

Первый уровень характеризуется тем, что грамматические элементы слов не несут никакой функции при понимании фразы.

Второй уровень характеризуется тем, что наряду с опорой на несущественные для правильного понимания речи признаки при соответствующих условиях начинает приобретать значение и грамматическое изменение слова как носитель определенного смысла.

Третий уровень характеризуется тем, что имеется четкое и хорошо осознанное различение некоторых грамматических форм…..

Заключение

В данной работе мы рассмотрели особенности формирования предложно-падежных конструкций у детей с ОНР в логопедической практике.

Проведенный нами теоретический анализ проблемы позволяет сделать следующие выводы.

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

У детей с различными формами ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Для таких детей характерно: позднее начало речи (3-4 года); резкое ограничение словаря; ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т. д.); дефекты звукопроизношения (все виды); нарушение ритмико-слоговой структуры слова; затруднение в распространении простых предложений и построении сложных.

11 стр., 5339 слов

Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста

... Изучить структуру развития и формирования связной речи у детей дошкольного возраста. 2. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе. 3. Проанализировать особенности связной речи детей дошкольного возраста. 4.Выявить и ...

Грамматический строй — система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Выделяют морфологический (умение владеть приемами словоизменения и словообразования) и синтаксический (умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении) уровни грамматической системы.

Формирование предложно-падежных конструкций является одним из элементов обучения детей лексико-грамматическому строю речи.

У детей с ОНР отмечается недоразвитие процесса формирования предложно-падежных конструкций, которое характеризуется: трудностями понимания контекста употребления предложно-падежных конструкций, неправильном употреблении предложно-падежных конструкций в различных падежах, пропусками предлогов и падежей, заменами одного предлога или падежа другим и т.д.

Программа формирования предложно-падежных конструкций у детей с ОНР включает в себе на первых занятиях изучение наиболее простых предлогов на, под, обозначающих место действия; коррекция понимания детьми пространственного расположения предметов, выраженного предлогами на, под. Затем происходит формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:. Расширение знаний ребенка о предлогах и их употреблении с различными падежами: к — с дательным, от — с родительным, с — винительным и творительным. На заключительных этапах происходит отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах, составление разных типов предложений.

Использование программ формирования предложно-падежных конструкций у детей с ОНР помогает логопедам, воспитателям и родителям систематизировать и совершенствовать работу по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, подготовить их к обучению в школе.

Литература

1. Бесонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М.: Издательство «Аркти», 2006.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 2004.

3. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. — М., 2006.

4. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии. Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. — М.2007.

5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышления и речь. – СПб., 2006.

6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1999.

7. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. — М., Издательский дом «Грааль», 2001.

8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 2004.

9. Зимина И.А. Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. — М., 1999.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей дошкольного возраста необходимо также проанализировать исследования С.Л.Рубинштейна, которые раскрывают ... речи маленького ребенка объясняется тем, что речь еще не приобрела функции планирования, она тесно связана с практической деятельностью. По свидетельству Д.Б. Эльконина, речь младшего дошкольника ...

10. Зимина И.А. Обследование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // 5-е Царскосельские чтения научно-теоретической межвузовской конференции с международным участием. — СПб., 2001.

11. Каше Г.А., Фамичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. М., 2000.

12. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПб., 2006.

13. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. — М., 2006.

14. Логинова Е.А. Патология речи. История изучения, диагностика, преодоления. — СПб., 2002.

15. Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

16. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М.: ВЛАДОС, 1998.

17. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи // Под ред. Мироновой С.А. — М., 2007.

18. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 2004.

19. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2002.

20. Рудакова Н.П. Особенности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/ Логопед. – 2004. — №3.

21. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. — Екатеринбург, 1996.

22. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М., 1987.

23. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрисс-пресс, 2007. – 224 с.

24. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989.

25. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное воспитание и обучение детей пяти летнего возраста с общим недоразвитием речи. — М., 1991.

26. Шашкина Г.Р. Состояние моторики дошкольников с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы. — Ташкент, 1995.

27. Шаховская С. Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. — М., 2002.

28. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.