СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………………..
1.Причины нарушения зрения…………………………………………………………………
2. Виды и типы памяти формирующиеся при нарушениях зрения…………..
3.Специфические особенности процессов памяти у детей с нарушениями зрения…………….
4.Специфика мыслительной деятельности детей с нарушением зрения……
5.Характеристика видов воображения слепых и слабовидящих детей………
Заключение…………………………………………………………………………………………..
Литература…………………………………………………………………………………………….
Практическая часть…………………………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями развития . Имеется в виду — такие существенные отклонения, которые предполагают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих его взрослых, в первую очередь — родителей, требуют комплексное вмешательство специалистов и врачей, педагогов, психологов и нередко ставят вопросы о необходимости воспитания и обучения ребенка в особых учебных заведениях ( детских садах и школах ) или классах, а в отдельных случаях и в индивидуальных домашних условиях или специальных интернатов.
К таким отклонениям относятся нарушения зрения. Вопросами изучения слепых с слабовидящих детей занимались такие известные ученые как М.И. Земцовой, А И. Каплан;М.С Головина Т.П., Певзнер,Литвак,. Земцова М.И., Зотов А.И, Зотов Л.А. ,Личина В.А. Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Негативное влияние нарушений зрения проявляется даже там где дефект не должен нанести ущерб развитию ребенка. Снижается количество получаемой ребенком информации и изменяется ее качество.
Основные причины психологического неблагополучия ребенка, связанные ...
... учебной деятельности являются недоразвитие интеллектуально-познавательной сферы, низкая мотивационная готовность к обучению в школе, нарушение ... особенностями прохождения возрастных кризисов и индивидуальных взаимоотношений ребенка с родителями. Э. Эриксон, видел свою ... имеются различные точки зрения на сущность психологического благополучия и неблагополучия. С точки зрения С.Л. Рубинштейна жизнь ...
1.Причины нарушения зрения.
Основными причинами нарушения зрения у детей являются наследственные и врожденные заболевания. Довольно часто нарушение зрения у дошкольников объясняется наследственной предрасположенностью. Ведь при наличии у одного либо у обеих родителей миопии либо астигматизма, такие болезни могут передаться и их наследникам.
Зрение ребенка может быть нарушено в результате инфекции дородового периода.
Ухудшение зрения может произойти и из-за особенностей развития малыша после рождения.
Перенапряжение зрительного органа.
Неправильная осанка, вызывающая неправильное положение головы и снижение кровоснабжения мозга.
Длительный просмотр телевизора и частые игры за компьютером.
Чтение в неправильном положении или при неправильном освещении.
Травмы.
Аллергические заболевания.
Вызвать снижение зрения может дефицит провитамина А, витаминов группы В, цинка, витамина D, железа и фолиевой кислоты.
Самые распространенные проблемы со зрением у детей:
Косоглазие. Глаза при этом не фокусируются на определенном предмете и смотрят в сторону.
Затуманенное зрение — это ослабление, которое только очками корректировать невозможно.
Близорукость. При этом изображение фокусируется перед сетчаткой, а не на ней, поэтому отдаленные предметы расплываются.
Дальнозоркость. Картинка фокусируется за сетчаткой, поэтому ребенок плохо видит вблизи.
Воспаление глаз, характеризующееся обильными выделениями, раздражением.
Лучший способ избежать ухудшения и потери зрения — это регулярно проводить осмотры, как минимум один раз в полугодие, чтобы своевременно выявить причины нарушения зрения у детей и пройти соответствующее лечение.
2. Виды и типы памяти формирующиеся при нарушениях зрения.
Память — это психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, воспроизведении и переработке человеком разнообразной информации (С.Л. Рубинштейн).
Память как психическое явление связано с другими психическими процессами , состояниями и личностью в целом .
В психологической науке различают такие процессы памяти, как запоминание (запечатление), сохранение и воспроизведение информации.
Запоминание рассматривается как один из процессов памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память.
Систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определенных приемов называют заучиванием.
Учёные выделяют такие виды заучивания как кратковременное, длительное; произвольное, непроизвольное; логическое (осмысленное), механическое; сплошное, выборочное.
Следующий процесс памяти — сохранение. С.Л. Рубинштейн рассматривает его как сложный динамический процесс, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включающий многообразные процессы переработки материала. А.Р. Лурия утверждает, что следы памяти претерпевают изменения, становясь иногда более обобщенными и схематичными. Таким образом, старые следы существенно отличаются от только что запечатленных.
Память как психический процесс 4
... подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. П. Жане выдвинул гипотезу о социальной природе памяти человека. ... происходит запоминание. Химическая теория памяти. Сторонники этой теории считают, что информация запоминается вследствие химических изменений ... была выдвинута программа изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), поэтому данное направление ...
Процесс, обратный сохранению — забывание — невозможность воспроизведения материала. Это связано с затуханием временных связей в коре головного мозга. З. Фрейд связывает забывание с вытеснением из сознания информации неприемлемого содержания. В.А. Крутецкий и Е.И. Рогов сходятся во мнении, что забывание освобождает мозг от избыточной информации.
В специализированной литературе описывается временное, частичное, полное (амнезия) и длительное забывание.
Воспроизведение, по определению С.Л. Рубинштейна, это восстановление прежде усвоенного материала путём оживления ранее образованных следов.
Воспроизведение включает в себя такие процессы как воспоминание, узнавание и припоминание.
Воспоминание рассматривается как воспроизведение образов прошлого, отнесенных к более или менее точно определенному моменту истории жизни.
Узнавание, по представлению В.А. Крутецкого, это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. С.Л. Рубинштейн выделил три ступени узнавания: автоматическое узнавание в действии, чувство знакомости, отождествление.
Припоминание — активный поиск ранее закрепленных образов и выбор адекватного следа из многих возможных .
Основные теоретические классификации видов памяти
Разные авторы представляют разнообразные классификации видов памяти по следующим основаниям:……..