Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями зрения: память, мышление, воображение.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………………..

1.Причины нарушения зрения…………………………………………………………………

2. Виды и типы памяти формирующиеся при нарушениях зрения…………..

3.Специфические особенности процессов памяти у детей с нарушениями зрения…………….

4.Специфика мыслительной деятельности детей с нарушением зрения……

5.Характеристика видов воображения слепых и слабовидящих детей………

Заключение…………………………………………………………………………………………..

Литература…………………………………………………………………………………………….

Практическая часть…………………………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями развития . Имеется в виду — такие существенные отклонения, которые предполагают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих его взрослых, в первую очередь — родителей, требуют комплексное вмешательство специалистов и врачей, педагогов, психологов и нередко ставят вопросы о необходимости воспитания и обучения ребенка в особых учебных заведениях ( детских садах и школах ) или классах, а в отдельных случаях и в индивидуальных домашних условиях или специальных интернатов.

К таким отклонениям относятся нарушения зрения. Вопросами изучения слепых с слабовидящих детей занимались такие известные ученые как М.И. Земцовой, А И. Каплан;М.С Головина Т.П., Певзнер,Литвак,. Земцова М.И., Зотов А.И, Зотов Л.А. ,Личина В.А. Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Негативное влияние нарушений зрения проявляется даже там где дефект не должен нанести ущерб развитию ребенка. Снижается количество получаемой ребенком информации и изменяется ее качество.

23 стр., 11345 слов

Основные причины психологического неблагополучия ребенка, связанные ...

... учебной деятельности являются недоразвитие интеллектуально-познавательной сферы, низкая мотивационная готовность к обучению в школе, нарушение ... особенностями прохождения возрастных кризисов и индивидуальных взаимоотношений ребенка с родителями. Э. Эриксон, видел свою ... имеются различные точки зрения на сущность психологического благополучия и неблагополучия. С точки зрения С.Л. Рубинштейна жизнь ...

1.Причины нарушения зрения.

Основными причинами нарушения зрения у детей являются наследственные и врожденные заболевания. Довольно часто нарушение зрения у дошкольников объясняется наследственной предрасположенностью. Ведь при наличии у одного либо у обеих родителей миопии либо астигматизма, такие болезни могут передаться и их наследникам.

Зрение ребенка может быть нарушено в результате инфекции дородового периода.

Ухудшение зрения может произойти и из-за особенностей развития малыша после рождения.

Перенапряжение зрительного органа.

Неправильная осанка, вызывающая неправильное положение головы и снижение кровоснабжения мозга.

Длительный просмотр телевизора и частые игры за компьютером.

Чтение в неправильном положении или при неправильном освещении.

Травмы.

Аллергические заболевания.

Вызвать снижение зрения может дефицит провитамина А, витаминов группы В, цинка, витамина D, железа и фолиевой кислоты.

Самые распространенные проблемы со зрением у детей:

Косоглазие. Глаза при этом не фокусируются на определенном предмете и смотрят в сторону.

Затуманенное зрение — это ослабление, которое только очками корректировать невозможно.

Близорукость. При этом изображение фокусируется перед сетчаткой, а не на ней, поэтому отдаленные предметы расплываются.

Дальнозоркость. Картинка фокусируется за сетчаткой, поэтому ребенок плохо видит вблизи.

Воспаление глаз, характеризующееся обильными выделениями, раздражением.

Лучший способ избежать ухудшения и потери зрения — это регулярно проводить осмотры, как минимум один раз в полугодие, чтобы своевременно выявить причины нарушения зрения у детей и пройти соответствующее лечение.

2. Виды и типы памяти формирующиеся при нарушениях зрения.

Память — это психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, воспроизведении и переработке человеком разнообразной информации (С.Л. Рубинштейн).

Память как психическое явление связано с другими психическими процессами , состояниями и личностью в целом .

В психологической науке различают такие процессы памяти, как запоминание (запечатление), сохранение и воспроизведение информации.

Запоминание рассматривается как один из процессов памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память.

Систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определенных приемов называют заучиванием.

Учёные выделяют такие виды заучивания как кратковременное, длительное; произвольное, непроизвольное; логическое (осмысленное), механическое; сплошное, выборочное.

Следующий процесс памяти — сохранение. С.Л. Рубинштейн рассматривает его как сложный динамический процесс, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включающий многообразные процессы переработки материала. А.Р. Лурия утверждает, что следы памяти претерпевают изменения, становясь иногда более обобщенными и схематичными. Таким образом, старые следы существенно отличаются от только что запечатленных.

16 стр., 7725 слов

Память как психический процесс 4

... подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. П. Жане выдвинул гипотезу о социальной природе памяти человека. ... происходит запоминание. Химическая теория памяти. Сторонники этой теории считают, что информация запоминается вследствие химических изменений ... была выдвинута программа изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), поэтому данное направление ...

Процесс, обратный сохранению — забывание — невозможность воспроизведения материала. Это связано с затуханием временных связей в коре головного мозга. З. Фрейд связывает забывание с вытеснением из сознания информации неприемлемого содержания. В.А. Крутецкий и Е.И. Рогов сходятся во мнении, что забывание освобождает мозг от избыточной информации.

В специализированной литературе описывается временное, частичное, полное (амнезия) и длительное забывание.

Воспроизведение, по определению С.Л. Рубинштейна, это восстановление прежде усвоенного материала путём оживления ранее образованных следов.

Воспроизведение включает в себя такие процессы как воспоминание, узнавание и припоминание.

Воспоминание рассматривается как воспроизведение образов прошлого, отнесенных к более или менее точно определенному моменту истории жизни.

Узнавание, по представлению В.А. Крутецкого, это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. С.Л. Рубинштейн выделил три ступени узнавания: автоматическое узнавание в действии, чувство знакомости, отождествление.

Припоминание — активный поиск ранее закрепленных образов и выбор адекватного следа из многих возможных .

Основные теоретические классификации видов памяти

Разные авторы представляют разнообразные классификации видов памяти по следующим основаниям:……..