Содержание
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МЫШЛЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕН. 3
2. МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ 4
3. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИ. ОТЛИЧИЕ МЫШЛЕНИЯ ОТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ 5
4. ОСНОВНЫЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ. КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭТАПОВ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ (ПИАЖЕ).
СТАДИЯ СЕНСОМОТОРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, ДООПЕРАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ, КОНКРЕТНЫХ И ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ 6
5. ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ГАЛЬПЕРИНА 7
6. МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ, СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА 8
7. ЭМОЦИИ В СТРУКТУРЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 9
8. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ. КРИТЕРИИ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ 10
9. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОАНАЛИЗЕ И ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ 11
10. ПРОБЛЕМА МЫШЛЕНИЯ В БИХЕВИОРИЗМЕ И НЕОБИХЕВИОРИЗМЕ 12
11. ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ В КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ 13
12. ПРОБЛЕМЫ МЫШЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 14
13. ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 15
14. ПОНЯТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВИДЫ РЕЧИ, МЕХАНИЗМЫ ПОРОЖДЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ РЕЧИ 16
15. РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ. ФУНКЦИИ РЕЧИ 17
16. РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЧИ 18
17. РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ 19
18. ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ПАМЯТИ 20
19. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ И ГЕШТАЛЬТ ТЕОРИИ ПАМЯТИ 21
20. КОГНИТИВНАЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТЕОРИИ ПАМЯТИ 22
21. ЗАПОМИНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ПАМЯТИ. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ 23
22. УЗНАВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ (ПРИПОМИНАНИЕ) И ЗАБЫВАНИЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ 24
23. ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ПАМЯТИ 25
24. ВИДЫ ПАМЯТИ. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ПАМЯТИ 26
25. КРАТКОВРЕМЕННАЯ И ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ 27
26. ЗРИТЕЛЬНАЯ И МОТОРНАЯ ПАМЯТЬ 28
27. СЕНСОРНАЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ, ИКОНИЧЕСКАЯ И ЭХОИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ 29
28. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХОЛОГИИ ПАМЯТИ 30
29. ПАМЯТЬ КАК ВЫСШАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСМЫСЛЕННОГО МАТЕРИАЛА 31
30. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВНИМАНИИ. МНОГОЗНАЧНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ НАРЯДУ С ДРУГИМИ ПСИХИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ 32
31. КРИТЕРИИ ВНИМАНИЯ (ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ, ПРОДУКТИВНЫЙ, МНЕМИЧЕСКИЙ, МОТОРНЫЙ, СЕЛЕКТИВНЫЙ) 33
32. СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ 34
Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки
... наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т.п. Психология (psyche - душа, logos - учение, ... эти явления. Поэтому предметом изучения в психологии являются психологические законы. Задачи психологии. Область изучаемых явлений. Основная задача психологии — изучение законов психической деятельности ...
33. ВИДЫ ВНИМАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 35
34. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ В КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ 36
35. ВНИМАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВНИМАНИЕ. СВЯЗЬ ВНИМАНИЯ С МЕХАНИЗМАМИ РЕГУЛЯЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВНИМАНИЕ КАК ДЕЙСТВИЕ КОНТРОЛЯ \П.Я.ГАЛЬПЕРИН\ 37
36. СВЯЗЬ ВНИМАНИЯ С СОЗНАНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 38
37. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 39
38. РОЛЬ И МЕСТО ВООБРАЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. СВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ С МЫШЛЕНИЕМ И ПАМЯТЬЮ 40
39. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ. ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 41
40. ВООБРАЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЕДЕНИЯ 42
41. ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ. СВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ С ДРУГИМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ 43
42. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ 44
1. Общее представление о мышлении. Основные проблемы психологии мышлен.
В психологии мышление в широком смысле понимается как активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Это вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Мышление относят к высшим психическим функциям, которые присущи только человеку, не являются врожденными и формируются прижизненно в условиях соци-ального окружения. Человеческое мышление – это речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Важной особенностью мышления является его опосредованность: в процессе мышления субъект использует различного рода средства, выработанные человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира (практические действия, модели, схемы, символы, знаки, язык и др.).
Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не даны в восприятии и не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Таким образом, мышление начинается там, где оказывается недостаточным или бес-сильным чувственное познание. Из этого вытекает первая важная особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное.
Психология мышления прошла большой путь развития, но в ней до сих пор остается много нерешенных проблем: 1) проблема выявления специфики психологического исследования мышления, взаимоотношений между психологией мышления и смежных с ней наук, прежде всего с логикой, часто претендующей на исчерпывающее исследование мышления человека; 2) вопрос о закономерностях возникновения новообразований, составляющих новые знания и действия индивида; 3) проблема личностной мотивации и специфической познавательной мотивации мышления; 4) проблема индивидуальных особенностей мышления, их выявления и оценки; 5) проблема логического и технического моделирования мышления; 6) проблема творческого мышления.
2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе
Деятельность и психические процессы
... готовом виде. Познавательные процессы как внутренние моменты деятельности Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту ... говорил о фиксации сознательного отражения в знаковой форме, подходя к проблеме о структурировании, категоризации реальности в сознательном отражении посредством знаков. Наконец, ...
Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внеш-него мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, кои мышление порождает, но к коим не сводится. Процесс познания является чрезвычайно сложным. Прежде всего, для него необходимо получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Эти впечатления добываются с помощью различных органов чувств. Такая форма отражения чрезвычайно важна, существенна, но недостаточна для регуляции поведения. Для того чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятель-ность, необходимо отражать отношения предметов между собой, что и осуществляется в процессе мышления. Весь материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания. И через чувственное познание мышление непосредственно связывается с внешним миром.
Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление – последовательные стадии развития мышления в онтогенезе.
1) Наглядно-действенное мышление – один из видов мышления, характерный тем, что решение задачи производится путем реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов; форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи.
2) Наглядно-образное мышление: в основе его лежит моделирование и разреше-ние ситуации проблемной в плане представлений; связано с представлением ситуаций и изменений в них; с его помощью особенно полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета, ибо образе может фиксироваться одновременно видение предмета с нескольких точек зрения.
3) Словесно-логическое: использование понятий, логических конструкций; функ-ционирует на базе языковых средств. Это самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления; в его структуре формируются и функциони-руют различные виды обобщений.
3. Общее понятие о мышлении. Отличие мышления от непосредственно чувст-венного познания
Мышление – психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях; как вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Источником мыслительной деятельности является чувственное познание. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Но в процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания. Мыслительная деятельность является наиболее сложной формой переработки этой информации. В отличие от восприятия и ощущения, которые получают знание о мире с помощью чувств, мышление является рациональной формой познания реальности. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс. Он состоит в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.
Развитие пространственного мышления в процессе изучения младшими ...
... на друга всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического), выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной ... конструкторского мышления и конструктивных умений. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешого познания и ...
Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не даны в восприятии и не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Например, физики изучают свойства элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью микроскопа. Их нельзя видеть, о них можно только мыслить.
Таким образом, мышление начинается там, где оказывается недостаточным или бессильным чувственное познание. Из этого вытекает первая важная особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать непо-средственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное.
Другая важная особенность мышления – его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном…………