Право — это искусство добра и справедливости.
Античный афоризм
6.1.1 Этика и современное управление
За свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, то есть воздействия на людей.
- Иерархия, организация, где основное средство воздействия — отношения власти-подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения.
- Культура, этика, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
- Рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности на равновесии интересов продавца и покупателя.
Эти явления сложные, это не просто «инструменты управления». В живых, реальных хозяйственных и социальных системах они все почти всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдается приоритет, на что делается главная ставка. Это и определяет сущность, облик экономической организации общества.
В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее корнем была иерархия: самый мощный инструмент управления. Но одновременно с этим была и «жесткая» этика советского общества, когда большое влияние на людей в процессе управления оказывали традиции, социальные нормы общества. Идеология, членство в партии удачно помогали управлять. Сегодня, когда ушла административно-командная система, вместе с ней уходит и этика отношений, в том числе и деловых отношений.
Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, следует расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости отличной системы ценностей.
Помимо старших руководителей, часто демонстрирующих неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может действовать также неэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то, что предназначено для фирмы. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств и тому подобное.
К причинам расширения неэтичной практики ведения дел водители предприятий относят:
1. Конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения.
Проблема выбора стиля управления руководителем
... негосударственное управление социальными процессами, например, движения в защиту окружающей среды. Это может быть хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, которые ... профессии, чем профессия руководителя. Да, быть руководителем - это профессия из тех, что называют комплексными, потому что она требует от человека владения столь ...
2. Усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые три месяца, т. е. в квартальных отчетах.
3. Неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение.
4. Общее снижение значения этики в обществе, что исподволь извиняет неэтичное поведение на рабочем месте.
5. Нажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих.
Основное влияние на принятие неэтичных решений служащими оказывает поведение их руководителей ,таким образом, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.
6.2.1 Этический кодекс управленца
Руководитель будет лучше воспринят людьми, если он:
• будет первым приветствовать собеседника, независимо от его положения (подчиненный или партнер);
• будет обращаться к сослуживцам по имени и отчеству;
• будет в деловой обстановке обращаться к подчиненным на «Вы»;
• не будет без особой необходимости отдавать распоряжения «через голову» нижестоящего руководителя, подрывая его авторитет;
• будет относиться ко всем сотрудникам ровно и выдержанно, вне зависимости от личных симпатии и антипатий;
• установит четкий порядок, при котором максимально уменьшится вероятность того, что ему кто-то помешает в работе;
• установит порядок, когда любой сотрудник в достаточно короткий срок сможет встретиться с ним и обсудить любой вопрос;
• не будет вести бесед, которые создают впечатление избранности и секретности;
• обладает искусством собеседования, то есть умеет выслушать человека;
• умеет эффективно пользоваться «бессловесной информацией», то есть понимать информацию от стиля, манер, одежды, жестов, мимики собеседникам;
• умеет осторожно использовать слово «я»:
• будет высказываться кратко и по существу, будет избегать назидательности;
• будет всегда безупречно одет;
• всегда выполняет обещания в срок.
Все названное имеет важное значение для удачного решения любого производственного вопроса.
Существуют определенные правила этикета, которых целесообразно придерживаться при
ведении деловых бесед, изложенные ниже.
• Никогда не нужно с горячностью и нетерпением нападать на иной взгляд на проблему .
• Высказывая свое мнение, не отстаивайте его упорно, горячась, повышая голос: спокойствие и твердость в интонациях действуют более убедительно.
• Достигайте изящества в разговоре через ясность, точность, сжатость высказываемых вслух доводов и соображении.
• Выяснив свою противоположную точки зрения, следует остановиться, не продолжать часто бесполезные словопрения.
• Всегда сохраняйте в разговоре самообладание хорошее расположение духа, благожелательность.
• В разговорах необходимо избегать серьезной полемики. Даже если есть уверенность в своей правоте, ради сохранения взаимополезных контактов, дружбы, деловых отношений нужно добровольно уступить когда, видно, что разговор может перерасти в спор. Нужно помнить, что за спором идет ссора, за ссорой вражда, за враждой – проигрыш обеих противостоящих сторон. Но если спорить, то нужно стараться четко формулировать свои мысли и уметь доказывать их. Крича с пеной у рта — ничего никому не докажешь. В самом жарком споре надо стараться сохранять уважение к собеседнику.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
• Ни при каких обстоятельствах не перебивать говорящего и лишь в крайнем случае можно сделать замечание в максимально вежливой форме.
• Воспитанный человек, прервав беседу при появлении нового посетителя, не продолжит рассказ, прежде, чем не ознакомит пришедшего вкратце с тем, что было сказано до его прихода.
• Нужно избегать в беседах поддерживания злословия в адрес отсутствующих.
• Не говорите ничего такого, что самому было бы неприятно выслушивать от других.
• Никогда не касайтесь в разговоре предметов, о которых не имеете достаточно ясного представления.
• Упоминая в беседе третьих лиц, желательно называть их по имени-отчеству, а не по фамилии. Женщина никогда не должна называть мужчин по фамилии. Чтобы вас не сочли скучным и невоспитанным, не говорите с чужими людьми о поступках своих родных или о своих несчастьях.
• Считается неучтивым заставлять собеседника повторять сказанное под предлогом, что вы не расслышали каких-то деталей.
• Считается нетактичным высказывать удивление, когда неожиданно обнаруживается талант, способности у человека. Это равносильно высказыванию: «Возможно ли, чтобы такая ничтожная личность была одарена таким талантом».
• Образованный культурный человек избегает хвастать своими знаниями, напротив, он старается снизойти до уровня развития своих слушателей.
• Не следует хвастать интимным знакомством с людьми, занимающими высокое положение.
Чтобы эффективно организовать деятельность сотрудников и привести группу к успеху, лидер должен руководствоваться следующими основами деловой толерантности:
• Научитесь управлять собой в любых ситуациях. Будьте доброжелательны, тактичны, выдержанны. Помните, что лицо, излучающее оптимизм, доброжелательность притягивает людей как магнит. Вежливость и приветливость — одно из важнейших правил ведущих западных фирм.
• Приветствуйте своих коллег, когда приходите на работу. Дайте им понять, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку.
• Ко всем подчиненным обращайтесь на «Вы», так как если с одним подчиненным обращаться на «ты», а с другим на «Вы», то возникает впечатление, что среди сотрудников у
вас есть приближенные. Местоимение «Вы» не только демонстрирует культуру общения, но и служит непременным условием нормального психологического климата и трудовой дисциплины.
• Научитесь терпеливо слушать других. Это такое же искусство, как и умение общаться. Для этого усвойте, по крайней мере, следующие правила: помогите собеседнику раскрепоститься, старайтесь не перебивать, не отвергать высказывания только потому, что вы с ними не согласны; не теряйте тему разговора, вопросы задавайте заинтересованно, сдерживайте раздражение или гнев.
• Отдавая поручения сотрудникам, «держите в уме» ситуацию (если у вас есть время для объяснений) и личность сотрудника. Однако поручения всегда лучше отдавать в сослагательном, а не в повелительном наклонении, избегать жаргона, некорректных слов. Ведь большинство людей не любят когда с ними говорят в приказном тоне. Суть этой установки прекрасно выражена Т. Питерсом и У. Терменом: «0бращайтесь с людьми как со взрослыми, относитесь к ним как к партнерам, уважайте их достоинство, будьте к ним внимательны».
Круг общения у женщин и мужчин
... деятельностью, оказалось на 21–34% больше, чем у женщин. У мужчин по сравнению с женщинами среди субъективно значимых для них людей, с которыми они непосредственно общались, оказалось также ... приобретают за счет успехов на работе, а интимные отношения находятся у них на втором плане). 10.4. Круг общения у женщин и мужчин. А. А. Бодалев показал, что ...
• Не унижайте достоинства людей, критикуйте осторожно и только действия и поступки, а не личность человека. Никогда не обвиняйте людей в непонимании, упрямстве, неумении сдерживаться. Если это уместно, используйте «технику бутерброда»: спрячьте критику между двумя комплиментами.
• Не преследуйте за критику снизу Будьте самокритичны — это только укрепит ваш авторитет.
• Цените самостоятельных людей. Они — ваша опора, они создают здоровый психологический микроклимат и помогают руководить. В то же время не обрастайте «любимчиками» и избегайте навязчивых людей.
• Не злоупотребляйте правом единоначалия, чаще советуйтесь с сотрудниками, обсуждайте с ними цели — тогда они будут их считать своими и могут вам помочь в их осуществлении.
- Подбирайте работу подчиненным в соответствии с их характером. Помните, что люди предпочитают выполнять работу, которая у них хорошо получается и которая их интересует. Например, экстраверт любит работать с людьми, интроверт — в одиночку; нервные, легко возбудимые люди требуют спокойной обстановки; интеллектуалам не хватает терпения для монотонной работы. Поэтому экстраверта нельзя оставлять одного, интроверту лучше всего поручить работу с бумагами, интеллектуалу — сложную работу требующую использования всех способностей
- Будьте готовы брать ответственность на себя в случае неудачи, а не искать «козла отпущения» среди подчиненных. Ваша задача – установить объективные причины неудачи и найти выход из создавшейся ситуации.
Ни один человек не может постичь другого человека и даже самого себя с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно его, поскольку взрослый человек определенного возраста может находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального развития; любой человек что-то скрывает о себе, что-то приписывает себе, поэтому толерантность в деловом общении — одно из важнейших правил коммуникации современного человека. Толерантность как средство, метод, как проявление уважения, залог удачи в безумном мире бизнеса.
Все люди разные, в мире огромное количество убеждений, взглядов, религий, предприятий, компаний, коллективов. И наш мир — это система коммуникаций, где так важно уметь найти контакт с любым человеком. Толерантность подсказывает как это сделать. Народы живут разными судьбами, воюют, заключают союзы, постигают какие-то истины, но все вращается вокруг понимания, терпимости, этим и прекрасно мировое сообщество.
6.3.1 Считайтесь с особенностями психологии женщины!
Спросите вполне образованных женщин, и они подтвердят, что приблизительно раз в месяц они находятся в состоянии невменяемости и в таком периоде, говорят они, выступать в качестве судьи было бы с нашей стороны преступлением. «Многие из нас в это время бывают до того раздражены и находятся в таком ужасном расположении духа, что имели бы охоту бить всякого без разбора. Я никогда не позволила бы женщине-врачу делать мне хирургическую операцию, пока я не убедилась бы, что она в это время не находится в этом периоде — ненормальном, умственно ненормальном. Ничего не значит, что он может быть так же способна, как и хирург-мужчина; все равно она подчиняется законам природы».
Психологические особенности осуждённых женщин
... преступления средней тяжести - 8,5%, менее тяжкие - 2,2%. Сближение показателей преступности женщин и мужчин, в первую очередь ее количественных характеристик, изменение структуры женской преступности, ее ... срок, получить поблажки по режиму содержания, по работе, особое питание, медицинский уход. Ради «чуда материнства» осужденные женщины способны на невероятные ухищрения, вплоть до покупки ...
Психическая сфера женщины находится в большей зависимости от ее половой организации, ее половой удовлетворенности, чем у мужчин.
Связь высшей духовной деятельности с половыми процессами доказывает, что все психическое женщины представляет собой лишь проявление и свойство физиологической природы, и можно даже стать на психофизиологическую точку зрении, а именно — каждое психическое явление регулярно сопровождается определенным психологическим, и между внутренними и внешними жизненными процессами всегда существуют закономерные отношения.
Стереотипы поведения женщин и мужчин складывались веками. Чисто мужской стиль поведения связан с активностью, целеустремленностью, решительностью, рациональной деятельностью. Женщинам же, напротив, всегда отказывали в интеллекте и разумном начале. Считалось, что их сфера — эмоции. В связи с этим сложилась традиция воспитания детей. Мальчикам прививали настойчивость рационализм, уверенность в собственных силах. Девочек учили быть чуткими, заботливыми, нежными, кроткими.
Хотя жизнь во многом поменялась, старые стереотипы, тем не менее, оказывают заметное влияние на наши взаимоотношения.
Действительно, женщины уделяют больше внимания чувствам. Но психологи сходятся в том, что это у них не врожденное, а приобретенное свойство. Женщин не готовили подавлять и скрывать эмоции. Наоборот, проявление чувств всегда воспринималось как нечто женское, привлекательное. Поэтому их реакции гораздо более эмоциональны, чем у мужчин. Они легче теряются, краснеют плачут, им труднее скрыть отвращение или ненависть. Но и улыбка появляется на лице женщины чаще. Возникшие симпатии и антипатии влияют на поведение мужчин и женщин, в принципе, одинаково. Но считается, что для женщин они имеют решающее значение. Такое мнение бытует, видимо, потому, что женщины проявляют их более открыто.
Поскольку женщины с детства учатся ставить себя на место другого, они больше интересуются личностью собеседника. Женщина, как правило, лучше осведомлена о психологическом состоянии людей, которые ее окружают. Она более восприимчива к их идеям и эффективнее поощряет их усилия. Если мужчины стремятся активно переделать свое окружение, то женщины придают особое внимание воспитательным отношениям.
Женщины в большей степени склонны к самораскрытию. С друзьями они образуют более тесные дружеские взаимоотношения и ведут более интимные разговоры, чем мужчины, которые предпочитают беседы о работе, спорте, общественных проблемах. В семье жены обеспечивают более прочную эмоциональную поддержку своему супругу в то время, как сами, чаще всего, вынуждены искать ее у подруг или родственников. В родственные связи женщины также включены сильнее, особенно с родственниками-женщинами, например мать и дочь, сестры. Что касается общения с коллегами, то и здесь у женщин наблюдается сильное стремление человеческим контактам. Им важен сам процесс сотрудничества, тогда как мужчин больше интересует достижение цели.
В наши дни в области торговли, образования, медицины, культуры и других сферах жизни свыше 80% работников составляют женщины. Возрастание роли и влияния женщин, их преобладание в штатном расписании многих учреждений и предприятий неизбежно привело к осложнению психологической атмосферы в коллективах, так как чаще всего никто не учитывает особенностей женской психологии, т.е. гендерный аспект.
Разница в выражении эмоций мужчин и женщин
... самых характерных черт подросткового возраста. Психофизиологические особенности мужчин и женщин Психоаналитическая теория основную роль в половой дифференциации приписывает биологическим ... стремление к соревнованию и достижению, способности к творчеству, рассудительность, женщинам - пассивность, зависимость, конформность, нерешительность, эмоциональность, уравновешенность. Половые различия ...
Женщина «обсуждение аргументов» реализует иначе, чем мужчина. Аргументация – это логика в действии. У женщин своя логика. Многие этапы при обсуждении проблемы женщины часто объединяют в один этап либо опускают совсем. Нарушение последовательности принятия решения зависит от ситуаций, в которых находится женщина. Такие особенности поведения женщины нередко приводят к конфликту в коллективе, и факт этот нельзя игнорировать. По этой причине, если женщина находится к управленческом кресле, ей следует овладеть логикой мышления, ведущей к достоверным выводам. Не случайно еще Георг Гегель утверждал: «Государство находится в опасности, если женщина — у власти, ибо мужчина во всем исходит из объективного, а женщина — из субъективного».
Элемент времени отсутствует в рассуждениях у женщин. Они лишь думают о том, как можно лучше решить проблему в данном месте и в настоящий момент, не учитывая, какие последствия эта проблема будет иметь для них в будущем. Психологию женщины глубоко изучали М. Хенинг и А. Жарден. Они пришли к выводу, что главная помеха деловой карьеры многих женщин — в неумении девочек, затем и женщин, ладить между собой, «играть в команде», быть снисходительными к недостаткам других людей.
Но у женщины есть ряд преимуществ, реализовав которые, она может стать успешным руководителем. Женщина-лидер обладает более тонким социальным интеллектом, она тоньше ощущает нюансы отношений, в том числе и отношение к себе. Она умеет оценивать и прогнозировать поведение других людей. Правда, ее больше, чем мужчин, подстерегает опасность пойти на поводу у своих эмоций. А истеричность и лидерство — есть вещи несовместимые.
Женщина обладает большей контактностью, практичностью мышления. Если мужчина склонен строить долгосрочные планы, рассчитывать на долгосрочную перспективу, то женщина предпочитает конкретно гарантированный результат, «здесь и сейчас». Женщина лучше мужчины контролирует свои и чужие ошибки; она, как правило, лучше формулирует свои мысли и выражает идеи. Замечено, что она меньше, чем мужчина, реагирует на ухаживания и сексуальные притязания в деловых отношениях. 0на четко различает дело и развлечения.
Существуют несколько подводных камней на пути развития карьеры деловой женщины: нехватка глобального, обзорного взгляда на проблему, более развитый консерватизм, тенденция погрязать в мелочах и эмоциях, вязнуть в системе человеческих отношений. Эти «демоны» могут сыграть злую шутку с деловой женщиной, поэтому всегда желателен совет мужчины.
Все сказанное отнюдь не значит, что все мужчины и все женщины таковы. Речь идет об общих тенденциях, которые в большой степени определяются традициями. Нередко человек старается соответствовать стереотипу, даже преодолевая свой природный тип. Например, природа наделила женщину изобретательным умом, энергией, организаторским талантом. Как бы ни старалась загнать себя в чисто «женские рамки», она будет ощущать дискомфорт. Эти рамки тесны для нее. Но попытаться расширить их — значит пойти в какой-то мере наперекор устоявшимся канонам. Решиться на это непросто. И наша героиня ломает себя, стремится соответствовать ожиданиям окружающих, хотя бы из опасения оказаться без социальной поддержки.
Технологии социальной работы с женщинами
... (ст. 19) также предусматривает равные права и возможности мужчин и женщин. При этом существующий в отношении женщин двойной стандарт имеет резко выраженные негативные последствия. Социальный статус ... возможность получения нового места работы. Среди женщин растет безработица и увеличивается разрыв в заработной плате между женщинами и мужчинами. Адаптация женщин к условиям рынка происходит со ...
Тоже самое может произойти и с мужчиной, которому дарована нежная, чувствительная душа. Он готов прослезиться от сострадания, а ему, как мужчине, необходимо проявить твердость. От него ждут последовательных целенаправленных действий, а он никак не может ни на что решиться, находясь во власти охвативших его эмоций. Человек старается преодолеть себя, делает то, что положено делать в этих случаях мужчине, смутно ощущая, что все это — не его.
Тема 6. Гендерный аспект коммуникативного поведения
В следующий раз, когда вам случится впасть в отчаяние или возмутиться в связи с поведением человека противоположного пола, уделите несколько минут размышлениям о том, что мы сегодня обсуждали. Вспомнив, насколько отличаются друг от друга мужчины и женщины, и о том, что этот порядок вещей естественен, вы получите возможность освободиться от излишней мнительности и проникнуться глубоким пониманием, уважением и любовью к людям.
СПОСОБЫ ДОБИТЬСЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН
1. Придя на работу, начните не с рабочих вопросов, а поздоровайтесь с женщиной персонально, назвав ее по имени.
2. Проявите интерес к семейным и личным делам женщины.
3. Выберите момент, когда женщина будет выглядеть особенно хорошо, и сделайте ей комплимент несексуального характера.
4. Замечайте перемены в ее кабинете и рабочей обстановке, комментируйте их.
5. Говоря с женщиной, называйте ее по имени. Помните имена ее мужа и детей.
6. Помните, что женщины гораздо более чувствительны к рабочей обстановке, и старайтесь сделать ее максимально для нее комфортной. Предлагайте женщине помощь всякий раз, когда она поднимает что-то тяжелое.
7. Если женщина выглядит издерганной или перегруженной работой, замечайте это и выражайте сочувствие. Например: «У вас столько работы» или «Что за день сегодня!».
8. Обращайте внимание, когда женщина меняет прическу, и делайте ей комплименты.
9. Чаще хвалите женщину за выполненную работу.
10. Задавайте женщине конкретные вопросы о прошедшем рабочем дне, свидетельствующие о том, что вы знаете, чем она занимается.
11. Посылайте женщине материалы из Интернета и газетные вырезки, касающиеся ее работы или интересующих ее вещей.
12. Замечайте, когда женщина выглядит утомленной. Женщины любят, когда их усталость не остается незамеченной.
13. Задавайте вопросы, допускающие развернутый ответ. Вместо «Вы закончили проект?» спросите: «Как идут дела с проектом?»
14. Контролируйте свою словоохотливость и учитесь больше слушать и задавать вопросы перед тем, как комментировать сказанное женщиной.
15. Если женщина умаляет свои достоинства или достижения, хвалите ее и отдавайте должное тому, что она делает.
16. Подавляйте в себе искушение решать за женщину ее проблемы. Вместо этого постарайтесь проявить больше участия и спросите, как она сама собирается их решать. Не предполагайте изначально, что ей нужны ваши советы.
17. Время от времени устраивайте неофициальные встречи, где можно было бы свободно пообщаться. Независимо от того, руководитель вы, коллега или подчиненный, обязательно поинтересуйтесь, какого рода помощь вы можете оказать женщине, после чего выслушайте ее, не перебивая. Дайте ей возможность выговориться.
Особенности развития стресса у мужчин и женщин
... ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. ОцеМужчина, женщина и стресс. 6 2. Гендерные различия в стрессоустойчивости. ... врачам общей практики, есть необходимость в его популяризации. 1. Мужчина, женщина и стресс Стресс - это вызванное каким-либо сильным ...
18. Когда женщина говорит, ни в коем случае не смотрите на часы. Если вам требуется закончить разговор, скажите об этом прямо, без намеков. Например: «Прошу меня простить, я опаздываю на встречу. Давайте договорим в другой раз».
19. Удивите женщину неожиданным дружественным жестом. Женщины очень ценят такие вещи.
20. Приносите на работу фотографии, связанные с событиями вашей жизни, например, снятые во время отпуска, на дне рождения ребенка и т. д.
21. Приглашайте ее участвовать в коллективных обсуждениях. Предлагайте ей высказать свое мнение, интересуйтесь ее предложениями по обсуждаемому вопросу.
22. Опаздывая на встречу с женщиной, позвоните ей и предупредите.
23. Если женщина приехала из другого города, порекомендуйте ей местные достопримечательности, хорошие рестораны. Не думайте, что если она просит о помощи, то не оценит ее.
24. Не бойтесь перехвалить ее достижения. Вместо «Вы хорошо поработали» скажите: «Это действительно великолепная работа!»
25. Предупредите женщину, если собираетесь отсутствовать на работе. Когда мужчина заботится о том, чтобы предупредить женщину о готовящихся переменах, она воспринимает это как особую заботу.
26. Если ваши рабочие планы меняются, привлеките женщину к обсуждению новой тактики, чтобы она не почувствовала себя отторгнутой.
27. Если женщина обращается к вам с просьбой, выполнить которую — дело одной минуты, выполните ее тут же.
28. Пусть даже рабочие обязанности строго расписаны, время от времени делайте за нее какие-то мелочи. Если женщина выглядит уставшей или заваленной работой, самое время дать ей понять, что она не одинока.
29. Приглашайте ее обедать с вами или всей вашей рабочей группой.
30. В обычных обстоятельствах делайте комплименты, относящиеся к внешнему виду женщины, но избегайте делать это в официальной обстановке, когда мужчин представляют, упоминая все их титулы и заслуги. Представляйте ее не менее официально, упомянув о ее достижениях в работе.
31. Относитесь к своим ошибкам легко и самокритично. Следите за тем, чтобы ваши шутки не имели сексуального подтекста и никого не унижали.
32. Ободряйте женщину, если ей случится совершить оплошность. В ответ на ее «Так я никогда не закончу эту
работу» скажите, например: «У вас обязательно получится».
33. Если женщина расстроена, относитесь к ее чувствам серьезно. В ответ на ее «Это было так тяжело для меня» скажите: «Сегодня был трудный день». Ни в коем случае не говорите: «Что поделаешь, работа есть работа».
34. Если во время деловой встречи вы заметите, что женщина устала, занята или подавлена, предложите перенести разговор. Например, так: «Наверное, сейчас не самое удачное время. Я перезвоню вам, и мы встретимся в другой раз».
35. Если женщина обратилась к вам за помощью, вспомните о том, что ей такие вещи даются нелегко. Весьма вероятно, что она хотела обратиться к вам уже давно. Поэтому по возможности ответьте:
«Да, конечно».
36. Если женщина на что-то жалуется, не перебивайте ее. Прежде чем ответить или что-нибудь объяснить, утвердительным тоном перефразируйте ею сказанное: «Итак, вы говорите, что…» Это придаст женщине уверенность в том, что вы не оспариваете ее слов и действительно услышали все, что она сказала.
Специфика переживания ревности у мужчин и женщин
... поведения - крайняя эмоциональная холодность. Причем больше всего равнодушных среди мужчин. Как сказал кто-то из великих: «Женщина редко прощает нам ревность и никогда не прощает ее отсутствие». ... Между мужской и женской ревностью есть существенная разница. Женщины ревнуют чаще, мужчины тяжелее, мрачнее. Но как бы мужчины не обвиняли женщин в «коварстве», факты говорят сами за себя: ...
37. Когда женщина говорит, повернитесь к ней лицом и не пытайтесь заниматься в это время чем-то еще. Слушая женщину, не смотрите по сторонам. Слушая женщину, поддерживайте с ней зрительный контакт.
38. Спрашивайте женщину о том, что ей осталось сделать. Нередко женщины испытывают облегчение уже оттого, что получили возможность рассказать кому-нибудь о своей работе. Это помогает им со-
браться с мыслями и успокоиться. Не следует, однако, указывать женщине, как ей поступать.
39. Покидая офис, чтобы что-то отнести или принести, спросите женщину, не нужно ли что-нибудь ей.
40. Будьте в курсе ее здоровья. Если женщина вернулась после болезни, спросите о ее самочувствии.
41. Женщины обращают гораздо большее внимание на то, как человек одевается.
42. Отдавайте должное достижениям женщины в присутствии других.
43. Проявляйте участие и постоянство. Пусть забота об окружающих станет вашим личным фирменным знаком.
44. Проявляйте гибкость, если женщине нужно о чем-то поговорить дольше обычного. Смотрите на вещи широко: если женщина почувствует, что ее слушают, ощутит с вашей стороны личную поддержку, она будет стараться поддержать вас.
45. Проявляйте гибкость при составлении рабочего распорядка, чтобы в случае домашних неприятностей женщина имела возможность уйти. Всячески старайтесь поддерживать равновесие между работой и семейной жизнью сотрудников.
46. Прося о чем-то, будьте вежливы; говорите: «Не сделаете ли вы то-то и то-то» и никогда не забывайте благодарить.
47. Помните дату ее рождения. Отправьте ей открытку, пригласите на обед или сделайте скромный подарок.
48. Ведя машину, будьте особенно внимательны к тому, чтобы женщине было удобно. Мужчине не составит труда попросить другого мужчину ехать медленней, а вот женщине, возможно, не захочется выглядеть излишне чувствительной.
49. Обращайте внимание на настроение женщины и реагируйте на него, например, так: «Вы сегодня выглядите такой счастливой» или «Кажется, вы несколько устали». После этого поинтересуйтесь причиной того или иного настроения.
50. Пообещав что-то сделать, обязательно сдержите слово.
51. Оставляя женщине записку, пишите ясно и разборчиво, чтобы ей не приходилось долго разбираться, что вы хотели сказать. Женщины высоко ценят аккуратность.
52. Приветствуя женщину, встаньте.
53. Всегда представляйте собеседницу, когда к вашему разговору подключается кто-то еще.
54. Представляя женщину, указывайте ее имя и должность. В ярких красках опишите ее роль в деятельности фирмы или в обсуждаемом проекте.
55. Если женщина заслуживает похвалы, хвалите ее. Если она приписывает свои заслуги другим, сообщите коллегам о ее личном вкладе.
56. Если на столе женщины стоят фотографии ее родных и близких, расспросите о них.
57. Если дискуссия приобретает излишний накал, мягко остановите ее. Скажите что-нибудь вроде: «Давайте я немножко над этим подумаю, и тогда мы вернемся к нашему разговору».
58. Перед тем как сменить тему разговора, убедитесь, что она исчерпана. Скажите, например: «Если вы закончили, я хотел бы поговорить о…»
59. Если женщина позвонила вам, а у вас нет времени с ней разговаривать, пообещайте перезвонить ей, а не заставляйте перезванивать ее. Перезванивайте как можно более оперативно.
60. Если вы раздосадованы или рассержены, избегайте задавать острые вопросы.
61. Распределяя обязанности при коллективной работе, дайте женщине возможность высказать свои пожелания. Можно сказать: «Давайте решим это вместе. Я хотел бы заниматься вот этим, а что думаете вы?» или «Думаю, это неплохой план, а как по-вашему?»
62. Если женщина какое-то время отсутствовала, дайте ей почувствовать себя ценным работником. Скажите: «Нам так не хватало вас. Никто не знал, что делать с…»
63. Отмечайте завершение больших и малых проектов. Как мужчины, так и женщины высоко ценят специальные мероприятия, где получают признание их заслуги. Вручайте премии, дипломы, небольшие подарки.
64. Оказывайте женщине знаки внимания постоянно — не думайте, что одного раза достаточно.
65. Совершив оплошность, просите прощения или высказывайте сожаление.
СПОСОБЫ ДОБИТЬСЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ МУЖЧИН
1. Если вы хотите что-то предложить мужчине, сразу переходите к делу. Избегайте слишком долго говорить о проблемах. Помните, что попытки поделиться чувствами мужчины воспринимают как жалобы.
2. Если у вас с мужчиной возникает конфликт, воспринимайте различия между вами как должное и не чувствуйте себя задетой лично.
3. Если мужчина забыл выполнить обещание, скажите ему что-нибудь примирительное, например:
«Ничего страшного».
4. Обратившись к мужчине за советом, ни в коем случае не критикуйте его предложение и не пускайтесь в пространные объяснения, почему вы не намерены ему следовать. Избегая ставить мужчину в неловкое положение, женщина зарабатывает очень много очков — особенно, если предложение действительно никуда не годится.
5. Давайте советы, только если вас об этом попросили,
6. Принимая похвалу, упомяните лишь о достигнутом результате и не рассказывайте, как много вам пришлось потрудиться.
7. Обращаясь с просьбой, будьте конкретны. Намеки вызывают у мужчин ощущение, что ими манипулируют, — так, словно выполнить просьбу женщины входит в их обязанности.
8. Выдвигая предложение или план действий, меньше говорите о проблеме и больше о том, что, по вашему мнению, нужно сделать.
9. Не увлекайтесь отвлеченными беседами в присутствии мужчин. Они обычно не любят бесед о личном в рабочее время.
10. Проявляйте интерес, когда мужчины беседуют о спорте.
11. Делайте мужчине комплимент, если он дал себе труд позаботиться о своем внешнем виде.
12. Проявляйте интерес к новой машине мужчины и вообще к мужским разговорам об автомобилях. Ни в коем случае не отзывайтесь пренебрежительно о его хобби.
13. Одевайтесь так, чтобы быть довольной собой и показать, что вы заботитесь о своем внешнем виде.
14. Не злоупотребляйте макияжем.
15. Демонстрируйте веру в то, что мужчина способен сам добиться успеха.
16. Выразите признательность за то, что мужчина сделал для вас. Не преувеличивайте его заслуги, но и не оставляйте их без внимания.
17. Если мужчина предлагает вам помощь, примите ее и поблагодарите.
18. Старайтесь поддержать репутацию мужчины на людях. Если вы хотите указать ему на ошибку или предложить какие-то изменения, делайте это наедине.
19. Если мужчина торопится, не отвлекайте его личными проблемами.
20. Если вам нужно перебить мужчину на собрании, делайте это потактичней. Не говорите: «Разрешите мне сказать?» Гораздо правильней оставаться в русле доклада и сказать что-нибудь более дружелюбное, например: «Это верно, но я думаю, что…»
21. Обсуждая рабочие проблемы, выдерживайте спокойный и доверительный тон. Чрезмерная эмоциональность отталкивает мужчин.
22. Сосредоточивайтесь на текущей задаче и сдерживайте свою потребность поделиться личными переживаниями.
23. Задавая вопросы, следите за тем, чтобы они не выглядели риторическими и не были обусловлены отрицательными эмоциями.
24. Умейте отказывать деликатно. Мужчины не любят, когда отказ принимает форму сетований на чрезмерную загруженность и т. п.
25. Жалуясь на начальника или сотрудника, придерживайтесь фактов и избегайте субъективных оценок вроде: «Это несправедливо» или «Он не выполняет своих обязанностей». Вместо этого скажите: «Он опоздал на три часа, и мне пришлось работать за двоих». Чем спокойней и уравновешенней вы будете, тем выше оценят ваши доводы.
26. Если от вас требуют слишком многого, попросите о помощи, но не жалуйтесь.
27. Если у мужчины на стене висят фотографии или дипломы, заинтересованно расспросите о них и покажите, что они произвели на вас впечатление.
28. Во время обсуждения время от времени делайте ободряющие комментарии, например: «В этом что-то есть» или «Прекрасная идея».
29. Когда мужчина делает доклад или высказывает свое мнение по какому-то вопросу, не соглашайтесь с ним чересчур рьяно. Дайте ему почувствовать, что ваша поддержка и согласие им заслужены.
30. Если мужчина совершает ошибку, не последовав вашему совету, вы заработаете очки, совладав с искушением сказать: «Я же говорила!»
31. Позаботьтесь о том, чтобы до мужчины дошли ваши похвалы в его адрес или в адрес других мужчин.
32. Не ссылайтесь на специалистов, указывая мужчине, что он должен делать, — разве что он сам об этом попросит.
33. Пусть ваши руководящие указания не носят характера личной просьбы. Говорите: «От нас требуется…» или «Мне сказали, что нам нужно…», после чего вежливо просите мужчину сделать то, что требуется.
34. Избегайте снисходительно журить мужчину. Вместо «Вы меня не слушаете» скажите: «Позвольте мне сформулировать это по-другому».
35. Придя на работу, здоровайтесь с мужчиной лично и называя его по имени. Затем дружелюбно задайте вопрос по работе.
36. Похвалите мужчину, обратив внимание на выполненную им работу, например: «Я видела ваш доклад — написано очень хорошо».
37. Воспользуйтесь случаем отметить успехи мужчины в присутствии других.
38. Не обращайте внимания на проявление мужчиной слабости. В частности, избегайте обнаруживать и подчеркивать его усталость.
39. В напряженной обстановке старайтесь действовать как обычно. Проявление беспокойства или озабоченности в связи с деятельностью мужчины может оказаться для него обидным.
40. Знайте, за какую команду мужчина болеет. Если она выиграет, поздравьте его — он будет чувствовать себя так, будто это он выиграл.
41. Обратите внимание на покупку мужчиной новой машины. Мужчины любят хвастаться новыми вещами ничуть не меньше, чем женщины — делиться секретами.
42. Без ложной скромности признавайте свои заслуги и не приписывайте их удачному стечению обстоятельств или другим людям.
43. Помните дату рождения мужчины; отправьте ему поздравительную открытку, пригласите его на обед или устройте в его честь вечеринку в офисе.
44. Если вам кажется, что мужчина сбился с дороги, не предлагайте ему обратиться за указаниями. Он
может обидеться, восприняв это как свидетельство вашего недоверия.
45. Не спрашивайте мужчину, как он относится к тому-то и тому-то; лучше спросите, что он об этом думает. Оценив его логику, вы заработаете очки.
46. Всегда пользуйтесь случаем признать правоту мужчины.
47. В письменных сообщениях используйте рубрикацию по пунктам и выражайтесь ясно.
48. Во время многолюдной деловой встречи представьтесь сами, чтобы мужчине-организатору не приходилось вспоминать ваше имя.
49. Представляя мужчину, всегда упоминайте о его достижениях, квалификации и той роли, которую он играет в вашей компании.
50. Научитесь рассказывать о своей работе так, чтобы иметь возможность коротко и ясно изложить ее суть, одновременно сообщая о своей квалификации.
51. Беседуя в перерыве с мужчиной на отвлеченные темы, убедитесь, что он выслушивает вас не из вежливости, а действительно заинтересован.
52. Если во время такой беседы говорили в основном вы, у вас есть возможность заработать очко, сказав:«С вами было очень приятно побеседовать».
53. На собрании, прежде чем высказывать собственные соображения, упомяните об идеях мужчины и отдайте им должное.
54. Если на рабочем столе мужчины стоят фотографии членов его семьи, расспросите о них и расскажите о своей семье.
55. Если дискуссия приобретает чересчур эмоциональный характер, деликатно остановите ее. Скажите что-нибудь вроде: «Давайте, я немножко над этим подумаю, а потом мы продолжим разговор”. Подавите в себе искушение сказать: «Вы ведете себя не честно» или «Вы меня совсем не слушаете”.
56. Рассказывая историю с множеством персонажей, почаще упоминайте их имена. Мужчины часто забывают, кто есть кто.
57. Если мужчина предлагает вам решение, которое совпадает с вашим собственным, постарайтесь, не роняя достоинства, дать ему понять, что вы пришли к тому же выводу самостоятельно.
58. Вы заработаете больше очков, если мужчине придется просить вас о чем-то больше одного раза.
59. Помните о том, что большинство мужчин не любят, когда им указывают, что делать. Не принимайте эту нелюбовь на свой счет. Если инструктировать мужчину входит в ваши обязанности, подготовьте его заранее: «Не возражаете, если я сейчас расскажу вам о кое-каких нововведениях?» или «Давайте выберем время для встречи — мне нужно сообщить вам о запланированных нововведениях».
60. Отдайте должное предложенному мужчиной способу распределения обязанностей, и вы заработаете очко.
61. Если мужчина какое-то время отсутствовал, скажите ему, что его не хватало, — тем самым вы дадите ему понять, что считаете его ценным работником.
62. Отметьте окончание длительного или особо важного проекта. Как женщины, так и мужчины ценят специальные мероприятия, где работнику воздают по заслугам. Вручайте награды, дипломы, подарки.
63. Предлагайте мужчине сфотографировать его на фоне выполненной работы.
64. Если мужчина обратился к вам по телефону с вопросом, на который вы не можете ответить, не отнимайте у него время, пытаясь вспомнить ответ, а просто скажите: «У меня сейчас нет такой информации. Я перезвоню вам».
65. Не признавайтесь сразу в том, что не знаете ответа на вопрос или решения задачи. Старайтесь выглядеть уверенной. Избегайте фразы: «Я не знаю». Вместо этого скажите что-нибудь вроде: «Я как раз думаю над этим».
12