-
Определение понятий «психопатии» и «акцентуации характера».
- Разграничение психопатий по тяжести и акцентуаций по выраженности.
Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Термин «акцентуированная личность» предложил К. Леонгард (1968) и описал особенности хар-ра. И вернее говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях хар-ра. Личность – понятие более широкое, оно включает интеллект, способности, мировоззрение. Характер – это базис личности, он формируется в пубертате, личность как целое – уже при повзрослении.
Акцентуации проявляются не везде и не всегда. Главное – особенности хар-ра либо вообще не препятствуют удовлетворительной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими. Эти нарушения могут возникнуть либо в силу биологических пертурбаций во время пубертатного периода («пубертатные кризы»), либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, которые предъявляют повышенные требования к locus resisteniae minoris, «к месту наименьшего сопротивления» в хар-ре.
Каждому типу акцентуации присущи свои, отличные от других типов «слабые места», у каждого типа своя ахиллесова пята. Например, такого рода психическими травмами и трудными ситуациями могут послужить для хар-ра гипертимного – изоляция от сверстников, вынужденное безделие при строго размеренном режиме, для хар-ра шизоидного – необходимость быстро устанавливать глубокие неформальные эмоциональные контакты. Если психотравма не адресуется к месту наименьшего сопротивления, если ситуация не предъявляет в этом отношении повышенных требований, то все ограничивается адекватной личностной реакцией, не нарушая надолго социальной адаптации. Наоборот, при акцентуациях в отношении некоторых неблагоприятных условий может выступить даже повышенная устойчивость. Шизоидный подросток легко переносит одиночество, гипертимный – обстановку, требующую повышенной активности, находчивости.
Динамика изменения влияния акцентуации характера на формирование ...
... «преходящих подростковых акцентуациях характера» В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и ...
Акцентуация хар-ра не может быть психиатрическим диагнозом. Констатация акцентуации и ее типа – это определение преморбидного фона, на котором могут возникать различные расстройства – острые аффективные реакции, неврозы и непсихотические нарушения поведения, даже реактивные психозы – только они могут служить диагнозом. Но в большинстве случаев акцентуаций хар-ра дело до развития таких расстройств не доходит. По мнению Леонгарда, в развитых странах более половины популяции относится к акцентуированным личностям.
Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми вплоть до неприемлемости его и даже социальной опасности для окружающих.
-
Психопатии – такие аномалии хар-ра, которые:
А) определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой отпечаток;
Б) в течение жизни не подвергаются резким изменениям;
В) мешают приспособляться к окружающей среде (по П. Ганнушкину).
Эти три критерия обозначаются также как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию (по О. Кербикову).
Тотальность патологических черт хар-ра выступает у подростков особенно ярко. Подросток обнаруживает свой тип хар-ра в семье и школе, со сверстниками и старшими, в учебе и на отдыхе. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание.
Говоря об относительной стабильности, следует учитывать 3 обстоятельства:
-
подростковый возраст – критический период для психопатии, черты большинства типов здесь заостряются.
- Каждый тип психопатии имеет свой возраст формирования. Шизоида можно увидеть с первых лет жизни – такие дети любят играть одни. Психастенические черты нередко расцветают в первых классах школы, когда беззаботное детство сменяется требованиями к чувству ответственности. Неустойчивый тип выдает себя либо при поступлении в школу с необходимостью сменить удовольствие игр на регулярный учебный труд, либо с пубертатного периода, когда спонтанно складывающиеся группы сверстников позволяют вырваться из-под родительской опеки. Гипертимный тип становится ярко выраженным с пубертата. Циклоидность, особенно у девочек, может проявиться с начала полового созревания, но чаще она формируется позже. Сенситивный тип складывается лишь к 16-19 годам – в период вступления в самостоятельную жизнь с ее нагрузкой на межперсональные отношения. Паранойяльная психопатия крайне редко встречается у подростков, максимум ее развития падает на 30-40 лет.
- Существуют некоторые закономерные трансформации типов хар-ра в подростковом возрасте. С наступлением пубертата наблюдавшиеся в детстве гипертимные черты хар-ра могут смениться очевидной циклоидностью, недифференцированные невротические черты – психастеническим или сенситивным типом, эмоциональная лабильность заслониться выраженной истероидностью, к гипертимности присоединяться черты неустойчивости.
9 стр., 4325 слов
Характер личности и его акцентуации
... наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при ... условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, ... акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П.Б. Ганнушкина (1933) - О.В. Кербикова (1962). Обычно акцентуации ...
Все эти трасформации могут произойти в силу как биологических, так и социальных (особенности воспитания) причин.
Социальная дезадаптация при психопатии обычно происходит через весь подростковый период. В силу только особенностей хар-ра, а не из недостатка способностей, подросток не удерживается в школе, ПТУ, бросает работу, куда еще только поступил. Такими же напряженными, полными конфликтов или патологических зависимостей оказываются семейные отношения. Нарушается и адаптация к среде сверстников – страдающий психопатией подросток либо вообще не способен устанавливать с ними контакты, либо отношения бывают полными конфликтов, либо способность адаптироваться ограничивается жестко очерченными пределами – небольшой группой подростков, ведущей асоциальный образ жизни.
Эти три критерия позволяют диагностировать психопатии.
Основные нарушения при психопатии касаются эмоционально-волевой сферы.
Также является характерным склонность к странному и необычному поведению, к резким изменениям настроения без соответствующих причин, что приводит к нарушению контакта психопатической личности с другими людьми и препятствует нормальной деятельности.
Выделены 2 группы психопатов:
— возбудимые: взрывчатые личности, которые дают бурные реакции по ничтожному поводу, не выносят никаких препятствий их желаниям. При этом они выявляют тенденцию к агрессивным действиям по отношению к окружающим. Находясь в возбужденном состоянии, наносят себе повреждения, бьются головой о пол, рвут одежду.
— Тормозные – астенические, психастенические, истерические, паранойяльные личности. У них ослаблены или нарушены основные нервные процессы возбуждения и торможения.
Различные варианты патохарактерологического развития личности практически всегда встречаются в соматических отделениях (терапевтических, хирургических и др.).
Такие больные повышенно требовательны, капризны, эмоционально несдержанны, грубят персоналу, нарушают режим.
Тактика персонала: сугубо индивидуальная. Таких больных в палате не должно быть больше одного. Их важно разместить в разных палатах.
Тест Леонгарда-Шмишека на определение акцентуации характера Личности
Термин «акцентуация личности» предложен немецким ученым К. Леонгардом и понимается как чрезмерное усиление отдельных черт личности. Черты эти как бы являются «заострением» некоторых присущих данному человеку индивидуальных свойств. Акцентуация личности не есть патология, но она приводит к уязвимости личности под воздействием определенных психогенных факторов, при хорошей или даже повышенной стойкости при воздействии других. Акцентуация, таким образом, представляет собой крайний вариант нормы, граничащий с психопатиями. По данным Леонгарда, в современном обществе процент акцентуированных личностей достигает 50-70 % от популяции.
Оформляясь к подростковому возрасту большинство акцентуаций, как правило, со временем сглаживаются, компенсируются. Акцентуированные личности в целом имеют большие потенциальные возможности для развития, самоактуализации, для высоких социальных достижений. И лишь в сложных психогенных ситуациях, под влиянием неблагоприятных факторов, длительно воздействующих на «слабое звено» характера, акцентуации могут стать почвой для острых аффективных реакций, неврозов, условием формирования психопатий.
Психологическая диагностика типов и степени выраженности акцентуаций очень важна для возможных рекомендаций по коррекции механизмов реагирования человека на конфликтные ситуации, для организации режима работы, выбора увлечений, для выработки стратегии семейного воспитания и др. На основе диагностических данных в определенной мере можно прогнозировать совместимость людей в малой группе особенности межличностных отношений и продуктивность взаимодействия.
Данная методика рассчитана на людей в возрасте от 14 лет и старше. При помощи опросника можно диагностировать следующие типы акцентуаций:
1.Гипертимный тип, характеризующийся постоянно приподнятым настроением, повышенной психической активностью, жаждой деятельности с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенной словоохотливостью, коммуникабельностью.
2. Демонстративный тип (Истероидный)- выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемых для привлечения к себе внимания: авантюристичность, тщеславие, «бегство в болезнь» при неудовлетворительности потребности в признании.
3. Педантичный тип (Психастенический)— с преобладанием черт ригидности; педантизма: его характеризуют нетерпимость, чрезмерная обстоятельность речи, вязкость мышления, «ритуализация» действий и поступков, зачастую-неприятные мнения других и, как следствие, высокая конфликтность.
4. Застревающий тип— со склонностью «застреванию аффекта», повышенная раздражительность и болезненная обидчивость, подозрительность, стойкость отрицательных аффектов, тенденция к бредовым реакциям, повышенное честолюбие и стремление к доминированию.
5. Возбудимый тип (Эпилептоидный)- со склонностью к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечений, легко поддается влиянию окружающих, постоянно новых развлечений, компаний, умеет легко устанавливать контакты, которые однако носят поверхностный характер.
6. Дистимный тип— преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных сторонах жизни: чрезвычайная серьёзность, ответственность, недостаточная внешняя активность.
7. Циклотимный тип (Аффективно-лабильный)— чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом; от фазы настроения у субъекта зависит и работоспособность, самочувствие, и самооценка, и т.д.
8. Эмотивный тип (Лабильный) — эмоциональная лабильность, неустойчивость, резкая смена настроения в зависимости от внешних обстоятельств, от ситуации, впечатлительность, повышенная тенденция к эмпатии, состраданию.
9. Тревожный тип (боязливый) Сенситивный) — повышенная тревожность, боязливость, нерешительно впечатлительность и обостренное чувство собственной неполноценности, зачастую — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии и ипохондрии.
10. Экзальтированный тип (лабильный)- склонность к «аффективной экзальтации», быстрая эмоциональная возбудимость, бурное нарастание аффектов, переход в действия без обдумывания; внешняя экспрессивность, демонстративность мимики и жестикуляции.
Демонстративность, педантичность, возбудимость и «застревание» можно отнести к акцентуациям свойств характера.
ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ. Испытуемому предлагается прочитать/или прослушать/вопрос и сделать отметку в регистрационном бланке, либо в графе «да», либо в графе «нет». Ответы типа «не знаю», «сомневаюсь» и т.д. не предполагаются: в случае затруднений в ответе со стороны испытуемого соответствующий вопрос опускается.
По окончании опроса полученные результаты обрабатываются с помощью ключей и переносятся на графическую схему профиля личности.
Следует понимать о том, что в опросник включена «шкала лжи», высокие показатели по этой шкале /более 5 баллов/снижают достоверность полученных данных, чаще всего свидетельствуют о тенденции испытуемого давать «социально желаемое», одобряемые ответы.
При подсчете данных при помощи «ключа» количество баллов, набранные испытуемым в пользу того или иного типа акцентуации, умножается на соответствующий данному типу коэффициент К /величина К также указана в «ключе». На графическую схему наносятся показатели, полученные после умножения.
Признаком наличия того или иного типа акцентуации является показатель 18 и свыше баллов.
Ключ к опроснику
Тип акцентуации |
Ответы «да» |
Ответы «нет» |
К |
1. Гипертимный 2. Эмотивный 3. Тревожный 4. Демонстративный 5. Дистимный 6. Застревающий 7. Педантичный 8. Циклоидный 9. Возбудимый 10. Экзальтированный Ложь |
1,12,25,36,50,61,75,85
3,14,52,64,77,87
17,30,42,54,67,79,91
7,21,24,32,45,49,71, 74, 81,94,97
10,23,48,83,96
2,16,26,38,41,62,76,86,90
4,15,19,29,43,53,65,69,78, 89,92
6,20,31,44,55,70,80,93
8,22,33,46,57,72,82,95
11,35,60,84
9,47,59,68,83
|
—
28,39
5, 67
56
34,58,73
13,51
40
—
18,27,37,63 |
3
3
3
2
3
2
2
3
3
6
1 |
Составляется графический профиль личности, который представляет собой график, где по вертикали откладываются баллы, а по горизонтали — типы акцентуаций. Полученные точки соединяются прямыми.
Опросник
-
Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?
- Восприимчивы ли Вы к оскорблениям, обидам?
- Легко ли Вы плачете?
- Не возникает ли у Вас, по окончании какой-либо работы сомнения в качестве её исполнения, и не прибегаете ли Вы к проверке, правильно ли Вы её сделали?
- Были ли Вы в детстве таким же смелым, Как Ваши сверстники?
- Часто ли у Вас бывают резкие смены настроения: только Вы «парили в облаках» и вдруг становится очень грустно?
- Являетесь ли Вы центром внимания в обществе, компании?
- Бывают ли дни, когда Вы без особых причин ворчливы, раздражительны, и все считают, что Вас лучше не трогать?
- Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после их прочтения?
- Вы – серьёзный человек?
- Способны ли Вы так сильно увлечься чем-то, что все остальное перестает быть значимым для Вас?
- Предприимчивы ли Вы?
- Быстро ли Вы забываете оскорбления, обиды?
- Мягкосердечны ли Вы?
- Когда вы бросили письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось ли оно туда или нет?
- Требует ли Ваше честолюбие того, чтобы в работе / учебе / Вы были одним из первых?
- Боялись ли Вы в детские годы грозы или собак?
- Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками, анекдотами?
- Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые считают Вас педантичным?
- Очень ли зависит Ваше настроение от внешних событий?
- Любят ли Вас все Ваши знакомые?
- Часто ли Вы находитесь во власти сильных внутренних порывов, побуждений?
- Ваше настроение обычно несколько подавлено?
- Случалось ли Вам рыдать, переживая нервное потрясение?
- Трудно ли Вам долго сидеть на одном месте?
- Отстаиваете ли Вы энергично свои интересы, когда по отношению к Вам допускают несправедливость?
- Смогли ли бы Вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?
- Хвастаетесь ли Вы иногда?
- Раздражает ли Вас, если штора или скатерть висят неровно, стараетесь ли Вы это поправить?
- Боялись ли Вы в детстве оставаться дома один?
- Часто ли портится Ваше настроение без видимых причин?
- Случалось ли Вам быть одним из первых в Вашей профессиональной деятельности?
- Легко ли Вы впадаете в гнев?
- Способны ли Вы иногда быть шаловливо-веселым?
- Бывает ли у Вас состояния, когда Вы переполнены счастьем?
- Смогли бы Вы играть роль конферансье в веселых представлениях?
- Лгали ли Вы когда-нибудь в своей жизни?
- Говорите ли Вы людям свое мнение о них прямо в глазах?
- Можете ли Вы спокойно смотреть на кровь?
- Нравится ли Вам работа, когда только Вы ответственны за нее?
- Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым допущена не справедливость?
- Беспокоит ли Вас необходимость спуститься в темный погреб, зайти в пустую неосвещенную комнату?
- Предпочитаете ли Вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно той, которая не требует большой кропотливости и выполняется быстро?
- Вы очень общительный человек?
- Охотно ли в школе декламировали стихи?
- Сбегали ли Вы в детстве из дома?
- Обычно Вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым людям?
- Часто ли жизнь кажется Вам тяжелой?
- Случалось ли Вам так расстраиваться из-за кого-либо конфликта или ссоры, что после этого Вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу / учебу?
- Можно ли сказать, что при неудаче Вы теряете чувство юмора?
- Стараетесь ли Вы помириться, ели кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли Вы первые шаги к примирению?
- Очень ли Вы любите животных?
- Случалось ли Вам, уйдя из дома, возвращаться, чтобы проверить, не произошло ли чего-нибудь?
- Беспокоили ли Вас когда-нибудь мысли о том, что с Вами или с Вашими родными что-нибудь случится?
- Существенно ли зависит Ваше настроение от погоды?
- Трудно ли Вам выступать перед большой аудиторией?
- Можете ли, Вы, сердясь на кого-либо, пустить в ход руки?
- Очень ли Вы любите повеселиться?
- Всегда ли Вы говорите то, что думаете?
- Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?
- Привлекает ли Вас роль организатора в каком-либо деле?
- Упорствуете ли Вы в достижении цели, если встречается какое- либо препятствие?
- Чувствовали ли Вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людях, которые Вам неприятны?
- Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?
- Часто ли Вам мешают уснуть мысли о проблемах прошедшего или будущего дня?
- Свойственно ли было Вам в школьные годы подсказывать или давать списывать одноклассникам?
- Смогли ли бы Вы один пройти в темноте через кладбище?
- Вернули бы Вы, не раздумывая, лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили очень много?
- Следите ли Вы за тем, чтобы в Вашем доме каждая вещь лежала на своем месте?
- Случалось ли с Вами, что, ложась спать в отменном настроении, следующим утром Вы вставали в плохом настроении, которое длилось несколько часов?
- Легко ли Вы приспосабливаетесь к новой ситуации?
- Часто ли у Вас бывают головные боли?
- Часто ли Вы смеетесь?
- Можете ли Вы относиться к человеку, которого не любите и не уважаете так, что никто не догадается о Вашем действительном отношении?
- Являетесь ли Вы энергичным, подвижным человеком?
- Сильно ли Вы страдаете, когда совершается несправедливость?
- Можно ли сказать, что Вы страстный любитель природы?
- Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты двери?
- Пугливы ли Вы?
- Меняется ли Ваше настроение под влиянием алкоголя?
- Охотно ли Вы раньше принимали участие или принимаете теперь в кружках художественной самодеятельности, в драмкружках?
- Тянет ли Вас иногда уехать далеко от дома?
- Смотрите ли Вы на будущее немного пессимистично?
- Бывают ли у Вас резкие перепады настроения от веселого к очень тоскливому?
- Удается ли Вам при общении с людьми создавать у них определенное настроение?
- Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?
- Переживаете ли Вы долгое время горести других людей?
- Всегда ли Вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?
- Могли ли Вы в школьные годы переписать из-за чернильной кляксы или ошибки страницу в тетради?
- Можно ли сказать, что Вы относитесь к людям скорее настороженно и недоверчиво, чем доверительно?
- Часто ли у Вас бывают устрашающие сновидения?
- Возникают ли у Вас иногда такие мысли, что, если Вы, например, стоите на перроне, то Вы можете против своей воли броситься под поезд, или, если находитесь около высокого и открытого окна, то можете из него выпрыгнуть?
- Становитесь ли Вы веселее в обществе веселых людей?
- Вы — человек, который не думает о сложных проблемах, может отвлекаться от гнетущих мыслей?
- Совершаете ли Вы под влиянием алкоголя внезапные, импульсивные поступки?
- В беседе Вы скорее молчаливы, чем многословны?
- Могли ли бы Вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, что на время позабыть о том, какой Вы на самом деле?