1. Чрезвычайные ситуации: основные понятия и определения

Вводная лекция. (Лекция- 0).

1. Понятия о чрезвычайных ситуациях (ЧС), формирующих травмати-ческий стресс. (Термины и определения. Критерии ЧС. Классификация ЧС.Стадии (фазы) развертывания ЧС).

История развития человеческого обществу неразрывно связана со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами. Крупномасштабные ЧС приводили к подрыву экономических и политических систем, пересмотру вопросов взаимодействия человека и природы, человека и техники, людей между собой. На начальном этапе развития человеческого общества ЧС носили в основном природный характер и были связаны со стихийными бедствиями. По мере приобретения черт техногенного общества, на первое место вышли ЧС антропогенного и социально-политического характера, обусловленные производственной деятельностью человека и особенностями государственного устройста общества.

В нормативных документах дается следующее определение: чрезвычайная ситуа-ция (ЧС) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоро-вью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

К чрезвычайным ситуациям мирного и военного времени относятся:

  • аварии;
  • катастрофы;
  • опасные природные явления;
  • стихийные бедствия и экологические катастрофы;
  • социальные, политические, национальные явления.

2.Критерии для отнесения возникающей ситуации к чрезвычайной.

Только наличие одновременно всей совокупности критериев позволяет класси-фицировать ситуацию как чрезвычайную.

Тип критерия

Качественное описание критерия

1

Временной

Внешняя внезапность, неожиданность, быстрое развитие событий.

2

Социально-экологический

Человеческие жертвы, эпидемия, метагенез, эпизоотии, массовый падеж скота, вывод из производства значительной части природных ресурсов, с/х угодий и культур.

3

Социально-психологический

Стрессовое состояние (страх, депрессия, паника и пр).

Дестабилизация психологической устойчивости населения в пост кризисный период.

4

Социально-экономический

Остро конфликтность, взрывоопасность, усиление внутрипо-литической напряженности, широкий внутриполитический резонанс. Усиление международной напряженности, широкий международный резонанс.

5

Экономический

Значительный экономический ущерб в денежном и натуральном выражении. Выход из строя целых инженерных систем и сооружений. Необходимость значительных материальных затрат на восстановление и компенсацию, создание страховых фондов. Необходимость использования большого количества техники для предотвращения ситуации и ликвидации ее последствий.

6

Организационно-управленческий

Неопределенность ситуации, сложность прогнозирования хода событий принятия решения. Необходимость привлечения большого количества разных специалистов и организаций. Необходимость масштабных эвакуационных и спасательных работ.

В настоящее время под термином ЧС и с учетом вышеизложенных критериев, под чрезвычайной ситуацией понимается: внешне неожиданная, внезапно возникающая обстановка, характеризирующаяся неопределенностью и сложностью принятия решения, остро конфликтностью и стрессовым состоянием населения, значительным социально-экологическим и экономическим ущербом прежде всего человеческими жертвами и вследствие всего этого необходимостью крупных людских, материальных и временных затрат на проведение эвакуационно-спасательных работ и ликвидацию последствий.

3. Классификация чрезвычайных ситуаций

Всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций целесообразно разделить на конфликтные и бесконфликтные.

К конфликтным, прежде всего, могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, терроризм, разгул уголовной преступности, крупномасштабная коррупция и др.

Бесконфликтные чрезвычайные ситуации, в свою очередь, могут быть классифи-цированы (систематизированы) по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств.

3.1 Классификация ЧС по масштабу распространения.

В основе классификации ЧС по масштабу лежат величина территории, на которой распространяется ЧС, число пострадавших и размер ущерба. По масштабу чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы на (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»):

  1. Локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;
  2. Муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 500 тыс рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
  3. Межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;
  4. Регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
  5. Межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
  6. Федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет более 500 млн рублей;
  7. Глобальные (трансграничные) чрезвычайные ситуации выходят за пределы страны и распространяются на другие государства. Их последствия устраняются силами и средствами как пострадавших государств, так и международного сообщества.

3.2 Классификация ЧС по виду поражающих факторов..

Антропогенные

Природные

Транспортные аварии.

Аварии на промышленных объектах.

Водохозяйственные аварии.

Аварии на системах жизнеобеспечения.

Аварии на взрыво- и пожароопасных объектах ЧС, связанные с изменением состояния гидросфер

Геологические опасные явления.

Гидрометеорологические и гелиофизические опасные явления

Природные пожары.

Особо опасные эпидемии ЧС, связанные с изменением состояния и свойств атмосферы ЧС, связанные с изменением состояния животного и растительного мира

3.3. Классификация ЧС по этиологическим факторам.

Производственные (технологические) с высвобождением энергии — механической, химической, термической, радиационной.

Транспортные — автомобильные, железнодорожные, авиационные, на воде, в том числе водохозяйственные, в туннелях.

Стихийные (природные) — а) метеорологические — бури, морозы, жара, засуха, б) топологические — наводнения, оползни, сели, ураганы, тайфуны, в) тектонические — землетрясение, извержение вулканов.

Социальные и специфические: войны, эпидемии, голод, общественные беспорядки, терроризм, экологические (пересыхание рек, озер, болезни водоемов, глобальные изменения климата).

4. Классификация экстремальных факторов чрезвычайной ситуации

4.1. Физико-химические факторы

Физические:

  • термические;
  • механические.

Химические:

  • изменение естественной газовой среды;
  • инородные химические вещесва.

4.2. Информационно-семантические.

Информационные:

  • недостаточность информации;
  • избыточность информации;
  • ложность информации;
  • неожиданность информации.

Семантические:

  • осознаваемые как угроза биологическим, социальным и идеальным потребностям индивида или коллектива.

4.3. Биологические:

  • микроорганизмы;
  • продукты жизнедеятельности элементов живой природы.

5. Стадии (фазы) развития чс

Независимо от классификационной принадлежности, в развитии чрезвычайных ситуаций выделяют четыре основные типовые стадии (фазы).

  • Первая – стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда – годы и десятилетия.
  • Вторая – инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.
  • Третья – процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.
  • Четвертая – стадия затухания (действие остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий.Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

Таким образом, ЧС возникают чаще всего при стихийных явлениях и техногенных авариях и катастрофах. Во всех случаях, последствиями ЧС является формирование симптоматики ОРС или ПТСР у пострадавших. Все это заставляет направлять все силы и средства на поиск новых технологий медико-психологической помощи лицам, пострадавшим от ЧС и тем, кто принимает участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2. Основные цели и задачи, решаемые современными направлениями прикладной психологии.

Последействия воздействия на человека ЧС изучает «Психология катастроф» (Психология экстремальных ситуаций)одно из современных направлений прикладной психологии. Этот раздел психологии («Психология экстремальных ситуаций»):

1. Разрабатывает теоретические проблемы, связанные с оценкой, прогнозированием и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях с реальной витальной угрозой;

2. Решает актуальные задачи по сохранению психического здоровья населения в зоне чрезвычайных ситуаций, а также участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами является разработка и совершенствование:

медико-психологической помощи в чрезвычайных ситуациях (комплекса медицинских и психологических мероприятий, осуществляемых при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и направленных на купирование острых психических расстройств, нормализацию функционального состояния пострадавших и лиц, принимающик участие в работах по ликвидации последствий ЧС, а также последующую их медико-психологическую коррекцию и реабилитацию).

оценки психофизиологической «цены» деятельности (степень изменения в процессе профессиональной деятельности соотношения между исходным, текущим и предельным состоянием функциональных систем организма человека, обеспечивающих ее выполнение )

изучение механизмов развития и купирования экстремальных состояний – (состояний человека, которые возникают в ответ на воздействия внешних экстремальных эколого-профессиональных факторов среды и характеризуются явлениями предельного напряжения механизмов адаптации с формированием обратимых явлений дезадаптации

изучение механизмов формирования преморбидных состояний(состояния всех разновидностей крайних форм «пограничных» состояний между здоровьем и болезнью, за исключением психиатрической клиники).

Так как «Психология экстремальных ситуаций» изучает особенности функционального состояния пострадавших в ЧС и лиц, принимающих участие в работах по ликвидации последствий этих ситуаций, следует особо остановится на основных различиях между понятиями: «Экстремальные ситуации» и «Деятельность в экстремальных условиях», так как несмотря на похожесть в терминах, между ними существуют принципиальные различия (таблица 1).

Таблица 1.

Основные различия между понятиями: «экстремальные ситуации» и «деятельность в экстремальных условиях».

Критерий

Экстремальные ситуации

Деятельность в экстремальных условиях

1. Внезапность возникновения

Возникают всегда внезапно, неожиданно для человека

Деятельность осуществляется планово, возникновение экстремальных ситуаций и воздействие экстремальных факторов ожидаемо

2. Время воздействия экстремальных факторов

Воздействие экстремальных факторов относительно кратковременно

Воздействие факторов экстремальных условий деятельности относительно долговременно

3. Мотивы поведения деятельности человека

Основным мотивом поведения является стремление спасти жизнь себе и своим близким

Основной мотив поведения-выполнить профессиональные обязанности. Мотив самосохра-нения является одним из сопутствующих мотивов и в ряде случаев подавляется человеком

4. Степень осознанности поведения

У подавляющего большинства степень осознанности поведения и контроля за ним снижена

Поведение в большинстве случаев осознано и контролируется

5. Степень активности поведения

Поведение человека в большинстве случаев носит реактивный характер

Поведение человека активно и обусловлено прежде всего внутренними установками и корпоративными требованиями

6. Степень готовности к воздействию экстремаль-ных факторов

Большинство людей оказываются не готовы к возникновению экстремальных ситуаций

Подготовка к деятельности осуществляется заблаговременно

3. Особенности психофизиологического состояния пострадавших в чрезвычайных ситуациях и лиц, привлекаемых к работам по ликвидации последствий чс

3.1. Поражающие факторы, воздействующие на пострадавших в чрезвычайных ситуаций.

(по: Everstlne D. & Everstine L. THE TRAUMA RESPONSE.New York, W.W.Norton,1У93).

(Первая Российско-Американская Школа по работе с посттравматическим стрессом. Институт Гармония-Olympia Institute. Ben Colodzin. Ph.D. Jean Covendish, M.D. Виктор Коган, д.м.н. МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ. 3-12.10. 1995 г. СПб.: Гармония, 1995.).

1. Внезапность: Лишь немногие чрезвычайные ситуации развиваются постепенно, и есть возможность предупреждения потенци­альных жертв: например, постепенно достига­ющие критической фазы наводнения или надвигающийся ураган, шторм. Чем внезапнее событие, тем оно более разрушительно для жертв.

2. Отсутствие похожего опыта: поскольку бедствия и катастро­фы редки — люди часто учатся переживать их на пике мо­мента; даже после травмы поддержка или руководство могут быть бо­лезненными или запаздывать.

3. Длительность: этот фактор варьирует от случая к случаю. Например, постепенно развивавшееся наводнение может и спадать медленно, а землетрясение длится несколько секунд и приносит го­раздо больше разрушений. Тем не менее, у жертв некоторых продол­жительных ЧС (например, в случаях захвата заложниов) травмати­ческие эффекты могут умножаться с каждым последующим днем («Норд-Ост», «Беслан»).

4. Недостаток контроля: никто не в состоянии контролировать события во время природных катастроф; может пройти немало време­ни, прежде чем человек сможет контролировать самые обычные собы­тия повседневной жизни. Если эта утрата контроля сохраняется дол­го, даже у компетентных и независимых людей могут наблюдаться признаки выученной беспомощности.

5. Горе и утрата: жертвы катастроф могут оказаться разлучен­ными с любимыми или потерять кого-то погибшими; самое, вероятно, худшее — это пребывать в ожидании открытия всех возможных утрат. Кроме того, жертва может из-за катастрофы потерять свои социаль­ную роль и позицию. В случае длительных травматических событий человек может лишиться всяких надежд на восстановление утраченно­го.

6. Постоянные изменения: разрушения, вызванные катастрофой, могут оказаться невосстановимыми: жертва может оказаться в совер­шенно новых и враждебных условиях.

7. Экспозиция смерти: даже короткие угрожающие жизни ситуа­ции могут изменить личностную структуру человека. Повторяющиеся столкновения со смертью могут при­водить к глубоким изменениям на регуляторном уровне. Высоко веро­ятен при близком столкновении со смертью тяжелый экзистенциальный кризис.

8. Моральная неуверенность: жертва катастрофы может оказать­ся пред лицом необходимости принимать связанные с системой цен­ностей решения, способные изменить жизнь — например, кого спа­сать, насколько рисковать, кого обвинить.- 4 9. Поведение во время события: каждый хотел бы выглядеть на­илучшим образом в трудной ситуации, но удается это немногим. То, что человек делал или не делал во время катастрофы, может пресле­довать человека очень долго после того, как другие раны уже затя­нулись.

10. Масштаб разрушений: после катастрофы переживший ее, ско­рее всего, будет поражен тем, что натворила катастрофа с его ок­ружением и социальной структурой. В той мере, в какой новые куль-туральные правила или нормативное поведение обусловлены происшед­шим, человек может быть вынужден адаптироваться к ним или остать­ся чужаком; в последнем случае, эмоциональный ущерб может соче­таться с социальной оскорбительностью.

Во всех случаях, поражающие факторы, воздействующие на пострадавших в чрез-вычайных ситуациях, находят свое проявление формированием синдроматики ОРС и ПТСР.

3.2. Особенности психофизиологического состояния лиц, осуществляющих деятельность в экстремальных условиях

В последние годы заметно повысился интерес к проблемам адаптации человека к экстремальным условиям деятельности. Особенно актуальной данная проблема является для «силовых» министерств и ведомств (Министерство обороны, МВД, МЧС и др.), так как профессиональная деятельность специалистов этих структур зачастую протекает в экстремальных условиях, с реальной витальной угрозой. Особенно это находит свое проявления в случаях привлечения данных специалистов к работам по ликвидации последствий ЧС.

Адаптация человека к экстремальным условиям профессиональной деятельности имеет ряд особенностей и закономерностей, отличающих таковую от профессиональной адаптации в обычных условиях. Если в обычных условиях деятельности основными адаптогенными факторами являются в основном природные или социальные условия среды, то в условиях экстремальной деятельности на специалистов экстремальных видов профессий воздействует целый комплекс как неблагоприятных экологических факторов и специфических условий профессиональной деятельности, а также и ряд социальных и психологических факторов, которые достаточно быстро вызывают у данной категории специалистов явления дезадаптационных расстройств.

При этом, если гражданский специалист не может адаптироваться к необычным условиям профессиональной деятельности, он вправе от нее отказаться. Специалисты экстремальных видов деятельности, зачастую не имеют такого права.

Основными адаптогенными факторами, воздействующими на специалистов в экстремальной обстановке являются:

  • климато-географические факторы региона, где осуществляется профессиональная деятельность (воздействие на организм человека высоких и низких температур окружающего воздуха, гипоксического фактора при деятельности в условиях высоко-среднегорья и др);
  • профессиональные факторы (хроническое психическое напряжение, вызванное реальной витальной угрозой, многосуточная, ненормированная физическая нагрузка; отсутствие полноценного отдыха);
  • дополнительное воздействие на организм специалистов экстремальных профессий неблагоприятных факторов обитаемости в подвижных объектах техники — физических и химических факторов: шума, вибрации, разнонаправленных ускорений, продуктов ГСМ, углекислого и угарного газов и др.);
  • социально-психологические факторы (бытовые неудобства, связанные с особенностями размещения, питания и водоснабжения; относительная сенсорная и информационная изоляция; длительный отрыв от семей, привычных условий жизни и др.).

Среди психологических факторов, формирующих дезадаптационные нарушения у специалистов, осуществляющих деятельность в экстремальных условиях, следует выделить:

  • измененная афферентация – резкое изменение набора раздражителей, действовавших на органы чувств и психику человека, отсутствие каких-либо привычных для данного индивида раздражителей или же достаточно длительное однообразие набора раздражителей (афферентная монотония);
  • ограничение личностно-значимой информации – неудовлетворенная потребность личности в общении с близкими, родственниками, дефицит или полное отсутствие информации о значимой для данного индивида сфере его интересов;
  • относительная групповая изоляция – вынужденное «выключение» личности из большого количества привычных и необходимых в силу ее потребностей коммуникативных групп и ограничение круга ее общения группой в рамках функциональной группы (подразделения, вахтовой бригады, экспедиции и др.);
  • информационная истощаемость – групповая изоляция предполагает достаточно быстрое формирование данного негативного психологического фактора, особенно остро проявляющегося в группах, длительное время находящихся в отрыве от «большой земли» и ограниченные в численности ( аварийно-спасательные подразделения, патрульно-постовая служба правоохранительных органов, караулы по охране важных объектов и др.);
  • возможная угроза для жизни и здоровья – фактор субъективно переживаемый личностью, вызывающий постоянное и выраженное нервно-психическое напряжение в повседневной жизнедеятельности или же реально присутствующий при определенном характере деятельности.

Процесс адаптации человека к экстремальным условиям деятельности чрезвычайно многообразен и затрагивает многие уровни иерархической структуры личности:

  • социальный;
  • социально-психологический;
  • психологический;
  • психофизиологический;
  • физиологический;
  • морфологический уровни.

Pяд исследователей, изучавших неспецифические механизмы адаптации и общие закономерности приспособительных реакций человека к сложным условиям деятельности отмечали:

  • неплановость динамики адаптации;
  • последовательное возникновение фаз: напряжения и активации, дисхронизации и стабилизации;
  • окончательный выход либо на новый достаточно длительный по времени стабильный уровень;
  • функционирования либо срыв адаптации (Сапов И.А., Новиков В.С., 1988).

Процесс адаптации специалистов экстремальных видов деятельности к условиям напряженной профессиональной деятельности с реальной витальной угрозой имеет свои особенности. В частности, выход на новый уровень функционирования не предполагает длительного временного интервала (как это часто имеет место в случаях адаптации к климатическим факторам или приспособления к особенностям профессиональной деятельности в обычных условиях), и в ряде случаев случав заканчивается «сломом» адаптационных механизмов развитием у человека дезадаптационных нарушений (Решетников М.М. с соавт., 1991, Маклаков А.Г. с соавт.,1996, Чермянин С.В.,1997).

Кроме того, весь процесс адаптации специалистов данных профессий к условиям профессиональной деятельности протекает в постоянных формах перехода «от обычных условий деятельности – к деятельности в экстремальных условиях» и наоборот от «деятельности в экстремальных условиях к обычным условиям службы». Поэтому процесс адаптации «как в одну, так и в другую сторону» протекает на фоне хронического нервно-психического напряжения и связан с вероятностью формирования дезадаптационных реакций и состояний, требующих мероприятий медико-психологической коррекции и реабилитации.

Многолетнее изучение особенностей психофизиологического состояния и поведенческих реакций лиц, участвовавших в ликвидации последствий крупнейших техногенных и экологических аварий и катастроф позволили выявить определенную закономерность в динамике адаптации человека к экстремальным условиям деятельности. В частности, были выявлены четыре основных периода:

  • начальный период адаптации к экстремальным условиям деятельности;
  • период относительной нормализации функциональных возможностей организма и профессиональной работоспособности;
  • завершающий период (период дезадаптационных проявлений);
  • период реадаптации к службе в мирных условиях.

Начальный период характеризуется общими адаптационными перестройками организма и личности к неблагоприятным экологическим и социально-психологическим факторам экстремальной деятельности. Данный период сопровождается временным снижением функциональных возможностей организма и уровня профессиональной работоспособности специалистов. На начальном периоде у них достоверно повышается уровень ситуационной тревожности, ухудшается самочувствие и настроение, отмечается манифестация жалоб на состояние здоровья. Одновременно, в данный период времени у данных специалистов происходит снижение толерантности к нагрузочным пробам, ухудшается переносимость профессиональных нагрузок на фоне увеличения количества ошибочных действий. По времени начальный период адаптации к экстремальным условиям продолжается от нескольких дней до 2-х недель (иногда до 1 месяцев) в зависимости от конкретных условий деятельности специалистов экстремальных профессий.

Во втором периоде у большинства специалистов отмечается относительная нормализация функциональных возможностей организма и формирование нового динамического стереотипа профессиональной работоспособности. К этому периоду времени в основном завершается период острой адаптации к новым климато-географическим факторам региона и необычным условиям экстремальной обстановки, формируется новый уровень относительно устойчивого функционирования регуляторных систем организма и личности. Именно в данный период экстремальной деятельности данные специалисты отличаются приверженностью к группе, ориентированы на корпоративные и групповые интересы и обладают наибольшей толерантностью к профессиональным нагрузкам.

Третий период характеризуется развитием выраженных дезадаптационных нарушений и прогрессивным снижением уровня профессиональной работоспособности. В данный период наблюдаются значительное ухудшение самочувствия, появляются жалобы на состояние здоровья, отмечается выраженное снижение нервно-психической устойчивости и качества профессиональной деятельности специалистов вплоть до полного отказа от выполнения служебных обязанностей.

Длительность периодов адаптации во многом зависит с одной стороны от исходного уровня функционального состояния организма и личностных особенностей человека, с другой- от уровня реальной нагрузки. Так, развитие выраженных дезадаптационных нарушений у специалистов, осуществлявших чрезвычайно опасную и напряженную профессиональную деятельность на фоне реальной витальной угрозы, отмечалось уже к 3-6 месяцам нахождения в данных условиях.

После завершения экстремальной деятельности наблюдается новый, достаточно болезненный период адаптации к условиям службы в обычных условиях (период реадаптации), который имеет свои, достаточно изученные закономерности. Многими исследованиями установлено, что после возвращения из районов чрезвычайных ситуаций у 80-100 % личного состава отмечались выраженные признаки астенизации, проявлявшиеся многочисленными жалобами на состояние здоровья, снижением уровня нервно-психической устойчивости и существенным ухудшением изучаемых психофизиологических показателей. Выявленные нарушения свидетельствуют о серьезных нарушениях в нервно-психической сфере обследованных специалистов экстремальных видов деятельности. Одновременно, было отмечено, что у многих специалистов во время нахождения в чрезвычайных ситуациях формируются определенные социально нежелательные стереотипы поведения, которые не приемлемы в обычных условиях жизнедеятельности специалистов.

При изучении психологического состояния и поведенческих реакций специалистов экстремальных профессий после возвращения их районов чрезвычайных ситуаций установлено, что у них:

1. Растет безразличие к тому, как они выглядят в глазах окружающих, они не стремятся представить себя в более выгодном свете, в меньшей степени склонны ориентироваться на социально желательные нормы поведения.

2. Значительно усиливается склонность к формированию ипохондрических и психастенических реакций. Это связано с явлениями эмоционального утомления, отсутствием эмоциональной разрядки и компенсации).

3. Отмечается отчетливая тенденция к поведенческим реакциям, характеризующимся импульсивностью и несдержанностью в межличностном общении с окружающими, что в ряде случаев приводило к межличностным конфликтам и даже антисоциальным поступкам.

4. Повышается фиксация на «внешних» и «внутренних» проблемах, проявляющаяся затруднённостью в установлении межличностных контактов с тенденцией к группированию по принципу «был в тех ситуациях – не был в тех ситуациях», активным отвержением тех руководителей подразделений (коллективов), которые «не нюхали пороха».

В крайних случаях, дезадаптационные нарушения могут трансформироваться в синдромоочерченный комплекс: «Расстройства адаптации (F43.2. МКБ-10)».

Приложение

Международная классификация болезней (10-й пересмотр).

Классификация психи-ческих и поведенческих расстройств. F43. 2. Расстройства адаптации

Расстройства адаптации – состояния, возникающие в период адаптации к значительным изменениям в жизни человека и (или) стрессовому жизненному событию и проявляющиеся эмоциональными расстройствами и реакциями субъективного дистресса, обычно препятствующие социальному функционированию.

Стрессовый фактор (стрессор) может затрагивать:

  • идивидума;
  • микросоциальное окружение индивида;

Стрессовый фактор может поражать:

  • интегральность социальной сети человека (потеря близких лиц, переживание, разлука);
  • более широкую систему социальной поддержки и социальных ценностей (миграция, положение беженца и др.).

В проявлениях расстройств адаптации важная роль остается за:

  • индивидуальной предрасположенностью индивида;
  • зависят от конституциональной предрасположенности;
  • зависят от гендерных, возрастных и прочих факторов.

Проявления расстройств адаптации различны и включают:

  • депрессивное настроение;
  • тревогу;
  • беспокойство (или их смешение с тревогой);
  • чувство неспособности справляться, планировать или продолжать оставаться в настоящей ситуации;
  • а также некоторую степень снижения продуктивности в ежедневных делах.

Индивидуум может чувствовать склонность к драматическому поведению и вспышкам агрессивности, но они встречаются редко. Тем не менее, дополнительно, особенно у подростков, могут отмечаться расстройства поведения (например, агрессивное или дизрациональное поведение).

Начало расстройств адаптации обычно наблюдается в течение месяца после стрессового события или изменения жизни, а продолжительность симптоматики обычно не превышает 6 месяцев.

Диагностические указания:

Диагноз расстройств адаптации зависит от оценки соотношения между:

а).

формой, содержанием и тяжестью симптомов;

б).

анамнестическими данными и личностью;

в).

стрессовым событием, ситуацией и жизненным кризисом.

Наличие третьего фактора должно быть четко установлено. При этом эти доказательства должны быть веские, хотя, возможно, и предположительные доказательства, что расстройство адаптации не появилось бы без него.

Диагноз расстройств адаптации включает:

  • культуральный шок;
  • реакция горя;
  • госпитализм у детей.

Критерии расстройств адаптации (клиническая форма или преобладающие признаки):

А. Развитие симптомов должно происходить в течение 1-о месяца после подверженности идентифицируемому психосоциальному стрессору, который не представляет собой необычный или катастрофический тип.

Б. Симптомы или нарушение поведения, характерные для расстройств адаптации, проявляются по типу, обнаруживаемому и при других аффективных расстройствах (невротических или соматоформные расстройства, вызванные стрессом за исключением бреда и галлюцинаций).

Симптомы могут быть вариабельными по форме и тяжести.

В. Симптомы расстройств адаптации не продолжаются более 6-и месяцев после прекращения действия стресса.

Основные формы проявления расстройств адаптации.

Нижеприведенные симптомы, отвечающие критериям «расстройства адаптации», возникают в тесной связи со значимыми жизненными переменами или стрессовыми событиями жизни.

F43.20 Кратковременная депрессивная реакция.

Транзиторное мягкое депрессивное состояние, не превышающее 1 месяца по длительности.

F43.21 Пролонгированная депрессивная реакция.

Легкое депрессивное состояние в ответ на длительную подверженность стрессовой ситуации, но продолжающееся не более 2 лет.

F43.22 Смешанная тревожная и депрессивная реакция.

Отчетливо выраженные тревожные и депрессивные симптомы.

F43.23 С преобладанием нарушения других эмоций.

Обычно это симптомы нескольких типов эмоций таких как: тревога, депрессия, беспокойство, напряженность и гнев. Симптомы тревоги и депрессии могут отвечать критериям смешанного тревожно-депрессивного расстройства (F41.2) но они не являются столь преобладающими, чтобы могли быть диагностированы другие более специфические депрессивные или тревожные расстройства.

F43.24 С преобладанием нарушения поведения.

Основным расстройством является нарушение поведения, например, подростковая реакция горя, приводящая к агрессивному или диссоциальному поведению.

F43.25 Смешанное расстройство эмоций и поведения.

И эмоциональные симптомы и нарушения поведения отчетливо выражены.

F41.2 Смешанное тревожное и депрессивное расстройство.

Эта смешанная категория должна использоваться, когда присутствуют симптомы как тревоги, так и депрессии, но ни те, ни другие по отдельности не являются отчетливо доминирующими или выраженными настолько, чтобы оправдать диагноз.

Для смешанных тревожных и депрессивных расстройств характерны некоторые вегетативные симптомы (такие как тремор, сердцебиение, сухость во рту, бурление в животе и др.), даже если они непостоянны.

Очень тесно с «расстройствами адаптации» переплетаются:

  • « расстройство соматизации (F45.0)»;
  • «недифференцированное соматоформное расстройство (F45.1)»;
  • « ипохондрическое расстройство (F45.2)».

Если симптомы, соответствующие критериям для этого расстройства, возникают в тесной связи со значимыми жизненными переменами или стрессовыми событиями, используйте категорию F43.2 расстройства адаптации.

16