1. Понятие нормы и нормотипа

Содержание

Введение 2

1. Понятие нормы и нормотипа 3

2. Виды отклонений и их характеристика 4

3. Психологическая типология личностей осужденных. 10

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

Личность – это человек как носитель сознания, деятель общественного развития, исполняющий определенные социальные и социально-психологические функции, отличающийся индивидуально-психологическими чертами (особенностями).

Главные признаки личности – ее место в структуре общественных отношений, социальная и личная активность, наличие сознания, индивидуальность и неповторимость.

Существенным признаком личности является ее социальная позиция, ее место в структуре общественных отношений. Предметом нашего рассмотрения является психология личности при криминальных отклонениях, место которой в системе общественных отношений определяется правоотношениями, возникшими в связи с исполнением уголовного наказания.

В любом противоправном деянии отражаются психологические особенности человека, его отношение к обществу и праву. Известный отечественный психофизиолог В.М. Бехтерев писал, что»… в таком деле как преступление отражается вся личность субъекта и даже более того вся его психофизическая организация». (Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников — СПб, тип. «Энергия», 1902) Противоправная (в том числе преступная) деятельность оказывает существенное влияние на личность правонарушителя, хотя и реализации такой деятельности способствуют некоторые психологические свойства индивида.

Причем известна тенденция, связанная с тем, что чем богаче противоправный опыт, тем глубже изменения, которые произошли в личности правонарушителя. Наряду с этим в самой антиобщественной деятельности проявляются относительно константные психологические свойства той или иной личности правонарушителя.

2 стр., 831 слов

школа управления с позиции психологических и человеческих отношений.

Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 1. М. ФОЛЛЕТТ: СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО МЕЖДУ ШКОЛАМИ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 4 2. ВКЛАД О.ШЕЛДОНА В РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 5 3. Ч. БЕРНАРД: СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО МЕЖДУ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ТЕОРИЕЙ И ШКОЛОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 6 4. ПОЯВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ: Г. МЮНСТЕРБЕРГ И ЕГО "ПСИХОЛОГИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ" 9 5. Э. МЭЙО И ХОУТОРНСКИЕ ...

1. Понятие нормы и нормотипа

Организованность и упорядоченность жизнедеятельности людей в обществе достигается путем регулирования их отношений и поведения при помощи:

1) ряда элементов общественного сознания, не имеющих нормативного характера (идеология, наука, искусство);

2) разнообразных социальных норм.

Под социальными нормами понимаются обусловленные общественным бытием требования, предъявляемые обществом (классом, группой, коллективом) к поведению личности в ее взаимоотношениях с теми или иными общностями и другими людьми, к деятельности социальных норм и общественных институтов. Социальные нормы служат средством ориентации социального поведения каждой отдельной личности или общности в определенной ситуации и средством контроля за их поведением со стороны общества. Они, в отличие от других регуляторов общественного поведения, характеризуются:

1) императивностью;

2) единством предписывающего и оценочного моментов;

3) наличием средств социальной оценки и контроля;

4) наличием определенных социальных санкций;

5) внешней формой выражения (например, юридические нормы проявляются в правовых актах, моральные – в общественном мнении, традициях, обычаях, религиозные – в священных писаниях и проповедях и т.п.).

Каждая социальная норма разрешает, запрещает, обязывает или предполагает желательность тех или иных действий и поступков личности. Сердцевиной социальных норм являются нормы нравственности и правовые нормы.

4 стр., 1969 слов

Социальный проект «Навстречу друг другу»

Тема: Социальный проект «Навстречу друг другу» Ребёнок является объектом исследования различных направлений современного научного знания, таких как: возрастная психология, психофизиология, педагогика, педагогическая психология, теория социальной работы. Интерес многих отраслей научного знания к ребёнку, как к объекту исследования, обусловлен тем, что именно в детском возрасте происходит ...

Личность, строящая свой образ жизни в соответствии с требованиями социальных норм, считается нормотипической (нормотипом).

Образ жизни нормотипической личности, полностью соответствующей социальным нормам и требованиям, свидетельствует о полной ее адаптации к социальным условиям.

Кроме социальной нормы, выделяют также психическую норму поведения человека. Под психической нормой понимается такое поведение, при котором человек полностью отдает себе отчет в своих действиях и поступках. Психически нормальная личность – это вменяемая личность, способная руководить собой и нести ответственность за все свои действия и поступки. Вменяемость характеризуется наличием сознания у человека, правильным его функционированием.

2. Виды отклонений и их характеристика

Поведение личности и ее развитие, не отвечающие требованиям социальной и психической норм, есть отклонение от нормы. Все отклонения можно классифицировать:

  • по содержанию и форме проявления;
  • по степени устойчивости;
  • по объему и широте пораженности личности;
  • по степени выраженности.

По содержанию они могут быть: отклонениями от социальной нормы и отклонениями от психической нормы. В свою очередь, отклонения от социальной нормы в зависимости от формы проявления делятся на нравственные, выражающиеся в аморальном поведении и поступках, и криминальные, проявляющиеся в преступлениях и преступном поведении.

Отклонения от социальной нормы (нравственные и криминальные) не являются патологическими в прямом смысле слова. Человек, имеющий отклонения от социальной нормы, вменяем, т. е. остается сознательным существом — личностью, отдающей отчет в своих действиях, а потому несущей за них ответственность. У него не нарушены ни мышление, ни память, ни какие-либо другие психические функции. Сущность отклонений заключается в неправильном осознании личностью своего места и назначения в обществе, в дефективности нравственного и правового сознания, социальных установок и сформировавшихся привычек. Следовательно, когда мы говорим об отклонениях от социальной нормы, то имеем в виду прежде всего морально-психологические свойства, проявляющиеся как в поведении личности, так и в ее психической деятельности. Например, грабитель стремится к тому, чтобы найти жертву, выследить ее, а затем совершить преступные действия. Здесь определенная позиция и преступная установка сказываются не только в направленности действий (поиск и выслеживание жертвы), но и в направленности психических процессов (мышления, восприятия, воображения и т. п.).

12 стр., 5635 слов

Личность как социальный тип. Основные социологические теории личности

... понятия: личность, индивид, статус, социальная роль, социализация, усвоение культурных норм и ценностей; освоения социальных ролей, ролевая концепция личности, поведенческая концепция личности, деятельный подход, социальные типы личности. Проблема личности – ... же самое нарушение в частном доме. 2. Если отклонение от нормы угрожает жизни человека, оно наказывается сильнее, нежели ущерб имуществу или ...

Иной характер имеют психические отклонения. Их причинами могут быть социальные факторы, но психологический механизм их заключается в нарушении мозговой функции. Отсюда понятно, что морально-психологические отклонения выправляются педагогическими средствами, а психические — преимущественно медицинскими мерами.

На основе моральных, а иногда и психических отклонений возникают криминальные отклонения. Так, накопительство и стяжательство, сложившиеся под влиянием определенных условий, сами являются питательной почвой для преступлений против социалистической и личной собственности; невыдержанность и слабый самоконтроль могут перерасти в хулиганские действия; неправильная оценка своих личностных качеств, выражающаяся в самонадеянности, может стать причиной преступлений по неосторожности; карьеризм нередко побуждает человека к достижению поставленных целей противозаконными средствами и т. п. Такие патологические отклонения, как навязчивые идеи, извращение эмоций, бредовые состояния, эффективность, могут быть причиной общественно опасных деяний (убийств, тяжких телесных повреждений, хулиганств и т. п.).

12 стр., 5634 слов

Психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе человек-человек, художеств

ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Факультет психологии Кафедра психологии личности Специальность: 020400 – Психология Выпускная квалификационная работа (Дипломная работа) Психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе «человек-человек, художественный образ» (на примере работников салона красоты) Работа завершена: “___” __________ 20_ г. ...

Искать причины преступности в социальных условиях жизни людей, минуя их психологию, — крайность. Подобный подход является выражением вульгарного социологизма. Еще С. В. Познышев писал: «…ни одно преступление нельзя объяснить исключительно внешними причинами, игнорируя особенности совершившей его личности. Нарисуйте какую угодно цепь внешних событий, все равно для того, чтобы под давлением их произошло преступление, необходимо прибавить к ним известный склад личности. Личность иного склада, в тех же условиях, или совершит иное преступление, чем данное, или вовсе не совершит преступления, а найдет иной выход из своего положения, — может быть, кончит самоубийством, пойдет просить милостыню, помирится с родственниками, с которыми была в ссоре, и попросит у них прощения, переменит профессию, вступит в выгодный брак и т. д.

Однако опасна другая крайность — психологизация преступности и личности преступника. Психология личности преступника сама является результатом отражения существующих условий жизни общества, прежде всего сложившихся общественных отношений. Так, с развитием советского общества, с совершенствованием общественных отношений в корне изменяется психология людей. Существенные изменения претерпела даже психология личности преступника. Если в дореволюционные годы в нашей стране в качестве основного фактора имущественных преступлений выступали нужда, голод (свыше 90% совершивших кражу были абсолютно лишены заработка), то в современных условиях этот фактор перестал действовать. Это привело к изменению структуры и характеристики имущественных преступлений, что выразилось в изменении «специализации» в воровстве. Исчезла воровские группы, враждовавшие между собой, со своими воровскими законами и языком (жаргоном).

По степени устойчивости все отклонения можно классифицировать на временные (случайные) и устойчивые (характерные для данного лица).

1 стр., 415 слов

Начало формирования научных представлений о причинах и формах отклонений в психическом развитии в медицине

Впервые попытка дать рациональное объяснение природы различных отклонений в психическом развитии была предпринята в рамках медицины. Характер этого объяснения и способов лечения напрямую зависел от развития естествознания и, прежде всего, от представлений о строении и функциях нервной системы и их связи с психикой. Большинство из них сегодня выглядят более чем наивно, но для нас важнее другое: ...

Причиной временных отклонений от социальной нормы в поступках и поведении человека может быть неблагоприятная ситуация, которая в результате действия сверхсильных раздражителей приводит к ошибке нервной системы (по И. П. Павлову), вызывает тяжелые психические состояния и нарушает привычную картину поведения. Так, в следствии длительного нервного напряжения, истощения нервной системы болезнью, переживаемых психических состояний (подавленности, угнетенности, отчаяния и т. п.) всегда выдержанный человек может проявить вспыльчивость, грубость, т. е. все то, что называется отклонением от моральной нормы. Временные отклонения могут быть вызваны и давлением группы: явлениями внутригрупповой внушаемости и конформности, вследствие чего, например, несовершеннолетние подростки нередко совершают правонарушения.

Известны случаи временных психических отклонений от нормы, которые могут быть как патологическими, так и непатологическими. Патологические психические отклонения выражаются в психических болезнях, т. е. поражении психической деятельности, при котором нарушается отражение реального мира, что проявляется в расстройстве сознания и самосознания, в изменении поведения человека. «При психической болезни в результате расстройства деятельности головного мозга изменяется нормальное течение психических процессов, разлаживается сфера чувств, расстраиваются память и психические реакции, поведение больного становится неупорядоченным».

Устойчивые! характерные для человека социальные отклонения (нравственные и криминальные) свидетельствуют об атипичности черт личности или личности в целом и ее поведения для данной социальной группы и общества, а устойчивые патологические психические отклонения — о распаде личности. Такие патологические отклонения могут быть с длительным течением и прогрессирующим ухудшением и с приступообразным течением, при котором каждый приступ ведет к дальнейшим патологическим изменениям личности.

19 стр., 9273 слов

Социальные нормы поведения и отклонения от них в процессе социализации

... отклонение от социальных норм. Социальная запущенность означает устойчивое и полное игнорирование социальных норм или длительное и общее социальное пренебрежение. [3] В отечественной литературе проблемами детей с девиантным поведением ... путь добывания денег. Приобретение наркотиков становится причиной ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Злоупотребление наркотиками ведет к ...

По объему и широте пораженности личности отклонения могут быть частичными (парциальными) и глобальными.

Частичные социальные отклонения — это отклонения, затрагивающие лишь одну группу отношений человека и характеризующие его непоследовательность и двуликость. Есть люди, у которых правильные политические убеждения мирно уживаются с аморальным поведением в быту, честное отношение к труду — с феодально-байскими или мещанскими взглядами на семейную жизнь, отношение к женщине, детям, родителям, что проявляется в непоследовательном поведении человека в разнообразных жизненных ситуациях (на работе и дома, в школе и на улице, на глазах у коллектива и наедине с самим собой и т. п.).

Эта непоследовательность поведения, раскрывающая внутреннюю противоречивость и отсутствие цельности личности, может при определенном стечении обстоятельств породить криминальные черты личности и перерасти в криминальное поведение.

Частичные психические отклонения выражаются в одностороннем поражении сознания личности и ее психических функций, когда имеется еще возможность компенсации психических расстройств и социально-трудовой реадаптации психически больного человека. При частичных психических отклонениях человек может, хотя и не всегда, задержать совершение таких антисоциальных поступков, которые диктуются или расстроенным сознанием, или действенным бредом.

К глобальным относятся отклонения, захватывающие сознание и психику личности в целом. Комплекс устойчивых глобальных социальных отклонений свидетельствует о завершении формирования законченного отрицательного типа или атипичной для данных общественных условий личности. Атипичность личности имеет относительный характер. В антагонистическом обществе нормотипические личности одного класса выступают по отношению к нормотипическим личностям другого класса как противоположные, взаимоисключающие или атипичные личности. Поэтому черты, типичные для личности буржуа, атипичны для личности пролетария и наоборот. При устойчивых глобальных патологических отклонениях речь идет о разрушении (распаде) личности.

По степени выраженности отклонения классифицируются на отчетливо выраженные и неотчетливо выраженные (стоящие на границе нормы).

Отчет л ив о выраженные отклонения о г социальной нормы закрепляются в тех или иных устойчивых чертах личности, вызывающих идентичное аморальное и преступное поведение ее в сходных условиях., Вследствие этого можно предвидеть (прогнозировать) преступное поведение личности и проводить профилактику возможных преступлений. Отклонения от социальной нормы, носящие не ярко выраженный характер, могут свидетельствовать об аморфности личности или о том, что формирование ее отрицательных черт еще продолжается. Н е отчетливо выраженные отклонения от психической нормы могут свидетельствовать о начале психической болезни, а резко выраженные — о ее прогрессе.

Причины отклонений от социальной нормы могут быть самыми различными; все их можно разделить на следующие большие группы:

  • общие причины: отставание сознания от бытия, наличие пережитков в сознании отдельных людей, влияние (прямое и опосредованное) буржуазной идеологии;
  • отрицательное влияние микросоциальной среды (влияние безнадзорности детей, дурное влияние семейных отношений, отрицательное влияние уличного окружения и т. п.);
  • проявление отрицательных моментов в макросоциальной среде (элементы неправильного экономического планирования и стимулирования деятельности людей, диспропорция в производстве отдельных предметов потребления, нарушение социалистического принципа распределения по труду, отсутствие надлежащего контроля, факты бюрократизма и формализма в идеологической и воспитательной работе с людьми, нарушение принципов коммунистических взаимоотношений в социалистическом обществе и т. п.);
  • ошибки в воспитании в семье, школе, производственном и других коллективах, незнание личности воспитуемого и т.п. Психолого-педагогическая неподготовленность людей, призванных оказывать воспитательные влияния на подрастающее поколение;
  • противоречия воспитательных влияний в семье и школе, на производстве и в окружающей социальной среде и т. п.

Изучать указанные группы причин и их соотношение, а также влияние на поведение личности призвана советская криминология. Исследование психологического механизма «созревания» личности правонарушителя, мотивов поведения, наряду с выявлением общих социальных причин преступности, причин конкретного преступления и условий, способствующих правонарушениям, позволяет наметить наиболее эффективные пути и средства противодействия появлению и закреплению криминальных отклонений в психическом складе личности.

3. Психологическая типология личностей осужденных.

Классификация личностей осужденных проводится по ряду различных юридических и социологических критериев. Но она может быть проведена и по психологическим типам, т.е. по степени выраженности того, что В.Н.Кудрявцев назвал «величиной порога», который должен быть преодолен при совершении преступления, а в юридической психологии называют выраженностью противоправных способностей. Необходимо, чтобы классификации осужденных отвечали следующим требованиям:

  • выбираемые основания должны соответствовать целям классификации. Одни цели стоят перед судом, определяющим меру наказания, другие – перед ИТУ, исполняющими эти наказания и осуществляющими исправление и перевоспитание осужденных, третьи – перед школой ИТУ, призванной прежде всего дать осужденному образование. Во всех трех случаях классификация будет различной, хотя в чем-то и совпадающей;
  • в типологии осужденных должны отражаться объективно существующие признаки, специфически важные для дела исправления и перевоспитания. Признаки, положенные в основу классификации, должны быть присущи всем членам классификационной группы.

Существует социально-правовая классификация осужденных, данная в законе в связи с определением порядка применения уголовно наказания, а также его исполнения. Критерии этой классификации следующие: возраст, пол, вид и тяжесть совершенного преступления, общественная опасность личности преступника, количество судимостей и т.д. Она является основой их распределения по ИТУ, определения объема кары и общих мер исправительно-трудового воздействия. Но эта классификация не исчерпывает потребностей пенитенциарно-психологического и педагогического исследования личности осужденного.

В истории психологии и криминологии предпринимались попытки дать психологическую классификацию личностей преступников. Так, например, известный русский психолог Александр Федорович Лазурский, взяв основанием для типологии природные психологические возможности и особенности социальной приспособленности личности к действительности, наряду с другими выделял так называемый извращенный тип низшего уровня, который по его мнению, плохо приспособлен к жизни. В свою очередь извращенный тип А.Ф.Лазурский делил на ряд типов:

1. Пассивный тип, имеющий два подтипа: а) апатичный, характеризующийся отсутствием ярко выраженных интересов и потребностей, равнодушным отношением к окружающей действительности; б) безвольно-робкий, легко внушаемый, с преобладанием подавленного настроения. Такие люди не относятся к криминальному типу, но могут служить источником пополнения преступного мира;

2. Расчетливо-эгоистический тип, характеризующийся хитростью, черствостью и злопамятностью, заботой о своих выгодах и интересах, преимущественно материальных; этот тип близок к криминальному, ибо его представители легко, без понуждений со стороны, сознательно становятся на путь преступлений;

3. Аффективно-извращенный криминальный тип, представители которого – беспорядочно веселые, легкомысленные люди, пропойцы, драчуны, скандалисты, мелкие воришки;

4. Активно извращенный криминальный тип насильника, который включает два подтипа: а) беспорядочного насильника, характеризующегося решительностью, энергией, склонного к дракам, не любящего работать; б) сосредоточенно-жесткого, способного на самые жестокие зверства и убийства.

Классификация А.Ф.Лазурского имеет определенное познавательное значение, хотя в ней и допускается психологизация преступности. Интересную попытку классифицировать личности преступников предпринял в 20-х годах С.В.Познышев. Исходя из соотношения личностных особенностей (эндогенных факторов) и внешних обстоятельств (экзогенных факторов), толкнувших субъектов на преступление, он делит преступников на два основных типа: эндогенных и экзогенных.

Эндогенные преступники – это лица, предрасположенные к известным видам преступной деятельности: они сами ищут условия для реализации своего преступного замысла. Высшей степенью предрасположения к преступлению обладают преступники-профессионалы. Центральный признак профессионального преступника -–склонность к удовлетворению своих потребностей посредством данного преступления, образующая как бы установку его личности на определенное преступление. Эндогенные преступники делятся на три подтипа:

1) импульсивные преступники – лица, испытывающие чувство удовольствия от самого процесса совершения общественно опасных деяний (к ним относятся лица, всецело отдающиеся мимолетным низменным наслаждениям, руководствующиеся самолюбием и тщеславием, стремящиеся к развлечениям, похотливые и т.п.);

2) эмоциональные преступники – лица, совершающие преступления главным образом для удовлетворения внезапно возникшего сильного чувства (аффекта), не умеющие и не желающие управлять своим поведением;

3) расчетливо-рассудочные преступники, которых толкает на преступление не порыв чувства, не стремление к мимолетным чувственным наслаждениям, а представление известной связи совершаемого преступления с их общей целью – достижением известного служебного, социального, имущественного, семейного положения и т.п.

Экзогенные преступники – это лица, совершившие преступления вопреки своим расчетам и ожиданиям. Обстоятельства так резко и быстро изменились и дали такой толчок к преступлению, что под их давлением человек не устоял и совершил преступление. Это люди, потерпевшие крушение в жизненных бурях, сбитые на преступный путь давлением обстоятельств, все-таки превышавших обычные жизненные затруднения. Они прожили бы всю жизнь, не сталкиваясь с уголовным судом и законом, если бы не попали в данное положение.

Тип экзогенных преступников, характеризующийся пониженной сопротивляемостью неблагоприятным внешним обстоятельствам, имеет два подтипа:

1) лица, которые с достаточной ясностью не увидели иных, не преступных выходов из своего положения (у одних это произошло из-за интеллектуальной недостаточности – глупые, недалекие, малоразвитые, легкомысленные, у других из-за растерянности – трусы, впавшие в уныние, отчаявшиеся и т.п.);

2) лица, видевшие социально приемлемый, не преступный выход из создавшегося положения, но не обладавшие достаточной энергией, чтобы своевременно его использовать (пассивные, безвольные, слишком застенчивые, холодные, безучастные или бессердечные, неблагодарные и неделикатные, нечестные и т.п.).

Для каждого из этих типов и подтипов необходима своя особая пенитенциарно-воспитательная система, в основу которой должно быть положено знание их особенностей и планомерное наблюдение за действием на них различных мер.

Заключение

Проблема антиобщественного поведения существует не только как абстрактное социальное явление. Повседневная жизнь ставит перед каждым из нас непростые задачи: не поддаться влиянию криминогенной обстановки, избежать страха, защитить себя и свою семью, воспитать законопослушание в детях, помочь людям (вставшим на путь нарушения закона) вернуться в общество. Поставленные задачи требуют огромных усилий со стороны государства и его граждан. Одновременно с этим решение проблемы преступности тесно связано с серьезным научным осмыслением противоправного поведения как отклоняющегося поведения личности.

Подобно тому, как врачу для успешного лечения больных необходимо знание истоков и степени развития болезней, воспитателю для возвращения личности к социальной норме нужно знание истоков и степени ее криминальной зараженности и аморальности.

Список литературы

1. Материалы сайта http://yurotdel.com/ucheba/penitenciarnaya-psihologiya-kak-nauka-ee-predmet-i-zadachi_3.html

2. Материалы сайта http://yurotdel.com/ucheba/penitenciarnaya-psihologiya-kak-nauka-ee-predmet-i-zadachi_4.html

3. Материалы сайта

4. Материалы сайта

2