18. Развитие основных психологических подходов к исследованию и созданию рекламы

Развитие основных психологических подходов к исследованию и созданию рекламы.

1. Суггестивный подход

С конца 40 – х годов 20 века, когда после войны стали известны техники манипулирования сознанием. Основа для эриксонианского гипноза и НЛП.

Человек склонен совершать импульсивные покупки (более 90%).

На этом уровне психики приобретаются даже самые дорогие вещи.

Воздействие рекламы:реклама не меняет убеждений человека по поводу предпочитаемого им товара, но если этого товара в продаже нет, покупатель возьмет тот товар, который в настоящий момент больше рекламируется.

Гипнотический транс– когда человек видит тот товар, который он намереваетяс купить, он:

●Замирает

●Перестает мигать и сглатывает слюну

●Его дыхание замедляется

●Зрачки расширяются

●Взгляд становится расфокусированным

Наблюдения за женщинами – покупателями Д. Викари:

Количество мигания глаз в нормальном состоянии 32 раза в минуту, при сильном волнении 50-60 раз в минуту, при расслабленном состоянии 20 раз в мин. Во время выбора товара до 14 раз в мин. При звуке кассового аппарата до 45 раз в мин.

Феномен идентификации:покупатель, будучи зрителем, читателем и слушателем рекламы, склонен отождествлять с кем – либо из действующих лиц текстового сюжета или фильма. Идентификация усиливается, когда персонаж подобран достаточно адекватно.

Выводы по исследованиям:реклама д провоцировать совершение импульсивных покупок и трансовую индукцию при виде товара.

Суггестия – процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания и не требующий развернутого личностного анализа и оценки.

Суть внушения– воздействие на чувства человека, а через них – на его волю и разум.

Приемы и техники наведения трансового состояния:

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

  1. конкретность и образность ключевых слов и качеств товара
  2. избегание частиц НЕТ и НЕ
  3. речевая динамика
  4. воздействие звукосочетанием
  5. воздействие цветосочетанием

Цветовой круг Гете:в круге – два треугольника как в еврейской звезде

Основные цвета: красный, синий, желтый

Смешанные цвета 1 порядка: фиолетовый, оранжевый, зеленый.

Смешанные цвета 2 порядка: сине – фиолетовый, сине – зеленый, желто – зеленый, желто – оранжевый, красно – оранжевый, красно – фиолетовый.

Правила подбора цветов:

  1. цвета, располагающиеся друг напротив друга, взаимно усиливают др др (красный – зеленый)
  2. сочетание цветов, расположенных по углам треугольника, менее гармонично ( синий – красный)
  3. для подбора цветовых аккордов используются цвета, расположенные в круге под углом 90 градусов

Техники:

  1. показ трансового поведения – показ готового поведенческого образца того, как надо реагировать на внушение
  2. техника естественных трансовых состояний – через показ состояния: после пробуждения и перед засыпанием, в сериях «отдыха у воды», показ утомительного путешествия в автомобиле, автобусе, показ персонажей, созерцающих картины природы, облака, небо. Словесные описания: комфорт, уют…
  3. техника неопределенности и непредсказуемости – когда зритель до последнего момента не догадывается, что именно рекламируется. Его состояние в этот момент очень близко к состоянию транса. Полученная на этом фоне ожидания понятная инструкция, встроенная в механизм рекламы, воспринимается с благодарностью.
  4. Искусственные и несуществующие слова – рекламный текст обильно засеивается несуществующими словами, каждое новое предложение текста начинается с этого слова – и эффект обеспечен.
  5. «одушевление» товара: прямое – оживление символов; косвенное – товару приписываются человеческие качества.
  6. Снятие ограничений – разнообразные процессы, которые человек не м контролировать или не м владеть – реклама предлагает снять эти ограничения.

Эриксонианский гипноз.

Гипноз– периодически приходящие к нам фазы трансового состояния (сужения сознания).

В этом варианте гипноза практически не отдают прямых приказов, просто что – то комментируют, о чем – то спрашивают.

Речевые стратегии:

  1. трюизмы – банальная истина, или что – то, что находится в строгом соответствии с действительностью. Используются для вызывания «да – реакции».
  2. Предложения – утверждения, состоящие из 2 частей, которые приходится принимать как данность, чтобы общение стало осмысленным
  3. Команда, скрытая в вопросе – при этом содержание вопроса истолковывается как приказ или нечто само собой разумеющееся. «Знаете», «Можете», «Понимаете», «Представляете»
  4. Противоположности – фраза, состоящая из 2 частей, между которыми логически и содержательно м не быть связи, соединяются оборотом чем…, тем
  5. Иллюзия выбора – на выбор предлагают 2 варианта одного бренда
  6. Свободный выбор – перечисление 3-4 вариантов, но с помощью интонации или конструкции фразы делается акцент на то, что важно продавцу.

Поглощение неопределенности:

Х и/или Х и/или Х, и/но У.

Где Х – описательные фразы, У – суггестивное утверждение, и-или, в, но, в то время, как.

2. НЛП – подход в рекламе.

1975-1979г. Джон Гриндер и Ричард Бендлер.

Варианты использования НЛП в рекламе:

1) считывать показания реакций ГМ (модальность).Модальность – репрезентативная система, система кодирования в нашем сознании сенсорной информации. Модальности:

●Визуальная

●Аудиальная

●Кинестетическая

Поэтапная техника («5-4-3-2-1»):

Шаги

Количество утверждений

визуальные

аудиальные

кинестетические

У

У

Х

У

Х

Х

1.

4

1

4

1

4

1

2.

3

2

3

2

3

2

3.

2

3

2

3

2

3

4.

1

4

1

4

1

4

5.

0

5

0

5

0

5

2) писать необходимые мозговые программы (мета – программы– привычки мышления, которые отбирают только ту информацию, которая будет допущена в сознание личности.

То, что не соответствует мета – программе, не осознается и не охватывается вниманием.

Мета – программы в маркетинге:

● «стремление к» -потребитель будет воспринимать преимущества, которые он приобретет, купив товар;«стремление от»- каких проблем избежит, купив товар.

● «возможности»- большая ориентация на новизну, альтернативы при приобретении товара;«действия»- порядок, четкость. Определенность, не экспериментирует с тем, что и так работает

● «активный»- сам проявляет инициативу;«пассивный»- ждет, долго выбирает товар

● «внутренняя референция» — ориентирован на свои нормы и правила;«внешняя референция»- ориентирован на мнение других.

● «сходство»- в чем товары похожи др на др;«отличие»- чем отличаются.

3. Психоаналитический подход.

Коллективное бессознательное– хранилище наследственной памяти.

Архетип Персоны– маска для взаимодействия с окружающими.

Архетип Тени– все непринятое в личности, с ней надо встретиться. Варианты в рекламе: человек, который не очень хорошо выглядит, и как м стать красивым; враги человека (микробы)

Архетип Мистического участия– привязка к традициям, объединение в группу, принадлежность к группе.

Архетип Героя, Звезды.

Транзактный анализ:3 Эго – состояния и 3 вида транзакций: пересекающиеся, дополнительные, скрытые.

4. Гештальт – подход

Базовые принципы:

  1. простые схемы
  2. фигура и фон
  3. целостность

Модель переработки информации Уильяма Мак – Гира:

●Контакт

●Внимание

●Понимание

●Принятие

●Сохранение

Важен порядок прохождения стадий

4 сферы применения гештальт – подхода в рекламе:

1) психология формы:

●Форма изобразительной поверхности

●Простые геометрические фигуры

●Элементы геометрической фигуры

●Формы линий

2) психология света:

●Сила – слабость источника света

●Оттенок освещения

●Угол зрения покупателя

3)звук и аудиостиль:

●посредством слуха человек воспринимает 20% информации

●звук – фактор, воздействия которого человек не м избежать

●стабильный (мелодии, написанные для этой рекламы) и мобильный (приглашение артистов, спонсирование концертов) компонент аудиостиля

  1. психология цвета:

●культурное значение цвета

●эмоциональное значение цвета – Люшер

●физиологическое значение цвета