Функции и роли вожатого
Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация,поиск
Роль, функции |
Сильные стороны |
Возможные проблемы — При слишком высоком уровне: |
Возможные проблемы — При слишком низком уровне: |
1. Наставник- В этой роли вожатый должен быть чутким, открытым, внимательным, охотно идущим навстречу, готовым помочь. Играя эту роль, вожатый выслушивает и выполняет законные просьбы, выставляет оценки, раздает комплименты. Он воспринимает детей как ресурсы, которые можно развить с помощью доверия, сочувствия и заботы. Он дает возможность и помогает детям строить планы по их собственному индивидуальному развитию. |
Способность вдохновить детей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке детей |
Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей деятельности |
Развитию детей не придается значения, у детей нет перспектив личностного роста |
2. Фасилитатор- Он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение включает посредничество в личных спорах, использование новых технических приемов в разрешении конфликтов, развитие согласия и морали, принятие участия в решении проблем коллектива. |
Способность улаживать конфликты, организовывать общую деятельность привлекать детей к участию в принятии решений |
Слишком много непродуктивных групповых решений, слишком много обсуждений |
Невнимание к вопросам морали и психологического климата в коллективе, слабые коммуникации |
3. Продюсер- От него ожидают сосредоточения на работе, большой заинтересованности, энергии и движущей силы. Вожатый вдохновляет детей принять на себя ответственность, ставить задачи и добиваться высокой продуктивности. Это обычно помогает членам коллектива лучше выполнять поставленные задачи. |
Способность достигать поставленных целей, вдохновлять коллектив |
Низкая мораль, работа исполнителей на износ |
Низкая продуктивность, неспособность эффективно решать задачи |
4. Начальник- Ожидается, что он будет четко определять направление деятельности на основе продуманной постановки целей и рационального планирования. Он должен быть решительным инициатором, который разъяснит проблемы, выборы и альтернативы, распределит роли и задачи, установит правила, оценит успешность и даст инструкции. |
Способность ясно видеть перспективы, рационально использовать ресурсы |
Слишком жесткая регуляция, мало внимания к человеческим потребностям |
Нерешительность, неясная политика |
5. Координатор- От координатора ожидают поддержания структуры и ясной системы. Человек в этой роли покладист и вызывает доверие. Поведение включает стремление к целостности, избегание расколов, занятие деятельностью коллектива, изучение и оценку онной и предложений. |
Способность сохранять стабильность, целостность и контроль |
Консерватизм, нечувствительность к изменениям |
Отсутствие гибкой системы |
6. Контролер- Предполагается, что он знает обо всем происходящем в коллективе, следит за тем, как дети соблюдают установленный порядок и насколько коллектив соответствует своим задачам. Контролер должен быть способным к рациональному анализу, быть внимательным к мелочам, к работе с рутинной информацией, к техническим проблемам организации деятельности. |
Тщательность проверки работы исполнителей, умение своевременно заметить и исправить ошибки |
Чрезмерное внимание к процедурам, заострение внимания на ошибках, отсутствие криатива |
Слабая информированность, опасность принятия решений на основе неверной информации |
7. Новатор- От вожатого-новатора ожидают изменений, облегчающих работу. В отличие от роли Контролера, для которого главное — порядок и дисциплина, Новатор — это творческий мечтатель, который смело экспериментирует, отходя от принятых стандартов. |
Способность изобретать, изменяться, адаптируясь к изменениям условий |
Гибельные эксперименты |
Чрезмерный консерватизм, невнимание к изменению условий деятельности |
8. Посредник- От вожатого ожидают политической проницательности, убедительности, влиятельности и силы. Как посредник, он должен действовать как связной и изыскивать ресурсы. |
Способность влиять, умело вести беседы — обсуждения — переговоры, находить ресурсы |
Размытая система ценностей, политиканство |
Недостаток настойчивости, идеи не находят воплощения |