Общение: вербальные и невербальные компоненты. Виды общения

Эссе

по психологии

на тему: «Общение: вербальные и невербальные компоненты. Виды общения»

вербальный общение словесный журналист

Ушкалов И., 3 курс 2 гр. ОЗО,

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов. По содержанию: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими/физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям: биологическое (для поддержания, развития и сохранения организма), социальное (расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).

По средствам: непосредственное (с помощью естественных органов), опосредованное (с использованием специальных средств и орудий), прямое (личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения), косвенное (осуществляется через посредников).

В общении как обмене информацией выделяют вербальные и невербальные компоненты. Вербальное словесное общение существует для передачи информации при использовании звукового канала. Средством вербальной коммуникации являются слова с закреплёнными за ними в общественном опыте значениями, то есть речь. Выделяют первичные и вторичные функции речи. К первичным относятся следующие:регулятивная (оказание воздействия на другого); передача, хранение и овладение историческим опытом (сказка, поговорка); средство познания. Вторичные функции: регуляция эмоций (если на человека направлена агрессия, ему следует отвечать более спокойным, ровным тоном); эстетическая (словом можно приласкать и обидеть, поддержать и оттолкнуть, обрадовать и огорчить); облегчения; обозначения. Речь бывает письменной и устной, последняя, в свою очередь, подразделяется на монологическую и диалогическую. Диалог — разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Большое значение имеет степень эмоционального возбуждения при разговоре.

14 стр., 6624 слов

Роль общения в развитии личности

... и предполагает непосредственное восприятие идущей от субъекта информации. Опосредствованное общение предполагает применение специальных средств для установления контакта и обмена информацией посредством ... в своем психическим развитии. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие личности. Общение формирует человека как ...

Монолог произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам слушающим его. Монологическая речь сложна в композиционном отношении, требует завершённости мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении информации. Её развёрнуты формы в онтогенезе по сравнению с диалогической речью развиваются позднее. Письменная речь возникла как результат потребности общения между людьми, разделёнными пространством и временем. Благодаря письму стало возможным передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче его он мог подвергаться искажению, видоизменению или исчезнуть. Письменная речь играет важную роль в развитии сложных обобщений, которыми пользуется наука, в подаче художественных образов. Письменная речь заставляет добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей.

Эмоциональное отношение, сопровождающее высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией. Средствами невербальной коммуникации являются жесты, мимика, интонации, паузы, позы, смех, слёзы и т.д., которые создают знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации. Приём отзеркаливания осуществляет функцию подстройки к состоянию собеседника, позволяет почувствовать его настроение. Он включает в себя практически все вышеупомянутые средства. Но однозначная трактовка жестов может привести к неправильному пониманию собеседника, их надо оценивать в контексте с мимикой и речью. Мимику же легче научиться контролировать, сохраняя «непроницаемое лицо», следовательно, она мене достоверна, хотя и не мене выразительна. Невербалика также включает и параречевые характеристики: дикция (четкость произношения); темп и ритм (все, что связано со скоростью и ритмичностью произношения); мелодичность (плавность произношения); громкость; тембр (звуковая окраска голоса); интонация. Стиль общения собеседника может указать на его принадлежность к определённому социальному и культурному слою, на его кругозор, вкус, образ мыслей.

Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Существенно важное значение для усиления действия вербальной коммуникации имеет пространственное размещение общающихся. Реплика, брошенная через плечо, чётко показывает отношение коммуникатора к реципиенту. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения. К средствам невербальной коммуникации могут быть отнесены и различные условные обозначения, с помощью которых коммуникатор информирует о чём-то значимом для него возможных реципиентов. Траурная лента сообщает о постигшей человека потери.Как правило, невербальный язык является результатом не сознательной тактики поведения, а подсознательных импульсов, поэтому его крайне трудно подделать, и доверять ему можно значительно больше, чем словам.Важнейшим невербальным элементом общения, конечно, является одежда, выдающая такие черты человека, как демократизм, консерватизм, неординарность, амбициозность и т. д.

13 стр., 6386 слов

Практические аспекты формирования межкультурной коммуникации ...

... общения всегда осуществляется и невербальная коммуникация. Эффективность общения, особенно в контексте межкультурной коммуникации, зависит не только от того, насколько понятны собеседнику слова, но и от умения корректно и адекватно интерпретировать информацию, ...

В журналистике общение играет ключевую роль. Подавляющую часть информации репортёр добывает именно в контакте с людьми — источниками информации, героями своих материалов. Не всегда интервью проходят гладко, и в таких моментах владение искусством общения журналисту особенно необходимо. Так, корреспондент должен уметь расположить к себе интервьюируемого, внушить ему доверие. Для этого очень полезно овладеть техникой отзеркаливанпия, такой подход на интуитивном уровне внушит собеседнику, что журналист близкий ему человек. Большой объём знаний работника СМИ о средствах невербального общения позволит ему понять, где собеседник лжёт, что в нём истинное, а что напускное, наигранное, например. Часто источник информации слишком скован, неразговорчив, в связи с этим журналист должен уметь устранять такого рода коммуникативные барьеры: разрядить атмосферу шуткой, забавной историей или при необходимости создавать неформальную, дружескую атмосферу и т.д. Журналист должен уметь хорошо читать внешний вид человека, определять по нему его основные характеристики, черты характера, его систему ценностей. Это позволит сразу без проб и ошибок определить манеру общения, попасть с ним на одну волну.

Богатый опыт общения в повседневной жизни помогает ему в профессиональной деятельности. В этом случае он сразу понимает как ему надо вести себя с тем или иным человеком в рабочей обстановке, это не будет вызывать у него труда, потому что он уже имеет такой опыт в своей частной жизни. В этом случае репортёр лучше понимает своих собеседников, у него не вызывает трудностей задача снять напряжение, он гораздо более умело контролирует ход беседы.

Журналист должен иметь чёткую, отработанную схему, алгоритм общения с собеседником, потому что зачастую ему приходится работать в экстремальных условиях и соответственно быстро выдавать результат, поэтому уровень владения техниками общения должен быть доведён у него практически до совершенства, чтобы мастерски, без причинения обиды пресечь отклонения собеседника от темы, его излишние эмоции и пр.

Чтобы сделать общение максимально эффективным, получить как можно больше нужной информации, журналист может прибегать к самым разным уловкам. Так, отзеркаливание своего собеседника ему следует дополнить вербальным подчёркиванием общности интересов в данном вопросе. Помочь разговорить интервьюируемого, вызвать у него желание беседовать может приём, заключающийся в том, что журналист сам лично живо интересуется данной темой; чтобы дать почувствовать собеседнику, что он знает больше журналиста. На решение этой задачи — преодоление коммуникативных барьеров — может работать приём провокации собеседника, смысл которого состоит в том, чтобы вызвать у источника бурную реакцию несогласия или показать какой-нибудь объект, который застанет его врасплох, вызовет естественную реакцию.

7 стр., 3081 слов

Общение как средство передачи информации

... соотношения вербальных и невербальных средств передачи информации. Глава 1. Общение как средство передачи информации Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникаций. Акт общения анализируется и оценивается по следующим ... Кроме того, говорящий должен выбрать такие слова, чтобы мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя ...

Также работник СМИ должен понимать, что различные стратегии, техники, приёмы общения могут быть известны не только ему одному, но и его собеседнику. В этом случае его задача многократно усложняется: он не только должен понять какой приём использует интервьюируемый, но и найти способ его незаметно обмануть.

Очень важно для журналиста знание средств невербального общения. Это поможет ему увидеть настоящие, истинные чувства и мысли респондента. Если корреспондент почувствовал что-то неладное, он, зная язык тела, жестов и т.д. может сразу понять в чём дело. Знание невербалики позволит репортёру не обмануться, собеседник не сможет обвести его вокруг пальца. Исходя из этого журналист должен помнить о личном пространстве человека, ему не следует вторгаться в него, потому что это может смутить интервьюируемого, вызвать в нём даже некоторую агрессию. Замечая изменение поз, жестов интервьюируемого в процессе общения, журналист может понять его отношение к беседе в целом или каким-либо темам и корректировать в соответствии этим свою речевую стратегия. Это своего рода сигнал: правильно ли всё делает журналист.