СЕМЬЯ КАК ПРОВОЦИРУЮЩИЙ ФАКТОР ДЕТСКИХ СТРАХОВ

Министерство образования Нижегородской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижегородский педагогический колледж»

Студентка 404 группы

специальность 050704 «Дошкольное образование»

СЕМЬЯ КАК ПРОВОЦИРУЮЩИЙ ФАКТОР

ДЕТСКИХ СТРАХОВ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Нижний Новгород — 2010г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………… 3

Глава I. Детско-родительские отношения как провоцирующий фактор проявления детских страхов

1.1.Авторитет родителей……….…………………………………………. 8

1.2.Стили и тактики воспитания в семье………………………………… 12

1.3.Семейные конфликты…………………………………………………. 16

1.4.Психологические особенности неполных семей……………………. 19

Выводы по I Главе………………………………………………………… 22

Глава II. Некоторые аспекты проблемы детских страхов

2.1.Страхи как проявление эмоциональной сферы……………………… 24

2.2.Виды страхов…………………………………………………………… 29

2.3.Причины детских страхов……………………………………………… 33

2.4.Коррекционная работа по преодолению детских страхов…………… 35

Выводы по III Главе………………………………………………………… 39

Глава III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Изучение уровня проявления детских страхов у детей дошкольного возраста …………………………………… ………………………………… 43

3.2. Рекомендации по организации психолого-педагогического процесса по снижению уровня детских страхов……………… ………………………… 56

3.3 Выводы по третьей главе……………………………………………….. 62

Заключение………………………………………………………………… 63

Литература………………………………………………………………… 66

Приложения ……………………………………………………………… 70

ВВЕДЕНИЕ

В связи с рядом психологических изменений ребенка наибольшая выраженность в подверженности и развитии страхов наблюдается у детей дошкольного возраста. Страх — естественная и нормальная реакция организма на какую-либо опасность, но преобладание этой эмоции ведет к негативным психологическим последствиям: развитию эмоциональной неудовлетворенности, исчезновению положительных эмоций (смеха, чувства полноты жизни), тревожно-пессимистической оценке будущего. Это проявляется в общей заторможенности, раздражительной слабости и импульсивных, внезапно возникающих, трудно предсказуемых действиях ребенка. В связи с этим детям дошкольного возраста зачастую необходимо снижение уровня страха, но не устранение его в полной мере.

10 стр., 4880 слов

Психологическое изучение страхов у детей дошкольного возраста

... уровень тревоги, так как он боится, опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию [10, c. 43 ]. .2 Особенности страхов у детей дошкольного возраста Детские страхи ... и качественная обработка результатов. Глава 1. Изучение страхов у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема .1 Феномен страхов в психолого-педагогических исследованиях ...

Основными предпосылками формирования страхов являются как социальные условия, которые, прежде всего, определяются поведением родителей, так и психофизиологические особенности самого ребенка.

Важным фактором появления страхов является атмосфера в семье.

Т.о.проблема влияния детско-родительских отношений на проявление детских страхов является наиболее актуальной.

Негативную роль играют семейные конфликты, которые подразделяются в зависимости от субъектов взаимодействия на конфликты между: супругами, родителями и детьми, супругами и родителями каждого из супругов, бабушками (дедушками) и внуками и, конечно, серьезный удар по психике малыша дает развод, в результате которого возникают психологические проблемы свойственные неполным семьям. Особенно часто страхами на неблагополучную обстановку дома реагируют дошкольники. Плохо влияет на психику маленьких детей и долгое пребывание на попечении бабушек и других родственников вне привычного окружения, без родителей. В результате постоянный психологический дискомфорт провоцирует появление ночных кошмаров и боязни темноты.

Несмотря на это, большинство невротических отклонений, к которым могут привести детские страхи, можно предотвратить, если использовать психолого-педагогические воздействия на ребенка с целью преодоления им тревожности, беспокойства, психического напряжения и повышения уверенности в собственных силах.

Понятийный словарь.

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Страх — боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состоянье души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия.

Ночные страхи — состояние у детей (обычно в возрасте 2-4 лет), когда вскоре после засыпания они начинают сильно плакать во сне от внезапно охватившего их страха. Ребенка трудно успокоить, так как при этом никаких изменений его психики не происходит; приступ страха проходит, когда ребенок полностью просыпается, причем о том, что было с ним, он совершенно ничего не помнит. Приступы ночных страхов иногда возникают после пережитой ребенком стрессовой ситуации.

Авторитет — в общем смысле: значение и основанная на значении или с ним соединённая власть; в узком — влияние умственное, возбуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели. Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.

Семья? — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Конфликт — отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической загруженностью, порожденной причинами иного характера.

6 стр., 2539 слов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КУКЛОТЕРАПИИ В СНИЖЕНИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ...

... работе с детскими страхами Методы исследования: 1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблемы исследования. 2. Эмпирические ... страха интерпретируются автором как инстинктивный страх[13]. Так же источником страха у детей является тяжёлый личный опыт и влияние социальной среды. Понимая страх ... в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в ...

Эмо?ция — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Решиться активно помочь детям снизить уровень страха — это значит принять активное участие в их жизни. Но это не означает, что необходимо вмешиваться в личную жизнь детей, грубо пытаться тренировать их волю, заставляя преодолевать страхи, обрекая их при этом еще больше чувствовать беспомощность и неспособность оправдать ожидания взрослых. Поэтому к страхам, и прежде всего к ребенку нужен особый психологический подход, основанный на понимании его чувств и желаний, укреплении его <�Я> и перестройке его характера, а также отношений с людьми.

Самый эффективный способ помощи ребенку дошкольного возраста в понижении уровня страхов — игровая коррекция. Игра представляет собой естественный вид творчества детей, действие, в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит отреагирование чувств и желаний, постижение нового опыта социального взаимодействия, развитие воображения и расширение круга общения, приобретаются новые знания и умения.

Таким образом, принимая во внимание все выше сказанное,

темой дипломной работы выбрана проблема влияния детско-родительских отношений на проявление детских страхов.

Цель исследования: изучение детско-родительских отношений как факторов, провоцирующих возникновение детских страхов.

Объект: нашего исследования – проблема возникновения страхов у ребёнка дошкольного возраста.

Предмет исследования: нашего исследования – возможности влияния детско-родительских отношений на возникновение детских страхов.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что раскрытие и понимание родителями степени влияния факторов семейного воспитания на появление страхов у детей дошкольного возраста сделает возможным снижение уровня страхов у детей, будет способствовать сохранению их психического здоровья и эмоционального благополучия.

Задачи исследования:

1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме детских страхов.

2. Изучение проблемы влияние детско — родительских отношений на возникновение детских страхов.

3. Выявление причин возникновения детских страхов.

4. Подбор диагностических методик по выявлению уровня детских страхов.

5. Подбор коррекционных методик и форм работы ДОУ и семьи по преодолению детских страхов.

К этой проблеме в своих работах обращались такие известные педагоги как А.И.Захарова, И.М. Марковской, Ш. Левиса, Е.Г.Макаровой, Т.В.Бавиной и Е.И.Агарковой, Н.Н.Авдеевой и Ю.А.Кочетовой. Проблеме влияния семейных конфликтов на возникновение детских страхов и проблеме психологических особенностей неполных семей посвящены следующие авторы Ю.А. Канатаева», А.Н. Олейник, В.А. Сысенко, И.М. Марковской, А.Адлер, И. В. Дементьевой.

10 стр., 4756 слов

Исследование родительско-детских отношений

... исследования являются детско-родительские отношения. Предметом исследования является, диагностика детско-родительских отношений по методики «PARI». Целью курсовой является: исследовать родительско-детские отношения с помощью теста «PARI» и детско - родительские отношения с помощью ...

Глава I. ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ

1.1. Авторитет родителей.

У авторитетных родителей в семьях инициативные, общительные, добрые дети. Каких же родителей мы можем назвать авторитетными? Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоциональное развитие ребенка — это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

Не случайно говорят: человек рождается дважды — первый раз физически и второй — духовно. Человеку необходимо расширять свои возможности. Для ребенка главным препятствием развития возможностей и соответственно источником тревоги становится неодобрение его поведения взрослым. В результате вырастает психопатический асоциальный человек, плохо интегрирующийся в общество, враждебный ему.

Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные пробле-мы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд Других факторов — вот причины появления у современных дошколь-ников невротических отклонений. Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность и расширяющих диапазон воздействия воспитателя на эмоциональное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и страхам, отсутствие адекватной психологической защиты, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни. На практике бывает нелегко четко, однозначно понять: страдает ребенок невротическими отклонениями или же поведенческие проблемы объясняются недостатками воспитания и особенностями характера. В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого-диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям не «наломать дров», не усугублять состояния ребенка, нуждающегося в помощи.

В ходе написания дипломной работы, была достигнута цель – изучение влияния детских страхов на поведение ребёнка и выявлены способы их коррекции, а так же были решены все поставленные задачи исследования.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.

7 стр., 3111 слов

Детские страхи и действия родителей

... страхов 4.     Проявления страхов 5.     Страхи характерные длястаршего дошкольного возраста 6.     Поведение родителей или какпомочь ребенку в преодолении страхов? ... Психические изменения под влиянием страха приводятк развитию труднопереносимой социально-психологической изоляции. Страхи характеныедля старшего дошкольного возраста ...

2. Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.

3. Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно. Существующие способы снижения и контроля страха основываются, прежде всего, на теории научения.

4. Коррекция страхов осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений.

5. Рисование используют в коррекционных целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

6. Важность активной коррекционной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности ребёнка.

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что понимание родителями, значение детско-родительских отношений, уровень психолого – педагогической культуры, напрямую зависит с уровнем детского страха дошкольников. Это было выявлено из практической части моей работы.

ЛИТЕРАТУРА

1.Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М., 2003.

2.Авдеева Н.Н., Кочетова Ю. А. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей // Психологическая наука и образование. 2008. №4. – C. 35

3. Аллан Фромм. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации.-Екатеринбург,АРД ЛТД,1997.

4.Т.В.Бавина, Е.И.Агаркова. Детские страхи: решение проблемы в условиях детского сада. Практическое пособие. М.:АРКТИ, 2008.

5. Вайзман Н.М .Реабилитационная педагогика.-М.:1996.

6. Гарбузов В. И. Нервные дети: советы врача. СПб., 1990.

7.Гарбузов В.И. Знаете ли вы своего ребенка.-М.:Прогресс,1980.

8.Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. – М.: 2001. — №11. – С. 108-118.

9. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб.: Союз, 1997. -224с.

10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.-М.: Просвещение,1993.

11. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей.-СПб.: Союз,2004.

12. Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей.-М.:Педагогика,1986.

13. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992.

14.Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2006.

15.Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.

16. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль: Академия развития,1997.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- ... Структура самосознания как устойчивая установка индивида по отношению к себе она включает в себя три ... применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя ...

17. Левис Ш. Ребенок и стресс.-СПб.:1997.

18. Лосева В.К. Рисуем семью.-М.,1995.

19. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985.

20. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.-СПб.:Речь,2000.

21. Макарова Е.Г. Преодолеть страх или искусство-терапия.-М.:1996.

22. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -576с.

23. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М.: АПО, 1992.

24. Овчарова Р.В.Практическая психология.-М:Сфера,1996.

25. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000.

26.Суоми И. П. «Основы воспитания в семье» Уч. Пособие. – Челябинск: Негосударственное образовательное учреждение «Челябинский гуманитарный институт», 2007.

27. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989.

28. Эмоции,страх,стресс.//Вопросы психологии.-1989,-№4.

29. Снегирёва Т. Детские рисунки глазами психолога // Обруч.- 1996.- №5.- с.5-6.

30. Шишова Т. Страхи – это серьёзно – М.: Издат. дом. «Искатель», 1997.- 94с.

31. Степанова Е. Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы»? // Дошкольное воспитание.- 1997.- №5.- с.65-68.

32. Степанова В.А. Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунке // Психолог в детском саду.- 2003.- №4.- с.46-60.

33. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство. – СПб.: Европейский дом, 2000. – 288с.

34. Флэйк – Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.: АСТ- Пресс, 1998.- 314с.

35. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 480с.

36. Фридстад М., Арнольд Дж. Ребёнок с эмоционально неустойчивым характером.- СПб.: Питер, 2004.- 272с.

37. Хрестоматия по детской психологии / сост. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 264с.

38. Шапиро А.З. Психолого – гуманистические проблемы позитивно-негативных внутрисемейных отношений // Вопросы психологии.- 1994.- №4.- с.45-46.

39. Шванцара Л.Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития.- Прага: мед. изд-во АВИЦЕНУМ, 1980.

40. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 384с.