Теоретические основы исследования проблемыпрофессионально направленной коммуникативнойкомпетентности в трудах отечественных ученых

1.1. Понятие коммуникативной компетентности в работах

ученых-психологов

В отечественной психологии (например, в работах Е.П. Ильина и В.И. Слободчикова) термин «коммуникация» трактуется как взаимодействие, связь двух систем, в результате которого передается, несущий информацию, сигнал от одной системы к другой. Общение – это специфичный для человека вид коммуникации.

Ф.Данс и К.Ларсон в книге «The Functions of Human Communication» приводят 126 определений коммуникации разных авторов, вот некоторые из них:

Коммуникация — это социальный процесс, использующий периоды кодирования, сообщения, посредника, получения и декодирования.

Коммуникация — это понятие, описывающее процесс переноса значения от одного индивидуума к другому.

Коммуникация – это любой динамический процесс, характеризующийся двухсторонностью в связи с тем, что частью коммуникации является ответная реакция.

В данной работе под понятием «коммуникация» мы будем понимать целенаправленный процесс передачи информации, в котором участвуют две или более сторон (говорящий (адресант) и слушающий (адресат)) и основной функцией которого является обмен информацией.

Анализируя различные определения коммуникативной компетентности в работах А.А. Бодалева, К. Данцигера, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, В.П. Захарова, Л.А. Петровской и других, можно сделать вывод, что общей чертой для их большинства является включение данного термина в структуру эффективного общения. Термин «коммуникативная компетентность» предполагает наличие у человека определенного уровня мастерства в межличностном общении и опирается на психологические знания о других и о себе, а также на комплекс соответствующих умений и выбранную стратегию общения.

В работах по лингвистике, риторике, педагогике М.А. Брандеса, Т.А. Дридзе, М.А. Гвенцадзе, коммуникативная компетенция рассматривается как исходное понятие (способность адекватно использовать языковые и речевые средства применительно к задачам общения) и как целевое (формирование умений понимать, правильно истолковывать и строить типы текста, обусловленных владением нормами речи и умением учитывать специфику данной речевой ситуации), то есть как достижение компетентности.

Д. Хаймз в понятии коммуникативной компетенции выделили следующие составляющие:

— лингвистическую (правила языка);

— дискурсивную (правила построения смыслового высказывания);

— социально-лингвистическую (правила диалектной речи);

11 стр., 5025 слов

Методика работы над понятиями «звук», «слог», ...

... условий успешного обучения русскому языку является правильно организованная работа на начальном (добукварном) этапе обучения грамоте. Объект исследования - процесс работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период. ...

— стратегическую (правила поддержания контакта с собеседником).

Л. Бахман предложил подробное описание коммуникативной компетенции. Он использует термин «коммуникативное языковое умение» и включает следующие ключевые компетенции:

— языковую /лингвистическую/ (осуществление высказываний на родном/иностранном языке возможно только на основе усвоенных знаний, понимания языка как системы);

— дискурсную (связанность, логичность, организация);

— прагматическую (умение передать коммуникативное содержание в соответствии с социальным контекстом);

— разговорную (на основе лингвистической и прагматической компетенций, уметь говорить связно, без напряжения, в естественном темпе, без затяжных пауз для поиска языковых форм)……..

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996. – 376 с.

2. Андриенко А.С. Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза. Автореферат диссертации…– Ростов н/Д, 2007. – 26 с.

3. Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом. – СПб.: Речь, 2004. – 400 с.

4. Бодалев А.А. Личность и общение. – СПб.: Речь, 2006. – 244 с.

5. Бодалев А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996.- 256с.

6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.:Академия, 2002. – 312 с.

7. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.: Издательство «Ось-89», 2001. – 224 с.

8. Гозман Л.Я.Психология эмоциональных отношений. – М.: Академия, 2007. – 254 с.

9. Гозман Л.Я., Ажгихина Н.И. Психология симпатий. – М.: Педагогика, 2005. – 234 с.

10. Городилова И.А. Модель формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущего учителя. – Новокузнецк: ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», 2007. – 54 с.

11. Горшенина Я.Л Критерии и показатели оценки педагогического сопровождения развития коммуникативной компетентности будущего специалиста в деятельности кафедры вуза. // Международные юридические чтения: Материалы научно-практической конференции – Омск: Омский юридический институт, 2006. — С. 164-169.

12. Горшунова В. Коммуникативная компетентность будущего специалиста. – Новосибирск: ЗСГК, 2007. – 122 с.

13. Грачева И.Г. Профессиональная компетентность ведущих фокус-групповых дискуссий: содержание и структура. – М.: Проспект, 2007. – 54 с.

14. Деркач А.А., Бодалев А.А. Рабочая книга практического психолога. – М., 2006. – 244 с.

15. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. кмеология. – СПб.: Питер, 2003 – 256 с.

16. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология: Для обучающихся по специальности. — М.: Журналистика, 2000. – 122 с.

17. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Речь, 2007. – 256 с.

18. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. – СПб.: Речь, 2001. – 332 с.

11 стр., 5241 слов

Психология детей с нарушениями речи

... наук, хорошо ориентирующиеся в вопросах коррекционной педагогики, психологии, логопедии, социологии» Лингвистическая характеристика недостатков разных сторон речи Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные ... сомнения, что необходимо поднять общий уровень грамотности в области специальной психологии и педагогики у всех специалистов, имеющих дело с детьми (включая ...

19. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Проблема диагностики социально-перцептивной компетентности (в педагогическом общении).

– М.: Просвещение, 2004. – 228 с.

20. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. – СПб.: СПбГУ, 2006. – 56 с.

21. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. – Самара: БАХРАХ, 2000. – 356 с.

22. Зотова И.Н. Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной компетентности студентов технического вуза. – Ставрополь: СГУ, 2006. – 22 с.

23. Климов Е.А. Психология. – М.: Культура и спорт. – 288 с.

24. Клочкова Ю.Л. Профессиональная коммуникативная компетентность дефектолога: слагаемые успешного общения. – Караганда.: КГУ, 2006. – 78 с.

25. Козлова Е.С. Место и значение коммуникативной компетентности в профессиональной подготовке специалистов в ВУЗе. – Иркутск: Институт социальных наук ИГУ, 2008. – 68 с.

26. Копылова Н.В., Борисова Н.В. Коммуникативная компетентность в профессиональном становлении личности будущих специалистов. – СПб.: Речь, 2006. – 332 с.

27. Костюк О.В. Коммуникативная компетентность руководителя как ресурс повышения качества управления. – М.: Эксмо, 2005. – 188 с.

28. Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 512 с.

29. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – СПб.: Сова, 2007. – 268 с.

30. Кукосян О.Г. профессия и познание людей. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 322 с.

31. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: М.: Педагогика, 2001. – 214 с.

32. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 222 с.

33. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 242 с.

34. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Аадемия Смысл, 2007. – 368 с.

35. Люлевич И.Ю., Новохатняя К.В. Проблема формирования коммуникативной компетентности у студентов ИФК. – М.: Эксмо, 2006. – 144 с.

36. Макаровская И.В. Коммуникативная компетентность и представления учителя о себе. – Петрозаводск: КГПУ, 2000. – 30 с.

37. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб.: Образование, 1997. – 240 с.

38. Некрасова И.И. Пути формирования профессиональной компетентности специалиста. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2008. – 164 с.

39. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.

40. Обозов Н.Н. Психология работы с людьми. – СПб.: Речь, 2004. – 228 с.

41. Обозов Н.Н. Совместимость и срабатываемость людей. – М.: Академия, 2008. – 378 с.

42. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Речь, 2008. – 324 с.

43. Петрунева Р. О главной цели образования / Р. Петрунева, Н. Дулина, В. Токарев // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 40-46.

44. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М.: Изд. МГУ, 1989. – 216 с.

45. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М.: Академия, 2002. – 324 с.

46. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие/ Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.

47. Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова и А.А.Деркача. — М.: Эксмо, 2008. – 368 с.

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... «метафизических» и этических проблем существования человека. Второй значительный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569-1650). Декарт считается родоначальником ... отсюда – понятие профессии "вклинивается" также в возрастную и педагогическую психологию. Важность вопроса об истории профессии, в частности профессии психолога, обосновывается ...

48. Реан А. А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии. 1990. № 2. – С. 34-38.

49. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. – 344 с.

50. Реан А. А. Психология познания педагогом личности учащихся. — М.: Педагогика, 2005. – 266 с.

51. Сай А.В. Профессионально-ориентированный тренинг общения как способ формирования коммуникативной компетентности личности. – Оренбург: ГОУ ВПО «ОГУ», 2007. – 98 с.

52. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2002. – 208 с.

53. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М.: Эксмо, 2002. – 322 с.

54. Социальная психология/ Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2002. – 643 с.

55. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1995.-736с.

56. Трофимова, Г. С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых: автореф. дис. … доктора пед. наук. [Текст] / Г. С. Трофимова. – СПб.: СпбГУ, 2000. – 33 с.

57. Хрестоматия по социальной психологии/ Под ред. Т. Кутасовой. — М.: Международная педагогическая академия,1994.-222с.

58. Шипилина Л.А. Подготовка менеджеров образования в педагогическом университете. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. – 293 с.

59. Юнина Е.А. Технология качественного обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 224 с.

60. Якунин В.А. Педагогическая психология. – М.: Издательство Михайлова В.А., 2001. – 322 с.